108. Псалом проклятий

Заглавие

«Начальнику хора». Хотя псалом, несомненно, предназначался для богослужений, очень трудно представить себе все священное собрание поющим эти строки. Дух Ветхого Завета нелегко сочетается с христианским духом, и этим словам трудно придать евангельский смысл. Логично предположить, что иудеям было непросто произносить эти суровые проклятия, не испытывая при этом жажды мести, которая совершенно неуместна, когда человек преклоняется пред престолом Божьим. Как в ветхозаветную, так и в новозаветную эпоху целью богослужения не может быть возбуждение чувства мести. Поэтому стоит с самого начала заметить, что истолкование этого псалма, написанного для богослужений, представляет собой трудную задачу, которую можно разрешить, только пребывая в духе детской простоты.

«Псалом Давида». Этот псалом не является ни серией проклятий, вырвавшихся из уст злобного человеконенавистника, ни излиянием горьких чувств, навеянных духом мщения. Мы знаем, что Давид не убивал тех, кто жаждал его смерти, и нередко прощал тех, кто поступал с ним бесчестно. Следовательно, эти строки нельзя читать с чувством злобы и мстительности в сердце, сыну Иессееву не было свойственно ни то ни другое. Молитва этого псалма — прошение о проклятии — была записана человеком отважным в сражениях и одновременно чутким и восприимчивым к музыке. Псалом обращен к Богу, а значит, его нельзя считать ругательствами разгневанного Давида.

Если только не будет доказано, что религия Ветхого Завета не была всецело жестокой, суровой и беспощадной, а также, что Давид был человеком злобного и мстительного нрава, мы не можем заключить, что псалом 108 представляет собой то, что один писатель назвал «безжалостной ненавистью, жаждой мести в чистом виде». Что касается меня, то я не соглашусь с данным толкованием ни на долю секунды. Но как же тогда понимать эти сильные выражения? Перед нами одно из самых малопонятных мест в Писании, строки, которые невозможно читать без трепета. Но, как бы там ни было, псалом является частью божественного откровения, и потому нам не пристало относиться к нему с осуждением. Напротив, мы должны прислушаться к тому, что Господь хочет нам через него сказать.

В Деян.1:20 Петр отнес эти строки на счет Иуды. Но кто посмеет утверждать, что эти ругательства вышли из уст Господа нашего в те страшные мгновения, когда Он претерпевал Свой крест? Такие слова не могли бы быть произнесены Агнцем Божьим, который перед стригущими Его был безгласен (Ис.53:7). Некоторые считают, что приписывать Господу эти строки — признак особой набожности, однако, с моей точки зрения, именно святость не позволяет нам этого сделать.

Композиция

В стихах 1—5 Давид смиренно просит Господа избавить его от бессовестных и коварных врагов. В стихах 6—20, исполнившись пророческого гнева, Давид произносит проклятия на голову своих врагов. В стихах 21—31 Давид возобновляет общение с Богом в молитве и славословиях.

Стихи с шестого по двадцатый, представляющие собой основную трудность для толкователей Псалтири, следует воспринимать не как слова личной ненависти к заклятым врагам, а как пророческое осуждение греха или как яркое описание «сына погибели». Каждый из нас готов молиться за обращение наших злейших врагов — так же, как Давид. Однако, когда враги Божьи неисправимы, мы не можем желать им блага. Напротив, мы жаждем их скорейшего низложения и погибели. Даже кроткие и незлобивые люди, и те горят негодованием, когда слышат о коварных злоумышленниках, ищущих погибели невинным и притесняющих беспомощных сирот, о жестокостях и о чудовищной неблагодарности по отношению к добрым и хорошим людям. Проклинающий нечестивца не менее добродетелен, чем благословляющий праведника. Конечно, мы желаем добра всем без исключения. Но именно поэтому мы иногда негодуем на тех бездушных злодеев, которые попирают все справедливые законы и все нормы человеческой морали.

Истолкование

1 Боже хвалы моей! не премолчи,2 ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;3 отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;4 за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь;5 воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.

1. «Боже хвалы моей! не премолчи». Не молчи, Господи, когда враги мои открывают свои уста. Прерви Свое священное молчание и загради уста тех, кто клевещет на меня. Таков вопль человека, всем сердцем уповающего на Господа и пребывающего с Ним в близком и доверительном общении. Все, что ему нужно, это слово от Господа. Верующий не нуждается ни в чем другом. Защити мою честь и сохрани мою хвалу, Господи, ибо Тебя славит душа моя. «Готово сердце мое, Боже; буду петь и воспевать во славе моей», — говорил Давид в предыдущем псалме, а теперь взывает к Тому, кому были посвящены его гимны. Если мы ставим своей целью возвеличить Господа, то Господь возвеличит нас. Он сохранит наше доброе имя, если мы будем всем сердцем искать Его славы. Если мы живем ради славы Божьей, то скоро сами будем прославлены Господом.

