45. Евангелие от Марка

Краткое введение

 

Автор:

ученик апостолов Иоанн Марк.

Время написания:

середина 60-х годов I века.

Адресат:

христиане из язычников.

Цель:

доказательство на основании деяний Иисуса, что на землю пришло Царство Божье.

 

1. Предварительные замечания

Евангелие от Марка современная наука считает самым древним из четырех Евангелий. Оба других синоптика, Лука и Матфей, согласно гипотезе о двух источниках, должны были при составлении своих книг использовать это Евангелие в качестве одного из источников.

В предыдущем уроке мы касались этой гипотезы, обусловленной рационалистическим подходом к Священному Писанию представителей теологического либерализма. И поскольку гипотеза эта не доказана, она не должна приниматься в качестве необходимого допущения. Однако ввиду ее широкого распространения мы не можем не упомянуть о ней.

Получатели

Книга адресована римским христианам из язычников. Это следует хотя бы из того, что Марк, в противоположность Матфею, полностью отказывается от ветхозаветных доказательств.

В Евангелии от Марка, в отличие от других синоптиков, почти нет притч Иисуса. Для христиан из язычников ВЗ был непонятным, да и образный язык еврейских притч был чужд римлянам.

2. Тема книги

Тема книги выражена словами Иисуса: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие» (1:15).

Бог начинает во Христе созидать это царство. Чтобы показать это, Марк описывает Господа Иисуса Христа не только учащим, но и действующим. Будучи Божественным героем и победителем, Иисус доказывает наступление Царства Божьего конкретными делами.

В Евангелии от Марка наглядно показано победное шествие Царства Божьего в образе Иисуса Христа, Которого даже смерть не может удержать.

Это доказывается чудесами и властью Иисуса. Петр, который, вероятно, был источником информации для Марка и, возможно, даже инициатором написания им Евангелия, пишет: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2Пет.1:16).

3. Авторство

Автором второго Евангелия был не апостол, а ученик апостолов Марк.

Как у многих образованных евреев того времени, у него было два имени — еврейское Иоанн и латинское Марк. Имя Марк можно перевести как «муж». Хотя в самом Евангелии автор не представлен, однако им, вне всякого сомнения, является часто упоминаемый в книге Деяния апостолов и в посланиях Иоанн, называемый Марком. Как Евангелие, так и информация Папия (примерно 130 г. н.э.) не оставляют никаких сомнений в его авторстве.

Все значительные комментаторы Библии считают, что Марк в 14-й главе (ст. 51-52) описывает свои собственные переживания и свою несостоятельность во время ареста Иисуса. Маленькое несоответствие при такой интерпретации (14:51) связано с уже упоминаемой информацией Папия. Папий пишет, что Марк никогда лично не слышал Иисуса.

Однако это кажущееся противоречие можно объяснить следующим образом: Марк, будучи совсем молодым человеком, после входа Иисуса в Иерусалим (место жительства Марка) впервые стал искать встречи с Ним. И здесь он оказался свидетелем ареста Господа. Так что, хотя он и познакомился с Иисусом, однако никогда не слышал Его проповедей.

А. Биография Иоанна Марка

Марк был сыном некоей Марии. Она, вероятно, была состоятельной женщиной: жила с сыном в собственном доме в Иерусалиме. В этом доме собирались руководящие мужи ранней церкви (Деян.12:12).

Дядей Марка был Варнава, левит с острова Кипр. Варнава выполнял в ранней церкви важные функции. Он привел в церковь Павла. Во время первого миссионерского путешествия Варнава был своего рода руководителем. Как и Варнава, Марк был левитом (Кол.4:10).

Марк сопровождал Варнаву и Павла, когда те принесли в Иерусалим из Антиохии пособие для нуждающейся церкви (Деян.11:29-30; 12:25). Он также был участником первого миссионерского путешествия. Как некогда он убежал при аресте Иисуса в Гефсимании, так и теперь он оставил миссионерскую группу, когда трудности миссионерского путешествия стали для него непосильными (Деян.13:5,13). Когда, спустя время, он снова хотел присоединиться к миссионерской группе, Павел резко воспротивился этому. Так как Варнава, желая дать Марку новый шанс, хотел взять его с собой, то произошло разделение между ним и Павлом. Таким образом, Марк стал поводом к этому конфликту (Деян.15:37-39).

Однако позже отношения между Павлом и Марком нормализовались. Десять лет спустя после того досадного случая Марк стал сотрудником Павла (Флм. 1:24; Кол.4:10).

Последнее свидетельство восстановленного доверия Павла к Марку мы находим во 2Тим.4:11.

