3. Что такое Троица?

Говоря о Боге, иногда используют три разных имени: Бог, или Отец, Иисус Христос и Святой Дух. Но это не просто три имени одной личности — по сути, это имена трёх отдельных Лиц Бога. Хотя Бог Отец, Бог Сын (Иисус) и Бог Святой Дух извечно существуют как три разных Личности, Бог только один. Эта идея выражается в понятии Триединства. Полностью осознать истину о трёх Лицах одного Бога очень сложно. И тем не менее это одна из самых важных доктрин христианской веры.

Библейский взгляд на Троицу

Само слово «Троица» не встречается в Библии, но понятие, которое соответствует этому слову, встречается во многих местах. Например, в Быт.1:26 Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Множественное число глагола и местоимения подразумевает, что в творении участвовало несколько личностей. Единственными существами, к которым мог обращаться Бог, — это ангелы, но мы не созданы по образу ангельскому, а «по образу Божьему» (Быт.1:27), так что этот стих предполагает бытие Бога в нескольких Лицах.

Когда Иоанн крестил Иисуса,«…отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

И вот, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, и Котором Мое благоволение» (Мф.3:16, 17). В тот момент все три Лица Триединства выполняли разные действия: Бог Отец говорил, Бог Сын крестился, а Бог Святой Дух нисходил на Сына.

Похожим образом, когда Иисус посылал Своих учеников на труд, Он заповедал им научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Говоря это, Иисус подтверждает, что три Лица Троицы отличны в Своих личностях (т.е. Отец, например, не может быть Сыном). Три Лица Триединства чётко просматриваются в Иуд.20, 21: «…молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа».

Что значит Троица

Поскольку Бог является тремя отдельными личностями, Отец не является Сыном или Святым Духом, Сын не является Отцом или Святым Духом, и Святой Дух не является Отцом или Сыном. Мы показали это выше в ряде отрывков.

Каждое из Лиц Троицы в полной мере является Богом. Божественность Отца очевидна в первом же стихе Библии — «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1) — и неоднократно подтверждается на страницах Писания. Когда текст Писания ссылается на слова Бога, чаще всего речь идёт о Боге Отце.

Но Сын Божий, явившийся в мир как Иисус Христос, также является Богом. Так, Павел пишет об Иисусе: «…в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). И Фома, ученик Иисуса, был прав, обратившись к Учителю: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). В конце концов, Иоанн говорит, что он писал своё Евангелие, чтобы люди «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий» (Ин.20:31).

Наконец, Бог Святой Дух также является Богом. Поскольку Отец и Сын являются Богом, вполне логично, что все три Лица Троицы упоминаются как равно значимые в Мф.28:19 («крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»). Очевидно, что в Писании все три Лица считаются в полной мере Богом. Пётр придерживается этого взгляда, когда обвиняет Ананию во лжи «Духу Святому», а затем объясняет, что тот «солгал не человекам, но Богу» (Деян.5:3,4). Павел утверждает, что Дух всеведущ, как Бог Отец: «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11).

Вместе с тем Библия также ясно утверждает, что существует только один Бог, а не три. В Писании говорится, что Бог есть единая сущность: «Господь един есть» (Втор.6:4) Бог часто повторяет это утверждение, говоря предельно ясно, что нет другого Бога, кроме Него. Например, в Ис.45:5 читаем: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня».

Апостол Павел подтверждает это: «один Бог…» (Рим.3:30), «Ибо един Бог…» (1Тим.2:5). В Иак.2:19 мы видим, что даже бесы признают это: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут».

Понять, как могут существовать три Личности Троицы, каждая из которых является всецело Богом — при том, что существует только один Бог и Он неделим, — крайне трудно. Этого и следовало ожидать. Триединство — одна из тайн, которую мы можем объяснить лишь частично. Хотя различные аналогии из физического мира могут немного помочь нам в том, чтобы проникнуть в эту тайну, в конечном счёте любые сравнения неадекватно передают суть Троицы, потому что мы смотрим на Бога сквозь призму творения. Но в творении нет ничего точно такого же, как Бог. Все попытки упростить или исчерпывающе объяснить эту тайну обречены на неудачу и часто порождают мировоззрение, которое противоречит учению Библии. Иными словами, нам никогда не удастся полностью понять учение о Троице, потому что некоторые его аспекты находятся за рамками человеческого понимания. Это часть «сокрытого», которое «принадлежит Господу, Богу нашему» (Втор.29:29).

