5. Порядок, установленный Богом для мужей

Спросите обычного мужа: «Любите ли вы свою жену?» Он с готовностью ответит: «Еще бы! Конечно, люблю!»

Говоря это, он имеет в виду то, что чувствует к ней; или, может быть, то, что делает для нее, заботясь о ней и проявляя к ней внимание. Но любовь, о которой говорит апостол Павел… «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Еф. 5,25; Кол. 3,19). Такая любовь измеряется не тем, что кто-то чувствует, не тем даже, что он делает. Она скорее измеряется способностью к самопожертвованию.

1. Муж, люби свою жену

В оригинале Новый Завет был написан на греческом языке. Три различных греческих слова, имеющих разное значение, переводятся на русский одним словом «любовь». «Эрос» означает любовь-страсть, сопряженную с физическим чувством, желанием; отсюда наше слово «эротический», и хотя в Новом Завете оно не встречается ни разу, люди в первую очередь понимают это слово именно в таком значении!

«Филио» означает любовь в смысле расположенности и заинтересованности; от него происходит известное нам слово «филантропия». В Новом Завете оно встречается изредка.

Любовь, которая измеряется готовностью к самопожертвованию, обозначается словом «агапе». Именно оно и употребляется в Новом Завете.

«Мужская ноша» слишком тяжела для женщины. Мужчине даны плечи сильнее, а также более холодный от природы рассудок, позволяющие ему стоять под бременем упомянутых забот. Женщину легче огорчить, лишить присутствия духа. Такой ее создал Бог. И поэтому, щадя ее, Он не стал возлагать на нее ответственности за содержание семьи.

Осмотрительное и добросовестное распоряжение материальным достатком приличествует женщине; тяжелый труд и забота о создании этого достатка — дело одного мужчины. Экономность, бережливость и добросовестность в ведении хозяйства — вот семейные добродетели женщины; неутомимый труд для поддержания материального благополучия семьи — задача мужчины. Растить детей и вести хозяйство — долг жены, и этого с нее вполне достаточно. Пусть же свою обязанность — обеспечивать семью материально — исполняет мужчина, так чтобы у жены не было оснований брать на себя больше, чем ей предназначено.

Нигде так открыто не заявляет о себе наша приверженность целям материального порядка, как в наивном представлении, будто жена должна работать, чтобы поддерживать в семье приличный уровень жизни. Разумный человек не станет отрицать, что подчас это действительно необходимо. Но верно так же и то, что во многих, пожалуй, в большинстве случаев заработки жены расходуются на вещи, без которых семья вполне могла бы обойтись. Кроме того, работающая жена обычно менее бережливо ведет хозяйство, что снижает экономическую выгоду от ее дохода. Но так или иначе, никакой доход не может уравновесить потери семьи, в которой жена и мать растрачивает свои силы на стороне. О семейном достатке предоставьте заботиться мужу. Если он отвечает своему призванию, то пусть доход его скромен: в глазах Бога не позор — жить просто, в соответствии с этим доходом. Позор — дать похотливому стремлению к материальным благам увести себя в сторону от Божественного порядка, установленного Господом в интересах благосостояния семьи. Как Церковь должна находить все свои блага только во Христе, так и материальные потребности жены и детей должны удовлетворяться лишь через добросовестный труд их мужа и отца. И если мужу придется ради этого лишиться до известной степени престижа в глазах друзей или отказаться от праздного времяпрепровождения, то ведь как раз к этому и призывает его Бог… Это всего лишь объяснение роли мужа, которая и состоит в отвержении самого себя; это и значит выражать свою любовь, подавляя собственное «я», свою гордость, отказываясь от своих удобств ради служения своей семье.

Муж и отец, который серьезно относится к своей, предусмотренной для него Богом роли в семье, должен таким образом осуществлять на практике слова Иисуса: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Матф. 16,24). Бог говорит, что муж должен любить свою жену. Речь идет о той любви, которая по-гречески выражается словом «агапе» и является чем-то большим, чем самая прекрасная и искренняя страсть мужчины к женщине; это — редкий божественный цветок, расцветающий лишь на почве самоотрицания и самопожертвования вплоть до смерти. Так Божье Слово, обращенное к мужьям: «Любите своих жен» подразумевает призыв к безоглядному разделению Иисусовых крестных страданий.

