11. Предметы, достойные изучения

«Превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею» (Екклесиаста 7:12).

Истина и ложь в образовании

Вдохновитель заговора против Бога не ослабляет усилий, стремясь изъять из нашей жизни Слово Божье и поставить во главу угла человеческое мнение. Цель этих усилий состоит в том, чтобы мы не услышали голос Божий, говорящий: «Вот путь, идите по нему» (Исаии 30:21). Искажая суть и цели образовательного процесса, сатана делает все, от него зависящее, пытаясь затмить небесный свет.

Философские измышления и научные поиски, подразумевающие отрицание Бога, тысячами плодят скептиков. В нынешних учебных заведениях выводы, к которым пришли ученые в результате своих исследований, старательно преподаются и как можно полнее разъясняются; формируется мнение, что эти ученые мужи правы, а Библия ошибается. Скептицизм привлекателен для человеческого ума. Молодежь видит в нем пленяющую воображение независимость и впадает в заблуждение. Сатана торжествует. Он питает каждое семя сомнения, посеянное в молодых сердцах. Он стимулирует его рост и помогает созреванию плодов, и вскоре пожинается обильный урожай безбожия.

Именно по причине свойственного человеческому сердцу влечения ко злу так опасно сеять семена скептицизма в молодых умах. Все, что ослабляет веру в Бога, лишает душу силы противостоять злу. Оно размывает единственную реальную преграду на пути греха. Нам нужны школы, в которых молодежь будут учить главному: величие человека состоит в том, чтобы почитать Бога, раскрывая Его характер в повседневной жизни. Через Его слово и Его дела нам нужно познавать Бога, дабы мы в нашей жизни могли исполнить, согласно Его воле, свое предназначение.

Неверующие авторы

Многие люди считают, что для получения образования необходимо изучать работы неверующих авторов, поскольку их труды содержат много ярких мыслей. Но кто был первоисточником мыслей? Бог, и только Бог. Он — источник всякого света. Тогда зачем нам продираться сквозь скопище заблуждений, содержащихся в работах неверующих авторов, ради нескольких интеллектуальных истин, если вся истина находится в нашем распоряжении?!

Как получается, что люди, враждующие с правлением Божьим, становятся обладателями мудрости и даже иногда ее высказывают? Сатана сам получил образование в небесных обителях, и он имеет достаточное познание как добра, так и зла. Он смешивает драгоценное и порочное, и именно это и помогает ему вводить нас в заблуждение. Но если сатана облек себя в сияющие небесные одежды, разве вправе мы принимать его за ангела света? У искусителя есть свои посредники, получившие образование по его методам, вдохновляемые его духом и подготовленные для его работы. Стоит ли сотрудничать с ними? Нужно ли принимать труды его помощников как необходимые для получения образования?

Если бы усилия и время, затраченные на постижение блестящих идей безбожников, были отданы изучению драгоценных россыпей Слова Божьего, тысячи людей, ныне пребывающих во тьме и тени смертной, возрадовались бы в славе Света жизни.

Исторические и богословские знания

Многие полагают, что при подготовке к христианской работе очень важно основательно изучить исторические и богословские труды. Они полагают, что эти знания помогут им в распространении Евангелия. Но прилежное изучение человеческих мнений приводит скорее к ослаблению служения, чем к успехам. Когда я вижу библиотеки, заполненные увесистыми томами исторических и богословских трудов, я думаю: зачем тратить деньги на то, что не является хлебом? Шестая глава Евангелия от Иоанна говорит нам больше, чем можно узнать из таких трудов: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда… Я — хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек… Верующий в Меня имеет жизнь вечную. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанна 6:35, 51, 47, 63).

Существует раздел истории, изучение которого не следует порицать. Священная история была одной из дисциплин в школах пророков. По историческим летописям об отношениях Иеговы с разными народами учащиеся прослеживали Его дела, совершенные на нашей земле. Поэтому сегодня нам необходимо размышлять о взаимоотношениях Бога с народами земли. Мы должны видеть, как в истории исполняются пророчества, изучать, как действовало Провидение в великом реформаторском движении, и понимать развитие событий, в ходе которых народы готовятся к последнему конфликту великой борьбы.

Такое изучение расширит мировоззрение. Оно поможет понять, как в жизни все взаимосвязано, какие прекрасные узы объединяют нас в великое братство, в религиозное сообщество и какую потерю означает для всех угнетение и деградация даже одного члена человеческой семьи.

Но изучение истории связано, как правило, с человеческими достижениями, его победами в сражениях, его успехами в достижении могущества и величия. Участие Бога в делах человеческих теряется из виду. Немногие вникают в осуществление Его намерений относительно возвышения и ниспровержения народов.

И в большой мере богословие, которое изучается и преподается сегодня, является всего-навсего изложением человеческих измышлений, служащих лишь тому, чтобы «омрачить Провидение словами без смысла». Слишком часто побуждение изучать эти многочисленные книги продиктовано не столько желанием приобрести пищу для ума и сердца, сколько честолюбивым стремлением познакомиться с философами и богословами и желанием представить людям христианство в научных терминах и суждениях.

Не все книги служат целям святой жизни. «Научитесь от Меня, — сказал великий Учитель, — возьмите иго Мое на себя и научитесь Моему смирению и кротости». Ваша интеллектуальная гордыня не поможет вам в общении с душами, гибнущими от недостатка хлеба жизни. Изучая бесполезные книги, вы позволяете им занять место практических уроков, которым вам следует учиться у Христа. Результатами такой науки духовный голод людей не утолишь. Очень мало из того, что вы обрели в утомительном для ума поиске, поможет успешно работать для спасения душ.

Спаситель пришел «благовествовать нищим» (Луки 4:18). В Своем учении Он использовал самые простые понятия и самые незамысловатые символы. И сказано, что «множество народа слушало Его с услаждением» (Марка 12:37). Люди, стремящиеся выполнять Его работу в наше время, нуждаются в более глубоком постижении уроков, которые Он дал.

Слова Бога живого являются самым высоким из всех видов образования. Кто служит людям, тем необходимо питаться хлебом жизни. Он даст им духовную силу, и они готовы будут служить представителям всех слоев общества.

Классические языки

В колледжах и университетах тысячи молодых людей посвящают лучшие годы своей жизни изучению древнегреческого языка и латыни. И пока они заняты этими предметами, их сознание и характер формируются под недобрым влиянием языческой литературы, чтение которой является существенной частью изучения мертвых языков.

Люди, знакомые с классикой, утверждают, что «древнегреческие трагедии наполнены сценами кровосмесительства, убийств и человеческих жертвоприношений похотливым и мстительным богам». Намного лучше было бы для мира обойтись без образования, полученного из таких источников. «Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Притчи 6:28). «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иова 14:4). Можем ли мы ожидать, что молодые люди будут развивать христианский характер, если их образование формируется на основе трудов ученых, отрицавших принципы Закона Божьего?

Отбрасывая всякие ограничения и погружаясь в безрассудные, легкомысленные развлечения, забавы и пороки, учащиеся лишь подражают тому, о чем постоянно твердили им на этих занятиях и что восприняло их сознание. Существуют профессии, для которых требуется знание древнегреческого и латинского. Некоторые специалисты должны изучать эти языки. Но познавать их для практической пользы можно и без чтения литературы, которая растлевает и сама по себе есть растление.

