61. Первое послание к фессалоникийцам апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:
Время написания:
Адресат:
Цель:

Павел.
50-51 гг. н.э.
церковь в Фессалониках.
разъяснение вопроса о втором пришествии Иисуса.

 

1. Предварительные замечания

Город Фессалоники — это современный греческий город Салоники.

Он был основан в 315 г. до Р.X. Кассандром, преемником Александра Великого. Кассандр был сыном македонского царя Антипатра.

Кассандр сначала построил поселок в качестве своей резиденции. Он назвал его по имени своей жены Фессалоники, которая была сестрой Александра Великого.

Во времена апостола Павла город был одним из крупнейших портов и торговых центров Римской империи. В нем насчитывалось 10 000 жителей, и он был столицей второго из четырех округов Македонии.

Город, расположенный на берегу Термейского залива, имел большое экономическое и стратегическое значение.

2. Тема послания

Пришествие Господа за Своим народом.

3. Авторство

По свидетельству староцерковных преданий, авторство Павла было бесспорным. Сам он называет себя просто — Павел, не добавляя титула «апостол». Кроме того, он называет Тимофея и Силуана в качестве соавторов (1:1). Личные воспоминания писавшего послание ясно указывают на Павла.

4. Время написания

Послание было составлено во время второго миссионерского путешествия Павла. Наряду с Посланием к галатам, оно может считаться самым ранним посланием Павла.

Содержание послания, в соединении с данными книги Деяния апостолов (ср. Деян.17:1-9), дает представление о хронологической последовательности миссионерских путешествий Павла.

Вынужденный покинуть Верию, Павел там оставил Силу и Тимофея (Деян.17:14). После своего прибытия в Афины он приказал им присоединиться к нему (Деян.17:15). Оба оттуда были посланы дальше (Тимофей — в Фессалоники, так как Павел очень переживал за молодую церковь, а Сила — в другое место в Македонии).

Сила и Тимофей позже снова встретились с ним в Коринфе. В Коринфе, видимо, и было написано Первое послание к фессалоникийцам.

В 1 Фес. 3:6 Павел пишет о том, что Тимофей, возвратившись из Фессалоник, сообщил ему о местной церкви. Это послужило для Павла поводом написать Первое послание к фессалоникийцам.

Следовательно, Павел составил послание в начале своего восемнадцатимесячного пребывания в Коринфе, т. е. в 50-51 годах.

5. Получатели

Вне всякого сомнения, получателем послания является церковь в Фессалониках. Многие исторические данные подтверждают это.

В городе проживало много иудеев. Павел начал свою миссионерскую деятельность в синагоге, где проповедовал в течение трех суббот (Деян.17:2). Это происходило в 49-50 годах.

Большое число иудеев и язычников уверовали во Христа. Особо упоминаются знатные женщины.

Начальник синагоги Иасон, гостеприимно приютивший Павла и Силу, также принадлежал к христианской общине.

Некоторые иудеи возбудили народ против Павла и Силы, желая устроить над ними суд.

После почти месячного миссионерского труда Павел и Сила были вынуждены, по настоянию новообращенных христиан, заботящихся об их безопасности, покинуть город.

Весьма примечательно, что в результате такой краткой миссионерской деятельности возникла стабильная церковь.

6. Подлинность

Послание встречается в «Каноне Муратори» и в «Каноне Марсиона». Поликарп, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский и другие цитируют его как послание Павла. Ни один из серьезных теологов не сомневается в подлинности Первого послания к фессалоникийцам.

7. Повод к написанию послания

Тимофей проинформировал Павла о хорошем внутреннем состоянии церкви.

Церковь за время отсутствия Павла стабилизировалась. Однако в ней были различные трудности; так, например, члены церкви недостаточно признавали авторитет руководителей (5:12). Другая проблема состояла в том, что в церкви существовал неверный взгляд в отношении умерших и в отношении второго пришествия Христа (4:13-18).

Несмотря на две попытки (2:17-18), Павлу не удалось снова посетить Фессалоники. И он в своем послании касается также и проблем церкви, связанных с учением.

Три цели послания:

• укрепление уже испытанных гонениями молодых христиан в Фессалониках (3:2-5);

• призыв к освящению (4:1-8, 10; 5:11-21);

• призыв жить в ожидании скорого пришествия Христа (4:13-5:10); Павел отвергает иудео-апокалипсическое вычисление конца света (5:1).

8. Ключевое слово

Пришествие.

9. Ключевом стих

«…Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:9-10).

 

10. Деление текста

 

А. Общее деление

гл.

1. Личная часть

1-3

2. Учительная часть

4-5

Б. Разделы

 

Приветствие

1:1

1. Отношение апостола к фессалоникийцам

1:2-3:13

Благодарение за действие Бога в них

1:2-7

Радость за их примерную жизнь веры

1:8-10

Воспоминание о служении в Фессалониках

2:1-12

Благодарение за принятие евангельской вести

2:13

Похвала за верность фессалоникийцев в страданиях

2:14-16

Обоюдная верность со времени отъезда Павла

2:17-3:13

2. Увещание и поучение для верующих

4:1-5:24

Призыв к святости

4:1-12

Об умерших и оставшихся в живых в пришествие Христа

4:13-5:11

Жизнь в церкви

5:12-24

Приветствие и благословение

5:25-28

 

Вопросы по уроку 61:

1. Кто написал Первое послание к фессалоникийцам?

Кто был сотрудником Павла при составлении послания? Когда и где было написано это послание?

2. Как возникла церковь в Фессалониках?

3. Каких проблем касается Первое послание к фессалоникийцам?

4. Какие высказывания касаются второго пришествия Иисуса?

5. Где мы находим свидетельство об обращении фессалоникийцев?