11. Книга судей Израилевых

Краткое введение
 

Автор:

неизвестен.

Время:

от смерти Иисуса до войны с Вениамином.

Содержание:

первые столетия Израиля в собственной стране.

 

1. Предварительные замечания

Эта книга получила свое название от именования лиц, которые в описываемый в ней период руководили народом, — судей.

Это название не совсем точное, так как названные в книге 13 библейских судей не были судьями в сегодняшнем смысле.

Те судьи были людьми, которых Бог призывал в бедственное время, чтобы освобождать народ израильский, объединять его и звать на правильный путь.

В эпоху судей в Израиле не было централизованной власти, существовала своего рода анархия. На это в разных местах указывает сама книга. Должность судьи включала административную власть, долг военной защиты от врагов и юридическую власть.

Подобно тому как Книга Иисуса Навина связана с книгой Второзаконие союзом «и», Книга судей Израилевых в оригинальном тексте также связана союзом «и» с Книгой Иисуса Навина.

Экскурс

Хронология исторического развития Израиля до конца периода судей (до воцарения Саула).

В Пятикнижии, в Книге Иисуса Навина и в Книге судей описывается история Израиля. Хронология имеет пробелы. Это связано с тем, что хронологическое перечисление не претендует на полноту; его цель — назвать все важные личности и даты, которые имеют существенное значение для развития истории спасения.

 

Хронология периода судей

 

2166 г. до Р.X. — 1991 г. до Р.X. — Авраам

 

2091 г. до Р.X. — выход Авраама из своего

 

отечества и вход в Ханаан

Быт.12:4

2066 г. до Р.X. — 1866 г. до Р.X. — Исаак

 

2006 г. до Р.X. — 1859 г. до Р.X. — Иаков

 

1876 г. до Р.X. — Иаков с семьей

 

переселяется в Египет

Быт.46:7

1915 г. до Р.X. — 1805 г. до Р.X. — Иосиф

 

1876 г. до Р.X. — 1446 г. до Р.X. — время

 

пребывания в Египте

Исх.12:40

1526 г. до Р.X. — 1406 г. до Р.X. — Моисей

 

1447 г. до Р.X. — выход из Египта

Исх.12:37

1446 г. до Р.X. — освящение скинии

Исх.40

1446 — 1406 гг. до Р.X. — странствование

 

в пустыне

 

1491 — 1381 гг. до Р.X. — Иисус Навин

 

1406 — 1381 гг. до Р.X. — взятие земли под

 

предводительством Иисуса

Нав.1-12

1381 — 1050 гг. до Р.X. — период судей

 

1377 — 1337 гг. до Р.X. — Гофониил

Суд.3:9-11

1319 — 123 9 гг. до Р.X. — Аод

Суд.3:15-30

1260 — 1250 гг. до Р.X. — Самегар

Суд.3:31

1239 — 1199 гг. до Р.X. — Девора

Суд.4:4-5:31

1192- 1152 гг. до Р.X. — Гедеон

Суд.6:7-8:35

1149 — 1126 гг. до Р.X. — Фола

Суд.10:1-2

1126 — 1104 гг. до Р.X. — Наир

Суд.10:3-6

1086 — 1080 гг. до Р.X. — Иеффай

Суд.10:10-12:7

1080 — 1072 гг. до Р.X. — Есевон

Суд.12:8-10

1072 — 1062 гг. до Р.X. — Елон

Суд.12:11-12

1062 — 1055 гг. до Р.X. — Авдон

Суд.12:13-15

1075 — 1055 гг. до Р.X. — Самсон

Суд.13:2-16:31

 

Данная хронология не лишена некоторой неопределенности:

1. Она охватывает как период патриархов, так и период судей. Некоторые исследователи исходят из более позднего периода патриархов и исхода из Египта (например, период патриархов с 1952 г. по 1589 г. до Р.X.). Это связано с разной интерпретацией «масоретского текста» и Септуагинты. Септуагинта (Исх.12:40) говорит лишь о 215 годах пребывания в Египте. Так называемая теория позднего исхода датирует взятие земли и период судей с 1230 г. по 1025 г. до Р.X. Наша хронология исходит из раннего исхода при более длительном пребывании в Египте.

2. Наиболее сомнительным является датирование времени жизни и деятельности самих судей. Это связано с тем, что некоторые судьи, по-видимому, действовали одновременно. Так как судьи, по всей вероятности, осуществляли руководство в географически ограниченных областях, такое предположение вполне вероятно. Таким образом, приведенные выше даты в отношении судей обладают относительной точностью.

