Декабрь

Христианское совершенство

«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился…» (Филиппийцам 3:12)

Представлять, что Бог хочет сделать нас безукоризненными образцами того, на что Он способен, опасно. Цель Божья — сделать нас единым целым с Собой. Все «движения святости» упирают на то, что Бог производит музейные образцы святых людей. Если вы пойдете по этому пути, по пути личной святости, вы будете жить не для Бога, а для того, что назовете проявлением Бога в жизни своей. «Не может быть воли Божьей на то, чтобы я был болен». Если была Божья воля на то, чтобы был истерзан Единородный Сын Божий, почему Бог должен избавить от страданий вас? Для Бога важно не то, чтобы вы полностью и всегда соответствовали высокому званию святого, для Него важно, какие у вас отношения с Иисусом Христом и насколько вы послушны Ему и в здравии, и в немощи тела.

Христианское совершенство никогда не было и не может быть совершенством человеческим. Христианское совершенство — это совершенство отношений человека с Богом, которое проявляется в житейских мелочах. Когда вы повинуетесь призыву Иисуса Христа, первое, что вас поражает, — это абсолютная неграндиозность поставленных перед вами задач, а второе — это то, что другие люди, как вам кажется, живут очень даже прилично. Глядя на них, вы можете подумать, что приличной жизнью можно жить и без Бога, что выполнить то, чего требует от нас Бог, можно человеческими силами и набожностью. Но в падшем мире этого не получится никогда.

Я призван жить в совершенных отношениях с Богом, чтобы, глядя на меня, другие тянулись к Богу, а не восхищались мной. Мысли о себе не дают мне быть полезным для Бога. А Богу дела нет до таких моих мыслей: Он не собирается превращать меня в выставочный образец — Он хочет привести меня в такое состояние, чтобы меня можно было использовать. Так пусть же Он делает то, что хочет!

«Не воинством и не силою»

«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». (1-е Коринфянам 2:4)

Если, проповедуя Евангелие, вы подменяете ясное понимание пути спасения уверенностью в силе Евангелия, вы мешаете людям увидеть истинную Реальность. Возвещая свое познание пути спасения, вы должны быть уверены, что сами твердо стоите в вере Божьей. Никогда не полагайтесь на ясность своей проповеди, а, проповедуя, обязательно полагайтесь на Духа Святого.

Будьте уверены в силе Искупления Божьего — и Бог сотворит в душах Свою жизнь

Если вы укоренитесь в Реальности, вас ничто не сможет поколебать. Если вы верите лишь в то, что вам довелось пережить, вашу веру может потрясти все, что угодно. Но ничто никогда не сможет застать врасплох Бога или всемогущую Реальность Искупления. Положите в основание своей веры это — и вам ничто никогда не сможет угрожать, как и Самому Богу. Как только вы войдете в личный контакт с Иисусом Христом, вы уже больше не поколеблетесь. Вот в чем заключается смысл освящения. Бог не одобряет человеческого опыта, когда мы начинаем придерживаться концепции, что освящение — это просто наши чувства, и забываем, что само наше освящение должно пройти через освящение (см. Ин.17:19). Мне нужно добровольно отдать свою освященную жизнь на служение Богу, чтобы Он мог меня использовать как руки или ноги Свои.

Закон борьбы противоположностей

«…Побеждающему…» (Откровение 2:7)

Жизни без борьбы не бывает ни в природе, ни в благодати. Основа физической, умственной, нравственной и духовной жизни — это борьба противоположностей. Такова жизнь, таковы факты.

Здоровье — это равновесие между физической жизнью и внешней средой, и поддерживается оно только в том случае, если внутри меня имеется достаточный запас жизненных сил, чтобы противостоять влиянию извне. Все, что находится вне моей физической жизни, имеет целью меня погубить. То, что мне идет на пользу, пока я жив, разлагает мое мертвое тело на атомы. Если у меня достаточный запас стойкости, если я смогу поддерживать равновесие, — буду здоров. То же самое верно и по отношению к жизни нашего разума. Чтобы сохранять здоровье ума, нужно бороться, и результатом этой борьбы будет равновесие, которое называется мыслью.

То же происходит и в сфере нравственности. Все то во мне, что не унаследовало природу добродетели, является врагом добродетели, и, смогу ли я в этой борьбе победить и явить в итоге истинную добродетель, зависит от моих моральных устоев. Как только я начинаю за что-то бороться, что касается этого, я веду себя нравственно. Нет человека, который бы вел себя прилично просто потому, что иначе жить он просто не может. Добродетель — качество благоприобретенное.

Точно так же обстоит дело и с духовностью. Христос сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), то есть все недуховное ведет меня к погибели, «…но мужайтесь: Я победил мир». Мне нужно научиться одерживать верх над тем, что мне противостоит, и, таким образом, восстановить равновесие святости, и тогда встреча с любыми превратностями для меня будет лишь поводом для восторга.

Святость — это когда мой дух и закон Божий в своем высшем выражении — Иисусе Христе — находятся между собой в равновесии.

Храм Духа Святого

«…Только престолом я буду больше тебя». (Бытие 41:40)

Я отвечаю перед Богом за то, как я управляю телом своим под Его владычеством. Павел сказал, что он не отвергает благодати Божьей (Гал.2:21) и не использует ее не по назначению. Благодать Божья абсолютна, спасение Христово совершенно, оно дается навсегда. Бог меня не спасает, Он меня спас — спасение вечно, как престол Божий, мне нужно лишь пустить в дело то, что Бог в меня вложил. «Совершайте свое спасение…» (Флп.2:12) — вот за что отвечаю я. Это значит, что в своем теле мне нужно явить жизнь Господа Иисуса, и не мистическим таинственным образом, а наяву и всерьез. «…Усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор. 9:27). Каждый святой может полностью подчинить свое тело Богу. Бог создал нас, чтобы управлять всем храмом Духа Святого, даже нашими мечтами и страстями. И мы за это отвечаем, нам никогда нельзя давать волю своим страстям. Большинство из нас гораздо суровее относятся к другим, чем к себе: себе мы многое прощаем, а других судим беспощадно, особенно за то, к чему мы сами не предрасположены.

Умоляю вас… — говорит Павел, — представьте тела ваши в жертву живую…» (Рим. 12:1) А решается все ответом на один вопрос: согласен ли я со своим Господом и Спасителем, что тело мое должно быть храмом Его? Если да, то весь закон для тела моего сводится к тому откровению, что тело это — храм Духа Святого.

