9. Отдых

«И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Колоссянам 3:17).

Как светила в мире

Бог желает открыть через Своих последователей принципы Своего Царства. Чтобы в жизни и характере они могли явить эти принципы, Ему необходимо отделить их от обычаев, привычек и занятий этого мира. Он стремится приблизить их к Себе, чтобы открыть им Свою волю. Его цель в отношении Его народа осталась той же, что и в отношении израильтян, когда Он вывел их из Египта. Видя, какую благость, милость, справедливость и любовь Бог явил Своей Церкви, мир может получить представление о Его характере. И когда Закон Божий таким образом проявится в жизни людей, которые любят, боятся Бога и служат Ему, даже мир признает их превосходство над всеми другими людьми на земле.

Адвентисты седьмого дня, как никто другой, должны быть образцом благочестия и святости в сердце и разговоре. Им вверены самые торжественные истины, когда-либо данные смертным. Им щедро дарованы богатства благодати, силы и способности трудиться. Они ожидают скорого возвращения Христа на облаках небесных. Если они не показывают миру, что их вера — это главная сила их жизни, они бесчестят Бога.

Из-за возрастающей силы сатанинских искушений время, в которое мы живем, полно опасностей для Божьих детей, и нам нужно постоянно учиться у Великого Учителя, чтобы каждый наш шаг был уверенным и правильным. Перед нами разворачиваются удивительные события; и жизнь народа, называющего себя Божьим, должна явить живое свидетельство, дабы мир увидел, что в нынешнем веке, когда повсюду царствует зло, есть еще люди, которые, отказавшись от своей воли, стремятся исполнить волю Бога, — люди, в сердце и жизни которых записан Закон Божий.

Представители Христа

Бог ожидает, чтобы носящие имя Христа были Его представителями. Их мысли должны быть чисты, их слова — благородны и возвышенны. Религия Христа должна быть вплетена во все, что они говорят и делают. Они должны быть освященными, чистыми, святыми людьми, передающими свет всем, с кем они соприкасаются. Бог желает, чтобы, воплощая истину в своей жизни, они были особым народом на земле. Благодати Христа для этого достаточно. Но Божьи последователи должны помнить, что, только веруя и воплощая принципы Евангелия в жизнь, они смогут осуществлять Его цель. Когда они посвятят данные им Богом таланты на служение Ему, то возрадуются полноте и силе обетования, которое должно быть опорой Церкви.

Прежде чем вступить в Свою окончательную борьбу с силами тьмы, Христос поднял Свой взор на небо и помолился за Своих учеников: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Иоанна 17:15—17).

Последователи Христа должны отличаться от мира своими принципами и стремлениями, но они не должны изолировать себя от мира. Спаситель постоянно находился среди людей не для того, чтобы поощрять их в нарушении Божьей воли, но освящая и облагораживая их. «И за них Я посвящаю Себя, — возгласил Он, — чтобы и они были освящены истиною» (Иоанна 17:19). Так и христианин должен жить среди людей, чтобы благоухание Божественной любви могло, подобно соли, сохранять мир от разложения.

Сила в молитве

Ежедневно осаждаемый искушениями, постоянно испытывая противодействие со стороны вождей народа, Христос знал, что должен подкреплять Свое человеческое естество молитвой. Чтобы служить благословением для людей, Он должен был постоянно общаться с Богом, умоляя о силе, стойкости и непоколебимости. Таким образом, Он показал Своим ученикам, где находится источник Его силы. Без этого ежедневного общения с Богом ни одно человеческое существо не может обрести силу для служения. Только Христос может направлять мысли в нужное русло. Только Он может наделить благородными стремлениями и сформировать характер по Божественному подобию. Если мы сблизимся с Ним через ревностную молитву, Он наполнит наши сердца высокими и святыми целями, глубокой жаждой чистоты и праведности. Сгущающиеся вокруг нас опасности требуют от людей, приобретших духовный опыт, неусыпного бодрствования. Те, кто живет в смирении перед Богом, не доверяя своей собственной мудрости, осознают грозящую им опасность и испытают Божью заботу и охрану.

Нам крайне необходима сила более возвышенной, более чистой, более благородной жизни. Мир наблюдает за нами, чтобы видеть, какой плод приносят называющие себя христианами. Он вправе ожидать проявления самоотречения и самопожертвования от верующих в настоящую истину. Он наблюдает и готов остро и сурово подвергнуть критике наши слова и поступки. Всякий, участвующий в Божьем деле, взвешивается на весах человеческого суждения. В мыслях всех, с кем мы общаемся, постоянно складывается либо благоприятное, либо отрицательное впечатление о библейской религии.

Бог и Его ангелы тоже наблюдают за нами. Бог желает, чтобы Его дети своей жизнью показали преимущества христианства над мирским образом жизни и то, что они трудятся на высоком святом уровне. Он жаждет увидеть, что истина, которую они приняли, сделала их детьми Небесного Царя. Он желает сделать их проводниками Своей безграничной любви и милости.

Христос страстно ждет и желает, чтобы Его Церковь уподобилась Ему. Когда характер Спасителя будет в совершенстве явлен в Его народе, тогда Он придет, чтобы забрать Своих. Каждый христианин имеет преимущество не только ожидать, но и ускорить пришествие нашего Господа. Если бы все, исповедующие Его имя, принесли плод для Его славы, как быстро весь мир был бы засеян евангельскими семенами! Последний великий урожай был бы собран, и Христос пришел бы.

Опасные развлечения для молодежи

Стремление к возбуждению и приятным развлечениям является искушением и сетью для Божьего народа, и особенно для молодых. Сатана постоянно готовит свои обольщения, чтобы отвлечь ум от торжественной работы приготовления к будущим событиям. Через поглощенных темными интересами людей он постоянно поддерживает состояние возбуждения, чтобы склонять неосторожных к участию в мирских развлечениях. Бесконечное множество шоу, лекций, разнообразных увеселений рассчитаны внушить любовь к миру, а эта связь с миром ослабляет веру.