Поначалу такая любовь представляется столь утонченной и духовной, что едва ли может предложить женщине тепло и уют, безопасность и поддержку, в которых она так нуждается в своей повседневной жизни. Но давайте посмотрим, насколько это реально на самом деле.

2. Муж, люби свою жену — заботься о ее духовном благополучии

Муж, который любит жену по слову Писания, прежде всего заботится о ее духовной нужде. Его в первую очередь занимает, чтобы она пребывала в правильных взаимоотношениях с Господом. Он сознает, что всякое реальное счастье ее, любые достижения как женщины, жены и матери должны иметь прочной основой своей ее взаимоотношения с Иисусом. Это не просто благочестивое одобрение чьей-то «потребности в религии» или в «духовном кругозоре». Это — бескомпромиссное признание на практике, что абсолютное Господство Иисуса Христа в ее жизни имеет для нее первостепенное значение. И если Господь позволит мужу, чтобы он именно на такой основе обеспечил и развил взаимоотношения своей жены с Иисусом, разве не станет это поводом к радости для них обоих? Каким иным способом мог бы он полнее выразить свою любовь к ней?

Самым высоким долгом мужа-христианина является забота об освящении его жены. Примером ему служит Христос, который пожертвовал Собою за Церковь Свою, чтобы освятить ее. Он должен не только руководить ею в ее христианской жизни, но и делать все, что в его силах, чтобы и в церкви ей полностью стало доступно благословение Божие. Дома, через молитву и Слово, он должен поддерживать ее духовность, развивать и укреплять ее стремления к возвышенному и небесному, углублять ее познания как христианки. Никакой священник не имеет права давать женщине советы духовного порядка или утверждать свою духовную власть над ней, вопреки воле ее мужа. Даже «постоянный» пастор семьи, который пользуется признанием главы дома, должен быть начеку, чтобы не взять на себя надзор и заботу о духовном здоровье жены, осуществлять которые надлежит мужу. И если пастор вторгнется в эту «не свою» область, муж вправе дать ему отпор — потому что печься о духовном благополучии всех членов своей семьи — это его тяжелая ответственность. Как глава конгрегации подотчетен за состояние своей паствы, так и глава семьи — за своих домашних. Он подотчетен и людям, и Богу. Похвала или осуждение, которые падут на его жену, ее добродетели или недостатки, непосредственно касаются его.

Это невозможно, да и неверно было бы, чтобы кто-то еще на земле оказывал на духовное состояние жены более решительное влияние, чем ее муж. Отдает он себе в этом отчет или нет, но его поведение по отношению к ней неизмеримо воздействует на нее — в направлении добра или зла. Оно воздействует на глубоко внутреннюю часть ее существа. Лицемерный священник может какое-то время направлять ее к добру; для мужа это невозможно. Скрыть от жены свою истинную суть ему не удастся. Лицемерие мужчины не сможет удержать позиций в собственном его доме. Если втайне он ведет себя несправедливо по отношению к жене, ничто в мире не сможет нейтрализовать этот деморализующий фактор. Так что пусть не отягощает себя виной за причинение ей тайного горя, длящегося порой всю жизнь, которого ей, может быть, на всей земле не с кем разделить. Пусть не ожесточает своего сердца против нежного существа, полностью доверившегося ему. Пусть отречется от себя ради того, чтобы жалеть и лелеять ее.