2. «Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные». Когда нечестивцы отверзают уста для злоречия, у нас достаточно оснований опасаться их острых языков. Но когда они лгут, это худшее из зол. Кто может знать, что в следующий момент выйдет из лживых и коварных уст? Только тот, кому выпало стать их жертвой, может до конца понять весь ужас клеветы. Во всем арсенале сатаны нет оружия опаснее злых языков. Когда наше доброе имя чернится бессовестной клеветой, мы испытываем невыразимую боль. Нечестивцы отверзают свои грязные уста, и никто не может избежать их злоречий. «Говорят со мною языком лживым». Лживые языки никогда не молчат. Они не желают клеветать на злых и нечестивых, их цель — чернить непорочных святых. Вот достаточный повод для молитвы. Под напором клеветы сердце человека изнемогает. Мы никогда не знаем, что будет сказано о нас завтра, кто из друзей отвернется от нас в следующий момент, какая беда обрушится на нас через мгновение и какое зло подстерегает нас за следующим углом. В воздухе носятся намеки и толки, которых никто не высказывает вслух. Душа человека содрогается при мысли о невидимых врагах и незримых стрелах. Что может быть хуже, чем страдать от клевещущих языков?

3. «Отвсюду окружают меня словами ненависти». Враги окружили его ложью, незаслуженными упреками, обвинениями и презрением. Псалмопевец постоянно слышал вокруг себя их нескончаемую клевету — злобные шепот, намеки, насмешки и открытые обвинения. Каждое их слово было исполнено яда, как бочонок, доверху наполненный вином. Все, что произносили их уста, было чистым зубоскальством. «Вооружаются против меня без причины». Он не наносил им обид и не причинял им вреда; они же сделали все, чтобы лишить его мира и покоя. От этого их оскорбления были только больнее.

4. «За любовь мою они враждуют на меня». Они ненавидят меня за то, что я люблю их. Один из английских поэтов сказал об Иисусе Христе: «Повинен в излишней любви». Единственной провинностью Христа был преизбыток любви. Вероятно, слова этой печальной молитвы не сходили с уст Господа нашего, ведь Он был более всех остальных ненавидим без причины. За любовь враги платили Ему враждой. Как это ужасно — получать ненависть вместо заслуженной благодарности, быть ненавидимым теми, кого ты любишь, терпеть презрение за любовь! Чуткая душа псалмопевца тяжело переносила эти жестокие страдания. «А я молюсь». Это все, что он делал. Он слился с молитвой, так же как они слились с ненавистью. Таков был его ответ на нападки врагов. Просьбу о восстановлении справедливости он направил к праведному Судье. Только настоящая храбрость может позволить человеку не отвечать на клевету врагов, а обратиться за помощью непосредственно к Господу. «Тот достоин уважения, кто живет посреди клеветников, но не отвечает на их обвинения».

5. «Воздают мне за добро злом, за любовь моюненавистью». Отвечать злом за добро — значит поступать по-дьявольски. Именно так действует сатана и все его дети, подражающие своему отцу с ненасытимостью. Их ужасная жестокость поражает человека в самое сердце. Когда человек мстит за зло, он, по крайней мере, ищет справедливости, но что можно сказать о том, кто возвращает злом за то, за что нужно платить добром? Господь наш терпел такое отношение всю Свою земную жизнь, а члены Его Тела до сих пор подвергаются вопиющей несправедливости.

Мы видим перед собой безобидного и невинного человека, изливающего Богу свои сетования. Он поднимается с колен, ощущая в себе прилив пророческой энергии, и с готовностью возвещает нечестивцам грядущий суд. Он глаголет как строгий Судья, как ангел смерти, облаченный в ризы правосудия, как меч, обнаженный для отмщения. Пророчества его относятся не столько к нему самому, сколько ко всем обиженным и обездоленным. Давид говорил от лица всех, кто когда-либо просил у Бога справедливости. Душа его кричала от боли, и он не церемонился в выражениях. Быть равнодушным к неприкрытой злобе — значит проявлять ненависть к человечеству. Защищать кровопийц — все равно что проявлять жестокосердие к бедным и угнетенным. Любовь, истина и сострадание побуждают человека возносить свои сетования Господу и просить его о восстановлении справедливости всем униженным и слабым. Те, кто относится к благости как к преступлению, те, для кого невинность — повод для ненависти и вражды, заслуживают самого сурового наказания от Господа, покровительствующего всем бедным и нищим. Отмщение принадлежит Богу (Рим. 12:19). Если бы зло никогда не наказывалось, для мира это было бы сущим бедствием. Какое благословение, что Господь воздает всем жестоким нечестивцам за совершенное ими зло! Бывают моменты, когда благочестивому человеку необходимо молиться об этом благословении. Когда Судья всей земли грозит злодеям и отступникам отмщением, добродетельное сердце говорит «аминь». Да будет так, скажут все праведные.

6 Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.7 Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех;8 да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;9 дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою; 10 да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; 11 да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его;12 да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его;13 да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде;14 да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; 15 да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле,16 за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; 17 возлюбил проклятие,— оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него;18 да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его;19 да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.20 Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!

