13. Что значит «стать христианином»?

Апостол Павел устанавливает порядок, согласно которому христиане получают благословения спасения, в Рим.8:30: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Тему предопределения мы рассмотрели в предыдущей главе, в последующих четырёх главах мы обратимся к другим аспектам спасения, упомянутым в этом стихе.

Актуальный призыв

Призыв, о котором говорит апостол в Рим.8:30, — это вовсе не то «призвание», которое побуждает человека выбрать ту или иную профессию или стать членом определённой церкви. Этот призыв относится к тем, кого Бог «предопределил», «оправдав» их. То есть здесь речь идёт о призыве, прозвучавшем в адрес всех верующих в Иисуса.

Этот призыв — зов Царя Вселенной, обращение, которое невозможно проигнорировать, и оно всегда вызывает желаемый отклик в сердцах людей. Этот призыв есть действие Бога Отца, говорящего посредством проповеди Благой вести. Бог зовёт людей к Себе таким образом, что они реагируют, проявляя спасительную веру. Поскольку призыв исходит от Бога и всегда вызывает рождение спасительной веры, его называют актуальным, или действенным, призывом.

Когда Бог столь могущественно призывает людей, Он зовёт их «из тьмы в чудный свой свет» (1 Петр. 2:9), «в общение Сына Его Иисуса Христа» (1Кор.1:9; ср. Деян.2:39), «в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2:12; ср. 1 Петр. 5:10; 2 Петр. 1:3). Призванные Богом «принадлежат Иисусу Христу»[3] (Рим.1:6). Они призваны быть «святыми» (Рим.1:7; 1Кор.1:2), призваны к миру (1Кор.7:15; Кол.3:15), свободе (Гал.5:13), надежде (Еф.1:18; 4:4), святости (1 Фес. 4:7), долготерпению в страданиях (1 Петр. 2:20,21; 3:9) и к вечной жизни (1Тим.6:12).

Евангельский (общий) призыв

В более широком смысле любая проповедь Благой вести кому бы то ни было тоже называется «призывом». Чтобы отличить такого рода призыв от актуального призыва, который всегда вызывает отклик в сердце человека, мы говорим о «евангельском призыве» вообще, независимо от того, смогут ли покаяться люди после него. Он звучит для всех людей и иногда называется общим, или внешним.

Евангельский призыв звучит в проповеди Евангелия. Это чётко изложено апостолом Павлом во 2 Фес. 2:14, где он утверждает, что их призвание Богом произошло «благовествованием нашим», -то есть благодаря проповеди Благой вести Павлом. Вот почему важно дерзновенно проповедовать Благую весть, веря, что Бог посредством действенного призыва сделает то, что Он сделал для Лидии: «Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян.16:14).

Не все евангельские призывы действенны. На христианах лежит ответственность объяснять весть Евангелия; сделать же призыв действенным — исключительно Божья работа.

Составляющие евангельского призыва

В каждом евангельском призыве должны наличествовать три ключевых аспекта: объяснение фактов, касающихся спасения, приглашение лично ответить Христу в покаянии верой, обещание прощения и вечной жизни.

Факты, касающиеся спасения, таковы:

1. Все согрешили (Рим.3:23).

2. Наказание за грехсмерть (Рим.6:23).

3. Иисус Христос умер, чтобы понести наказание за наши грехи (Рим.5:8).

Однако простого согласия с этими утверждениями недостаточно. Должен прозвучать призыв покаяться и лично поверить в эту радостную весть. Одно такое приглашение много лет тому назад произнёс Иисус: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30).

Тем, кто с верой отзовётся на евангельский призыв, Бог обещает простить грехи и даровать вечную жизнь с Ним. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Иисус также сказал: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37).

Как происходит принятие призыва

После того, как приглашение откликнуться на призыв озвучено, Бог должен изменить сердце человека, чтобы тот смог с верой на него откликнуться. Эта перемена — сокровенное действие Бога, посредством которого Он наделяет нас новой духовной жизнью, — называется возрождением. В этом изменении мы сами не играем какой-либо роли -это исключительно Божий акт.

Изменение сердца описывается пророком: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26).

Это мгновенное действие меняет всё. Как только оно происходит, человек становится, как сказано в 2Кор.5:17, «новым творением; древнее прошло, теперь все новое». Перемена, хотя она не всегда мгновенно осознаётся, приводит к изменениям в сердце, которые вызывают изменение характера, что в свою очередь полностью преображает жизнь. Возрождённый человек должен обнаружить в себе новую любовь к Богу и Его народу (Мф.22:37-40), чистосердечное послушание Его заповедям (Ин.14:15) и черты характера Христа, которые апостол Павел называет плодами Духа (Гал.5:22, 23).

Как происходит отклик на призыв

Призвав человека и изменив его сердце посредством возрождения, Бог ожидает обязательного отклика — покаяния и веры. Поскольку евангельский призыв — это призыв личный, он предполагает личный отклик. Добровольный индивидуальный отклик на евангельский призыв, когда человек искренне раскаивается в грехах и всецело полагается на Христа ради спасения, называется обращением.

Простого признания в необходимости спасения недостаточно. Подлинная спасительная вера, хотя включает и осознание (понимание сути спасения), и признание (согласие с истинностью фактов), требует доверия. Тот, кто обладает настоящей спасительной верой, обязательно переходит от исследования заявлений Иисуса к вере в то, что они истинны, а от веры в их истинность — к полному доверию Иисусу, чтобы обрести прощение грехов и вечную жизнь с Богом. Если у меня есть подлинная спасительная вера, то я уже не просто верю в истинность фактов об Иисусе, но всем естеством доверяю Ему в том, что касается моего спасения. Для описания этого доверия в Библии используются довольно яркие выражения: мы не просто «верим Иисусу» (то есть верим в то, что Он говорит правду), но «верим в Него» (то есть полагаемся на Него, доверяя Ему): «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16; курсив мой. — У.Г.).

В этом доверии присутствуют два аспекта: покаяние и вера. Апостол Павел проповедовал «покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян.20:21). Автор Послания Евреям утверждает, что первые два элемента основ христианского учения — это «обращение от мертвых дел» и «вера в Бога» (Евр.6:1). Покаяние подразумевает, что человек принял сознательное решение отвернуться от своих грехов, а вера — что человек обратился к Христу, чтобы получить прощение этих грехов. Такая вера признаёт, что сам человек не может спастись, и в то же самое время она даёт человеку твёрдую уверенность, что это может сделать Христос.

Покаяние и вера — две стороны одной медали. Ибо когда я искренне отвергаю грех, я с верой обращаюсь к Христу, доверяя Ему в том, что касается спасения. Первичное раскаяние и вера задаёт тон последующей христианской жизни, когда сердце совершает раскаяние и верит постоянно. Как пишет апостол Павел: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол.2:6).

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. Как человек становится христианином?

2. Объясните, что значит по-настоящему верить в Иисуса. Как по-настоящему раскаяться в грехах?

3. Чем христиане могут подтвердить свою веру в Христа?