Однако большинству христиан не нужны античные языки. Изучение мертвых языков следует сделать второстепенным по сравнению с теми предметами, которые учат, как правильно распоряжаться силами тела и ума. Это безрассудство, когда учащиеся посвящают свое время овладению мертвыми языками и книжными знаниями в любой области, в ущерб подготовке к практическим жизненным обязанностям.

Что учащиеся унесут с собой, покидая учебное заведение? Куда они пойдут? Что они будут делать? Есть ли у них знания, позволяющие учить других? Подготовлены ли они к тому, чтобы стать достойными отцами и матерями? Могут ли они возглавить семьи как мудрые наставники? Единственным образованием, достойным того, чтобы его гак называли, можно считать то, которое делает молодых мужчин и женщин похожими на Христа, которое делает их способными нести бремя своих жизненных обязанностей и стоять во главе своих семей. Такое образование не получишь, изучая языческую классику…

Чувственная литература

Существуют произведения художественной литературы, написанные с намерением научить истине или изобличить какое-то великое зло. Некоторые из них совершили благое дело. Однако они также наносят неописуемый вред. В них есть утверждения и высокохудожественные описания, будоражущие воображение и возбуждающие череду мыслей, полных опасности, особенно для юношей и девушек. Мастерски описанные сцены снова и снова оживают в их сознании. Такое чтение не приносит пользу уму и делает его неспособным к духовному развитию. Оно разрушает интерес к Библии. Небесное все меньше находит себе места в мыслях. Когда ум подробно останавливается на грязных сценах, пробуждаются страсти, в конечном итоге приводящие ко греху.

Даже художественная литература, не содержащая описаний безнравственности и, возможно, предназначенная учить высоким принципам, вредна. Она способствует формированию привычки к торопливому и поверхностному чтению только ради сюжета. И в конце концов это приводит к нарушению способности связно и энергично мыслить, и становится все труднее сосредоточиваться на размышлениях о долге и предназначении.

В сущности, взращивая лишь любовь к развлечениям, чтение художественной литературы рождает неприязнь к практическим жизненным обязанностям. Ее возбуждающая, пьянящая сила нередко бывает причиной как умственных, так и физических заболеваний. Множество убогих, неприбранных домов, множество пожизненных инвалидов, множество пациентов психиатрических больниц — вот результат пристрастия к чтению романов.

Часто утверждают: чтобы спасти молодежь от чувственной литературы или просто от литературы, не имеющей никакой ценности, мы должны предложить ей лучшую художественную литературу. Это подобно попыткам излечить пьяницу, давая ему вместо виски или бренди более слабые опьяняющие напитки, например, вино, пиво или сидр. Но употребление и таких напитков будет постоянно разжигать желание к более сильным стимуляторам. Единственное спасение для алкоголика и единственная защита для человека, желающего быть умеренным во всем, — это полное воздержание. Для любителя художественной литературы остается то же самое правило. Полное воздержание — его единственная защита.

Мифы и сказки

В образовании детей и молодежи большое место сейчас отводится сказкам, мифам и прочим вымышленным историям. Литература этого типа предлагается в школах, ее можно найти во многих семьях. Как могут родители-христиане разрешать своим детям читать книги, наполненные ложью? Когда дети спрашивают о значении рассказов, противоречащих тому, чему учат родители, они слышат обычно простой ответ: эти рассказы — вымысел, но подобное разъяснение все равно не поможет избежать дурных последствий их чтения. Идеи, изложенные в этих книгах, вводят детей в заблуждение. Они навязывают ложные представления о жизни, порождают и воспитывают желание нереального.

Чтение бессмысленных книг, широко распространенное в наше время, — одно из коварных ухищрений сатаны. Он стремится отвлечь умы молодых и старых от великой работы над созиданием характера. Сатана таит замысел погубить нашу молодежь и детей разрушающим душу обманом, которым он наполняет мир. Он стремится отвратить их от Слова Божьего и таким образом помешать им овладеть знанием тех истин, которые могли бы стать их защитой.

Никогда книги, искажающие истину, не должны попадать в руки детей и молодежи. Пусть в процессе образования вашими детьми не овладевают идеи, которые вскоре окажутся семенами греха. Если бы люди, уже имеющие зрелый ум, обходились без таких книг, они сами находились бы в большей безопасности и их пример и правильное влияние значительно облегчили бы попытки уберечь молодежь от искушения.

Мы в изобилии имеем то, что истинно, то, что является Божественным знанием. Тем, кто жаждет знаний, не нужно идти к загрязненным источникам. Господь говорит:

«Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, И сердце твое обрати к моему знанию… Чтобы упование твое было на Господа, Я учу тебя и сегодня, и ты помни. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, Чтобы научить тебя точным словам истины, Дабы ты мог передавать слова истины Посылающим тебя?»

(Притчи 22:17—21).

«Он постановил устав в ИаковеИ положил закон в Израиле,Который заповедал отцам нашимВозвещать детям их»

(Псалтирь 77:5).

«Возвещая роду грядущему славу Господа, И силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил»

(Псалтирь 77:4).

«Чтобы знал грядущий род, Дети, которые родятся, И чтобы они в свое время возвещали своим детям, — Возлагать надежду свою на Бога»

(Псалтирь 77:6, 7).

«Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит»

(Притчи 10:22).

Учение Христа

Христос также излагал принципы истины, проповедуя Благую весть. Имея Его учение, мы можем пить из чистых потоков, текущих от престола Божьего. Христос мог бы наделить людей знанием, превосходящим любые предшествующие открытия, и обозначить предпосылки всех последующих открытий. Он бы мог распечатывать тайну за тайной и сосредоточить вокруг этих чудесных откровений активную, серьезную мысль последующих поколений до самого конца времени. Но Он не пожелал тратить время на что-либо иное, помимо науки о спасении. Его время, Его способности и Его жизнь ценились Им и использовались только как средство спасения человеческих душ. Он пришел взыскать и спасти погибшее, и Он не пожелал изменить Своего намерения. Он не позволил чему-либо отвлекать Его внимание.

Христос делился только тем знанием, которое можно было использовать на практике. Наставления, данные Им людям, были тесно связаны с их нуждами и условиями их практический жизни. Любопытство, приводившее их к Нему с пытливыми вопросами, Он не удовлетворял. Все вопросы такого рода Он использовал для торжественных, серьезных, жизненно важных призывов и обращений. Тем, кто страстно желал вкусить от древа познания, Он предлагал плоды с древа жизни, и люди обнаруживали, что все пути закрыты, кроме того, что ведет к Богу. Все источники были запечатаны, кроме источника вечной жизни.

Наш Спаситель никого не побуждал посещать школы раввинов, существовавшие в Его время, дабы умы слушающих не развращали часто повторяемые в школах слова: «Говорят» или: «Сказано». Зачем нам принимать изменчивые людские суждения за возвышенную мудрость, если самая великая, конкретная и определенная мудрость находится в нашем распоряжении?

Глубокое впечатление произвел на мой разум и оказал огромное влияние на весь мой труд контраст между великим и вечным, показанным мне в видениях, и немощью человеческой. Я не вижу ничего, за что следовало бы хвалить или прославлять человека. Не вижу причины, по которой надо доверять мнениям людей, исполненных мирской мудростью, и восхищаться ими. Как могут люди, лишенные Божественного просвещения, иметь правильные представления о Божьих планах и путях? Они либо отрицают Его полностью и не верят в Его существование, либо заключают в определенные рамки Его силу согласно своим собственным ограниченным понятиям.