6. «Поставь над ним нечестивого». Можно ли представить себе худшее наказание? Гордец не потерпит рядом с собой другого гордеца, а тиран не вынесет над собой власти другого тирана. Даже на праведных владычество нечестивых ложится тяжелым бременем, те же, чьи сердца полны зависти и честолюбивых амбиций, становятся презренными рабами, когда ими начинают управлять такие же злодеи, как они. Если бы Господь поставил над Иродом еще одного Ирода, для первого это было бы сущим адом, однако справедливей возмездия трудно было бы себе представить. Может ли нечестивец сетовать на то, что им управляет такой же нечестивец, как он? Может ли он ожидать, что его правитель будет от него отличаться? Кто не прославит справедливость Божью, видя, что жестокими римлянами правят Тиберий и Нерон? «И диавол да станет одесную его». Подобное притягивает подобное. Отец всякой лжи не может не встать рядом со своими детьми. Может ли у тех, кто ненавидит праведных, быть иной лучший друг, чем заклятый враг рода человеческого? Как бы ужасно ни было это проклятие, оно вполне справедливо. Служащие дьяволу вполне могут рассчитывать на то, что их покровитель будет их неизменным спутником, и что они примут не только его помощь и искушения, но и его участь.

7. «Когда будет судиться, да выйдет виновным». Он судил и осуждал других самым бессовестным образом и не отпускал на свободу даже невинных, а посему было бы великой несправедливостью, если бы великий Судья не признал его достойным осуждения. Кто согласился бы отпустить на свободу беспощадного Нерона или жестокого Калигулу, сняв с них справедливые обвинения? Кто пожелал бы мстительному Шейлоку, идущему на суд, всего самого доброго? «И молитва его да будет в грех». Молитва нечестивого сама по себе грех, Господь да осудит его за подобную дерзость! Всем, кто пострадал от рук безжалостных злодеев, покажется ужасным тот факт, что их обидчики могут возносить Богу лицемерные молитвы. Посему они просят Бога не отвечать на них, а, напротив, вменить их в грех. Присвоивший жилище вдовы молится Богу! Предавший смерти Навуфея и забравший принадлежавший ему виноградник обращается с просьбами к Всевышнему (3Цар.21:1—9)! Предавший мечу целые селения и обагривший руки в крови женщин и детей дает обеты Аллаху! Проклят всякий, кто не считает подобные молитвы мерзостью в очах Господа и вопиющим грехом! Кто запрещает другим молиться под страхом смерти, тот сам будет осужден за свои молитвы. Когда же он наконец осознает свою нужду в милости, Господь воспримет его мольбы как богохульство. «За то, что он не думал оказывать милость», Господь всякой милости забудет о нем, а его вопли о спасении будут почитаться кощунством.

8. «Да будут дни его кратки». Кто хочет, чтобы тиран жил долго? Это все равно, что желать долголетия бешеному псу. Если злодей доставляет миру одни неприятности, то, чем короче дни его жизни, тем больше в мире будет спокойствия. «Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих». Так велит справедливость, однако для бедных и угнетенных это величайшая милость. «И достоинство его да возьмет другой». Кто знает, быть может, на его место придет другой, более достойный человек. Так или иначе, пришло время перемен. Иудеи считали эти строки подтверждением того факта, что кара Господня в конце концов настигает всех предателей, и потому Петр, видя внезапную смерть Иуды, заключил, что она постигла его во исполнение древнего пророчества, и потому было решено избрать ему преемника (Деян. 1:25). Положение как таковое не становится хуже оттого, что его занимает плохой человек. Вполне вероятно, что на его место придет другой и будет пользоваться им во благо.

9. «Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою». И то и другое является неизбежным следствием кончины нечестивца, однако псалмопевец делает на этом особый акцент. Он хотел бы, чтобы вдова нечестивца была «истинной вдовицей» и чтобы его детей постигла безотрадная участь сирот, лишенных всякого общения и утешения. Видя естественные последствия гибели нечестивого, Давид просил Бога сделать их частью уготованной ему кары. Скольких детей он сделал сиротами! Так стоит ли сокрушаться по поводу того, что это зло возвращается в его же собственный дом?

Жалеть и миловать нужно сирот и вдов, что же касается отцов, виновных в совершении жестокостей, то они сами лишают себя всякой жалости. Кто станет плакать оттого, что дети фараона стали сиротами, или оттого, что жена Сеннахирима стала вдовой? Меч Агага разлучал женщин с их детьми, а потому никто не стал сокрушаться, когда меч Самуила отнял его у матери. Кара Господня настигла Ирода после того, как он лишил жизни сотни невинных младенцев Вифлеема, а потому никто не стал плакать, когда его жена стала вдовой.

Что касается всех этих ужасных проклятий, то произносить их следует не простым людям, а судьям, которые подобно Давиду были наделены властью карать врагов Бога и человека. Мы знаем, что судья осуждает преступника на смерть вне зависимости от того, что будет с его семьей. Судья не испытывает никакой личной неприязни к виновному, и все его действия сводятся исключительно к отправлению правосудия, поскольку зло должно быть наказано. Конечно, проклятия, произнесенные Давидом слишком суровы, чтобы быть только беспристрастным правосудием, однако не стоит также забывать, что безжалостный злодей не должен избежать проклятия. Проявляющие малодушную благосклонность ко всем без исключения потворствуют растлению нынешнего века. Они ищут спасения для проклятых и даже молятся за обращение дьявола. Если бы они меньше сочувствовали злу и больше узнавали мысли Божьи, то, несомненно, были более строгими и благоразумными людьми. Лучше соглашаться с Божьими проклятиями, чем с дьявольскими благословениями. Когда сердца наши не принимают устрашений Господа, это знак того, что им необходимо смирение и покаяние.

