16. Мольба об избавлении

Заглавие и тема

«Молитва Давида». Едва ли Давид был бы назван мужем по сердцу Господа, если бы Он не был человеком молитвы. Он овладел искусством молитвы в совершенстве. В час нужды он неизменно прибегал к молитве так же, как кормчий спешно ведет судно в гавань, когда на море собирается шторм. Молитвы Давида были столь многочисленны, что называть и датировать каждую из них не было никакой возможности. Поэтому в данной молитве указано только имя автора. Псалом пышет жаром раскаленной печи, однако, судя по последнему стиху, автор все же вышел из огня невредимым. Эту плачевную песнь можно назвать «мольбой к небесам», «мольбой об избавлении от земных гонений». Духом мы можем увидеть здесь Христа.

Композиция

Псалом сложно разбить на части. Мы предпочитаем подход Дэвида Диксона, замечательного комментатора прошлого. В стихах с 1-го по 4-й Давид просит Бога о справедливом разрешении его тяжбы с врагами. В стихах 5 и 6 он просит Бога о благодати, дабы ему поступать правильно даже посреди испытаний. В стихах с 7 по 12 он жаждет защиты от врагов, которых изображает очень ярко. И, наконец, в стихах 13 и 14 он молит Бога о том, чтобы враги Его были постыжены. Завершается псалом словами уверенности в том, что в конце концов псалмопевец будет в полной безопасности.

Истолкование

1 Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

1. «Услышь, Господи, правду». Громче всего кричит тот, чье горе самое невыносимое: страждущая душа боится, что голос ее не будет услышан, и потому три раза в одном стихе просит быть услышанной. Скорбящее сердце жаждет излить свою скорбь перед великим Судьей, ибо оно убеждено, что попасть на аудиенцию к такому Судье — значит восстановить свои права. Если бы Господь не слышал нас, наше положение было бы воистину печальным. Впрочем, некоторые люди, называющие себя верующими возносят молитвы к престолу благодати так редко, что Бог не слышит их по одной только причине, что слышать нечего. Если мы предпочитаем бродяжничать, как цыгане, то нам лучше вообще не иметь домов; если мы сами защищаем свои права и никогда не обращаемся к Богу, то лучше бы нам вообще не иметь благодати. Скорее мы не услышим Господа, чем Господь не услышит нас.

«Услышь правду». Хорошо, когда правда на нашей стороне и мы можем просить Бога вступиться за правду, ибо наш праведный Судья никогда не презрит правды. Если же наше дело осквернено каким-нибудь грехом, то нам дарована великая честь — обращаться к имени праведного Господа Иисуса Христа, которому нет отказа у небесного престола. Господь Бог всегда слышит голос правды; если же мои грехи ополчились против меня всеми своими силами и яростью, то я попрошу Господа внять громогласному ходатайству праведного Сына Божьего. Иероним перевел эту фразу так: «Услышь, Господи, Праведного», то есть «услышь, Господи, Мессию». Епископ Хорсли одобрил этот перевод. И даже если такой перевод неверен, он подсказывает прекрасную молитву. Пусть же читатель молится ей у престола праведного Бога даже тогда, когда других доводов у него нет.

«Внемли воплю моему». Эта фраза показывает пыл и рвение просителя: он не просто говорил, а плакал и стенал. Кто в силах выдержать крик? Искренний, горький, жалобный плач может растопить даже камень. Без сомнения, он будет услышан Отцом небесным. В первую очередь человек учится плакать, можно сказать, что это самый естественный для человека звук. Если наша молитва, подобно плачу младенца, скорее естественна, чем мудра, и скорее искренна, чем красноречива, от этого она не станет менее приятной Господу. В детском крике есть сила, которая не может оставить сердце родителя равнодушным. «Прими мольбу». Повторения не всегда излишни. В данном случае мольба повторяется не случайно, и это не суеверие и не тавтология, а, скорее, повторный удар молотка по гвоздю, забивающий его по самую шляпку, или настойчивый стук нищего в городские ворота, гарантирующий ему подаяние.

