24. Книга Екклесиаста, или Проповедника

Краткое введение

 

Автор:

неизвестен; вероятно, Соломон.

Содержание:

пессимистические жизненные перспективы человека, который думает только о земном, не считаясь с Богом.

 

1. Предварительные замечания

Книга Екклесиаста призвана показать бессмысленность жизни без Бога. Местами для нее характерен пессимистический фатализм. Хотя эта книга между отдельными вопросами и стихами время от времени направляет взор к Богу, но ее самый важный духовный вклад ограничен двумя стихами, в которых выражен итог мыслей проповедника: 12:13-14.

Если рассматривать Книгу Екклесиаста вне контекста остальных книг Библии, можно прийти к ложным выводам. Типичным для этой книги является мудрое выражение: «Суета сует, — сказал Екклесиаст, — суета сует, всё — суета!» (1:2).

Еврейское слово, означающее «суета», — хебелъ. В Книге Екклесиаста оно встречается 22 раза. Это слово можно перевести и как «дуновение».

Книга Екклесиаста является хорошим учебником для всех, кто ищет смысл жизни в преходящих мирских вещах. Она, как и Книга притч, относится к книгам мудрости.

Место книги в еврейской литургии

Книга Екклесиаста, вместе с книгами Песнь песней, Плач Иеремии, Руфь и Есфирь, относится к пяти книгам мегилот, или «свиткам».

Ее читают на Праздник кущей — 15-21 тазри (в октябре).

Почтение и скепсис

Удивительно, что Книга Екклесиаста пользуется большим уважением у атеистов. Так, Вольтер, для обоснования своей скептической философии, ссылался на Книгу Екклесиаста. Христиане же, напротив, часто ставили эту книгу под вопрос, так как в ней якобы содержатся неверные суждения и она одобряет некоторые вещи, с которыми христианин едва ли может согласиться:

• «Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать» (1:15).

• «Время любить и время ненавидеть; время войне и время миру» (3:8).

Название книги

Еврейское название книги — Кохелет. Это слово означает «говорящий перед собранием» (проповедник, учитель, оратор или руководитель общины) и встречается в самой книге (1:1, 12; 12:8-9).

В Септуагинте это слово переведено как «екклесиаст».

Слово екклесиаст происходит от греческого слова экклесия — «собрание вызванных свободных граждан» (церковь — экклесия).

2. Тема книги

Центральным в книге является вопрос о смысле жизни.

Книга показывает недостаточность всего, что есть на земле, когда речь идет о полном удовлетворении и об истинном смысле жизни. Она исходит из человеческих рассуждений о земных вещах и о человеческом существовании с его мраком и неизвестностью.

Между строк этой книги слышится крик отчаяния безнадежно разочарованного человека. Екклесиаст показывает безысходное состояние душевного человека без Искупителя. В поисках удовлетворения человек стремится к материальным или даже к этическим ценностям. Но как бы он ни старался — даже если ему удается ценою больших усилий достичь некоторых целей, — в конце концов все исчезает. Ничто в этом мире («под солнцем») не в состоянии утолить тоску человеческого сердца.

На фоне этих пессимистических высказываний время от времени появляется позитивная перспектива — именно тогда, когда автор обращает свой взор к Богу, Творцу всего сущего. Бог есть Тот, Кто охотно и обильно дает. Радость жизни приходит от Бога (2:24-26; 3:12-13, 22; 5:17-19; 8:15; 9:7-9; 11:7-10). Кто боится Его, тому Он дарует ее, и человек может беспрепятственно пользоваться ею.

Екклесиаст пишет об этом на основе собственного опыта.

Если эта книга написана Соломоном (этот вопрос спорный) или на основании записей Соломона, это означало бы, что Соломон, после горького опыта, в конце своей жизни обратился к Богу.

3. Авторство и время написания

Оба эти вопроса тесно связаны между собой. Хотя имя автора прямо в тексте не упоминается, вопрос этот не имеет канонического значения, хотя личность автора облегчает некоторые выводы.

Является ли автором Соломон?

Еврейское предание называет автором книги Соломона. Книга начинается словами: «Слова Екклесиаста, сына Давида, царя в Иерусалиме» (1:1).

Мы можем сделать вывод об авторстве Соломона также из различных мест, где говорится о мудрости, роскошной жизни и удовольствиях автора.

Что свидетельствует против авторства Соломона?