10. «Да скитаются дети его и нищенствуют». Да не будет у них ни дома, ни хозяйства, и да скитаются они по миру без пищи и крова. Блуждая по дорогам мира, пусть они никогда не забывают дом отца своего, лежащий в руинах. «И просят хлеба из развалин своих». Как часто род деспотов становится родом бездомных бродяг! За злоупотребление властью и богатством такие семьи становятся предметом презрения у всего народа. Впрочем, подобное проклятие было бы справедливым лишь в том случае, если бы их грех заключался в пролитии невинной крови. История провидения Божьего, которое в конечном счете есть не что иное, как совершенная справедливость, изобилует свидетельствами о буквальном исполнении этого проклятия.

Читая эти строки, я вынужден признать, что только крепкая вера и истинное благочестие могут позволить человеку принять эти проклятия как богодухновенное откровение. Впрочем, такое упражнение весьма полезно для души: оно помогает ей осознать масштабы собственного невежества и проверяет ее способность к учению. Воистину, Святой Дух, мы веруем в то, что эти страшные слова, от которых мы в ужасе отшатываемся, вполне сочетаются с характером Судьи всей земли, имя которому Любовь. Почему это так, будет открыто нам позднее.

11. «Да захватит заимодавец все, что есть у него». Вот уж действительно бедствие! Кто хоть раз впадал в руки безжалостных кредиторов, тот знает, что это такое. Мухе и той отраднее в лапах наука. Кредитор отбирает имущество у своего должника медленно, но верно, и не отпускает свою беспомощную жертву до тех пор, пока у нее не остается за душой ни гроша. Он кладет приманку, внимательно за ней наблюдает, ловко заманивает жертву в свои сети и с помощью законных средств осуществляет свои незаконные махинации. Поймав свою птицу, алчный охотник ощипывает ее с ног до головы, не заботясь о том, что будет с ней дальше. Он грабит под полной защитой закона и обирает с полного ведома судей. Попасть в лапы бессердечных заимодавцев гораздо хуже, чем оказаться в логове разбойников. «И чужие да расхитят труд его», дабы потомство его не получило никакого наследства. Попав в руки кредиторов и сторонних расхитителей, имение такого человека исчезает в считанные часы. Овладев его состоянием, известные заимодавцы и неизвестные расхитители растаскивают его до нитки. Впрочем, это более чем справедливо, ибо нечестивец получил свое богатство незаконным образом. Проклятие этих строк нисходит на нечестивцев весьма часто. Богатство, собранное неправедным путем, редко переживает три поколения. Добытое нечестным путем, оно расхищается точно так же. Возразит ли кто-нибудь против такой справедливости? Что касается жертв нечестия и мошенничества, то они едва ли станут возражать против возмездия, обрушивающегося на голову злодеев. Свидетели грабительств и жестокого обращения также не станут прекословить Господу, воздающему за злые пути уже в этой жизни.

12. «Да не будет сострадающего ему». Злодей не оказывал милости никому — напротив, он губил всякого, обращавшегося к нему за помощью. А посему справедливый Господь, взвесив его беззаконие на весах, хоть и с неохотой, но вынес ему обвинительный вердикт и поразил нечестивца его же оружием. «Да не будет милующего сирот его». Как ужасно видеть детей, на которых переходит проклятие отцов, но такова жизнь: дети всегда страдают за грехи родителей. Так будет до скончания мира. Связь между детьми и родителями слишком прочна. Конечно, никто не хочет, чтобы бедные сироты страдали за грехи своего умершего отца. Однако это происходит, и вовсе не потому, что Бог несправедлив. Когда отцы совершают свои грехи, они делают это для того, чтобы их дети также владели неправедным богатством или титулом. Таким образом, если позволить детям процветать, это поощрит их к беззаконию. По этой и по ряду других причин никто не умирает за свой грех в одиночку. Если бы отцы были невиновны, то переход проклятия на их детей был бы вопиющей несправедливостью. Если бы грехи отцов были просто ошибками или промахами, то страдания, переходящие на детей, были бы слишком суровым наказанием. Но когда беззакония злодея наполняют небеса небес омерзительным зловонием, стоит ли удивляться, что Господь предает весь его дом вечному позору?

13. «Да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде». Пусть они исчезнут с лица земли, и пусть память о них изгладится, дабы никто никогда не вспоминал о существовании столь неверного и развращенного рода. Хотели бы вы, чтобы род Домициана или Юлия Цезаря продолжился вечно? Кто стал бы горевать, если бы потомство Томаса Пейна или Вольтера кануло в лету? Едва ли кто захочет, чтобы дети кровожадных и жестоких тиранов были в чести. Если бы было так, память о грехах, совершенных их отцами, не изгладилась бы вечно.