Сатана — неутомимый труженик, искусный, заклятый враг. Когда бы ни произносилось неосторожное слово с целью польстить или с целью побудить молодых людей смотреть на грех с меньшим отвращением, он сразу пользуется этим и питает злое семя, чтобы оно могло дать корень и принести обильный урожай. Он — обманщик и искусный обольститель в полном смысле этого слова. У него приготовлено множество мастерски сотканных сетей, которые внешне кажутся невинными, но которые искусно расставлены, чтобы поймать молодых и неосторожных. Плотской ум склонен у удовольствию и самоудовлетворению. Сатанинская стратегия такова, чтобы наполнить ум желанием мирских развлечений и чтобы не оставалось времени задать себе вопрос: а как обстоят дела с мой душой?

Ужасный век

Мы живем в ужасный век для молодежи. В обществе господствует влияние, побуждающее молодежь следовать природному влечению их ума. Если дети необузданны, родители тешат себя мыслью, что с возрастом, поумнев, они оставят свои скверные привычки и станут полезными людьми. Какое заблуждение! Целые годы родители позволяют врагу засевать сад сердца злыми семенами, а недобрым принципам — расти и укрепляться, будто не замечая скрытых опасностей и ужасного конца пути, который кажется им путем счастья. Во многих случаях, чем бы ни занимались эти молодые люди в будущем, их труд будет бесполезным.

Как правило, уровень благочестия среди называющих себя христианами довольно низок, и молодым людям тяжело сопротивляться мирскому влиянию, которое поддерживается многими членами церкви. Большинство христиан, признавая по исповеданию, что они живут для Христа, фактически живут для мира. Они не видят превосходства духовных истин, и поэтому не могут по-настоящему любить их. Многие называют себя христианами, потому что быть христианином — это почетно. Они не видят, что истинное христианство означает несение креста, и их религия почти не удерживает их от участия в мирских развлечениях.

Одни идут в танцевальный зал и участвуют во всем, что там предлагается. Другие не заходят так далеко, но в то же время посещают вечеринки, пикники, представления и другие места мирских развлечений. И самый наблюдательный глаз не увидел бы разницы между ними и неверующими.

Обучение детей

В теперешнем состоянии общества родителям нелегко ограничивать своих детей и воспитывать их в соответствии с библейскими нормами истины. Дети часто становятся нетерпеливыми, когда их ограничивают, они хотят идти своим путем и поступать, как им вздумается. В возрасте от десяти до восемнадцати лет они особенно уверены, что общение с неверующими сверстниками им никак не повредит. Но опытные родители-христиане видят опасность. Они знают, что их дети подвергаются особым искушениям, и знают, как эти искушения влияют на их разум. Желая спасения своим детям, они должны удерживать их от этих возбуждающих развлечений.

Когда дети сами решают отказаться от мирских удовольствий и становятся учениками Христа, какое бремя снимается с сердец заботливых, добросовестных родителей! Однако даже тогда родители не должны ослаблять своих усилий. Эти молодые люди только начали серьезную борьбу против греха и пороков плотского сердца; им в особом смысле нужны совет и забота родителей.

Молодежь накануне времени испытания

Молодежь, соблюдающая субботу, которая поддается влиянию мира, будет испытана и проверена. Нам угрожают опасности последних дней, и молодых ожидают испытания, о которых многие не имеют никакого представления. Они окажутся в тяжелых переживаниях, и подлинность их веры будет проверена. Они говорят, что взирают на Сына Человеческого, однако некоторые из них подают плохой пример неверующим. Они не хотят отказаться от мира, но соединяются с ним, участвуя в различных увеселительных сборищах, и то же время они льстят себе мыслью, что участвуют в невинных развлечениях. Однако именно такое потворство своим желаниям разделяет их с Богом и делает их детьми мира.

Некоторых постоянно тянет к миру. Их взгляды и чувства больше соответствуют духу мира, чем духу самоотверженных последователей Христа. Совершенно естественно, что они предпочтут общество тех, чей дух будет более всего соответствовать их собственному духу. И таковые имеют значительный вес среди Божьего народа. Они занимаются общим делом с детьми Божьими, пользуются среди них уважением. Но такие люди являются соблазном для неверующих, а также для слабых и непосвященных членов Церкви. В это время испытаний люди, исповедующие религию, либо полностью обратятся и освятятся послушанием истине, либо останутся с миром, чтобы получить возмездие вместе с теми, кто был увлечен миром.

Бог не считает искателя удовольствий Своим последователем. Истинные последователи Иисуса — это те, кто живет самоотверженной, трезвой, смиренной и святой жизнью. И таковым не доставляет радости легкомысленный, пустой разговор человека, любящего мир.

Разделение с миром

Истинные последователи Христа будут готовы на жертвы. Они будут избегать мирских развлечений, потому что не найдут там Иисуса и ничего, что способствовало бы их возрастанию в духовности и благодати. Послушание Слову Божьему побудит их отказаться и отделиться от этого всего.

«По плодам их узнаете их» (Матфея 7:20), — возгласил Спаситель. Все истинные последователи Христа приносят плод для Его славы. Их жизнь свидетельствует о том, что в них посредством Духа Божьего было совершено благое дело, и их плод есть святость. Их жизнь возвышенна и чиста. Правильные поступки являются безошибочным плодом истинного благочестия, и те, кто не приносит подобного плода, тем самым показывают, что у них отсутствует духовный опыт. Они не находятся на Лозе. Иисус сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:4, 5).

