10. Святой Дух в наших школах

«И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» (Неемии 9:20).

Учителя нуждаются в помощи Святого Духа

Святой Дух был дан нам в помощь для изучения Библии. Иисус обещал: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26). Когда Библия делается настольной книгой, когда возносится искреннее прошение о руководстве Духа, а сердце полностью покоряется, чтобы быть освященным истиной, тогда Христос исполнит то, что Он обещал. Результатом такого изучения Библии будет гармонично развитый ум. Оживет восприимчивость, возрастет чуткость. Совесть станет чувствительной, сочувствие и отношение —облагороженными, создастся лучшая нравственная атмосфера; появится новая сила сопротивления искушению. Учителя и учащиеся станут активными и ревностными в Божьей работе.

Со стороны многих учителей наблюдается тенденция преподавать религиозные истины, не прилагая особого старания. Они сами удовлетворяются равнодушным служением, трудясь для Господа лишь с целью избежать наказания за грех. Их равнодушие влияет на их преподавание. Они не желают, чтобы ученики обрели опыт, который они не хотят иметь сами. То, что было дано им как благословение, они отбросили как нечто опасное. Предложение о присутствии Святого Духа было встречено словами, которые Феликс сказал Павлу: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деяния 24:25). Они желают других благ, но именно это благословение Бог желает дать более, чем отец готов дать благие дары детям своим; именно оно предлагается в щедрости от безграничной полноты Божьей, и именно это благословение, будучи принятым, принесло бы с собой в свою очередь все другие благословения —какими только словами мне описать, что было сделано в отношении этого дара? Небесный вестник был решительно отвержен. Учителя фактически сказали: «До сих пор Ты пойдешь с моими учениками, но не далее. В наших школах нам не нужен ни энтузиазм, ни воодушевление. Мы вполне удовлетворены собственной работой со студентами». К благословенному Божьему вестнику было проявлено презрение.

Не находятся ли учителя в наших школах на грани богохульства, обвиняя Святого Духа в том, что Он является обольстителем и ведет к фанатизму? Где преподаватели, которые вместо мутных вод долины предпочитают снег, сходящий с гор Ливана, или холодный поток воды, текущий из других мест? (См. Иеремии 18:14).

В Батл-Крике на вас излились потоки живых вод. Каждый поток был святым излитием Божественного влияния; но вы не признали его таковым. Вместо того, чтобы свободно пить из потоков спасения, так щедро предлагаемых через влияние Святого Духа, вы обратились для утоления духовной жажды к грязным водам человеческой науки. В результате высохли сердца в школе и в церкви. Те, кого удовлетворяет малая духовность, зашли далеко в своей неспособности оценить глубокие проявления Духа Божьего…

Учителя нуждаются в обращении сердца. Требуется подлинное изменение мыслей и методов преподавания, чтобы у них появилась личная связь со Спасителем. Одно дело — соглашаться с работой Духа при обращении, и другое — принять действие Духа как обличителя, призывающего к покаянию. Необходимо, чтобы как учителя, так и учащиеся не только соглашались с истиной, но на опыте знали, как Дух проявляет Себя. Эти предостережения даются из-за неверия тех, кто называет себя христианами…

Вы, кто на долгое время утеряли дух молитвы, молитесь, молитесь искренне: «Отец милосердия, пожалей Свое страдающее дело, сжалься над Церковью, сжалься над верующими в Тебя. Забери от нас все, что оскверняет. Возьми у нас то, что хочешь, но только не отними от нас Твоего Святого Духа».

Всегда есть люди, которые не поступают мудро, но, услышав слова сомнения и неверия, отказываются от своих убеждений и предпочитают следовать своей собственной воле. Из-за их отступления Христос бывает поругаем. Бедные, ограниченные смертные существа осудили щедрое и драгоценное излитие Духа и вынесли ему приговор, как иудеи вынесли приговор служению Христа. Пусть в каждом нашем учреждении дойдет до сознания всех, что вам не поручено руководить работой Духа Святого и указывать, как Ему следует проявлять Себя. Вы были виновны в этом. Моя молитва: да простит вас Господь. Вместо того, чтобы сопротивляться Святому Духу и отталкивать Его, как это было, следует приветствовать Его и радоваться Его присутствию.