2. Тема книги

Эта книга показывает нам «неустанную благость и милосердие Бога, всегда готового простить впавший в грех, но раскаявшийся народ и снова принять его» (Э. Эби). В то же время она показывает нерешительность человека и его склонность к греху. Даже такие слуги Божьи, как судьи, не свободны от этого. Можно сказать, что приведенный ниже круг событий, повторяясь, проходит через всю книгу.

1. Народу хорошо. Люди забывают Бога. Начинается идолопоклонство.

2. Угнетение. Бог предоставляет народу идти своим путем, путем идолопоклонства. В то же время Он отдает народ в волю его врагов. Хананеи угнетают и порабощают Израиль (Моав, филистимляне и т.д.). Народ израильский страдает.

3. Покаяние. Израиль исповедует свою вину и просит Бога о прощении. Бог снова и снова прощает. Происходит внутреннее обновление.

4. Господь посылает освободителя. Он уполномочивает судью, который освобождает народ и начинает руководить им. Народу становится ясно, что Сам Господь действует через судью.

5. Народу хорошо, и круговорот греха повторяется.

Обобщенно этот круговорот показан в Суд.3:7-11.

3. Период времени

Время судей точно определить невозможно. Согласно Павлу (Деян.13:20), период правления судей исчисляется (приблизительно) 450 годами: начинается со смерти Иисуса Навина (Нав.24:29) и заканчивается войной с Вениамином и примирением (Суд.21).

4. Авторство

Автор неизвестен. Правда, существуют обоснованные и интересные гипотезы.

С уверенностью можно сказать, что книга была написана, когда и Израиле уже была царская власть. В Суд.17:6 сказано: «В те дни (в дни описываемых событий, в отличие от времени составления книги) не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (ср. 18:1; 19:1; 21:25). Некоторые источники (напр., Талмуд) приписывают авторство книги последнему судье, священнику Самуилу (не упомянутому в списке судей). Он мог написать ее, находясь как бы в отставке во время правления первого израильского царя Саула. Роберт Ли пишет: «Если это так, то нам понятно то восхищение, с которым он сообщает об отказе Гедеона от короны (Суд.8:22-23)». Самуил не был сторонником царской власти (1Цар.8:6). Другие теологи считают автором книги первосвященника Илия.

Мы оставляем без внимания мнение либералов, которые почти все ветхозаветные книги зачисляют в разряд книг, написанных после вавилонского пленения.

5. Подлинность

Христианская и иудейская традиции подтверждают подлинность этой книги.

Цитаты и ссылки Ветхого Завета подтверждают существование упомянутых выше личностей (напр.: 1Цар.12:9; 2Цар.11:21; Пс.82:10-12 и др.). В Новом Завете: Деян.13:20; Евр.11:32-33.

6. Обстановка в эпоху судей

А. Вместо теократии господствовала анархия

В книге часто употребляется уже упомянутое выше выражение: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17:6; 21:25 и др.).

Бог Сам хотел быть Царем (1Цар.8:7) и посредством Своего закона управлять народом (Нав.1:8); однако люди делали то, что хотели. Результатом было идолопоклонство, суеверие, человеческая жестокость. В стране господствовала анархия. Повсюду царили грабеж, насилие и убийства.

Б. Политическая обстановка

Историческую обстановку того времени Б. Балшейд описывает так: «Вступившие в страну колена Израилевы должны были вести многочисленные войны как с коренными ханаанскими жителями, поскольку те могли отстаивать свою независимость, так и с соседними народами. На севере страны существовали мелкие арамейские царства, на востоке — аммонитское и моавитское царства, оба претендовавшие на восточно-иорданские земли. С юга угрожали племена амаликитян, эдомитян и мадианитян, походы которых носили скорее характер набегов разбойных бедуинских племен. На западе, на берегу моря, жил культурный народ — филистимляне, которые уже теперь, а в особенности позднее, при Сауле и Давиде, были главным врагом израильтян. Большим недостатком Израиля в сравнении с этими народами было то обстоятельство, что после смерти Иисуса Навина у него не было единого, охватывающего все колена руководства. Правда, у него было святилище (скиния), и это святилище было порукой тому, что при бедственном положении все колена будут помогать друг другу. Однако Израиль того времени жил в постоянном искушении распада на отдельные колена» (согласно Э. Эби).