«Из уст нелживых». Искренность — это необходимое условие молитвы. Если лживые уста ненавистны человеку, то как же они ненавистны Богу! В столь священном деле, как молитва, даже малейшая неискренность фатальна и безумна. Лицемерное благочестие — двойное беззаконие. Говорящий ложь устами своими пусть лучше испробует свое ремесло на себе самом, ибо обмануть всевидящего Бога так же невозможно, как поймать луну сачком или заманить в силки солнце. Тот, кто пытается обмануть Бога, сам останется обманутым. Искренность в молитве не является особой заслугой, так же, как искренность попрошайки не есть великое достоинство. Тем не менее Господь услышит искреннюю молитву ради Христа и не закроет уши от вопля нелицемерного и пылкого просителя.

2. «От Твоего лица суд мне да изыдет». Благодаря укрепляющей силе молитвы псалмопевец почувствовал себя храбрым и стал молить Судью всей земли дать ему суд. Он был оклеветан, оклеветан подло и жестоко, и, изложив свое дело перед судом высшей справедливости, он, будучи невиновным, не страшился допроса, но, напротив, стал просить о суде. Он не просил о том, чтобы решение суда осталось тайным, но желал, чтобы его огласили по всему миру. Он настаивал, чтобы суд был произведен немедленно, а вердикт приведен в исполнение безотлагательно. Иногда такая смелость вполне уместна. Однако если мы можем претендовать только на нашу предполагаемую невиновность, то бросать вызов Богу, ненавидящему грех, было бы великой самонадеянностью. Вместе с тем, поскольку Иисус является нашей праведностью, нам нечего бояться, даже если судный день придет ныне, даже если ад прямо сейчас разверзнет свою пасть у нас под ногами. Мы лишь с радостью подтвердим святую истину следующего гимна:

Не убоюсь грядущего суда;

Я праведен — кто обвинит меня?

Очищен кровию святой Твоей,

От всех грехов, проклятий и стыда.

«Да воззрят очи Твои на правоту». Верующие не ищут иного Судьи, кроме Бога, не желают избежать суда и не просят себе лицеприятного суда. Мы не рассчитываем на то, что Бог будет судить Своих возлюбленных пристрастно и откажется от соблюдения закона в нашем случае: мы ожидаем такого же суда, каким будут судимы все прочие люди. Однако благодаря крови и праведности Искупителя мы пройдем это испытание, оставшись целыми и невредимыми. Господь взвесит нас на весах праведности и не прибегнет ко лжи. Ради истины и праведности Он будет судить нам по тем же принципам, что и всех остальных людей. Но мы, имея благословенного Господа Иисуса Христа своей совершенной праведностью, не страшимся суда, ибо в нас не будет обнаружено никакого изъяна. Так и Давид считал свое дело столь беспроигрышным, что просто просил Господа призреть на него, будучи уверен, что справедливость Божья дарует ему все, в чем он нуждался.

3. «Ты испытал сердце мое». Подобно святому Петру, Давид привел следующий довод: «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Мы оказываемся в весьма выгодном положении, если можем обращаться к Господу одновременно как к Судье и как к свидетелю защиты. «Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу».

«Посетил меня ночью». Давид как бы сказал: «Господь, Ты пребываешь в доме моем постоянно и видишь меня, даже когда никого нет рядом. Ты посещал меня, когда Тебе того хотелось, Гебе известны все действия, совершенные мною втайне, и Ты знаешь, виновен ли я в преступлениях, в которых меня обвиняют». Блажен тот, кто помнит посещения всевидящего и вездесущего ока и черпает в этом утешение! Господь посещал и нас в ночи, и эти посещения были благословенны — так благословенны, что одно лишь воспоминание о них заставляет нас желать сладостного общения с Богом снова и снова. Господи, если мы лицемерили и лгали, разве могли бы мы общаться с Тобой столь близко, разве могли бы столь страстно жаждать Твоего присутствия?

«Искусил меня и ничего не нашел». Псалмопевец, конечно, имеет в виду лишь то, что Бог не нашел истинными обвинения клеветников. Ибо если бы Господь испытал огнем даже лучших святых, то отделившаяся от них скверна была бы поистине ужасным зрелищем, и им пришлось бы возносить много покаянных молитв. Опытные плавильщики сразу видят примеси в руде. Л когда главный Плавильщик скажет в последний день, что не нашел в нас ничего достойного осуждения, это будет славный час. «Они непорочны перед престолом Божиим». Когда Бог смотрит на нас через Главу завета, то не видит греха в Иакове и беззакония в Израиле. Даже всевидящее око не видит никакого изъяна там, где великий Заместитель, принесший себя в жертву, покрывает всех искупленных Своей красотой и совершенством.

