5. Церковная школа

«Где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твое?» (Иеремии 13:20)

Наша ответственность

Нет ничего важнее воспитания наших детей и молодежи. Церковь должна пробудиться и проявить глубокую заинтересованность в этой работе, ибо сегодня, как никогда прежде, сатана и его ангелы полны решимости увлечь молодежь под свое черное знамя, которое ведет к разрушению и смерти.

Бог поставил церковь стражем, чтобы ревностно заботиться о детях и молодежи, видеть приближение врага и предупреждать об опасности. Однако церковь не осознает серьезности нынешней ситуации. Она заснула на своем посту. Во время грозящей опасности отцы и матери должны пробудиться и настойчиво трудиться, ибо в противном случае многие из молодых людей будут навсегда потеряны.

Хотя нам необходимо направлять ревностные усилия на то, чтобы нести весть огромному количеству людей вокруг нас и продвигать работу на иностранных полях, тем не менее огромные масштабы этой работы не могут служить для нас поводом для пренебрежения воспитанием наших детей и молодежи. Их нужно научить работать для Бога. Своим примером и наставлением родители и учителя должны настолько глубоко укоренить принципы истины и честности в сердце и разуме молодых людей, чтобы они смогли стать людьми непоколебимой верности Богу и делу Божьему.

Родители и учителя недооценивают значение порученной им работы, заключающейся в воспитании молодежи. Опыт детей Израилевых описан в наставление нам, «достигшим последних веков» (1 Коринфянам 10:11). Как тогда, так и сегодня Господь желает, чтобы мы забрали детей из школ, где преобладает мирское влияние, и отдали их в наши школы, где Слово Божье является основой воспитания и образования.

Сегодня нам нужно трудиться особенно серьезно. Враг наступает со всех сторон, подобно наводнению. Только Божья сила сможет уберечь наших детей от того, чтобы они были унесены потоком зла. Ответственность родителей, учителей и членов церкви за ту часть своей работы, которую они совершают вместе с Богом, намного больше, чем можно выразить в словах.

Самый благородный труд, который когда-либо был доверен человеку, — это воспитание молодежи таким образом, чтобы они могли стать истинными воинами Господа Иисуса Христа. Только посвященных и верных мужчин и женщин, которые любят детей и способны видеть в них людей, нуждающихся в спасении, следует избирать учителями церковных школ. Учителя, которые изучают Слово Божье так, как его следует изучать, будут понимать ценность душ, доверенных их заботе, и у них дети получат подлинно христианское воспитание.

Во время заключительных событий земной истории дети и молодежь удивят людей своим свидетельством об истине, которое будет провозглашаться с простотой, но в духе и силе. Они научатся бояться Бога, и их сердца будут смягчены благодаря внимательному и молитвенному изучению Библии. В недалеком будущем многие дети исполнятся Духом Божьим и будут провозглашать истину миру, чего в то время взрослые члены церкви не смогут делать.

Господь будет использовать церковные школы для поддержки родителей в воспитании и приготовлении детей к будущему. Поэтому пусть церковь серьезно примется за организацию школьной работы и сделает ее такой, какой Господь желает ее видеть.

Мы не можем допустить разделения духовного и интеллектуального развития. Многие родители опасаются, что их дети достигнут вершин интеллектуального величия, которое не будет уравновешено познанием Бога и Его путей. Такой подход является основанием всякого истинного знания. Вместо неосвященного стремления к земной славе пусть самым возвышенным стремлением наших студентов будет желание выйти из стен школы миссионерами Божьими, наставниками, которые научат других тому, чему сами научены. Учащиеся, которые покидают школу с таким желанием, привлекут ко Христу не только взрослых, но и детей и молодежь. Они смогут совершить в этом мире такую работу, которой все силы зла не смогут противодействовать.

Учителя, пробудитесь и осознайте свои обязанности и преимущества. Вы можете спросить: кто способен исполнить эту работу? Великий Учитель заверяет вас: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Коринфянам 12:9). Если вы не станете вопрошать Его и не будете искать Его помощи, тогда ваше дело действительно безнадежно. Но в Его мудрости и силе вы сможете прекрасно преуспеть.

Дело, которое необходимо совершить для наших детей

Мне были показаны церкви, находящиеся в разных местах, и я увидела, что сила этих церквей зависит от возрастания их умений и навыков… Во всех наших церквах должны быть школы, а учителя этих школ должны быть миссионерами. Очень важно, чтобы учителя добросовестно совершили дело воспитания адвентистских детей и преподавали им не только науки, но и Священное Писание. Эти школы, учрежденные в разных местах, во главе которых стоят богобоязненные мужчины и женщины, должны основываться на тех же принципах, что и школы пророков.

Особое внимание необходимо уделить обучению молодежи. Детей нужно готовить к миссионерской работе; необходимо помочь им обрести ясное понимание того, что им нужно делать, чтобы спастись. Лишь немногие из них получают христианское воспитание. Если наставники сами обрели религиозный опыт, то они смогут передать своим студентам познание любви Божьей, которым обладают сами. Такие уроки смогут преподать только те, кто пережил подлинное обращение. Это самое достойное миссионерское служение, которое может совершать человек.

