Библиотека soteria.ru
Все что могу — во славу Его
Освальд Чеймберс
Дата публикации: 25.09.14 Просмотров: 15670 Все тексты автора Освальд Чеймберс
Октябрь
Для чего бывают унижения
«…Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». (Марка 9:22)
После каждого восхождения мы спускаемся вниз и сразу же окунаемся в жизнь, в которой нет ни красоты, ни поэзии, ни трепета душевного. Высота горных вершин познается в сравнении с серостью и грязью долин, но именно в долине нам нужно жить во славу Божью. Мы созерцаем на горе славу Божью, но там мы никогда не живем для Его славы. Именно внизу мы познаем, чего стоим на самом деле, именно там проявляется наша верность. Большинство из нас по причине природного эгоизма сердец наших могут что-то делать только тогда, когда находятся в каком-то особом, героическом расположении духа, а Бог хочет, чтобы мы были в нужном расположении духа и в серые будни, чтобы и в долине мы жили в тесной близости с Ним. Петру показалось, что им было бы очень даже кстати остаться на вершине, но Иисус Христос свел учеников с горы в долину, туда, где и разъяснил им смысл увиденного.
Если что можешь…» Чтобы искоренить в нас скептицизм, нужна долина унижения. Оглянитесь на то, что довелось испытать вам, и вы увидите: пока вы не поняли, Кто такой Христос, вы к Его силе относились с хитроватым скепсисом. Когда вы были на горе, вы могли поверить всему, а как быть с тем, что творится в долине? Про освящение свое вы, конечно, всегда найдетесь, что сказать, а как насчет того унижения, которое вам приходится испытывать именно в этот момент? В последний раз, когда вы были на горе с Богом, вы видели, что вся власть в небесах и на земле принадлежит Христу — так неужели же вы опять в этом усомнитесь в долине унижения?
Чем мы можем помочь
«…Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». (Марка 9:29)
Почему мы не могли изгнать его?» (Мк. 9:28) Ответ заключается в том, кем для вас является Иисус Христос.»Сей род» не может выйти иначе, как только если все свое внимание сосредоточить на Христе и еще раз на Христе. Мы можем быть абсолютно бессильны, как бессильны были ученики, если будем пытаться делать дело Божье, опираясь не на Божью силу, а на идеи, которые рождаются в нас. Мы злословим Бога уже самим своим желанием трудиться ради Него, Его Самого не зная.
Вы сталкиваетесь лицом к лицу с тяжелым случаем, и внешне ничего не происходит, но вы знаете, что человек будет освобожден от своего недуга, потому что в центре вашего внимания — Христос. Вот в чем заключается ваше служение — следить, чтобы между вами и Христом ничего не стояло. Что-то стоит? Если стоит, нужно сквозь эту преграду прорваться — не закрывая на нее глаза в раздражении, не перелезая через нее, а глядя ей прямо в лицо и продираясь сквозь нее в присутствие Иисуса Христа. И тогда сама эта преграда и все, через что вам пришлось пройти в связи с ней, прославит Иисуса Христа как никогда, если, конечно, вы увидите Его лицом к лицу.
Нам нужно уметь «поднимать крылья, как орлам» (Ис. 40:31), но мы должны уметь и спускаться вниз. Сила святого заключается в умении сходить вниз и жить внизу. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13), — сказал Павел, и он имел в виду в большинстве своем то, что нас унижает. Наше право отказаться быть униженными и сказать: «Нет, спасибо, мне бы лучше на вершину горы, к Богу». Так могу ли я принять все таким, какое оно есть в свете реальности Иисуса Христа, или истинное положение вещей полностью перечеркивает мою веру в Него и вселяет в меня панику?
Откровение и реальность
«…Призванным святым…» (1-е Коринфянам 1:2)
Слава Богу за то, что Он показывает нас нам же такими, какими мы еще никогда не были. У вас было откровение, но пока вы еще никак не можете его сделать реальностью. Большинство из нас разворачиваются назад, когда мы еще в долине, в которой нам и нужно доказать, что мы избранные. Мы еще не совсем готовы к тем ударам, которые нам предстоит получить, если мы хотим стать такими, какими нас показал нам Бог. Мы видели себя такими, каких нас еще нет, какими Бог только хочет нас видеть, но готовы ли мы к тому, чтобы Бог начал приводить нас в этот вид, нас при этом не щадя? Эта перековка всегда происходит в будни, и перековывает нас Бог, используя все больше людей самых заурядных.
Бывает, что мы точно знаем, чего хочет Бог, но воплотится ли Его желание в реальность, зависит не от Бога, а от нас. Если нам больше нравится восседать на вершине горы и жить воспоминаниями об увиденном, от нас не будет практически никакого толку в той круговерти, которая и есть жизнь человека. Нам нужно научиться жить, полагаясь на то, что нам было открыто, жить не в экстазе и не в сознательном созерцании Бога, а реальной жизнью, помня об откровении, пока мы не дойдем до истинной реальности. И Бог нас готовит во всем, до мелочей включительно, именно к этому. Учитесь благодарить Бога за то, что Он открывает нам, чего Он от нас требует.
Наше «я есмь» с маленькой буквы всегда ворчит, когда Бог его к чему-то призывает. Так пусть же оно съежится совсем, это крошечное «я есмь» в Божьем негодовании: «Я есмь Сущий… Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14). Он должен быть превыше всего. Нам иногда не совсем хорошо, когда мы понимаем, что Бог знает, где мы живем и в какие норы заползаем! Но Он нас разыщет повсюду в мгновение ока. Ни один человек не знает так другого человека, как его знает Бог.
Как бороться с наследственностью
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». (Римлянам 5:12)
В Библии не сказано, что Бог наказал весь род человеческий за грех одного человека, в ней сказано, что через одного человека в весь род человеческий вошел сам дух греха, а именно мои претензии на право распоряжаться своей судьбой; но потом пришел другой Человек и взял на Себя грех рода человеческого и уничтожил его (Евр. 9:26) — и это откровение имеет несравненно более глубокий смысл. Дух греха — это не разврат и не явное зло, это дух стремления развернуться вовсю: «Я сам себе бог». А такой дух может действовать, облекаясь и в нравственное приличие, и в безнравственное неприличие — основа у него одна: мои претензии на право распоряжаться собой. Когда наш Господь встречался с людьми, которые были средоточием всех сил зла, и с людьми, которые жили чисто, благонравно и правильно, Он не обращал никакого внимания ни на глубину нравственного падения первых, ни на высоту нравственных достижений вторых,- Он обращал внимание на то, чего мы не видим: на дух, который движет человеком.