Давайте изберем своим Учителем Того, Кто создал небо и землю, Кто поместил звезды на тверди небесной и определил солнцу и луне совершать их работу.

Знание, имеющее практическую ценность

Молодые люди правы, если полагают, что они должны достичь наивысшего развития своих интеллектуальных способностей. Нам не следует ограничивать образование, которому Сам Бог не положил предела. Но наши достижения ничего не стоят, если их не применять ради прославления Бога и для блага рода человеческого.

Бессмысленно захламлять ум изучением предметов, требующих интенсивного умственного напряжения, но ничего не приносящих в практическую жизнь. Такое образование станет явной потерей для учащегося, ибо такого рода занятия уменьшают его желание и склонность изучать предметы, помогающие в будущем приносить пользу людям и дающие возможность с максимальной отдачей исполнять свои обязанности. Практическое воспитание стоит гораздо больше, чем любое количество усвоенных теорий. Недостаточно даже иметь знание, мы должны уметь правильно применять знание.

Время и средства, растрачиваемые очень многими людьми на сравнительно бесполезное ученичество, следует посвятить получению образования, которое сделает нас практичными людьми, способными исполнять сопровождающие нашу жизнь обязанности. Такое образование имело бы наивысшую ценность.

Воспитание сердца

Все, что нам нужно, — это знания, укрепляющие ум и душу, делающие нас лучше. Образование души гораздо более важно, чем просто изучение книг. Хорошо, даже очень важно иметь знания о мире, в котором мы живем, но если мы оставим вечность за пределами наших интересов, то потерпим поражение, от которого никогда не оправимся…

Если бы молодые люди осознавали свою немощь, они в Боге нашли бы свою силу. Если они будут стремиться учиться у Него, они станут мудры Его мудростью, их жизнь начнет приносить плоды и будет благословением .для мира. Но если юноши и девушки посвящают свой ум приобретению лишь светского, основанного на гипотезах знания и таким образом отдаляются от Бога, они потеряют все, что действительно обогащает жизнь (Служение исцеления, c. [439-450]).

Получить высшее образование значит стать причастником Божеского естества. Это значит так воспроизвести жизнь и характер Христа, чтобы занять выигрышную позицию в битвах жизни. Это значит ежедневно одерживать победу над грехом. Ангелы Божьи будут нашими союзниками, когда мы будем достигать этого образования; если враг придет, как река, тогда Дух Господень поднимет Свое знамя в нашу защиту.

Знание, которое не исчезает

Мне поручено предостеречь учителей наших школ. Преподавание в наших школах должно заметно отличаться от преподавания в самых популярных учебных заведениях. Многие учебники, которыми пользуются в наших школах, не подготавливают студентов к вышней школе. В результате молодежь не получает наилучшего христианского образования. Упускаются те аспекты образования, которые более всего необходимы для приготовления их к миссионерскому служению дома и за рубежом, а также к тому, чтобы им устоять в последнем великом испытании. Необходимо такое образование, которое приготовит учащихся к практическому служению, приучая их подчинять каждую способность контролю Духа Божьего. Ценнейшим учебником для них является тот, который содержит наставление Христа, Учителя всех учителей.

Господь требует, чтобы учителя изъяли из наших школ книги, учебный материал которых не находится в соответствии с Его Словом, и заменили их на те, что имеют высочайшую ценность. Бог будет прославлен, если они покажут миру, что обладают Божественной мудростью, потому что находятся под руководством величайшего Учителя.

В нашем образовательном процессе нужно избавиться от ложной, оказывающей разлагающее влияние литературы, чтобы содержащиеся в ней идеи, которые являются семенами греха, не были приняты и лелеемы как истина. Пусть никто не думает, что изучение книг, которые приведут к принятию ложных идей, — это ценное образование. Эти идеи, проникшие в разум,

разлучат молодежь с Источником всякой мудрости, всякой действенности, всякой силы, оставляя ее во власти сатанинских искушений. Наша насущная потребность — это чистое образование, не смешанное с языческой философией.

Нам нужно постоянно остерегаться книг, которые содержат домыслы в области геологии и других отраслей науки. Прежде чем незрелым юношеским умам будут представлены теории научных мужей, из этих теорий нужно тщательно отсеять все неверные предположения. Одно крошечное семя неверия, посеянное учителем в сердце учащегося, может взойти и принести урожай неверия. Домыслы относительно Бога и природы, наполнившие мир скептицизмом, порождены падшим врагом. Сатана изучает Библию. Он знает истины, необходимые для спасения, и старается отвратить от них ум человека. Пусть наши учителя остерегаются повторять ложь врага Бога и человека.

Ошибочно давать в руки молодых людей книги, которые смущают и сбивают с толку. Иногда использование этих книг объясняется тем, что учитель прошел этим путем, а потому им должен следовать учащийся. Но если бы учителя получили свет и мудрость от Божественного Учителя, они смотрели бы на это совершенно иначе. Они иначе бы оценивали важность предметов в образовательном школьном процессе. Более тщательно преподавались бы общепринятые, существенные знания, а Слово Божье ценилось бы как хлеб, посланный с неба, который поддерживает духовную жизнь.

Мы медлительны в осознании того, как велика наша нужда в понимании учения Христа и методов Его работы. Если бы их понимали лучше, то многие наставления, преподаваемые в наших школах, не ценились бы так высоко. Было бы видно, что многое, преподаваемое ныне, не развивает простоту истинного благочестия в жизни учащегося. Ограниченная человеческая мудрость ценилась бы меньше, а Слово Божье заняло бы более почетное место.

Если бы учителя в наших школах исследовали Священное Писание, желая лучше понять его и открыть свое сердце для света, посланного миру, то они были бы научены Богом. Они любили бы, воплощали истину в жизнь и трудились бы, чтобы нести непреходящее знание, а не теории и домыслы людей, которые никогда не были знакомы с Богом. Они ощущали бы глубокую внутреннюю жажду мудрости, которая нисходит свыше.

Обучение, не приносящее пользы

Часто учащиеся посвящают много лет бесполезной и неправильно организованной учебе. Мысли привыкают течь по неверному руслу и сосредоточиваться на том, что не только абсолютно бесполезно, но даже вредно для физического и умственного здоровья. Учащийся получает скудный запас информации по многим предметам, которые не имеют для него большого значения, поверхностные знания по многим областям, которые ему никогда не пригодятся. А ведь он мог бы получить знание, которое сослужило бы ему величайшую службу в практической жизни и явилось бы сокровищницей мудрости, из которой он мог бы черпать в трудное для себя время.

Трудно отстать от старых привычек и укоренившихся идей. Мало кто понимает, какой ущерб наносят длинные учебные курсы. В разуме накапливается много ненужного, однако учащиеся считают такое образование всесторонним, и после нескольких лет учебы они заканчивают школу, получают диплом и верят, что правильно обучены и готовы к служению. Во многих случаях такая подготовка к служению не что иное, как фарс, и это будет продолжаться, пока учителя не воспримут небесную мудрость через влияние Святого Духа.

Многие студенты так долго и напряженно учатся, чтобы усвоить знания, которые, по их мнению, никогда им не пригодятся, что их умственные силы слабеют и они становятся неспособными серьезно стараться и прилагать настойчивые усилия, чтобы понять жизненно важные истины. Деньги, потраченные на их образование и добытые, возможно, ценой огромных жертв со стороны родителей, растрачиваются почти впустую. Неправильное понимание того, что действительно важно, приводит к ошибочному взгляду на работу всей их жизни.