Муж должен заботиться об освящении своей жены. И он будет это делать должным образом, если считает ее святой. Она и есть святая, потому что христианка. И ему доверена как святыня. Его долг — делать все возможное, чтобы она не только оставалась святой, но укреплялась и совершенствовалась в своей святости. Никто, как муж, не может помешать женщине в ее духовном преуспевании. Но и никто, как он, не может помочь ей прогрессировать во всем, что есть добро. Бог определил ему быть тем руслом, по которому текут к ней благословения свыше. От него должна она учиться тому, что преподано ему в церкви для их общего духовного благословения (см. 1 Кор. 14,35). Возможно, она отстает от него в христианском знании. Может быть, внутренне сопротивляется способу спасения. А мужу это уже знакомо по опыту, он уже прошел через это. Пусть же не сдается и не огорчается, не питает ненужных подозрений в адрес жены. Но да возрастают в нем твердость и нежность, да крепнет его приверженность тому, что есть добро. Через него Бог просветит его жену, изменит ее умонастроение и преобразит душу, поведет ее правильным путем. Разногласия между христианами сеет дьявол. Пусть же муж будет на страже, чтобы эти разногласия не отдалили их с женой друг от друга. Он не должен смотреть на нее, как на сильно отстающую в том главном, что касается веры. В крещении ему следует признать Божественный залог единства. И, кроме того, все, что может стоять между ними, так или иначе не имеет первостепенного значения. Пусть поэтому глядит на жену с радостной мыслью: «Я предназначен благословить ее, не только сделать ее счастливой здесь, на земле. Я должен жертвовать собой ради ее вечного благополучия. Я должен любить ее так же, как Христос возлюбил Свою Церковь».

Муж, который серьезно относится к своей миссии в рамках порядка, установленного Богом для семьи, не воспринимает взаимоотношения своей жены с Иисусом как нечто раз и навсегда ей дарованное. Он поэтому не уклоняется от собственной ответственности, благочестиво вздохнув: «Это касается лишь ее и Бога». Он принимает обращенный к нему призыв Бога быть духовной главой своей жены. Как Христос ответствен за благополучие и рост Церкви, так и муж — за духовные благополучие и рост своей жены и всей семьи. Параллель эта совершенно недвусмысленно приводится в послании к Ефесянам 5,25-33.

3. Муж, люби свою жену — иди крестным путем впереди нее

А как должен муж осуществлять свою ответственность? Помыкая женой? Приказывая ей и следя за тем, чтобы она выполняла его приказы? Читая ей лекции на тему о духовной жизни? Нет, предавая себя за нее. Другими словами, идя крестным путем впереди нее. Показывая на собственном примере, что это значит — умереть для себя. Он делает это не только для своего освящения, но и ради нее. То есть он не «управляет» ею, даже не «руководит» ею в привычном смысле этого слова. Скорее он «подтягивает ее ко Христу, позволяя «крестной работе» совершаться в его собственной жизни.

Как же происходит это на практике? Рассмотрим повседневный, так сказать, пример: в семье вспыхивает ссора; в этом случае мужу надлежит первому проявить смирение и попросить прощение за то, что было в его поведении неправильным. Это и есть убивать свое «я». Возможно, жена виновата не меньше, а то и больше. Это не имеет значения. Он призван «любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь». Иисус взял на себя вину за грех и тем унизил Себя, «когда мы были еще грешниками» (Рим. 5,8).

В такой ситуации муж не судит жену за ее грех и еще меньше пытается предугадать, какое впечатление произведет его раскаяние на нее. Он просто следует крестным путем — «отрекаясь себя», отказываясь от своих прав, потому что именно к этому призывает его Бог как мужа. Вратами ко всякой духовной жизни и благословению является раскаяние. И поэтому как духовная глава семьи муж и отец обязан каяться первым.

Но ведь жена в таком случае, возможно, сочтет извинение мужа за признание ее собственной правоты. И не возникнет ли у него тогда искушение встать и сказать: «Теперь, когда я исповедался в моем грехе, тебе следует исповедаться в твоем!» Нет, идти крестным путем, руководствуясь скрытыми мотивами, муж не может. Он просто следует этим путем первым, впереди всей семьи — потому что Бог призывает его к этому, потому что Святой Дух посылает ему искренние угрызения совести за его собственное прегрешение, и он знает, что единственным откликом на это могут быть раскаяние и прощение.