Детей с ранних лет нужно учить читать, писать и самостоятельно считать. Они могут идти вперед, шаг за шагом углубляя свои познания. Но прежде всего их нужно учить, что начало мудрости — страх Господень. Их необходимо обучать по принципу: заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного; однако главная цель учителя должна состоять в том, чтобы научить детей познанию Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал.

Научите детей, что грех в любом его проявлении назван в Писаниях «беззаконием» (1 Иоанна 3:4)… Расскажите им в простых словах, что они должны повиноваться своим родителям и посвятить свои сердца Богу. Иисус Христос желает принять их и благословить, если только они придут к Нему и попросят Его простить их согрешения и удалить их грехи. И когда они будут просить Его о прощении, им нужно верить, что Он сделает это.

Бог желает, чтобы каждый ребенок с ранних лет стал Его дитем, принятым в Его семью. Каким бы юным ни был человек, он может стать членом Божьей семьи и приобрести самые драгоценные духовные опыты. У него может быть чуткое сердце и готовность внимать вечным истинам. Он может доверять, любить Иисуса и жить для Спасителя. Христос сделает его маленьким миссионером; полностью изменит образ его мыслей, так что грех окажется для него не привлекательным, а отталкивающим и отвратительным.

Подобные наставления принесут как детям, так и взрослым большие благословения; и когда учитель просто и понятно расскажет им о плане спасения, он сам получит такие же благословения. Святой Дух Божий запечатлит эти уроки в восприимчивых умах детей, чтобы они смогли познать библейские истины в их простоте. И Господь даст этим детям миссионерский опыт: Он пошлет им такие мысли, которых не имели даже учителя. Дети, которые были правильно наставлены, станут свидетелями истины.

Раздражительных и легко возбудимых учителей не следует допускать к преподавательской деятельности. Они должны любить детей, потому что это младшие члены Божьей семьи. Господь спросит с них, как и с родителей: «Где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо гное?» (Иеремии 13:20).

В работе с детьми и подростками учителя не должны позволять себе ни одного несдержанного слова или поступка, которые могут запятнать их работу, ибо, поступая так, они развивают в учащихся тот же дух, которым обладают сами. Господь желает, чтобы в наших начальных школах, равно как и в средних, проявлялся такой дух, чтобы ангелы Божьи, находясь в классе, могли видеть такой же порядок и устроенность, какие царят на небе. Многие считают, что такое невозможно; однако каждая школа должна начинаться именного с этого. Учителям следует самым серьезным образом трудиться над тем, чтобы в характере, общении и преподавании сохранять дух Христа, став в Его руках орудиями света, которые Господь сможет использовать для того, чтобы в них отразилось подобие Его характера. Пусть учителя знают, что как богобоязненные наставники они всегда имеют помощников, готовых запечатлеть в сердцах детей драгоценные уроки.

Господь сотрудничает с каждым посвященным учителем, и ради его собственного блага ему следует понимать это. Наставники, руководимые Богом, получают от Святого Духа благодать и истину и свет, чтобы передавать их детям. Они имеют честь трудиться под руководством величайшего Учителя, которого когда-либо знал мир, и им никак не к лицу проявлять недобрый дух, произнося резкие раздражительные слова! Поступая так, они увековечат в детях свои собственные недостатки.

О, если бы у нас было ясное понимание того, чего мы смогли бы достичь, если бы учились у Христа! Потоки небесного мира и радости, раскрывшиеся в душе учителя под воздействием чарующих слов Вдохновения, превратятся в могучую реку доброго влияния, которое благословит всех, кто будет соприкасаться с ним.

Не думайте, что для детей Библия будет утомительной книгой. При мудром наставнике Слово Божье будет становиться все более и более желанным. Оно будет для них как хлеб жизни и никогда не зачерствеет. В нем есть свежесть и красота, которые будут притягивать и очаровывать детей и подростков. Оно подобно солнцу, сияющему на земле, которое постоянно излучает свет и тепло и в то же время никогда не истощается. Благодаря уроками библейской истории и доктринам дети и подростки поймут, что все другие книги стоят значительно ниже этой Книги. Они смогут найти в ней источник благодати и любви.

Через Слово Божье действует Дух Святой, наставляющий на всякую истину. Каждая страница Слова Божьего излучает новый драгоценный свет. В нем открывается истина, а каждое слово и предложение понятно и применимо к каждой конкретной ситуации, как если бы к ним обращался глас Божий.

Нам нужно признать, что Святой Дух просвещает нас. Он любит обращаться к детям и открывать им сокровища и красоту Слова. Обетования, данные Великим Учителем, пленят чувства и наполнят душу ребенка силой, которая имеет небесное происхождение. Его восприимчивый разум будет все яснее понимать Божественные истины, которые оградят его от искушений врага.

