44. Евангелие от Матфея

Краткое введение

 

Автор:

апостол Матфей.

Время написания:

конец 50-х — середина 60-х годов I века.

Адресат:

христиане из евреев.

Цель:

доказательство, на основании ВЗ, что Иисус — Мессия

 

1. Предварительные замечания

Скептик Ренан характеризует Евангелие от Матфея как «важнейшую книгу, когда-либо написанную». Будучи убежденными христианами, мы более рассудительны, чем Ренан. Мы знаем о значении и других книг Библии. Но можно с уверенностью сказать, что Евангелие от Матфея является одной из самых важных книг в мире.

Уже сам стиль и характер повествования этой книги показывают, что она была написана евреем-христианином и адресована его соплеменникам — христианам из евреев. Гипотезы отдельных теологов, полагающих, что оно было написано ессеям, не имеют никаких доказательств.

Религиозное еврейство во времена Иисуса ожидало пришествия Мессии. Этот Мессия должен освободить Израиль от внешних врагов — римлян. Он должен основать всемирное еврейское царство.

В такой атмосфере ожидания Мессии жили евреи-христиане. Им приходилось полемизировать с другими евреями, которые придерживались такого мнения.

Иисус не оправдал политических чаяний Своих соотечественников. Поэтому Он был отвергнут Своим собственным народом.

Иудеи приговорили Его к смерти. Римляне казнили Его.

Для иудеев, которые видели все это, стало ясно, что Иисус из Назарета не мог быть Мессией, поскольку, как они полагали, Он потерпел на кресте полное поражение.

Матфей предлагает этим иудеям и сомневающимся евреям-христианам информацию о том, что было предсказано о Мессии через пророков. Он приводит эти пророчества на фоне фактов из жизни и дел Иисуса.

На основании более чем шестидесяти ветхозаветных пророчеств Матфей показывает, что в Иисусе исполнились предсказания о Мессии.

Значение слова «синоптики»

Первые три Евангелия считаются синоптическими, а их составители — синоптиками из-за схожести этих книг (греч. синоптикос — «со-наблюдающий»). В некоторых местах эти Евангелия почти дословно совпадают.

Однако существуют и различия в деталях, и, частично, хронологические различия, и наличие событий, о которых сообщает лишь один из евангелистов.

В противоположность синоптическим, Евангелие от Иоанна как по стилю, так и по структуре и содержанию построено несколько иначе.

2. Тема и цель книги

Матфей стремится в своем Евангелии доказать, что Иисус — Мессия. Будучи Мессией, Он является Царем Израиля.

В начале Евангелия приводится подробная родословная, которая показывает, что Иисус — сын Давидов (возвещенный через пророков предвечный Престолонаследник). Другая цель книги заключается в том, чтобы дать правдивое описание жизни, учения и личности Иисуса.

Матфей посредством многочисленных ветхозаветных цитат опровергает неверные и односторонние представления евреев о Мессии.

Хотя он выступает против грехов и законничества евреев, он никогда не занимает враждебной позиции по отношению к евреям как народу; он хочет «приобрести» их.

Согласно В. Штайнзайферу, Матфей в своем Евангелии преследует пять целей:

1. Показать связь между Иисусом и ВЗ.

2. Письменно запечатлеть обширное учение Иисуса Его ученикам.

3. Пояснить, чего ожидает Иисус от Своих учеников.

4. Ответить на вопросы членов церкви, например, о детстве Иисуса.

5. Объяснить принципы христианской церковной жизни.

3. Авторство

Уже в самых древних списках канона первое Евангелие называлось трудом апостола Матфея. Название «От Матфея» впервые встречается у Климента из Александрии. Само Евангелие имени автора не называет.

В отношении имени апостола Матфея есть некоторые неясности. Некоторые толкователи считают, что это Иисус назвал его Матфеем. Настоящее же его имя — Левий. Но у него могло быть и двойное имя. Матфей — это греческая форма еврейского имени Матфания, означающего «дар Божий». Это имя встречается в ВЗ в Книге Ездры (10:33) и, в сокращенной форме, — в Первой книге Паралипоменон (9:15). Из самого Евангелия известно, что Матфей принадлежал к числу учеников Иисуса. При этом НЗ сообщает лишь о его призвании: он был сыном некоего Алфея (Мк.2:14). Он пережил глубокое, изменившее всю его жизнь, обращение. Из мытаря, собиравшего пошлину для Рима, он превратился в последователя Иисуса (Мф.9:9).

Он услышал призыв Иисуса и откликнулся на него, оставив все, что до встречи с Иисусом было для него важным (Лк.5:28).