Радуга в облаке

«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею». (Бытие 9:13)

Воля Божья состоит в том, чтобы люди жили с Богом в душе, и заветы Божьи для этого и предназначены. Почему Бог меня не спасает? Он-то меня спас, но я не начал жить с Ним в душе. Почему Бог не делает этого, почему Он не делает того? Он-то все сделал, вопрос в том, войду ли я с Ним в завет. Все великие благословения Божьи — дело завершенное и совершенное, но они не станут моими, пока я не вступлю с Богом в отношения, основанные на завете Его.

Ждать Бога — значит проявлять крайнюю степень неверия, то есть это значит, что у меня нет веры в Него, вот я и жду, чтобы Он что-то во мне сделал, чему можно было бы поверить. А Бог не делает, потому что отношения между Богом и человеком не на этом основаны. В завете с Богом человек должен сделать невозможное, точно так же, как Бог делает невозможное, заключая завет с человеком. Речь идет о вере в Бога — явлении крайне редком, потому что мы верим только в свои чувства: я не поверю Богу, пока Он не даст мне что-то такое, что можно будет пощупать. Вот когда даст, тогда я скажу: «Теперь верю». Ну и где же здесь вера? «Ко Мне обратитесь, и будете спасены…» (Ис. 45:22) Когда же я действительно сделаю то, чего от меня требует завет Божий, и все предам воле Божьей, я даже и не подумаю о своих заслугах или хоть о чем-нибудь человеческом. Мысли мои будут только об одном — о том, что я в союзе с Богом. И все преобразится, и на душе у меня будет мир и радость.

Покаяние

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению». (2-е Коринфянам 7:10)

Обличение во грехе лучше всего передано в словах: Грехи мои, грехи мои, Спаситель… Как тяжек груз их на Твоих плечах!

Обличение во грехе — одно из самых необычных переживаний, выпадающих на долю человека. Это начало понимания Бога. Иисус Христос сказал, что, когда придет Дух Святой, Он обличит людей во грехе (см. Ин. 16:8), а когда Дух Святой будит совесть человека и приводит его в присутствие Божье, Его беспокоят не отношения этого человека с другими людьми, а отношения с Богом — «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50:6). Чудеса обличения во грехе, прощения и святости настолько переплетены между собой, что святым может быть только человек прощенный, потому что он и доказывает-то, что прощен, только становясь другим человеком по благодати Божьей. Покаяние всегда приводит человека к этому рубежу: я согрешил. Самый верный признак, что в душе человека действует Бог, — это когда человек об этом говорит и понимает, что он говорит. А все меньшее — это просто угрызения совести по поводу совершенных ошибок или рефлекторное отвращение к самому себе.

Мы входим в Царство Божье через мучительную боль покаяния, которая камня на камне не оставляет от респектабельности человека. Потом Дух Святой, от Которого и исходит эта мука, начинает «изображать» в нас Сына Божьего (см. Гал. 4:19). Новая жизнь будет явлена в сознательном покаянии и подсознательной святости, и никак не наоборот. Основа основ христианства — покаяние. Строго говоря, человек не может покаяться тогда, когда ему этого захочется, покаяние — это дар Божий. Первые пуритане когда-то молились о «даре слез». И если вы начинаете забывать добродетель покаяния, вы погружаетесь во тьму. Испытайте себя и проверьте, не разучились ли вы сожалеть о своих поступках.

Беспристрастная сила Божья

«Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых». (Евреям 10:14)

Мы попираем ногами своими Кровь Сына Божьего, если думаем, что прощены уже потому, что сожалеем о своих грехах. Единственное объяснение прощения Божьего и того, что Он действительно не воспомянет нам грехов наших, — это смерть Иисуса Христа. Наше покаяние — это просто неизбежный результат того, что мы поняли смысл Искупления, совершенного Христом ради нас. «[Христос Иисус] сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Когда мы начинаем понимать, что всем этим Христос сделался именно для нас, мы ощущаем беспредельную радость Божью. А там, где нет радости Божьей, действует смертный приговор.

И не важно, кто мы и что мы. Смертью Христовой Бог восстанавливает наше правильное положение — в Себе, и никак иначе этого сделать нельзя. Бог нас восстанавливает в правильном положении не потому, что Иисус Христос ходатайствует за нас перед Ним, а потому, что Христос умер. Нам этого правильного положения не заработать ничем, его можно только принять. И от всякого ходатайства, в котором человек сознательно отказывается признавать Крест, не будет никакого толку, потому что мы будем ломиться не в ту дверь, которую нам отворил Христос. Но «в ту» дверь мне не хочется — уж слишком меня унижает, что меня примут как грешника. «…Нет другого имени…» (Деян. 4:12) Когда нам кажется, что Бог бессердечен, Он в этот самый миг нам как раз и являет Свое истинное сердце. Его вход распахнут настежь. «…Мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов…» (Еф. 1:7) Принимая смерть Иисуса Христа как свою собственную, мы соединяемся с Ним, обрекая на смерть все, чего в Нем никогда не было.

Бог остается справедливым Богом: Он спасает плохих людей, только делая их хорошими. Наш Господь не делает вид, что с нами все в порядке, когда с нами все далеко не в порядке. Искупление — это умилостивление, которое заключается в том, что Бог смертью Христовой делает святым человека несвятого.

Смертное оскорбление плоти

«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Галатам 5:24)

Жизнь сама по себе не греховна. Нам нужно просто отступаться от греха, не иметь с ним никаких дел ни в каком виде: грех — дело адское и дьявольское, а я, дитя Божье, принадлежу раю и Богу. И вопрос не в том, чтобы я отказался от греха, а в том, чтобы я отказался от своих прав на самого себя, свою природную независимость и самоутверждение. Именно вокруг этих прав и идет главная борьба. Именно то, что, с мирской точки зрения, выглядит правильно, благородно и хорошо, не дает нам изведать то лучшее, что нам предназначил Бог. И когда мы понимаем, что наши природные добродетели грудью встают на нашем пути к Богу, мешая нам покориться Ему, наша душа оказывается в самом центре ожесточеннейшей битвы. Очень мало кто из нас борется с чем-то неприличным, порочным и непристойным, но вот с хорошим сражаться нам приходится. А именно хорошее — заклятый враг лучшего, и, чем выше вы поднимаетесь по шкале природных добродетелей, тем ожесточеннее вы противитесь Иисусу Христу. «Но те, которые Христовы, распяли плоть…» — вашей натуре это не просто дорого обойдется, ей придется отдать все, что у нее только есть. Христос сказал: «…Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя…» (Мф. 16:24), то есть своего права на себя, и прежде, чем человек это сделает, он должен понять, Кто такой Иисус Христос. Не стоит отказываться от приглашения на похороны вашей независимости!