Каким же обманом является образование, полученное в области литературы или науки, если, прежде чем учащегося сочтут достойным войти в вечную жизнь, которая соизмерима с жизнью Божьей, он должен вначале освободиться от этих знаний, причем спасается как бы из огня. Бог дал нам испытательный срок, чтобы мы приготовились к вышней школе. Поэтому молодежь должна быть научена, воспитана и дисциплинирована. В этой низшей школе на земле они должны сформировать характер, который может быть одобрен Богом. Их следует учить, руководствуясь не обычаями и удовольствиями этого мира, а принципами Христа, — учить так, чтобы подготовить их к сотрудничеству с небесными существами. Молодежи нужно дать такое образование, чтобы она стала более успешной в служении Богу, более способной следовать по стопам Христа и придерживаться великих принципов, которых придерживался Он. Нашим идеалом должен быть характер Того, Кто чист, свят и непорочен…

Познание Бога — вот настоящая цель образования. Образование, которое не способствует этому познанию или отвергает его, как Феликс отверг Павла, когда тот говорил ему о правде, воздержании и о будущем суде, не от Бога. Слова Павла заставили трепетать Феликса, но правитель отверг апостола со словами: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деяния 24:25). Сегодня многие говорят то же самое. Им предлагаются глубокие истины, вопросы, высокие, как небо, и необъятные, как вселенная, но они говорят: «Я не могу заниматься этими темами каждый день, потому что они настолько впечатлят меня, что я буду не способен заниматься обычным делами. Я никогда глубоко не изучал библейские вопросы. Я не могу заняться этим теперь. А сейчас пойди, когда у меня будет свободное время, я позову тебя». В результате великий Божий учебник откладывается, потому что им пренебрегли.

Самое высокое развитие, какое только возможно

Я не хочу, чтобы на основании написанных мною слов у кого-нибудь сложилось впечатление, будто уровень образования в наших школах должен быть в какой-либо степени понижен. Каждый учащийся должен помнить, что Господь требует от него сделать все возможное, чтобы он так же мудро мог учить других. Наши учащиеся должны усердно трудиться, чтобы каждая способность достигла по возможности высочайшего развития.

Многие учащиеся приходят в колледж с присущими их разуму привычками, которые мешают им. Одной из таких наиболее трудно преодолимых привычек является привычка заниматься умственным трудом чисто формально, не прилагая при обучении обдуманное, решительное усилие, стремясь преодолеть трудности и усвоить принципы, лежащие в основе изучаемого предмета. Леность, апатия, непостоянство ужасны, также ужасно и формальное отношение к работе. По благодати Христа учащиеся могут исправить эту привычку формального отношения и ради себя самих и своего будущего направить свои умственные дарования в правильном направлении, приучая их совершать служение под руководством Мудрейшего из всех учителей, силу Которого они могут обрести верой. Тогда их усилия будут иметь успех согласно Божьему обетованию.

В наших школах должно даваться основательное образование, которое приготовит молодых мужчин и женщин для служения. Чтобы обеспечить такое образование, первой и самой важной должна считаться мудрость, которая исходит от Бога. Все, кто занят приобретением знания, должны стремиться достичь высшего уровня развития. Пусть учащиеся движутся так быстро, как только можно; пусть область их познания будет настолько широкой, насколько они могут охватить. Но пусть они сделают Бога своею мудростью, держась за Того, Кто безграничен в познании, Кто может открыть сокрытое веками и Кто может разрешить самые трудные проблемы, которые беспокоят верующих в Него.

Каждому учащемуся мы рекомендуем Книгу книг — этот величайший и достойный для изучения предмет, Книгу, которая содержит познание, важное для этой жизни и жизни грядущей. Но я не ратую за понижение уровня образования при изучении наук. Свет, дарованный мне по лому вопросу, ясен, и им ни в коем случае нельзя пренебрегать.

На первом месте Библия

В преподавании в наших школах должно сочетаться физическое и духовное. Законы, которым повинуется земля, показывают, что все находится под действием совершенной силы безграничного Бога. Те же самые принципы видны как в духовном, так и в физическом мире. Отделите Бога от процесса обретения знаний, и у вас останется ущербное, одностороннее образование, не пробуждающее внутренние спасительные свойства, которые дают истинную силу человеку. Автор природы является Автором Библии. У творения и христианства один Бог, Который открыт и природе и в Своем слове. Со священных страниц ясными лучами сияет свет, показывая нам живого Бога, представленного в законах Его правления, в сотворении мира, в небесах, которые Он украсил. Его сила — это единственное средство спасения мира от унизительных предубеждений, которые бесчестят Бога и человека.

Учащийся, который в своей школьной жизни знакомится с истинами Божьего Слова и чувствует его преобразующее влияние на свое сердце, представит характер Христа миру своей упорядоченной жизнью и благочестивым разговором. Бог сделает великое для тех, кто откроет сердце Его Слову и позволит ему овладеть храмом души. Отступление учащихся от простоты истинного благочестия приводит к ослаблению характера и уменьшает силу разума. Их способность к постижению наук слабеет, хотя если бы, подобно Даниилу, они были слушателями и исполнителями Слова Божьего, то продвигались бы вперед во всех областях знаний, которыми занимались. Имея чистые мысли, они стали бы людьми острого ума. Каждая интеллектуальная способность была бы отточена.

Когда Библия становится для человека путеводителем и советником, она оказывает облагораживающее влияние на его ум. Изучение Библии, как ничто другое, очищает и возвышает. Она расширит кругозор искреннего исследователя, наделяя его новыми побуждениями и свежей энергией. Она придаст новую силу способностям, приводя их в соприкосновение с величественными, далеко идущими истинами. Если ум мельчает и слабеет, это происходит потому, что он имеет дело лишь с обыденным. Пусть же Библия будет принята как пища для души, как лучшее и самое эффективное средство для очищения и укрепления интеллекта.

Из сердца исходят источники жизни; а сердцем общества, церкви и народа является семья. Благосостояние общества, успех церкви, процветание нации зависят от влияния семьи.

Сотрудничая с Христом

Мне было велено сказать учителям, служителям и врачам, которые занимают ответственное положение в возвещении третьей ангельской вести: вам поручена торжественная, святая работа. Те, кто занимает ответственное положение в деле Божьем, должны совершенствовать свою жизнь по Божественному подобию. Дома, в церкви, перед миром они должны являть силу христианского принципа, преобразующего жизнь. Пусть они работают честно, пусть они стремятся показать в своей работе дух Христа, пусть они стремятся достичь более высокого уровня. Когда я сознаю, какое опасное время ожидает нас и какая огромная ответственность возложена на учителей, служителей и врачей, меня мучает мысль: как бы они не оказались неверными в выполнении долга.

«Любящие Господа, ненавидьте зло! — увещевает псалмопевец. — Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их. Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие. Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его» (Псалтирь 96:10—12). Учителя, служители и врачи говорят о том, что необходимо достичь более высокого уровня образования, но приведенные слова псалмопевца показывают, что этот более высокий уровень будет достигнут посредством служения Богу. Нам следует отказаться от злословия, эгоистичных планов и всего, что вредит влиянию или смущает суждение. Сердце должно быть освобождено от всякого своекорыстия, поведение должно быть таким, чтобы оно не повело душу по ложным путям.