Труд учителей очень важен. Они должны сделать Слово Божье предметом своих размышлений. Через Своего Духа Бог будет общаться с человеком. Исследуя Слово, молитесь: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Псалтирь 118:18). Когда учитель будет в молитве полагаться на Бога, тогда Дух Христа снизойдет на него и Бог посредством Святого Духа будет влиять через него на разум учащегося. Святой Дух наполнит разум и сердце надеждой, мужеством и библейскими образами, которые он затем передаст учащемуся. Слова истины обретут такую широту и полноту значения, о котором он никогда не помышлял. Красота и достоинство Слова Божьего оказывают преобразующее влияние на разум и характер людей; искры небесной любви коснутся сердец детей и вдохновят их на добрые дела. Мы сможем привести ко Христу сотни и тысячи детей, если будем трудиться ради них (Особое свидетельство церкви в Батл-Крике; написано в Куранбонге, Новый Южный Уэльс, Австралия, 15 декабря 1897 г.).

Работа церковной школы

Церковь призвана выполнять особую работу, касающуюся образования и воспитания ее детей, дабы они, посещая школу или другие наши учреждения, не подвергались влиянию людей с испорченными наклонностями. Мир полон беззакония, ибо не принимает во внимание требования Божьи. Города становятся похожи на Содом, и наши дети ежедневно сталкиваются со многими пороками. Те из них, кто посещают общественные школы, часто общаются с совершенно заброшенными детьми, которых обучает и воспитывает не школа, а улица. Сердца молодых весьма восприимчивы, и если они находятся в дурном окружении, то сатана постарается использовать заброшенных, уличных детей, чтобы оказывать плохое влияние на хорошо воспитанных ребят. Таким образом, прежде чем родители, соблюдающие субботу, узнают о совершившемся зле, уроки порочности уже постигли детей и растлили их души…

Требуются церковные школы

Многие семьи, желая дать образование своим детям, переезжают в места, где основываются наши крупные школы, но им было бы лучше служить Господу, оставаясь на прежних местах жительства. Им надо побуждать церковь, членами которой они являются, основывать церковную школу, и уже в ее стенах их дети могли бы получить всестороннее практическое христианское образование. Было бы гораздо лучше для родителей, детей и для дела Божьего, если бы они остались в меньших церквах, где нужна их помощь, вместо того чтобы переезжать в более крупные церкви, где по причине того, что они никому не нужны, они будут подвергаться постоянному искушению впасть в духовную бездеятельность.

Всюду, где есть хотя бы несколько человек, соблюдающих субботу, родителям надо объединить свои усилия и предусмотреть место для дневной школы, где их дети могли бы получить образование. Им следует нанять учителя-христианина, который как посвященный миссионер будет воспитывать детей таким образом, чтобы из них также вырастали миссионеры…

Характер церковных школ и их учителей

Работу наших церковных школ надо поднять на самый высокий уровень. Иисус Христос Восстановитель — единственное средство от неверного образования, и уроки, содержащиеся в Его Слове, всегда следует преподносить молодым в самом привлекательном виде. Школьное обучение должно дополняться домашней подготовкой, и дома, как и в школе, следует поощрять простоту и благочестие. Найдутся люди, у которых есть талант для работы в этих маленьких школах, но которые не могут успешно работать в крупных школах. Проводя в жизнь библейские уроки, они сами получат наивысшее образование.

Выбирая учителей, нам следует принимать все меры предосторожности, сознавая, что это столь же серьезное дело, как и выбор людей для служения. Отбор должны производить умудренные люди, способные разбираться в характерах, так как нам необходимы самые лучшие таланты, чтобы воспитывать и формировать умы молодых и успешно проводить работу во многих направлениях. В этом главная задача учителей, работающих в наших церковных школах. Никто из людей, обладающих примитивным или ограниченным умом, не должен руководить ни одной из л их школ. Не ставьте над детьми молодых и неопытных учителей, у которых нет руководящих способностей, так как их усилия могут привести к хаосу. Порядок — это первый закон на небе, и каждая школа в этом отношении должна быть отражением Неба.

Преступно ставить над маленькими детьми учителей гордых и лишенных чувства любви. Учитель подобного склада причинит великое зло детям, характеры которых быстро формируются. Если учителя непокорны Богу, если они не имеют любви к детям, находящимся под их руководством, или если они оказывают лицеприятие тем, кто угождает им, и проявляют безразличие к менее привлекательным беспокойным и нервным детям, то их не следует приглашать на работу, потому что в результате их труда души будут потеряны для Христа.

Нужны учителя, особенно для детей спокойных и добрых, проявляющие терпение и любовь к людям, больше всего нуждающихся в них. Иисус любил детей… Он всегда относился к ним с добротой и вниманием, и учителя должны следовать Его примеру. Им необходимо иметь истинный миссионерский дух, потому что детей надо воспитывать так, чтобы и они стали миссионерами…

Нашим церковным школам нужны учителя, имеющие высокие моральные качества, такт и терпение, ходящие с Богом и воздерживающиеся от зла во всех его проявлениях, здравые в вере. Таким людям можно доверять…

Результаты работы церковных школ

Если правильно организовать церковные школы, они станут средством возвышения принципов истины в тех местах, где они созданы, потому что дети, получающие христианское образование, станут свидетелями Христа. Подобно тому, как Иисус в храме раскрыл тайны, которые священники и начальники не могли понять, так и в заключительной работе на этой земле дети, правильно образованные, в простоте будут говорить слова, вызывающие удивление у людей, говорящих теперь о «высшем образовании».

