7. Книга Левит

Краткое введение
 

Автор:
Время:
Содержание:

Моисей.
50 дней в пустыне.
законы для священников и народа.

 

1. Предварительные замечания

Для многих христиан книга Левит является одной из самых непонятных частей Библии. Однако в свете Нового Завета, особенно благодаря жертве Иисуса на Голгофе, познается пророческое значение этой книги.

Ее глубокий смысл можно полностью понять, лишь глядя на Иисуса.

Название книги

В Септуагинте эта книга называется Левитикон.

В древности книгу называли «Правила священников» или «Жертвенный закон».

Сегодняшнее название книги происходит от имени израильского священнического колена Левия.

Еврейское название книги:

Wayyigra — Вайикра — «И воззвал Господь».

2. Основные темы

Божья святость

В основе всех законов лежит Божья святость. Святость означает отделенность для Бога.

Святым в полном смысле слова является лишь Бог.

Все, что принадлежит Богу, свято (11:44-45; 19:2-4; 20:7-8, 24-26 и др.).

Божья справедливость

Божья святость и Божья справедливость неразрывно связаны. Бог поступает справедливо со Своим народом и хочет, чтобы принадлежащие к Его народу также справедливо поступали по отношению друг к другу.

Указания, данные в гл. 19, показывают, каким образом должна проявляться справедливость.

Божий завет

Бог заключил со Своим народом завет. Как Божьи обетования, так и Его законы считаются условиями этого завета. Божий народ должен жить согласно условиям этого завета. Здесь важное значение имеет гл. 26.

Долг благодарности со стороны Израиля

Израиль должен сознавать, что живет лишь благодаря Божьим дарам и Его милосердию. Даже закон является Его даром. Особенно важен закон о жертвоприношениях, так как посредством жертв восстанавливается связь с Богом, разорванная по вине человека. Однако в конечном итоге эти жертвы указывают на жертву Иисуса, которая раз и навсегда искупила всякую вину. Праздники, описанные в гл. 23, показывают, каким образом Израиль может выражать свою благодарность.

3. Период времени

Книга охватывает короткий промежуток времени в 50 дней. Это исключение среди исторических книг Библии. Содержащиеся в книге заповеди были даны между 1 апреля второго года после исхода из Египта и 20 мая, когда израильтяне покинули Синайскую пустыню (ср.Исх.40:1-17 и Чис.10:11).

4. Авторство

В самой книге автор не назван. Законы, которые составляют содержание книги, Моисей получил от Бога. Ничто не говорит против того, что он же является и составителем книги. Этот взгляд присущ как еврейской традиции, так и первоначальной христианской общине.

Однако мы не должны забывать, что Сам Бог дал законы. Видимо, именно поэтому составитель так редко заметен в книге.

Адресатом был Израиль, так как книга Левит является частью закона завета, и именно того завета, который Бог заключил со Своим народом.

Однако содержание книги касается всех верующих в Бога, в том числе и всех христиан. Книга Левит раскрывает истину о грехе, о его последствиях, о ценности жизни и о святости Бога.

Кроме того, содержание книг Моисея имеет значение для всей истории спасения:

• Книга Бытие показывает падение человека.

• Книга Исход открывает путь избавления.

• Книга Левит показывает, как искупленный может приблизиться к Богу и поклоняться Ему.

5. Ключевое слово

Святость.

6. Ключевой стих

«…Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев.19:2).

7. Деление текста

А. Общее деление

По сути книга делится на две части:

 

 

гл.

 

1. По причине святости Бога люди могут получить доступ к Нему лишь на основании жертвенной крови

1-10

 

2. Ввиду святости Бога и народ Божий должен быть свят и телом, и душой

11-27

 

Б. Разделы
1. Путь к примирению с Богом

 

 

(законы о жертвоприношениях)

1-5

 

Жертва всесожжения

1

 

Жертва хлебная

2

 

Жертва мирная

3

 

Жертва за грех

4:1-5:13

 

Жертва повинности

5:14 и далее

 

2. Мост к Богу

6-10

 

Обязанности и права священников

6-7

 

Посвящение Аарона

8

 

Жертва священников

9

 

Освящение священников

10

 

Экскурс I: священство

8-10

 

1) призвание

8:1-5

 

2) очищение

8:6

 

3) одежда

8:7-13

 

4) примирение

8:14-29

 

5) помазание

8:30

 

6) пища

8:31-36

 

7)служение

9

 

8) несостоятельность

10

 

3. Личная чистота (законы очищения)

11-16

 

Пища

11

 

Роженицы

12

 

Проказа (человека, жилища)

13-14

 

Половая жизнь

15

 

Великий день очищения

16

 

4. Освящение

17-27

 

Отдельные лица

17

 

Семьи

18

 

Общество

19-20

 

Священство

21-22

 

Богослужение

23-27

 

Экскурс 2:

Список праздников

23

Закон об обетах

27

 

8. Особенности

А. Жертва

Ветхозаветные жертвы заменены единократной жертвой Иисуса. Сами по себе жертвы не имеют цены. Лишь их связь с искупительной жертвой Иисуса делает их действенными (Евр.9:11-14). Жертвы в израильском богослужении были пророческими действиями, которые предсказывали жертвенную смерть Иисуса на Голгофе и объясняли ее.