С грехом я рождаюсь и коснуться его не могу, греха касается при Искуплении Бог. На Кресте Иисуса Христа Бог искупил весь род человеческий от возможности проклятия за наследственный первородный грех. Бог нигде не обвиняет человека за то, что у него греховная наследственность. Осуждение заключается не в том, что я рождаюсь с греховной наследственностью, а в том, что, когда я понимаю, для чего пришел Иисус Христос(спасти меня от этой наследственности), я отказываюсь дать Ему на это позволение — с этого момента на мне начинает проявляться клеймо проклятия. «Суд же состоит в том (критический момент!), что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3:19).
Что такое возрождение
«Когда же Бог… благоволил открыть во мне Сына Своего…» (Галатам 1:15, 16)
Если Иисус Христос хочет меня возродить, что же Ему мешает это сделать? Наследственности своей я не выбирал, я не святой и вряд ли буду святым, и если Иисус Христос только и может сказать, что мне нужно быть святым, Его учение не ведет ни к чему иному, кроме как к отчаянию. Но если Иисус Христос Сам может меня возродить, может вложить в меня Свою, святую наследственность, тогда я начинаю понимать, к чему Он клонит, когда говорит, что я должен быть свят. Смысл искупления в том, что Иисус Христос может вложить в любого человека ту наследственность, которая была в Нем Самом, и все требования, которые Он предъявляет, основаны на этой наследственности. Его учение предназначено для той жизни, которую Он в нас вкладывает. С точки зрения нравственности от меня требуется согласие с Божьим приговором греху в виде Креста Иисуса Христа.
Учение Нового Завета о возрождении заключается в том, что, когда человек вдруг ясно понимает, что ему нужно больше всего, Бог посылает в его дух Духа Святого, и дух человеческий обретает силу Духа Сына Божьего — «…доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4:19). Нравственное чудо Искупления заключается в том, что Бог может вложить в меня новый Дух, с которым я смогу жить совершенно другой, новой жизнью. Когда я дохожу до края и знаю, что больше ничего не могу, Иисус говорит: «Блаженны вы». Но до этого нужно дойти. Бог не может в меня, разумное существо, обладающее ощущением нравственности, вложить тот Дух, который был во Христе Иисусе, пока я не осознаю, что мне это нужно.
Точно так же, как греховность вошла в род человеческий через одного человека, так и Дух Святой вошел в род человеческий через одного, только другого, Человека. И смысл Искупления в том, что я могу избавиться от греховной наследственности и благодаря Иисусу Христу могу получить наследственность, ничем не отягощенную, — Духа Святого.
Примирение
«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». (2-е Коринфянам 5:21)
Грех лежит очень глубоко в человеке, быть грешником не значит сделать что-то неправильно, а значит быть неправильным по сути своей, сознательно и вызывающе провозглашать свою независимость от Бога. Вся христианская вера основана на том, что грех действительно существует и существенно действует на человека. Другие религии имеют дело с грехами, лишь одна Библия имеет дело с грехом. Первое, с чем столкнулся в людях Иисус Христос, была греховная наследственность, и наше благовестие теряет свою остроту и свою силу именно потому, что мы в своей проповеди Евангелия это обходим стороной.
Откровение Библии заключается не в том, что Иисус Христос взял на Себя наши плотские грехи, а в том, что Он взял на Себя греховную наследственность, которая неподвластна ни одному человеку. Бог соделал для нас жертвою за грех Сына Своего, чтобы Он мог сделать грешника святым. От первой до последней страницы Библии в ней говорится о том, что наш Господь взял на Себя грехи мира, отождествив Себя с ним, а не просто посочувствовав ему. Сын Божий сознательно взвалил Себе на плечи весь совокупный грех рода человеческого и понес его Сам. «…Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех», и, сделав это, Бог заложил фундамент Искупления под все человечество. Иисус Христос восстановил первозданное состояние рода человеческого, вернул человечество на предназначенное ему Богом место, и теперь любой может войти в союз с Богом на основании того, что наш Господь сделал на кресте.
Человек не может искупить сам себя, Искупление — это дело Божье, и сделано оно безукоризненно, в нем нет ни малейшего изъяна. А чем станет Искупление для каждого отдельно взятого человека — решать этому человеку. Просто нужно всегда различать в жизни человека Божье откровение об Искуплении и осознание факта его собственного спасения.
Только Христос
«Придите ко Мне». (Матфея 11:28)
Разве это не унижение для нас — говорить, что нам нужно прийти к Иисусу?! Подумайте о том, с чем мы к Иисусу идти не хотим. Если вы хотите узнать, насколько вы искренни, испытайте себя этими словами: «Придите ко Мне». Там, где вы хоть чуть-чуть лицемерите, вы будете спорить, но ко Христу не пойдете, будете увиливать, но не пойдете, будете терпеть неприятности, но не пойдете, — все, что угодно, будете делать вместо того, чтобы прекратить бессмысленную беготню и сказать: «Вот он я, возьми меня, какой я есть». Пока у вас есть хоть капля духовного зазнайства, оно всегда будет проявляться в том, что вы будете ожидать, когда Бог вам предложит что-то великое. А Он вам предлагает одно-единственное — прийти к Нему.
Придите ко Мне». Когда вы услышите эти слова, вы поймете, что прежде, чем вы сможете к Нему прийти, в вас что-то должно произойти. Дух Святой покажет вам, что нужно делать, все покажет и положит секиру при корне того дерева, что преграждает вам путь к Нему (Мф. 3:10). И вы не сможете сделать ни шагу вперед, пока не разберетесь с этим деревом. Дух Святой найдет все то, что вам не дает ходу дальше, но Он не сможет разобрать завалы на вашем пути, если вы этого не захотите.
Так часто вы приходили к Богу со своими просьбами и уходили с ощущением, что на этот-то раз вы все сделали правильно! Но уходили-то вы с пустыми руками, хотя Бог распростирал свои объятия не только для того, чтобы взять вас, но и для того, чтобы вы взяли Его. Подумайте о непобедимом, непреодолимом, неистощимом терпении Христовом — «Придите ко Мне».
Возьмите себя в руки
«Придите ко Мне». (Матфея 11:28)
Я не могу сам спастись и сам освятиться, я не могу искупить свои грехи, не могу искупить грехи мира, не могу сделать неправильное правильным, нечистое чистым, несвятое святым. Все это может делать только Бог. Верую ли я в то, что сделал Иисус Христос? Он искупил все грехи совершеннейшим образом, помню ли я об этом постоянно? Больше всего нам нужно не делать что-то, а во что-то верить. Искупление Иисуса Христа это не что-то мое, личное, это — великое дело Божье, которое Он совершил через Христа, и свою веру мне нужно основывать именно на нем. Если я буду строить свою веру на своем, на личном, результатом будет что-то абсолютно небиблейское: я буду жить, как единоличник, и не смогу нарадоваться, какой я чистенький. Поосторожнее с набожностью, которая исходит не от Искупления Господа нашего! Такая набожность нужна только вам самим. Для Богу она ничего не значит, люди над ней смеются. Все, что с вами происходит, проверяйте Самим Господом. Мы никак не можем угодить Богу, если не будем сознательно все основывать на фундаменте Искупления.