Жизнь естественная сама по себе не духовна, и духовной ее может сделать только жертвоприношение. Если мы не решимся принести в жертву естественное, сверхъестественное для нас никогда не сможет стать естественным. К этой цели не ведет никакой царский путь, путь к ней — в наших собственных руках. И здесь уже нужно не молиться, а действовать.

Жертвоприношение плоти

«Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной». (Галатам 4:22)

В этой главе Послания к Галатам Павел говорит не о грехе, а о соотношении плотского и духовного. Плотское нужно преобразить в духовное посредством жертвоприношения, иначе душа человека будет разорвана на две части. Почему Бог повелевает приносить плотское в жертву? А Он этого совсем не повелевает. Это не повеление Божье, а позволение. Повеление Божье заключалось в том, чтобы плотское послушанием преобразовывалось в духовное. Необходимость принесения плотского в жертву была вызвана вмешательством в дело греха.

Прежде чем Авраам был готов принести в жертву Исаака, ему пришлось принести в жертву Измаила. Некоторые же из нас пытаются приносить Богу духовные жертвы прежде, чем они приносят Ему жертвы плотские. А единственный способ принести Богу духовную жертву, — это принести «тела… [свои] в жертву живую» (Рим. 12:1). Освящение это не просто избавление от греха, это сознательное принесение себя в жертву Богу, Который меня спас, независимо от того, во что это мне обойдется.

Если мы не пожертвуем плотским ради духовного, наша плотская жизнь будет насмехаться над жизнью Сына Божьего в нас и постоянно ввергать нас в состояние душевного смятения. Духовная природа, не подчиненная порядку, всегда приводит именно к этому. Мы идем не туда, куда нужно, потому что упрямо отказываемся призывать самих себя к физическому, нравственному или умственному порядку. «С детства не приучен». Ну, раз не приучен с детства, учись сейчас. А не будешь учиться — погубишь всю свою жизнь, если смотреть с точки зрения Бога.

Бог не имеет никакого отношения к нашей плотской жизни, пока мы с ней нянчимся. Но когда мы ее изгоним в пустыню и будем твердо держать под уздой, Бог будет с ней и откроет источники и оазисы, и исполнит все обетования Свои для плоти нашей.

Индивидуальность

«…Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». (Матфея 16:24)

Индивидуальность — это скорлупа, за которой кроется личность. Индивидуальность расталкивает всех локтями, разделяя людей и отделяя их друг от друга. Для ребенка индивидуальность дело понятное, но, если мы будем путать индивидуальность с личностью, будем по-прежнему оставаться в изоляции, в одиночестве. Оболочка индивидуальности — это созданное Богом естественное защитное покрытие для личности. Но чтобы личность вышла наружу и вступила в общение с Богом, индивидуальность должна уйти и не мешать. Индивидуальность — это такой же суррогат личности, как похоть — суррогат любви. Бог задумал человеческую природу как обиталище для Себя.

Индивидуальность развращает человеческую природу, низводя ее до своего уровня.

Индивидуальности присущи независимость и страсть к самоутверждению. Постоянное желание индивидуальности самоутвердиться мешает нашей духовной жизни больше, чем что-либо другое. Если вы говорите: «Я не могу в это поверить» — это происходит потому, что вам мешает индивидуальность: она никогда и ни во что поверить не может. А личность, наоборот, не может не верить. Понаблюдайте за собой, когда в вас действует Дух Святой. Он выводит вас за рамки вашей индивидуальности, и вам приходится или сказать: «Не могу», или сдаться, покориться Богу, проломить скорлупу индивидуальности и дать волю личности. И всякий раз Дух Святой все сводит к чему-то одному (ср. Мф. 5:23, 24). Не дает вам примириться с братом именно ваша индивидуальность. Бог хочет вас привести к единению с Собой, но Он не может этого сделать, пока вы не откажетесь от прав на самих себя. «Отвергнись себя», отрекись от своей независимости, от своих прав — и только тогда ты дашь шанс прорасти в тебе настоящей жизни.

Личность

«Да будут едино, как Мы едино». (Иоанна 17:22)

Личность — это то странное и неуловимое, что мы подразумеваем, когда говорим, чем мы отличаемся от всех других людей. Наша личность никогда не бывает доступна нашему пониманию во всей полноте. Остров посреди моря может оказаться вершиной высокой горы. Личность — это такой же остров. Мы никакого понятия не имеем о безднах, таящихся в нас, и поэтому не можем правильно себя оценить. Сначала нам кажется, что нам это под силу, но потом приходит понимание, что есть только одно Существо, Которое нас понимает, — это наш Творец.

Личность — это характеристика духовного человека, точно так же, как индивидуальность — характеристика человека плотского. О нашем Господе в смысле индивидуальности и независимости невозможно сказать ничего. О Нем можно что-то сказать только в смысле Его Личности. «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Личность неуловима, и узнать, кто вы есть на самом деле, можно только тогда, когда вы сливаетесь с другой личностью. Когда человека посещает любовь или Дух Божий, он преображается и уже больше не держится за свою индивидуальность. Наш Господь никогда не говорил о человеке в смысле индивидуальности, не говорил о его «локтях» или гордом одиночестве, а говорил в смысле личности: «Да будут едино, как Мы едино». Если вы отдадите права на себя Богу, истинная сущность вашей личности тут же отзовется Богу. Иисус Христос высвобождает личность, и индивидуальность преобразовывается любовью и личной преданностью Христу. Любовь — это когда одна личность сливается в общении с другой личностью.

О чем нужно молиться

«…Должно всегда молиться и не унывать». (Луки 18:1)

Вы не можете молиться заступнической молитвой, если не верите в реальность Искупления. В таком случае ваша ходатайственная молитва будет не больше, чем выражением тщетного сочувствия к другим людям, которое только увеличит их безропотное удовлетворение своим состоянием без Бога. В настоящей заступнической молитве вы приносите того человека или те обстоятельства, которые вас волнуют, к Богу, пока Бог не начнет открывать вам Свое отношение к этому человеку или к этим обстоятельствам. Ходатайство — это восполнение «недостатка скорбей Христовых» (Кол. 1:24), и поэтому ходатаев так мало. Говорят, что ходатайствовать — значит поставить себя на место другого человека. Нет и еще раз нет! Лучше попробуйте поставить себя на место Бога.

