12. Библия в процессе образования

«Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Псалтирь 11:7)

Слово Божье —это сокровищница

Библия имеет наивысшую ценность, потому что она есть слово живого Бога. Более всех книг в мире она заслуживает изучения и внимания, потому что она является вечной мудростью. Библия — это история, которая повествует нам о сотворении мира и открывает прошлые века. Без нее у нас были бы только догадки и небылицы относительно далекого прошлого. Она открывает нам Творца неба и земли, говорит о вселенной, которую Он вызвал к существованию, она проливает чудесный свет на мир грядущий.

Библия — это поле, в котором сокрыты небесные сокровища, и они останутся сокрытыми, пока прилежными поисками их не обнаружат и не сделают видимыми. Библия — это шкатулка с неподдающимися оценке драгоценными камнями, которые должны быть представлены в их действительном великолепии. Но красоту и великолепие этих бриллиантов истины нельзя увидеть плотским глазом. Красот физического мира не видно, пока солнце, рассеивающее тьму, не осветит их. То же самое происходит и с сокровищами Божьего Слова; их не оценят, пока Солнце Праведности не прольет на них свет.

Библия содержит простую и законченную систему теологии и философии. Эта Книга умудряет нас ко спасению. Она рассказывает нам о любви Божьей, явленной в плане спасения, сообщая знание, необходимое всем учащимся, —знание Христа…

Бог не только открыл нам истину об искуплении, которая предлагает надежду вечной жизни, но Его слова являются небесной манной для души, которая насыщает и посылает духовные силы. Библия — это великое мерило добра и зла, ясно определяющее, что такое грех и святость. Ее живые принципы, вплетенные в нашу жизнь золотыми нитями, станут нашей единственной защитой во время искушения и испытания.

Священное Писание было основой обучения в школах пророков, и оно должно занять первое место в каждой образовательной системе, ибо основой всякого правильного образования является познание Бога. Используемая в качестве учебника в наших школах Библия сделает для ума и нравственности то, что не смогут сделать научные и философские книги. Как книга, воспитывающая и укрепляющая интеллект, облагораживающая и совершенствующая характер, она не имеет себе равных.

Бог заботится о нас как об интеллектуальных существах, и Он дал нам Свое Слово, как светильник ноге нашей и свет стезе нашей. Ее учения имеют жизненно важное значение для нашего благополучия во всех аспектах жизни. Даже в наших скоротечных делах она будет более мудрым наставником, чем любой другой советник. Ее Божественные наставления указывают на единственный путь к истинному успеху. Любое социальное положение, любой аспект человеческого опыта требует в качестве необходимой подготовки изучение Библии.

Ограниченная мудрость

Простое чтение Слова не принесет результата, предусмотренного Небом: его следует изучать и хранить в сердце. Библия не получает того внимания, которого она заслуживает. Она не почитается выше всех других книг в процессе образования детей и молодежи. Учащиеся посвящают годы получению образования. Они изучают различных авторов и знакомятся с наукой и философией из книг, содержащих результаты человеческих исследований, но Книга, автором которой является Божественный Учитель, в значительной степени остается в пренебрежении. Ее ценность не замечается, ее сокровища остаются сокрытыми.

Образование такого рода — неполноценное образование. Кто такие эти ученые люди, что их идеи берутся за образец в формировании разума и характера молодых людей? Устно или письменно они могут обнародовать лучшие результаты своих рассуждений, но они постигают лишь малую частицу творения Божьего и, в своей близорукости называя это наукой, превозносят ее выше Бога науки.

Человек ограничен; в его мудрости нет света. Его беспомощный разум ничего не может объяснить в глубинах Божьих, он не может понять духовные уроки, которые Бог поместил в физическом мире. Но разум — это дар Божий, и Его Дух поможет тем, кто готов воспринимать знание. Слова человека, если они имеют какую-либо ценность, являются отголоском слов Божьих. В образовании молодежи они никогда не должны занимать место Божественного Слова.

Холодные философские предположения и научные выкладки, в которых не признается Бог, наносят несомненный вред. И зло усугубляется, когда, как это часто бывает, книги, которые рекомендуются молодым людям и которые считаются авторитетными и надежными для образования молодежи, написаны неверующими авторами. Все идеи этих людей пронизаны ложными представлениями. Изучать такие книги — все равно, что иметь дело с углем; мысли, текущие в русле скептицизма, так или иначе запятнают учащегося.

Авторы этих книг, которые сеют семена неверия и сомнения, распространяемые по всему миру, обучаются главным врагом Бога и человека, признанным главой начальств, властей, мироправителем тьмы века сего. Слово Божье говорит о них: «Они… осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели», потому что «познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили» (Римлянам 1:21, 22). Они отвергли Божественную истину в ее простоте и чистоте ради мудрости этого мира.

Всякий раз, когда книгам этих неверующих авторов отдавалось предпочтение, а Слово Божье отодвигалось на второе место, выпускники школы оказывались подготовленными к служению Богу ничуть не лучше, чем перед получением образования.

Причина противодействия Библии

Люди сомневаются в Божественной истине не из-за отсутствия доказательств; они не верят не потому, что не осведомлены относительно авторитета Слова Божьего. Дело в том, что грех нарушил работу всего человеческого организма, извратил ум и развратил воображение. Искушения извне находят ответный отклик в сердце, а ноги незаметно скользят ко греху. Вот почему многие ненавидят Библию. Некоторых не беспокоило бы, если бы Библии вообще не было в мире.

Когда над Сыном Божьим было устроено судилище, иудеи кричали: «Возьми, распни Его!», потому что Его чистая жизнь и святое учение убеждали и обличали их во грехе. По этой же причине многие в своем сердце протестуют против Слова Божьего. Многие, даже дети и молодежь, научились любить грех. Они ненавидят порицание, и мысль о Боге жалит их совесть. Поскольку человеческое сердце склонно ко греху, очень опасно сеять семена скептицизма в юных умах.

Наука и Библия

Мы не умаляем образования, не обесцениваем умственную культуру и воспитание. Бог хочет, чтобы мы учились столько, сколько живем в этом мире. Для развития следует использовать каждую возможность. Способности нужно упражнять. Разум должен развиваться и обучаться в напряженной учебе, но все это можно делать, а сердце в это время станет легкой добычей обмана. Душе должна быть сообщена мудрость свыше. Откровение Божьего Слова «просвещает, вразумляет простых» (Псалтирь 118:130). Его Слово дано нам в наставление, в нем нет ничего несовершенного или вводящего в заблуждение. Не Библия должна проверяться человеческими научными идеями, а науку следует проверять непогрешимым мерилом.

Однако изучением науки пренебрегать не следует. Книги нужно использовать, но они должны находиться в гармонии с Библией, ибо она является критерием. Книги, проверенные словом, должны занять место тех, которые сегодня находятся в руках учащихся.