Экскурс. Жертвы можно разделить на три группы:

1. Добровольные жертвы.

Для славы Бога и как знак самоотдачи Ему: жертва всесожжения; жертва хлебная; жертва возлияния.

2. Общественные жертвы.

Для сохранения общения с Богом:

жертва благодарения, или мирная жертва.

3. Жертвы очищения:

жертва за грех; жертва повинности.

Жертва всесожжения (гл. 1)

Приносилась для искупления (ненамеренных) грехов и как приятное благоухание. Она состояла из жертвенного животного, которое должно было быть мужского пола и без всякого порока. Какое именно животное — это зависело от имущественного положения жертвователя.

Все животное после снятия шкуры, разделывания его и обмывания водой сжигалось во дворе храма на жертвеннике всесожжения. Кровь тельца или агнца собиралась в сосуд, и ею окроплялся жертвенник со всех сторон. Кровь голубей выцеживалась к стене жертвенника.

Жертва всесожжения является образом неделимой и полной отдачи Богу. Она указывает на совершенство Христа в Его смерти.

Хлебная жертва (гл. 2)

Это благодарственная жертва за урожай и благосостояние. Она всегда (кроме Быт.4:4) состоит из плодов возделанной земли (часто зерна или пресного хлеба). Хлебную жертву следовало солить. Некоторая часть приношения символически сжигалась. Остальное принадлежало священникам. Это жертва посвящения верующих.

Благодарственная жертва (гл. 3 и 22:18-30)

Благодарение за неожиданное благословение после данного обета или из чувства благодарности. Эта жертва подобна жертве всесожжения. В конце ее совершается трапеза. Она символизирует единение Бога с человеком, а также человека с человеком.

Жертва за грех (4:1-5:13)

Совершалась, когда возникала необходимость в очищении от грехов. В жертву приносились телец или коза. Тук животного сжигался, остальное принадлежало священникам. Кровью жертвы окроплялся жертвенник. Вид жертвы определялся благосостоянием провинившегося. Если семья была очень бедной, достаточно было немного муки в качестве жертвы за грех.

Жертва повинности (5:14 — 6:7)

В жертву приносился овен. Тук сжигался, а остальное принадлежало священникам. Кровь собиралась в сосуд, и ею окроплялся жертвенник.

Жертва повинности приносилась за проступки в отношении посвященных Богу вещей и невольную несправедливость по отношению к Богу (например, при уплате десятины, приношении первых плодов и т.д.). При этом одной только жертвы было недостаточно.

Вину следовало возместить как по отношению к Богу, так и в отношении человека.

Б. Праздники

В Израиле было восемь праздников:

• один еженедельный;

• семь годовых.

Некоторые праздники (такие как юбилейный год и Пурим) либо появились позже, либо были введены дополнительно.

Суббота (23:3)

Суббота является еженедельным днем покоя, связанным с Божественным порядком творения (Быт.2:3).

Значение слова «суббота» — покой.

В Десятословии (Исх.20:8) суббота дана 4-й заповедью. Книга Левит относит субботу к праздникам Господним.

Суббота пророчески указывает на вечный покой, на покой в Тысячелетнем царстве и на внутренний покой детей Божьих (Евр.4:3-11).

Пасха (евр. Песах) (23:4-5)

Пасха праздновалась 14-го числа месяца нисан.

Она напоминает о «прошедшем мимо Боге» (в образе ангела смерти, убивавшего всех первенцев), когда Израиль жил в египетском рабстве.

Значение: избавление и освобождение.

Праздник опресноков (23:6-8)

Праздновался в связи с Пасхой. Хлеб должен быть из пресного теста, напоминая тем самым о поспешном исходе израильтян из Египта, при котором не было времени ставить опару для хлеба.

Павел называет закваску символом нечистоты и греха (1Кор.5:6-8; 2Кор.7:1).

Значение: отдача Богу.

Праздник приношения первых плодов (23:9-14)

Начинался 21-го числа месяца нисан.

Своего рода Праздник жатвы. Символизирует воскресение из мертвых (Ин.12:24; 1Кор.15:20-23).

Праздник седмиц (евр. Шавуот) (23:15-22)

Это праздник Пятидесятницы. Он начинался через пятьдесят дней после Пасхи (отсюда его греческое название: «пентекосте» — пятьдесят), а именно 6-го числа месяца сиван. На этом празднике читалась книга Руфь. В день Пятидесятницы позже излился Дух Божий, после чего покаялось 3000 человек. Это была первая жатва для новозаветной Церкви.

Праздник труб (23:23-25)

Праздновался 1-го числа месяца тазри, еврейский праздник Нового года. Пророчески указывает на пришествие Мессии.

Для христиан он является указанием на возвращение Иисуса (1 Фес. 4:16; Иоиль, 2:1, 15).

