59. Послание к филиппийцам апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:

Павел.

Время написания:

61 г. н.э.

Адресат:

церковь в Филиппах.

Цель:

благодарственное послание.

 

1. Предварительные замечания

Послание к филиппийцам для нас, европейских христиан, должно быть особенно ценным, так как оно было адресовано первой европейской христианской церкви — церкви в Филиппах.

Эта церковь была основана Павлом во время его второго миссионерского путешествия по внушению Святого Духа.

Город Филиппы

Филиппы был самым значительным городом Македонии. Хотя это был небольшой портовый город, однако он был главным торговым центром Македонии.

По своему значению он затмил столицу Восточной Македонии — Амфиполис. Назван этот город по имени Филиппа, отца Александра Великого (Македонского). Прежнее название города было Кренидес («город ручьев»). Это название город получил из-за многочисленных ручьев, орошающих плоскогорье, на котором расположен город. В 42 г. до Р.Х.город был взят Октавианом. В честь этого события Август сделал город римской колонией (свободным городом) с римскими гражданскими правами.

Управлялся город правителем.

Вместе с римлянами в городе проживали греки и небольшая группа евреев.

2. Авторство

В древней церкви авторство Павла никогда не подвергалось сомнению. Его имя в первом стихе послания было гарантией его авторства.

Многочисленные сугубо личные детали послания не могут относиться ни к какому другому автору, как только к Павлу.

3. Время написания

Так как мнения в отношении места написания послания расходятся, то и время его написания неясно. Местом написания называют Рим, Эфес и Кесарию. Аргументы в пользу Рима кажутся наиболее убедительными.

• В послании выражена надежда на скорый благополучный исход процесса (2:23-24). В Кесарии для этого не было повода, так как там Павел требовал суда кесарева, что означало долгий период заключения (Деян.25:11). Сегодня это можно сравнить с апелляцией в Верховный Суд.

• Под «Преторией» подразумевается казарма, где жили солдаты преторианской когорты, составлявшей гвардию цезаря, его телохранителей. Так не называлась ни судебная палата Ирода в Кесарии, ни таковая в Эфесе.

• Выражение «из кесарева дома» (Флп.4:22) не может относиться к колониальным чиновникам, таким как правитель Феликс, но лишь к христианам, служащим при дворе цезаря в Риме.

Если послание было написано в Риме, то, скорее всего, оно было написано в конце первого заточения Павла, т. е. в 61 году.

4. Получатели

Церковь в Филиппах была первой христианской церковью в Европе (1:1). Она состояла, главным образом, из обращенных язычников и небольшой группы христиан из евреев. Вопреки своим планам, Павел, по особому внушению Святого Духа, прибыл в Филиппы (Деян.16:8-12). Здесь он смог образовать церковь (Деян.16:12-40).

По своем прибытии, в 52 году, он, по обыкновению, сначала пошел к евреям. Маленькая группа евреев, у которой не было собственной синагоги, собралась в субботу на берегу реки. Здесь были только женщины.

Первой из уверовавших в Иисуса Христа была женщина по имени Лидия, которая торговала багряницей. Ей, видимо, были не чужды религиозные искания, так как, будучи «чтущей Бога» женщиной, она посещала еврейские собрания (Деян.16:14).

Во время своего пребывания в этом городе Павел и Сила были арестованы. В первую же ночь в темнице уверовал тюремный страж со своей семьей.

В 54 г. Павел во время своего третьего миссионерского путешествия вторично посетил этот город (Деян.20:6).

Отношения между Павлом и общиной в Филиппах были всегда особенно сердечными. Хотя Павел обычно не принимал денежную помощь от церквей, от филиппийцев он таковую принимать не отказывался (2:25; 4:10, 18).

Финансовая поддержка была передана через Епафродита. Он, после прибытия к Павлу, перенес тяжелую болезнь. Филиппийцы услышали об этом. После выздоровления он доставил им послание Павла и лично сообщил об обстоятельствах его жизни в Риме.

5. Подлинность

Климент Римский, Поликарп, Ориген и другие отцы церкви свидетельствуют о подлинности Послания к филиппийцам.

Несмотря на это, в последние 150 лет не было недостатка в теологах, которые стали подвергать сомнению подлинность Послания к филиппийцам. Среди критиков особенно выделялась так называемая Тюбингенская школа в Германии.

Под Тюбингенской школой подразумевается либеральное направление Тюбингенского теологического факультета в XIX веке. Его радикальным представителем был Давид Фридрих Штраус, печально известный за свой резко критический труд «Исследование жизни Иисуса» (критика историчности Иисуса).