Когда вы будете освящаться через послушание Слову, Святой Дух откроет вам проблески небесного. Когда вы ревностно, со смирением взыщите Бога, то слова, прежде произнесенные с прохладцей, запылают в вашем сердце, и тогда истина на вашем языке зазвучит с силой…

Учителя, доверяйтесь Богу и двигайтесь вперед. «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Коринфянам 12:9) —вот уверение Великого Учителя. Уловите вдохновляющую силу слов, и никогда, никогда не выражайте сомнения и неверия. Будьте активны. В чистой и незапятнанной религии нет половинчатого служения. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Марка 12:30). От тех, кто верит Слову Божьему, ожидаются самые высокие, освященные стремления.

Скажите вашим ученикам, что Господь Иисус сделал все возможное, чтобы они, побеждая, двигались вперед. Побуждайте их доверяться Божьему обещанию: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иакова 1:5)…

От Бога, источника мудрости, исходит все знание, которое представляет собой ценность для человека, все, что разум может постичь и сохранить. Не стоит торопливо срывать плод дерева, несущего в себе познание добра и зла, потому что его рекомендует тот, кто однажды был ангелом света. Он сказал, что если люди вкусят от него, то узнают добро и зло; но оставьте этот плод в покое. Истинное знание не исходит от неверующих и нечестивых людей. Слово Божье является светом и истиной. Истинный свет сияет от Иисуса Христа, который «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанна 1:9). От Святого Духа исходит истинное знание. Он знает, что людям необходимо, чтобы способствовать миру, счастью и спокойствию в этом мире и обрести вечный покой в Царстве Божьем (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [26—31] Куранбонг, Австралия, 12 июня 1896 г.).

Необходимость человеческих усилий

Посредничество Святого Духа не освобождает нас от необходимости проявлять наши способности и таланты, но учит нас, как использовать каждую способность для славы Божьей. Способности человека, находящиеся под особым руководством благодати Божьей, могут быть использованы для лучшей цели на земле. Невежество не делает человека, называющего себя последователем Христа, более смиренным или более духовным. Истины Божественного Слова лучше оцениваются мыслящим христианином. Прославить Христа наилучшим образом могут те, кто служит Ему с пониманием дела. Великая цель образования — сделать нас способными использовать силу, данную нам Богом, таким образом, чтобы представлять библейскую религию и содействовать Божьей славе.

Мы в долгу перед Богом, подарившем нам жизнь, за те таланты, которые были нам вверены, и наш долг перед нашим Творцом — развивать и усовершенствовать эти таланты. Образование дисциплинирует разум, оно развивает его способности и направляет по верному пути, чтобы мы могли быть полезны, умножая славу Божью.

Вечная жизнь! О, если бы мы поняли, что это такое, в уроках, преподанных нам Христом! Множеству людей сегодня необходимо понять и усвоить те вопросы, которые ученики задавали Спасителю после того, как толпы народа расходились, и те поучения, которые Он объяснил им более полно. Необходимо учиться практическому благочестию. Те, кто изучает и практикует в жизни учение Христа, приобретут самое главное образование, изучая библейскую истину. Величайший Учитель, Которого когда-либо знал мир, однажды измерит каждого учителя мерилом Слова Божьего. Вера в великие истины, которые Он представил, совершит преобразование во всех, кто воистину принимает их.

Любовь к истине, явленной в Иисусе, означает любовь ко всему, что включает в себя истина, которой учил Христос. Пусть наши учителя стремятся подражать Его примеру, лелеять Его дух нежного сочувствия. Пусть никто, трудясь, не забывает о любви Христа, но каждый спросит себя: является ли моя жизнь последовательной жизнью? Руководим ли я Святым Духом? Каждый учитель имеет преимущество показать, какой силой обладает чистый, последовательный, любящий Христа работник. Духовно настроенный учитель всегда будет проявлять твердость убеждения. Если он воистину полюбит служение Христа, он будет иметь духовную проницательность и духовную жизнь.

Неузнанный Божий вестник

Я прошу тех, кто трудится в самой гуще работы, оглянуться назад, на опыты прошлого и посмотреть, можете ли вы воистину сказать: «Хорошо». Я прошу учителей, преподающих в школе, серьезно и с молитвой подумать: бодрствовали ли вы лично над своей собственной душой, как человек, который сотрудничает с Богом, очищаясь от всякого греха и полностью освящаясь в Нем? Можете ли вы словом и примером научить молодежь освящению… посредством истины к святости и послушанию Богу?