Те, кто желает поклоняться истинному Богу, должны пожертвовать всеми идолами. Иисус сказал законнику: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим — сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матфея 22:37, 38). Первые четыре заповеди Десятисловия не позволяют делить любовь к Богу с чем-то еще. Ничто не должно умалять нашу высшую радость в Нем. Мы не сможем продвигаться в христианском опыте, пока не оставим все, что разделяет нас с Богом.

Христос, Великая Глава Церкви, вызвавший Свой народ из мира, требует, чтобы Его последователи отделились от мира. Он желает, чтобы дух Его заповедей, привлекая Его последователей к Нему, отделил их от всего мирского. Любовь к Богу и соблюдение Его заповедей далеки от любви к мирским удовольствиям и дружбы с миром. Нет согласия между Христом и Велиаром.

Обетования для молодежи

Молодежи, следующей за Христом, предстоит борьба; выходя из мира и подражая жизни Христа, ей следует ежедневно нести крест. Но для тех, кто в молодые годы ищет Спасителя, записано много драгоценных обетований. Мудрость взывает к сынам человеческим: «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (Притчи 8:17).

«Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петра 1:13—15).

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:11—14).

Правильное образование

Образование включает в себя нечто большее, чем только книжное знание. Правильное образование не ограничивается лишь развитием ума, но включает в себя и нравственное воспитание, и правильное поведение…

Сотни молодых людей с разным складом характера и разным образованием общаются между собой в нашем учебном заведении, и требуется большая осторожность в сочетании с терпением, чтобы вести их умы в нужном направлении и исправить последствия неправильного воспитания. Некоторых юношей вообще не воспитывали, а других воспитывали слишком строго, и теперь, освободившись из-под бдительной родительской опеки и вырвавшись из их рук, которые, возможно, слишком крепко держали вожжи их воспитания, они считают, что обрели свободу и могут наконец-то делать то, что им хочется. Они не выносят даже самой мысли о соблюдении правил и дисциплине. Когда в наш колледж съезжаются столь непохожие друг на друга молодые люди, это накладывает большое бремя ответственности не только на учителей, но и на всю церковь.

Искушения молодежи

Учащиеся нашего колледжа подвергаются многочисленным искушениям. Они соприкасаются с людьми самого разного склада ума и нравственных устоев. Те, кто имеет хоть какой-то духовный опыт и не сопротивляется любому дурному влиянию, достойны порицания. Но многие предпочитают следовать своим наклонностям. Они не думают о том, что являются или созидателями, или разрушителями своего собственного счастья. В их власти использовать свое время и возможности таким образом, чтобы развить характер, который сделает их счастливыми и полезными.

Обязанности родителей

Опасности, угрожающие молодым, умножаются во много раз, когда они оказываются в многочисленном обществе своих сверстников, имеющих самые разные характеры и привычки. В этих обстоятельствах родители склонны ослаблять бдительность, вместо того чтобы удвоить усилия, направленные на обуздывание детей и ограждение их от неприятностей. Тем самым они возлагают огромное бремя на тех, кто чувствует на себе такую ответственность. Когда родители видят, что их дети нравственно разлагаются, они склонны обвинять в этом людей, руководящих работой в Батл-Крике, хотя сами родители виновны в развитии всевозможных пороков.

Вместо того чтобы объединить усилия с теми, кто несет на себе бремя, повышать нравственный уровень и трудиться от всего сердца в страхе Божьем над исправлением недостатков в своих детях, многие родители успокаивают свою совесть словами: «Мои дети ничем не хуже других». Они пытаются скрывать вопиющие пороки, которые Бог ненавидит, лишь бы их дети не обиделись и не решились на нечто безрассудное. Если в сердцах детей живет дух противления и непокорности, то лучше усмирить его сейчас, чем усиливать и укреплять этот дух своим равнодушием. Если бы родители добросовестно выполняли свой долг, мы бы увидели совсем другое положение дел. Многие родители отступили от Бога. У них нет мудрости от Бога, чтобы замечать происки сатаны и избегать его ловушек.

Каждого сына и дочь необходимо призвать к ответу, если вечером их нет дома. Родителям следует знать, в каком обществе находятся их дети и в чьем доме они проводят свои вечера. Некоторые дети обманывают родителей, лишь бы избежать разоблачения своих неверных поступков. Некоторые юноши хотят общаться с испорченной молодежью и тайком посещают городские питейные заведения и другие запретные места. Некоторые учащиеся посещают бильярдные залы, играют в карты и льстят себе надеждой, что им ничего не угрожает. Поскольку главная цель их жизни — развлечения, они чувствуют себя в полной безопасности. Это делают не только юноши из трудных семей. Часть молодых людей, получивших прекрасное домашнее воспитание и наученных смотреть с отвращением на подобные вещи, осмеливаются вступать на запретную территорию.

Молодых нужно воспитывать на основании твердых принципов, чтобы они правильно использовали способности, данные им Богом. Но молодежь так часто и так слепо повинуется эмоциональному порыву, не считаясь с принципами, что ей постоянно угрожает опасность. Поскольку родители и наставники не всегда могут находиться рядом со своими воспитанниками и оберегать их, они должны научить их самодисциплине и самоконтролю. Молодых людей необходимо научить мыслить и действовать самостоятельно, повинуясь принципу и голосу совести.

Отдых и развлечения

Учащимся необходимо отдыхать и восстанавливать силы. Нельзя перегружать мозг напряженной умственной работой и учебой, так как нервные клетки мозга быстро изнашиваются. Учащимся нужны не только умственные, но и физические упражнения. Однако в развлечениях, как и в любом другом деле, надо знать чувство меры. Необходимо также внимательно думать о том, какие развлечения выбирать. Каждому молодому человеку нужно задать себе вопрос: как повлияют эти забавы на мое физическое, умственное и нравственное здоровье? Увлекусь ли я настолько, что забуду о Боге? Перестану ли я взирать на Его славу?