Бог является автором науки. Научные исследования открывают перед разумом широкие горизонты для размышления и познания, давая нам возможность видеть Бога в Его творческих делах. Невежество может пытаться сеять скептицизм, взывая к науке, но в ответ на это истинная наука представляет новые доказательства мудрости и силы Божьей. Правильно понятая наука и написанное Слово согласуются между собой, проливая свет друг на друга. Вместе они ведут нас к Богу, раскрывая Его мудрые и благие законы.

Когда учащийся признает Бога источником всякого знания и чтит Его, подчиняя свой разум и характер формированию по Его Слову, он может призвать обетование: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Царств 2:30). Чем прилежнее развивается интеллект, тем эффективнее он может быть использован в служении Богу, если находится под контролем Его Духа. Таланты используемые — это таланты умножающиеся. Духовный опыт расширяет видение святых и ангелов. Способность и знание тех и других растут, когда они трудятся в соответствующей сфере.

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Римлянам 11:33) (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [52—57], 16 мая 1896 года).

Книга книг

Какую книгу можно сравнить с Библией? Каждому ребенку, молодому человеку и людям зрелого возраста необходимо понимать ее учение, ибо она является Словом Бога, предназначенным служить человеческой семье путеводителем на небеса. В нынешнем мире много богов и много доктрин. Без понимания Священного Писания молодым людям невозможно понять, что есть истина, и сделать различие между святым и обыденным.

Слово Божье должно иметь статус величайшей воспитательной Книги в нашем мире, к нему следует относиться с благоговейным трепетом. Его необходимо дать в руки детей и молодежи как великий учебник, чтобы они могли узнать Того, знание Которого есть жизнь вечная.

История в Библии

Величественные истины священной истории обладают дивной силой и красотой и простираются так далеко, как сама вечность. Возможно ли получить более важное познание, чем то, что изображает падение человека и последствия греха, открывшего шлюзы для горя, наводнившего мир, — познание, которое говорит о Первом пришествии Христа? Воплощение Христа, Его Божественность, совершенное Им искупление, Его удивительная жизнь на небесах как нашего Ходатая, служение Святого Духа — все эти жизненно важные темы христианства открыты от Бытия до Откровения. Каждая — это золотое звено в совершенной цепи истины. Тогда почему бы не возвысить Священное Писание в каждой школе нашей земли?

Моисей был научен всей мудрости египетской, однако он сказал Израилю: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: „только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо… есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Второзаконие 4:5—9).

Где нам найти более благородные, превосходные и справедливые законы, чем представленные в своде законов, которые были даны Моисею для израильтян? Из какого другого источника мы можем почерпнуть такую силу и научиться такому благородному познанию? Какая другая книга так хорошо научит людей, как любить, бояться Бога, как повиноваться Ему? Какая другая книга откроет учащимся более благородное знание, более чудесную историю? Она ясно изображает праведность и предсказывает последствия неверности закону Иеговы.

Библия как литературное произведение

Как воспитательная сила Библия является более ценной, чем написанное всеми философами на протяжении всех веков. В ее широком спектре стилей и представленных тем есть нечто, что заинтересует и научит каждого, облагородит каждое стремление. Откровение сияет немеркнущим светом в далекое прошлое, куда человеческие анналы истории не бросают ни луча света. Там есть поэзия, которая вызывает удивление и восхищение мира. По сияющей красоте, возвышенному и торжественному величию, по трогательному пафосу она — вне сравнения с самыми блестящими произведениями человеческого гения. В ней присутствует здравая логика и пылкое красноречие. Она изображает благородные дела благородных людей, примеры личной добродетели и публичной славы, уроки благочестия и чистоты.

Нравственная сила

Изучая Священное Писание, мы знакомимся с Богом и начинаем понимать наше отношение к Христу, понесшему грехи, поручителю за падшее человечество. Никто не оставлен во тьме относительно того, что Бог одобряет, а что нет.

Библия наставляет о том, какой характер должны иметь Божьи дети. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфея 5:8). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евреям 12:14). «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Иоанна 3:2, 3).

Это крайне важное знание должно преподноситься нашим детям и молодежи не во властной, деспотичной манере, но как Божественное откровение, как наставление наивысшей ценности, необходимое для обретения ими мира в это время смятения и вражды, а также для приготовления к будущей вечной жизни в Царстве Божьем. Поэтому дайте святое Слово им в руки. Побуждайте их исследовать его страницы, потому что, принимая Христа как хлеб жизни, они имеют залог жизни вечной.

Высказывания Христа — чистое золото без малейшей примеси шлака. Когда принявшие ложное толкование Слова исследуют Писание, желая узнать, что есть истина, Святой Дух открывает их глаза, и Слово становится для них новым откровением. Их сердца оживотворяются новой, живой верой, и они видят дивные истины в Его законе. В уроках Христа они видят такую широту и смысл, какие они никогда прежде не видели.

Молодежи нужны учителя, которые всегда верны принципам Божьего Слова. Если учителя будут руководствоваться библейскими принципами, они окажут большее влияние на молодежь. Они будут учителями, имеющими живую связь с Богом. Они будут стараться внушать идеи и принципы, которые поведут к дальнейшему познанию Бога, к ревностной, возрастающей вере в кровь Христа и в силу Его благодати, способной сохранить их от падения. Они будут постоянно стремиться укрепить здоровый, устойчивый христианский опыт, чтобы их учащиеся могли быть приготовлены к полезной жизни.

Библейский учитель

Чтобы вести и направлять процесс преподавания Библии в наших школах, должен быть привлечен лучший пасторский талант. Избранные для этой работы сами должны быть внимательными библейскими учениками; они должны быть людьми глубокого христианского опыта. Зарплату им следует давать из десятины.

Библейский учитель должен быть человеком, который может научить студентов, как представлять истину Слова Божьего ясно и привлекательно на публике и как совершать успешный евангельский труд, ходя из дома в дом. Важно, чтобы он умел научить тех, кто желает трудиться для Господа, как мудро использовать знание, приобретенное ими. Он должен наставить учащихся подходить к изучению Библии в духе смирения, исследовать ее страницы не с тем, чтобы найти доказательства в поддержку человеческих мнений, но с искренним желанием узнать, что говорит Бог.

Учащиеся в начале своего опыта должны быть научены, как стать библейскими работниками. Посвященные и прилежные могут иметь успех в активном служении для Христа уже во время обучения. Если они будут проводить много времени в молитве, если они в смирении примут советы своих наставников, то возрастут в познании того, как трудиться для душ. И когда они выйдут на огромное поле для сбора урожая, то могут с уверенностью помолиться: «Да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй» (Псалтирь 89:17).

В наших школах преподавание Священного Писания молодежи не следует поручать только одному учителю на протяжении многих лет. Библейский учитель может быть очень способным в преподавании истины, и все же для учащихся не очень хорошо, если изучение ими Слова Божьего происходит под руководством лишь одного человека из семестра в семестр, из года в год. В этой работе должны принять участие разные учителя, даже если не все они имеют такое же полное понимание Священного Писания. Если несколько человек в наших более крупных школах объединятся в преподавании Священного Писания, студентам могут принести пользу таланты этих людей.