Неужели вы не страшились Святого Духа? Временами Его всепроникающее влияние ощущалось в школе Батл-Крика и в местных школах. Узнавали ли вы Его? Воздали ли вы Ему честь, достойную небесного Вестника? Когда Дух, казалось, убеждал нашу молодежь, говорили ли вы: «Давайте отложим все занятия, ибо среди нас точно присутствует Небесный гость. Воздадим же Богу хвалу и честь»? Склонялись ли вы с сокрушенными сердцами в молитве вместе с вашими студентами, умоляя о получении благословения, которое Господь предложил вам?

Среди вас был Сам Великий Учитель. Как вы почтили Его? Не был ли Он посторонним для некоторых воспитателей? Не требовалось ли послать за каким-то предполагаемым авторитетом, чтобы приветствовать или оттолкнуть этого Вестника с небес? Хотя и невидимый, Он присутствовал среди вас. Не говорилось ли, что время в школе должно быть посвящено занятиям и что всему свое время, как если бы часы, посвященные обычным занятиям, были слишком ценными, чтобы ими можно было пожертвовать ради служения небесного Вестника.

Если вы тем самым ограничили или отвергли Святого Духа Божьего, я умоляю вас как можно быстрее покаяться. Если кто-то закрыл или запер на замок дверь своего сердца, я умоляю вас открыть дверь и ревностно молиться: «Пребудь со мной». Когда Святой Дух являет Свое присутствие в вашем классе, говорите своим ученикам: «Господь показывает, что сегодня Он имеет для нас урок небесной важности, более ценный, чем наши обычные уроки. Будем же слушать; склонимся перед Богом и взыщем Его всем сердцем».

Позвольте мне сказать вам, что я знаю этого Небесного гостя. Святой Дух опекал молодежь во время школьных занятий, но некоторые сердца были настолько холодны и темны, что они не желали присутствия Духа, и свет Божий был удален. Небесный Вестник открыл бы разумение, дал бы мудрость и знание во всех областях, которые могли быть использованы для славы Божьей. Он пришел убедить по грехе и смягчить сердца, ожесточенные долгим отчуждением от Бога. Он пришел явить великую любовь, которой Бог возлюбил молодежь…

Божественный принцип должен быть виден в нашем поведении и соединять нас с Богом. Это никоим образом не станет помехой в постижении истинной науки. «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Притчи 9:10). Человек, который согласен быть сформированным по Божественному подобию, — самое прекрасное Божье создание. Все, живущие в общении с Небесным Отцом, поймут замысел Божий в отношении их. У них будет чувство ответственности перед Богом за использование своих способностей для наилучшей цели. Они не будут искать своей славы и обесценивать себя…

Божий идеал для человека

Религия Христа никогда не унижает человека, ее принимающего. Она никогда не делает его грубым, нетактичным или спесивым, вспыльчивым или черствым. Напротив, она делает вкус более утонченным, освящает суждение, очищает и облагораживает мысли, пленяя их в послушание Иисусу Христу.

Бог ставит перед Своими детьми идеал более высокий, чем может достичь самая возвышенная человеческая мысль. Живой Бог представил в Своем святом законе Свой характер. Иисус Христос — величайший Учитель, Которого когда-либо знал мир. И какой идеал Он поставил перед всеми, верующими в Него? «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48). Подобно тому, как Бог совершен в Своей сфере деятельности, так человек может быть совершен в своей человеческой сфере.

Идеалом христианского характера является подобие Христу. Перед нами открыт путь постоянного совершенствования. У нас есть цель, пример для подражания, который включает в себя все доброе, чистое, благородное и возвышенное. Должно проявляться постоянное старание и постоянное движение вперед и ввысь к совершенству характера…

Без Божественного содействия человек не в состоянии делать добро. Бог призывает всех людей к покаянию, однако человек не может даже покаяться, если Святой Дух не воздействует на его сердце. Но Господь не желает, чтобы человек ждал, пока, по его мнению, он покается, прежде чем направиться к Иисусу. Спаситель постоянно влечет людей к покаянию; им нужно только покориться этому влечению, и их сердца смягчатся в покаянии.

Человеку отведена своя роль в этой великой борьбе за вечную жизнь — он должен откликнуться на действие Святого Духа. Требуется борьба, чтобы пробиться сквозь силы тьмы, и Дух действует в человеке, чтобы совершить это. Пребывая в праздности, человек не спасется. Он призван напрячь каждый мускул и проявить каждую способность в борьбе за бессмертие; однако именно Бог дает эффективность. Ни один человек, находящийся в праздности, не спасется. Господь призывает нас: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Луки 13:24). «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матфея 7:13, 14).