Господь призывает Свой народ отложить праздность и равнодушие и поступать, подобно обращенным людям. Нужно приложить старание в распространении нашей литературы. Во многих миссионерских направлениях должна быть совершена добросовестная работа, отмеченная христианской учтивостью. Истина должна засиять, как горящий светильник, чтобы стало понятным действительное значение высшего образования.

Живущие в наших городах и поселках люди не ведают об истинах Божьего Слова. Многие погибают во грехе. Некоторые приходит в наши дома молитвы из любопытства. Пусть каждая проповедь будет откровением великих истин, применимых к нашему времени. Раскройте тайны искупления перед учащимися в школах и перед общинами, которые собираются послушать Слово. Как образованные, так и неученые нуждаются в таком познании. Самое высокое образование приобретается в изучении тайны благочестия. Великие истины Слова Божьего, если им верить, их принять и претворять в жизнь, принесут образование высшего порядка.

В Своих поучениях Спаситель всегда показывал связь между причиной и следствием. В каждом веке Он говорит Своим последователям: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфея 5:16). Мужчина или женщина, которые имеют знание истины, но не живут в соответствии с ее принципами, скрывают свой свет. Братья мои, пусть свет будет вынут из-под сосуда, чтобы засияли евангельские истины. Невидимое будет трудиться через видимое; сверхъестественное будет сотрудничать с естественным, небесное — с земным, неизвестное будет открываться через известное. Пусть же откроется благодать Христа, чтобы научить, что человек может быть обновлен в подобие Божье.

Обещание Спасителя «кто имеет, тому дано будет» (Матфея 13:12) относится также к принятию истины. Тому, кто стремится понять ее учение, будет дано большее понимание. Тому, кто своей жизнью показывает, что он владеет духом истины, будет дана большая мера Духа, чтобы он мог совершать свое спасение. Свидетельство о Христе в мире не будет звучать в хвастливой форме, но в страхе, трепете и в силе Духа.

Самое желанное образование — это познание тайн Царства Небесного. Кто служит миру, тот не видит великих, вечных истин, приготовленных для человека, открывающего свое сердце небесному свету. Но кто идет путем познания и настойчиво продолжает свои поиски скрытой мудрости, того небесные силы учат великим урокам, которые через веру в Христа помогают ему стать победителем. Через это познание достигается духовное совершенство, жизнь становится святой и подобной жизни Христа.

Учение Христа производило впечатление на Его слушателей не благодаря каким-то внешним проявлениям, но благодаря словам и делам Его повседневной жизни, духу, который Он являл. В возвышенной жизни, которую Он вел, когда творил дела Божьи, Он оставил людям пример влияния воистину высшего образования. Так и в жизни Его последователей: когда преодолевается несдержанность, когда сердце смягчается добротой к другим людям, когда жизнь посвящается исполнению Христовых дел, тогда виден плод высшего образования.

Высшее образование приобретается не изучением определенных книг, которые светские учителя считают важными, но изучением Слова Божьего. Это изучение приведет к послушанию Божьим требованиям и к постоянному хождению по пути Христа. Нет ничего возвышеннее, чем образование, содержащееся в уроках, преподанных Христом. Если их отвергают ради учения человеческого, то Божьему народу необходимо заново обратиться и научиться от Христа простоте истинного благочестия.

Когда обращающая сила Божья воздействует на учителей и наших школах, они осознают, что познание Бога и Иисуса Христа охватывает гораздо более широкую область, чем так называемые «современные методы» образования. Но если они не будут обладать более широкими взглядами на образование, они испытают огромные препятствия в приготовлении миссионеров, которые должны идти и передать свои познания другим.

Учителя, станьте настоящими воспитателями и излейте в сердца учащихся живой поток искупительной любви. Прежде чем их разум будет поглощен изучением книг, умоляйте их искать Христа и Его праведность. Покажите им, какие произойдут перемены, если их сердце будет отдано Христу. Сосредоточьте их внимание на Нем. Это закроет дверь неразумным стремлениям, которые возникают сами собой, и приготовит ум к принятию Божественной истины.

Учителя и учащиеся

Нам вновь и вновь было дано предостережение, что образование, существующее ныне в мире, не может выдержать проверку Словом Божьим. Вопрос образования должен интересовать каждого адвентиста седьмого дня. Господь говорит нам: адвентисты седьмого дня не должны находиться в зависимости от советов и указаний учителей, которые не знают истины для настоящего времени. Формирование и развитие умов не должно быть поручено людям, которые не понимают важности приготовления к жизни, соизмеримой с жизнью Бога.

Некоторые из наших учителей очарованы настроениями неверующих авторов. Мне было показано, как один учитель держал в руке книгу и рекомендовал ее нашим учителям как материал, который окажет реальную помощь в образовательном процессе. Другой держал в Своей руке книгу совершенно иного характера. Он положил руку на плечо человека, рекомендовавшего книгу неверующего автора, и сказал: «Совет, который вы даете, открывает дверь сатане с его домыслами, чтобы он легко вошел в вашу школу. Эти книги содержат представления, которых ваши учащиеся должны научиться избегать. Человеческий ум легко увлекается занятиями, которые ведут к безбожию. Эти книги вызывают в уме учащихся неприязнь к изучению Слова Божьего, которое есть вечная жизнь для всех, кто следует его наставлениям. Таким книгам не место ни в одной школе, где молодежь учат быть учениками Величайшего из учителей».

Торжественным голосом говоривший продолжал: «Есть ли у этих авторов нечто такое, что можно рекомендовать как действительно важное для истинного высшего образования? Решитесь ли вы рекомендовать изучение этих книг учащимся, которые не ведают об их истинном характере? Неправильные привычки мышления, однажды усвоенные, становятся деспотической силой, которая держит разум стальной хваткой. Если бы многие, приобретшие и прочитавшие эти книги, никогда не видели их, а вместо них приняли бы слова Божественного Учителя, они далеко продвинулись бы в сравнении с их теперешним состоянием в познании истин Божьего Слова, которые умудряют людей во спасение. Эти книги тысячи людей привели туда, куда сатана привел Адама и Еву, —к знанию, которое Бог запретил им иметь. Изучая эти книги, студенты отворачиваются от Слова Господня и обращаются к басням».

Мне велено сказать учащимся: в ваших поисках знания поднимайтесь выше планки, поставленной миром; следуйте туда, куда ведет Иисус. Мне хотелось бы сказать учителям: остерегайтесь сеять семена неверия в сердца и разум. Очиститесь от всякой скверны плоти и духа. Венчающая слава Христова характера — Его святость. Ангелы склоняются перед Ним в восхищении, восклицая: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откровение 4:8). Он провозглашен прекрасным в Своей святости. Изучайте характер Бога. Взирая на Христа, ищите Его в вере и молитве, и вы сможете уподобиться Ему.

Уровень образования в наших школах резко падает, когда Христос перестает быть примером для учителей и учащихся. Учителям следует понимать, что их работа не должна ограничиваться знаниями, содержащимися в учебниках; она должна достигать большего, гораздо большего. Посредством самодисциплины они должны научиться формировать свой характер по Божественному подобию. Свое «я» умирает тяжело, но, когда учителя обретут мудрость, сходящую свыше, они увидят истинную цель нашей образовательной работы, и будут предприняты реформы, которые дадут молодежи образование, соответствующее Господнему плану развития.