Почему нам нужны Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Павел и все другие писатели, которые несли свидетельство о жизни и служении Спасителя? Почему бы одному из учеников в то время не написать полное повествование и не дать нам связный рассказ о земной жизни Христа? Почему один писатель упоминает детали, которые не упоминает другой? Почему, если эти детали важны, не все писатели упоминают их? Потому что люди думают по-разному. Не все понимают вещи одинаково. Определенные библейские истины одних трогают больше, чем других.

Тот же самый принцип верен и для преподавателей библейской истины. Одни довольно долго останавливаются на вопросах, которые другие минуют быстро или не упоминают их совсем. Несколько человек преподнесут всю истину более ясно, чем один. Евангелия различны, но все эти повествования сливаются в одно гармоничное целое.

Так и теперь Господь не штампует все умы по одному образцу. Часто через необычные опыты, под влиянием особых обстоятельств Он дает некоторым исследователям Библии такое видение истины, которое не может охватить другой. Даже самый способный учитель может упустить в процессе преподавания то, что должно быть представлено.

Для наших школ было бы очень полезно проводить регулярные встречи, на которых все учителя объединялись бы в изучении Слова Божьего. Они должны исследовать Священное Писание, как это делали благомысленные верийцы. Им следует отложить все предвзятые мнения и, приняв Библию как свой учебник, сравнивая текст с текстом, узнавать, чему следует учить студентов и как подготовить их к приемлемому служению.

Успех учителя в основном будет зависеть от духа, который он вносит в свою работу. Исповедание веры не делает людей христианами, но если учителя откроют свои сердца для изучения Слова, они смогут помочь своим учащимся иметь более ясное понимание. Пусть будет удален дух разногласия, и пусть каждый ревностно ищет света и познания, в котором он нуждается.

Божье Слово — это истинная философия, истинная наука. Человеческие мнения и блестящее проповедование значат очень мало. Те, кто наполнен Словом Божьим, будут преподавать его так же просто, как преподавал его Христос. Величайший Учитель мира использовал простой язык и самые ясные символы.

Господь призывает Своих пастырей питать стадо чистой пищей. Он хочет, чтобы они преподносили истину в ее простоте. Когда эта работа будет совершаться добросовестно, многие убедятся и обратятся силою Святого Духа. Существует нужда в библейских учителях, которые приблизятся к необращенным, кто будет искать заблудшую овцу, кто будет лично трудиться и даст ясное, четкое наставление.

Никогда не проявляйте духа сомнения. Учение Христа по своей природе позитивно. С уверенностью возвещайте позитивную весть. Все выше и выше превозносите Мужа Голгофы; есть сила в возвышении креста Христова.

У учащегося есть преимущество иметь ясные и четкие представления об истине Слова, чтобы приготовиться нести эти истины другим. Он должен быть укоренен и утвержден в вере. Учащихся следует побуждать самостоятельно думать, видеть силу истины и говорить каждое слово от сердца, полного любви и нежности. Внушайте им живые истины Библии. Пусть они повторят эти истины сами, чтобы вы удостоверились, что они ясно их понимают. Убедитесь, что каждая мысль закрепилась в их разуме. Это может быть долгим процессом, но зато в десять раз ценнее, чем бегло просмотреть важные вопросы, не уделив им должного внимания. Недостаточно, чтобы учащийся верил в истину сам. Его нужно побудить изложить эту истину своими словами, чтобы было ясно, что он видит смысл урока и знает, как применить его.

Занимаясь преподаванием, никогда не забывайте, что величайший урок, который должен быть донесен до сознания и усвоен, — это урок сотрудничества с Христом в деле спасения. Образование, приобретенное через исследование Священного Писания, — это познание плана спасения на опыте. Такое образование восстановит образ Божий в душе. Оно укрепит и закалит ум против искушения и сделает учащегося соработником Христа в Его миссии милости миру. Оно сделает его членом небесной семьи, приготовит его разделить наследие святых во свете.

Учитель истины может эффективно передать только то, что он сам знает по опыту. Христос учил истине, потому что Сам был истиной. В Его учении были воплощены Его собственные мысли, Его характер, Его жизненный опыт. Так же обстоит дело и с Его слугами: те, кто учит Слову, должны лично проникнуться им. Они должны знать, как Христос стал для них мудростью, праведностью, освящением и искуплением. Каждый служитель Христа и каждый учитель должен сказать вместе с возлюбленным Иоанном: «Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Иоанна 1:2).

Часто учителю будет казаться, что Слово Божье оказывает мало влияния на ум и сердце многих учащихся, но если его труд совершается в Боге, некоторые уроки Божественной истины задержатся в памяти большинства беспечных учеников. Святой Дух будет поливать посеянное семя, и спустя много дней оно взойдет и принесет плод во славу Божью.

Простота в учении

Учителя могут усвоить урок из опыта фермера, который кладет пищу в кормушку для овец на такую высоту, что ягнята стада не могут ее достать. Некоторые учителя преподносят истину учащимся подобным образом. Они помещают кормушку так высоко, что те, кого они учат, не в состоянии достать пищу. Они забывают, что учащимся остается лишь малая возможность познать Бога. Учителя слишком высоко поднялись на лестницу, чтобы протянуть руку помощи, согретую добротой, любовью и глубоким, искренним интересом. Пусть они спустятся вниз и своим отношением скажут учащимся: «Я больше не буду стоять так высоко над вами. Давайте взбираться по лестнице вместе, и мы увидим, чего нам удастся добиться совместным изучением Священного Писания. Только Христос дает всякое знание. Давайте трудиться вместе, прилагая серьезные усилия, чтобы узнать от Бога, как понимать истины Его Слова и как преподносить эти истины другим в их красоте и простоте. Давайте учиться вместе. Вы можете достигнуть всего, что есть у меня, если откроете свой разум Христову учению. Библия — наш общий путеводитель. Задавая вопросы, вы можете подсказывать новые для меня идеи. По-разному выраженная истина, которую мы изучаем, принесет свет в наш класс. Если какое-либо слово объясняется по-другому, не так, как вы раньше понимали его, не стесняйтесь изложить вашу точку зрения на этот предмет. Свет засияет над нами, когда в кротости и смирении Христа мы будем учиться вместе».

Именно по этому принципу проводились занятия в школах пророков. В классе было уделено время для добросовестного изучения представленных на рассмотрение мыслей. Сердца были согреты, звучал голос хвалы и благодарения. Святое Евангелие было приближено к человеческому пониманию, как в учении Христа. Многое было совершено для учителей и учащихся. Каждому была дана возможность участвовать в небесной трапезе — изучать представленные истины, а затем добавлять то, чтобы было открыто Богом.