Б. Особое отношение к Петру

Между первым и вторым арестами Павла мы видим Марка в числе сотрудников Петра (1Пет.5:13). Особое отношение Петра к Марку подчеркивается выражением «Марк, сын мой». Вполне возможно, что Марк пришел к вере благодаря Петру. Возможно, это случилось после входа Иисуса в Иерусалим, что соответствовало бы высказыванию Папия и нашей гипотезе о бегстве из Гефсиманского сада.

Папий характеризует Марка как «переводчика Петра», который переводил проповеди Петра на греческий язык и записывал их. Хорошо информированный пресвитер Аристон подтверждает слова Папия. Это древнее церковное сообщение побудило многих теологов видеть в Евангелии от Марка обработанные записи проповедей Петра. В таком случае мы имели бы перед собой своего рода Евангелие Петра.

Несомненно, Евангелие от Марка несет на себе отпечаток сильного влияния очевидца Петра, что лишь усиливает достоверность его содержания.

Поразительно, что Марк, который находился под влиянием руководителя христиан-евреев и сам был евреем, в своем Евангелии смог учесть образ мышления христиан из язычников. Так, он почти не ссылается на не всегда понятный им ВЗ (см.: 1. Предварительные замечания. Получатели).

В. Дальнейшее становление Марка

Согласно свидетельству Евсевия, Марк основал первую христианскую церковь в Александрии. А по свидетельству Иринея, он стал первым епископом Александрийской церкви и там умер. Однако эти предания весьма сомнительны, так как в работах Климента Александрийского и Оригена ничего подобного нет.

4. Время написания

Евангелие от Марка было написано до разрушения Иерусалима.

Местом написания был Рим. В период между двумя арестами Павла Марк был сотрудником Петра. Поводом для написания Евангелия стала смерть Петра. Если Петр действительно, как гласит предание, стал жертвой гонений при Нероне, то Евангелие было написано незадолго до или сразу же после смерти апостола. Это могло быть в 63-67 гг. или несколько ранее.

5. Подлинность

Подлинность Евангелия от Марка в древней церкви не подвергалась сомнению. В древних рукописях отсутствует лишь окончание последней главы (16:9-20).

Возможно, что первоначальная заключительная часть Евангелия была утрачена. Некоторые теологи считают, что Марку что-то помешало написать ее. Возможно, это был внезапный отъезд из-за начавшихся гонений. Но чтобы не оставить Евангелие внезапно обрывающимся, кто-то другой добавил к имевшемуся тексту 16-й главы стихи 9-20. В пользу этой теории говорит одно армянское Евангелие X столетия. В нем в отношении Мк.16:9 и далее есть замечание «пресвитера Аристона». Этот пресвитер, вероятно, и был тем человеком, от которого Папий многое узнал об Иисусе. Однако до сего времени этот вопрос остается открытым.

Толкователь Писания Грегори о заключительной части Евангелия от Марка правильно замечает, что христианин может сколько угодно читать эти стихи, изучать их, радоваться им и быть за них благодарным.

6. Ключевое выражение

Царство Божие.

7. Ключевой стих

«…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45).

8. Деление текста

Марк мало заботится о хронологической последовательности своего повествования. Он то и дело отклоняется от показанной в других Евангелиях последовательности отдельных событий в жизни Иисуса. Марк, скорее, строит свое Евангелие, исходя из тематической и географической точек зрения. Апогеем является исповедание Петра в Кесарии Филипповой (8:27-30).

Вступление

гл.
1

Иоанн Креститель и Иисус (крещение)

1:1-11

Искушение Иисуса

1:12-13

Тема книги: приближение Царства Божьего

1:14-15

1. Подготовка учеников

1:16-8:30

Призвание

1:16-3:19

Наставление

3:20-6:29

Утверждение

6:30-8:30

2. Тяжелая борьба Иисуса

8:31 — 15:47

Борьба за учеников

8:31-10:52

Подготовка к последней битве

11-13

Последний отрезок на пути страданий

14-15

3. Славная победа

16:1-20

Воскресение

16:1-13

Миссионерское поручение

16:14-20

 

Вопросы по уроку 45:

1. Почему в Евангелии от Марка так мало ссылок на Ветхий Завет?

2. Какое значение имеет Царство Божье в Евангелии от Марка?

3. На каких небиблейских источниках основывается мнение, что Марк является автором второго Евангелия?

4. Какое влияние оказал Петр на содержание Евангелия от Марка?

5. Какую проблему рождает заключительная часть Евангелия от Марка?

6. Сделайте биографический обзор жизни Марка.