3. Божьи установления для детей

1. Ключ — в послушании

Божье установление для детей выражается в единственной заповеди: «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3,20). Крепнут ли взаимоотношения ребенка с Иисусом, прямо зависит от того, слушается ли он своих родителей. Ибо Иисус живет и работает в душе послушного ребенка. И такое дитя в результате оказывается счастливым. Потому что ребенок, точно знающий пределы дозволенного, освобождается от тяжкого груза. Его природа будет время от времени роптать под «тяжестью» родительской власти. Как это случилось с нашим шестилетним сынишкой Арне, который однажды провозгласил, топнув ногой: «Только наша семья и стремится быть добродетельной!»

Но там, где власть осуществляется в атмосфере любви, ребенок скоро придет к принятию ее как «правильной» (Потому что для ребенка «наш путь» всегда «правильный путь»). Он даже с ужасом и презрением станет смотреть на других детей, которые ведут себя неуважительно по отношению к власти… Старший из наших сыновей посещал школу, где царила строгая дисциплина. Один из его друзей перешел в другую школу, где не держались строгих правил. Придя как-то навестить своих прежних одноклассников, паренек этот крайне презрительно отозвался о своей новой школе: «Там всем заправляют ребята!»

Ребенок может испытывать родительский авторитет, чтобы посмотреть, как далеко позволено ему будет зайти. Порой, в какой-то особой ситуации, он будет чувствовать себя крайне несчастным от того, что его собственные воля и намерения не совпадают с таковыми его родителей. Но в глубине души ему спокойнее сознавать, что родительский авторитет непререкаем и что он, таким образом, может на него положиться. Как-то один подросток рассказал мне, что отец категорически запретил ему сдавать на водительские права, прежде чем не окончит школу. Мальчишка негодовал по этому поводу, грозил сбежать из дому, словом, превратил в ад жизнь целой семьи. Но когда он рассказывал об этом мне, на лице его появилась застенчивая улыбка: «Я думаю, что перестал бы уважать папу, — заметил он, — если бы он отменил свой запрет».

Да, ребенок, случается, восстает против родительского авторитета, но еще более будет он восставать, хотя зачастую в скрытой форме, против его отсутствия. Происходит это потому, что, хотя прежняя природа все еще активно действует в ребенке (см. Рим. 7,15), активны и его взаимоотношения с Христом. Когда он упорно не слушается родителей, то испытывает глубокое смятение духа, потому что страдают его отношения с Господом, на которые словно бы темная туча находит.

Кому из отцов и матерей не знакома ситуация, когда ребенок «распоясывается» все больше, пока не приведет к взрыву родительского гнева: «Ты прямо-таки напрашиваешься на порку!» — услышит он наконец. Но если бы сами родители сознавали, насколько буквально следует им понимать собственные слова, дело могло бы и не дойти до взрыва. Ведь самосознание у ребенка еще незрело. Он не может внятно объяснить причину своего недовольства, потому что умом и сам четко не понимает ее. Однако, дух его интуитивно проникает в основу происходящего: мучащее его недовольство связано с его непослушанием; он еще слишком юн и слаб, чтобы, самостоятельно контролируя этот процесс, вновь стать послушным, поэтому и «ищет» он, не отдавая себе в этом отчета, помощи у родителей: ведь когда дело примет плохой оборот, они должны будут что-то предпринять. Так что ребенок действительно напрашивается на порку. Немногие дети настолько не разумны, как тот семилетний мальчик, который, будучи основательно выпорот, сказал отцу: «Спасибо, папа. Теперь со мной все в порядке!» Но каждому ребенку знакомо глубокое чувство духовного удовлетворения, охватывающее его после того, как ему помогут вернуться на путь послушания. Поскольку именно в послушании сосредоточена жизненная сила его взаимоотношений с Иисусом.