В моей жизни Искупление Христово должно проявиться в повседневных, негромких делах. Всякий раз, когда я проявляю послушание, на моей стороне Сам великий Бог, и получается, что мое послушание действует заодно с благодатью Божьей. Если я послушен — значит, я во всем положился на Искупление, и мое послушание сверхъестественная благодать Божья сразу же встречает восторгом.
Поосторожнее с набожностью, которая отрицает жизнь. Это обман. И постоянно во всем ищите проявления Искупления — как здесь проявляется Искупление, а как там?
Как мне это узнать?
«…Славлю Тебя, Отче… что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». (Матфея 11:25)
В духовных отношениях не бывает роста — отношения или есть, или их нет. Бог нас от греха очищает не понемногу: если мы живем во свете, ходим во свете, мы уже очищены от всего греха. Суть дела — в послушании, есть послушание — есть отношения, которые должны быть. А стоит лишь на секунду сбиться на непослушание, и за дело сразу же берутся мрак и смерть.
Все откровения Божьи скрыты от нас за семью печатями, пока мы не откроем эти печати послушанием своим. Ни мудрствованием, ни философией их не откроешь. А стоит проявить послушание, как проливается свет с небес. Божьей истиной нужно пропитаться насквозь: она просачивается сквозь пальцы, если кто-то хочет ее схватить руками. Познать ее можно одним-единственным способом: прекратить все поиски истины и родиться свыше. Повинуйтесь Богу в том, что Он вам открывает, и Он сразу же откроет вам что-то еще. Люди читают тома о действии Духа Святого в то время, как пять минут безоговорочного послушания прояснили бы все, как Божий день. «Надеюсь, когда-нибудь я это пойму!» Да ты прямо сейчас это можешь понять. Дело не в мозгах, дело в послушании. Всего лишь капельку послушания — и небеса отверзаются, и глубочайшие истины Божьи сразу же становятся твоими. Бог никогда не будет открывать того, что ты уже знаешь. Не дай вам Бог становиться «мудрыми и разумными».
Что идет за молчанием Божьим?
«Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился». (Иоанна 11:6)
Удостаивал ли вас Бог Своего молчания — молчания, полного глубокого смысла? В молчании Божьем сокрыты Его ответы. Вспомните, как Христос молчал несколько дней в доме в Вифании! Было ли что-то похожее на эти дни в вашей жизни? Может ли Бог вас удостоить такого молчания, или вы все еще просите ответа явного и зримого? Бог даст вам те благословения, которых вы просите, если вы без них дальше не сможете идти, но молчание Его — это знак того, что Он вас подводит к дивному пониманию Самого Себя. Вы скорбите перед Богом, потому что не получили внятного ответа? Приглядитесь и увидите, что Бог удостоил вас самой большой степени близости, какая только возможна, — полного молчания, за которым скрывается совсем не разочарование, а одобрение, потому что Он увидел, что вам под силу принять и большее откровение. Если Бог вас удостаивает молчания, возблагодарите Его: Он посвящает вас в величайшие и сокровеннейшие замыслы Свои. Как явить Свой ответ во времени — это дело Бога, властного над всем. Время для Бога ничто. Вы когда-то говорили: «Я просил у Бога хлеба, а Он дал мне камень». Никакого камня Он вам не давал! И сегодня вы вдруг поняли, что дал Он вам хлеб жизни.
В Божьем молчании чудесно то, что вам передается Его спокойствие и вы становитесь абсолютно уверены: «Я знаю, что Бог меня услышал». Доказательство того, что Он действительно услышал, — Его молчание. Пока вам кажется, что Бог в ответ на молитвы должен вас благословлять, Он действительно будет вас благословлять, но так и не сможет одарить вас благодатью молчания. Если Иисус Христос подводит вас к пониманию того, что молитва дана для того, чтобы славить Отца Его, Он даст вам первый залог Своей близости — молчание.
Как попасть в ногу с Богом?
«И ходил Енох пред Богом». (Бытие 5:24)
Вера человека и суть его познаются не в том, что он делает в мгновения особенные, необычные, а в том, что он делает как раз в часы обычные, когда ничего особенного не происходит. Чего человек стоит, познается в том, как он относится к делам обыкновенным, когда на него не направлены пристальные взгляды людские. Научиться шагать в ногу с Богом — дело нелегкое, здесь без «второго дыхания» не обойтись. Когда учишься ходить с Богом, всегда трудно попадать с ним в ногу, но зато, когда попадешь, единственное, что видно, — это жизнь Божья. В союзе с Богом сам человек исчезает из виду, всем видны лишь Божья поступь и Божья сила.
Попасть в ногу с Богом трудно, потому что, когда мы начинаем ходить с Ним, то обнаруживаем, что, не успели мы сделать и трех шагов, как Он уже ушел далеко вперед. Он все делает совсем иначе, и нам нужно научиться от Него и привыкнуть делать все так, как делает Он. Об Иисусе было сказано: «…Не ослабеет и не изнеможет» (Ис. 42:4), потому что Он никогда ничего не делал, руководствуясь Своей собственной точкой зрения, а всегда только точкой зрения Отца Своего. Нам нужно учиться поступать так же. Духовная истина постигается тогда, когда человек окунается в правильный Дух, а не тогда, когда он мудрствует. Дух Божий меняет саму атмосферу нашего восприятия, и для нас становится возможным то, что раньше было никак невозможно. Попасть в ногу с Богом значит ни больше ни меньше, чем быть с Ним в полном единстве. Это достигается не сразу, но стараться стоит. Не сдавайтесь, как бы больно ни было, перетерпите — и очень скоро вы заметите, что все видится своем иначе и цели у вас совсем другие.
Уныние и великие дела
«…Он [Моисей] вышел к братьям своим и увидел тяжкие работы их». (Исх. 2:11)
Моисей увидел угнетение народа своего, получил уверенность, что именно он должен избавить своих братьев, и в праведном гневе духа своего начал восстанавливать справедливость. Но после первого же удара, который Моисей нанес за Бога и за правду, Бог позволил ему погрузиться в полное уныние и отправил в пустыню на сорок лет. В конце этого срока Бог явился Моисею и велел ему пойти и вывести свой народ из рабства. Теперь Моисей спросил: «…Кто я, чтобы мне идти?..» (Исх. 3:10-11) В самом начале Моисей был уверен, что спасти свой народ должен именно он, но, чтобы Моисей действительно смог исполнить эту задачу, его к этому должен был подготовить Бог. Он в принципе почти все правильно понимал, но не был готов к делу избавления народа своего, пока не научился общению с Богом.