14. Этот стих, пожалуй, самый ужасный из всех, но дети действительно наказываются за беззакония своих родителей и часто сами являются тем средством, через которое это наказание приходит. Плохой сын напоминает окружающим о грехах его отца. О нем говорят: «Он весь в отца. Яблоко от яблони недалеко падает». Грехи матери также узнаются в недостойном поведении дочери. О ней говорят: «Неудивительно, что она такая, вспомните ее мать». Все это мы слышим каждый день. И хотя я полностью согласен со справедливостью данного проклятия, я едва ли могу объяснить, почему это справедливо, и потому с нетерпением жду того момента, когда Небесный Отец соблаговолит нас просветить.

15. Снова псалмопевец просит Господа о том, чтобы грехи отцов, великих беззаконников, достигли в их детях полной меры, и чтобы весь их род был истреблен за множество тяжких преступлений. Такое желание вполне могло возникнуть у царя, желавшего очистить свою страну от преступных кланов, равно как и у святого, страдающего от руки притеснителя. В целом рассматриваемый нами фрагмент весьма туманен и неоднозначен, и потому лучше оставить его таким, какой он есть. Слова, сказанные Давидом, богодухновенны, а иначе их бы здесь не было. Но как их понимать, мы не знаем. Впрочем, должны ли мы понимать все? Быть может, гораздо лучше проявить смирение и воздать славу Богу даже за непонятный нам текст Писания, чем стараться проникнуть во все тайны?

16. «За то, что он не думал оказывать милость», Судья всей земли не забудет ни один из его грехов. Нечестивец и не помышлял о том, как оказывать милость; он лишился самого главного, что есть в человеке — человечности. Те, кто утратили способность сострадать, заслуживают того, чтобы с ними поступали только по справедливости. «Но преследовал человека бедного и нищего». Для него бедные и нищие были досадной помехой, не более. Он втоптал их в грязь, перестал достойно оплачивать их труд и тем самым засвидетельствовал свое презрение. Разве не должен Господь отплатить ему той же монетой? Все, кто знал его, были возмущены его зверствами, а потому его гибель не могла не вызвать у них радости и ликования. «И сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его». Злодей испытывал ненависть даже к тем, кто и так был сокрушен сердцем. Нападать на таких людей — невероятная жестокость. Но сердце злодея никогда не сочувствовало горю, чужая бедность никогда не вызывала в нем жалости. Он, не задумываясь, губил сокрушенных сердцем и лишал их осиротевших детей всякого состояния. Для него стоны были музыкой, слезы — сладким вином, капли крови — драгоценными рубинами. Кто станет миловать такое чудовище? Разве человечество не вздохнет свободно, если мы всем сердцем возжаждем гибели нечестивца и отправим его к престолу Божьему, где его ждет уготованная кара? Если он обратится и покается — хорошо. Но если нет, такое дерево должно быть срублено и брошено в огонь. Как человек убивает бешеных псов, так и мы вполне оправданно желаем низложения жестоких тиранов. Мы хотим, чтобы Господь воздал им по заслугам и тем самым преподал наглядный урок всем остальным.

17. «Возлюбил проклятие,оно и придет на него». Псалмопевец не мстил этому человеку, а требовал для него вполне заслуженного возмездия, ради осуществления общественной справедливости. Злодею воздастся той же мерой, какой он мерил сам, и он не сможет ничего сказать против справедливости этого решения. Да придет на него то, что он возлюбил, да обрушится пущенный им бумеранг на его же голову. Да ляжет он на ложе, сделанное им самим. Да пожнет он то, что посеял. И хотя высший закон любви торжествует над всякой личной неприязнью, даже христианская любовь не предписывает нам смягчать наказание, уготованное для столь низких и подлых людей. «Не восхотел благословения, — оно и удалится от него». Он не радовался чужому счастью и никому никогда не оказывал помощи. Напротив, когда у кого-то дела шли хорошо, или когда он слышал смех за своим окном, в сердце его вспыхивали гнев и зависть. Чего же желать для такого человека? Благословение не принесло ему никакой пользы. Он возненавидел тех, кто с кротостью и терпением учил его любить. Благословения Божьи вызывали в нем только ропот. Он хотел, чтобы в результате голода цена на его хлеб выросла. Он жаждал войны, чтобы его торговля пошла в гору. Зло он почитал добром, а добро — злом. Он уничтожил бы все поля и посевы, если бы мог, только для того, чтобы получить больше денег или досадить ненавистному праведнику. Чего же желать такому человеку? Он ищет зла, презирает добро и пытается погубить праведника, благословленного Господом. Он стал верным сотрудником дьявола, проникшись злобой своего покровителя. Неужели такой человек будет благоденствовать? Можем ли мы пожелать ему благословения в Господе? Просить о благословении для подобного злодея — это все равно что участвовать в его нечестии. Да удалится от него всякое благословение, покуда он упорствует в своих беззакониях!