2. Послушание во всех случаях

Так называемые современные методы воспитания в значительной мере исходят из присущего ребенку интуитивного чувства правильного и неправильного, справедливого и несправедливого. Тяжелый груз ложится на родителей, которым постоянно надо быть на страже, чтобы обойтись с ребенком «справедливо», всегда Давать ему лишь «правильные» распоряжения; ведь, имеется ввиду, что ребенок может, имеет право взбунтоваться против «неправильного» распоряжения, и именно так и поступит.

В Библии, однако, не говорится: «Дети, слушайтесь родителей, когда они правы». В ней говорится: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» — даже когда они неправы! (см. Еф. 6,1). Дитя, которое повинуется «неправильному» распоряжению, нежится тем не менее в лучах Божьего одобрения. В долгосрочном плане оно будет счастливее и более приспособлено к жизни, чем то, которому дана была свобода оспаривать родительский авторитет, ставить его под вопрос, потому что послушное дитя живет в соответствии с Божьим порядком и, таким образом, разделяет глубокое чувство гармонии и соответствия, которое присуще ему.

Конечно, родителям следует всячески стараться быть справедливыми с детьми, поступать с ними правильно и по законам самой нежной любви. Но, ведь, родители тоже люди, которым свойственно ошибаться. Более того: многие производят на свет детей, сами еще будучи очень юны. В таком возрасте люди не успевают набраться достаточной мудрости, тем более той, которая нужна для воспитания детей. Так что такая важная вещь, как детское послушание не может быть поставлена в зависимость от совершенства родительского суждения в каждом отдельном случае. Дитя не несет ответственности за то, чтобы взвешивать и оценивать родительские решения — повинуясь только тем из них, которые представляются ему правильными, и отвергая те, с которыми не согласно. Ответственность за решения лежит на родителях. Ребенок же обязан просто слушаться.

Придет время — а оно всегда приходит очень быстро — когда ребенок вырастет и станет ответственным за суждения и решения. Но структура созданной Богом семьи такова, что дитя от этой ответственности свободно, единственная заповедь, которой оно должно подчиняться, — это повиновение родителям. И только таким образом может неокрепшее еще существо быть защищено от заблуждений или необдуманного, поспешного совершения поступков, продиктованных глупостью, невежеством и своеволием.

У одних наших друзей восемь детей, и все — большие любители мороженого. Как-то в жаркий летний день одна из младших девочек заявила, как мол, было бы хорошо, если бы они могли ничего не есть, кроме мороженого! Другие дети согласились с ней, и к их удивлению, отец сказал: «Идет! Завтра вы будете есть какое угодно мороженое, но ничего, кроме него!» Дети завизжали от восторга и с нетерпением стали ожидать завтрашнего дня. К завтраку они спускались друг за другом, выкрикивая свои пожелания: Шоколадное! Клубничное! Ванильное! — по полной чашке для бульона!

На закуску между завтраком и обедом они опять получили мороженое. И на обед — снова, однако, на этот раз порции были поменьше. Когда они собрались на полдник, мать как раз доставала из духовки свежие сдобные булочки, аромат которых разносился по всему дому.

«Вот здорово!» — произнес маленький Тедди. — Свежие булочки — мои любимые!» И он направился к буфету за джемом, но мать остановила его: «Ты разве забыл? Сегодня вы едите только мороженое, и ничего, кроме мороженого». — «Ой, да-а…» — «Тебе полную чашку?» — «Нет, спасибо. Мне — один самый маленький стаканчик».

К ужину энтузиазм относительно мороженого заметно поубавился. Глядя на полные чашки его, Мэри, по предложению которой и началось все это приключение, заметила, взглянув на отца: «Папочка, а нельзя ли нам поменять это мороженое на кусочек хлеба?»