Мы можем ясно видеть Бога и хорошо понимать, чего Он хочет, можем уже взяться за дело, как вдруг наступает что-то похожее на сорок лет в пустыне, и нам кажется, что Бог про нас и наше дело забыл. Но когда мы уже совсем отчаиваемся и ничего больше не ждем, Бог является нам опять и снова призывает нас на Свое дело. И мы в благоговейном трепете говорим: «Кто я такой?» Но сначала нам нужно научиться величавой поступи Божьей: «Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14). Нам нужно понять, что бежать впереди Бога — значит проявлять к Нему неуважение, что сияние от нас будет исходить лишь тогда, когда мы будем заодно с Богом (см. Мф. 3:17). Нас во всем интересует наше, свое, родное — мы видим, чего от нас хочет Бог, но мы еще не шагаем с Ним в ногу. Так что если сейчас у вас период уныния, впереди вас ожидает что-то великое.
Суть миссионерства
«…Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы». (Матфея 28:18, 19)
Миссионер отправляется на служение не потому, что это нужно язычникам, а потому, что его посылает Своей властью Иисус Христос. Мы склонны смотреть на нашего Господа как на Того, Кто помогает нам в наших делах для Бога. Наш же Господь показывает нам Себя как абсолютного верховного всевластного Господина над учениками Своими. Он нам не говорит, что язычники без нас пропадут, Он говорит без всяких объяснений: «…Идите, научите все народы». Идите, потому что Я вам открылся как Тот, Кому дана всякая власть. Учите и проповедуйте, говорите обо Мне то, что вы обо Мне знаете.
Одиннадцать же учеников пошли… на гору, куда повелел им Иисус» (Мф. 28:16). Если я хочу познать, что Христос имеет власть над всем, мне нужно познать Его Самого, мне нужно научиться встречаться с Ним наедине, мне нужно не жалеть времени на то, чтобы поклоняться Тому, Чье имя я ношу. «Придите ко Мне» (Мф. 11:28) — вот где Иисус назначает нам встречу. Это про вас — «труждающиеся и обремененные»? Не вы одни — все миссионеры тянут эту лямку! Мы отодвигаем эти чудные слова Властелина всей вселенной куда-то в далекое будущее, на нашу последнюю и окончательную с Ним встречу, а эти слова Иисус сказал ученикам Своим.
Итак идите…» «Идите» — значит просто «живите». Как идти, сказано в книге Деяний (Деян. 1:8). Христос не сказал: «Идите в Иерусалим, в Иудею и в Самарию». Он сказал: «…Будете Мне свидетелями» во всех этих местах. Куда нам идти, Он решит Сам.
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут…» — вот как нам нужно идти по жизни. Куда идти — не нам судить, куда — разберется Бог. «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью…» (Деян. 20:24) Вот как нужно идти, пока не уйдешь за горизонт.
Суть миссионерской вести
«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». (1-е Иоанна 2:2)
Суть миссионерской вести- умилостивление Христа Иисуса. Возьмите любую часть дела Христова — то ли Его исцеление, то ли Его спасение и освящение, — в этом нет ничего беспредельного. А «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» — это уже беспредельно. Миссионер несет весть о беспредельной значимости Иисуса Христа как умилостивления за наш грех, и миссионер — это тот, кто весь проникся этим откровением.
Суть вести миссионера заключается в том, что Христос отпустил нам грехи, а не в том, что Он был добрый и хороший и рассказал нам, что Бог — наш Отец. Беспредельно важно то, что Христос есть умилостивление за грехи наши. Весть миссионера не имеет никакого отношения к патриотизму, она не ограничена рамками наций или отдельных личностей, она предназначена для всего мира. Когда в меня входит Дух Святой, Он не обращает внимания на мои вкусы и убеждения, Он объединяет меня с Господом Иисусом.
Миссионер — это тот, кто связан со Своим Господом и Учителем брачным контрактом, и призван провозглашать не свою точку зрения, а весть об Агнце Божьем. Легче принадлежать к кружку, члены которого рассказывают, что для них сделал Иисус Христос, легче трубить на каждом углу об исцелениях, которые творит Бог, или об особого рода освящении, или о крещении Духом Святым. Павел не сказал: «Горе мне, если я не проповедую то, что сделал для меня Христос». Он сказал: «…Горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16) Вот что такое Евангелие — «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»!
Суть повелений Господина жатвы
«…Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». (Матфея 9:38)
Ключ ко всем проблемам миссионера в руке Божьей, и ключ этот не дела, а молитва, то есть не дела в принятом сегодня понимании, часто такие дела становятся лишь предлогом, чтобы только не отдавать все внимание Богу. Проблем миссионера не разрешить ни с помощью здравого смысла, ни с помощью медицины, ни с помощью достижений цивилизации, образования или даже евангелизации. Ключ ко всем проблемам миссионера — молитва. «…Итак молите Господина жатвы». Конечно, молитва — это дело далеко не практичное и вроде бы даже бессмысленное. Нам нужно уяснить, что, с точки зрения обыкновенного здравого смысла, молитва — занятие неразумное.
Когда Иисус Христос смотрит на мир, Он видит не народы, а именно мир. Многие ли из нас молятся, не обращая внимания на все личности, кроме одной — Личности Иисуса Христа? Ему принадлежит жатва, которая растет на гoре людском и убежденности в собственной греховности, и за эту-то жатву нам и нужно молиться, чтобы на нее высланы были делатели. У нас полно всяких дел в то время, как вокруг нас люди созрели для жатвы, а мы ни одного из них не «жнем», а губим впустую время Господа нашего, развивая бурную деятельность. Представьте, что что-то случается в жизни вашего отца или брата — будете ли в таком случае вы делателем, который будет жать эту жатву для Иисуса Христа? «Так у меня же дела!» Никаких других дел ни у одного христианина нет. Христианин потому и называется христианином, что он принадлежит Иисусу Христу, и не может быть больше Господина своего, и не может ставить Иисуса Христа в известность, чем он, христианин, собирается заниматься. Наш Господь никого не призывает к какому-то конкретному делу: Он призывает людей к Себе. «…Итак молите Господина жатвы», и Он все сделает так, что делателями на жатву выйдете вы сами.