Иисус нередко подвергался нападкам со стороны фарисеев за то, что общался с мытарями. Это произошло также и в связи с призванием Матфея. В четырех приведенных перечнях апостолов он стоит то на 7-м, то на 8-м месте (Мф.10:3; Лк.6:15; Мк.3:18; Деян.1:13). В написанном им Евангелии он называет себя Матфеем (Мф.9:9), без упоминания того, что является автором этой книги. Синоптические параллели, передавая историю его призвания, употребляют имя Левий (Мк.2:14; Лк.5:27).

Он был сборщиком податей в Капернауме, входившем в область, подвластную Ироду Антипе.

Предание гласит, что Матфей в течение примерно пятнадцати лет проповедовал в Палестине, а затем отправился к языческим народам. Впоследствии он умер естественной смертью в Эфиопии или Македонии.

4. Время написания

Большинство знатоков Библии считают, что Евангелие от Матфея было написано в период между концом 50-х и серединой 60-х годов I века. Ириней пишет, что Матфей написал Евангелие, когда Петр и Павел проповедовали в Риме.

Храм еще не был разрушен, иначе автор упомянул бы об этом неординарном событии. Еврейское христианство было тогда еще в силе.

У теологов существуют два мнения в отношении времени написания Евангелия от Матфея. Одни считают это Евангелие старейшим (приоритет Матфея). Согласно этому мнению, Матфей делал записи различных речей Иисуса на арамейском языке, которые затем использовал для своего Евангелия. Арамейский язык во времена Иисуса был обиходным языком в Израиле. Евангелие от Матфея предназначалось для христиан из евреев. Христианство из язычников появилось позже, и можно предположить, что составление Евангелия сначала было более необходимо для христианских церквей из евреев.

Правда, в современной науке преобладает мнение, что Матфей написал свое Евангелие после Марка.

Но если мы исследуем основания для такого мнения, то столкнемся с критическим в отношении Библии утверждением, что синоптики использовали Евангелие от Марка и некий не дошедший до нас источник (Q) в качестве исходного материала. Но Матфей, будучи одним из близких учеников Иисуса, не нуждался в таком источнике (Q).

Однако, учитывая, что это мнение сегодня является довольно распространенным, мы в другом месте более подробно рассмотрим его (п. 7, А).

И среди верных Библии теологов есть сторонники так называемого «приоритета Марка» (т. е. Марк первым написал свое Евангелие), однако без гипотезы о двух источниках. Ввиду большого числа новообращенных возникла потребность в их наставлении. Марк, будучи секретарем и переводчиком Петра (переводчиком на греческий язык, по свидетельству Папия), увидел после смерти Петра насущную необходимость в составлении письменного Евангелия.

Следующий аргумент в пользу этого мнения таков: исходя из согласованности в содержании Евангелий от Матфея, Марка и Луки можно предположить, что Матфей и Лука перевели на греческий язык и обработали записи Марка.

Новый аспект в синоптическую традицию Евангелий внес Райнер Ризнер своей диссертацией «Иисус как Учитель». Согласно этой диссертации, Иисус учил Своих учеников по методе раввинского преподавания, которая в то время была обычной для раввинов. Она состоит в ритмическом обучении учеников, запечатлении в их памяти определенных истин посредством постоянных повторений, дословного заучивания наизусть, так что ученики Иисуса без труда могли сохранять в памяти слова Иисуса, даже и не все понимая. После воскресения Иисуса они могли понять заученные ими речи, объяснить их и использовать в Евангелиях.

5. Способ и место написания

Местом написания Евангелия предположительно является Антиохия или Палестина. Евсевий в своей книге «Церковная история» пишет, что Матфей написал свое Евангелие в Палестине перед уходом к язычникам для проповеди среди них. Папий свидетельствует в 137 г., что части Евангелия первоначально были составлены на еврейском (арамейском) языке, а затем переведены на греческий. Ириней и Евсевий подтверждают это сообщение. Адресовано оно было христианам из евреев, жившим в Сирии или Палестине. Это следует также и из того, что Матфей предполагает у своих читателей знание ВЗ. Еврейские выражения, обычаи и географические названия не объясняются. Выражение «да сбудется Писание» и многие ветхозаветные цитаты доказывают, что адресовано оно было евреям.

6. Подлинность

Все древние церковные предания подтверждают подлинность Евангелия. У многих отцов церкви мы находим цитаты из этой книги и ссылки на нее. Важнейшим источником является уже упоминавшийся Папий, епископ в Иераполе во Фригии (ум. в 160 г.). Он был учеником апостола Иоанна. Ириней, епископ Лионский (ум. в 200 г.), подтверждает, что Евангелие от Матфея было написано «среди евреев».

7. Основные пункты библейской критики

Весь НЗ является объектом острой критики. Это связано с атеистическим и деистическим течениями внутри христианской теологии в последние 200 лет.