Действие несвятого влияния

Я умоляю учащихся наших школ быть здравомыслящими. Легкомыслие молодых людей не угодно Богу. Их спортивные занятия и игры открывают дверь потоку искушений. Их умственные способности являются Божьим небесным даром, и они не должны допускать несерьезности в своих мыслях. Характер, сформированный в соответствии с указаниями Божьего Слова, проявит неуклонные принципы, чистые, благородные стремления. Святой Дух взаимодействует с разумом человека, и верным результатом этого будут возвышенные и святые побуждения…

Душа моя была глубоко взволнована тем, что мне было показано. Я чувствовала внутреннее негодование от того, что в наших учреждениях так мало чести воздается живому Богу и так много тому, что по мнению людей является исключительным талантом, но с чем Святой Дух не имеет ничего общего. Духа Святого не признают и не почитают; люди критикуют Его; Его действия осуждаются как фанатизм, исступление, чрезмерное возбуждение.

Бог видит то, чего не замечают слепые глаза воспитателей, — безнравственность борется за превосходство, действуя против проявления силы Святого Духа. Банальные разговоры, низменные, искаженные идеи вплетаются в ткань характера и оскверняют душу.

Пустые развлекательные вечеринки, встречи ради того, чтобы поесть, попить, поиграть на музыкальных инструментах, вдохновлены из преисподней. Они являются жертвоприношением сатане. Увлечение велосипедной лихорадкой — оскорбление для Бога. Гнев Божий возгорается против этого всего. Ибо в этих развлечениях разум притупляется, как при употреблении алкоголя. Более легко завязываются сомнительные знакомства. Мысли, которым позволено спускаться на низкий уровень, вскоре извращают все существо. Подобно древнему Израилю, любители удовольствий едят, пьют и встают, чтобы играть. Имеют место шумное веселье, пиршество и ликование. Во всем этом молодежь подражает примеру нечестивых авторов некоторых книг, которые даны им для изучения. Все это имеет свое влияние на характер.

Те, кто является инициатором этих вольностей, навлекают позор на дело, и смыть его нелегко. Они наносят раны своей душе и будут носить шрамы всю оставшуюся жизнь. Грешник может увидеть свои грехи и покаяться, и Бог может простить беззаконника, но способность делать различие между святым и обыденным, которая должна всегда быть острой и чувствительной, в значительной степени утрачивается…

Я убеждаю всех, к кому могут относиться эти слова: измените свой образ действий и «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Луки 21:34, 35) (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [202—212]; написаны учителям в Батл-Крике).

Чтобы быть постоянно начеку и сопротивляться злу, нужна постоянная борьба, но обретение одной победы за другой над своим «я» и силами тьмы всегда окупается. И если молодежь проверяется и испытывается подобно Даниилу, какую честь она может принести Богу своей непоколебимой приверженностью истине!

Явное проявление Святого Духа

«На малое время свет есть с вами, — сказал Иисус, — ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, — а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Иоанна 12:35, 36).

Некоторые люди в Батл-Крике имеют ложное представление о том, что такое долг. Небесный Господь Бог время от времени посылал Своего Святого Духа, чтобы влиять на учащихся школ, дабы они могли познавать Его во всех своих путях и дабы Он руководил ими. Временами проявление Святого Духа было настолько явным, что о занятиях забывали, и самый великий Учитель, Которого когда-либо знал мир, позволял услышать Свой голос, говоря: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфея 11:28-30).

Господь стучал в дверь сердец, и я видела присутствие ангелов. Казалось, что учителя не прилагали особых усилий, чтобы влиять на учащихся и направлять их внимание на духовное, но у Бога был в школе Страж, Который, хотя и был невидим, оказывал Свое чувствительное влияние…

Господь ожидает долго, чтобы сообщить сердцу самую великую и подлинную радость. Он обильно благословляет тех, кто взирает на Него всем сердцем. Те, кто таким образом взирал на Него, более отчетливо увидели в Иисусе свою вседостаточную жертву, Того, Кто понес их грехи. Они сокрылись в расселине Скалы, чтобы взирать на Агнца Божьего, Который берет на Себя грехи мира. Когда мы сознаем, что Христос принес жертву ради нас, наши уста возносят самую святую, возвышенную хвалу.

