50. Первое послание апостола Петра

Краткое введение

 

Автор:

апостол Петр.

Время написания:

примерно в 60 г. н.э.

Адресат:

христиане из язычников в четырех римских провинциях.

Цель:

помощь в наступающих гонениях.

 

1. Предварительные замечания

Семь новозаветных посланий: два послания Петра, три послания Иоанна, послания Иакова и Иуды называются «Католическими посланиями».

Название «Католические послания» не имеет ничего общего с Римско-католической церковью. Латинское слово «католический» здесь употреблено в его первоначальном смысле: «общий» или «соборный».

Это означает: семь католических посланий, в отличие от других новозаветных посланий, не предназначались какой-то определенной группе людей или личности, но адресованы христианам вообще.

Баркли выдвигает предположение, что это старое теологическое название могло относиться к первоначальной степени признания послания. Тогда это означало бы, что эти послания изначально пользовались всеобщим признанием.

Первое послание Петра является посланием церкви, члены которой сознают, что они пришельцы в этом мире. Оно полно слов утешения, но содержит также и предостережения.

Лютер пишет о нем: «Тот, кто возьмется за это послание, может сначала засомневаться, нуждается ли он вообще в нем, так как Бог обильно поучает о том же в других книгах. Но это не так, ибо здесь апостол не забыл ни о чем, что нужно знать каждому христианину».

2. Авторство

Автор сам недвусмысленно говорит о себе: «Петр, апостол Иисуса Христа» (1:1). Он называет себя «сопастырем и свидетелем страданий Христовых» (5:1).

Правда, послание это было написано Петром не собственноручно, а его сотрудником Силуаном, чем и объясняется хороший греческий язык, которым, по мнению некоторых ученых, не мог владеть простой галилейский рыбак (5:12).

Послания Петра дают нам чудесную картину преобразующей силы Евангелия. Если бы в нашем распоряжении были только евангельские сообщения о Петре, то наше представление о нем было бы довольно односторонним.

В Евангелиях он предстает пылким, беспокойным человеком. Он скор на слова, на клятвы и обещания. Когда речь идет о земной власти и влиянии, он становится честолюбивым. Он в любое время готов отомстить за нападки и оскорбления.

В то же время он быстро приходит в отчаяние.

Однако после того как Иисус постепенно преобразил его в Свой образ, Петр стал снисходительным, терпеливым и спокойным.

Послания написаны верующим человеком, на которого Господь на протяжении его жизни оказывал влияние и которому Он даровал духовный рост.

3. Время написания

В 1Пет.5:13 сказано: «Приветствует вас… церковь в Вавилоне». Однако речь здесь вряд ли могла идти о древнем Вавилоне в Месопотамии. Скорее, это апокалипсическое название Рима. Уже Евсевий и Папий придерживались этого мнения. Правда, в период написания послания в Вавилоне уже существовала церковь, откуда, возможно, и писал Петр. Полной ясности здесь нет. Однако большинство толкователей считают местом написания послания Рим.

Ко времени написания послания христианские церкви были уже широко распространены. Поэтому предполагается, что послание написано после миссионерских путешествий Павла. Ясно, что оно возникло до гонения на христиан при Нероне, которое началось в 64 г. н.э. после пожара в Риме. Следовательно, послание могло быть написано в период времени между 60 и 64 годами.

4. Получатели

Автор в своем обращении называет их избранными пришельцами, диаспорой (рассеянными) в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1).

Греческое слово «диаспора» может побудить нас считать, что речь идет о христианах из евреев, живших в многочисленных еврейских колониях Римской империи. Эдуард Швайцер по этому поводу замечает: «Под этим выражением могла подразумеваться не иудейская церковь в диаспоре, но существование в диаспоре вообще христианской Церкви, которая не имеет в этом мире родины (2:11). Ибо, согласно 1:18; 2:9-10; 4:3, послание адресовано христианам из язычников, а не из евреев».

Названия местностей во времена Петра относились к большим римским провинциям, возникшим в период между 133 г. до Р.X. (Асия) и 17 г. и. э. (Каппадокия). Предполагая, что Петр придерживался обычных римских названий, эта область охватывает почти всю Малую Азию, за исключением крайнего юга. Мы не знаем, почему в послании не названы церкви этих местностей. Возможно, они были расположены вне маршрута посыльных или были весьма малочисленны. Но могло быть и так, что в этом регионе были совсем другие обстоятельства.