Безобидное это происшествие помогло детям понять, куда собственные суждения могут завести их, если родители не будут их направлять. Простой этот пример показывает, что дети судят о чем бы то ни было на основании крайне ограниченных знаний и опыта. Они живут в собственном маленьком мире и руководствуются своими соображениями и логикой. Мир родителей, с точки зрения ребенка, полон противоречий: маму никто не заставляет спать после обеда, а она ложится вздремнуть, папа мог бы накупить себе каких угодно конфет, а не покупает. Родители почти никогда не перебегают улицу, а всегда спокойно переходят ее. Когда к папе и маме приходят гости, они просто садятся и разговаривают, вместо того, чтобы играть или лазать по деревьям. Если позволить ребенку самостоятельно следовать логическим предпосылкам его собственного маленького мирка, то он неизбежно натолкнется на серьезные трудности. Вот почему Бог помещает его под защиту родительской власти.

В заповеди послушания, данной детям, нет и намека на какие бы то ни было исключения. Поэтому и нам не следует предусматривать их. «Но если мои родители велят мне сделать что-нибудь нехорошее?» Подобная любознательность — преждевременна, а вопрос этот должен замереть на устах христианского ребенка.

Мы хорошо знаем, что есть отцы и матери, которые вовлекают своих детей в греховные дела. Как есть заповеди, которые тоже должны быть известны ребенку; он должен понимать, что, переступив их, больше не является «слушающимся в Господе». Дети, которых родители делают соучастниками преступления, по закону подлежат наказанию, хотя и не такому суровому, как взрослые, однако вовсе они не освобождаются от него. Тем не менее, все эти печальные возможности не дают повода к возражению, на котором ребенку следовало бы задерживать свое внимание. Ребенок, у которого есть основания бояться подобных вещей, должен довериться Богу, а не настраиваться на мятежный лад. Он должен просить Бога, чтобы не позволил событиям зайти так далеко. Бог дал заповедь почитать отца и мать. И если эта заповедь войдет в противоречие с другими Его заповедями, Он укажет выход. Ребенку следует воззвать к Богу, чтобы Он уберег его от печальной необходимости выйти из повиновения родителям. Такая молитва не может быть не услышана. Своим вмешательством Бог все обернет к добру. Вера в живого Бога навсегда и полностью кладет предел попыткам уклоняться, пускаться в казуистику, мысленно оговариваться по поводу проблемы послушания.

Родителям не избежать неверных решений и бестолковых распоряжений. Когда это случается, и родителю самому это очевидно, он должен признать свою ошибку и исправить ее. Нам никогда не следует колебаться в том, чтобы признать действительную ошибку и попросить за нее прощения у ребенка, не боясь подорвать таким образом свой авторитет. Ведь, он коренится не в нас самих и не в нашем безупречном исполнении родительской роли, как и не в восприятии его нашими детьми. Его происхождение — как и всякого истинного авторитета — от того, кто стоит за нами, поддерживая этот наш авторитет. Как авторитет сержанта зависит от капитана, поддерживающего его, а самого капитана — от авторитета вышестоящего майора и т. д., так и родительский авторитет зависит от Бога, который утвердил власть отца и матери над детьми. Таким образом, если один из родителей совершил ошибку, вопрос будет не в том, как «среагирует ребенок, если я признаю ее?», а в том «какова будет реакция Бога, если я попытаюсь сделать вид, будто ничего не произошло, а, значит, пойду на обман?» За честное и открытое раскаяние Бог почтит как ребенка, так и отца с матерью. Так что ложную, пугающую вас мысль, будто повинившись перед ребенком в неправильном поступке, вы подорвете в его глазах свои положение и авторитет, внушены вам дьяволом. Совсем напротив: ваш авторитет лишь укрепится и утвердится, если вам достанет мужества быть таким же честным и требовательным к себе, каким вы хотели бы видеть своего ребенка. Только в таком случае вы будете являть собой авторитет, который Бог может поддержать!