Когда учителя и учащиеся лелеют правильный дух, они будут иметь особую благодать от Бога, достаточную для каждого, достаточную для всех. И это будет происходить постоянно. Когда учитель учится у Божественного Учителя, Библия становится учебником, чем Бог и предназначил ей быть, открывая грандиозные и славные истины тем, кто стремится их постичь. Когда учащиеся отыскивают истину как скрытое сокровище, их ум обогащается величайшим из всех знанием. В разум льется поток света, освещая проблемы человеческой жизни. Они видят, как люди могут быть освещены через веру в истину, как она есть в Иисусе.

Поле откровения усыпано драгоценными камнями истины, но они погребены под слоем человеческих традиций, мнений и заповедей человеческих. Мудрость, сходящая с неба, практически игнорируется. Сатана преуспел, заставляя мир верить, что слова и достижения людей имеют огромную важность. Залежи истины еще будут открыты, но духовное постигается духовным. Один отрывок Священного Писания послужит ключом к пониманию других отрывков, и таким образом свет прольется на скрытое значение слова. Через сравнение различных текстов, относящихся к одному и тому же вопросу, через рассматривание со всех сторон их значения становится очевидным истинный смысл Священного Писания.

Отказ от изучения Слова Божьего

То, что в небесных советах Отец и Сын сочли важным для спасения человека, ясно показано в Священном Писании. Безграничные истины спасения изложены настолько понятно, что ограниченные человеческие существа, желающие познать истину, не могут не понять их. Божественные откровения были даны для их наставления в праведности, чтобы они могли прославить Бога и помочь своим ближним.

Эти истины находятся в Слове Божьем, служат критерием добра и зла. Послушание этому Слову — лучшая защита против искушений, которым подвергается молодежь в процессе образования. Из этого Слова молодые люди учатся, как почитать Бога и быть достойным человеком, бодро совершая долг, встречая испытания и мужественно неся бремена каждого дня.

Христос, Великий Учитель, стремился отвлечь сердца людей от сосредоточенности на земном, чтобы научить их небесному. Если бы учителя Его дней пожелали принять Его наставления, если бы они объединились с Ним в засевании мира семенами истины, мир намного отличался бы от того, каким он является теперь. Если бы книжники и фарисеи объединили свои усилия со Спасителем, то познание Христа восстановило бы нравственный образ Божий в их душах.

Но вожди Израиля отвернулись от источника истинного знания. Они изучали Священное Писание с единственной целью подтвердить свои традиции и навязать придуманные человеком обряды. Своим толкованием они выражали понятия, которые Бог никогда не давал. Их таинственные объяснения делали непонятным то, что Бог открыл так ясно. Они обсуждали формальную сторону и фактически отрицали самые существенные истины. У Слова Божьего была похищена его сила, а злые духи работали над их волей.

В словах Христа нет ничего второстепенного. Нагорная проповедь — замечательное произведение, но в то же время она настолько проста, что даже ребенок может, не ошибаясь, изучать ее. Гора блаженств — это символ духовной высоты, на которой всегда стоял Христос. Каждое сказанное Им слово исходило от Бога, и Он говорил с небесным авторитетом. «Слова, которые говорю Я вам, — сказал Он, — суть дух и жизнь» (Иоанна 6:63). Его учение содержит облагораживающую, спасающую истину, с которой не идут в сравнение высочайшие стремления и самые глубокие изыскания людей. Он остро сознавал ужасную гибель, грозящую человечеству, и пришел, чтобы спасти людей Своей праведностью, неся миру надежду и совершенное утешение.

Поскольку слова Христа находятся в пренебрежении, поскольку Слово Божье занимает в образовании второстепенное место, то безбожие бесчинствует, и так распространилось беззаконие. Ум учителей в настоящее время занят маловажными вещами. В учебных курсах, проводимых в мирских школах, содержится масса традиций, имеющих только видимость истины. Многие человеческие учения зиждятся на притязании на истину, а не на самой истине. Учителя, преподающие в настоящее время, могут идти только по дороге, проторенной предыдущими учителями, но в то время как словам величайших человеческих авторов придается огромное значение, наблюдается сознательная неспособность вернуться к великой первооснове, Источнику непогрешимой мудрости. Болезненная неопределенность, постоянный поиск, стремление обрести уверенность — все это может найти разрешение только в Боге. Труба человеческого величия может звучать, но она издает неопределенный звук. Он не заслуживает доверия и не может гарантировать спасение душ.

Приобретая земное знание, люди думают приобрести сокровище, и они откладывают Библию в сторону, не зная, что она содержит сокровище, стоящее всего остального. Отказ изучать Слово Божье и повиноваться ему принесло смятение в этот мир. Презрев попечение Христа, люди отдались руководству великого мятежника и князя тьмы. Чуждый огонь смешивается со священным огнем. Накопление вещей, которые служат похоти и честолюбию, навлекает на мир небесные суды.

Находясь в трудностях, философы и люди науки пытаются разрешить свои проблемы, не прибегая к Богу. Они используют свою философию, рассуждая о небесах и земле, и объясняют бедствия, эпидемии, землетрясения и голод своей предполагаемой наукой. Вопросы, относящиеся к творению и промыслу Божьему, они пытаются объяснить, говоря: «Это закон природы».

Знание через послушание

Непослушание закрыло дверь огромному количеству знания, которое могло быть получено из Слова Божьего. Если бы люди были послушны, они поняли бы план Божьего правления. Небесный мир открыл бы для исследователей свои кладовые благодати и славы. По своему виду, по речи, пению люди были бы несравненно совершеннее, чем сейчас. Тайна искупления, воплощение Христа, Его искупительная жертва не были бы туманными для них. Они были бы не только лучше поняты, но и выше оценены.

В большей степени причина умственной слабости и неэффективности является нежелание изучать Слово Божье. Отвращаясь от этого Слова, чтобы питаться произведениями не вдохновленных свыше людей, разум останавливается в развитии и мельчает. Он не приводится в соприкосновение с глубокими, обширными принципами вечной истины. Интеллект адаптируется к пониманию того, что ему знакомо, и эта привязанность к ограниченному делает его более слабым, его сила уменьшается, и через некоторое время он останавливается в развитии.

Это ложное образование. Задача каждого учителя — закрепить в сознании молодежи возвышенные истины Вдохновенного Слова. Это образование необходимо для этой жизни и жизни грядущей.

Не допускайте мысли, что оно помешает изучению наук или приведет к более низкому уровню образования. Познание Бога высоко, как небо, и широко, как вселенная. Ничто так не облагораживает и не воодушевляет, как изучение великих тем, относящихся к вечной жизни. Если молодежь будет стремиться постичь Богом данные истины, то ум этих молодых людей будет расширяться и становиться сильнее. Это откроет перед каждым учащимся, который является исполнителем Слова, новые горизонты и обеспечит для него нетленное богатство знания.

