82. Мольба о спасении народа

Заглавие

«Песнь. Псалом Асафа». Это последний псалом, в котором упоминается имя этого талантливого поэта. Поэт-патриот снова поет песнь о приближающейся войне, но не с бахвальством нечестивого, который воспринимает войну как веселое приключение. Асаф хорошо понимает, как опасны для Израиля сопредельные языческие страны, но душа его остается верной Господу Богу, и благословенный поэт призывает народ Божий к молитве. Данный псалом, скорее всего, написан тем Асафом, о котором говорится в 2Пар.20:14. В тексте псалма можно найти достаточно указаний на то, что этот псалом был написан во времена царя Иосафата. Раскол в стане враждебных Израилю народов, произошедший в пустыне Фекоя, не только положил конец их союзу, но и привел к взаимному уничтожению. Это в свою очередь ослабило врагов Израиля на долгие годы. Они мечтали стереть Израиль с лица земли, а уничтожили самих себя.

Композиция

В стихах 2—5 псалмопевец призывает Бога, в стихах 6—9 подробно описывает вражеский союз, в стихах 10—16 ревностно молится о поражении врага, в стихах 17—19 просит о явлении славы Божьей в победе над врагом.

Истолкование

2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже, 3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;5 сказали: «пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».

2. «Боже! Не премолчи». Господи, не безмолвствуй, ибо человек, враг Твой, неистовствует и шумит. Неужели Ты не ответишь? Скажи лишь слово, и спасен будет народ Твой. Говори же, Господи, и пусть все услышат голос Твой. «Не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже». Псалмопевец обращается к Богу, называя Его именем Эль, — Всемогущий Бог. Он призывает Его вступиться за страждущий народ, которому враги угрожают гибелью. Псалмопевец уповает только на Бога; он не просит о «смелом и храбром вожде» и не полагается на силу человека. Все его надежды в Господе, и он уверен, что вечная сила и божество способны преодолеть все препятствия.

3. «Ибо вот, враги Твои шумят». Нечестивцы не скупятся на слова и оглушительно лают, подобно собачьей своре. Они так уверены в том, что им удастся поглотить народ Божий, что говорят об этом как о свершившемся факте. «И ненавидящие Тебя подняли голову». Убежденные в своем превосходстве, они гордо превозносятся над своими врагами и считают, что победа уже у них в кармане. Враги Израиля — это одновременно и Божьи враги; псалмопевец описывает их во всех подробностях для того, чтобы придать своему ходатайству большую убедительность. Враги Церкви, как правило, тоже самодовольны, но вся гордыня их — словно медь звенящая или кимвал звучащий.

4. «Против народа Твоего составили коварный умысел». Враги наши умны, они составляют свои хитрые замыслы сообща. Они обсуждают цели и прорабатывают детали своего плана с хитростью и коварством. Злодеи, как правило, хладнокровны и умеют заранее составлять лукавые замыслы. Гордыня всегда тесно связана с хитростью и коварством, хотя и является чистым безумием. «И совещаются против хранимых Тобою». Избранные Господом пребывают в полной безопасности. Враги, впрочем, думают иначе, и потому замышляют зло против праведных. Однако навредить народу, хранимому Господом, так же трудно, как навредить серафиму, пребывающему у престола Божьего.

5. «Сказали: пойдем и истребим их из народов». Легко сказать, но трудно сделать. Так или иначе, мы видим, что враги Церкви изо всех сил стремятся уничтожить избранных Божьих. Их цель — полное истребление святого народа. «Чтобы не вспоминалось более имя Израиля». Враги жаждали не только уничтожить Израиль, но и вычеркнуть его имя из книги истории. Зло не может выносить добро. Даже если бы Израиль оставил Эдом в покое, тот все равно не успокоился бы. Он во всем подобен своему прародителю, который гнал избранника Божьего. Грешники с превеликим удовольствием стерли бы Церковь с лица земли, поскольку она обличает их беззаконие и все время грозит разрушить их плотскую безмятежность.

6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз: 7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.

6. «Сговорились единодушно». Злодеи всегда находят общий язык и совместно строят планы по истреблению праведных. Они как будто движимы единой злой волей, возбуждающей в них ненависть к избранному народу и их Богу. «Заключили против Тебя союз». Нанося удар по народу Божьему, они целят в самого Бога. Они заключают союз, закрепляют его кровью и решают выступить против всемогущего Бога единым войском.

