62. Второе послание к фессалоникийцам апостола Павла

Краткое введение

 

Автор:

Павел.

Время написания:

несколько месяцев спустя после первого послания.

Адресат:

церковь в Фессалониках.

Цель:

против «мечтателей», считающих, что пришествие Христа уже было.

 

1. Предварительные замечания

Так как во Втором послании к фессалоникийцам мы имеем дело с теми же личностями, с тем же автором и примерно с тем же временем, что и в Первом послании, то многие из уже упомянутых подробностей будут повторяться. Поэтому мы лишь вскользь коснемся их в этом уроке.

2. Авторство

В этом послании Павел также представляет себя вместе с Силуаном и Тимофеем (см. урок 61). Староцерковное предание однозначно подтверждает авторство Павла. Интересно, что Павел продолжает и дальше свою учительную и душепопечительную линию в отношении этой церкви.

3. Время написания

В датировке отдельных новозаветных писаний всегда существуют некоторые проблемы. Поэтому даты даже верных Библии толкователей расходятся. Ясно, что Второе послание к фессалоникийцам было написано после Первого послания. Три имени «Павел, и Силуан, и Тимофей» (1:1) показывают тот же состав сотрудников, что и в Первом послании. Из этого можно заключить, что Второе послание к фессалоникийцам также было написано в Коринфе вскоре после первого.

Таким образом, оно было написано или в 51 году (Ринекер), или в 53 году (Эби) в Коринфе.

4. Получатели

В обращении сказано: «Фессалоникской церкви в Боге…»(1:1). И здесь речь идет о том же круге лиц (см. урок 61).

5. Подлинность послания и возражения критиков

Второе послание к фессалоникийцам так же хорошо засвидетельствовано староцерковными преданиями, как и Первое послание. Те же источники называют Павла автором и Первого, и Второго посланий. Поликарп весьма ясно ссылается на него. Юстин-мученик в одном из своих трудов ссылается на 2 Фес. 2:3. В «Каноне Марсиона» оно помещено как послание Павла (см. также «Подлинность» в отношении Первого послания к фессалоникийцам).

По общему признанию, Второе послание к фессалоникийцам засвидетельствовано даже лучше, чем первое. Несмотря на это, со второй половины XIX века оно стало подвергаться нападкам. Интересно, что критика рационалистов XIX века была более жесткой, чем критика современных теологов. Если прежние критики рассматривали Второе послание к фессалоникийцам как сплошную подделку, то новые критики подвергают сомнению лишь адресата.

Стиль и аргументация послания характерны для Павла. И как раз это Павлово, чего не признавали те же самые критики, например, за Посланием к колоссянам, делало Второе послание к фессалоникийцам в глазах либералов особенно подозрительным. Обороты мысли и повторы, взятые из Первого послания, во Втором послании они называют «подделкой». Они утверждают, что Второе послание к фессалоникийцам, кроме 2:1-12, не содержит ничего нового.

Поводом для написания послания якобы послужило неисполнение возвещенного в Первом послании пришествия Христа. Правда, эта либеральная аргументация у модернистских экзегетов теряет свою силу, так как они утверждают, что и во Втором послании к фессалоникийцам речь идет о скором пришествии Иисуса.

Некоторые либералы считают, что получателем обоих посланий не была одна и та же церковь (например, М. Дибелиус, Е. Швайцер, фон Добшутц и др.), что послание, скорее всего, было адресовано филиппийцам или кому-то другому.

Мы имеем ясное свидетельство самого Второго послания к фессалоникийцам: церковь в Фессалониках оказалась во власти ложных представлений о втором пришествии Христа. Некоторые члены церкви прекратили трудиться, так как они каждый день ожидали пришествия Христа и считали, что уже нет смысла работать.

По причине смущения, вызванного ложным учением, ложными предсказаниями и посланиями (2:2), Павел в своих обоих посланиях особое ударение делает на вопросе второго пришествия Христа, чтобы поправить и укрепить церковь.

6. Цель послания

В Фессалоникийской церкви, несмотря на ее духовное преуспевание (1:3-4), возникла болезнь некоего религиозного фанатизма. Под влиянием постоянных преследований усилилось лихорадочное ожидание второго пришествия Христа. Мнимые высказывания Павла и якобы им посланные письма распространялись в церкви, производя большое смущение. Так называемые духовные откровения еще больше увеличивали путаницу в умах людей (2:1-2). Из-за этого страдал жизненный уклад верующих. Некоторые члены церкви, ожидая скорого пришествия Иисуса, прекращали работать.

Однако чтобы все-таки жить, они позволяли себе пользоваться гостеприимством других членов церкви. Если в Первом послании Павел ограничился лишь легкими увещаниями, то теперь он энергично призывает к принятию мер церковного взыскания по отношению к таким восторженным тунеядцам (3:6, 11-15).

Одной из составляющих учения этих мечтателей было утверждение, что «великая скорбь» уже началась и что «великий и страшный день Господень» уже наступил. Апостолу приходится бороться и с таким мнением.

7. Ключевой стих

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2:3).

8. Деление текста

Вступление

1:1-2

1. Личное обращение к церкви

1:3-12

Благодарение за духовный рост фессалоникийцев

1:3-7

Благодарение за их верность в гонениях

1:8-12

2. Яркое обращение к фанатичным «мечтателям»

2

День Господень

2:1-2

Что должно еще произойти до пришествия Иисуса

2:3-12

Необходимость терпеливого ожидания

2:13-17

3. Призывы к церкви

3

Призыв к молитве

3:1-5

Призыв к труду

3:6-12

Призыв к порядку

3:13-15

Приветствие и благословение

3:16-18

 

9. Особенности: учение о втором пришествии Христа

1. Павел успокаивает фессалоникийцев, поясняя, что перед «пришествием Господа нашего» (2:1) должны произойти определенные события:

• большое отступление от веры (2:3);

• откровение «человека греха» (2:3);

• ужасное возмущение антихриста против Господа (2:4);

• антихрист выступит с властью сатаны; ложными знамениями и чудесами он будет обольщать людей (2:9).

2. Павел говорит, что верующие не предстанут на суд великого дня (1:7-12).

3. Павел показывает, что «внезапное» пришествие Иисуса не означает, что это пришествие будет «вот-вот» (2:3).

Вопросы по уроку 62:

1. Какие параллели существуют в обоих посланиях к фессалоникийцам?

2. Какие аргументы приводят старые и новые критики Библии против посланий к Фессалоникийцам?

3. Какая главная мысль в Первом и Втором посланиях к Фессалоникийцам?

4. Какие важные разъяснения в отношении второго пришествия Иисуса мы находим во Втором послании к Фессалоникийцам?