18—19. Проклятия из уст его были столь многочисленны, что, казалось, он был облачен ими, как ризой. Пусть же они обложат его со всех сторон, как одежда. Да войдут они во внутренность его, как вода. Да проникнут они, как елей, в кости его. Проклинающий должен наследовать проклятие, этого требует справедливость.

20. В этом стихе автор как бы подводит итог всем проклятиям, уготованным для притеснителей невинных праведников. Поскольку Давид был человеком кротким и не испытывал жажды мести к своим обидчикам, я убежден в том, что в этих строках он говорит как судья или как представитель власти, обязанностью которого было защищать принципы справедливости и карать преступников по закону.

Тысячи христиан приходят в замешательство, читая этот псалом, и, мне кажется, мои комментарии не слишком проясняют его смысл. Что касается приведенных мною примечаний, то, хотя они и собраны из самых разных источников, в своей совокупности они мало что объясняют, а скорее делают псалом еще более туманным. Как же нам быть? Впрочем, разве нам не полезно знать, что иногда мы не в силах понять слово Божье и Его мысли? Замешательство, если только оно не подрывает нашей веры, часто приносит нам немалую пользу, ибо сокрушает нашу гордыню и заставляет нас воскликнуть: «Научи меня тому, чего я не знаю!»

21 Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.23 Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу.24 Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука.

25 Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей,27 да познают, что это — Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это.

28 Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется.29 Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим.

30 И я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его, 31 ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его.

21. «Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего». Исполненный благоговейной ревности, Давид отвращает взор от своих врагов и обращается к Богу. Имя Господа защищает его от вражеских нападок, и сердце его обретает покой. Хотя слова Давид не совсем понятны, и перевод этого предложения не совсем точен, читая его, мы не можем не чувствовать мрака, окружающего эти строки. «Со мной… твори». Что же сделает Бог? Бог сделает то, что считает справедливым. Давид предает себя полностью в руки Господа, не указывая Ему, что делать. Пока Господь на его стороне, он готов к испытаниям. Заметьте: Давид уповает на милостивое имя Господа, а не на собственные заслуги. Имя Господа всегда было для святых действенным доводом в молитве. Все Свои великие деяния Господь совершает ради славы имени Своего, и святые знают, что их надежда состоит исключительно в уповании на имя Божье. Если Господь блюдет славу имени Своего как зеницу ока, то мы должны положиться на имя Господне всем сердцем и всей душой. «Ибо блага милость Твоя; спаси меня». Не потому, что я благ, а потому что милость Твоя блага. Народ Божий обращается к милости Божьей как к путеводной звезде, когда оказывается посреди житейских бурь и не имеет утешения. Щедрость и благость Господа очаровывают усталые сердца святых. Те, кто не видит милости от людей, найдут ее в Боге. Они обратятся к Богу за помощью, и Он спасет их от кровожадных злодеев. Имя и милость Господа — два столпа их надежды. Блажен тот, кто покоится в этом уповании.

22. «Ибо я беден и нищ». Давид делает упор не на заслуги и не на богатство, а на нужду и бедность. Такова евангельская молитва, и только Святой Дух может запечатлеть ее на сердце человека. В смирении Давида нет ни тени мстительности, которую можно было бы предположить в предыдущих стихах. Каким образом столь сильные выражения совместимы со смиренным и кротким духом, нам предстоит еще объяснить. «И сердце мое уязвлено во мне». О сокрушенных сердцем Господь заботится с особой нежностью. Душа Давида была уязвлена незаслуженной жестокостью и бессовестной клеветой со стороны врагов. Но именно горести и беды дали ему основание просить Господа о помощи. Когда меч злодеев ранит нас в самое сердце, мы крайне нуждаемся в верных друзьях. Без Божьей помощи Давид был бы обречен, и помощь Господня не замедлила.

23. «Я исчезаю, как уклоняющаяся тень». Я подобен тени, вытягивающейся в предзакатной мгле и исчезающей в сгущающихся сумерках. Господи, неужели скоро от меня ничего не останется? «Гонят меня, как саранчу». Как порывы ветра разметают саранчу во все стороны, так и псалмопевец был бросаем из стороны в сторону, подобно ничтожному насекомому в руках озорных мальчишек. В столь отчаянных обстоятельствах он взмолился Богу о помощи. Беспрерывные гонения лишили его всяких сил, и он чувствовал себя изможденным. Ни для кого не секрет, что под напором клеветы и ненависти у человека могут начаться психические расстройства и даже депрессия. Клеветники часто не понимают, какой вред они наносят душе. Разбрасывая вокруг себя горящие головни и сея смерть, они называют это забавой.

24. «Колени мои изнемогли от поста». Это изнеможение было результатом либо религиозного поста, соблюдаемого для освобождения души от внешних тревог, либо потери аппетита, вызванной крайней степенью уныния. Кто может наслаждаться пищей, когда каждый ее кусок отравлен чьей-то ненавистью? В отличие от уязвленной жертвы, отвращающейся от всякой пищи, клеветник ничего не чувствует. Но, благодарение Богу, Он, будучи благим и милостивым, видит все и утешит страждущих. «И тело мое лишилось тука». От Давида остались только кожа да кости. Тело его лишилось тука, а душа — утешения. Он угасал с каждым днем на радость своим врагам. Свои горести Давид излил пред Господом в словах неизбывной печали. Излияние своей печали пред Господом — это одна из форм истинной молитвы. Изнемогшие колени — мощный довод в молитве к Богу. Исхудавшее тело — лучшее основание просить Бога о помощи.