Муж, который не может удержаться от того, чтобы не прочесть жене наставления относительно ее обязанности быть покорной его власти, уже делается недостойным этой власти. Ибо Бог призывает его исполнять его роль в семье, а не разглагольствовать с женой по поводу ее обязанностей.

Моисей был одним из величайших вождей своего времени. Бог облек его огромной властью. Но он, согласно Библии, «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12,3). Когда народ Израиля взбунтовался против него, он уединился в скинии и взмолился Богу, ища Его помощи. И Бог Сам воздал мятежникам (Чис. 12,10; 16,33). Но когда Моисей попытался собственной силой воздействовать на народ, изливая свое негодование на него, Бог с самим Моисеем поступил крайне сурово — вплоть до того, что лишил его привилегии ввести Израиль в землю обетованную (Чис. 20,2-12).

Власть, которую муж осуществляет над своей женой и детьми, не является его собственной. Это Бог облек его ею. И хотя муж должен пользоваться ею мудро и с твердостью, он не может забывать о том, что власть его дается и поддерживается Богом.

Если муж видит, что жена и дети не повинуются ему, первое, что следует сделать, это прибегнуть за помощью к Богу. Настроив себя при этом на покаянный лад.

«Почему Ты не можешь утвердить мой авторитет в этой семье? Что во мне мешает Тебе использовать меня как средство осуществления Твоих целей?»

«Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж» (1 Кор. 11,3). И если жена не покорна мужу, то вполне возможно, это происходит от того, что муж втайне или открыто не повинуется Христу. Лишь те, кто подчиняются власти над собой, годны быть облеченными властью. Так что человек, которому не повинуются домашние его, должен в первую очередь исследовать собственные взаимоотношения с тем, Кто стоит над ним, а именно со Христом. Он должен придти к Нему в смирении. И тогда, возможно, обретет сокрушенный дух и чувство раскаяния, несвойственные ему прежде мягкость и кротость по отношению к близким и, удивительно: новый подход к власти; ему не надо будет больше стремиться к ней, она просто будет с радостью ему предоставлена, поскольку «он умер для себя», а раз так, то Бог теперь в состоянии утвердить его авторитет в семье.

Знать, поведет ли «смерть» мужа близких его за ним, когда и каким образом это произойдет, — прерогатива Святого Духа. Что же до мужа, то его жизнь и любовь предназначены быть повседневным «предложением всесожжения», принесением в жертву своего «я», которыми Святой Дух мог бы воспользоваться в согласии с Его собственной безграничной мудростью. Подобная самоотдача ради семьи неизбежно выльется для мужа и отца в страдание. Но такова воля Божья, в этом — Его призыв. Вспомните слова Господа: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12,24).

Так что когда Библия говорит: «Мужья, любите ваших жен», то подразумевает гораздо большее, чем питайте, мол, к ней нежные чувства. Здесь имеется ввиду, что муж должен умереть за жену, подобно тому, как Христос умер за Церковь. Пользуясь этой «смертью», Святой Дух одарит всю семью Своим плодом: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием (Гал. 5,22).

4. Муж, люби свою жену — осуществляй свою власть в смирении

Данная ему власть должна оставаться у мужа. Но воспринимать ее он должен не как право свое, а как долг.

Никогда не следует ему думать о доверенной ему власти вне связи с той ответственностью, которую она налагает на него. Правление — это нелегкая ноша, и только так надо мужу понимать его. Пусть все, что ни происходит в его доме, происходит в согласии с его волей, потому что ответственность за это лежит на нем. И пусть он не пытается уговорить себя, что это не так, или по слабости ускользнуть от этой ответственности: это невозможно. Из ложного чувства доброты он может пожертвовать тем, что, как ему известно, правильно и полезно. Но он таким образом не освободится от необходимости дать отчет за все, что с его ведома происходило в его семье. Не будет ему извинения, если он примирится с глупостью, злом и безобразием в своем доме. И напрасны будут его попытки оправдать себя тем, что он, мол, выпустил из своих рук бразды правления из соображений миролюбия, не желая разногласий в семье. Это не снимает с него ответственности, возложенной на него не людьми, а Богом.