Когда учащиеся таким образом взирали на Иисуса, их временная приостановка занятий не была засчитана как потеря. Они как бы видели Невидимого. Они серьезно искали живого Бога, и живой уголь прощения касался их уст. Святой Дух трудился не только над теми, кто потерял свою первую любовь, но также над душами, которые никогда не вставали на сторону Бога… Знаки Его благодати и милости вызывали радость в сердцах тех, кто получил благословение. Было известно, что среди Его народа проявлялось спасение Божье…

Почему бы нам не ожидать появления Святого Стража в наших школах? Наша молодежь должна получить воспитание, приобрести познание единого, истинного Бога. Молодые люди должны научиться, каким образом представлять Христа как прощающего грех Спасителя. Они должны собирать драгоценные лучи света, чтобы вновь распространять свет. Они должны являть любовь и доброту Господа, говорить о Его славе, воздавать хвалу Тому, Кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет…

Небесный вестник вновь и вновь был послан в школу. Когда Его присутствие признавалось, тьма уходила, сиял свет, и сердца влекло к Богу. Вот последние слова Христа, сказанные Иоанну: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:17). Если мы откликнемся и скажем Богу: «Господи, приди», тогда мы с радостью будем черпать воду из источников спасения.

Почему бы нам не радоваться святой радостью в Боге? Почему бы нам не явить усердие в Его служении? Имея такую великую, облагораживающую истину спасения, неужели мы будем похожи на холодные, мраморные статуи? Если людей так возбуждают матчи, где играют в крикет, или лошадиные скачки, или другие безумные вещи, которые не приносят блага никому, неужели нас не тронет план спасения, раскрывающийся перед нами? Пусть школа и Церковь впредь радуются в Господе (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [77—82]).

Опасность, исходящая от недуховных учителей

Иисусу Христу были вручены все сокровища небес, чтобы Он передал эти драгоценные дары прилежному, настойчивому искателю. Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Коринфянам 1:30). Но даже молитвы многих настолько формальны, что они не оказывают доброго влияния. Они не являются благоуханием жизни.

Если бы учителя смирили свои сердца перед Богом и осознали ответственность, которую они приняли на себя, обязуясь опекать молодежь с целью воспитать ее для будущей нетленной жизни, в их жизни была бы видна заметная перемена. Их молитвы не были бы сухими и безжизненными, но они ревностно молились бы о душах, которые чувствуют себя в опасности. Они ежедневно учились бы у Иисуса из Слова Божьего как из своей настольной книги, относясь к Слову как к Божьему голосу, и атмосфера, окружающая их души, существенно бы изменилась. Искушение быть в первых рядах затмилось бы ежедневными поучениями, усваиваемыми в школе Христа. Они не доверяли бы самонадеянно своему собственному суждению…

Учителя в наших школах находятся теперь в опасности следовать по тому же пути, по которому следовали иудеи во время Христа. Какое бы положение они ни занимали, как бы ни гордились своею способностью преподавать, если они не откроют уголки своей души для ярких лучей Солнца Праведности, они будут отмечены в небесных книгах как неверующие. Словом и примером они заслоняют лучи света, которые достигли бы учащихся. Их опасность заключается в том, что они эгоцентричны и считают себя слишком мудрыми, чтобы принять наставление.

Мы живем в полностью развращенном мире, и если мы не примем в наше сердце живого Христа, веруя в Его слова и исполняя их, мы будем оставлены в слепоте, в которой находились иудеи. Всем учителям следует ловить каждый луч небесного света, проливаемый на их пути, ибо, являясь наставниками, они нуждаются в свете. Некоторые говорят: «Да, я думаю, что стремлюсь к этому», но они обманывают себя. Откуда вы берете ваш свет? Из какого источника вы пьете? У меня есть слово Господне, что многие учителя оставляют холодные воды Ливана ради мутных потоков долины. Только Бог может безопасно вести нас путями, ведущими к лучшей стране. Но учителя, не ищущие этой лучшей страны серьезно и с усердием, ведут находящихся под их влиянием учеников к беспечности и пренебрежению великим спасением, купленным для них безграничной ценой.