Однажды я наказал своего старшего сына за то, в чем он не был виноват. Это выяснилось позднее, и я понял, что извинения мне в данном случае нет. Я действовал поспешно, не разобравшись в фактах. «Что же мне делать?» — размышлял я. Мальчишка переживал трудный возраст, и я остерегался ненароком нарушить равновесие власти в семье (Как ревностно защищаем мы собственную гордость, полагая, что таким способом предохраняем от опасности свой авторитет. Между тем, Бог вполне в состоянии утвердить его безо всякой помощи со стороны нашего «я»!). В конце концов я отозвал мальчика в сторону и сказал ему: «Тим, я сожалею, что выдрал тебя за это, так как вижу теперь, что ты не виноват… Мне следовало понять это раньше. Я не могу взять назад то, что произошло. Но простишь ли ты меня?» Сын крепко прижался ко мне, обвив руками, и произнес, мешая (с чисто детской логикой) то, что требовалось в этой ситуации, с тем, что не имело к ней отношения: «Все в порядке, папа… А можно мне сделать бутерброд с ореховым маслом?»

На следующее утро он был более покладист и послушен, чем все последнее время. Мой авторитет, о котором я тревожился, нисколько не поколебался; он, наоборот, укрепился, поскольку теперь имел своим подспорьем и честность, свидетелем которой стал мой сын.

Итак, всякий авторитет исходит от Бога, но дается он для блага тех, которые подчиняются ему. Поскольку Христос приходил на землю не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому, изменился и характер авторитета для всех, которые «облеклись в Него». Теперь авторитет стал служением, а подчинение — покорностью тех, кому служат.

Никто не может облечь авторитетом самого себя. Но всякий, кто получил его от Бога, должен твердо блюсти его. Он должен верить в него и поддерживать его не из эгоистических соображений, а из верности Богу. Поскольку он дан ему Богом для служения, а не для того, чтобы получать удовольствие.

Родителям не следует отрекаться от данной им власти из чувства собственной незначительности. Ведь Бог учредил их авторитет ради их детей, для достижения определенных целей. Точно так же не следует родителям отказываться от своего авторитета из ложного чувства деликатности, боясь обидеть тех, которые должны подчиняться им. Они должны исходить из сознания, что требовать послушания — это их право. С другой стороны, расположенность ребенка к послушанию основывается на внутренне присущем ему чувстве почтительности и благоговения. И это не просто достоинство; это — единственное достоинство ребенка. От него зависит все доброе, что можно требовать и ожидать от него.

На первый взгляд это может показаться простым послушанием человеческой воле. Но на самом деле в нем уже проявляется послушание Богу. Потому что, покоряясь родительской воле, дети учатся покоряться воле, стоящей выше их собственной.

Подчиняться родителям — значит проходить школу непосредственного послушания Богу, которое дети должны будут воздавать Ему на протяжении жизни, выйдя из-под родительской воли. Ради этого мы и воспитываем наших детей — чтобы в свое время они могли следовать Божьей воле и руководствоваться Его Духом, не силой извне побуждаемые к этому, а голосом совести, внутренним импульсом.

Учась послушанию, мы учимся основному закону духовной жизни. Потому что Божья власть зачастую проявляется в нашей жизни через человеческую. Осознав, что мы должны пребывать под чьей-то властью, мы можем расслабиться; а отсутствие напряжения и доверие помогают восприятию Святого Духа. Датский философ Сорен Кьеркегаард писал: «Верить трудно не потому, что трудно понять основы веры, а потому что слушаться нелегко». Мы можем сколько угодно учить наших детей и размышлять вместе с ними и все-таки не подготовить их к встрече с Богом и к должному поведению по отношению к Нему, если, всячески их развивая, не внушим им вместе с тем чувства послушания. Ибо Бог открывает Себя не кабинетным ученым, а тем, кто способен слушаться.

Дети, слушайтесь своих родителей! Ибо это запланировано для вас Богом. Слушаясь их, вы слушаетесь Его. И только таким образом сумеете ощутить присутствие Иисуса в вашей жизни и Его благословления.