25. «Я стал для них посмешищем». Враги потешались над несчастным и сделали его предметом своих насмешек. Истощение Давида стало темой для жестоких издевок и глумлений. «Увидев меня, кивают головами». Слова не всегда могут передать презрительное отношение, и потому злодеи прибегли к помощи жестикуляции. Хотя мимика и жесты не сокрушают ничьих костей, они приносят человеку гораздо больше страданий, ибо ранят его в самую душу. Многие из тех, кто мог бы ответить на злобные речи и тем самым снять тяжесть со своей души, остро чувствовали на себе презрительное отношение ненавистников. Люди, изможденные постом, как правило, болезненно воспринимают любые комментарии, и чувствуют несправедливость гораздо острее других. То, что вызвало бы у них улыбку в безмятежные времена, кажется им невыносимым в состоянии нервного истощения.

26. «Помоги мне, Господи, Боже мой». Приняв благодать Божью посредством местоимения «мой», Давид обратился к Богу с просьбой помочь ему нести возложенный на него тяжкий груз, укрепив его на этом нелегком пути. Он открыл Господу свою слабость и могущество неистовых врагов, и это сделало его молитвы вдвойне убедительными. Все христиане, претерпевающие испытания, трудности и печали, могут молиться этой краткой, но благоугодной молитвой о помощи. «Спаси меня по милости Твоей». Да будет спасение даровано мне по мере Твоей милости. И мера эта велика, поскольку милость Господня беспредельна. Когда мы не видим милости от человека, пришло время утешиться милостью Божьей. Справедливый суд над нечестивыми — это милость для праведных. Бог полон милости, а значит, Он спасет народ Свой, поразив нечестивцев жезлом железным.

27. «Да познают, что это — Твоя рука». Пусть они увидят руку Господню в моем милостивом спасении несмотря на всю свою глупость. Безбожники намеренно закрывают глаза, чтобы не видеть руки Господа, а когда благочестивые люди попадают в их сети, они становятся еще самодовольней и утверждаются в своем безбожии. Впрочем, рано или поздно Господь восходит на Свой престол, поражает злобных нечестивцев и спасает своих оклеветанных рабов. И тогда все безбожники восклицают вслед за египетскими волхвами: «Это перст Божий». «И что Ты, Господи, соделал это». Никто не будет сомневаться в том, что именно Господь спас праведников от ярости врагов и обратил их скорбь в ликование.

28. «Они проклинают, а Ты благослови». Сколько бы нечестивцы ни проклинали, их слова не принесут особого вреда. Одного благословения Божьего достаточно для того, чтобы извлечь яд из тысячи проклятий. «Они восстают, но да будут постыжены». Безбожники восстают, чтобы нанести еще один удар, распространить еще одну клевету и понаблюдать за тем, как она действует. Но все, что они увидят, это собственное поражение, и Господь покроет их несмываемым позором. «Раб же Твой да возрадуется». Возрадуется не просто своему спасению и избавлению, а тому, что он раб Божий, в спасении которого Господин явил Свою благость и славу. Когда Господь прославляется через наш опыт, мы должны испытывать искреннюю радость. Нас не столько должна радовать дарованная нам милость, сколько слава, обретаемая Господом, который оказывает нам эту милость.

29. «Да облекутся противники мои бесчестьем». Это пророчество и пожелание одновременно, слова Давида можно перевести как повелительным, так и изъявительным наклонением. Когда сердце человека наполнено грехом, он в конечном итоге сам облекается бесчестием. Облекающих праведных в ризы проклятия Господь облачит в одежды бесчестия. «И, как одеждою, покроются стыдом своим». Да будет замешательство их подобно большому покрывалу, обворачивающему их с ног до головы. И пусть они скрываются под ним от своего позора. Нечестивцы выставляют свое нечестие напоказ, не краснея, как если бы им было нечего скрывать. Но после того, как Судья всей земли вынесет им приговор, они изменят свое отношение. Они скажут горам: «Падите на нас и сокройте от лица Господа, чтобы Он не увидел нас». Однако Судья не даст им иного облачения, кроме одежды позора и бесчестия, и властно приведет их на суд.

30. «И я громко буду устами моими славить Господа». Всем сердцем Давид восславит праведного Господа, искупившего его от всякого зла, и хвала его будет обильной и громогласной. Славословить Спасителя он будет не только дома, среди близких, но и в собрании святых. «И среди множества прославлять Его». Когда Господь посылает нам избавление на глазах у всего народа, мы должны воздать Ему честь во всеуслышание, а иначе нас сочтут неблагодарными. Конечно, мы славим Бога не для того, чтобы нас услышали. Но справедливость требует того, чтобы получивший милость воздавал благодарность своему Благодетелю. Когда Господь ниспосылает нам благодать, хвала наша должна быть открытой. Сердце псалмопевца было уязвлено клеветой безжалостных врагов, сделавших его предметом насмешек. А теперь он восславил Господа, восславил громко и неумолчно, восславил перед лицом врагов своих с ликованием и радостью. Никогда не падайте духом и не прекращайте славословий!