Праздник примирения (23:26-32)

Следовал за Новым годом и начинался 10-го числа месяца тазри. Первосвященник приносил жертву за весь народ (16:21). Это был единственный день в году, в который первосвященник мог войти во Святое святых скинии, а позже храма.

Он кропил кровью жертвы на крышку ковчега.

Каждый должен был внутренне соучаствовать в этой жертве, чтобы действие жертвы распространилось и на него (23:29; 16:29-31).

Для нас Иисус совершил эту жертву на кресте. Он вошел во святилище со Своей кровью, чтобы примирить нас с Богом (Евр.9:23 и далее). Его кровь очищает от всякого греха (1 Ин.2:2).

Праздник кущей (23:33-43)

Эта праздничная неделя начиналась с 15-го и продолжалась по 21-е число месяца тазри. Этот праздник был установлен для воспоминания о странствовании по пустыне, во время которого сыны Израилевы жили в кущах. Значение: мы в этом мире живем как странники и пришельцы, не имея здесь постоянного града (1Пет.2:11).

Дополнительные праздники (не в книге Левит):

• День памяти о разрушении храма: 9 ава. Чтение: Плач Иеремии.

• Праздник обновления храма — воспоминание о восстановлении служения в храме в период Маккавеев — 25-го числа месяца хаслев (Ин.10:22).

• Пурим 14-го и 15-го числа месяца адара — воспоминание о спасении от истребления Аманом.

В. Законы для жизни в святости

Книга Левит освещает и некоторые другие вопросы.

Суеверие и астрология

Предсказывание будущего по звездам, облакам (19:26; 20:27), спиритизм, гадание, вызывание умерших (19:31; 20:6; 20:27) — все это мерзость перед Богом.

Тому, кто занимается этим, грозит смерть. Это касается как тех, кто сам занимается подобными вещами, так и тех, кто обращается к ним за советом (Лев.20:27; ср. Исх.22:18).

Татуировка (19:28)

Бог запрещает татуировку, которая в ветхозаветное время обычно была связана с почитанием умерших и идолопоклонством. Мы должны наше отношение к этому вопросу связывать с новозаветным отношением к телу как храму Духа Святого (1Кор.6:20).

Деньги (25:36-37)

Деньги, появившиеся во время товарообмена, призваны облегчать жизнь людей. Нельзя позволять им господствовать над нами. Кроме того, заповедь Божья явно направлена против всякого рода ростовщичества.

Иисус предостерегает от служения мамоне. Нельзя в одно и то же время служить Богу и мамоне (Мф.6:24).

Чистые и нечистые животные (11:1-23)

Закон делает разницу между чистыми и нечистыми животными. На каком основании это было сделано?

Теологическое значение

Посредством особых законов, касающихся пищи, подчеркивалось, что Израиль является святым, т. е. отделенным для Бога народом. На основании законов о пище Израиль не мог сидеть за одним столом с язычниками без того, чтобы не оскверниться.

Обе большие главы, касающиеся законов о пище (ср. также Втор.14:1-21), тесно связаны с указанием на Божье избрание Израиля. Соблюдение этих законов было видимым выражением принадлежности к народу Божьему.

Именно этот аспект позднее, в новозаветной Церкви, вызывал конфликты между христианами из евреев и христианами из язычников (ср., напр., Деян.11:2-3; 15:28-29; Гал.2:12-14).

Будучи христианами, мы не связаны заповедями, касающимися пищи. Наша принадлежность к народу Божьему основана исключительно на нашей вере в Иисуса Христа (Кол.2:16-17).

Культовые основания

Некоторые животные имели культовое значение в языческом идолопоклонстве.

Израиль должен был быть явным образом отделен от этого.

Гигиенические основания

Многие животные являлись переносчиками болезней (например, свинья была переносчиком трихины).

 

Группы

Чистые

Нечистые

Млекопитающие

С раздвоенными копытами; жующие жвачку (11:37)

Плотоядные, не соответствующие этим двум критериям

Птицы

Все, которые не указаны как запрещенные

Хищные птицы и птицы, питающиеся падалью (11:13-19)

Водные
животные

Все, имеющие перья и чешую (11:9-12)

Все, не имеющие этих признаков

Насекомые

Все виды саранчи (11:20-23)

Крылатые с четырьмя конечностями

Рептилии

Никакие

Все (11:13-19)

 

Вопросы по уроку 7:

1. Какой промежуток времени охватывает книга Левит?

2. Какое основное понятие пронизывает книгу и какое значение оно имеет?

3. Какие еще названия имеет книга Левит и что они означают?

4. Какие свидетельства, касающиеся истории спасения, последовательно проступают в тексте от книги Бытие до книги Левит?

5. Где происходят события, описанные в книге Левит?

6. Какое значение имеет понятие святости в книге Левит?

7. Что означает жертва всесожжения?

8. От каких жертв могли питаться священники?

9. Какие праздники названы в книге Левит? Какие еще праздники были в Израиле?

10. По каким причинам было сделано разделение между чистыми и нечистыми животными? Какие признаки должны были иметь чистые животные?