Подобно тому, как дети пели во дворах храма: «Осанна; благословен Грядущий во имя Господне», так и в эти последние дни будут возноситься голоса детей, возвещающие последнюю весть предостережения гибнущему миру. Когда небесные силы увидят, что людям уже не разрешают проповедовать истину, тогда Дух Божий сойдет на детей и они начнут совершать дело благовестия, которое старшие работники не смогут выполнить, ибо путь их будет загражден.

Наши церковные школы предопределены Богом, чтобы готовить детей к этой великой работе. Здесь дети должны обучаться особым истинам для настоящего времени и практической миссионерской работе. Их необходимо призвать в армию работников, чтобы они помогали больным и страдающим. Дети могут принимать участие в медицинской миссионерской работе и своими стараниями способствовать ее продвижению. Их вклад может быть мал, но даже небольшая помощь и слабые усилия приобретут многие души для истины. Благодаря им Божья весть и Его спасающая целебная сила будут открыты всем народам. Пусть же в таком случае церковь несет бремя за агнцев стада. Пусть дети получают образование и подготовку, чтобы совершать служение для Бога, ибо они — наследие от Господа (Свидетельства для церкви, т. 6, c. [193—203]).

Система оценок иногда препятствует действительному прогрессу учеников. Некоторые ученики поначалу медлительны, и учителю, работающему с ними, нужно проявлять большое терпение. Однако через короткое время ситуация может измениться, и учитель будет удивляться тому, насколько быстро такие ученики усваивают материал. В то же время другие ученики могут казаться очень смышлеными, однако время покажет, что они расцвели преждевременно. Система, строго привязывающая детей к оценкам, неблагоразумна.

Едва ли можно переоценить важность физического здоровья учителя, ибо, чем лучше его здоровье, тем лучше он будет работать. Мозг не сможет ясно рассуждать и выдерживать нагрузки, если физические силы ослаблены немощью или болезнью. Душевные силы тесно связаны с умственными, однако если вследствие слабого физического здоровья разум теряет свою силу, тогда путь к высшим чувствам и побуждениям в определенной мере затрудняется и способность учителя отличать добро от зла снижается. Когда у человека плохое здоровье, тогда нелегко проявлять терпение и радость или действовать честно и справедливо.

Христос — пример и учитель молодежи

Пример Христа является светом для молодых людей, а также для людей зрелого возраста, ибо Он сам был и ребенком, и юношей. С ранних лет Его пример был совершенным. Будучи маленьким ребенком, он повиновался Своим родителям и законам природы, «и благодать Божия была на Нем» (Луки 2:40).

Иисус не уподоблялся многим детям, которые проводили свое время в развлечениях. Он исследовал Слово до тех пор, пока не стал сведущ в нем. Даже в детстве Его жизнь и все Его привычки находились в гармонии со Священным Писанием, и Он умело его применял… Кроме написанного Слова Иисус изучал книгу природы, восхищаясь прекрасным миром, который Он сам сотворил. Он был вместе с человечеством во всех его радостях и скорбях. Он сострадал всем — слабым и беспомощным, простым, нуждающимся и огорченным.

Свое учение Христос объяснял на примерах, заимствованных из богатой сокровищницы семейных взаимоотношений и из природы. Неизвестное Он объяснял на примере знакомых всем явлений; Он раскрывал святые небесные истины при помощи естественных земных предметов, с которыми люди были хорошо знакомы. Эти иллюстрации трогали их сердца и оставляли глубокое впечатление в их сознании.

Слова Христа проливали новый свет на уроки природы, благодаря чему они становились новым откровением. Он говорил о том, что было создано Его собственными руками, ибо все это обладало теми качествами и свойствами, которые были присущи Ему одному. В природе, как и на священных страницах Ветхого Завета, открыты важные Божественные истины, и в Своем учении Христос открывал их людям, связывая их с красотой окружающего мира…

Согласно учению Христа, цветок и кустарник, семя посеянное и семя пожатое, а также пробивающееся из земли растение содержат в себе уроки истины. Он срывал красивую лилию, давал ее детям, и, когда они смотрели на Его молодое лицо, сияющее небесным светом, Он учил: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут [в простоте естественной красоты и очарования]: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Затем Он уверил их: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Матфея 6:28—30)…

Совершая служение учителя, Христос никогда не терял из виду детей. Утомившись от суматохи и суеты многолюдного города, от общения с коварными и лицемерными людьми, Его дух находил мир и покой и обществе невинных детей. Он никогда не отталкивал их. Его огромное любящее сердце могло понять все их невзгоды и нужды и радовалось их детскому счастью. Он брал их на руки и благословлял их.