Учитель, удали из своих лекций все низкопробное и второсортное. Преподавай студентам лишь существенное и важное. Пусть никогда ни врач, ни служитель, ни учитель не увлекается многословием, когда в слишком затянувшихся рассуждениях, от которых нет никакой пользы, забывается суть беседы. Когда это происходит, мозг нагружается множеством слов, которые он не в силах сохранить. Пусть лекции будут короткими и по существу. Пусть мысли будут приятными и чистыми, а ум открыт для главного небесного закона: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Луки 10:27). Если принимающие участие в обучении молодежи многое упустят, но покажут учащимся важность принципов, которым они должны повиноваться, чтобы достигнуть вечной жизни, это будет свидетельствовать об истинной реформе.

Безотлагательное приготовление к работе

Практика, когда несколько учащихся получают все преимущества для совершенствования своего образования в таком множестве областей, что они не в состоянии использовать все эти преимущества, скорее вредит им, чем приносит пользу, и, кроме того, эта практика лишает преимуществ других, которые сильно нуждаются в этом. Если бы срок этого продолжительного приготовления был гораздо короче, а занятиям посвящалось бы меньше времени, тогда намного большей была бы возможность у учащегося для возрастания веры в Бога… Мне было показано, что некоторые студенты теряют свою духовность, их вера слабеет, и они не имеют постоянной связи с Богом. Почти все их время уходит на изучение книг. Кажется, они мало что знают, кроме этого. Но что они получат благодаря такому приготовлению? Какую пользу принесет это потраченное время и деньги? Говорю вам, это будет хуже, чем просто потеря…

Следует более внимательно относиться к вопросу расходования денег на образование. В то время, как очень много средств тратится на то, чтобы несколько студентов завершили свой дорогой курс обучения, есть множество других, жаждущих знаний, которые могли бы получить их за несколько месяцев. Один или два года учебы были бы для них величайшим благословением. Если все средства идут на то, чтобы незначительное количество учащихся завершило учебный курс, продолжающийся несколько лет, то многие не менее достойные молодые люди вовсе теряют такую возможность…

Вместо того, чтобы перегружать учебой немногих, расширьте сферу вашего служения. Примите решение, чтобы средства, предназначенные вами для обучения работников в Божьем деле, не были потрачены на одного человека, давая ему возможность получить гораздо больше, чем необходимо, в то время как другие остаются ни с чем. Помогите учащимся начать, но не думайте, что вы обязаны материально поддерживать их год за годом. Их обязанность — идти на поле, чтобы трудиться, а ваша — оказывать благотворительность другим, которые нуждаются в помощи…

Слишком рьяное отношение к изучению даже истинной науки формирует ненормальную склонность, которая возрастает по мере удовлетворения. Появляется желание получить больше знаний, чем это необходимо для совершения работы Господней. Приобретение знания просто для себя отвращает ум от посвящения Богу и препятствует продвижению на пути практической святости… Господь Иисус давал наставление лишь в той мере, которая могла использоваться… Учеников часто возбуждало любопытство, но вместо того, чтобы удовлетворять их желанию, знать то, в чем они не нуждались, чтобы правильно совершать свою работу, Он направлял их мысли в новое русло. Он давал им много необходимых наставлений в области практического благочестия…

Невоздержание в учебе

Невоздержание в учебе — это разновидность опьянения, и тот, кто этому потворствует, подобно пьянице, уклоняется с безопасного пути, спотыкается и падает во тьме. Господь желает, чтобы каждый учащийся помнил, что его внимание должно быть направлено исключительно на славу Божью. Он не должен истощать и растрачивать свои физические и умственные силы, стремясь получить всевозможное знание наук, но его задача — сохранить свежесть и энергию всех своих сил, чтобы исполнять работу, предназначенную для него Господом, помогая душам найти путь праведности… Заповедь небес —трудиться, работать, делать что-нибудь, что принесет славу Богу через оказание милости нашим ближним…

Господь избирает и принимает тружеников не по преимуществам, которыми они обладают, и не в соответствии с высококлассным образованием, которое они получили. Ценность человека определяется способностью сердца знать и понимать Бога… Высочайшее из возможных благ обретается через познание Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Это знание — сокровенный источник, из которого исходит вся сила…

Образование Моисея

Образование, которое получил Моисей как внук фараона, было весьма основательным. Ничего не было упущено, чтобы сделать его мудрым человеком в том смысле, в каком египтяне понимали мудрость. Но самую ценную подготовку к жизненному поприщу Моисей получил, пася овец. Когда он вел свои стада по горным тропам на зеленые пажити долины, Бог природы учил его высшей мудрости. В школе природы, где Христос был его Учителем, он усваивал уроки смирения, кротости, веры и доверия, которые крепче привязывали его душу к Богу. В уединении, среди гор он учился тому, чему не учили в царском дворце, — простой непоколебимой вере и постоянному доверию Богу.

Моисей считал, что обучение мудрости египетской полностью приготовило его к тому, чтобы вывести Израиль из рабства. Разве он не был научен всему, что необходимо было знать военному полководцу? Разве он не имел преимущества учиться в лучших школах страны? Да, он чувствовал, что способен избавить израильтян. Он начал свою работу, пытаясь снискать их расположение, заглаживая их обиды. Он убил египтянина, который обижал одного из израильтян. В этом поступке Моисей проявил дух того, кто был убийцей от начала, он показал себя неготовым представлять Бога милости, любви и доброты.

При первой попытке освободить израильтян Моисея постигла страшная неудача, и, подобно многим другим, он сразу потерял доверие к Богу, отвернувшись от предназначенного для него дела. Он бежал от гнева фараона. Моисей сделал вывод, что из-за его великого греха — убийства египтянина Бог не позволит ему принять участие в избавлении народа от жестокого рабства. Но Господь допустил все это, чтобы научить Моисея мягкости, великодушию и долготерпению, которые необходимы каждому труженику Господа, чтобы быть успешным работником в Его деле…

Моисей был научен выслушивать лесть и похвалу благодаря своим исключительным способностям; теперь же он должен был научиться совершенно другому. Будучи пастухом овец, Моисей научился заботиться о больных, терпеливо искать заблудших, терпеть буйных, с любовью относиться к нуждам ягнят и потребностям старых и слабых. Перенося все это, он сближался с Пастыреначальником. Он соединялся со Святым Израилевым, растворялся в Нем. Моисей верил в великого Бога. Он общался с Небесным Отцом в смиренной молитве. У Всевышнего он искал духовного образования и познания своего долга как верного пастыря. Его жизнь была так тесно связана с небесами, что Бог разговаривал с ним лицом к лицу, «как бы говорил кто с другом своим» (Исход 33:11).

Получив такое образование, Моисей был готов внимать призыву Божьему и поменять свой пастушеский посох на жезл власти, оставить стадо овец и взять на себя руководство над поклоняющимся идолам мятежным народом. Но он не потерял зависимости от невидимого Руководителя. Подобно тому, как жезл был инструментом в его руке, так он сам был инструментом в руке Христа. Он был пастырем Божьего народа, и благодаря его вере и непоколебимому доверию Господу у израильтян было много благословений…

Именно безусловная вера в Бога сделала Моисея таким, каким он был. Он делал все, что Господь повелевал ему. Все знания мудрецов не могли сделать Моисея орудием в руках Господа. Ему необходимо было освободиться от самоуверенности, осознать свою беспомощность и положиться на Бога. Он должен был повиноваться Божьим повелениям вне зависимости оттого, казались ли они ему правильными или нет…

Не обучение в школах Египта позволило Моисею торжествовать над врагами, но постоянная, непоколебимая вера —вера, которая не ослабела в самых тяжелых условиях. По повелению Бога Моисей двигался вперед, хотя казалось, что впереди нет никакой опоры. Более миллиона человек зависели от него, и он вел их вперед шаг за шагом, день за днем. Бог допустил эти горестные переходы по пустыне, чтобы Его народ научился переносить лишения и чтобы, находясь в опасности, израильтяне могли узнать, что спасение и утешение можно найти только в Боге. Таким образом, они могли научиться познавать Бога, доверять Ему и служить Ему живой верой.