7. «Селения Едомовы». Эдом был самым близким родственником Израиля и самым лютым его врагом. Основатель этого народа, Исав, отказался от своего первородства, и теперь его потомки ненавидели того, кому оно досталось. Эдомиты оставили свои каменные жилища и разбили военные шатры на территории Израиля (2Пар.28:17). «И Измаильтяне». В их жилах текла кровь гонителя народа Божьего. Они были олицетворением древней вражды между сыном рабы и сыном свободной. «Моав». Рожденный в результате кровосмешения, Моав также был близким родственником Израиля и ненавидел его такой же лютой ненавистью. Едва ли праведный Лот мог себе представить, что его потомки будут злейшими врагами наследников его дяди Авраама. «И Агаряне». Возможно, речь идет о сыновьях Агари от второго мужа. Но кем бы они ни были, свои усилия они направили не в то русло, ибо ополчились на избранный Богом народ. Потомки Агари и все прочие народы, живущие вокруг горы Синай, суть сыновья и дочери рабства. Именно поэтому они ненавидят наследников обещания.

8. «Гевал». Гевал, очевидно, был ближайшим родственников Эдома, хотя в области Тира и Сидона тоже был Гевал. «И Аммон и Амалик». Между этими народами и Израилем уже много веков существовала родовая вражда. Оба этих народа были подобны хищным и беспощадным волкам. Да будут имена их навек покрыты несмываемым позором; имя им — легион, ибо их много. Бедный, несчастный Израиль, как же ты устоишь против такого множества врагов? Но были и другие враги. «Филистимляне» таили вражду на Израиль еще с древности. Именно они ослепили Самсона и захватили ковчег Господень. Прежние друзья стали непримиримыми врагами. Зодчие, воздвигнувшие храм Господень, а именно «жители Тира», жаждали разрушить творение своих же рук. Они были продажными наемниками, и им было все равно, против кого воевать. Главное — урвать себе большой кусок добычи. Истинная вера влияет на деятельность торговцев и ремесленников и не позволяет им наживаться на людях сверх меры. За это они ненавидят Церковь и жаждут ее гибели.

9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.

12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,13 которые говорили: «возьмем себе во владение селения Божии».

14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром. 15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение.

9. «И Ассур пристал к ним». В те времена Ассирия становилась могущественной державой и жаждала новых земель; более того, она готова была на любое злодейство ради достижения своих целей. Какая разношерстная толпа ополчилась против Израиля! Военный союз против Израиля был привлекателен для многих народов — они объединялись с большой охотой. Если дело касается распятия Иисуса Христа, Ирод и Пилат становятся друзьями. «Они стали мышцею для сынов Лотовых». Все эти народы стали оказывать поддержку самым злобным врагам Израиля — Моаву и Аммону. Они превосходили числом войско израильское в десять раз, однако все равно потерпели поражение. Израиль существует по сей день, тогда как его многочисленные враги канули в Лету со всем своим могуществом и великолепием.

«Селах». Когда народ находится в опасности, он не должен спешить. Чтобы остановиться, необходима вера; торопливость же присуща неверию.

10. «Сделай им то же, что Мадиаму». Верующее сердце радуется, когда вспоминает о чудесных благословениях прошлого, и напоминает о них Господу. В данном случае Асаф вспомнил об историческом событии, которое было очень похоже на их ситуацию: тогда враги Израиля тоже были исполнены злобы и сам народ находился в тяжелом положении. Мадиам пал, и псалмопевец верил, что и нынешних врагов Израиля ожидает подобная участь. «Что Сисаре, что Иавину у потока Киссона». Войска Сисары и Иавина были сметены бурным потоком Киссоном. Это было уже вторым спасительным вмешательством Господа в действия объединившихся врагов Израиля. По воле Господа даже мелкий ручей может стать смертоносной пучиной. Для Иавина Киссон стал тем же, что Чермное море стало для фараона. Господу не составляет никакого труда поразить Своих врагов. Господь Бог Гедеона и Барака, неужели Ты не вступишься за наследие Свое и не отомстишь его кровожадным врагам?

11. «Которые истреблены в Аендоре». Именно там Господь нанес нечестивым язычникам полный разгром. В Аендоре вся земля была усеяна трупами нечестивцев. «Сделались навозом для земли». Вражеские войска удобрили землю своими мертвыми телами и сделали ее плодородной. Война всегда жестока и беспощадна, но в этом случае отмщение Господа было более чем справедливым. Отказавшие Израилю в пяди земли не удостоились даже чести погребения. Они почитали народ Божий за ничто, но сами стали навозом. Асаф просил Господа точно так же поступить и с нынешними врагами Израиля. Молитва его была пророческой, поскольку Господь именно так и сделал.

12. «Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом». Порази как простолюдинов, так и князей; не дай вождям выйти сухими из воды! Как Орив был убит у скалы и как Зив был умерщвлен у точила, так порази врагов израильских, Господи, где бы Ты их ни настиг. В гордыне своей они называли себя воронами и волками, так пусть же их постигнет участь диких зверей.

«И со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом». Эти князья притязали на царствование, но Гедеон захватил и убил их. Зевей был принесен в жертву, а Салман сошел в страну теней, от которой заимствовал свое имя. Ради правды и истины псалмопевец молил Бога поступить с врагами Израиля точно так же, как Он поступил с четырьмя вышеупомянутыми злодеями.