«От мыслей моих не отступают уста мои». О, наши несчастные уста! Устам нашим необходима цель для того, чтобы они не переходили установленных границ. Немощи уст наших многочисленней, чем все болезни человеческого тела вместе взятые; кроме того, излечить их гораздо труднее. Руки и ноги можно связать, но кто может связать уста? На безумного можно надеть смирительную рубашку, но кто придумал цепь для языка? Укрощение львов или заклинание змей не идет ни в какое сравнение с искусством обуздания языка, ибо никто из людей не овладел им в совершенстве. Те, кто был оклеветан злыми языками, должны следить за собой с двойным вниманием. Возможно, именно эта мысль побудила псалмопевца заявить о своей святой решимости. Более того, он желал показать, что если он и защищал себя слишком рьяно, то сделал это ненамеренно, ибо желал, чтобы его мысли во всем гармонировали со сладостной и простой мелодией истины. Но несмотря на все это, Давид был оклеветан, и это доказывает, что даже полная невинность не избежит клеветы и бесчестия. Нет солнечного света без тени, и нет зрелого плода, который не поклевали бы птицы.

4. «В делах человеческих». Пока мы пребываем среди людей, их дела всегда будут у нас на виду, и в нашем дневнике нам придется отвести страничку с заглавием: «О делах человеческих». Души, оживотворенные Святым Духом, страстно желают очиститься от мертвых дел плоти. «По слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя». Давид шел прямой дорогой Писания, избегая кривых путей лжи. Если бы благодать Божья не употребляла Слово в качестве сдерживающего фактора, мы очень быстро стали бы подражать путям притеснителя. Эти пути часто искушают нас. У нас не раз возникало желание стать притеснителем, когда нас оскорбляли и в сердце поселялась обида, но мы не забывали пример Господа, который не испепелил Своих врагов, а кротко молился за них: «Отче! прости им». Все пути греха — пути сатанинские. Сатана — это Аполлион, или Аваддон, что значит «губитель». Безумны те, кто отдал свое сердце древнему человекоубийце, пообещавшему им золотые горы. Небесная Книга, Библия, часто пылящаяся на полках, — единственный путеводитель для тех, кто желает избежать манящих и завлекающих лабиринтов греха. Только она может сохранить неопытного странника от опасных путей. Нам придется сделать свой выбор: либо следовать книге жизни, либо путями смерти; либо Слову Божьему, либо нашептываниям лукавого. Давид доказывал свою искренность тем, что не имел части с нечестивыми, следовавшими гибельными путями. Можем ли мы обращаться к Богу и ожидать от Него защиты, если мы до сих пор так или иначе связаны с врагами великого Царя?

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. 6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

В горниле испытаний вести себя правильно очень непросто. Свече очень трудно хранить свое пламя, когда ее пытается задуть множество завистливых уст. Во времена скорби нам особенно нужна молитва, и мудрые люди прибегают к ней постоянно. Платон как-то сказал одному из своих учеников: «Когда другие говорят о тебе плохо, живи так, чтобы никто им не поверил». Хороший совет, однако Платон не сказал, как воплотить его в жизнь. Давид же не только дал совет, но и оставил пример. Если мы желаем обрести спасение, то должны взывать к Спасителю и заручиться Его божественной поддержкой.

5. «Утверди шаги мои» (в англ. — «удержи». — Примеч. ред.), подобно тому, как осторожный наездник придерживает лошадь при спуске с холма. В жизни нам приходится и бежать, и идти шагом. Ландшафт, по которому проходит наш путь, изменчив, но если Бог утверждает наши шаги, то нам не страшен ни темп ходьбы, ни неровность дороги. Тот, кто однажды выпал из седла и сильно ударился, прибегает к этой молитве с двойным усердием. После грехопадения Адама все мы нуждаемся в подкреплении, ибо ноги наши немощны. И мы должны прибегать к этой молитве каждый день. Если упал совершенный праотец, то его несовершенным сыновьям вообще нечем хвалиться.