Игру в карты необходимо запретить. Худые сообщества и наклонности очень опасны… Подобные развлечения не приносят пользу ни уму, ни телу. Разум не укрепляется и не накапливает полезную информацию, которую можно было бы применить в будущем. Все разговоры ведутся на пустые и безнравственные темы…

Навыки в обращении с картами вскоре вызывают желание использовать это знание для личной выгоды. Сначала ставится небольшая сумма, потом все большая, пока страсть к азартной игре не захватывает всего человека и не приводит его к погибели. Скольких людей эта пагубная забава довела до всякого рода зла, нищеты, тюрьмы, убийства и виселицы! И однако же многие родители не видят, в какую гибельную пропасть засасывает мир нашу молодежь.

Среди самых опасных развлекательных заведений особое место занимает театр. Он не только не является школой добродетели и хороших нравов, как его часто выставляют, но это самый что ни на есть опасный очаг безнравственности. Подобные развлечения укрепляют греховные наклонности и порочные навыки. Непристойные песни и частушки, грязные жесты, выражения и позы развращают воображение и портят нравы. Каждый молодой человек, любящий посещать театральные представления, теряет нравственные принципы. Ничто другое в нашей стране так сильно не отравляет воображение, не разрушает духовности и не притупляет вкус к незатейливым, мирным радостям и отрезвляющей жизненной реальности, как театральные представления. Любовь к этим зрелищам усиливается после каждого похода в театр подобно тому, как страсть к алкогольным напиткам усиливается по мере их употребления. Единственно безопасный путь — это избегать театров, цирков и всех других сомнительных развлекательных мест.

Есть другие виды досуга, благоприятно сказывающиеся на состоянии ума и тела. Просвещенный, разборчивый человек найдет себе множество достаточно безобидных и даже назидательных развлечений. Досуг на свежем воздухе, созерцание Божьих дел в природе принесут наивысшую пользу (Свидетельства для церкви, т. 4, c. [648—653]).

Молодежь не может быть такой же степенной и уравновешенной, как пожилые люди, а дети — такими же сдержанными, как их родители. Осуждая греховные развлечения, что вполне справедливо, пусть родители, учителя и воспитатели молодежи предложат им вместо этого невинные развлечения, которые не исковеркают и не развратят их. Не навязывайте молодым людям строгих правил и ограничений, которые вынудят их чувствовать себя притесняемыми и побудят сломя голову рваться на путь безумия и разрушения. Держите бразды правления твердой, доброй, любящей рукой, направляя, контролируя их мысли и намерения, но с такой нежностью, мудростью и любовью, чтобы они понимали, что вы желаете им блага.

Христианский отдых

Даже когда мы хотим подкрепить свой дух и тело, нам следует всякий раз использовать все наши способности в наилучших целях. Мы не только можем, но и должны отдыхать так, чтобы лучше подготовиться к более успешному выполнению обязанностей, возложенных на нас. В таком случае наше влияние на тех, с кем мы соприкасаемся, будет более благотворным. После такого отдыха мы сможем вернуться домой с новыми силами, готовыми взяться за работу с большей надеждой и большим мужеством.

Мы принадлежим к такому классу людей, которые верят, что прославление Бога на земле является ежедневным преимуществом нашей жизни, что мы не должны жить в этом мире только ради собственного удовольствия, просто для того, чтобы угождать себе. Мы находимся здесь, чтобы приносить пользу человечеству и быть благословением для общества. А если мы допускаем низкие мысли, которые позволяют себе ищущие только суетности и удовлетворения своих прихотей, как мы сможем приносить благословение окружающему нас обществу? Невозможно, не причиняя себе вреда, увлекаться каким-либо развлечением, которое делает нас непригодным для выполнения повседневных обязанностей.

Между общением последователей Христа, собравшихся для христианского отдыха, и мирскими сборищами, цель которых удовольствия и развлечения, будет существовать заметный контраст. Вместо молитвы и размышлений о Христе и святых истинах, из уст людей, любящих мир, будет слышен глупый смех и пустой разговор. У них одно желание — хорошенько повеселиться. Их развлечения начинаются с безумия и заканчиваются суетой. Нам же следует так проводить свои встречи, так вести себя, чтобы мы возвращались домой с чистой совестью, свободной от вины перед Богом и человеком, с сознанием, что мы никому не причинили боли и никому не навредили своим пагубным влиянием и своим поведением.

Плотской ум любит развлечения и потакание своим прихотям. Стратегия сатаны — преумножать таковые. Он стремится наполнить разум людей желанием мирских развлечений, чтобы у них не было времени задать себе вопрос: а как обстоит дело с моей душой? Любовь к развлечениям захватывает. Поддавшись им, человек не насыщается, но всегда ищет новых развлечений. Послушание Закону Божьему противодействует этому влечению и воздвигает барьеры против нечестия.

Молодые люди должны помнить, что они несут ответственность за все преимущества, которыми обладают, за правильное использование своего времени и способностей. Они могут задать вопрос: разве нам не нужны развлечения и отдых? Неужели мы должны все время только работать, работать и работать?

Любое развлечение, в котором вы можете участвовать, испрашивая на него с верой Божьего благословения, не будет опасным. Но развлечение, которое делает вас не способными к тайной молитве, к посвящению на алтаре молитвы или к участию в молитвенной встрече, опасно.

Мирские развлечения

Если есть в нашем мире что-то, способное вызвать воодушевление, так это Голгофский крест. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Иоанна 3:1). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Христа следует принять, в Него нужно поверить, и Его необходимо прославить. Как прекрасен Христос — вот о чем следует говорить…

Увеселительные вечеринки

В то время как люди очень нерешительны в том, чтобы проявлять энтузиазм и воодушевление в служении Богу, они проявляют энтузиазм в другом, что многим кажется вполне подходящим. Я имею в виду увеселительные вечеринки, которые проводятся среди нашего народа. Эти вечеринки отнимают много времени и внимания у людей, которые заявляют, что служат Христу; но является ли целью этих встреч прославление имени Божьего? Приглашается ли на них Иисус?