Молясь за других, старайтесь исходить из того, что открывает вам Бог, иначе вы будете погребены под завалами фактов и предположений. Если вы будете знать слишком много, больше, чем Бог вам предназначил знать, вы не сможете молиться, потому что это подействует на вас настолько угнетающе, что вы не будете видеть реального положения вещей.

Наше дело — входить в тесный контакт с Богом по всякому поводу, а мы от такого дела прячемся за ширмой деловой активности. Мы занимаемся делами заметными, но ни за что не хотим становиться ходатаями. А ведь ходатайство — это единственное служение, в котором нет скрытых ловушек, потому что в нем мы перед Богом полностью открыты.

В ходатайственной молитве важно следить за тем, чтобы не заниматься «мелким ремонтом» душ — душу нужно вести к прямому контакту с самой жизнью Божьей. Подумайте, со сколькими душами сводит нас Бог, а мы на них не обращаем внимания! Когда мы молимся на основании Искупления, Бог творит то, чего никак иначе, кроме как по ходатайственной молитве, Он сотворить не может.

Великая жизнь

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше…» (Иоанна 14:27)

Когда что-то нам дается с трудом, нас так и подмывает обвинить в этом Бога. Но виноваты во всем мы сами, а не Бог: где-то, значит, в нас что-то такое нехорошее есть, с чем нам не хочется расстаться. А как только расстанемся — все становится ясным как день. Пока мы стараемся служить двум господам — себе и Богу, проблем невпроворот. Нужно же положиться на Бога полностью. И как только мы это сделаем, не будет ничего легче, чем жить святой жизнью. Трудности начинаются, когда нам хочется присвоить себе полномочия Духа Святого для достижения собственных целей.

Когда вы послушны Богу, Он всегда ставит на вас Свою печать — печать мира Божьего. Мир этот словами не описать: это не тот мир, который дает мир, — это мир Христов. А если мир не приходит, ждите его или доискивайтесь причины, по которой его у вас нет. Если вы действуете из благих порывов или из героизма, вам не получить свидетельства о мире Христовом: в таком случае у вас нет простоты или уверенности в Боге, потому что дух простоты рождается от Духа Святого, а не по вашему хотению. Где хотение, своеволие и трудности — там человек, где простота — там Бог.

Вопросы у меня начинают появляться, когда я перестаю быть послушным Богу. Когда же я Богу послушен, между мной и Ним никаких проблем не возникает. То, что со стороны можно назвать проблемой, для меня просто испытание, которое не позволяет мне перестать поражаться откровениям Божьим. Любая проблема, встающая между мной и Богом, возникает из-за непослушания, любая проблема (а их великое множество), которая возникает рядом со мной, когда я Богу послушен, лишь увеличивает мой искренний восторг, потому что я знаю, что обо всем известно моему Отцу, и просто жду, как Он разберется с очередным затруднением.

Ищите слова

«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины». (2-е Тимофею 2:15)

Если вы чего-то не можете выразить словами, не оставляйте своих попыток, пока не добьетесь цели. Если же все-таки вам это не удастся, кому-то будет плохо всю его жизнь. Пробуйте сами себе рассказывать о каких-нибудь истинах Божьих, и Бог поможет вам о них рассказать кому-нибудь еще. Пройдите через Божью давильню, в которой из гроздьев выжимается сок. Пока найдутся нужные слова, придется помучиться, но зато потом наступит время, когда эти самые с трудом найденные слова для кого-то станут вином, что подкрепит ослабшую душу. Но если вы скажете с ленцой в голосе: «Что я буду мучиться, возьму и повторю за кем-нибудь чужие слова» — эти слова не принесут никакой пользы ни вам, ни другим. Если чуете нутром Божью истину, пробуйте для самого себя ее выразить в словах, и вы дадите Богу шанс передать эту истину через вас кому-то еще.

Приучите себя всегда пережевывать разумом своим то, что и без того легко проглатывается. Наше становится нашим только после того, как мы его усвоим в муках. Самые полезные для вас книги не те, что открывают вам то, чего вы не знали, а те, в которых четко изложено то, что словами выразить у вас не получалось.

Боритесь не с Богом, а пред Богом

«Для сего приимите всеоружие Божие… молитесь во всякое время…» (Ефесянам 6:13, 18)

Вам нужно бороться с тем, что не пускает вас к Богу, вам нужно бороться в молитве за другие души, но никогда не говорите, что вы в молитве боретесь с Богом. Это не по-библейски. Если вы действительно боретесь с Богом, вы будете калеками всю свою оставшуюся жизнь. Если, когда Бог придет не так, как того хотелось вам, вы вцепитесь в Него, как вцепился Иаков, и начнете с Ним бороться, вы сами вынудите Бога что-то вам повредить. Не нужно идти Божьим путем, прихрамывая! Лучше боритесь пред Богом со всем, что вам мешает — и вы одержите с Божьей помощью великие победы. Борьба пред Богом зачтется вам в Царстве Его. Если вы попросите меня за вас молиться, а у меня нет полноты во Христе, я, может, молиться и буду, только вот толку от моих молитв не будет никакого. Но если я имею полноту во Христе, моя молитва всегда будет достигать цели. Молитва действенна лишь тогда, когда в ней есть полнота: «Для сего приимите всеоружие Божие…»

Всегда делайте различие между Божьим повелением и Божьим соизволением, то есть тем, как в вашей конкретной жизни Бог добивается Своих предвечных целей. Повеления Божьи неизменны, а вот с Его позволяющей, допускающей волей нам нужно перед Ним бороться. И к пониманию повелений Божьих мы приходим только после того, как научимся правильно реагировать на позволяющую волю. «…Любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8:28) — это значит тем, кто остается верен Божьему повелению, Его призванию во Христе Иисусе. Божьи сыны и дочери являют себя миру посредством Божьего соизволения. Мы не должны быть амебами, которые на все говорят: «Такова воля Божья». Нам не нужно влезать в драку с Богом и бороться с Ним, нам хватит и того, с чем нужно бороться пред Богом. И не нужно сидеть пред Богом сложа руки, а бороться за то великое дело, что дает доступ к Божьей силе.

Искупление создает потребность и удовлетворяет ее

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием». (1-е Коринфянам 2:14)

Евангелие Божье пробуждает потребность в Евангелии. Павел говорит: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для…» — для негодяев? Нет, «для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы» (2 Кор. 4:3, 4). У большинства людей вся их нравственность под боком, они не ощущают никакой потребности в Евангелии. Только Бог пробуждает в человеке эту потребность, которой ни одно человеческое существо не осознает, пока Бог не явит Себя. Христос сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7), но Бог не дает, пока человек не попросит. Дело не в том, что Он что-то придерживает, чего-то человеку не хочет дать, а в том, что такой порядок установлен Искуплением. Когда мы просим Бога, Он запускает в действие процессы, с помощью которых создает в нас то, чего не было, пока мы не попросили. Внутренняя реальность Искупления проявляется в том, что оно постоянно что-то творит, созидает: оно творит в нас жизнь Божью и все, что для этой жизни нужно. И эту нашу новую потребность не может удовлетворить ничто, кроме того, что само и создало эту потребность. Вот смысл Искупления — оно создает потребность и удовлетворяет ее.