«На путях Твоих». Убегая прочь от путей дьявола, псалмопевец молится о том, чтобы Господь утвердил Его на путях правды. Невозможно уклониться от зла, не прилепившись к добру. Если корзина не полна пшеницы, она скоро заполнится мякиной. Да укрепит нас Господь на прохождение святого поприща Своею благодатью!

«Да не колеблются стопы мои». Как? Разве могут поколебаться стопы наши на путях Господних? Воистину, да: дорога хороша, но стопы наши греховны, и потому колеблются даже на царских путях. Удивительно ли, что люди мира сего колеблются и падают на своих собственных путях, которые, подобно долине Сиддим, полны смертоносных смоляных ям? Человек может преткнуться как о заповедь, так и о соблазн. Иисус Христос сам является камнем преткновения, а учение о благодати стало соблазном для великого множества людей. Однако только благодать может укрепить нас на путях правды.

6. «К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже». Ты всегда слышишь меня, о Господь, и потому я ничуть не сомневаюсь, что снова могу приблизиться к Твоему жертвеннику. Опыт — благословенный учитель. Тот, кто испытал верность Господа в час нужды, с дерзновением возносит свои прошения к престолу благодати. Вифлеемский источник, из которого мы черпали живительную влагу столько лет, снова манит нас к себе, и мы ни за что не променяем его на разбитые водоемы этого мира.

«Боже, приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои». Приклонись с небес к самым устам моим, отдай мне все Свое внимание, подобно тому, как друг подходит ближе к другу, чтобы слышать каждое его слово. Таким образом, псалмопевец вернулся к своей первоначальной молитве и показал нам, что мы должны быть настойчивыми в молитве и взывать до тех пор, пока наши прошения не будут исполнены.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня 9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня: 10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю; 12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

7. «Яви дивную милость Твою». Яви нам милость дивную своей древностью, уникальностью, верностью и неизменностью, а главное — дивную своими чудесами. Давид взывает здесь к той дивной милости, которая искупила нас драгоценной кровью единородного Сына Божьего. Иногда эта милость сокрыта, и потому текст гласит: «Яви». Нет лучшего утешения для отчаявшихся сердец, чем ощущение божественной любви. Как же прекрасна эта молитва! Запомните ее хорошо. Господи, яви дивную милость Твою, яви ее моему разуму и удали из него невежество; яви ее моему сердцу и возроди в нем благодарность; яви ее моей вере и обнови мое упование; яви ее моей жизни и избавь от всех моих страхов. В оригинале здесь использовано слово, которое в псалме 4:4 переведено как «отделить». Иначе говоря, псалмопевец просит, чтобы Бог отделил самую лучшую из Своих милостей и ниспослал ее ему ныне, в час жесточайшей скорби.

«Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей». Имя, данное Господу в этом стихе, в высшей степени утешительно. Наш Бог — Бог спасения, Он всегда и неизменно спасает верующих. Он напрягает Свою святую мышцу, простирает десницу мудрости и могущества и спасает всех уповающих на Него от мала до велика. Блажен тот, чья вера стяжает всемогущую защиту небес! Благословен Господь, милостивый к недостойным грешникам, которые только и могут, что уповать на Его благодать! Святые ограждены от всякого зла всемогущей десницей Божьей. Ног никогда не стеснен в средствах: Ему достаточно одной руки, чтобы спасти уповающих на Него. Его рука может использовать инструмент, а может действовать сама.

8. «Храни меня, как зеницу ока». Нет ни одной части тела важнее, уязвимей и более оберегаемой, чем глаза. Но еще более нуждается в защите зеница ока, или, как называли ее евреи, дщерь ока. Премудрый Создатель поместил глаз в самое безопасное место. Он со всех сторон защищен скулами и надбровными дугами, так же, как Иерусалим защищен горами. Кроме того, великий Творец снабдил его множеством внутренних покровов, помимо бровей, век и ресниц. Вдобавок, Господь устроил так, чтобы каждый человек оберегал свои глаза. Мы быстро реагируем на опасность, и ни один член нашего тела не защищен надежнее глаза. Господь, храни меня, как зеницу ока, ибо я един с Иисусом Христом и являюсь членом Его мистического тела.