Бoльшие дела
«…И больше сих [дел] сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». (Иоанна 14:12)
Молитва не готовит нас к бoльшим делам, молитва уже сама по себе и есть «бoльшее дело». Мы считаем молитву обычным упражнением для своих высших способностей, к которому мы прибегаем, чтобы подготовиться к делу Божьему. А в учении Иисуса Христа молитва творит во мне чудо Искупления, что, в свою очередь, силой Божьей творит чудо Искупления в других. Чтобы плод этого чуда был долговечным, нужно молиться, но помните, что молиться нужно, основываясь не на своих страданиях, а на страданиях Христа. Ответы на молитвы получает только ребенок, мудрец ответов не получает.
Молитва — это сражение, где бы вы ни находились. Что бы вам ни посылал Бог, молиться — это ваш долг. Никогда даже и не допускайте мысли: «Там, где я сейчас, от меня никакого толку», потому что там, где вас сейчас нет, от вас тем более никакого толку быть не может. Куда бы Бог вас ни забросил, молитесь, непрестанно восклицайте, взывая к Нему. «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13). Мы же не хотим молиться, если у нас мурашки по коже не бегают, и это верх духовного эгоизма. Нам нужно трудиться на том поприще, на которое нас поставил Бог, а Он говорит: «Молитесь». «…Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:38).
В непрестанном нелегком труде нет ничего восхитительного, но именно трудяги воплощают в жизнь творческие взлеты гениев, именно святые-трудяги осуществляют замыслы своего Учителя. Вы трудитесь в молитве, и, с Его точки зрения, это приносит свои плоды непрестанно. Как вы будете поражены, когда завеса поднимется и вы увидите души, которые были «сжаты» вами, а все потому, что вы привыкли исполнять повеления, исходящие напрямую от Иисуса Христа.
Суть верности миссионера
«…Ибо они ради имени Его пошли». (3-е Иоанна 7)
Наш Господь сказал нам, как должна проявляться любовь к Нему: «…Любишь ли Меня? — …Паси овец Моих» (Ин. 21:17). Пусть Мой интерес к людям станет твоим, а не свой интерес к людям навязывай Мне. О том, что это за любовь, сказано в 1-м Послании к Коринфянам (1 Кор. 13:4-8). Это выражение любви Божьей. Моя любовь ко Христу познается на деле, все остальное — пустая сентиментальная болтовня.
Верность Иисусу Христу — это сверхъестественное дело Искупления, которое совершает во мне Дух Святой, изливающий любовь Божью в сердце мое (см. Рим. 5:5), и любовь эта оказывает через меня свое действие на всех, с кем я вступаю в контакт. Я храню верность имени Его, хотя все факты, которые мне подбрасывает здравый смысл, пытаются уличить Его во лжи и говорят, что силы у Него не больше, чем у утреннего тумана.
Миссионер будет хранить верность Христу, если не будет связан узами ни с чем и ни с кем, кроме Самого Господа нашего. Речь здесь совсем не о том, что чего-то нельзя касаться. Наш Господь всегда был в самой гуще всего, что только было вокруг. Но в душе Он действительно не был связан ничем и никем, кроме Бога. Если человек слишком уж бережется, чтобы чего-то внешнего не касаться, часто это как раз и указывает на то, что в душе он с тем, от чего так шарахается, тайно и неразрывно связан.
Верность миссионера заключается в том, что его душа всегда открыта сущности Господа Иисуса Христа. Те люди, которых наш Господь посылает по Своим поручениям, — люди самые обыкновенные. И только одно в них есть, чего нет у других, — для них превыше всего верность Богу, которую дает им Дух Святой.
Тайна, которая никому не нужна
«Царство Мое не от мира сего». (Иоанна 18:36)
Смертельный враг Господа Иисуса Христа в наше время — идея деловой активности; и идея эта пришла не из Нового Завета, а из мира, который требует, чтобы все были непрестанно чем-то заняты, непрестанно суетились, то есть действовали. При этом никого не волнует, есть ли у человека какая-то личная жизнь с Богом,. Акцент делается совсем не на том, на чем нужно. Христос сказал: «…Не придет Царствие Божие приметным образом… Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Царствие Божие — дело тонкое, неприметное. Христианский «активист» слишком часто живет, как на витрине, в то время как сила его кроется в самых сокровенных тайниках души его.
Нам нужно избавиться от чумы, поражающей наш дух в тот религиозный век, в котором мы живем. В жизни Господа нашего не было никакой спешки и беготни, никакой супер-активности, которую мы так ценим. А ведь ученик-то должен быть таким, как Учитель Его. Самое главное в Царстве Иисуса Христа — это личные отношения человека с Христом, а не его полезность в обществе.
Достоинство этого библейского колледжа не в его практической деятельности, все его достоинство заключается в том, что здесь вы пропитываетесь истинами Божьими насквозь. Вы понятия не имеете, что на вашу долю пошлет Бог, не можете себе представить, какие тяготы вам придется перенести на родине или вдали от нее, — и, если вы будете тратить свое время на супер-активность вместо того, чтобы проникаться великими основополагающими истинами Божьего Искупления, когда станет трудно, вы просто сломаетесь. А если это время вы посвятите тому, чтобы укорениться и утвердиться в Боге, не обращая внимания на дела практичные, вы сохраните Ему верность, что бы ни случилось.
Моя ли воля Божья воля?
«Ибо воля Божия есть освящение ваше». (1-е Фессалоникийцам 4:3)
Вопрос не в том, хочет ли Бог моего освящения, вопрос в том, хочу ли этого я. Хочу ли я, чтобы Бог во мне совершил все то, что стало возможным после Искупления? Хочу ли я, чтобы Иисус стал для меня освящением, чтобы в моей смертной плоти была явлена жизнь Христа? Не нужно говорить: «Как я хочу освящения!» Не хотите вы его в таком случае! Перестаньте хотеть и просто примите верой, помня, что вы ничего не можете дать Богу. Примите чистой верой, что Иисус Христос сделался для вас освящением, — и в вас станет реальностью великое чудо Искупления. Все, что сделал возможным Иисус, стало моим, потому что Бог все это мне дал даром по любви Своей, и смог Он это сделать, потому что Христос умер за меня, потому что моя спасенная и освященная душа глубоко смирилась в святости своей (несмиренной святости вообще не бывает), святости, основанной на мучительном покаянии, чувстве невыразимого стыда и осознании порочности своей, а еще на дивном понимании того, что любовь Божья доверилась мне, и, когда я о Боге даже и не задумывался, Бог уже совершил все, что было нужно для моего спасения и освящения (см. Рим. 5:8). Поэтому неудивительно, когда Павел говорит, что ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:39).
Освящение делает меня единым целым с Иисусом Христом, а в Нем — единым целым с Богом, и достигается это только благодаря совершенному Искуплению Христову. И никогда не нужно путать причину и следствие. Следствие, которое проявляется во мне, — это послушание, служение и молитва, а еще невыразимая благодарность и восхищение чудесным освящением, совершенным во мне благодаря Искуплению.