Встречи ради социального общения могут оказаться в высшей степени полезными и содержательными, если в сердцах собравшихся пылает Божья любовь, если они встречаются, чтобы поделиться мыслями относительно Слова Божьего или чтобы обсудить методы продвижения Его дела и служения своим ближним. Если Святой Божий Дух не огорчен ни словом, ни делом, если Его приветствуют как желанного гостя, тогда Бог прославляется, и участники таких встреч будут ободрены и укреплены.

«Но боящиеся Бога говорят друг другу: „Внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его“. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (Малахии 3:16, 17).

Но встречи, проходящие в _______ совершенно другие. Эти увеселительные вечеринки являются позором для наших учреждений и для нашей Церкви. Они поощряют гордыню в одежде, в наружности, потакание себе, бурное веселье и пустой разговор. Сатану принимают как почетного гостя, он овладевает теми, кто покровительствует этим встречам.

Мне была показана одна такая компания, где собрались называющие себя верующими в истину. Один сидел за музыкальным инструментом, и звучали такие песни, которые заставляли плакать ангелов-хранителей. Царило веселье, звучал грубый смех, чувствовалось большое возбуждение и даже некоторое воодушевление, но радость была такой, какую может вызвать только сатана. Такое возбуждение и воодушевление заставит стыдиться всех любящих Бога. Такое времяпрепровождение настраивает участников на несвятые мысли и дела. У меня есть основание думать, что некоторые участники этой встречи от всего сердца раскаялись в постыдном поведении.

Мне было показано много таких встреч. Я видела веселье, демонстрацию одежды, личных украшений. Все хотят выглядеть блестяще в глазах других, они предаются бурному веселью, глупым шуткам, дешевой, грубой лести и громкому смеху. Глаза искрятся, щеки пылают, а совесть спит. Занимаясь едой, питием, весельем, они делают все, что только можно, чтобы забыть Бога. Увеселительные встречи — это их рай. Небеса смотрят на это, они видят и слышат все…

Содержание разговора показывает, чем наполнено сердце. Пустой, банальный разговор, льстивые слова, глупые шутки, сказанные с целью вызвать смех, — все это торг, устроенный сатаной, и все, кто поддерживает такой разговор, продают его товар. Те, кто слышит подобное, оказываются под таким же влиянием, под каким оказался Ирод, когда дочь Иродиады плясала перед ним. Все это пишется в небесных книгах и в последний великий день откроется в истинном свете перед виновными. Тогда все увидят, что эти дела являлись результатом обольщений и обмана дьявола, который вел совершавших их на широкую дорогу и через широкие ворота, открытые для их погибели.

Сатана расставляет новые сети в ____, и мнимые христиане, не утвержденные и не имеющие глубокого духовного опыта, служат приманкой в руках искусителя. Такие люди всегда готовы собираться ради развлечений или занятий спортом, и под их влияние попадают другие. Молодых мужчин и женщин, которые пытались стать христианами, верующими в Библию, склоняют к участию в этих вечеринках, и они приобщаются к ним. Они не обращаются с молитвой к Божественному критерию, чтобы узнать, что говорит Христос относительно плода, растущего на христианском дереве. Они не видят, что эти увеселительные мероприятия фактически являются сатанинским пиршеством, предназначенным для того, чтобы воспрепятствовать душам принять призыв на брачную вечерю Агнца и помешать им облечься в белую одежду, которая есть праведность Христа. Они не имеют четкого представления, как же им, христианам, правильно поступать. Они не хотят выглядеть странными и потому естественно подражают примеру других. Таким образом, они попадают под влияние тех, кто никогда не чувствовал Божественного прикосновения к сердцу и уму…

Правильное отношение христианина

Вечный Бог провел четкую границу между святыми и грешными, обращенными и необращенными. Эти два класса людей не сливаются друг с другом, как цвета радуги. Они так же отличаются друг от друга, как день и ночь.

Те, кто стремится к праведности Христа, сосредоточат свое внимание на темах великого спасения. Библия — это сокровищница, которая питает их души. Они размышляют о воплощении Христа, изучают великую жертву, спасшую их от гибели и принесшую прощение, мир и вечную праведность. Душа горит восторгом от этих грандиозных и возвышенных истин. Мысли заняты святостью и истиной, благодатью и праведностью. Свое «я» умирает, и Христос живет в Своих слугах. Когда они размышляют над Словом, их сердца горят, как горели сердца двух учеников, шедших в Эммаус, когда Христос, приблизившись, пошел с ними, открывая им Священное Писание, свидетельствующее о Нем.

Мало кто сознает, что невидимый Иисус ходит рядом с ними! Как многие устыдились бы, если бы услышали обращенный к ним голос Божий и узнали, что Он слышал все их безрассудные, пустые разговоры! А многие сердца загорелись бы святой радостью, если бы только знали, что Спаситель находится рядом с ними, что их окружает святая атмосфера Его присутствия и что они питаются хлебом жизни! Как приятно было бы Спасителю слышать, что Его последователи рассуждают о Его драгоценных наставлениях и тянутся к святым истинам!

Когда истина живет в сердце, в нем не будет места для критики Божьих слуг или для выискивания недостатков в вести, которую Он посылает. То, что находится в сердце, выльется в разговоре. Это нельзя удержать. То, что Бог приготовил любящим Его, будет темой разговора. Любовь Христа является для души источником воды, текущей в жизнь вечную, несущей жизнь и радость всюду, где она течет («Особые свидетельства для церкви в Батл-Крике», 18 ноября 1896 г.).