«В тени крыл Твоих укрой меня». Как птица прячет птенцов под крыльями, согревая их теплом своего сердца, так и Ты сокрой меня в тени крыл Своих, о милосердный Боже, ибо я — Твой сын, а Ты — совершенный Отец. В оригинале вторая часть этого стиха стоит в будущем времени, как бы указывая на то, что просимое автором мгновение назад непременно будет даровано ему. Настойчивые молитвы основаны на твердой уверенности.

9. «От лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня». Враги, от которых Давид искал спасения, были нечестивыми. Когда наши враги — враги Господа, тогда у нас появляется надежда на спасение. Враги Давида искали его погибели, и ничто другое не удовлетворило бы их. Враги душ наших не могут не желать нам смерти, ибо подвизающиеся против веры нашей жаждут лишить нас источника жизни. Смертные грехи — это наши смертные враги, каждый грех таит в себе смерть. Враги нападали на Давида, они опустошали его душу подобно тому, как армия захватчиков опустошает покоренные земли или как дикие звери разоряют фермы. Он сравнил себя с осажденным городом, сокрушаясь о том, что враг окружил его со всех сторон. Когда мы находимся в кольце кровожадных врагов, мы чувствуем сильное побуждение обращаться к Богу. Но ведь таково наше положение каждый день, ибо опасности и соблазны поджидают нас за каждым поворотом. Господи, избавь нас от всякого зла!

10. «Они заключились в туке своем». Роскошь и обжорство порождают тщеславие и ожесточение сердца. В результате сердце закрывается для всякого сострадания и разумных суждений. Как гласит древняя поговорка, где жирное брюхо, там и пустая голова. Но еще чаще обжорство опустошает сердце. Самые вредные сорняки растут в плодородной почве. Богатство и потворство похотям — это топливо, питающее огонь многих грехов. Двумя основными грехами Содома были гордыня и обжорство (Иез.16:49). Сытый сокол оставляет своего хозяина, и чем полнее луна, тем дальше она от солнца. Еглон был наглядным примером того, что тучность не сохранит человеку жизни, когда Бог ниспосылает ему разящее слово, проникающее в самые внутренности.

«Надменно говорят устами своими». Тот, кто восхищается собой, не может искренне восхищаться Господом. Огрубев от плотских удовольствий, нечестивец наполняет уста свои гордыми и надменными выражениями. Благополучие и тщеславие часто идут рука об руку. Но горе откормленному быку, мычащему на своего хозяина, ибо мясник уже точит свой нож.

11. «На всяком шагу нашем ныне окружают нас». Ярость нечестивых направлена против всех верующих, а не против одного. «Окружают нас». В своей ненасытной мести Аман был готов уничтожить всех евреев из-за одного Мардохея. Князь тьмы ненавидит всех святых из-за одного Господа Иисуса Христа. Господь — один из нас, и в этом наша надежда. Он — великий воин, и Он расчистит для нас путь, разогнав окруживших нас врагов. Ненависть сил зла ненасытна и могущественна, что видно из того, что они следят за каждым нашим шагом, ища, как бы застать нас врасплох. Если наши враги столь тщательно следят за нашими путями, сколь же более бдительными должны быть мы, чтобы не впасть в грех!

12. «Они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю». Трэпп весьма остроумно истолковал эту метафору. Он привел в пример быка, готового броситься на свою жертву. Перед нападением бык наклоняет голову вниз, а затем бросается вперед и в одном могучем порыве обрушивается на врага. Эта метафора, очевидно, указывает на жгучую ревность, с которой враги следили за каждым шагом праведных, как бы изучая их следы и желая обвинить их в каком-нибудь прошлом проступке, или же ища, куда лучше бросить камень, чтобы те могли преткнуться в будущем.