13. «Которые говорили: возьмем себе во владение селения Божии». Алчные грабители считали, что храм и жилища израильтян принадлежат Богу, они решили изгнать их обитателей, предать их мечу и самим сделаться полноправными хозяевами захваченных городов. Какими бы темными ни были их замыслы, какими бы грандиозными ни были их притязания, Господу ничего не стоило разрушить и то, и другое. Что толку говорить, что возьмем, если Господь все равно не дает? Расхитители святынь в конце концов обнаружат, что их новые жилища прокляты Господом, и проклятье это будет преследовать их и детей их всю вечность. Можно ли человеку обкрадывать Бога? Что ж, пусть попробует. Едва ли это дело окажется ему по плечу.

14. «Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре». Да не знают они покоя; пусть они вертятся и крутятся, словно пыль, захваченная смерчем. Господи, спутай мысли их, чтобы они вечно блуждали и не могли обрести покоя. Изгони их от лица нашего, «как солому перед ветром». Рассей их, настигни их Своим жезлом и ввергни в погибель. Каждый патриот молится так о врагах, вторгшихся в его страну, и он был бы последним предателем, если бы этого не делал.

15. «Как огонь сжигает лес». За много лет своего существования земля израильская покрылась толстым ковром из сухих листьев, который мог загореться от любой искры. Когда это случалось, горела вся земля. Огонь пожирал сухой валежник, заросли папоротника, кустарники, большие деревья, земля раскалялась докрасна, словно железо в доменной печи. Господь, сожги врагов Своих так же, как огонь сжигает лес. «И как пламя опаляет горы». Поросшие лесами горные склоны полыхают как великая жертва, и деревья на вершинах возносят к небесам свои благовонные курения. Господи, как ужасен Ты в гневе и какое сокрушительное поражение наносишь Ты врагам Израиля!

16. «Так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение». Господь погонит вражеское войско. Он приведет их в полное смятение, и, объятые отчаяньем, они обратятся в бегство.

Как свидетельствует молитва данного псалма, именно это Господь сотворил для раба Своего Иосафата. Точно так же Он придет на помощь и всем избранникам Своим.

17 Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи! 18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут, 19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.

17. «Исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!» Стыд часто отвращал народ от идолов и заставлял их искать Господа. На врагов Божьих это чувство не часто оказывает такое воздействие, но святой люд неизменно возвращается к Господу и оставляет свои блуждания, когда лица их покрываются краской стыда. Милость Господня смиряет их гордыню, а благодать внушает им чувство стыда, и они возвращаются к истинному поклонению и славят Господа-избавителя.

18. Когда, несмотря на все действия со стороны Бога, народ продолжал упорствовать в грехах, наступало время для справедливого отмщения. «Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут». Мог ли Господь поступить иначе? Он никогда не отдал бы Израиль на растерзание волкам, и потому должен был покончить с ними раз и навсегда. Что может быть ужасней, чем вечное смятение? Все их коварные замыслы низвергнуты, надежды постыжены, тела и души полны мучений и отчаянья. Сохрани, Господи, души наши от столь позорного конца.

19. «И да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею». Все язычники вынуждены будут признать величие Господа, когда увидят Его бесспорное превосходство над многочисленными врагами, объединившимися против Израиля. «И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали, что сам Господь воевал против врагов Израиля» (2Пар.20:29). Господь — Всевышний над всею землей. Тот, кто есть неиссякаемый источник жизни, непременно должен быть выше всех. Земля — лишь подножие ног Его. Безбожники не желают верить в это, но иногда чудесные деяния Господни приводят даже самых ожесточенных грешников к истинному поклонению. Волнующие строки этого псалма провели нас от сетований и печали к благоговейному восторгу. Наши молитвы должны приводить к такому же результату.

Всенародное бедствие помогло израильскому поэту достичь вершины своего творчества: его описания горестей, молитв и надежд народа повергают в трепет. Сокровища священной литературы собирались в бедах и скорбях. Как щедро одаривают нас страдания!

Советы проповедникам

Стих 2. Долгое молчание Господа. Причины молчания. Почему мы хотим, чтобы оно прекратилось.

Стих 4. «Хранимые».

1. Хранимые в своей новой природе, которая есть загадка для мира.

2. Хранимые от опасности, как драгоценность.

3. Хранимые от тревог и волнений.

Стих 5. Бессмертие Церкви.

Стих 6. Вражеский союз против святых.

Стихи 14—16. Непостоянство, озабоченность и несостоятельность нечестивых. Они приходят в ужас, когда Бог поступает с ними по справедливости.

Стих 17. Молитва за папу римского и его прелатов.

Стих 18. Справедливая участь гонителей и смутьянов.

Стих 19. Золотой урок. Кто ее преподает? Как? Кому? С чьей помощью?