26. Книга пророка Исаии

Краткое введение

 

Автор:

Исаия (время служения, прибл.: 739-685 гг. до Р.X.).

Содержание:

исторические реформы, пророчества.

Основные темы:

предсказание вавилонского пленения; предсказание восстановления Израиля и Мессианского царства.

 

1. Предварительные замечании

Общие заметки о пророческих книгах

Книги шестнадцати ветхозаветных пророков расположены не в хронологической последовательности. За четырьмя «большими пророками» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) следуют двенадцать «малых пророков». Их книги в иудаизме собраны в одном свитке.

Общие заметки о Книге пророка Исаии

С полным основанием Книга пророка Исаии считается первой ветхозаветной книгой пророчеств. Наряду с пророчествами, которые Исаия изрекал по поручению Божьему, он ясно видел грядущего Мессию. Исаию называли царем пророков и евангелистом Ветхого Завета.

Известно, что Августин спросил епископа Амвросия: какую книгу Библии следует читать новообращенному? Амвросий ответил: «Книгу пророка Исаии».

2. Тема книги

Книга пророка Исаии показывает святость Бога. Уже само имя пророка говорит об этом:

Исаия означает «слава Яхве» или «Господь свят».

И эту святость Исаия постоянно являл людям: в течение всего служения, продолжавшегося приблизительно 50-60 лет, у него были видения и откровения, и он пророчествовал в силе Духа Святого. Его слово передавало не его личное мнение, а ясно выраженную волю Божью.

3. Период времени и исторический фон

Исаия нес пророческое служение приблизительно с 739 г. по 685 г. до Р.X. Он пережил израильских царей Озию (790-740 гг. до Р.X.), Иоафама (750-731 гг. до Р.X.), Ахаза (735-715 гг. до Р.X.), Езекию (715-686 гг. до Р.X.) и Манассию (695-642 гг. до Р.X.) — см. Ис.1:1.

Это означает, что его служение продолжалось свыше пятидесяти лет.

Этим фактом объясняется различие в стиле отдельных частей книги. Поэтому нет необходимости для объяснения данного обстоятельства привлекать теорию о «втором (или даже третьем) Исаии».

Политическое положение Израиля во времена Исаии

Израиль в 931 г. до Р.X. был разделен на два царства. Северное царство включало десять колен и управлялось из своей столицы — Самарии. В Библии оно называется Самарией или Израильским царством.

Южное царство, со столицей Иерусалимом, осталось верным царской династии Давида. Оно состояло из колен Иуды и Вениамина и называлось Иудейским царством. Исаия жил и нес служение в Иудее.

Мировые державы во времена Исаии

Географически Израиль соседствовал с тремя великими державами. Такое положение для маленькой страны было небезопасным. Поэтому Исаия особенно призывал уповать на Бога. Чтобы обезопасить себя политически, цари Иудеи постоянно заключали союзы, которые, однако, ставили Иудею в еще более критическое положение.

• На севере Израиля находилось Ассирийское царство со столицей Ниневией. Политической целью Ассирии было покорение всех маленьких государств региона и даже завоевание Египта. Израильский царь Осия пытался, заключив союз с Египтом, освободиться от дани Ассирии. Однако утвердившийся в Ассирии новый царь — Салманассар V — в 722 г. до Р.X. завоевал Израиль и переселил израильтян в Ассирию (4Цар.17:4-6). После этого следы Северного царства теряются в истории.

• На юге Палестины процветал Египет.

• В лице Вавилона на мировой арене появилась новая великая держава. Вокруг древнего города Вавилона образовалось царство халдеев. Исаия пророчествовал, что эта страна уведет Иудею в плен. Однако он также пророчествовал об освобождении, которое придет от персидского царя Кира, которого он называл слугою Бога (44:24 — 45:7).

Израиль был малой нацией, находившейся в невыгодном в стратегическом отношении положении. Его единственной защитой от могущественных врагов был его Бог Яхве. Но из-за недостатка веры Израиль искал помощи в мирских союзах, которые в конечном итоге оказывались слабыми и ненадежными. Исаия постоянно порицал такую политику.

4. Авторство. Возражения критиков Библии и контраргументы

Сама книга называет автором Исаию.

Кто такой Исаия?