И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Когда мы проповедуем свои переживания и размышления, людей это может заинтересовать, но никакой потребности при этом у них в душе не появляется. Если же в душе человека возносится Иисус Христос, Дух Божий создает в этой душе осознанную потребность в Христе. За проповедью Евангелия стоит творчество, созидание Искупления Божьего в душах человеческих. Людей никогда не спасет ничье личное свидетельство. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).

Испытание верности

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». (Римлянам 8:28)

Только преданная Богу душа верит, что Бог всем управляет. Мы совсем не верим, что всем, что выпадает на нашу долю, управляет Бог, хотя и говорим, что верим. Мы ко всему происходящему относимся очень бесцеремонно, как будто все на самом деле во власти людей. А хранить верность Богу во всех обстоятельствах — значит быть преданным только и исключительно Ему, Господу нашему. Бывает, что Бог вдруг выбивает из-под нас какие-то подпорки, и тогда мы понимаем, что были неверны Ему, не признавали, что все происходит по Его воле. Мы говорим себе, что теперь-то уж до конца своих дней, случись опять подобная ситуация, будем полагаться только на Бога. Верность всегда испытывается именно так. Когда мы научимся славить Бога в трудных обстоятельствах, Бог в любой момент в две секунды может их изменить, если будет на то воля Его.

Преданность Иисусу Христу — это то, на чем мы сегодня спотыкаемся. Мы верные работники, служители, мы верны во всем, в чем только пожелаете, только не просите нас быть верными Иисусу Христу. Многие христиане не могут выносить даже разговоров о верности Христу. И царское достоинство Господа нашего служители-христиане унижают гораздо больше, чем люди мирские: Бога превратили в машину для благословения людей, а из Иисуса Христа сделали одного из многих служителей Божьих.

А ведь смысл-то не в том, чтобы мы что-то делали для Бога, а в том, чтобы были верны Ему и чтобы Он мог вершить дело Свое через нас и рассчитывать на наше служение без всяких жалоб с нашей стороны и всяких разъяснений с Его в самых экстремальных условиях. Бог хочет иметь возможность использовать нас в Своем деле так, как Он использовал Своего собственного Сына.

О чем говорить в первую очередь

«…Не мир пришел Я принести, но меч». (Матфея 10:34)

Никогда не сочувствуйте душе, глядя на которую, вы можете сделать вывод, что Бог жесток и суров. Бог нежнее, чем мы это можем себе представить, и Он то и дело предоставляет нам возможность действовать жестко, а Сам потом проявляет нежность и заботу. Если человек не может пробиться к Богу, это происходит потому, что у него есть какая-то тайна, расстаться с которой он не хочет: признать, что поступил неправильно, я признаю, но отказываться от этого не собираюсь. В таких случаях сочувствие губительно: нам нужно докапываться до корней, пока наши слова не станут вызывать противление и возмущение. Людям хочется благословений Божьих, но они не выносят, когда их трогают за больное место.

Если вы покорны Богу, вы как слуга Божий будете твердо стоять на своем, не допуская никакого сочувствия, будете обнажать корень проблемы, иначе исцеления не наступит. Говорите то, что вам нужно сказать, пока человек не поймет, что от него требуется, и не признает, что ему нужно так поступить. Начинайте с того, что человек готов признать, и продолжайте, пока он не поймет, в чем его проблема. А тогда покажите, чего ожидает от него Иисус Христос. «Ну, таким я никогда не стану». Тогда объясните: «А Иисус Христос говорит, что должен стать». — «Но разве это возможно?» — «Возможно, если в вас будет новый Дух» (см. Лк. 11:13).

Прежде чем ваши слова смогут принести человеку хоть какую-то пользу, он должен осознать свою потребность в них. В мире тысячи людей прекрасно себя чувствуют без Бога: «Если я был приличным человеком и жил счастливо и без Христа, зачем и почему Он приходил?» Потому, что наши нормы приличия и наше счастье на самом деле не имеют ничего общего ни с приличием, ни со счастьем. Иисус Христос пришел рассечь мечом всякий мир, который не основан на единении человека с Ним.

Что и как делать

«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». (Иоанна 12:32)

Очень немногие из нас на самом деле понимают, почему и для чего умер Иисус Христос. Если людям достаточно одного только сочувствия, Крест Христов превращается в фарс. Он никому не был нужен, если миру нужно всего лишь немножечко любви, а не серьезная хирургическая операция.

Когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с душой, которая переживает духовные проблемы, вспомните об Иисусе Христе на Кресте. Если эта душа может прийти к Богу любым другим путем — Крест Христов не нужен. Но если вы сами уверены, что людям можно помочь словами сочувствия или утешения, вы предаете Иисуса Христа. Вам нужно держать свою душу в правильных отношениях с Богом и изливать ее для других так, как хочет Бог, а не так, как хочется вам, то есть не обращая внимания на Бога. Сегодня очень модно быть набожно-любезными.

Но единственное, к чему мы призваны, — это показывать людям распятого Иисуса Христа, постоянно возносить Его. Всякое учение, которое не стоит на прочном основании Креста Христова, заведет людей на ложный путь. Если сам служитель верит в Иисуса Христа и во всем исходит из реальности Искупления, людей, с которыми он говорит, это просто не может оставить равнодушными. Простая связь такого служителя Божьего с Иисусом Христом пребывает всегда и становится все глубже. И именно от этого и только от этого зависит, что может сделать через служителя Своего Бог.

Новозаветный служитель призван разоблачать грех и являть Спасителя, Иисуса Христа, поэтому он не может быть поэтом, а должен быть непреклонным хирургом. Мы посланы Богом, чтобы возносить Иисуса Христа, а не услаждать чей-то слух своими витиеватыми речами. Нам нужно проникать в души людские так же глубоко, как проник в нашу душу Бог, нам нужно нутром чувствовать, какие слова из Писания откроют человеку истину, и без страха и сомнения действовать согласно этим словам.