Куда влекут порывы
«…Назидая себя на святейшей вере вашей…» (Иуды 20)
В поведении нашего Господа даже и близко не было ни импульсивности, ни безразличия. В нем чувствовалась спокойная сила, которая никогда не поддавалась панике. Большинство из нас под своей христианской жизнью понимают жизнь именно свою, а не Божью. Плотская жизнь не бывает без импульсивности, без порывов, но наш Господь никогда и ничего не основывает на этой импульсивности, потому что она мешает развиваться ученику. Посмотрите, как сдерживает наши порывы Дух Божий: Он показывает нам нашу глупость во всей ее красе, и нам сразу же хочется оправдаться. Для ребенка такие порывы простительны, но для взрослого человека — это путь губительный. Человек, который остается во власти своих порывов, — всегда человек избалованный и капризный. Порывы свои нужно приучать к порядку, чтобы они превратились в интуицию.
Ученичество основано исключительно на сверхъестественной благодати Божьей. По воде натуре импульсивной пройтись легко, а вот посуху идти ученику Иисуса Христа — это дело совсем другое. Петр пошел прямо к Иисусу по воде, а на суше «издали следовал за Ним» (Мк. 14:54). Выстоять в каком-то испытании мы можем и без благодати Божьей — на это хватит сил у нашей человеческой природы и гордыни нашей, и они могут помочь нам с честью выйти из затруднительного положения. А вот чтобы жить свято двадцать четыре часа в день, чтобы быть учеником Христовым в серых буднях, чтобы жить просто, негромко, неприметно, — нужна сверхъестественная благодать Божья. Откуда мы все взяли, что нам нужно для Бога творить что-то необычное? Этого от нас никто не требует. Мы должны быть необычными в обычном, святыми на грязных улочках, среди грязных людей, а этому за пять минут не научишься.
Свидетельство Духа
«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему…» (Римлянам 8:16)
Когда мы приходим к Богу, нам угрожает опасность заразиться торгашеским духом: нам нужен какой-то залог еще до того, как мы сделаем то, что велит нам сделать Бог. «Почему Бог не открывает мне Себя?» А Он не может Себя открыть (и дело не в том, что Он не хочет, а в том, что не может), потому что вы пока не отдались Ему безоговорочно, вы еще только на подходе к Нему. А как только вы предадите себя Богу, Бог Самому Себе засвидетельствует о Себе. Вам засвидетельствовать о Себе Он не может, но сразу же засвидетельствует о Себе Своей собственной сущности в вас. Если бы вам было дано свидетельство прежде самой реальности, кончилось бы все не больше, чем сентиментальным чувством. А как только вы начнете действовать, основываясь на Искуплении, и прекратите глупые споры, Бог даст вам Свое свидетельство. Как только вы откажетесь от умствования и мудрствования, Бог засвидетельствует вам то, что Он сделал, и вы сами поразитесь своему неразумию, тому, что это вы не давали Богу показать вам то, что Он уже давно показать хотел. Если вы спорите с Богом, может ли Он избавить вас от греха, или дайте Ему вас от этого греха избавить, или скажите, что вы не позволяете Ему этого делать. Не нужно ни на кого ссылаться, нужно просто прочитать: «Придите ко Мне» (Мф. 11:28). Придите, если это вы «труждающиеся и обремененные», просите, если знаете, что вы злы (Лк. 11:13).
Дух Божий свидетельствует об Искуплении Господа нашего, ни о чем другом Он не свидетельствует. И Он не может свидетельствовать о разуме нашем. Мы часто принимаем ту простоту, которая нам видится в решениях нашего здравого смысла, за свидетельство Духа. Но Дух свидетельствует только о Своей собственной природе и о деле Искупления, Он никогда не свидетельствует о разуме нашем. Если мы пытаемся Его заставить свидетельствовать о разуме нашем, что же мы потом удивляемся, что оказываемся в полном мраке и полном смятении? Все выбросьте за борт, доверьтесь Христу — и Он даст вам свидетельство Свое.
Такого не бывает!
«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло». (2-е Коринфянам 5:17)
Наш Господь никогда не нянчится с нашими предрассудками, Он их умерщвляет, идет Им прямо наперекор. Нам чудится, что Бог особо интересуется какими-то нашими конкретными предрассудками, мы абсолютно уверены, что Бог никогда не поступит с нами так, как Ему приходится поступать с другими людьми. «С другими Бог вынужден поступать очень сурово, но Он, конечно же, знает, что мои-то предрассудки не опасные». Нам нужно зарубить себе на носу, что такого быть просто не может! Бог никогда не становится на сторону предрассудков, Он решительно их искореняет. И когда Божий промысел разделывается с нашими предрассудками, мы на этом должны учиться, учиться тому, чтo делает Бог и как Он это делает. Бог не проявляет никакого уважения ни к чему из того, что мы Ему приносим. Бог хочет от нас только одного — нашей безоговорочной капитуляции.
Когда мы рождаемся свыше, Дух Святой начинает создавать в нас новую тварь, и придет время, когда старого не останется и следа, когда уйдет старое сознание собственного достоинства, уйдут старые взгляды на жизнь, и будет «все… от Бога» (2 Кор. 5:18). Как же мы сможем жить без похоти, без эгоизма, не обращая внимания на издевки, с любовью, которая не раздражается, не мыслит зла и всегда милосердствует? (1 Кор. 13:4-5). Так жить можно только в том случае, если в тебе не останется ни капельки старой жизни, а только простое совершенное доверие Богу, такое доверие, что нужны будут уже не благословения Божьи, а только Сам Бог. Дошли ли мы уже до того, что Бог может лишить нас всех Своих благословений и это никак не повлияет на нашу веру в Него? Если мы увидим, как действует Бог, мы никогда не будем мучиться мыслями о будущем, потому что будем действительно доверять Отцу нашему Небесному, Которого мир не видит.
Точка зрения
«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе». (2 Кор. 2:14)
Труженик на ниве Божьей должен смотреть на все не просто с как можно большей высоты, он должен смотреть с самой большой высоты, какая только возможна. Обязательно придерживайтесь изо всех сил Божьей точки зрения, это нужно делать каждый день, шаг за шагом. Не нужно ограничивать себя никакими рамками. Никакая сила извне не может коснуться вашей точки зрения.