В этих детях, с которыми Ему приходилось соприкасаться, Христос видел будущих мужчин и женщин, которые станут наследниками Его благодати и гражданами Его царства, а некоторые из них, возможно, и мучениками за Его имя. Он знал, что эти дети гораздо охотнее слушали Его и принимали как своего Спасителя, чем взрослые, многие из которых были умудренными жизнью и жестокосердными. В Своем учении Он снисходил до их уровня. Небесный Царь не относился с презрением к их вопросам, но упрощал Свои неоценимые уроки так, чтобы они достигли их детского понимания. В их развивающиеся умы Он сеял семена истины, которые в будущем должны были прорасти и принести плод вечной жизни.

Родители и учителя, Христос по-прежнему говорит: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Матфея 19:14). Они очень восприимчивы к христианским истинам, их сердца открыты влиянию благочестия и добродетели, и они способны хранить полученные уроки (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [62—66], 17 мая 1896 г.).

Требуется такт и терпение, чтобы, развивая ум и сердце детей, при этом не помешать их росту, непозволительно подчинив один разум другому. Нужны учителя, которые могут мудро находить подход к самым разным характерам; которые вовремя видят и используют открывающиеся возможности для сеяния добра; учителя, которые исполнены энтузиазма, «способны учить» и которые могут пробудить мысль, зажечь энергией и ободрить.

Библейский урок

Среди всех книг, написанных людьми, можно ли найти такие, которые так же пленяли бы сердце и так же были способны пробуждать интерес детей, как библейские истории? Эти простые истории объясняют великие принципы Закона Божьего. Благодаря этим примерам, которые доступны детскому сознанию, родители и учителя могут с раннего возраста ребенка приступить к осуществлению повеления Господа относительно Его заповедей: «И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Второзаконие 6:7).

Использование наглядных пособий, школьной доски и карт облегчит объяснение библейских уроков и поможет закрепить их в памяти детей. Родителям и учителям нужно постоянно совершенствовать методы работы с детьми. В преподавании Библии должны использоваться самые свежие мысли, самые лучшие методы и самые серьезные усилия.

Для того чтобы обучение имело успех, необходимо заинтересовать ребенка. Особенно это следует учитывать тем, кто работает с детьми и подростками, отличающимися друг от друга характерами, воспитанием и привычками. Мы сможем много добиться в изучении с детьми Библии, если станем наблюдать за ходом их мысли, за их интересами, а также если будем пробуждать их желание узнать, что говорит Библия по тому или иному вопросу. Наш Творец, наделивший нас самыми разнообразными способностями, оставил в Своем Слове все необходимое, чтобы удовлетворить запросы каждого. Учите детей обращаться к Библии как к советнику, тогда они поймут, что библейские уроки имеют прямое отношение к их личной жизни.

Помогите детям оценить удивительную красоту Библии. Нередко детям рекомендуют или, по крайней мере, разрешают читать из-за предполагаемой литературной ценности такие книги, которые в действительности не имеют никакой ценности, а только разжигают страсти и приносят вред здоровью. Зачем нам побуждать своих детей пить из этих мутных потоков, если у них есть свободный доступ к чистому источнику Слова Божьего? Библия — это неисчерпаемый источник полноты, силы и глубины мысли. Побуждайте детей и подростков искать Ее сокровища мысли и безграничной мудрости.

Когда их ум будет пленен красотой библейских истин, тогда смягчающая и покоряющая сила коснется их сердец. Они потянутся к Тому, Кто открылся им. Не много будет таких, кто не пожелал бы больше узнать о Его делах и путях.

Победа веры

Как детям, так и подросткам предстоит многому научиться в вопросах веры. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоанна 5:4). Такая вера не должна принимать суеверные и вымышленные идеи. Избегайте их на ваших уроках и давайте детям такое наставление, какое давал Христос, уроки веры, которые выражаются в ясном — «Так говорит Господь».

Победа над злом достигается только верой. Всякий, вступающий в борьбу с ним, обнаружит, что он должен облечься во всеоружие Божье. Щит веры будет защищать их и сделает их больше, чем победителями. Ничто другое, кроме веры в Господа Саваофа и повиновения Его указаниям, не поможет. Многочисленные воинства, оснащенные любым другим оружием, не устоят в последней великой битве. Небесные ангелы не смогут помочь тем, у кого нет веры. Только живая вера сделает их непобедимыми и способными устоять в злой день, твердо держась своего упования до конца.

Молодые люди, которые не подтверждают жизнью, что истина начала свое освящающее действие в их сердце, потерпят неудачу, когда примутся преподавать в церковной школе. Не следует сосредотачиваться только на легких местах Священного Писания, изучать только то, что нравится, и повиноваться только тому, что совпадает с желаниями, оставляя без внимания истины, которые обличают склонности и призывают к самоотречению и самопожертвованию. Учителям же в первую очередь необходимо научиться идти путем послушания. Настоящая вера вопрошает Господа: «Что повелишь мне делать?», и когда Господь указывает путь, вера готова исполнить Его волю, какой бы трудной она ни была.