Самый важный урок

Бог не зависит от людей, имеющих совершенное образование. Его работа не может ждать, пока Его слуги пройдут долгий процесс тщательной подготовки, какую планируют дать в наших школах. Ему нужны люди, которые ценят преимущество быть соработниками с Ним, люди, которые почтут Его, безоговорочно внимая Его требованиям независимо от усвоенных прежде теорий. Нет предела полезности для того, кто, оставляя свое «я», дает возможность Святому Духу работать над его сердцем и живет жизнью всецелого посвящения Богу, перенося необходимое воспитание, совершаемое Господом, без жалоб и уныния. Господь будет учить старых и молодых часом за часом и день за днем, если они не потеряют мужества при порицании от Господа, не станут жестокосердными и упорными. Он жаждет явить Свое спасение людям; и если Его избранный народ устранит преграды, Он при посредничестве людей изольет воды спасения обильными потоками.

Те, кто, получая образование в школах людей, стремятся стать эффективными в возвышенной работе Божьей, вскоре увидят, что они не научились самым важным урокам. Из-за нежелания покориться воздействию Святого Духа, из-за непослушания всем Божьим требованиям их духовные силы истощаются. Они теряют способность успешно исполнять служение для Господа. Пропуская занятия в школе Христа, они забывают голос Учителя, и Он не может вести их.

Люди могут получить все знание, какое только может дать учитель — человек, но Бог требует от них еще большей мудрости. Подобно Моисею они должны научиться кротости, смирению сердца, недоверию к себе. Наш Спаситель Сам, когда терпел испытание ради человечества, признавал, что Сам от Себя не мог делать ничего. Мы также должны научиться, что в нас самих силы нет. Человек становится сильным, лишь приобщившись к Божественной природе.

Нужно искать Божественного руководства

Открывая впервые книгу, учащийся должен понимать, что истинной мудростью наделяет только Бог. Он должен искать Божественного совета на каждом шагу. Нельзя заключать никакого соглашения, в котором не мог бы участвовать Бог, нельзя образовывать никакого союза, который Он не мог бы одобрить. Источник мудрости должен быть признан Путеводителем от начала до конца. Тогда знание, получаемое из книг, будет контролироваться живой верой в безграничного Бога. Учащемуся не следует связывать себя каким-либо специальным учебным курсом, рассчитанным на долгий период времени, но он должен руководствоваться в таких делах Духом Божьим…

Никому не позволяйте проходить учебный курс, который ослабляет веру в истину, в Божью силу или преуменьшает уважение к жизни святости. Я предупредила бы учащихся не делать ни одного шага в этом направлении даже по совету их наставников или людей, занимающих высокое положение, если вначале они не искали Бога лично с сердцем, широко открытым для влияния Святого Духа, и не получили Его совет относительно предполагаемого учебного курса. Пусть каждое несвятое стремление будет уничтожено. Пусть каждое эгоистичное желание выделиться будет удалено. Пусть каждый совет, данный людьми, будет представлен Богу и доверен руководству Святого Духа…

Не вверяйте себя людской опеке, но говорите: «Господь — мой помощник. Я буду искать Его совета. Я буду исполнять Его волю». Все преимущества, которые вы можете получить, не послужат благословением для вас, а самое высокое образование не приготовит вас к тому, чтобы стать проводником света, если вы не сотрудничаете с Божьем Духом. Без Божественного просвещения люди не могут дать нам достойную подготовку, как не могли египетские боги избавлять тех, кто доверял им.

Учащиеся не должны думать, что каждый совет, данный им продолжить обучение, соответствует Божьему плану. Несите такой совет Господу в молитве и ищите Его руководства не один раз, но вновь и вновь. Умоляйте Его, пока не убедитесь, от кого был этот совет: от Бога или от человека…

Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Матфея 26:41). Бодрствуйте, чтобы ваши занятия не увлекли вас и не заняли настолько, что ваш ум будет чрезмерно перегружен, а стремление к благочестию покинет душу. У многих студентов побуждение и цель, с которыми они пришли в школу, постепенно потерялись из виду, а несвятое стремление получить высококачественное образование побудило их пожертвовать истиной. Страстное желание занять высокое положение среди людей заставило их исключить волю Небесного Отца из их расчетов, но истинное знание ведет к святости жизни через освящение истиной.

Очень часто в процессе занятий мудрости свыше отводится второстепенное место, и чем дальше учащийся движется вперед, тем меньше он доверяет Богу. Он смотрит на интенсивную учебу как на саму суть жизненного успеха, но если бы все обратили должное внимание на слова Христа «Без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5), у них были бы другие планы. Без живых принципов истинной религии, без знания того, как служить Искупителю и прославлять Его, образование скорее вредит, чем приносит пользу. Когда подобное образование захватывает до такой степени, что в сердце слабеет любовь к Богу, молитвой пренебрегают и не развиваются духовные качества, наступает полный крах. Будет намного лучше прекратить образование и возродиться от душевной слабости, чем получить блестящее образование и упустить из виду вечные преимущества…

Я ни в коем случае не ратую за ограниченное образование, которому Бог не положил предела. Наше образование не заканчивается преимуществами, которые может дать этот мир. Всю вечность избранные Божьи будут учениками. Но я советую ограничивать себя в том образовании, которое опасно для души и не достигает той цели, на которую тратятся время и деньги. Образование — это большой труд всей жизни, но, чтобы получить истинное образование, нужно иметь мудрость, которая приходит от Бога. Господь Бог должен быть представлен на каждой стадии образования, но посвящать годы изучению книг в одной области — это ошибка. После окончания периода обучения пусть никто не советует учащимся приступать к другому продолжительному учебному курсу. Посоветуйте им заняться работой, для которой они готовились. Побудите их применить те знания, которые они уже получили…

Разум многих нуждается в обновлении, преобразовании и формировании по Божественному плану. Многие, перегружаясь учебой, губят себя физически, умственно и нравственно. Они обкрадывают себя для этой жизни и для вечности, практикуя невоздержание в получении образования. Они теряют желание учиться в школе Христа урокам кротости и смирения сердца…

Ввиду скорого возвращения Христа

Учащимся следует показать, что время коротко, что они должны быстро приготовиться для исполнения работы, необходимой для настоящего времени… Мне велено сказать вам, что вы не представляете себе, насколько быстро наступит кризис. Он подкрадывается незаметно, словно вор. Солнце сияет на небесах, совершая свой обычный круг, небеса еще проповедуют славу Божью; люди, как всегда, едят и пьют, сажают и строят, женятся и выходят замуж. Торговцы занимаются куплей и продажей, издания выходят одно за другим, люди теснят друг друга, стремясь занять самое высокое место, любители удовольствий продолжают посещать театры, конные скачки, игорные дома, преобладает сильнейшее возбуждение, но испытательный срок скоро закончится, и дело каждого будет быстро навеки решено. Лишь немногие верят всем сердцем и всей душой, что у нас есть небеса, куда следует стремиться, и ад, которого следует остерегаться. Но эти немногие показывают свою веру делами.