31. «Ибо Он стоит одесную бедного». Господь не отвратится от народа Своего, когда тот подвергнется несправедливому суду. Он вступится за них, станет их Защитником и Ходатаем. Что же касается беззаконников, то одесную их стоит не Бог, а сатана (ст. 6). «Чтобы спасти его от судящих душу его». Суд нечестивых не более чем фарс. Осудить праведного они решили заранее. Сердце, полное ненависти, вынесло ему обвинительный приговор, и они прокляли свою жертву. Но все напрасно. В суде находился великий Бог, и проклятье их уст обратилось на их же головы. Ничто так не поддерживает оклеветанного верующего, как твердая уверенность в том, что Господь стоит одесную всех обиженных, чтобы спасать их.

Избавь нас, Господи, от сурового испытания клеветой. Суди по справедливости тех, кто очерняет доброе имя святых Твоих. Выведи на свет правду всех оклеветанных и осужденных, так же как Ты вывел на свет правду единородного Сына Своего. Аминь.

Советы проповедникам

Стих 1. Молчание Бога.

1. Что оно означает?

2. К чему оно может привести?

3. Как мы можем его прервать?

Стих 1. «Боже хвалы моей!» Два возможных смысла этого стиха: я прославляю Бога, Бог прославляет меня.

Стих 2. Клевета.

1. Ее корень: злоба и нечестие.

2. Ее инструменты: обман и ложь.

3. Ее постоянство: Господь Иисус и Его ученики подвергались клевете всегда.

4. Ее наказание: когда на нас клевещут, мы взываем к Богу о помощи.

Стихи 1—3.

1. Бог защищает Свой народ, когда вокруг него ополчаются нечестивцы (ст. 1). Он делает это как ради них, так и ради себя.

2. Когда Господь защищает Свой народ, нечестивцы ополчаются против них (ст. 2—3). Они делают это из ненависти к Богу и из ненависти к Его народу.

Стихи 4—5.

1. Отношение Давида к врагам.

а) Сердце его было полно любви. Он возвращал им любовью за зло.

б) Проклятья из его уст были направлены не на людей, а на их грех.

в) Он молился за своих врагов.

2. Отношение врагов к Давиду.

а) Они возвращали ненавистью за любовь;

б) злом за добро.

Стих 5. «За добро злом». Платить злом за добро — значит подражать дьяволу. Многих из нас можно обвинить в подобном отношении к родителям, наставникам, святым, служителям и, особенно, к Господу.

Стих 5. Какую награду получил Искупитель? Чего Он заслуживал? Что Он получает от людей? Господь остро чувствует злое отношение со стороны неблагодарных.

Стих 6. Наказывать нечестивых руками нечестивых — принцип справедливого возмездия.

Стих 7. Когда молитва может быть в грех.

1. Когда мы просим о недостойном.

2. Когда мы просим недостойно.

3. Когда просит недостойный.

4. Когда мы просим с недостойной целью.

Стих 8. «Да будут дни его кратки». Грех укорачивает человеческую жизнь. После потопа люди стали жить все меньше и меньше. Жизнь укорачивается также страстями и алчностью. Некоторые грехи особо укорачивают жизнь. Похоти, пьянство и тому подобное.

Стихи 20—21.

1. Давид предает своих врагов в руки Божьи (ст. 20).

2. Давид предает себя в те же руки (ст. 21).

Стих 21. Прошения верующих должны основываться на:

а) имени Божьем;

б) милости Божьей.

Многие просят Бога на основании собственных заслуг, но их ждет разочарование.

Стих 22. Сердечная скорбь святого.

1. Ее причины.

2. Ее последствия.

3. Ее утешение.

4. Ее исцеление.

Стих 28. Божественное средство против злой воли человека. Состояние святого, уповающего на Господа в молитве: «Раб же Твой да возрадуется».

Стих 29.

1. Молитва о том, чтобы враги Давида покаялись в своих грехах.

2. Пророчество об ожидающем их позоре, если они не покорятся.

Стих 29. Последнее одеяние грешника.

Стих 30. Хвала уст.

1. Каждый должен хвалить Бога от себя. Хвала его должна быть намеренной, разумной, обильной и искренней.

2. Хвала должна привлекать других к поклонению, но при этом не должна терять личностного элемента.

Стихи 30—31. Обещание славить Бога (ст. 30). Давид уверен, что ему будет за что славить Бога (ст. 31).

Стих 31.

1. Кому дано это обещание? «Бедному».

2. Грозящая ему опасность: «Судящие душу его».

3. Обещанное избавление. Оно совершенно, вечно, действенно, исходит от Бога, приходит вовремя.

[1] Монте-Роза — живописная гора в Швейцарии. — Примеч. ред.

[2] Самум — араб. название сухого горячего ветра в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова. Самум часто сопровождается песчаными бурями. — Примеч. ред.