30. Книга пророка Даниила

Краткое введение

 

Автор:

вероятно, Даниил.

Время:

вавилонское пленение до декрета Кира о возвращении евреев на родину (прибл. 597-538 гг. до Р.X.).

Содержание:

жизнь Даниила; пророчества о Царстве Божьем и о царстве мира.

 

1. Предварительные замечания

Мартин Лютер, переведя Книгу пророка Даниила, посвятил перевод своему курфюрсту Фридриху Мудрому. При этом Лютер сказал: «Это поистине царственная книга».

Книга пророка Даниила может быть названа венцом ветхозаветных пророчеств.

Книга Откровение Иоанна по стилю и содержанию примыкает к Книге пророка Даниила. Иисус говорил о предсказанной Даниилом мерзости запустения в храме (Мф.24:15) и постоянно пользовался словами Сын Человеческий, взятыми из Книги пророка Даниила (7:13).

Даниил был в Вавилонском, а затем и в Персидском царстве влиятельным человеком, но неизменно оставался верным своему Богу (гл. 1 и 6). Его образ жизни и верность Божьим заповедям, видимо, производили на его современников сильное впечатление, так как Иезекииль называет его имя среди тех, кто является примером праведности (Иез.14:14). Многоразличным образом Даниилу было даровано предвидеть в основных чертах всю будущую мировую историю до Страшного суда. И мы видим, что все развивается так, как пророчествовал Даниил.

2. Исторический фон

Даниил жил и нес служение во время вавилонского пленения. В период царствования Навуходоносора (605-562 гг. до Р.X.) он принадлежал к числу влиятельнейших политиков в стране. При царствовании последующих царей Даниил, по-видимому, отошел немного в тень. Это можно объяснить политической неурядицей, наступившей при преемниках Навуходоносора.

Преемником Навуходоносора был Амель-Мардук (562-560 гг. до Р.X.; он же—Евил-Меродах). О нем упоминается в 4Цар.25:27-30. После двухлетнего правления он был убит своим зятем Нериглисором (Нергал-Шарецер, Иер.39:3, 13), который после этого сам правил четыре года (560-556 гг. до Р.X.). Его сын Лабаросоаркорд также был убит после четырех месяцев правления (556 г. до Р.X.). Убийцы посадили на его место Набонида (556-539 гг. до Р.X.), внука Навуходоносора. Существование упоминаемого в Книге пророка Даниила Валтасара (гл. 5) долгое время было спорным. Благодаря многим археологическим находкам сегодня ясно, что Валтасар был сыном Набонида, время от времени замещавшим отца в управлении страной. Это объясняет также, почему он предложил Даниилу третье, а не второе место в царстве. Второе место занимал он сам (5:29).

Даниил был свидетелем поражения Вавилона в 539 г. до Р.X. от мидо-персов (под предводительством царя Кира). Личность упоминаемого в Книге пророка Даниила мидо-персидского царя Дария вызвала у историков много вопросов. Царь под таким именем в то время в Персии неизвестен. Однако и этот вопрос в последние десятилетия разъяснился. В то время высокопоставленные лица имели не одно имя (Даниил также был назван Валтасаром). История библейского царя Дария (гл. 6) совпадает с историей некоего Киаксариса II. Древнегреческий писатель Ксенофон сообщает о Киаксарисе II, что он был дядей и тестем Кира. После завоевания Вавилона он отдал свою дочь персидскому царю в жены и всю Мидию в качестве приданого. Киаксарис II был уже довольно стар и в 537 г. до Р.X. умер, после чего Кир стал властелином всей Мидо-Персии. Это объясняет, почему он назван мидянином и царем и каким образом он связан с Даниилом.

3. Тема книги

Даниил показывает, что все мирские властители и царства приходят и уходят, а Божье Царство пребывает вовеки. И если мы решаем в этом мире важные задачи, вплоть до международной политики, в конечном итоге мы, прежде всего, ответственны перед нашим Небесным Отцом.

4. Авторство

В самой книге автор не назван. Еврейская и христианская традиции считают Даниила автором книги.

Некоторые проблемы

Некоторые вопросы, связанные с содержанием и стилем книги, способствовали появлению сомнений в авторстве Даниила:

1. Первые шесть глав книги написаны от третьего лица. Вторая часть, начиная с гл. 7, передает пророчества Даниила. Она написана от первого лица.

2. Книга написана на двух языках — еврейском и арамейском. Дан.2:4 — 7:28 написаны на арамейском языке. (Арамейский язык был «международным языком» того времени.)

3. Книга Иисуса, сына Сирахова, содержит список пророков, среди которых нет Даниила.

Но все это не исключает авторства Даниила. У евреев Даниил считается не пророком, но апокалиптиком (тайновидцем), и его книга находится не среди книг пророков, а в свитке мегилот.

Так как сама книга автора не называет, вопрос об авторстве не имеет канонического значения. Возможно, книгу написал современник Даниила. В таком случае он представляет биографию Даниила в третьем лице (гл. 1-6), а позже добавляет в первом лице молитвы, видения и пророчества Даниила. Возможно, что и сам Даниил писал в третьем лице. Этот стиль не был необычным.

Даниил и Антиох Епифан

Главным аргументом критиков Книги пророка Даниила является утверждение, что она написана лишь в середине II столетия до Р.X.

В гл. 11 пророк описывает некоего тирана. Это видение до мельчайших деталей исполнилось в личности врага еврейского народа Антиоха Епифана (175-165 гг. до Р.X.). Многие богословы считают такое совпадение невозможным, утверждая, что вся книга была написана в 165 г. до Р.X., т. е. в эпоху Маккавеев. Автор якобы вложил в уста Даниила в качестве пророчества уже исполнившиеся события.