В. Периоды отпадения и бедствий (прибл. 111 из 450 лет)

Причина

Поработители

Период
времени

Освободитель

Текст

Идолы Ваала и Астарты

месопотамский царь Хусарсафем

8 лет

Гофониил

3:7-11

Непослушание (по смерти 1 ’офониила)

моавитский царь Еглон, аммонитяне и амаликитяне

18 лет

Аод и Самегар

3:12-31

Непослушание

ханаанский царь Навин

20 лет

Девора

4 и 5

Непослушание

мадианитяне

7 лет

Гедеон

6:11-8:32

Идолопоклонство

гражданская война

 

Фола, Наир

8:33-10:5

М ногостороннее идолопоклонство

филистимляне и аммонитяне

18 лет

Иеффай, Есевон Елон, Авдон

10:6-12:15

Непослушание

филистимляне

40 лет

Самсон

13-16

 

7. Поучение

Отступление от Бога неизбежно ведет к хаосу и анархии. Когда народ раскаивается, Бог являет Свою милость и освобождает его. Бог восстанавливает порядок и делает возможной спокойную жизнь.

8. Ключевые стихи

«Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить ваалам; оставили Господа, Бога отцов своих, Который вывел их из земли египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа и стали служить Ваалу и астартам. И воспылал гнев Господен на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять перед врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно. И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их; но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед за другими богами и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, которым ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали» (Суд.2:11-17).

9. Деление текста

 

1. Политическая и религиозная обстановка

1:1 -3:6

Военные походы Иуды и Симеона

1:1-21

Военный поход колена Иосифа

1:22-36

Упрек Бога им за их компромиссы

2:1-5

Смерть Иисуса Навина

2:6-9

Дьявольский круговорот греха

2:10-23

Вражеское окружение

3:1-6

2. Судьи

3:7-16:31

Гофониил, Аод и Самегар

3:7-31

Девора

4-5

Гедеон

6-8

Авимелех

9

Фола, Иаир

10

Иеффай, Есевон, Елон, Авдон

11-12

Последствия опрометчивого обета Иеффая

11:34-40

Самсон

13-16

Женитьба

14

Месть

15

Далида

16:1-22

Смерть Самсона

16:23-31

3. Другие исторические события

17-21

Идолопоклонство Михи и колено Даново

17-18

Гражданская война с Вениамином

19-21

 

10. Типология

Слово «судья» можно перевести как «спаситель». Судьи, несмотря на их несовершенство, указывают на Иисуса, Спасителя мира.

11. Идолы соседних с Израилем стран во времена ВЗ

Израиль постоянно подвергался опасности впасть в языческое идолопоклонство. Имена идолов содержатся в исторических книгах, а позже также и у пророков. Вот основные из них:

 

Идолы

Страна

Сфера влияния

1. Ваал

Ханаан

бог плодородия и ветра

2. Астарта (Иштар)

Ханаан

богиня неба, плодородия, любви, материнства

3. Эль

Ханаан

верховный бог пантеона

4. Анат

Ханаан

богиня охоты и битвы*

5. Мот

Ханаан (Угарит)

бог смерти и плодородия

6. Адад

Шумер, Аккад

бог бури, грома и ветра

7. Тешшуб

Ханаан

хурритский бог грома (верховное божество)*

8. Анана-Гунда

Абхазия

богиня («мать») плодородия у хеттов

9. Аринна

Ханаан

богиня солнца у хеттов

10. Кемош

Моав

бог войны

11. Молох

Аммон

верховное божество

12. Дагон

Финикия

бог земледелия

13. Мардук

Вавилон

верховное божество Вавилона

14. Набу

Шумер

сын Мардука

15. Таммуз

Шумер

умирающий и воскресающий бог плодородия

16. Осирис

Египет

владыка загробного мира*

17. Изида

Египет

богиня плодородия

18. Гор

Египет

бог неба и солнца*

19. Ра

Египет

бог солнца*

20. Сет

Египет

бог несчастья/бури

21. Птах

Египет

создатель богов и людей*

 

* Боги, не упомянутые в ВЗ.

Вопросы по уроку 11:

1. Какой период времени описывает Книга судей Израилевых?

2. Что понимается под словом «судьи» в этой книге?

3. Назовите упомянутых в книге 13 судей и их важнейшие деяния.

4. Какие циклы грехов и покаяний показывает Книга судей Израилевых?

5. Что говорит в пользу авторства Самуила?

6. В чем состоит фундаментальное отличие Септуагинты от масоретского текста?

7. Как случилось, что ко времени судей теократия превратилась в анархию?

8. Какие языческие божества названы в Книге судей Израилевых? В каких местах?