Ощущение или откровение

«Но мы приняли… Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога». (1-е Коринфянам 2:12)

Реальность — это Искупление, а не мое понимание Искупления. Но Искупление не будет иметь для меня никакого смысла, пока не заговорит на языке моей сознательной жизни. Когда я рождаюсь свыше, Дух Божий выводит меня из меня самого и из моих ощущений и отождествляет с Иисусом Христом. Если я остаюсь наедине со своими ощущениями и воспоминаниями, эти мои ощущения исходят не от Искупления. Доказательством того, что они исходят от Искупления, будет мой постоянный выход за пределы своего «я». Я больше не буду обращать никакого внимания на свои ощущения и не на них буду основывать свое понимание Реальности, а наоборот, их, то есть ощущения, буду истолковывать, исходя из Реальности. Все мои ощущения ничего не стоят, если не ведут меня к Источнику, к Иисусу Христу.

Если вы попытаетесь удержать в себе Духа Святого, чтобы получить какие-то субъективные ощущения, вы увидите, как Он разорвет все ваши оковы и вернет вас к реальному, историческому, объективному Христу. Никогда не нужно лелеять ощущение или воспоминание, которое не проистекает из Бога и не приводит к вере в Него. Не пытайтесь нянчиться с такими ощущениями, знайте: это ощущения не христианские, какими бы дивными видениями они ни сопровождались. Подвластны ли ваши ощущения Господу Иисусу Христу или вы пытаетесь Его подчинить своим ощущениям? Может быть, какое-то ощущение для вас дороже, чем ваш Господь? Он должен быть для вас Господом, и вы не должны тратить внимание и силы ни на какое ощущение, которое неподвластно Ему. Придет время — и Бог сделает так, что ваши ощущения вас перестанут волновать: «Мне не важно, что я чувствую, я уверен в Нем».

Будьте к себе безжалостны, если вы привыкли слишком много внимания уделять тому, что вы пережили и испытали. Вера, уверенная в себе, — это никакая не вера. Вера, уверенная в Боге, — вот единственная вера.

Как привлекает Отец

«Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». (Иоанна 6:44)

Когда Бог меня привлекает к Себе, сразу же встает вопрос о моей воле: поступлю ли я соответственно тому, что мне открывает Бог, приду ли к Нему? Дискуссии по духовным вопросам — это наглость. Если с вами говорит Бог, никогда ни с кем не обсуждайте того, что Он сказал. Вера — это не интеллектуальный прорыв, вера — это нравственный поступок, сознательное принесение в жертву самого себя. Вручу ли я Богу всю свою жизнь без остатка и сделаю ли то, чего Он от меня требует? Если я поступлю именно так, то увижу, что стою на твердом основании — на Реальности, которая непоколебима, как престол Божий.

Проповедуя Евангелие, всегда подчеркивайте вопрос воли. Вера — это воля, желание поверить. При этом нам нужно низложить свою волю и не просто поддаться уговорам, а сознательно броситься в объятия Бога и поверить Ему на слово, пока мы не перестанем полагаться на то, что сделали мы, и не научимся полагаться только на Бога. В этом нам мешает то, что мы не хотим доверять Богу, а хотим верить только своему рассудку. Что касается чувств, то нужно перешагнуть через них не раздумывая. Мне нужно захотеть поверить, а этого никогда не удастся сделать без напряжения воли с моей стороны, без разрыва со своими старыми взглядами и без передачи прав на себя в руки Божьи.

Каждый человек рождается с желанием стремиться к большему, чем то, что у него есть на данный момент. Меня привлекает к Себе Бог, и мои отношения с Ним — в первую очередь отношения двух живых существ, а не отношения чисто рассудочные. Отношения между мной и Богом завязываются благодаря чуду Божьему и моему желанию уверовать в Бога, и лишь потом я начинаю вникать, понимать и правильно оценивать случившееся со мной.

Как мне стать соучастником Искупления?

«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа». (Галатам 6:14)

Евангелие Иисуса Христа всегда обращается к воле человека. Соглашаюсь ли я с тем приговором, который Бог вынес греху, осудив его на Кресте Христовом? Интересует ли меня хоть чуть-чуть смерть Христа? Хочу ли я, чтобы Его смерть стала моей смертью, готов ли я предать смерти всякий свой интерес ко греху, к миру, к своему «я» — так соединиться с Христом, чтобы стать непригодным для всего, кроме Него? Великая привилегия ученика Христова заключается в том, что он может стать на сторону Креста, что будет означать смерть для греха. Поговорите с Иисусом один на один и или скажите Ему, что не хотите предавать свой грех на смерть, или, что вы хотите во что бы то ни стало принять Его смерть как свою. И как только вы полной верой примете то, что сделал наш Господь на Кресте, произойдет ваше сверхъестественное единение с Его смертью, и вы поймете чем-то, превосходящим разумение, что ваш «ветхий человек» распят со Христом. Доказательство того, что ваш ветхий человек распят со Христом, будет заключаться в удивительной легкости, с которой жизнь Божья в вас позволит вам повиноваться голосу Иисуса Христа.

Наш Господь раз за разом показывает нам, какими бы мы могли стать, если бы не Он. Мы вновь и вновь убеждаемся в истинности слов «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Вот почему в основании христианства лежит личная страстная преданность Господу Иисусу. Нам кажется, что Бог вводит нас в Царство Свое единственно для того, чтобы мы испытали тот восторг, который охватывает нашу душу, когда мы впервые в Его Царство входим. А у Бога цель совсем другая: вводя нас в Свое Царство, Бог хочет, чтобы мы поняли все, что означает наше единение с Иисусом Христом.

Жизнь надежно сокрыта

«…Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». (Колоссянам 3:3)

Дух Божий свидетельствует о том, что жизнь, сокрытая со Христом в Боге, проста, что те, кто такой жизнью живет, все могут и ничего не боятся. Об этом постоянно говорится в посланиях. Когда же мы говорим о жизни истинной святости, мы подразумеваем, что так жить — значит сильно рисковать. Но на самом деле нет ничего надежнее и спокойнее такой жизни, потому что в ней проявляется и за ней стоит Всемогущий Бог. Наоборот, самое рискованное дело — жить без Бога. Если мы рождены свыше, жить в правильных отношениях с Богом окажется проще всего, а поступать неправильно — труднее всего, если только мы будем обращать хоть какое-то внимание на Божьи предостережения и держаться во свете.

Когда мы думаем об избавлении от греха, об исполнении Духом, о хождении во свете, мы представляем себе вершину высокой и красивой горы и говорим: «Мне там никогда не жить!» Но когда мы действительно, по благодати Божьей, туда добираемся, то видим, что это не неприступная вершина, а плоскогорье, на котором достаточно места и где можно жить и расти. «Ты расширяешь шаг мой подо мною» (Пс. 17:37).