Такая интерпретация вообще ставит под вопрос Слово Божье. Она восходит к давнему врагу христианства неоплатонику Порфирию (233-304 гг. н.э.). В 12-й книге своих писаний против христианства он утверждает, что Книга пророка Даниила составлена не Даниилом, а одним евреем во времена Маккавеев. Однако на это можно возразить: Книга пророка Даниила содержится в Септуагинте (280 г. до Р.X.). Да, книга была настолько популярной, что были написаны дополнения к ней, которые мы сегодня относим к апокрифам.

5. Жизнь Даниила

Даниил родился при богобоязненном царе Иосии (640-609 гг. до Р.X.). Иосия провел в Иудее основательную реформу (4Цар.22:1-23; 2Пар.34). Были ликвидированы жертвенники на высотах, храм был основательно отремонтирован, вернулось уважение к закону Божьему, который стал читаться вслух. К сожалению, это пробуждение не было долгим. Однако на Даниила и на некоторых других оно, видимо, произвело глубокое впечатление.

Даниил происходил из царского рода (1:3, 6). Во время 1-й депортации в 605 г. до Р.X. он был уведен в Вавилон, где получил хорошее образование при царском дворе (1:4). В течение трех лет он изучал язык и культуру халдеев. В это время он получил халдейское имя Валтасар.

Вместе со своими тремя друзьями он отказался принимать запрещенную еврейским законом нечистую пищу. Так как Даниил правильно рассказал и объяснил царю Навуходоносору его сон, он занял высокое место при дворе царя. Его друзья стали князьями в Вавилоне. И в этом положении Даниил оставался верным Богу.

После смерти Навуходоносора Даниил был забыт. Когда Валтасар устроил нечестивое пиршество, на стене зала появилась надпись. После того как вавилонские мудрецы не смогли истолковать ее, вспомнили о Данииле. Даниил объяснил надпись и возвестил скорую гибель Вавилона. Он мог снова занять высокое положение, но отказался (гл. 5). И во время правления персов Даниил был влиятельным человеком. Но когда был издан закон, согласно которому в течение 30 дней никто не должен был никому молиться, он этому запрету не повиновался. В качестве наказания Даниил, уже в весьма преклонном возрасте (прибл. 90 лет), был брошен в львиный ров. Произошло чудо, и львы не тронули его; по прошествии ночи Даниил был поднят из рва. Он пользовался большим влиянием как при Дарии, так и при Кире (6:28).

6. Ключевая мысль

Окончательная победа Бога.

7. Ключевой стих

«Царство же, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого Царство — Царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан.7:27).

8. Видения о мировых державах и их значение

Истукан (гл. 2)

Это видение образа огромного истукана, которого Навуходоносор видел во сне, представляет следующие мировые державы и их конец:

золотая голова — Вавилон;

серебряная грудь — Персия;

медное тело — Греция;

железные ноги — Рим (который разделится на Восточную и Западную империи. Несмотря на все человеческие усилия, дробление будет продолжаться);

камень — Царство Божье.

Четыре зверя и последний суд (гл. 7)

Здесь в видении Даниилу были показаны следующие мировые державы в виде зверей:

лев — Вавилон;

медведь — Мидо-Персия;

четырехголовый барс — Греческое царство, которое разделится на четыре царства;

чудовище — Римская империя;

небольшой рог — антихрист (Антиох Епифан).

В Откровении Иоанна это видение повторяется (Откр.13 и 17).

Другие видения:

1. О дереве: сон Навуходоносора, который должен был уберечь его от высокомерия (гл. 4).

2. Видение об овне и о козле: войны персов с греками (гл. 8).

3. Видение о 70 седминах: распределение времени истории спасения до пришествия Мессии и последнего дня (гл. 9).

4. Видение Антиоха Епифана: он является прообразом последнего мирового тирана, антихриста (гл. 11).

9. Новозаветные ссылки

Сын Человеческий — одно из имен Иисуса (Лк.19:10; 21:27; Откр.1:13; 14:14 ср. Дан.7:13).

Мерзость запустения — Иисус предсказывает гибель храма (Мф.24:15 ср. Дан.9:26-27; 11:31; 12:11).

Единственной надеждой является Божья милость (Рим.3; ср. Дан.9:18).

 

10. Деление текста

гл.

1. Историческая часть

1-6

Молодой Даниил получает образование

1

Сон Навуходоносора об истукане

2

Друзья Даниила в огненной печи

3

Сон Навуходоносора о дереве

4

Богохульное пиршество Валтасара

5

Даниил во рву львином

6

2. Пророческая часть

7-12

Видение о четырех зверях

7

Видение об овне и козле

8

Покаянная молитва Даниила

9:1-19

Предсказание 70 седмин

9:20-27

Явление ангела

10

Враждебный Богу тиран

11

3. Заключение. Пророчество будет запечатано

12

 

Вопросы по уроку 30:

1. Как Иезекииль отзывается о пророке Данииле?

2. Как могло случиться, что Даниил, который при Навуходоносоре был одним из самых влиятельных государственных деятелей Вавилона, при Валтасаре был почти забыт?

3. Что мы знаем о царе Дарии?

4. Какая существует связь между Книгой пророка Даниила и тираном Антиохом Епифаном?

5. Кто видит и кто истолковывает сон в Дан.2?

6. Что говорят видения Дан.2 и Дан.7 о будущих мировых державах?

7. Каковы новозаветные ссылки на Книгу пророка Даниила?

8. Опишите жизненный путь Даниила.