Признаки Христова пришествия быстро исполняются. Сатана видит, что для работы у него остается мало времени, и он всеми способами стремится разбудить стихии мира, чтобы обольстить, обмануть, заворожить и чем-то занять, пока испытательный срок не закончится, и дверь милости не закроется навсегда.

Царства этого мира еще не стали царством Господа нашего и Христа Его. Не обманывайтесь; бодрствуйте и действуйте быстро, ибо придет ночь, когда никто не сможет трудиться. Не поощряйте учащихся, обремененных работой по спасению ближних, проходить обучение курс за курсом. Не затягивайте на многие годы получение образования. Делая это, вы создаете у них впечатление, что времени впереди вполне достаточно, и именно это оказывается сетью для их души.

Многие, начиная учебу, бывают лучше приготовлены и имеют большую духовную проницательность и более глубокое познание Бога, а также лучшее знание Его требований, чем после ее окончания. Их приглашают продолжать учебу, и они настолько увлечены стремлением стать учеными людьми, что теряют голову. Свои книги они делают идолом и готовы пожертвовать своим здоровьем и духовностью, чтобы получить образование. Они сокращают время, которое должно быть уделено молитве, и упускают возможности делать добро. Они не используют знание, которое уже получили, и не продвигаются в науке приобретения душ. Миссионерская работа становится все менее желанной, а жажда преуспеть в книжном познании необычайно растет. Продолжая свою учебу, они отделяют себя от Бога мудрости в то время, как люди поздравляют их с достижениями и поощряют приобретать одну научную степень за другой…

Вопрос таков: «Верите ли вы в истину? Верите ли вы в весть третьего ангела? Если вы верите, то действуйте согласно своей вере»… У нас нет времени, чтобы тратить долгие годы на приготовление. Бог зовет, прислушайтесь к Его словам: «Пойди сегодня работай в винограднике моем» (Матфея 21:28). Теперь, именно теперь настало время трудиться…

«В вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его» (Наума 1:3). О, если бы люди могли понять терпение и долготерпение Божье! Он ограничивает Себя. Его всемогущество находится под контролем Всесильного. О, если бы люди поняли, что Бог не перестал терпеть порочность этого мира и все еще предлагает прощение людям, даже не заслуживающим его! Но Его терпение не будет продолжаться вечно. Кто готов к внезапному изменению, которое произойдет в Божьем отношении к грешным людям? Кто избежит наказания, которое непременно постигнет беззаконников?..

Должна быть совершена огромная работа, и виноградник Господень нуждается в тружениках. Миссионеры должны приступить к работе, прежде чем они вынуждены будут прекратить ее. Теперь повсюду открыты двери; учащимся некогда ждать, пока закончатся годы учебы, ибо нам осталось не так много лет, и нужно трудиться, пока длится день…

Поймите, говоря это, я никоим образом не умаляю значения образования, но хочу предостеречь тех, кто может впасть в крайность, чрезмерно перегружая себя тем, что правильно и законно. Лучше стремитесь к приобретению христианской опытности, потому что без нее образование учащегося будет бесполезно.

Если вы видите, что учащиеся настолько искушаемы увлечься учебой, что изучение Книги, которая показывает, как обеспечить будущее благополучие их души, отходит на второй план, тогда не усугубляйте искушение, не затягивайте образовательный процесс. В противном случае все ценное для служения в образовании учащегося потеряется из виду…

Нам всегда нужны будут школы и образование, но следует быть внимательными, чтобы образование не затмило всякий духовный интерес. Опасно советовать учащимся изучать одну область науки за другой и убеждать их, что таким образом они достигнут совершенства. Такое образование окажется дефектным во всех отношениях. Господь говорит: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Коринфянам 1:19—21).

Моисей был научен всей мудрости египетской. Благодаря провидению Божьему он получил разностороннее образование, но большую часть этого образования нужно было забыть и посчитать безумием. В течение сорока лет забота об овцах и нежных ягнятах должна была изгладить это влияние. Если бы многие, участвующие в работе Божьей, были изолированы, как Моисей, и под влиянием обстоятельств вынуждены были заниматься скромным делом, пока не смягчатся их сердца, они не возвеличивали бы настолько свои способности и не стремились показать, что мудрость современного образования может заменить правильное познание Бога…

Ученики Христа призваны возвеличивать не людей, но Бога, Источник всякой мудрости. Пусть учителя дадут возможность Святому Духу совершать Свое дело над человеческими сердцами. Величайший Учитель представлен среди нас Святым Духом. Как бы вы ни учились, достигая все новых высот и стремясь к знанию каждое мгновение Своей жизни, вы не станете совершенными. Когда время закончится, вы вынуждены будет задать себе вопрос: «Что доброго сделал я для тех, кто находится в полночной тьме? Кому я рассказал о Боге или передал знания, на которые потратил так много времени и денег?»

Вскоре на небесах будет сказано: «Совершилось». «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22:11, 12). Когда прозвучит этот глас, дело каждого будет решено.

Пусть лучше труженики сделают меньше работы и двигаются вперед медленно и смиренно, неся иго и бремя Христа, чем посвятят годы приготовлению к большому труду, а затем не сумеют привести сынов и дочерей к Богу и не будут иметь никаких трофеев, чтобы положить их к ногам Иисуса…

Многие ли знающие истину для настоящего времени трудятся в соответствии с ее принципами? Верно, кое-что сделано, но должно быть сделано больше, гораздо больше. Работа накапливается, а время сокращается. Сейчас все должны быть горящими и сияющими светильниками, однако светильники многих не имеют масла благодати, они не заправлены и не зажжены, чтобы свет мог сиять и сегодня. Очень многие рассчитывают на якобы долгий завтрашний день, но это ошибка. Пусть каждый будет научен видеть важность особой работы сегодня. Пусть каждый трудится для Бога и для душ, пусть каждый проявит мудрость и никто не пребывает в праздности, ожидая, что кто-то даст ему работу. Этот «кто-то», от кого вы ждете работу, перегружен своими обязанностями, а вы теряете время, ожидая от него указаний. Бог даст вам мудрости для немедленного преобразования, ибо еще звучит призыв: «Сын! Пойди сегодня работай в винограднике моем». «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евреям 3:7, 8). Господь предваряет Свое повеление дорогим словом «сын». Какой мягкий, какой сострадательный и в то же время какой настойчивый призыв! Его приглашение является также повелением (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [108—146]; написано 21 марта 1895 года учителям в санатории и колледже Батл-Крика).

Знание самого себя — великое знание. Истинное знание самого себя приводит к смирению, которое дает возможность Господу развить ум человека, сформировать и воспитать характер. Ни один учитель не может совершать приемлемую работу, если он не помнит о своих собственных недостатках и не отказывается от всех планов, которые ослабляют духовную жизнь. Когда учителя готовы отказаться от всего, не имеющего значения для вечной жизни, тогда можно сказать, что они со страхом и трепетом совершают свое спасение и строят мудро для вечности.

Для дальнейшего изучения

Истина и ложь в образованииСлужение исцеления, c. [427-450]Свидетельства для церкви, т. 8, c. [255-280]

Учителя и учащиесяСвидетельства для церкви, т. 6, c. [162-167]

Безотлагательное приготовление к работеСлужение исцеления, c. [474, 475]Свидетельства для церкви, т. 5, c. [223, 224]Свидетельства для церкви, т. 5, c. [22]