Едва ли львы прожорливей и ненасытней сатаны с его приспешниками, подвизающимися против сынов Божьих. Враг жаждет крови и прилагает все усилия, чтобы удовлетворить свой зверский аппетит. Мы же немощны и глупы, как овцы, но у нас есть Пастырь мудрый и сильный, который знает коварство львов и превосходит их силой. Поэтому не будем бояться, но будем пребывать в стаде. Вместе с тем нам надлежит опасаться затаившегося врага и не терять бдительности там, где мы чувствуем себя наиболее безопасно, дабы враг, воспользовавшись нашей беспечностью, не застал нас врасплох.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, 14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Гы наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

13. «Восстань, Господи». Чем яростней атака нечестивых, тем с большей ревностью молится Давид. Очи Его направлены только к Вседержителю, и он знает, что стоит только Богу подняться с престола, как дело будет сделано. Пусть лев обрушивает на нас всю свою силу — если Господь вступится за нас, то нам не нужна никакая иная защита. Когда Бог вступает в бой, исход битвы предрешен.

«Предупреди их». Перехитри врага и порази его. Да разрушатся его замыслы. Постыди его. «Низложи их». Повергни его наземь. Да опустится он на колени, как побежденный склоняется перед своим победителем. Какой великое зрелище — сатана, поверженный перед Господом славы! О благословенный день, гряди!

«Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим». Давид знал, что даже самые отпетые грешники и притеснители действуют согласно промыслу Божьему, и Господь использует их как карающий меч. Но что может сделать меч, если его не держит рука? Злонамеренные не смогли бы причинить нам никакого зла, если бы Господь не позволил им. Давид противопоставляет меч Господень мечу человеческому и человеческой помощи. Он уверен в том, что находится под покровительством небес.

14. Богословы полемизируют почти по каждому слову этого длинного стиха, ибо он весьма труден для понимания. По этой причине мы не будем вдаваться в тонкости перевода, а рассмотрим этот стих в том виде, в котором он содержится в нашей Библии.

«От людей — рукою Твоею» (в англ. — «от нечестивого, что есть меч Твой, от людей, что есть рука Твоя». — Примеч. ред.). В предыдущем стихе Давид назвал нечестивых мечом Господа, а теперь он говорит, что они есть сама рука Бога. Тем самым он выразил убеждение, что Бог мог так же легко пресечь беззаконие, как и поднять или опустить собственную руку. Господь никогда не поразит Свое дитя Своей рукой.

«От людей мира». От земляных червей. Не от людей грядущего мира, а от жителей этого бренного и преходящего мира, не имеющих надежды за пределами того клочка земли, по которому они ходят.

«Которых удел в этой жизни». Подобно блудному сыну, они получили свою часть наследия, не захотев ждать определенного Отцом времени. Подобно Жадности из книги «Путешествие пилигрима», они получили все хорошее вначале и несколько минут наслаждались им. Лютер всегда боялся, что его удел ограничится этим миром, поэтому часто раздавал деньги, полученные им в дар. Мы не можем иметь одновременно и землю и небо. Мудрецы всегда выбирают то, что долговечнее.

«Которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих». Они удовлетворяют свой плотский аппетит. Бог позволяет свиньям набить свое чрево рожками. Как щедрый человек всегда Просит своим псам кость, так и милостивый Господь дает Своим врагам достаточно, чтобы они могли быть довольными, да только они никогда не могут насытиться и хотят еще больше. Золото и серебро, сокрытые в тайниках земли, даются нечестивым щедро, поэтому они набивают чрево плотскими утехами. В конце концов, на каждой улице бывает праздник. Так и у нечестивых есть свой праздник — так им, по крайней мере, кажется. Но, Боже, как же скоро он кончается плачем!

«Сыновья их сыты». Они искренне надеялись, что их многочисленные потомки запишут их имена на страницах истории, и Бог позволил этому случиться. Они получили то, чего желало сердце их. Кажется, нет участи завиднее! Но так только кажется. «Сыновья их сыты и оставят остаток детям своим». Хотя они жили на широкую ногу и тратили много денег, они и детям оставили большое наследство. Ни в жизни, ни в смерти они не испытывали никакого недостатка, кроме недостатка благодати. Но этот недостаток оказался роковым. Удел их был завиден, пока длился краткий миг жизни — вечность же не входила в их планы. Они были экономны в мелочах, но расточительны в главном. Они хватались за настоящее, забыв о будущем. Сражаясь за шелуху, они выбросили орех. Как точно эти слова описывают некоторых благополучных торговцев и политиков! На первый взгляд, их жизнь прекрасна и желанна, однако по сравнению со славой будущего века, радости этих богатеев пусты и ничтожны. Я! Я! Я! Все их радости начинаются и кончаются собой. Но, Господи, какую же полноту даруешь Ты тем, для кого Ты и начало и конец! От всей заразы и вреда, которых можно набраться при соприкосновении с людьми этого мира, избавь нас, Боже!