Когда вы действительно увидите Христа, вам и в голову не придет в Нем усомниться. Когда Он вам скажет: «Да не смущается сердце ваше» (Ин. 14:27), то и не пробуйте это сердце смутить. Ничего не получится — в присутствии Христа сомневаться просто невозможно. Всякий раз, когда у вас происходит личная встреча с Иисусом, слова Его становятся не просто словами, они — самая настоящая реальность. «…Мир Мой даю вам» (Ин. 14:27) — это мир, в который вы окунаетесь с головой, это непоколебимая уверенность. «…Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге», и вам дарован мир Иисуса Христа, которого ничто не может отнять.

Его Рождество и наше новое рождение

«…Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». (Мф. 1:23)

Его Рождество в истории. «…Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Иисус Христос родился в этот мир, а не из этого мира. Он не был «продуктом развития истории», Он вошел в историю извне. Иисуса Христа нельзя назвать лучшим из людей, Он — Существо, на Которое род человеческий не мог предъявить никаких прав. Это не человек, ставший Богом, а Сам Бог во плоти — Бог, вошедший в человеческую плоть, вошедший в нее извне. Его жизнь — жизнь высшая и святейшая — входит в мир через самую низкую дверь. Рождество нашего Господа было Его пришествием в мир.

Его Рождество во Мне. «…Для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Галатам 4:19) Как наш Господь вошел извне в человеческую историю, так Он должен войти извне и в меня. Дал ли я возможность своей человеческой жизни стать «Вифлеемом» для Сына Божьего? Я не могу войти в пределы Царства Божьего, если я не рожден свыше рождением, не имеющим ничего общего с земным. «…Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Это не повеление — это констатация факта. Новое рождение отличается тем, что я настолько отдаюсь Богу, что во мне «изображается» Христос. А как только Он во мне изображается, во мне начинает действовать Его сущность.

Бог, явивший Себя во плоти, — вот что стало возможным и таким реальным для вас и для меня благодаря Искуплению.

Во свете

«…Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то… Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». (1-е Иоанна 1:7)

Подменять осознанную свободу от греха избавлением от греха через Искупление — значит совершать большую ошибку. Ни один человек не знает, что такое грех, пока не рождается свыше. Грех — это то, с чем столкнулся на Голгофе Иисус Христос. А свидетельствует о том, что я действительно избавлен от греха, мое понимание истинной сущности греха в собственной душе. Чтобы человек познал, что такое грех, его должно по-настоящему коснуться Искупление Иисуса Христа, а это значит, что он должен принять абсолютное совершенство Христа.

Дух Святой действует в нас Искуплением Своим как в сфере подсознательного, так и в том, в чем мы отдаем себе отчет, и мы начинаем понимать истинный смысл слов Иоанна «…Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» только тогда, когда до нас доходит суть ни с чем не сравнимой силы Духа. И это относится не только ко греху сознательному, но и к невероятно глубокому пониманию греха как такового, которое мне может дать только Дух Святой.

Если я хожу во свете, подобно как Бог во свете (и не во свете моего сознания, а во свете Божьем)… если я в этом свете хожу и ничего от него не прячу, ко мне приходит поразительное откровение: Кровь Иисуса Христа очищает меня от всякого греха, и Всемогущий Бог не видит во мне ничего, что подлежало бы Его суду. В моем сознании это откровение порождает острую мучительную боль, потому что я осознаю, что же такое на самом деле грех. Действующая во мне любовь Божья заставляет меня возненавидеть ненавистью Духа Святого все, что несовместимо со святостью Божьей. Когда я хожу во свете, все, что во мне от тьмы, выталкивает меня еще ближе в самое средоточие света.

Где решается исход битв

«Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь…» (Иеремии 4:1)

Исход всех наших битв решается пред Богом не в том, что происходит на поверхности, а в сокровенных уголках нашей воли. Мое внимание приковывает к себе Дух Святой, и я просто вынужден встретиться с Богом лицом к лицу и перед Ним предрешить исход битвы. И пока я этого не сделаю, я всегда буду проигрывать. Битва может длиться одну минуту, а может и целый год — это будет зависеть не от Бога, а от меня. Но мне нужно обязательно выстоять перед Богом в этой битве, я должен решительно пройти перед Богом через пекло самоотречения: ничто не сможет иметь никакой власти над человеком, который выстоял в битве перед Богом и победил.

Если я скажу: «Подожду, когда это наступит, и тогда испытаю Бога» — когда оно наступит, я увижу, что у меня ничего не вышло. Мне нужно все решить между мной и Богом в сокровенных местах души моей, куда нет ходу никому больше, — и тогда я смогу пойти вперед с уверенностью, как будто победа уже одержана. А если я проиграю битву в душе, можно быть уверенным, что впереди у меня только беда, горе и тоска. Битву я проигрываю потому, что пытаюсь сначала одержать победу в сфере внешней, сфере событий, а нужно уединиться с Богом, вступить в битву перед Ним и решить вопрос раз и навсегда.

Что касается других людей, нужно избрать одну линию поведения: всегда подталкивать людей к тому, чтобы они решали вопрос со своей волей. Именно с этого начинается отречение. Раз за разом, не так часто, но все-таки и не редко, Бог подводит нас к определенным Им великим водоразделам, от которых наш путь лежит или к жизни бесполезной, когда мы откладываем и откладываем решение важных вопросов на потом, или к такой жизни, в которой мы будем гореть во славу Божью — все, что могу, во славу Его.

Постоянное обращение

«…Если не обратитесь и не будете как дети…» (Матфея 18:3)

Эти слова Господа нашего относятся к нашему «первому» обращению, но «обращаться» нам нужно постоянно, все дни жизни своей. Нам нужно постоянно обращаться к Богу и быть такими, какими бывают дети. Если мы будем доверять своему разуму, а не Богу, вся ответственность за последствия этого будет возложена Им на нас самих. Как только мы по промыслу Божьему попадаем в какие-то новые обстоятельства, нам нужно внимательно следить за тем, чтобы наша естественная жизнь, жизнь плоти, повиновалась повелениям Духа Божьего: нет никаких гарантий, что мы будем правильно поступать всегда, даже если мы это уже однажды сделали. Плотское и духовное находятся в соотношении постоянного круговорота, взаимообращения, а именно это нам как раз и не по вкусу. Во всяких обстоятельствах, в которые мы попадаем, Дух Божий остается неизменным, никак не меняется и спасение Божье — это нам нужно «облечься в нового человека» (Еф. 4:24). И всякий раз, когда мы упрямствуем и упорствуем, Бог возлагает ответственность за последствия на нас. Управлять нами должна не наша плотская жизнь — нами должен править Бог.