В распоряжении христиан много источников счастья, и они точно знают, какие удовольствия являются законными и правильными. Они могут наслаждаться таким отдыхом, который не будет разлагать разум и осквернять душу, не будет разочаровывать и приводить к печальным последствиям, разрушать самоуважение или препятствовать возможности приносить пользу.

Выходные дни, проведенные с Богом

Разве не прекрасно провести выходные дни в общении с Богом, оживляя в памяти опыты, которые Он нам дал? Разве не прекрасно размышлять о Его благословениях в прошлом, вспоминать волнующие предостережения, которые поселились в нашей душе, не позволяя нам забыть Бога?

В мире много праздников, и люди увлекаются спортивными играми, конными скачками, азартными играми, куревом и пьянством. Они ясно показывают, под каким знаменем стоят. Вполне очевидно, что они не под знаменем Князя жизни и что ими управляет и их контролирует князь тьмы.

Не пристало ли народу Божьему более часто собираться для святого общения, чтобы благодарить Бога за Его щедрые благословения? Не следует ли нам находить время, чтобы славить Христа за Его покой, мир, радость и ясно показывать своей постоянной благодарностью, что мы ценим великую жертву, принесенную ради нас, дабы мы сделались причастниками Божественного естества? Неужели мы промолчим о желанном покое в Божьем раю и не расскажем о чести и славе, которые готовы для слуг Иеговы? «Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» (Исаии 32:18). Мы возвращаемся на родину, стремимся в лучшую страну, то есть в небесную.

Мир полон возбуждения. Люди поступают так, будто они помешались на низких, дешевых, никчемных вещах. Я видела, как людей взбудоражили результаты игры в крикет! Я видела улицы Сиднея, запруженные народом, и на вопрос о причине такого столпотворения мне было сказано, что какой-то искусный игрок в крикет одержал победу. Я почувствовала отвращение.

Почему же избранные Богом не проявляют большего энтузиазма? Ведь они борются за нетленный венец, стремясь к отчизне, где не будет нужды ни в свете луны и солнца, ни в светильниках, ибо Сам Господь Бог освещает их, и они будут царствовать во веки веков. Они будут иметь жизнь, соизмеримую с жизнью Бога, но светильник нечестивых погаснет в позорной тьме, а праведные воссияют в Царстве их Отца…

Я не одобряю вечеринки, где молодые люди собираются вместе просто для развлечения, чтобы вести банальный, бессмысленный разговор, и где слышен громкий, неистовый смех. Я против такого рода сборищ, где унижается достоинство, а обстановка свидетельствует о безволии и глупости.

Часто молодые люди, которых небесные вестники хотят привлечь для миссионерской деятельности, рвутся на увеселительные встречи и поддаются сатанинским чарам. Вместо того, чтобы остерегаться продолжать общение с доступными девушками недалекого ума, они увлекаются ими и принимают на себя обязательства. Сатана знает, что если эти молодые люди свяжут себя с легкомысленными любительницами удовольствий, мирскими, недуховными молодыми женщинами, те послужат для них камнем преткновения. Полезность этих молодых людей сойдет почти на нет, если полностью не исчезнет. Даже если молодые люди сами будут успешными в безраздельном посвящении Богу, они все же обнаружат, что сильно навредили себе, связав себя с неподготовленными, невоспитанными, нехристианскими женами, мертвыми для Бога, мертвыми для благочестия и мертвыми для истинной святости. Их жизнь окажется неудовлетворяющей и несчастной.

Развлекательные вечеринки ослабляют веру и лишают побуждения цельности и твердости. Господь не принимает разделенного сердца. Он хочет видеть человека цельным. Он сотворил его таким. Он принес совершенную жертву, чтобы искупить тело и душу человека. То, что Он требует от тех, кого Он сотворил и искупил, обобщено в следующих словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим… Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:37-39). Бог не примет ничего меньшего, чем это (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [80—83]).

«Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Коринфянам 10:12). Самая пагубная самонадеянность — та, что побуждает людей идти путем самоугождения. Не должны ли насторожиться отцы и матери ввиду этого торжественного предостережения от Бога? Не должны ли они добросовестно указать молодежи на опасности, которые постоянно возникают, чтобы увести их от Бога?

Как проводить выходные дни

Отдых необходим тем, кто занят физическим трудом, но он еще более нужен тем, кто занимается в основном умственной работой. Наш разум не должен постоянно и чрезмерно трудиться даже над религиозными темами. Это не нужно ни для нашего спасения, ни для славы Божьей. Мы не можем одобрить некоторые виды развлечений, такие как танцы, игра в карты, шахматы, шашки и т. д., потому что Небо осуждает их. Эти забавы открывают дверь большому злу. Они не оказывают благотворного влияния, но возбуждают и разжигают у некоторых людей страсть к азартным играм и разгулу. Христианам следует осуждать все подобные игры и заменять их чем-нибудь безвредным.

Я видела, что нам не следует проводить выходные дни так, как принято в миру, но вместе с тем они не должны проходить серо и незаметно, ибо в этом случае наши дети не будут счастливы. В эти дни, когда существует опасность, что наши дети подвергнутся дурному влиянию и развратятся, глядя на мирские развлечения и увеселения, родителям надо придумать для них что-нибудь интересное вместо духовно опасных видов досуга. Дайте понять своим детям, что вы думаете об их благе и счастье.

Пусть несколько семей, живущих в городе или в селе, объединятся, на некоторое время оставят работу, которая отняла у них много физических и умственных сил, и отправятся за город, на природу, на берег живописного озера или в чудесный лесок, где они будут любоваться прекрасными и успокаивающими ландшафтами. Им надо захватить с собой простую, чистую пищу — самые лучшие фрукты и злаки — и поставить столик в тени какого-нибудь дерева или под небесным куполом. Поездка, физические упражнения, ходьба и красивые пейзажи возбудят аппетит, и они смогут насладиться трапезой, которой позавидовали бы цари.