От нарочитой демонстрации своей власти муж должен воздерживаться. Но во всех серьезных случаях мягко, но при том решительно и мудро напоминать о своем положении главы дома.

Одна жена пишет: «Не переставай быть главным в семье, это самое важное. Не передавай бразды правления нам. Мы сочли бы это за отречение с твоей стороны. Это смутило бы нас и встревожило. И быстрее, чем что-либо другое затуманило бы то ясное представление, исходя из которого мы в первую очередь любим тебя. О, мы будем добиваться, чтобы ты отказался от своего главенствующего положения в доме. В этом наше ужасное противоречие: мы будем казаться людьми, которые до последней капли крови сражаются с тобой за власть, но где-то в самой глубине души мы будем втайне желать твоей победы. Ты должен победить, потому что мы не созданы для того, чтобы править. С нашей стороны это — всего лишь поза».

Хотя муж имеет высшую власть в семье и отвечает за все, что в ней происходит, он должен с уважением относиться к сферам обязанностей и компетенции своей жены. Обеспечивать в этих сферах незыблемость ее авторитета, позволяя ей нести и непосредственную ответственность. Обращаться к жене за советом по определенным вопросам — не значит умалять собственный авторитет. Там, где она компетентна, спросить ее мнение диктует простой здравый смысл, как диктует он президенту корпорации, скажем, обращаться за решением ряда вопросов к его начальникам отделов.

Каждый из нас имеет наклонность «блеснуть» в области, которая лежит за пределами нашей компетенции, и продемонстрировать свою мудрость в делах, неподответственных нам. В эту ошибку впадает женщина, стремящаяся «вставить словечко» там, где решать — высокая обязанность ее мужа. И в нее же впадает мужчина, когда вмешивается в каждую мелочь по хозяйству, воображая, что разбирается в этом лучше, чем его жена.

Жене следует с уважением относиться к деятельности и авторитету мужа. Но пусть и он не относится пренебрежительно к скромной деятельности жены. Крайне несправедливо с его стороны думать, будто то, чем занимается она, — сущие пустяки. Пусть не забывает, что он не только призван поддерживать свою жену, но и лелеять ее, бережно к ней относиться. А если он недооценивает ее работу и возложенную на нее ответственность, то причиняет ей боль, которая проходит нелегко и нескоро.

Одна из прихожанок нашей церкви, домашняя хозяйка, очень удачно выразилась по поводу отношения мужа к жене. Она сказала, что имеется особый «витамин», необходимый жене для благополучного существования, и получить его она может только от мужа. Но «витамина» этого порой маловато даже в христианских семьях. Муж работает и зарабатывает деньги. О признании его заслуг свидетельствуют регулярные денежные чеки и похвалы со стороны его работодателя. У домашней хозяйки подобных критериев не имеется. А ведь она тоже нуждается в стимуляции и признательности. Многие мужья, к сожалению, не сознают, как велика эта нужда. Они отметают ее, заявляя что-нибудь в таком роде: «Я ведь женился на тебе, не так ли?» или «Ты свой жребий получила, о чем же тебе еще беспокоиться?»

В Притчах 31,10 о хорошей жене говорится, что «цена ее выше жемчугов». Ее муж хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (31,29).

Муж, относись к своей жене как к сокровищу, данному тебе щедрым Богом. Люби ее. Почитай ее. Признавай ее таланты. Цени ее усилия. Будь к ней внимателен и заботлив. Нежно и искренне выражай ей свою любовь; в той или иной форме делай это каждый день. Ежедневное «вспрыскивание» этого «витамина» сделает вашу семейную жизнь куда более радостной для вас обоих.