Согласно еврейской традиции, Исаия принадлежал к царскому роду Давида. Его отец Амос, по преданию, был братом царя Амасии (796-767 гг. до Р.X.). Исаия, вероятно, был родом из Иерусалима.

Был женат. Его жена также названа пророчицей (8:3). У него было, по крайне мере, двое сыновей (7:3; 8:3, 18).

Он был призван на служение в год смерти царя Озии (740/39 г. до Р.X.).

Исаия был царским архивариусом, секретарем и воспитателем царевича Езекии. Возможно, он также был врачом при царском дворе (4Цар.20:7).

Последнее историческое сообщение о его общественном выступлении относится к 701 г. до Р.X., когда царь Сеннахирим решил завоевать Иудею (Ис.36-39; ср. 2Пар.32).

Согласно еврейской традиции, Исаия принял мученическую смерть при Манассии (4Цар.21:16): он был как бельмо на глазу у этого нечестивого царя. Будучи призванным и уполномоченным Богом (Ис.6:1-9), Исаия пользовался в народе высоким авторитетом. Он не боялся сравнивать грешный Иерусалим с Содомом и Гоморрой (1:9-10; 3:9). По еврейскому преданию, Исаия вынужден был спасаться от Манассии бегством. Когда его враги почти настигли его, он спрятался в дупле кедра. По приказу Манассии кедр был перепилен. Вероятно, Евр.11:37 имеет в виду это еврейское предание.

Книгу пророка Исаии можно разделить на две части. Некоторые теологи полагают, что Исаия написал лишь главы с 1-й по 39-ю. Вторую часть книги, гл. 40-66, якобы написал другой автор под именем Исаии.

Этот второй автор был назван Девтероисаией — Второисаией.

Между тем современная теология исходит из наличия, по крайней мере, трех авторов Книги пророка Исаии.

Исаия (гл. 1-39)

Эта часть приписывается ветхозаветному Исаии. Правда, и здесь есть некоторые места, которые считаются более поздними вставками.

Девтероисаия (гл. 40-55)

Эта часть, по преобладающему в современной теологии мнению, принадлежит неизвестному автору, который написал ее в конце вавилонского пленения. Согласно историко-критическому мнению, он описывает ситуацию, совершенно отличающуюся от ситуации, описанной «первым Исаией», а именно: возвращение из вавилонского плена. Следовательно, автор должен был жить в это время.

Тритоисаия (гл. 55-66)

При этом разделении имеют значение, прежде всего, вопросы стиля. Мессианские ожидания, по мнению критиков, не согласуются с этой частью книги. По времени этого автора относят к III или IV вв. до Р.X.

Хотя этот взгляд господствует в современной теологии, он не является обязательным. Он основан, главным образом, на различиях в стиле и на наличии названий и понятий вавилонского и персидского периодов.

Мы, напротив, считаем:

1. Нет ни одного манускрипта, доказывающего этот взгляд.

2. НЗ цитирует из обеих частей как из единой Книги пророка Исаии (Мф.12:17-18; Деян.8:28-35; Рим.10:16-21).

3. В Септуагинте содержится вся книга под названием «Исаия».

4. Книга пророка Исаии сама расправляется с большей частью аргументов против своего единства, утверждая, что Бог в состоянии открывать будущее (41:22; 42:8-9 и др.).

Кто исключает возможность конкретного пророчества в отношении будущего, как это делает историко-критический метод, вводя Девтеро- и Тритоисаию, тот отвергает аргументацию самой книги (41:22; 42:8-9 и др.).

Если же мы исходим из предположения, что книга написана одним автором, тогда мы кое-что узнаем о величии и мудрости Бога, Который держит в Своих руках настоящее, прошедшее и будущее.

История критики

Мнение о Девтероисаии впервые возникло в период средневековья, его высказал еврейский раввин Ибн-Эзра. До XVIII века оно оставалось мнением отдельных евреев (Спиноза также придерживался его).

Позже оно было воспринято рационалистом Эйххорном (1782) и через него вошло в христианскую либеральную теологию XVIII-XIX веков. Теолог-рационалист Бернгардт Дум (профессор из Базеля, друг Велхаузена) в 1892 г. написал сочинение «Комментарии на Книгу пророка Исаии», в котором он выдвинул мысль о Тритоисаии.