Нашей духовной жизни мешает то, что мы не хотим обращаться постоянно, что нашу душу заклинивает упрямство — там, где гордыня наша плюет на престол Божий и говорит: «Не хочу, не буду». Мы обожествляем свою независимость и свое упрямство и называем их совсем не так, как они должны называться на самом деле. То, на что Бог смотрит, как на слабость и упрямство, мы называем своим достоинством и сильной стороной. Целые пласты души нашей еще не покорились Богу, а добиться этого можно только постоянным обращением. Только так, медленно, но верно, мы можем всю свою душу предоставить в полное владение Духа Божьего.

Ученик или дезертир?

«С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». (Иоанна 6:66)

Когда Бог открывает человеку Духом Своим через Слово Свое, чего Он хочет, и когда разум ваш и душа ваша отзываются на это трепетом, вам обязательно нужно ходить во свете этого откровения, иначе вы попадете в рабство таким мыслям, которых у нашего Господа никогда не было. Непокорность в разуме своем полученному «небесному видению» (Деян. 26:19) повергнет вас в рабство идеям, абсолютно чуждым Иисусу Христу. Не нужно смотреть на других и говорить: «Если он придерживается таких взглядов и живет не тужит, почему мне так нельзя?» Вам нужно ходить во свете полученного вами откровения и не сравнивать себя с другими, не осуждать их. С ними Бог разберется без вас. Когда вы видите, что те идеи, которые вы исповедовали, идут наперекор «небесному видению», но продолжаете упорно их отстаивать, в вас укрепляется то, что Иисус Христос совсем не приветствует, — стяжательство и борьба за свои права. Христос всегда боролся против этих качеств, потому что от них исходит все то, что Ему чуждо. «…Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15).

Нам нравится откинуться на спинку кресла и, прижмурив глаза, купаться в воспоминаниях о своих чудесных откровениях. Но если вам во свете Божьем открылась какая-то новозаветная истина, а вы ее не приняли к исполнению и принимать не собираетесь, то с этого начинается ваше падение, потому что получается, что душа ваша отвергает истину. Если вам открылась какая-то истина, вы уже никогда не будете такими, как до того. В этот самый момент вы встаете перед выбором: или идти вперед и стать еще более верным учеником Иисуса Христа, или дезертировать, бросить Его.

И все, что доброго есть в нас…

«…Все источники мои в тебе». (Пс. 86:7)

Наш Господь никогда не подлатывает наших природных добродетелей: Он переделывает изнутри всего человека. Нам нужно «облечься в нового человека» (Еф. 4:24), то есть следить за тем, чтобы наша природная, плотская, жизнь приобретала тот вид, который был бы совместим с нашей новой жизнью. Та жизнь, которую нам дает Бог, сама развивает свои собственные добродетели — добродетели не Адама, а Иисуса Христа. Обратите внимание на то, как Бог губит, иссушает после освящения вашу веру в собственные естественные добродетели и во всякую собственную способность, пока вы не научитесь черпать жизнь из источника жизни, имя которому — Воскресение Христово. Так восславьте же Бога, если Он вас проводит через эту засуху, губя на корню все плотское!

Действие Божье в нас видно из того, что Он подсекает нашу веру в естественные добродетели, потому что в них нет обетований о нашем будущем, в них — лишь остатки загубленных человеком возможностей, когда-то, при сотворении рода человеческого, полученных им от Бога. Мы держимся за свои естественные добродетели, а Бог постоянно пытается нас ввести в соприкосновение с жизнью Иисуса Христа, которую невозможно описать с точки зрения естественных добродетелей. Очень грустно видеть, как люди, которые занимаются служением Богу, полагаются на то, чего благодать Божья им никогда не давала, на то, что им досталось просто по наследству от их родителей. Бог не занимается нашими естественными добродетелями и не преобразовывает их, потому что этим естественным добродетелям не дано даже приблизиться к тому, чего хочет Иисус Христос. Никакая природная любовь, никакое природное терпение, никакая природная чистота никогда не смогут соответствовать требованиям, предъявляемым Христом. А если мы каждую мелочь своей жизни во плоти будем приводить в соответствие с новой жизнью, которую вложил в нас Бог, Он явит в нас те добродетели, которые были присущи Господу Иисусу.

И все, что доброго есть в нас, — Его добро.

День вчерашний

«…И Бог Израилев будет стражем позади вас». (Исаии 52:12)

Не нужно бояться дня вчерашнего. «…И Бог воззовет прошедшее» (Еккл. 3:15). В конце года нам очень хочется взглянуть на то, что Бог нам уготовал в будущем, но при этом нам не дает покоя наш вчерашний день. Наша сегодняшняя радость от благодати Божьей омрачается воспоминаниями о вчерашних грехах и ошибках. Но наш Бог- Бог и вчерашних наших дней, и Он допускает, чтобы мы вспоминали о них, чтобы прошлое наше принесло плод в нашем будущем. Бог напоминает нам о прошлом, чтобы мы не слишком уж полагались на зыбкое настоящее свое.

Не нужно бояться дня завтрашнего. «…Потому что впереди вас пойдет Господь» (Ис. 52:12). Какое благодатное откровение: там, где мы пройти не смогли, пройдет впереди нас Сам Бог. Он позаботится о том, чтобы мы не споткнулись о те камни, о которые уже спотыкались и обязательно споткнулись бы опять, если бы Он не был нашим стражем. Божья рука касается прошлого нашего и освобождает совесть нашу от его груза.

Не нужно бояться дня сегодняшнего. «…Ибо вы выйдете неторопливо» (Ис. 52:12). Вступая в новый год, давайте не будем торопиться и бросаться в него в беспамятстве, безрассудно, в щенячьем восторге, давайте не будем лихорадочно спасаться в него бездумным бегством, давайте входить в новый год спокойно и уверенно, зная, что впереди нас пойдет Бог Израилев. Наш день вчерашний предстает перед нами чем-то, что уже не вернуть и не исправить, и мы действительно упустили какие-то возможности, которые нам больше не представятся, но Бог может эту деструктивную тоску превратить в конструктивные мысли о будущем. Пусть прошлое уснет, но уснет на груди Христовой.

Так оставьте же то, что не вернуть, в Его руках и войдите с Ним в будущее, от которого не уйти.

 


Глава 13 из 13« Первая«111213