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

«А я…» Я не завидую нечестивым и не жажду их радостей — я отчасти имею, а отчасти надеюсь на лучшую долю. Лицезреть Бога и преображаться этим видением в Его образ, и иметь участие в Его праведности — такова моя высшая цель. Эта надежда помогает мне с легким сердцем отказаться от земных утешений. Мое утешение грядет, я не ищу его на земле. На краткий мир я усну, но меня разбудит звук последней трубы, и я проснусь к вечной радости, ибо восстану преображенным в Твой образ, Бог мой и Царь мой! Благочестивые уже теперь могут в какой-то мере вкусить небесной славы, и это приглушает их священный голод. Но на самих небесах их ждет поистине великий пир! На фоне этого безмерного, невыразимого, вечного и преизобильного восторга, все радости земли — не более чем пламя свечи по сравнению с солнцем, не более чем капля дождя по сравнению с безбрежным океаном.

Советы проповедникам

Стих 1

Голос Иисуса, который есть наша праведность, и наш собственный голос. Поясните, что Бог слышит и тот, и другой голос. Обратите внимание на то, какой должна быть молитва согласно этому стиху: усердной, настойчивой, искренней и т. п.

Стих 2

«От Твоего лица суд мне да изыдет».

1. Когда он придет.

2. Кто готов предстать перед судом уже сейчас.

3. Как стать одним из этих людей.

Стих 3

«Ты испытал сердце мое». Металл, плавильня, плавильщик и т. п.

Стих 3

«Посетил меня ночью».

1. Великий гость.

2. Удостоенный чести человек.

3. Особое время посещения.

4. Живительные воспоминания о посещениях Господа.

5. Практический результат.

Стих 3 (вторая часть)

Грехи уст и как избежать их.

Стих 4

Широкий путь и окольные пути. Мир и грех. «Пути притеснителя» — примечательное наименование греха.

Стих 5

«Утверди».

1. Кто? «Ты».

2. Что? «Шаги мои».

3. Когда? Настоящее время.

4. Где? «На путях Твоих».

5. Зачем? «Да не колеблются».

Стих 5

Обратимся к примеру Давида и посмотрим, как он молился. «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои».

1. Обратите внимание на движение Давида. Он идет путями Господними. Вера не позволяет человеку сидеть, сложа руки. Он идет путями Господними. Они могут быть

а) путями заповедей,

б) путями откровений,

в) путями повелений.

2. Что заботило Давида, когда он шел путями Господними?

а) убеждения,

б) опасность,

в) слабость,

г) уверенность.

Стих 6

Два простых, но важных слова: «взываю», «услышишь». Две стороны: ничтожный «я» и великий «Боже». Два времени: настоящее «взываю» и будущее «услышишь». Две причины для удивления: наше нерадивое отношение к молитве и то, что Бог слышит наши недостойные молитвы.

Стих 7 (первая часть)

Давид жаждет явления дивной милости Господней.

Стих 8

Два выразительных символа нежности и заботы. Первый символ связан с идеей живого единства, как, например, между глазом и телом, а второй — с близкими взаимоотношениями, как между птицей и птенцами.

Стих 14

«От людей мира, которых удел в этой жизни». Кто они? Чем они обладают? Где они этим обладают? Что с ними будет?

Стих 15

Так рассуждает человек, который

1) знает, как хочет поступить, полон решимости, его поведение не зависит от мнения других;

2) процветает в этой жизни и имеет большое будущее;

3) является иудеем.

Стих 15

Взирать на лицо Господнее — значит

1) наслаждаться благоволением Божьим,

2) иметь близкое общение с Богом.

Стих 15

Тема: «Надежда на будущее блаженство».

1. Каков характер этих слов.

2. Какова их суть.

3. Что в них противопоставляется.

Стих 15

Видеть Бога и быть как Он — желание верующего.