Учителя, постигайте простоту Священного Писания, чтобы научиться раскрывать его истины молодым умам. Искренне желая земного и вечного блага детям, о которых вы заботитесь, вам следует чаще склоняться на колени, чтобы искать совета у Того, Кто настолько мудр, что не ошибается, и настолько благ, что не оставит вас один на один с вашей беспомощной мудростью.

Библейские наставления будут иметь большую силу благодаря святой жизни учителя. Богобоязненные учителя будут применять на практике все те принципы, которые они стремятся запечатлеть в умах детей. Такие учителя видят своего небесного Отца лишь очами веры, однако они научились у Него и видят доказательства Его любви в самых сложных обстоятельствах. Они не судят о своем Творце по обстоятельствам; они — причастники Его Божеского естества. Они доверяют Тому, Кто не пожалел Своего единородного Сына, зная, что с Ним Он дарует им все необходимое для их духовного и вечного блага.

Если учитель черпает уроки у Иисуса Христа и сообразует свою жизнь с этими уроками, то он станет успешным учителем. Тот, кто ежедневно учится у Великого Учителя, всегда будет выносить из богатой сокровищницы и новое, и старое.

Я хочу сказать учителям церковных школ: помните, что Дух Святой руководит вами. Подчините свою жизнь преобразующему влиянию истины. Делайте все возможное для развития своих способностей, чтобы вы смогли научить студентов стремиться к совершенству.

Когда ваш образ мыслей приходит в согласие с Божьей волей, вы соприкасаетесь с мудростью, которая научит вас таким урокам, которые будут неоценимой помощью в вашей работе учителем. Когда вы будете рассказывать детям историю о кресте, ваша душа воспарит над мраком и унынием. Размышляя о безграничной жертве Искупителя, вы потеряете интерес ко всему мирскому.

Уроки природы

Если Библия должна стоять на первом месте в воспитании детей и юношества, то книга природы — на втором. Божьи творческие дела свидетельствуют о Его любви и силе. Он вызвал к существованию мир и все, что в нем. Бог любит прекрасное, и в мире, который Он предназначил для нас, Он не только предусмотрел все необходимое для нашего удобства, но и наполнил небеса и землю красотой. Мы видим Его любовь и заботу в богатых урожаем осенних полях, мы ощущаем Его улыбку в радостном солнечном луче. Его рука сотворила скалы, похожие на замки, и вздымающиеся горы. По Его велению растут величественные деревья. Он распростер зеленый бархатный ковер и усеял его кустами и цветами.

Почему же Он украсил землю и деревья живой зеленью, а не темными, мрачными тонами? Не для того ли, чтобы они были более приятны для глаз? И неужели наши сердца не наполняются благодарностью, когда мы видим доказательства Его мудрости и любви в чудесах Его творения?

Та же самая творческая энергия, вызвавшая к существованию миры, по-прежнему проявляет себя, поддерживая Вселенную, продолжая действовать в природе. Рука Божья руководит планетами в их стройном шествии по небесам. Земля щедро приносит плоды и год за годом совершает свое движение вокруг Солнца благодаря Божьей силе. Слово Божье управляет стихиями природы. Бог покрывает небеса облаками и приготовляет дождь для земли. Он заставляет долины плодоносить и «произращает на горах траву» (Псалтирь 146:8). Это Его силой появляется растительность, распускаются листья и цветут цветы.

Природа предназначена служить откровением дел Божьих. Для Адама и Евы в их Едемском доме природа изобиловала знаниями о Боге, была полна Его Божественных наставлений. Их утонченный слух воспринимал звучащий голос мудрости. Их глаза созерцали мудрость, и она проникала в сердце, потому что первые люди общались с Богом, постигая Его творческие дела. Как только святая пара нарушила Закон Всевышнего, сияние, исходившее от лица Божьего, исчезло из мира природы. Ныне природа омрачена и осквернена грехом. Но наглядные Божьи уроки не исчезли. Даже теперь природа, правильно изучаемая и понимаемая, свидетельствует о своем Творце…

Самый действенный способ открыть Бога язычникам — обратить их взоры на Его творение. Благодаря этому они намного легче постигают разницу между своими идолами, которые являются изделиями их собственных рук, и истинным Богом, Создателем неба и земли… Эти уроки природы таят в себе простоту и безупречность, которые делают их наивысшей ценностью не только для язычников, но и для других людей. Детям, молодежи, всем учащимся необходимо черпать уроки из этого источника. Сама по себе красота природы ведет душу от греха и мирских соблазнов к чистоте, умиротворенности и Богу.

По этой причине детям и молодежи очень полезно заниматься земледелием. Это приводит их в непосредственное соприкосновение с природой и Богом. И для того, чтобы у них было это преимущество, необходимо при наших школах по возможности иметь большие клумбы для выращивания цветов и поля для возделывания.