«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3,19). В этих словах апостола Павла содержится упоминание об ошибке, которую мужья совершают чаще, чем все другие, а именно о «суровости», точнее, о грубости их по отношению к женам. Грубость подрывает самый чудесный брак, который со стороны кажется прочным, как скала. Муж начинает чересчур доверять тому чувству верности жене, которое скрыто в глубине его сердца. И перестает следить за тем, как выражает свои мнения и чувства по поводу повседневных «пустяковых дел». Там, где ему следует проявлять к жене как можно больше нежности и уважения, он позволяет себе быть небрежным. С посторонними людьми он ведет себя уважительно. Ради них надевает свой выходной костюм. А дома это совсем другой человек. Между тем, лучше бы ему было причинить боль любому другому человеку в мире, чем тому единственному, который отдал себя ему целиком. Радовать сердце жены изо дня в день, укреплять ее привязанность к себе ласковым вниманием и благородным поведением — это его долг. Если у мужа есть основания быть недовольным женой, пусть выскажется наедине, стараясь причинить ей как можно меньше боли. Всякие обвинения в присутствии детей, жалобы при посторонних очень болезненно воспринимаются женой. Более того, они унижают самого мужа.

Семейная жизнь строится на взаимном уважении. Конечно, произрастать уважение должно из глубины души, оно не может быть сведено к пустой фальшивой церемонности. И все-таки невозможно обойтись без внешних форм выражения его, так что в повседневной жизни женатым людям никак не следует пренебрегать хорошими манерами, считая их чем-то утомительным или смешным. Небрежность в одежде или в манере разговаривать, когда мы дома, граничит с неуважением. Нам известно, что существует связь между чистотой тела и души. Подобно этому невнимание к внешним формам проявления уважения легко влечет за собой неуважительное отношение как к самому себе, так и к чувству достоинства в других.

Когда Писание требует, чтобы мужья нежно относились к женам и почитали их как «сонаследниц благодатной жизни», то предостерегает их: «… дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3,7). Чувствам и достоинству жены может быть нанесена мужем невидимая миру рана; и, возможно, болью своей ей не с кем поделиться на всей земле. Но Высший Судья видит ее печаль. В минуты священного раздумья или нужды муж в молитве обращает взор к небу. И вот тогда-то Бог дает ему почувствовать, как бессердечен он был по отношению к жене. Он плохо обращался с ней, он причинил ей боль. И вот теперь его молитва не может дойти до неба: оно закрыто для нее. И слова молитвы возвращаются к мужу, замирая у него на устах. Что-то стоит между ним и Богом, что препятствует ему приблизиться к престолу благодати; это «что-то» — печаль его жены. Он был жесток с ней, пусть познает теперь на себе жестокость Бога. В ней он, возможно, заставил страдать Святого Духа; и теперь Бог, в Своей высшей справедливости, дает ему вкусить мучительной горечи. Каков он был к ней, данной ему под защиту его, таков и Бог — к нему. Он не сможет примириться с Богом, прежде чем не примирится со своей страдающей женой, принеся себя в жертву.

Духовная власть зиждется на парадоксе. Иисус сказал: «Кто хочет быть первым, тот должен быть последним и слугою для всех». На собственном примере Он продемонстрировал этот принцип на практике, когда омывал ученикам ноги. Особое значение имеет то, что этому действию Иисуса предпосланы следующие слова: «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его… взяв полотенце, препоясался» (Иоан. 13,3.4). В полном сознании Своей духовной власти Иисус омывает ноги Своим ученикам. Это и является прообразом надлежащего осуществления духовной власти. Не гордость, не сила, не самоуверенность, но — смирение является источником духовного авторитета. Принцип его действия коренится таким образом в том самом парадоксе, который демонстрирует Иисус, омывая ноги ученикам и в конечном счете идя на крестную смерть. «Тот, кто хочет осуществлять духовную власть, должен быть для всех слугою… должен даже на смерть пойти ради тех, за кого он несет ответственность».

Мужья: любите своих жен! Отрекитесь ради них от своей гордости, от своего «я», от своих «прав». Следуйте за Господом вашим Иисусом на крест, и любовь, преобразующаяся на Голгофе, расцветет в вашем доме!