Более поздние теологи (Зеллин, Эллингер и Оденберг) даже в главах 56-57 видят не единый труд, а сборник разных песен.

5. Важнейшие высказывания пророка Исаии

Важнейшие духовные высказывания

Бог является «Святым в Израиле». Он вправе ожидать от Своего народа, что тот также будет жить свято.

Исаия страдает от греховности и неверности своего народа. Эта греховность выражается в недостатке веры, идолопоклонстве, в проводимой политике, а также в социальной несправедливости. Поэтому он призывает к покаянию и действует по Божьему поручению как вестник суда.

С остатком Своего народа, очищенным судом, Бог приходит к цели. Бог готов простить. Он Сам хочет устранить грех.

В пророчествах Исаии предсказывается земное царство мира для всех народов. Израиль будет центром этого царства. В библейской теологии это царство характеризуется как Тысячелетнее царство (Откр.20:1-6).

Исаия выступает против пагубной политики

Исаия, по Божьему поручению, возвещает, что и в политических, и в военных вопросах решающее значение должны иметь Божьи указания. Поэтому он постоянно предостерегает от ориентированной на мир союзнической политики. Он видит защиту Израиля лишь в его Боге Яхве.

При Ахазе

Исаия обличает Ахаза, который хочет призвать на помощь против Сирии и против Северного царства ассирийского царя Феглаффелласара. Ахаз не уповает на Божью защиту, он не слушается Божьих указаний (4Цар.16:7 и далее; 2Пар.28:20-21; Ис.7:4 и далее).

При Езекии

Исаия предостерегает Езекию от его союзнической политики. Он должен уповать на Бога и ждать, пока Бог поможет ему. Однако Езекия после смерти Саргона (705 г. до Р.X.) вступает в союз с различными ближневосточными державами, в том числе с Египтом. Исаия видит отрицательные последствия этой дипломатии и скорбит об этом.

Когда Иерусалим был осажден Сеннахиримом, царем ассирийским, Езекия раскаялся и воззвал к Богу о помощи. Исаия предсказывает помощь и защиту Бога, Который Сам вынудит Сеннахирима к отступлению (4Цар.19:6-7, 20, 32-34). Езекия верит этому обетованию и видит Божье спасение (4Цар.19:35-36). Ср. также Ис.30:1; 37:33, 36-37.

Исаия видит Мессию

• Его имя — Эммануил, что значит «с нами Бог» (7:14).

• Он будет светом народов (9:2; 49:6).

• Его имя — Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (9:6).

• Он будет назван драгоценным краеугольным камнем, Рабом Господа (28:16; 52:13).

• Он придет как Младенец (9:6), Сын девы (7:14), из рода Давидова (11:1).

• Исаия видит страдающего Раба Божьего.

Четыре раздела из Книги пророка Исаии названы песнями Раба Божьего: 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13 -53:12.

Кто этот Раб Божий?

Имеются три толкования:

1. Народ израильский. Это обычное толкование в иудаизме.

2. Только верный остаток евреев.

3. Определенная личность. НЗ указывает на Иисуса (Деян.8:34-35).

В Ис.49:1-6 и 52:13 — 53:12 однозначно говорится о личности, а не о всем народе или группе лиц.

6. Ключевое слово

Святость.

7. Ключевой стих

«Ибо Я Господь, Бог твой, Святой Израилев, Спаситель твой, в выкуп за тебя отдал Египет, Эфиопию и Савею — за тебя» (Ис.43:3).

8. Деление текста

А. Общее деление

1. Слово Божие, сказанное в конкретной ситуации, — весть о суде (гл. 1-35); конкретные исторические вставки (гл. 36-39).

2. Слово Божие о конкретном времени — весть о Мессии (гл. 40-55; также 4:2-6; 7:14-16; 11:1-3).

3. Слово Божие о будущем — эсхатологический взгляд (гл. 56-66; но также 2:1-5; 8:23; 9:2-7; 11:3-16; 24-27).

Б. Подробное деление

гл.