Воспитание, получаемое в таких условиях, соответствуют тем указаниям, которые Бог дал относительно обучения молодых; в то же время оно совершенно отличается от тех методов, которые приняты в большинстве школ… Ум учащихся занят изучением научных книг и философии, где шипы скептицизма сокрыты лишь частично, чтением туманных фантастических историй или трудов тех авторов, которые, хотя и касаются библейских тем, вплетают туда свои собственные причудливые толкования. Учение таких книг подобно зерну, посеянному в сердце. Оно растет и приносит плод, и в итоге человек пожинает обильный урожай неверия. Результат такого образования видим в развращенности человеческого рода.

Возврат к более простым методам по достоинству оценят дети и молодежь. Работа в саду и поле станет приятной переменой после утомительной рутины абстрактных уроков, которыми молодые умы никогда не следует ограничивать. Для слабонервных детей, считающих уроки утомительными и тяжелыми для запоминания, это будет особенно полезно. Изучение природы подарит им здоровье и счастье, полученные впечатления не изгладятся из их памяти, потому что они будут ассоциироваться с предметами, которые всегда у них перед глазами.

Мир природы — это ключ к сокровищнице Божьего Слова, который Он вложил в руки сынов человеческих. Невидимое познается на примерах видимого; Божественная мудрость, Его вечная истина, Его безграничная благодать постигаются посредством Божьих творений. Поэтому помогите детям и молодежи ближе знакомиться с природой и ее законами. Пусть они развивают свои умственные способности в полном объеме и физически готовятся для исполнения практических обязанностей жизни. Но вместе с этим учите их тому, что Бог сотворил этот мир прекрасным, чтобы порадоваться нашему счастью, и готовит для нас еще более прекрасный дом в том мире, где никогда больше не будет греха. Слово Божье говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9).

Маленьким детям особенно необходимо находиться рядом с природой. Вместо того, чтобы сковывать их кандалами моды, дайте им свободу, чтобы они, как ягнята, играли при ярком и теплом солнечном свете. Покажите им кустарники и цветы, мягкую траву и величественные деревья и познакомьте их с прекрасными, разнообразными и изящными формами этих растений. Научите их видеть в Божьем творении Его мудрость и любовь, и когда их сердца наполнятся радостью и благодарной любовью, пусть они вместе с птицами воспоют песни хвалы.

Учите детей и молодежь размышлять над делами великого Художника и подражать привлекательным красотам природы в созидании своего характера. Когда любовь Божья завладеет их сердцами, пусть они наполнят свою жизнь красотой святости и направят все свои способности на то, чтобы благословлять других и прославлять Бога (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [58—62], 20 мая 1896 г.).

Природа изобилует уроками Божьей любви. Правильно понятые, эти уроки ведут к Творцу. Они переводят взор человека с самой природы на Бога, уча простым и святым истинам, которые очищают разум и приводят его в близкое соприкосновение с Богом.

Великий Учитель повелевает природе отражать свет, который изливают небесные чертоги, чтобы мужчины и женщины научились повиноваться Его слову. И природа исполняет повеление Творца. Солнце, луна, звезды, величественные деревья и полевые цветы изрекают слова совета и наставления сердцу, смягченному благодатью Божьей. Сеяние простого семени готовит ум к сеянию духовного семени. Растущее дерево свидетельствует о том, что хорошее дерево не может приносить плохой плод, так же как и плохое дерево не может приносить добрый плод. «По плодам их узнаете их» (Матфея 7:16). Даже плевелы несут в себе урок. Они посеяны сатаной, и если их не искоренять, то погубят пшеницу своим буйным ростом.

Когда человек пребывает в мире с Богом, тогда природа будет передавать ему слова небесной мудрости, свидетельствуя о вечных истинах Слова Божьего. Когда Христос раскрывает нам уроки природы, тогда на передний план выходит наука подлинной религии, которая объясняет взаимосвязь Закона Божьего с естественным и духовным миром.

Ласточка и журавль наблюдают за сменой времен года. Они мигрируют из одной местности в другую в поисках климата, подходящего для их жизни и счастья, как это и было задумано Господом. Они повинуются законам, управляющим их жизнью. А люди, созданные по образу Божьему, не чтят Его послушанием законам природы. Пренебрегая законами, которые управляют человеческим организмом, они делают себя неспособными служить Богу. Он предостерегает их, говоря, что, нарушая законы жизни, они нарушают Его закон; однако привычки их настолько сильны, что они не прислушиваются к Нему. Каждый день они страдают от болей в теле и от депрессии, поскольку решили следовать неправильным привычкам и обычаям. Они не думают о причинно-следственной связи и в результате приносят здоровье, мир и счастье в жертву своему невежеству и самолюбию.

Мудрец обращается к ленивцу с такими словами: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Притчи 6:6—8). Жилища, которые строят себе муравьи, демонстрируют умение и настойчивость. За один раз муравей может принести только одно зернышко, но благодаря усердию и настойчивости он совершает чудеса.