А. Синоптическая критика

Синоптическая критика возникла во времена Лессинга. Это была так называемая «эпоха Просвещения». В то время рационалистическое мышление пронизывало все сферы общественной жизни, политики, науки и теологии.

Синоптическая критика искала так называемого «исторического Иисуса». Этот поиск начался в связи с тем, что свидетельство Писания перестали считать исторически достоверным. Этой критике дали название «литературная критика».

Она исходит из негативной предпосылки, что Евангелия не могут и не должны дать основание для исторической биографии Иисуса.

Считается, что евангелисты Матфей и Марк в качестве материала для своих Евангелий использовали так называемый «источник Q» и Евангелие от Марка. Эти теологи постулируют две теологические концепции:

1. Керигматическая (проповедуемая) теология слова, центральным пунктом которой является смерть и воскресение.

2. Учительная теология слов Иисуса (в основном из Q).

Экскурс. Что подразумевается под гипотетическим «источником Q»? Критики полагают, что это якобы написанный на еврейском языке и рано исчезнувший документ, который должен был содержать речи и дела Иисуса. Предположительно автор Евангелия от Матфея использовал этот источник и Евангелие от Марка. Цитата Папия переосмысливается. Делается вывод, что ученик апостолов Папий отождествляет Евангелие от Марка с этим источником. Хотя наука соглашается с этой теорией, однако это мнение необязательно, так как оно опирается лишь на смелое толкование греческого слова логиа (сборник) у Папия и, кроме того, на многие необоснованные гипотезы. Цитата Папия гласит: «Матфей писал на еврейском языке речи (греч. логиа); переводил же их каждый как только мог».

Б. Критика в отношении авторства Матфея

Умеренные критики помещают книгу в 80-е годы I века. Крайние критики идут до первой половины II века, хотя книга цитировалась уже Игнатием (епископом в Антиохии, казненным между 100 и 117 гг.). Мы видим, что и здесь решающим фактором является желание либералов подвергать сомнению всякую традицию.

8. Ключевое слово

Царство (Мессии).

9. Ключевые стихи

«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1).

«…И поставили над головой Его надпись, означающую вину Его: „Это Иисус, Царь иудейский“» (Мф.27:37).

10. Деление текста

Из-за большого объема сначала приведем общее деление, которое необходимо запомнить, затем более подробное деление на разделы:

А. Общее деление

гл.

1. Царь приходит

1-3

2. Царь действует в Галилее

4-13

3. Царь готовится к битве

14-20

4. Царь сражается и побеждает

21-27

5. Царь возвещает о Своей победе

28

Б. Разделы

1. Мессия приходит

1:1 -4:11

Его происхождение удостоверяет Его личность

1:1-17

Его рождение подготавливается

1:18-25

Мудрецы находят Его — бегство в Египет

2

Иоанн Креститель приготовляет Ему путь

3

Иисус противостоит искушению

4:1-11

2. Мессия действует в Галилее

4:12-13:58

Начало деятельности Иисуса

4:12-25

Нагорная проповедь

5-7

Чудеса и призвание

8-9

Первые проповеди

10-12

Притчи о Царстве Божьем

13

3. Мессия идет навстречу страданиям

14-20

Смерть Иоанна Крестителя

14:1-12

Насыщение пяти тысяч

14:13-36

 

Мнение Иисуса о преданиях

15:1-20

 

Чудеса

15:21 — 16:4

 

Предостережение в отношении книжников

16:5-12

 

Исповедание Петра

16:13-28

 

Преображение

17:1-13

 

Поучения

17:14-20:34

 

4. Мессия в Своем городе

21-25

 

Вход

21

 

Отвержение

22-23

 

Речи о последнем времени

24-25

 

5. Величайшая победа Мессии

26-28

 

Приготовление

26:1-5

 

Помазание

26:6-13

 

Вечеря

26:14-29

 

Гефсимания

26:31-56

 

Приговор

26:57-75

 

Смерть Иуды

27:1-10

 

Перед Пилатом

27:11-30

 

Голгофа

27:31-56

 

Гроб

27:57-66

 

Воскресение

28:1-15

 

Вознесение на небо и миссионерское поручение

28:16-20

 

Вопросы по уроку 44:

1. Как Евангелие от Матфея характеризует Иисуса?

2. Что ожидают евреи от Иисуса?

3. Какова цель написания Матфеем своего Евангелия?

4. Что означает слово «синоптики»?

5. Что мы понимаем под словом «синоптические»?

6. Чем отличаются синоптические Евангелия от Евангелия от Иоанна?

7. Откуда мы знаем, кто написал первое Евангелие?

8. Какие еще имена были у Матфея?

9. Когда и где было написано Евангелие от Матфея?

10. Что представляет собой так называемый «источник Q»?

11. Опишите биографию Матфея (насколько она вам известна).