53. Послание апостола Иуды

Краткое введение

 

Автор:

Иуда, брат Иисуса Христа.

Время написания:

60-80-е годы I века.

Адресат:

предположительно, церкви из иудео-христиан.

Цель:

предостережение от гностических лжеучений.

 

1. Предварительные замечания

Послание Иуды является самой короткой частью НЗ. В то же время оно, по-видимому, одно из наименее читаемых посланий. Несмотря на это, его содержание имеет большое значение как для понимания истории спасения, так и для душепопечения. Ориген в своем комментарии к Евангелию от Матфея упоминает о нем, говоря: «Иуда написал послание, хотя и небольшое по количеству строк, но полное словами небесной благодати».

2. Тема послания

Иуда видит, что некоторые члены церкви отпали от Господа. Гностические влияния привели к разного рода лжеучениям (ср. 2 Пет.), что проявлялось:

• в отвержении владычества Иисуса Христа (ст. 4);

• в злоупотреблении христианской свободой, вероятно, в связи с учением духовно-материалистического дуализма: распутная жизнь, особенно в сексуальной сфере (ст. 7, 16);

• интеллектуальные рассуждения без их нравственного воздействия на повседневную жизнь (ст. 8-10, 16).

Существовала опасность, что некоторые христиане своим образом жизни порочат благовествование и дискредитируют имя Христа. Послание было написано спешно и харатеризуется воинственным стилем.

3. Авторство

Имя Иуды дискредитировано предателем Господа Иисуса Христа. Автор этого послания не имеет ничего общего с Иудой Искариотом.

Он сам называет себя братом Иакова (ст. 1). Следовательно, Иуда, как и его брат Иаков, является братом Иисуса. Из скромности он не называет себя «брат Иисуса Христа», но «раб Иисуса Христа» (ст. 1).

В период земной жизни Иисуса он был противником учения Господа (как и Иаков, Ин.7:5).

Из 1Кор.9:5 мы знаем, что он был женат и служил церкви как странствующий проповедник.

4. Получатели

Послание не называет получателей по именам. Возможно, это тот же круг, которому были адресованы послания Петра. Многие ветхозаветные ссылки позволяют предположить, что это были церкви, состоящие в основном из иудео-христиан.

Получатели остались верными Господу. Иуда намерен ободрить церковь своим посланием.

5. Подлинность

Послание Иуды было широко известно еще до IV века; о нем упоминают Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский. Это послание приводится в «Каноне Муратори». Правда, оно не было бесспорным. Иероним объясняет причину этого: Иуда цитирует неканонические послания — такие как «Вознесение Моисея» (ст. 9) и «Книга Еноха» (ст. 14 и далее).

Но то же самое делает и Павел (например, 2Тим.3:8). Это не означает, что Иуда считал эти писания каноническими.

Верные Библии толкователи датируют послание 60-80 гг. I века. Бросается в глаза связь со Вторым посланием Петра. То, что предсказывал Петр, сбылось.

Либеральные теологи считают, что здесь один автор списал у другого (большинство считают: Петр у Иуды). Либеральные экзегеты оспаривают также и приведенное выше время написания послания, но среди них нет никакого единства по этому вопросу.

6. Ключевое слово

Сохранение.

7. Ключевой стих

«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости, единому премудрому Богу, Спасителю нашему через Иисуса Христа, Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки! Аминь» (Иуд.1:24—25).

8. Деление текста

Нелегко определить структуру такого короткого послания.

Между приветствием (ст. 1-2) и восхвалением Бога (ст. 24-25) послание сначала характеризует и бичует лжеучителей (ст. 3-15), а затем дает наставления, как следует относиться к обольстителям и как можно помочь обольщенным (ст. 16-23).

 

ст.

Отправитель, обращение и приветствие

1-2

Ввиду важности написано спешно

3-4

Примеры наказания: Египет, падшие ангелы, Содом

5-7

Отличительный признак лжеучителей:

 

невоздержанность

8-13

Пророчество о лжеучителях

14-15

Призыв быть стойкими

16-23

Доксология

24-25

 

Вопросы по уроку 53:

1. Кто является автором этого послания?

Что известно о нем?

2. Почему послание такое короткое?

3. Что побудило Иуду написать это послание?

4. С какой из ветхозаветных книг можно провести параллели в Послании Иуды? Какой вывод делают либеральные теологи из сходства обеих книг?

5. Какому кругу получателей, скорее всего, было первоначально адресовано это послание?

6. Что говорит Послание Иуды о Моисее?