• Автор говорит о своих предшественниках в Иерусалиме (2:8-9). Но предшественником Соломона, если не считать языческих царей (иевусеев), был лишь Давид (2Цар.5:5). Если считать только еврейских царей Иерусалима, то автор — более поздний наследник престола Давида. Однако если включить сюда иевусейских царей, то возможно авторство Соломона.

Выражение «сын Давидов» в Писании означает лишь потомка. Иисус также является Сыном Давида, хотя Он жил 28 поколений спустя (Мф.1:17).

• Екклесиаст говорит: «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме» (Еккл.1:12). Это тоже говорит против авторства Соломона, так как тот оставался царем в Израиле до самой смерти (3Цар.11:42-43).

• Слишком большой пессимизм представляется некоторым толкователям неподходящим для эпохи расцвета Израиля. Они датируют книгу временем страданий в период вавилонского плена.

• Содержание книги (жалобы на тираническое правление, коррупцию властей и т.д.) дает повод некоторым толкователям думать о времени плена.

Таким образом, даже если автором книги был не Соломон, тем не менее, вполне возможно, что он имел в своем распоряжении записи Соломона в качестве основы для своей книги.

Время написания

Так как вопрос об авторе не может быть решен окончательно, ясно лишь то, что книга написана между 940 и 200 гг. до Р.X. Более поздняя датировка исключается, так как книга представлена в Септуагинте .

4.Канонизация

Клаус Вестерман пишет: «Эта книга стоит особняком в Библии; ее место в каноне долгое время было спорным». Хотя мы и не обязаны соглашаться с этой оценкой, однако ясно, что эта книга является спорной. Она нигде в НЗ не цитируется. Правда, нельзя упускать из виду, что мы находим некоторые параллели, а также символы из этой книги в НЗ. например:

 

Еккл.11:1-6 (сеятель)

Мф.13

Еккл.6:2

Лк.12:20

Еккл.11:5

Ин.3:8

Еккл.12:14

2Кор.5:10 и др.

 

Правда, эти параллели нельзя переоценивать. Они только показывают, что и Книга Екклесиаста, и Новый Завет исходят из одной и той же культуры и согласуются также и теологически.

5. Научные положения

Библия не является учебником по естествознанию. Однако мы считаем, что она безошибочна. Этот факт включает также и естественнонаучные положения, например, относительно творения (Быт.1) или гомосексуализма (Рим.1:24 и далее).

Книга Екклесиаста содержит интересные данные, подтвержденные современной наукой.

Например, из области физики: круговорот воды в природе (1:6-7); из области анатомии: лирическое описание смерти, в котором спинной мозг описывается как «серебряная цепочка», череп — «золотой сосуд»[5], легкие — «кувшин» и сердце — «колесо» (12:6).

Роберт Ли пишет: «Мы не хотим утверждать, что Соломон на основании Божественного вдохновения описал кровообращение — за 26 столетий до открытия его Гарвеем; но вызывает удивление, насколько соответствует фактам его речь: колесо качает жидкость по трубе вверх и по другой трубе снова возвращает ее».

6. Ключевое слово

Суета (бренность).

7. Ключевой стих

Самый важный стих для понимания этой книги указывает путь от суеты этого мира к тому, что дарует вечность: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл.12:13).

8. Деление текста

А. Ключевые выражения

Книга изобилует ключевыми выражениями, например:

«под солнцем» — 29 раз;

«суета» — 30 раз;

«под небом» — 3 раза;

«на земле» — 5 раз.

Б. Разделы

Представление автора

1:1

Его жизненный опыт

1:2-3

Проблематика: как можно без Бога стать счастливым?

 

Человек ищет и экспериментирует

1:4-12:12

Поиск удовлетворения:

 

в науке

1:4-11

(автор говорит из опыта)

1:12-2:26

в человеческой мудрости

1:12-18

в мирских удовольствиях

2:1-11

в имуществе и благосостоянии

2:12-26

(говорит из наблюдений)

3:1-9:16

в фатализме

3:1-15

в труде

3:16-4:16

в религии

4:17-5:8

в богатстве

5:9-6:12

в человеческой этике

7:1-12:12

 

Автор делает духовный вывод: бойся Бога и соблюдай Его заповеди (12:13).

Вопросы по уроку 24:

1. Что говорит Книга Екклесиаста о мирской жизни?

2. Какое название у этой книги в Септуагинте?

3. Изложите весть Книги Екклесиаста.

4. Какой текст наиболее ярко показывает духовные воззрения автора?