А придерживаться мы должны той точки зрения, что мы на земле с одной-единственной целью — быть пленниками в триумфальном шествии Христа. Мы не экспонаты на Божьей выставке, мы на земле только для того, чтобы явить миру одно-единственное: что наша жизнь абсолютно подчинена Иисусу Христу. Насколько же мелки другие точки зрения — что я один сражаюсь за Христа, что мне нужно бороться за дело Христово и удерживать ради Него свою высоту! Павел говорит: «Я иду за Своим завоевателем, и не важно, с какими трудностями мне приходится сталкиваться, меня все равно проводят в триумфальном шествии». Получается ли так в нашей жизни? Тайной радостью Павла было то, что Бог взял его, бунтовщика против Иисуса Христа, пойманного с поличным, и превратил в пленника, в чем с той поры и состоял весь смысл его жизни. Павел радовался, что он пленен Господом, у него не было никаких других интересов ни на небе, ни на земле. Христианину стыдно говорить о том, что он одерживает какие-то победы. Нами настолько должен овладеть настоящий Победитель, чтобы все победы принадлежали всегда только Ему, а»мы все сие преодолевали Его силою» (см. Рим. 8:37).
Ибо мы Христово благоухание Богу» (2 Кор. 2:15). Нас повсюду окружает благоухание Христово, и, куда бы мы ни пошли, мы радуем взор Христов.
Пребыть в руке Божьей
«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». (1-е Коринфянам 9:22)
Служитель-христианин должен научиться быть благородным человеком среди всего самого неблагородного. Никогда не говорите: «Если бы я только был где-то в другом месте!» Все мужи Божьи — это обыкновенные люди, ставшие необыкновенными благодаря тому, что дает им Бог. Если в нашем разуме нет нужных мыслей, а в сердце нужных чувств, от нас Богу не будет никакого толку. Мы становимся тружениками Божьими не по своему желанию. Стать тружениками решают многие, но в них нет ни капельки всемогущей благодати Божьей, ни словечка из Его всемогущего Слова. Все сердце, разум и душа Павла были захвачены тем великим делом, ради которого пришел Иисус Христос, и он никогда не терял этого из виду. Нам тоже нужно предстать лицом к лицу с одним главным фактом — «Иисусом Христом, и притом распятым» (см. 1 Кор. 2:2).
Я вас избрал» (Ин. 15:16). В вашем символе веры обязательно должны быть эти великие слова. Дело не в том, что у вас есть Бог, а в том, что у Него есть вы. Здесь, в этом колледже, Бог действует с вами так, как считает нужным: сгибает, ломает и ваяет вас. Мы не знаем, почему Он так поступает, Он все делает с одной-единственной целью, чтобы иметь возможность сказать: «Это мой человек». Нам нужно быть в руке Божьей, чтобы Бог мог и других возводить на ту Скалу, на которую Он возвел нас.
Никогда не нужно самому себя назначать тружеником, но, если Бог тебя призовет, то горе тебе, если ты уклонишься вправо или влево. Он сделает с тобой то, чего не делал никогда раньше, до того как призвал тебя, Он сделает с тобой то, чего не делает с другими. И пусть делает.
Кто такой миссионер
«…Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». (Иоанна 20:21)
Миссионер — это тот, кого послал на дело Иисус Христос, как Иисуса послал Бог. Самое главное не то, что это нужно людям, самое главное то, что так заповедал Иисус. Источник нашего вдохновения в труде для Бога лежит не впереди, а позади. Сегодня вдохновение выдвигают вперед, расчищая все перед собой и сводя все к успеху (в своем понимании). А в Новом Завете вдохновение находится не перед нами, а позади нас. Наше вдохновение — Господь Иисус. Наш идеал — хранить верность Ему, исполнять Его планы.
Нельзя упускать из виду одного — личной преданности Господу Иисусу и Его взлядам. В служении миссионера нас подстерегает серьезная опасность — Божий зов может отойти на второй план, а на первый выходят нужды людей. И рано или поздно человеческое сострадание полностью вытесняет сознание того, что ты послан Иисусом. Нужд у людей столько, все вокруг так непонятно, так сбивает нас с толку, что нашему разуму это охватить просто не под силу. И мы забываем, что главная цель всякого миссионерства не возвышение людей, не воспитание людей и не нужды людские. Превыше всех остальных причин заповедь Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы»(Мф. 28:19).
Когда мы оглядываемся на жизнь людей Божьих, нас так и тянет сказать: «Как же они все мудро понимали! Им так было понятно, чего хотел от них Бог!» А мудрыми-то были совсем не они, а Бог. Человеческой мудростью здесь даже и не пахнет. Мы расшаркиваемся перед человеческой мудростью там, где должны бы преклониться перед премудростью Божьей, перед тем, как Бог помогал людям по-детски, в неразумии, довериться Его мудрости и сверхъестественной помощи.
Миссионерские методы
«Итак идите, научите все народы». (Матфея 28:19)
Иисус Христос не сказал: «Идите и спасайте души» (спасение душ — это сверхъестественное дело Божье), Он сказал: «Идите, научите все народы». А научить, оставаясь неучем самому, невозможно. Когда ученики вернулись со своего первого миссионерского задания, они были полны радости от того, что им повиновались бесы, но Христос сказал: «Не радуйтесь успешному служению, великий секрет радости заключается в том, что вы в правильных отношениях со Мной» (см. Лк. 10:17-20). Самое главное в миссионере то, что он верен зову Божьему и понимает: его единственная цель — помогать людям учиться у Христа. Но есть и другая страсть о душах, которая идет не от Бога, а от желания обращать людей в свою веру, к своей точке зрения.
Трудность миссионерства не в том, что тяжело спасать людей, что тяжело возвращать отступников, что миссионер сталкивается с непробиваемым равнодушием, — трудность этого дела таится в личных отношениях самого миссионера с Иисусом Христом. «…Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9:28) Наш Господь постоянно задает нам этот вопрос, который встает перед нами в любом конкретном случае, с которым мы сталкиваемся. Суть всего в том, знаю ли я своего Воскресшего Господа? Известна ли мне сила Духа Его, пребывающего во мне? Достаточно ли я мудр в очах Божьих и достаточно ли глуп в глазах мира, чтобы во всем полагаться на слова Иисуса Христа, или я отрекаюсь от своего великого сверхъестественного положения, которое одно только и может быть для миссионера призванием — от безграничной уверенности во Христе Иисусе? Если я возьму на вооружение любой другой метод, я совершенно отойду от методов, изложенных нашим Господом: «…Дана Мне всякая власть… Итак идите…» (Мф.28:18-19)
Оправдание верой
«Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». (Римлянам 5:10)
Спасаюсь я не верой, верой я познаю, что я спасен. Меня спасает не покаяние, покаяние — это признак того, что я понимаю, что сделал во Христе Иисусе Бог. Нас постоянно подстерегает опасность ставить во главу угла не причину, а следствие. Меня якобы оправдывает перед Богом мое послушание, мое посвящение себя Ему. Да такого просто быть не может! Я оправдан перед Богом потому, что прежде всего, что мог сделать я, за меня уже умер Христос. Когда я обращаюсь к Богу и верой принимаю все то, что открывает мне Бог, благодаря непостижимому Искуплению Иисуса Христа я моментально оказываюсь в правильном положении по отношению к Богу, и по сверхъестественному чуду благодати Божьей я предстаю перед Богом оправданным, и не потому, что я сокрушаюсь о грехе своем, не потому, что я покаялся, а потому, что за меня умер Христос. Эта весть от Духа Божьего врывается мне в душу, заливая ее невообразимым светом, и я знаю, что я спасен, хотя не знаю, как это случилось.