Тем не менее исключительно важно считать эту тайну истиной. Например, если Иисус не является в полной мере Богом и одновременно самостоятельной Личностью, Он не смог бы понести гнев Божий, умереть и воскреснуть из мёртвых. А если Иисус не воскрес из мёртвых, то вера в Него безумна, и те, кто называет себя христианами, по словам Павла, «несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19).

Различные функции Троицы

У трёх Лиц Божества различные функции. Например, Бог «выговорил» мироздание в бытие (Быт.1:9, 10). Но в Ин.1:3 сказано, что эти слова исполнил Бог Сын: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». В то же время, пока Бог творил, «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2), то есть поддерживал и являл Божье присутствие в творении.

Разные функции трёх Лиц Божества также проявляются, когда речь идёт о совершении спасения. Бог Отец «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного», Которого послал «в мир, чтобы … мир спасен был чрез Него» (Ин.3:16,17). О Своей роли Иисус говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38). А воля эта заключалась в том, чтобы Он умер за наши грехи и не пришлось умирать нам (Евр.10:10). Когда Иисус восстал из мёртвых и вознёсся на Небо, вместе с Отцом Они послали Святого Духа, Который должен завершить работу, начатую Отцом и Сыном (Ин.14:16; 16:7).

И в творении, и в искуплении Отец, Сын и Дух выполняли каждый Свою работу. Это Отец послал и направлял Сына и Дух. Это Сын вместе с Отцом послал Духа. Сын был послушен Отцу, а Дух повинуется и Отцу, и Сыну. И хотя Сын и Дух продолжают выполнять Свои функции, оставаясь в полной мере равными Отцу в Божественности, Они делают это, подчиняясь Богу Отцу.

Эти разные функции и роли — видимые результаты вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Духом. Они не преуменьшают Божественности, атрибутов и сущности Отца, Сына и Духа. Различие здесь только в том, как они относятся друг к другу и к творению. Эти отношения весьма сильно отличаются от человеческих, ведь каждый человек является уникальным существом. Но бытие Бога настолько отличается от бытия человеческого, что Бог, оставаясь неделимым, открывается в межличностных отношениях трёх отдельных Лиц. Человеку не дано пережить такого рода опыт, потому раскрыть до конца эту тайну нам не удастся.

Тем не менее единство и одновременно своеобразие Троицы предлагает человеку основание и прекрасный пример для проявления единства и многообразия в повседневной жизни. В супружестве, например, две разных личности сходятся вместе и, вступив в брак, становятся «одной плотью» (Еф.5:31). Будучи супругами, они имеют равный статус, а также личностную ценность перед Богом, но исполняют разные функции. Как Отец имеет власть над Сыном, так и в браке муж имеет власть над женой. Апостол Павел утверждает: «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава -Бог» (1Кор.11:3). Хотя порой нелегко уяснить, как именно должны распределяться роли супругов, Библия ясно дает понять, что отношения внутри Троицы служат моделью для взаимоотношений в браке.

Другой пример единства и многообразия ярко проявляется в Церкви, где «многие члены», все с разными навыками, «составляют одно тело» с одной целью (1Кор.12:12). Это отражается и в этническом составе Церкви, в которую входят люди «из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр.7:9). Это многообразие демонстрирует многогранность премудрости Бога, Который позволяет Своему творению существовать в единстве и многообразии. Единство и разнообразие, которые присутствуют в мире, отражают единство и своеобразие как способы существования Троицы.

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. Назовите три-четыре ключевых отрывка из Писания, в которых говорится о Троице. О чём именно в них сказано?

2. Почему все аналогии оказываются неадекватными при попытке объяснить феномен Троицы? Значит ли это, что мы должны придумать аналогию, которая бы точно выражала идею Триединства? Почему «да»? Почему «нет»?

3. Каким образом взаимоотношения между Отцом, Сыном и Святым Духом могут стать моделью человеческих взаимоотношений?