В такое время родителям и детям надо почувствовать себя свободными от забот, трудов и волнений. Родителям надо вспомнить детство, самим уподобиться детям, чтобы их ребятишкам было как можно приятнее проводить с ними время. Посвятите весь день отдыху.

Упражнения на свежем воздухе принесут большую пользу тем людям, которые преимущественно заняты сидячей работой в кабинете. Все, кто может себе это позволить, должны считать своим долгом именно таким образом проводить досуг. Они ничего не потеряют, но многое приобретут. С новой энергией и мужеством они вернутся к своей работе, ревностно возьмутся за дело, и их организм будет активнее сопротивляться болезни (Свидетельства для церкви, т. 1, c. [514, 515]).

Многие позволяют молодым людям посещать увеселительные вечеринки, считая, что развлечения необходимы для здоровья и счастья; но на этом пути подстерегает опасность! Чем больше удовлетворяется страсть к удовольствиям, тем сильнее она развивается и тем глубже становится. Жизнь в основном сводится к потаканию себе и поискам развлечений. Бог предлагает нам поостеречься. «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».

Опасность развлечений

Недавние происшествия в наших колледжах и санаториях побудили меня вновь представить наставление, которое Господь дал мне для учителей и учащихся в нашей школе в Куранбонге, Австралия.

В апреле 1900 года в Авондэйлской школе был устроен праздник для христианских работников. Согласно праздничной программе утром в местной церкви прошло служение, на котором я и некоторые другие обратили внимание студентов на то, что Бог совершил при строительстве этой школы, и на их преимущества и возможности как учеников этой школы.

После служения всю остальную часть дня студенты провели в различных играх, занятиях спортом, причем некоторые из них были легкомысленными, грубыми и нелепыми.

В следующую ночь мне показалось, будто я являюсь очевидцем дневных развлечений. Я все видела ясно, и мне была дана весть для директора и учителей школы.

Мне было показано, что в увеселениях, имевших место днем в школе, враг одержал победу, а учителя были взвешены на весах и найдены легкими. Я сильно расстроилась и была вынуждена прийти к выводу, что люди, занимающие ответственное положение, открыли дверь и как бы пригласили врага войти; ибо именно так они и сделали, разрешив вольности, которые имели место. Как учителя они должны были стоять твердо и не уступать врагу. То, что они позволили, огорчило Святого Духа. Учащимся разрешили поступки, последствия которых очень трудно устранить. Нет конца чреде пустых развлечений, и каждый шаг, предпринятый в этом направлении, является шагом на пути, которым Христос не шел.

Этого нововведения следовало ревностно остерегаться. Авондэйлская школа была учреждена не для того, чтобы быть похожей на мирские школы, но чтобы, как было открыто Богом, являться образцовой школой. А поскольку она должна быть образцовой школой, то стоявшие во главе ее должны действовать во всем по Божьему плану, избегая всего, что не соответствует Его воле. Если бы их глаза были помазаны небесной глазной мазью, они бы поняли, что, позволив произойти тому, что случилось, они нанесли бесчестье Богу.

В ту среду утром, когда я обратилась со словами, данными мне Господом, к учащимся и ко всем собравшимся, я даже не подозревала, что было по программе после служения, мне никто даже не намекнул на предстоящие развлечения. Как могли руководители школы совместить сказанные слова с тем, что последовало потом, что свело на нет наставление, посланное для них Богом? Если бы их понимание не было сильно притуплено, они поняли бы, что это наставление порицает именно такое времяпрепровождение.

Я глубоко чувствовала важность слов, которые Господь дал мне для учителей и учащихся. Это наставление указало учащимся на их высшие обязанности. И когда доброе впечатление от сказанного стирается последующими развлечениями, человек фактически говорит: «Мы не хотим идти Твоим путем, Боже; мы хотим идти собственным путем, мы хотим следовать нашей собственной мудрости».

Мне было показано в ночном видении, что происходило на школьном дворе. Учащиеся, занимавшиеся нелепым подражанием, очевидно, осуществляли замыслы врага, и некоторые — очень неприличным образом. Мне было показано, как учащиеся играют в теннис и крикет. Затем мне было дано увещание относительно этих развлечений. Было сказано, что такие развлечения являются своего рода идолопоклонством, подобно идолослужению языческих народов.

Во дворе были не только видимые зрители. Там был сатана со своими ангелами, которые влияли на человеческий разум. Там присутствовали и Божьи ангелы, которые служат будущим наследникам спасения, причем их реакция была отрицательной. Они стыдились того свидетельства, которое несли называющие себя детьми Божьими. Силы врага одержали решительную победу, и Бог был оскорблен. Отдавший Свою жизнь, чтобы очистить, облагородить, освятить людей, был опечален происходящим.

Услышав голос, я повернулась, чтобы посмотреть: кто говорил со мной. Тогда Некто с достоинством и торжественно произнес: «Разве это можно назвать празднованием годовщины открытия школы? Разве это благодарность, возносимая Богу за благословения, которые Он вам дал? В такой памятный день даже мир мог бы пожертвовать приемлемые приношения. Учителя вновь и вновь совершают ту же ошибку. Им следовало бы приобрести мудрость из опытов прошлого. Беспечный, нечестивый мир мог бы принести изобилие таких приношений намного более достойным образом».

Обращаясь к учителям, Он сказал: «Вы совершили ошибку, последствия которой будет трудно исправить. Господь Бог Израилев не прославляется в этой школе. Если бы в это время Господь допустил, чтобы ваша жизнь окончилась, многие погибли бы и были разделены с Богом и праведными навеки».