Последним представителем этой теологической школы был Карл Хольстен (ум. в 1897 г.). После его смерти ни один из серьезных теологов больше уже не подвергает сомнению подлинность Послания к филиппийцам.

Единство послания

Наряду с острой фундаментальной критикой старых либеральных теологов существовали и существуют попытки рассматривать отдельные части послания как поддельные, т. е. представить послание в качестве соединения вместе нескольких посланий. Правда, такие выводы сегодня утратили свое значение.

Единственным местом, которое может заставить задуматься в этом отношении, является начало 3-й главы. Особенно бросается в глаза внезапный переход от душепопечительного обращения к резким нападкам на иудействующих противников. Здесь нужно помнить, что послание — это не школьное сочинение и не заранее спланированный литературный труд. Павел, возможно, прервал здесь свою диктовку и лишь позже продолжил ее. При этом вполне возможны скачки мыслей и изменение стиля.

Несмотря на упомянутый «скачок мысли» в начале 3-й главы, послание является внутренне единым. И в начале, и в конце послания подчеркиваются повод к его написанию и материальное участие филиппийцев. В догматических и этических частях послания прослеживается последовательность мыслей.

Указания на различные послания Павла к филиппийцам

Существует мнение, что Павел написал филиппийцам несколько посланий, не дошедших до нас. В 3-й главе он, возможно, возвращается к уже известным для филиппийцев из более ранних посланий мыслям.

Вернер де Боор поясняет: «То, что Павел написал филиппийцам не только это послание, но несколько, особенно видно из начала 3-й главы, где апостол объясняет, почему он снова пишет им о том же».

И у отцов церкви есть намеки на то, что Павел и до, и после канонического Послания к филиппийцам посылал им и другие послания.

6. Цель послания

• Павел хочет поблагодарить церковь за ее материальную поддержку.

• Филиппийцы, видимо, сильно обеспокоились болезнью Епафродита. После своего выздоровления он возвратился, чтобы сообщить им о своих и Павловых обстоятельствах (2:25).

• В Филиппах были и конфликты. Речь, видимо, шла о личных взаимоотношениях между Еводией и Синтихией. В тексте нет никакого основания видеть здесь теологические разногласия между христианами из евреев и христианами из язычников. Все послание представляет нам общину в Филиппах как образцовую церковь.

7. Ключевое выражение

Радость в Господе.

8. Ключевой стих

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4:4).

9. Деление текста

Вступление

1:111

Отправитель, получатели и приветствие

1:1-2

Благодарение и молитва за филиппийцев

1:3-11

1. Павел о себе

1:12-26

Об обстоятельствах

1:12-18

Своей вечной надежде

1:19-24

Будущем служении

1:25-26

2. Призыв к достойному их звания хождению

1:27-2:18

В борьбе и страданиях

1:27-30

В подобных Иисусу чувствованиях

2:1-11

В верности, чтобы достигнуть цели

2:12-18

3. Сообщения о сотрудниках

2:19-30

Рекомендация Тимофея

2:19-24

Информация о Епафродите (болезнь и его приход)

2:25-30

4. Предостережения

3:1-4:3

Об иудействующих лжеучителях

3:1-11

О ложном совершенстве

3:12-14

О себялюбии

3:15-21

О спорах и раздорах

4:1-3

5. Разное

4:4-9

Призыв радоваться в Господе

4:4

Призыв к упованию на Господа

4:5-6

Обетование внутреннего мира

4:7

Призыв к добродетельному поведению

4:8-9

Заключение

4:10-23

Благодарность за материальную поддержку

4:10-20

Приветствия и благословение

4:21-23

 

10. Особенности

Послание к филиппийцам дополняет краткие данные книги Деяния апостолов о пребывании Павла в Риме (Деян.28:30-31).

Послание представляет нам не идеальную церковь, но церковь, которая в общем и в частности отвечает чаяниям Павла.

Послание содержит в себе так называемый «гимн Христу». Возможно, это является уже известной литургической молитвой древней церкви, которую цитирует Павел. В ней видится глубокая христология (2:5-11).

Вопросы по уроку 59:

1. На каком континенте жили христиане города Филиппы?

2. Какие лица Филиппийской церкви нам известны?

3. Какие нападки на подлинность Послания к филиппийцам вам известны?

4. На чем основано предположение, что Павел написал в Филиппы несколько посланий?

5. Как возникла церковь в Филиппах?

6. Где могло быть написано Послание к филиппийцам?

7. Какое место написания послания является наиболее вероятным? Почему?

8. Что мы знаем о Епафродите?

9. О каком конфликте упоминает Послание к филиппийцам?

10. Откуда мы узнаем об особом отношении Павла к филиппийцам?

11. Где мы находим «гимн Христу»?