Все наши учителя должны поддерживать тесную связь с Богом. Если бы Бог послал Своего Святого Духа в наши школы, чтобы изменить сердца, возвысить интеллект, дать Божественную мудрость студентам, то нашлись бы люди, которые в их теперешнем состоянии стали бы между Богом и теми, кто нуждается во свете. Они не поняли бы служения Святого Духа; да они никогда и не понимали его. В прошлом оно было для них великой тайной, как некогда поучения Христа были тайной для иудеев. Служение Святого Духа Божьего не предназначено вызывать любопытство. Нелюдям решать, как Духу Святому проявлять Себя. Мы должны позволить Богу действовать.

Если учителя желают сидеть в школе Христа и учиться у великого Учителя, они будут гораздо скромнее думать о себе, чем они делают это теперь. Если Бог станет Учителем, Он будет признан, Его имя будет возвеличено. Учащиеся будут похожи на молодых людей в школе пророков, на которых сошел Святой Дух и они пророчествовали.

Сильный враг людей стремится привнести мертвую, безжизненную атмосферу во все наши учреждения. Он старается повертывать и обращать любое обстоятельство в свою пользу, отстраняя Иисуса Христа. Сегодня, как и во дни Христа, Бог не может совершить много могущественных деяний из-за неверия людей, занимающих ответственное положение. Прежде чем они поймут Слово Божье и будут готовы смириться перед Ним как учащиеся, нужно, чтобы на них подействовала обращающая сила Божья.

Оканчивая светские школы

Пророчество говорит нам о том, что мы приблизились к концу времени. Сила интеллекта, врожденные способности, предполагаемое превосходное суждение не приготовят молодежь к миссионерскому служению для Бога. Никто, стремящийся к образованию ради работы для Бога и служения Ему, не станет более совершенным в Иисусе Христе, заканчивая учебу в _______ в области литературы или медицины. Многие были не способны совершать миссионерскую работу, посещая такие школы. Они бесчестили Бога, оставляя Его в стороне и уповая на помощь человека. «Я прославлю прославляющих Меня, — провозглашает Бог, — а бесславящие Меня будут посрамлены» (1 Царств 2:30)…

Божье Слово необходимо принять как основание и совершение нашей веры разумом и всем сердцем. Оно есть жизнь и должно войти в саму нашу суть. Принятое таким образом Слово Божье смирит человека и приведет его к подножию милости, оно сохранит его от всякого разлагающего влияния.

«В год смерти царя Озии, — говорит Исаия, — видел и Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями». Взирая на это грандиозное и великолепное зрелище, пророк увидел свое собственное несовершенство и несовершенство тех людей, с которыми он жил. «Горе мне! — воскликнул он, — погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Исаии 6:1—5). О, как многим, занятым ответственным служением, нужно взирать на Бога, как это делал Исаия, ибо в присутствии Его славы и величия свое «я» превратится в ничто (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [165-170]; написаны из Мельбурна, Австралия, 10 февраля 1894 года учителям в колледже Батл-Крик).

Всякое обучение и наставление могут быть названы высшим образованием только в том случае, если через них открывается высшая жизнь, как было показано в учении Христа. И только с помощью Святого Духа это образование может быть получено. Изучая науку о природе без помощи Святого Духа, человек не видит драгоценных истин, которые он, как желает того Христос, должен узнать из явлений этого мира, ибо его не учат великим и важным истинам, имеющим отношение к его спасению.

Велики возможности человеческого разума, имеющего связь с истинным Учителем, Который в явлениях естественного мира представил истину в ее практическом значении. Бог трудится над человеческим сердцем совершенно незримо. Без действия Божественной силы на разум человека тот не в состоянии постичь дух облагораживающей, возвышающей истины. Он не может читать книгу природы, не может понять простоту благочестия, заложенную в ней. Когда на человеческий разум не оказывается развращающего влияния, он может принять поучения Христа. Человек только тогда сможет понять истинную науку воспитания, если Бог в Своей мудрости через Святого Духа освятит его исследования.

Если бы студенты, посещающие наши колледжи, были тверды и сохраняли чистоту, если бы они не общались с теми, кто ходит путями греха, и не очаровывались их обществом, то, подобно Даниилу, они обрели бы благоволение Божье. Если бы они отказались от бесполезных развлечений, от потворства аппетиту, то их ум очистился бы для обретения знаний. Они приобрели бы нравственную силу, которая сделала бы их способными оставаться непоколебимыми, когда их будут осаждать искушения.

Работающие в наших учреждениях на ответственных постах должны взять на себя бремя заботы о душах тех, кто вверен их попечению.