Получатели были в основном христиане из язычников:

• Их прежняя жизнь характеризуется «похотями, бывшими в неведении» (1:14).

• Они искуплены от суетной жизни, которой жили их отцы

(1:18).

• Некогда они были «не народ» а теперь они «народ Божий»

(2:10).

• «Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой» (4:3).

• Типично еврейское выражение «беззаконие» здесь заменено более понятным для язычников словом «грех».

Характерно, что среди получателей есть новообращенные (2:2). Они переносят страдания и испытания (1:6; 2:12; 3:14-15; 4:12 и далее).

5. Цель послания

Петр сам указывает цель: «…утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (5:12).

Петр хочет укрепить веру получателей послания и ободрить их.

Две основные задачи:

1. Укрепление христиан, обращенных из язычников и из евреев, и призыв к ним оставаться верными Господу в любых обстоятельствах. Петр делает это весьма выразительным образом:

• он указывает на то, что христианин призван к спасению (1:3-2:10);

• призывает христиан проявлять покорность существующему порядку, чтобы иметь возможность свидетельствовать о Христе (2:11 — 3:12);

• показывает, что христианин посредством страданий достигает совершенства (3:13 — 5:11).

2. Многие христиане задаются вопросом: не расходились ли Павел и Петр во взглядах на фундаментальные христианские истины?

Петр старался устранить эти недоразумения. Нельзя не заметить теологического родства Первого послания Петра с посланиями Павла к римлянам и ефесянам. Да и тот факт, что Силуан (возможно, то же лицо, что и Сила в Деян.15:22) и Марк, близкий сотрудник Павла, поддерживали его, ясно указывает на теологическое согласие обоих апостолов (ср. Деян.5:12-13 и Флм. 1:24; Кол.4:10; 2Тим.4:11).

6. Возражения критиков Библии

В то время как подлинность этого послания никогда не подвергалась сомнению в древней церкви, более поздние толкователи начали ставить под сомнение авторство Петра. Послание стали приписывать одному из учеников Павла. Это утверждение обосновывалось упомянутой выше теологической близостью этого послания к посланиям Павла и наличию в нем некоторых выражений, которые характерны для Послания Иакова. Либеральные теологи исходят из того, что Петр, будучи представителем иудео-христиан, придерживался другой теологии, чем Павел, который был представителем христиан из язычников.

Однако схожесть содержания этих посланий противоречит такому взгляду. Из этого они делают вывод, что послание Петра было составлено позже одним из учеников Павла. Так возникла гипотеза о том, что это послание было написано во время гонений при Домициане (81-96 гг.) или при Трояне (98-117 гг.). Свидетельство отцов церкви опровергает эту критику. В своем Послании к филиппийцам Поликарп ссылается на «слова Петра». Евсевий сообщает: «Папий пользовался свидетельствами посланий Петра и Иоанна».

Ириней, Тертуллиан и Климент Александрийский подтверждают подлинность этого послания. В Пешите (сирийском переводе) и всех древних переводах НЗ присутствует Первое послание Петра (в том числе и в «Каноне Муратори»).

7. Ключевое слово

Страдания.

8. Ключевой стих

«…Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:13).

9. Деление текста

Отправитель и адресат, благословения

1:1-2

1.

Восхваление Бога за славное положение христиан

1:3-12

 

Хвала, несмотря на временные испытания

1:3-9

 

Хвала, потому что христиане имеют то, что они искали

1:10-12

2.

Наставления относительно пути к небесной цели

1:13-2:10

3.

Наставления относительно различных жизненных ситуаций

2:11-4:6

 

Воздержание от мирских похотей

2:11-17

 

Обязанности рабов по отношению к своим господам

2:18-25

 

Обязанности супругов

3:1-7

 

Братская любовь

3:8-17

 

Взгляд на Иисуса, небесного Посредника

3:18-22

 

Вооружение терпением для перенесения страданий

4:1-6

4.

Наставления относительно различных обстоятельств

4:7-5:7

5.

Наставления относительно периодов гонений

5:8-11

Заключительное слово и приветствия

5:12-14

 

Вопросы по уроку 50:

1. К какой группе посланий мы относим Первое послание апостола Петра?

2. Что означает слово «католический»?

3. Какую цель преследует Петр в своем послании?

4. Как мы понимаем в контексте этого послания слово «диаспора»?

5. Кому адресовано Первое послание Петра?

6. Где было написано Первое послание Петра?