Незнание обязательных требований Закона Божьего, которое является проклятием для мира, — это результат пренебрежения Священным Писанием. Продуманный план сатаны заключается в том, чтобы настолько поглотить и занять ум человека, чтобы на Божий великий Путеводитель не смотрели как на Книгу книг и чтобы грешник не был уведен с пути беззакония на путь послушания.

Почему же наша молодежь и даже люди более зрелого возраста так легко поддаются искушению и греху? Это происходит потому, что Библию не изучают и над ней не размышляют, как должно. Если бы ее ежедневно изучали, то в человеке была бы внутренняя опора и сила духа, которая сопротивлялась бы искушениям врага. В жизни не проявляется твердого решительного усилия отвратиться от зла, потому что наставлением Божьим пренебрегается. Не прилагаются усилия наполнить ум чистыми, святыми мыслями и избегать всего, что нечисто и ложно. Нет лучшей доли, чем, сидя у ног Иисуса, как это делала Мария, внимать урокам Божественного Учителя.

Когда Слово Божье делается нашим советником, когда мы исследуем Священное Писание в поисках света, к нам приближаются небесные ангелы, чтобы повлиять на наш ум, просветить его и чтобы воистину можно было сказать: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Псалтирь 118:130). Неудивительно, что не видно благочестия среди молодежи, исповедующей христианство, ведь так мало внимания уделяется Слову Божьему. Божественным советам не внимают, Божественным увещеваниям не повинуются. Благодати и небесной мудрости не ищут, чтобы очистить жизнь от всякого пятна нечестия.

На запретные пути

Если бы разум молодежи был направлен по правильному руслу, она говорила бы на возвышенные темы. Если разум чист, а мысли облагорожены истиной Божьей, слова будут того же свойства, словно «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах» (Притчи 25:11). Но с теперешним образом мышления, теперешними делами, с низким уровнем, которым довольствуются христиане, разговор стал мелким и бесполезным. Он ведется о земле, о земном и не достигает даже уровня, свойственного культурному классу мирских людей. Если человек размышляет о Христе и небесах, это обязательно отразится в разговоре. Речь будет смягчена благодатью, и говорящий покажет, что он получил образование в школе Божественного Учителя.

Мы должны относиться к Библии как к данному нам откровению вечной жизни — самому важному, что нам следует знать. Мир отбросил ее в сторону, как уже прочитанную, однако тысячи лет исследований не истощили бы скрытое сокровище, которое она содержит. Только вечность раскроет мудрость этой Книги, ибо она является мудростью бесконечного разума. Так неужели мы будем развивать в себе глубокое желание изучать человеческие труды и пренебрегать Словом Божьим? Именно жажда запретного заставляет людей подменять истинное знание на то, которое никогда не умудрит их во спасение. Пусть человеческие суждения не будут приняты за истину, если они противоречат Слову Божьему.

Творец неба и земли, Источник всякой мудрости не имеет Себе равных. Но люди принимают и прославляют по общему мнению великих авторов, чьи работы используются как учебный материал, хотя эти авторы не имеют живой связи с Богом. Такая учеба уводит человека на запретные пути. Разум может быть утомлен до предела ненужной работой, пытаясь приобрести знание, подобное тому, которое приобрели Адама и Ева и которое привело их к непослушанию.

В настоящее время молодые мужчины и женщины проводят годы, получая образование, которое, словно дерево и солома, будут уничтожены огнем. Бог не придает ценности такому образованию. Многие учащиеся заканчивают школу, будучи не в состоянии принимать Слово Божье с благоговением и уважением, которые они воздавали ему перед тем, как пришли учиться. Их вера ослабла из-за попыток выделиться в различных науках. В их образовании Библия не была сделана жизненно важной, а им были даны книги, зараженные безбожием и распространяющие ложные теории.

Из учебных курсов следует изъять ненужный материал, а учащегося нужно занимать только тем, что будет иметь для него действительную ценность. Только с этим его необходимо знакомить, чтобы он мог наследовать жизнь, соизмеримую с жизнью Божьей. Если ум будет занят рассмотрением великих истин спасения, он будет все более возвышаться в постижении этих тем, оставляя позади мелочное и несущественное.

Иллюстрация

Что именно сделало Иоанна Крестителя великим? Он закрывал свой ум для множества традиций, представленных учителями иудейской нации, и открывал его мудрости, которая нисходит свыше. Перед его рождением Святой Дух засвидетельствовал об Иоанне: «Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится… и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Луки 1:15-17).

В своем пророчестве Захария сказал об Иоанне: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». Лука добавляет: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Луки 1:76-80).

По своему выбору Иоанн отказался от наслаждений и удовольствий городской жизни и предпочел жизнь строгого воздержания в пустыне. Его окружение было благоприятным для развития простоты и самоотречения. В обстановке, не нарушаемой шумом мира, он мог изучать уроки природы, откровения и Провидения. Богобоязненные родители часто повторяли слова ангела, сказанные Захарии. С детства ему была открыта его миссия, и он принял святое поручение. Для него уединение пустыни было желанным спасением от общества, в котором подозрение, неверие, нечистота распространились почти повсюду. Он не доверял своей собственной силе в противостоянии искушению и избегал контакта с грехом, чтобы не утратить чувства его чрезвычайной отвратительности.

Но жизнь Иоанна не протекала в праздности, в аскетическом унынии или эгоистической изоляции. Время от времени он выходил, чтобы общаться с людьми, и он всегда с большим интересом наблюдал за тем, что делается в мире. Из своего спокойного уединенного места он наблюдал за развитием событий. Имея видение, просвещенное Божественным Духом, он изучал характер людей, желая понять, как достичь их сердец небесной вестью.

О Христе Симеон сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Евангельское повествование провозглашает: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Луки 2:29—32, 52).

Учителя того времени считали Иисуса и Иоанна необразованными, потому что они не учились в школах раввинов; но их Учителем был Небесный Бог, и все слышавшие удивлялись их знанию Писаний.

Первым великим уроком всякого образования является познание и понимание воли Божьей. Каждый день жизни нам следует прилагать усилия для приобретения этого познания. Изучать науку, обращаясь лишь к толкованию людей, значит получать ложное образование, но познавать Бога и Христа значит познавать небесную науку. В образовании произошла путаница, потому что мудрости Божьей п познанию Его не отведено достойного места.

Учащиеся наших школ должны относиться к познанию Бога, как к самому высокому знанию. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: „погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну“». «Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков». «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было как написано: „хвалящийся хвались Господом“» (1 Коринфянам 1:18, 19, 25, 30, 31).

Называющие себя верующими в Слово должны ежедневно молиться о том, чтобы свет Святого Духа освещал страницы священной Книги, чтобы они могли понимать исходящее от Духа Божьего… Слова людей, какими бы великими они ни были, не могут сделать нас совершенными, приготовленными ко всякому доброму делу (см. 2 Тимофею 3:17).