 

1. Исаия, пророк суда над Иудой и Иерусалимом

1-6

 

Представление пророка

1:1

 

Израиль — отпадение и наказание

1:2-17

 

Израиль — обетование и угроза

1:18-31

 

После очистительного суда приходит спасение с Сиона

2

 

Суд над нравственным упадком в Израиле

3

 

После суда Господь дарует милость

4

 

Притча о бесплодном винограднике

5:1-7

 

Шестикратное «горе», касающееся грехов народа

5:8-30

 

Призвание Исаии

6

 

 

 

 

2. Исаия, пророк грядущего Мессии

7-12

 

Его рождение

7

 

Его значение для Дамаска и Самарии

8:1 -9:7

 

Возвещение Северному царству об ассирийском пленении

9:8-10:4

 

Высокомерие и смирение Ассирии

10:5-34

 

Мессианское царство

11

 

Благодарственная песня искупленных

12

 

 

 

 

3. Исаия, пророк грядущих судов

13-34

 

Суд над Вавилоном

13:1-14:23

 

Суд над Асуром и филистимлянами

14:24-32

 

Суд над моавитянами

15-16

 

Суд над Ассирией побуждает эфиоплян прославить Бога

17-18

 

Суд над Египтом

19

 

Суд над Египтом и Эфиопией

20

 

Суд над Вавилоном

21:1-10

 

Суд над Эдомом

21:11-12

 

Суд над Аравией

21:13-17

 

Время суда над Иерусалимом

22:1-14

 

Суд над царедворцем Севной

22:15-19

 

Елиаким будет почтен

22:20-25

 

Суд и милость над Тиром

23

 

Суд над землей

24

 

Поклонение и трапеза на Сионе

25

 

Надежда народа Божьего

26

 

Поражение мировых держав и собрание Израиля

27

 

Горе Ефрему и Иуде

28

 

Горе Иерусалиму

29:1-8

 

Горе (1) тем, кто бежит в Египет

30

 

Горе Ассирии

30:27-33

 

Горе (2) тем, кто бежит в Египет

31

 

Горе царю Ассирии

33

 

Суд Божий над всеми врагами Его народа

34

 

 

 

 

4.Исаия, пророк грядущего спасения; мессианское спасение для Израиля

35

 

 

 

 

5. Пророчества о конкретной политической ситуации

36-39

 

Осада Иерусалима ассирийцами в 701 г. до Р.X.

36

 

Молитва Езекии о спасении услышана

37

 

Спасение Езекии от смерти

38

 

Тщеславие Езекии и возвещение наказания

39

 

 

 

 

6. Пророчества об освобождении из вавилонского

40-48

 

Господь милостив к Своему народу

40

 

Господь спасает и ведет Свой народ

41-42

 

Господь исполняет Свои обетования

43

 

Господь дарует Свой Дух и прощение

44

 

Господь освобождает Израиля из Вавилона через Кира

45

 

Падение Вавилона

46-47

 

Призыв Бога доверять Его обетованиям

48

 

 

 

 

7. Пророчества о грядущем Искупителе

49-55

 

Искупитель — свет для народов и утешение Израиля

49

 

Суд Божий не означает вечного отвержения

50:1-51:8

 

Три Божьих призыва к пробуждению

51:9-52:12

 

Предсказание искупления на Голгофе

52:13-53:12

 

Благословение Голгофы, предвидение всемирного народа Божьего

54

 

Призыв принять милость

55

 

 

 

 

8. Исаия — пророк евангельской вести

56-59

 

Обращение приносит жизнь

56

 

Не нечестивые, а праведные имеют мир

57

 

Ложное и правильное богослужение

58

 

Несмотря на нечестие, Искупитель придет

59

 

 

 

 

9. Исаия — провидец спасения последнего времени

60-66

Завершение грядущего спасения

60:1 -63:6

Ожидающий народ Божий и его Господь

63:7-65:16

Славное будущее народа Божьего

65:17-25

Спасение и суд в конце времен

66

 

Вопросы по уроку 26:

1. Что означает имя Исаия?

2. В какое время Исаия выступил на служение?

3. На какие две большие части можно разделить Книгу пророка Исаии? Каковы их основные идеи?

4. Какую политическую весть нес Исаия Израилю?

5. Что пророчествует Исаия о Мессии?

6. Что пророчествует Исаия о будущем Ассирии?

7. В чем суть песни Раба Божьего?

8. Какое будущее предсказывает Исаия очищенному остатку Израиля?

9. Составьте краткую биографию Исаии.