Спасение Божье основывается не на человеческой логике, а на жертвенной смерти Христа. Мы можем родиться свыше благодаря Искуплению нашего Господа. Грешные люди могут стать «новой тварью» не благодаря своему покаянию или своей вере, а благодаря чудному делу Божьему во Христе Иисусе, которое предшествует всему, что с нами происходит (см. 2 Кор. 5:17-19). Непоколебимый залог оправдания и освящения — это Сам Бог. Нам не нужно все это совершать своими силами, все уже совершено в Искуплении. Сверхъестественное становится естественным благодаря чуду Божьему, и мы понимаем, чтo уже сделал для нас Иисус Христос — «…Совершилось!» (Ин. 19:30).
Вместо нас
«Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». (Римлянам 5:10)
Современный взгляд на смерть Христа заключается в том, что Он умер за наши грехи из сострадания. Взгляд же Нового Завета состоит в том, что Он взял на Себя наш грех не из сострадания, а потому, что Он не мыслил Своей судьбы вне нашей. Он был «сделан жертвою за грех». Наши грехи снимаются с нас благодаря смерти Христа, а объяснение Его смерти совсем не в Его сострадании к нам, а в Его послушании Отцу Своему. Мы угодны Богу не потому, что послушны, или потому, что пообещали от чего-то отказаться, а потому, что умер Христос. И никак иначе быть просто не может. Мы говорим, что Иисус Христос пришел, чтобы явить нам Бога как Отца, явить Его любовь. А в Новом Завете сказано, что Он пришел, чтобы «взять на Себя грех мира» (Ин. 1:29). И Бог открывает Себя Отцом тем, кому Иисус Христос предстал как Спаситель. Иисус Христос никогда не говорил о Себе миру как о Том, Кто явил людям Отца. Он говорил о Себе как о камне преткновения(см. Ин. 15:22-24). Слова об Отце (Ин. 14:9) сказаны Христом ученикам.
Новый Завет никогда не учит тому, что Христос умер за меня, и я могу делать все, что мне заблагорассудится. А учит Новый Завет тому, что «Христос за всех умер» (2 Кор. 5:15) (а не только за меня!), и, приняв Его смерть как свою, я могу избавиться от греха и обрести саму праведность Его. Заместительная жертва, о которой говорится в Новом Завете, имеет двоякий смысл: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». И смерть Христова ничего мне не даст, пока я не захочу, чтобы во мне «изобразился Христос» (Гал. 4:19).
Вера
«А без веры угодить Богу невозможно». (Евреям 11:6)
Вера без здравого смысла — это фанатизм, а здравый смысл без веры — рационализм. Жить по вере — значит совмещать и то, и другое. Здравый смысл — это не вера, а вера — это не здравый смысл. Между ними то же соотношение, что и между естественным и духовным, между порывом страсти и вдохновением. Иисус Христос никогда не говорил «в смысле здравого смысла», Он всегда говорил в смысле откровения, а откровение проникает туда, куда здравому смыслу ход заказан. Прежде чем вера станет объективной реальностью, ее нужно испытать. «Притом знаем, что… все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и, что бы ни случилось, таинство промысла Божьего преобразовывает идеалы веры в реальность. Вера всегда дело личное, вся цель Божья именно в том и заключается, чтобы в детях Его идеалы веры становились реальностью.
На каждую частную деталь жизни по принципам здравого смысла есть факт откровения Божьего, с помощью которого мы можем познать на практике то, в чем мы доверимся Богу. Вера — это дело отнюдь не пассивное, а напротив, невероятно активное. Вера всегда ставит на первое место Иисуса Христа — «Господи, раз Ты так сказал (например, Мф. 6:33), то, хоть это и кажется безумием, я сделаю по слову Твоему». И вера чисто интеллектуальная становится нашим личным достоянием через борьбу, и не иногда, а всегда через борьбу. Бог нас ставит в какие-то обстоятельства, чтобы воспитать веру нашу, потому что суть веры в том, чтобы ее объект сделать реальностью. Пока мы не знаем Христа, Бог для нас абстракция, верить в Него невозможно, но, как только мы слышим слова Христа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), у нас появляется что-то настоящее, конкретное, а для веры исчезают все преграды. Вера — это такое состояние, когда все, что в человеке есть, занимает правильное положение по отношению к Богу силой Духа Иисуса Христа.
Суть веры
«…Веру с горчичное зерно…» (Матфея 17:20)
Нам представляется, что Бог нас за нашу веру вознаграждает. В самом начале оно, может быть, и так, но верой мы ничего заслужить не можем. Благодаря вере мы оказываемся в правильных отношениях с Богом и даем Ему возможность совершать в нас то, что угодно Ему. Если вы святой Божий, Богу часто приходится выбивать основание из-под ваших убеждений, чтобы вернуть вас к Себе. Бог хочет, чтобы вы поняли, что жить нужно верой, а не сентиментальными воздыханиями о благословениях Божьих. Ваша прежняя жизнь веры была узкой и бурной, она была сосредоточена на крошечном лучике света, увиденном вами, и в этой жизни было не меньше разума, чем веры, и при этом полно света и тепла. Потом Бог лишил вас Своих благословений, чтобы научить ходить верой. И теперь вы для Него стoите гораздо больше, чем тогда, когда были переполнены восторгом и яркими свидетельствами.
Вера по самой сути своей должна пройти через испытания, а истинное испытание веры заключается не в том, что нам трудно довериться Богу, а в том, что у нас в разуме должен проясниться образ Божий. Вера в ее реальном проявлении должна пройти через периоды полного одиночества. И никогда не нужно путать испытаний веры и обычных житейских испытаний — многое из того, что мы называем испытанием веры, на поверку оказывается просто неизбежными издержками жизни под солнцем. Вера в библейском понимании есть вера в Бога вопреки всему, что Ему противостоит, — «Я останусь верен Богу, что бы Он ни сделал». «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов. 13:15) — самые возвышенные слова о вере во всей Библии.