Некоторые результаты изучения Библии

Библия содержит все, что необходимо для спасения души, и в то же время она способна укрепить и дисциплинировать ум. Используемая в качестве учебника в наших школах, она окажется более эффективной, чем любая другая книга, мудро руководя в обстоятельствах этой жизни, а также помогая душе взбираться по лестнице, которая достигает неба. Библия дает истинному искателю результативное умственное упражнение; размышление над Божественными истинами обогащает его способности. Свое «я» смиряется, а Бог и Его истина возвышаются. Именно потому, что люди не знакомы с библейскими истинами, так сильно возвышается человек и так мало прославляется Бог.

Исследуя страницы Божьего Слова, мы становимся свидетелями величественных и вечных событий. Мы видим Иисуса, Сына Божьего, пришедшего в наш мир и участвующего в таинственной борьбе, которая нанесла поражение силам тьмы. Как изумительно, как совершенно неслыханно, что безграничный Бог согласился на унижение Своего единородного Сына! Пусть учащиеся обдумывают эту великую истину. После такого размышления они не могут не сделаться более возвышенными, очищенными, облагороженными.

Божье Слово — это духовная пища, которая укрепит дух и интеллект христиан, делая их способными сражаться за истину и праведность. Библия учит, что каждый вынашиваемый грех должен быть удален, что война против зла должна вестись, пока всякая неправда не будет побеждена. Человек должен старательно учиться в школе Христа. Когда он принимает благодать, безвозмездно ему предлагаемую, присутствие Спасителя в его мыслях и сердце даст ему твердую решимость отложить всякое бремя, чтобы сердце наполнилось всею полнотою Божьей.

В образование наших молодых людей должна быть привнесена простота истинного благочестия, если мы хотим научить их, как избежать господствующего в мире растления похотью. Они должны понять, что истинные последователи Христа будут служить Богу не только тогда, когда они этого хотят, но и тогда, когда потребуется самоотречение и несение креста. С вынашиваемыми грехами следует сражаться и их побеждать. Неблаговидные черты характера, будь то врожденные или приобретенные, должны сравниваться с великим мерилом праведности, а затем побеждаться силою Христа. День за днем, час за часом внутри должна происходить решительная работа самоотречения и освящения. Тогда дела будут свидетельствовать, что Иисус пребывает в сердце верою. Освящение не закрывает для души путей к познанию, но расширяет ум и вдохновляет к поискам истины как скрытого сокровища.

Безошибочный путеводитель

Молодой человек, для которого Библия является путеводителем, не ошибется в выборе безопасного пути долга. Эта Книга научит его сохранять целостность характера, быть правдивым, не допускать обмана. Она научит его никогда не нарушать Божий закон ради достижения желаемой цели, даже если повиновение подразумевает жертву. Она научит его, что он лишится небесного благословения, если уклонится от пути правды, что, хотя люди, живущие в непослушании, могут казаться преуспевающими, они обязательно пожнут плод своего посева.

Истинные ученики относятся к Священному Писанию, как к голосу Божьему, обращенному к ним. Они трепещут перед этим голосом, потому что он для них живая реальность. Они открывают свой разум для Божественного наставления и молятся о благодати, чтобы приготовиться к служению. Когда небесный светильник оказывается в руке искателя истины, он видит свою бренность, немощь, безнадежность найти в самом себе праведность. Он видит, что в нем нет ничего, чем он может гордиться перед Богом. Он молится, чтобы Святой Дух, представляющий Христа, был его постоянным путеводителем, наставил его на всякую истину. Он повторяет обетование: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26).

Получая, чтобы давать

Изучение Библии в наших школах предоставит учащимся особые преимущества. Те, кто примет в свое сердце святые принципы истины, будут трудиться с возрастающей энергией. Никакие обстоятельства не смогут изменить их решимости достичь по возможности самого высокого идеала. И полученное ими они передадут другим. Когда они сами будут пить из источника живой воды, от них потекут живые потоки, чтобы благословлять и освежать других.

Прилежный исследователь Библии будет постоянно возрастать

в познании и проницательности. Его интеллект будет постигать возвышенные темы и усваивать непреходящие истины. Его мотивы будут правильными. Он постарается использовать свое влияние, чтобы помочь другим понять более полно порученные им Богом обязанности. Его сердце будет неистощимым источником радости, когда он увидит успех, сопровождающий его усилия передать другим благословения, которые он сам получил.

Талант познания, освященный и используемый в служении Господу, никогда не потеряется. Самоотверженное усилие делать добро увенчается успехом. «Мы соработники у Бога» (1 Коринфянам 3:9). Господь будет сотрудничать с человеком — тружеником. Ему должна быть воздана слава и хвала за то, что мы способны совершить.

Господь бесславится, если таланты, которые Он вверил людям, губятся или извращаются. Долг и преимущество христианина — усовершенствовать свои таланты. Христос отдал Свою жизнь, чтобы приобрести для людей преимущество быть соработниками у Бога. Однако тысячи людей, имея много света и много возможностей, упускают благословения, которые могли бы получить.

Только то образование благотворно и необходимо, которое ведет к пониманию ценности человечества в очах Божьих. Учащиеся в наших школах должны быть научены, что они ценны для Бога, что они куплены безгранично дорогой ценой. Им нужно дать понять важность правильного использования каждой способности человека. Им следует облечься во Христа; тогда все их силы будут использованы в настойчивом, напряженном труде для служения Ему.

Пусть учащиеся помогают тем, кто нуждается в ободрении. Когда они будут стремиться помогать другим, то сами будут возрастать «в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 3:18), и их полезность будет расти. «Вы Божия нива, Божие строение» (1 Коринфянам 3:9). Христиане выполнят цель, которую Бог предназначил для них, только тогда, когда они будут возрастать в познании и возвратят Ему в ревностном служении полученные от Него дары.

Новый ум

Истины Слова Божьего не просто мнения, это изречения Всевышнего. Человек, который делает эти истины частью своей жизни, становится новым творением во всех отношениях. Ему не даются новые умственные способности, но удаляется тьма, которая через невежество и грех заволакивала разум.

Слова «и дам вам новое сердце» (Иезекииля 36:26) означают «дам вам новый ум». Изменение сердца всегда сопровождается ясным осознанием христианского долга, пониманием истины. Ясность наших представлений об истине будет соразмерна нашему пониманию Слова Божьего. Кто с молитвой тщательно изучает Священное Писание, тот приобретет ясное понимание и здравое суждение, словно при обращении к Богу он достиг более высокого уровня интеллектуального развития.

Если изучается Библия, интеллект укрепится, а умственные способности усовершенствуются. При изучении Священного Писания разум развивается и становится более уравновешенным, чем при чтении книг, которые не имеют отношения к Библии.

Слово и дела Божьи

Бог призывает учителей смотреть на небеса и изучать Его дела в природе. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их» (Псалтирь 18:1—3). Не должны ли мы стремиться понять дивные дела Божьи? Нам следует часто читать восемнадцатый псалом, чтобы понять, как Господь связывает закон и творение.