Последствия уклонения от правды

Происшедшее повторяет поступок Аарона, когда у подножия горы Синай он допустил первое отступление, позволив появиться в стане израильском духу легкомыслия и пустоты. Моисей находился на горе с Богом, а Аарон был поставлен во главе Израиля. Аарон проявил слабость, не противостав твердо предложению народа. Он мог бы проявить свою власть, чтобы не допустить греха, но, неумело воспитывая детей в собственном доме, он проявил те же недостатки и в управлении Израилем. Его слабость как руководителя проявилась в желании угодить людям даже ценою принципов. Как руководитель он потерял свою власть при первой же уступке в самом малом, разрешив поступать вопреки Божьей воле. В результате в стан проник дух идолопоклонства, и в движение пришли силы, которые не могли быть остановлены, пока не были предприняты строгие и решительные меры.

Потребовались много времени, огромный труд и много слез, чтобы стереть влияние происшедшего в Авондэйлской школе в среду днем. Но тот опыт послужил уроком, который помог руководителям школы осознать, к чему могут привести такие развлечения.

Каким свидетельством вынуждены были делиться учащиеся со своими далекими друзьями и знакомыми! Это было свидетельство не о том, что совершил в школе Бог, а что совершил сатана. Даже одно такое уклонение от Божьих наставлений относительно наших школ чревато серьезными последствиями. Как только будут разрушены барьеры, если Господь не смирит сердца и не обратит умы, враг тут же проявит себя.

Учителям пришлось приложить большие усилия, чтобы восстановить то, что было утеряно из-за событий того дня. Они были сурово испытаны. Учащиеся захотели иметь новые развлечения и меньше обращали внимание на наставления Божьего Слова. Так Небесному Богу было нанесено оскорбление, а потворство греху и любовь к удовольствиям пустили в человеческом сердце свои корни.

Пусть те, кто воспитывает молодежь, руководит ими в соответствии с высокими и святыми принципами, которые Христос дал в Своем Слове. Пусть молодые люди помнят, что по мере возможности они должны отвоевать территорию, которая была утеряна, и привнести в наши школы духовность, которая была видна в школах пророков.

Библия — наш советник

Учителя нуждаются в близком знакомстве со Словом Божьим. Библия и только Библия должна быть нашим советником. Слово Божье подобно листьям дерева жизни. Оно удовлетворяет все нужды тех, кто любит ее учение и привносит их в практическую жизнь. Многие учащиеся, пришедшие в наши школы, не обращены, хотя они могут быть крещены. Они не знают, что значит быть освященными верой в истину. Они должны быть научены исследовать и понимать Библию, принимать ее истины в сердце и воплощать их в повседневной жизни. Тогда они станут сильными в Господе; ибо духовные жилы и мускулы питаются хлебом жизни.

Господь желает, чтобы Его слуги добросовестно выполняли свой долг во имя Его и Его силой. Веруя в Его Слово и действуя в соответствии с его наставлениями, они могут продолжать борьбу и победить. Но когда люди уклоняются от принципов праведности, они начинают высоко думать о своем благочестии и своих способностях и неосознанно возвышают самих себя. Господь допускает, чтобы таковые были предоставлены самим себе и шли своим собственным путем. Таким образом, Он дает им возможность увидеть себя такими, какие они есть, и показать перед другими свою слабость. Он стремится научить их, что нужно всегда точно следовать по Божьему пути, что Его Слово имеет в виду именно то, что говорит, и что люди не должны что-то придумывать и планировать в соответствии со своим собственным суждением, независимым от Его совета.

Наши школы должны быть похожи на школы пророков. В них должны ревностно изучаться библейские истины. Эти истины, правильно преподанные и тщательно рассмотренные, внушат учащимся желание того, что несравненно выше мирских развлечений. Когда они приблизятся к Богу, став причастниками Божественной природы, земные развлечения превратятся для них в ничто. Разум учащихся возвысится, и, взирая на характер Иисуса, они будут стремиться уподобиться Ему.

Полезные занятия в противовес эгоистичным развлечениям

Вместо забав, которые просто развлекают, следует организовать полезные занятия. Учащихся посылают в наши школы, чтобы они получили образование, которое поможет им идти вперед как работникам в деле Божьем. Сатана побудит их верить, что развлечения необходимы для физического здоровья, но Господь заявил, что лучшим физическим упражнением для них является ручной труд, когда полезные занятия занимают место эгоистичных развлечений. Желание развлечений, если ему потворствовать, вскоре привьет отвращение к полезным, здоровым упражнениям для тела и ума — таким, которые сделают учащихся знающими, энергичными, приносящими пользу себе и другим.

Бог дарует таланты людям не для того, чтобы эти таланты оставались нетронутыми или использовались для самоудовлетворения, но чтобы они служили для блага других. Бог дарует людям дар времени для Своей славы. Когда это время используется для эгоистичных удовольствий, то, потраченное таким образом, оно теряется для вечности.

Наши молодые люди должны быть окружены благотворным, возвышающим влиянием. Они должны быть сохраняемы в любви к истине. Идеал, поставленный перед ними, должен быть высок.

Для дальнейшего изучения

Как светила в миреСвидетельства для церкви, т. 2, c. [204]

Опасные развлечения для молодежиСвидетельства для церкви, т. 1, c. [269], [288, 289], [469-515], [551], [554, 555]Свидетельства для церкви, т. 2, c. [142-145], [235-237]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [435, 436], [624, 625]

Христианский отдыхСвидетельства для церкви, т. 2, c. [585-594]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [581]Свидетельства для церкви, т. 5, c. [218]

Мирские развлеченияСвидетельства для церкви, т. 9, c. [90]

Опасность развлеченийВоспитание, c. [207-213], [269]