Сможем ли мы найти для наших школ другой учебник, полный таких глубоких, важных изречений, какими полно Слово живого Бога? Тогда почему эту Книгу нужно отставлять в сторону ради произведений неверующих авторов? Какую более ценную книгу можно дать в руки студентов, чем та, что учит их, как наследовать жизнь вечную? Молодежи в наших школах следует преподавать уроки библейской истории, чтобы те, кто не любит Бога и не интересуется духовными вопросами, мог бы заинтересоваться и научиться любить Слово.

Христос является центром всякого истинного учения. Вся истинная религия сосредоточена в Его Слове и в природе. В Нем — наша надежда на вечную жизнь, и учитель, который учится у Него, находит надежную опору.

Все, что разум может вместить, открыто перед нами в Библии. Это наша духовная пища. Мы должны размышлять о дивных Божьих делах и повторять нашим детям усвоенные нами уроки, показывая Его мастерство, Его силу и величие в Его творческих делах.

Каков наш Бог? Он внимательно и заботливо правит Своим Царством. Вокруг Своих подданных Он поставил изгородь — Десять Заповедей, чтобы сохранить их от последствий беззакония. В послушании законам Божьего Царства заложены здоровье, счастье, мир и радость, которые Бог дает Своему народу. Он учит их, что совершенство характера, которое Он требует, может быть достигнуто только через знакомство с Его Словом.

Вот что написано у пророков: «Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов, и ворота твои — из жемчужин, и всю ограду твою — из драгоценных камней. И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе» (Исаии 54:11—14).

«Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: „познайте Господа“, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иеремии 31:33, 34).

«И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима» (Михея 4:2).

Ветхозаветные Писания были учебником для Израиля… В Слове Божьем содержатся практические уроки, и Христос желает, чтобы эти уроки преподавались детям в школе и дома. Это Слово учит живым, святым принципам, которые побуждают людей поступать с другими так, как они хотели бы, чтобы другие поступали с ними, принципам, которые они должны воплотить в ежедневной жизни здесь, на земле, и взять с собой в вышнюю школу. Таково высшее образование. Никакое человеческое обучение не может достичь этих высот, ибо они увековечены и простираются в бессмертие. В целом мы знаем слишком мало о величии любви и сострадании Бога.

Пусть учащиеся напрягут свои умственные способности, чтобы им понять сорок пятую главу Книги пророка Исаии. Такие главы должны изучаться как ценный материал в наших школах. Они лучше романтических историй и небылиц. Почему наши школы опираются на книги, которые так мало говорят о городе, который, по нашим словам, мы ищем, художником и строителем которого является Бог? Наши учебники должны содержать самые возвышенные темы для исследования. Наш дом — небеса. У нас — вышнее гражданство, и нашу жизнь не следует посвящать миру, который скоро будет разрушен…

Примите Библию как учебник и посмотрите, не наполнитесь ли вы Божьей любовью. Ваше сердце может быть опустошено, ваш ум — ослаблен, но если вы будете с молитвой изучать Слово Божье, свет озарит ваш разум. Бог трудится с каждым прилежным учеником. Учителя, которые будут учиться у Великого Учителя, получат Божью помощь, как получили ее Даниил и его товарищи, о которых сказано: «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения, и сны» (Даниила 1:17)…

Я могу сослаться на многие главы Ветхого Завета, которые содержат великое ободрение. Писание является сокровищницей драгоценных жемчужин, и все нуждаются в них. Как много времени разумные человеческие существа тратят на конные скачки, на матчи, где играют в крикет, на игры с мячом! Но способствует ли увлечение этим спортом желанию познать истину и праведность? Будут ли они думать о Боге? Появится ли у них вопрос: как обстоит дело с моей душой?

Все силы сатаны приведены в действие, чтобы сосредоточить внимание людей на пустых развлечениях, и он достигает своей цели. Он вклинивает свои изобретения между Богом и душой. Он разными способами будет отвлекать людей от мыслей о Боге. Мир, наполненный любовью к спорту и развлечениям, всегда жаждет чего-то нового, но как мало времени и размышлений уделяется Творцу неба и земли!

Бог призывает людей посмотреть на чудеса небес. «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Исаии 40:26). Бог хочет, чтобы мы изучали дела, связанные с вечностью, и из этих занятий научились любить, почитать Его и повиноваться Ему. Небеса и земля со своими сокровищами преподают уроки Божьей любви, заботы и силы.

Бог призывает Свои творения отвлечься от смятения и замешательства, царящих вокруг, и восхититься делами Его рук. Когда мы будем изучать Его дела, небесные ангелы будут рядом с нами, чтобы просвещать наш ум и защищать от сатанинских обольщений. Когда вы смотрите на дивные дела, которые сотворила Божья рука, пусть ваше гордое, несмысленное сердце почувствует свою зависимость и несостоятельность. Как ужасно, когда Бога не признают, хотя должны признавать. Как печально смирять себя, когда слишком поздно!

Псалмопевец заявляет: «Сердце мое говорит от Тебя: „ищите лица Моего“; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Псалтирь 26:8). Всему этому псалму нужно уделить место на уроках чтения и правописания в школе. Двадцать седьмой, двадцать восьмой и семьдесят седьмой псалмы говорят об обильных благословениях, которыми Бог наделяет Свой народ, и о ничтожной отдаче за все Его благодеяния. Восьмидесятый псалом объясняет, почему Израиль был рассеян, — они забыли Бога, как церкви в нашей стране забывают Его сегодня. Посмотрите также псалмы восемьдесят восьмой, восемьдесят девятый, девяностый, девяносто первый и девяносто второй.

Все это написано в наставление нам, достигшим последних веков. Разве не должно это изучаться в наших школах? Слово Божье содержит наставления, данные в обличении, предостережении, ободрении и щедрых обетованиях. Разве не такую пищу следует давать молодежи в свое время?

Впечатляющее утверждение

Несколько лет тому назад в ночном видении я присутствовала на собрании, где обсуждались школьные проблемы, и был задан вопрос: «Почему не подобран и не составлен подходящий материал для чтения книг и других учебников? Почему над всеми человеческими произведениями не возвышено Слово Божье? Не думаете ли вы, что более детальное знакомство с тем, что сказал Господь, повредит учителям и студентам?»

В собрании воцарилось молчание, учащихся и учителей коснулось сказанное. Те, кто считал себя мудрым и сильным, увидели, что они слабы и что им недостает познания Книги, которая говорит о вечной судьбе человеческой души.

Затем Говоривший взял из рук учителей книги, которые они изучали, написанные неверующими авторами и содержащие безбожные идеи, и положил их на пол. Взяв Библию в руки, Он сказал: «Вы мало знаете эту Книгу. Вы не знаете ни Писания, ни силы Божьей. Когда вы будете преподавать вашим учащимся тот учебный курс, которому вы следовали в прошлом, им придется забыть многое из того, что они выучат, а сделать это им будет очень нелегко. Нежелательные идеи укоренятся в их сознании, подобно сорнякам в саду, и некоторые никогда не смогут различать добро и зло. Эти понятия смешались в вашей работе. Вы высказываете учения, содержащие мало истины, с ними переплетаются идеи, высказывания, поступки людей. Молодежь никогда не узнает пути жизни, пока она зависит от таких наставлений».

Каждый учитель в нашей школе должен возвысить единого истинного Бога. Христос молился о Своих учениках: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Иоанна 17:4-8).

Кто среди наших учителей пробудился и, как верный слуга благодати Божьей, издает определенный трубный звук? Кто возвещает весть третьего ангела, призывая мир приготовиться к великому Божьему дню? Весть, которую мы несем, имеет печать живого Бога.

20 июля 1899 г.

Изучайте Библию самостоятельно

Ничто не способно так оживить ум и укрепить интеллект, как изучение Слова Божьего. Ничто иное не может так возвысить мысли и усилились способности, как обширные, облагораживающие истины Библии. Если бы Слово Божье изучалось, как должно, люди имели бы широту ума, благородство характера и постоянство цели, которые редко видны в наше время. Исследование истины в свою очередь вознаградит искателя, и каждое откровение покажет новые поля для исследования.

Тысячи людей, выступающих за кафедрой, не обладают необходимыми качествами ума и характера, потому что они не желают изучать Священное Писание. Они довольствуются поверхностным знанием истин, которые наполнены глубинным смыслом. Они предпочитают идти, много теряя на каждом шагу, а не искать прилежно скрытое сокровище.

Люди меняются в соответствии с тем, о чем они размышляют. Если внимание занято заурядными мыслями и делами, то человек будет заурядным. Если он слишком беспечен, чтобы приобрести что-то еще, кроме поверхностного понимания истины, он не пожнет щедрых благословений, которыми Богу угодно было бы наделить его. Ум функционирует по определенному закону: он суживается или расширяется в зависимости оттого, чем занимается. Умственные способности обязательно будут сокращаться и потеряют способность постигать глубокое значение Слова Божьего, если их решительно и постоянно не посвящать исследованию истины. Ум будет расширяться, если он будет занят установлением взаимосвязи библейских истин, сравнением одного текста Священного Писания с другим и духовного с духовным. Прилежного учащегося ожидают богатейшие сокровища мысли.

Знание Бога не приобретается без умственного усилия и молитвы о мудрости. Многие убеждены, что в Слове содержатся драгоценные сокровища Царства Бога и Христа. Они знают также, что никакое земное сокровище не приобретается без кропотливого труда. Тогда почему они рассчитывают понять смысл Священного Писания без прилежного изучения?

Слово Божье есть истина и свет — светильник ноге и свет стезе. Оно может руководить каждым шагом на пути к Божьему городу. Сатана предпринимает отчаянные усилия, чтобы затмить свет, чтобы люди не нашли дороги и не шли по пути, намеченному Господом для искупленных.

Как горняк ищет золотое сокровище в земле, так ревностно и постоянно должны мы искать сокровище Слова Божьего. Часто более полезным оказывается метод ежедневного изучения Библии стих за стихом. Пусть учащийся возьмет один текст и сосредоточится, желая понять, какую мысль Бог вложил в этот текст для него лично, а потом пусть продолжает думать, пока не усвоит эту мысль. Понимание одного отрывка, который изучается до тех пор, пока не станет ясным его смысл, более ценно, чем прочтение многих глав без определенной цели и без получения ясного наставления.

Библия объясняет сама себя

Библия объясняет сама себя. Один библейский текст должен сравниваться с другим. Учащемуся следует научиться видеть Слово как одно целое, а также взаимосвязь его частей. Он должен понять его центральную великую тему — Божью первоначальную цель для мира, возникновение великой борьбы и служение искупления. Он должен уяснить природу двух сил, борющихся за господство, и научиться видеть их проявление в историческом, пророческом повествовании вплоть до великого конца. Он должен видеть, как эта борьба проникает в каждую фазу человеческого опыта, как в каждой житейской ситуации он сам чувствует одно из двух враждующих побуждений, и как, хочет он этого или нет, даже теперь он решает, на какой стороне борьбы окажется.

Каждая часть Библии богодухновенна и полезна. Ветхому Завету следует уделять не меньше внимания, чем Новому. Изучая Ветхий Завет, мы найдем живые, журчащие потоки там, где невнимательный читатель обнаружит только пустыню.

Ветхий Завет проливает свет на Новый, а Новый — на Ветхий. Каждый из них является откровением славы Божьей во Христе. Христос, являвшийся патриархам, символически изображенный в жертвенном служении, представленный в законе, показанный пророками, — это богатство Ветхого Завета. Христос в Своей жизни, смерти, воскресении; Христос, явленный Святым Духом, — вот сокровище Нового Завета. Оба — и Ветхий, и Новый Завет — представляют истины, которые будут постоянно открывать серьезному искателю новые глубины смысла.

Когда пробуждается настоящая любовь к Библии и учащийся начинает понимать, как обширно поле и насколько драгоценно это сокровище, он желает использовать любую возможность для ознакомления со Словом Божьим. Изучение Слова не будет ограничено ни особым временем, ни местом. И это постоянное изучение является одним из лучших способов привить любовь к Священному Писанию. Пусть Библия будет с учащимся всегда, и по возможности пусть он читает текст и размышляет о нем. Идя дорогой или ожидая встречи с кем-либо, пусть он использует любую возможность, чтобы извлечь драгоценные мысли из сокровищницы истины.

Изучающий Слово не должен делать свое мнение центром, вокруг которого вращается истина. Он не должен стремиться к тому, чтобы найти в Священном Писании тексты, которые подтвердили бы его теорию, ибо это есть искажение Священного Писания к собственной погибели. Изучающий Библию должен избавиться от всех предубеждений, сложить свои идеи у двери исследования и со смиренным, покорным сердцем, с сокрытым во Христе своим «я» в ревностной молитве искать мудрости у Бога. Он должен стремиться познать открытую волю Божью, потому что от этого зависит его настоящее и вечное благополучие. Это Слово является руководством, с помощью которого он должен узнать путь к вечной жизни.

Для дальнейшего изучения

Слово Божье — это сокровищницаВоспитание, c. [128—134]Патриархи и пророки, c. [596—598]Служение исцеления, c. [461, 462]Наглядные уроки Христа, c. [107-114], [125, 126]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [545, 546], [584—586]Свидетельства для церкви, т. 8, c. [257-259]

Книга книгВоспитание, c. [123-127], [135-184]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [9-15]Свидетельства для церкви, т. 6, c. [131-133]

Библейский УчительВоспитание, c. [185-192]

Некоторые результаты изучения БиблииСлужение исцеления, c. [458-466]Свидетельства для церкви, т. 8, c. [319-325]

Изучайте Библию самостоятельноВоспитание, c. [185-192]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [416], [498, 499]