Соломон указывает на трудолюбие муравья, упрекая тех, кто проводит свое время в праздности или в занятиях, разрушающих душу и тело. Муравей заботится о будущем; однако множество тех, кто наделен разумом, не готовятся к будущей бессмертной жизни.

Солнце, луна, звезды, скалистые горы, журчащие ручьи и огромный волнующийся океан предлагают уроки, на которые всем следовало бы обратить внимание.

Послушание Христу

Каждый учитель, занимающийся обучением молодых людей, должен помнить, что атмосфера, окружающая его, влияет на детей, независимо от того, приятная она или нет. Если учитель связан с Богом, если в его сердце живет Христос, дети ощутят тот дух, который владеет им. Если учителя входят в класс раздраженные и возбужденные, атмосфера, которая окружает их души, также оставит свой след.

Учителя, которые трудятся в этой части Божьего виноградника, нуждаются в самообладании, чтобы удерживать свой нрав и эмоции под контролем и в подчинении Святого Духа. Они должны показать, что обладают не только опытом, но уравновешенном умом и гармоничным характером. Ежедневно учась в школе Христа, такие учителя смогут мудро воспитывать и наставлять детей и подростков. Культурные, владеющие собой, послушные Христу, имеющие живую связь с Великим Учителем, они будут владеть глубоким знанием практической религии; храня свои души в любви Божьей, они познают, как проявлять терпение и христианскую снисходительность. Они будут сознавать, что возделывают самый важный участок Божьего виноградника. Они вознесут Богу в своем сердце искреннюю молитву: «Господи, будь моим примером»; и тогда, взирая на Христа, они смогут совершать дело Христа.

Уравновешенный ум и гармоничный характер нужен всем учителям. Труд преподавания не следует доверять таким молодым людям, которые не умеют работать с душами людей, которые не научились быть послушными Иисусу Христу, подчиняя Ему даже свои мысли. Они так мало знают о сдерживающей силе благодати, действующей на их сердца и характеры, что им предстоит полностью забыть многие из приобретенных ранее уроков и постичь совершенно новые уроки христианской жизни.

При работе с детьми и подростками приходится сталкиваться с самыми разными типами характеров, а их разум чрезвычайно восприимчив. Многие дети, посещающие наши школы, не получили в семье надлежащего воспитания. Некоторым позволялось поступать в угоду своим желаниям, другие испытывают чувство вины и разочарования. Их родители были очень скупы на слова поддержки, изредка были приветливы к ним и не зажигали их жизнерадостностью. Они унаследовали испорченный характер от своих родителей, и домашнее воспитание не содействовало формированию правильного характера. Отдавать таких детей под опеку учителей, которые не имеют глубокой ревностной любви к Богу и к душам, за которые умер Христос, значит допустить ошибку, которая чревата гибелью многих душ. Люди, которые очень легко теряют терпение и раздражаются, не должны быть воспитателями.

Учителям следует помнить, что они работают не со взрослыми людьми, а с детьми, которым очень многому предстоит научиться. И некоторым из них учеба дается труднее, чем другим. Ученикам с замедленным умственным развитием нужно оказывать больше поддержки и ободрения, чем они на самом деле получают. Если обучением детей, меющих неодинаковое умственное развитие, занимаются учителя, которые любят командовать, оказывать давление и всячески демонстрировать свою власть, которые избирательно подходят к детям, отдавая предпочтение любимчикам, а с остальными обращаясь сурово и придирчиво, то следствием этого будет беспорядок и неповиновение. Учителям, не обладающим доброжелательным уравновешенным характером, могут доверить работу с детьми, однако этим детям будет нанесен большой урон.

Учитель может иметь хорошее образование и глубокое знание преподаваемых предметов, однако есть ли уверенность в том, что он обладает тактом и благоразумием для работы с людьми? Если наставники не обладают любовью Христа, пребывающей в их сердцах, они не могут нести тяжелую ответственность, которая ложится на тех, кто учит молодежь. Из-за того, что у них лично нет «высшего образования», они не знают, как работать с душами людей. Их непокорные сердца стремятся подчинить себе других; а подвергнуть гибкие умы и характеры детей такому воспитанию — значит оставить в их душе шрамы и ушибы, которые никогда не исчезнут.

Учителя, совершающие работу, которая имеет не только временные, но и вечные последствия, спросите себя: смиряет ли меня любовь Христа, когда я работаю с душами, за которые Он отдал Свою жизнь? Освобождаюсь ли я под воздействием Его воспитывающей силы от таких качеств характера, которые не согласуются с волей Божьей, и занимают ли их место совершенно иные качества? Или, может, своими неосвященными словами и раздражительностью, а также недостатком мудрости, сходящей свыше, я уподобляюсь этим детям в развращенности их духа?

Когда учитель нетерпеливо или раздражительно обращается с ребенком, проблема может быть не столько в ребенке, сколько в учителе. Учителя устают от своей работы, и те или иные слова или поступки детей не соответствуют их эмоциями. Неужели в такие минуты они позволят, чтобы из-за отсутствия такта и благоразумия ими овладел сатанинский дух, который пробудит в детях неприятные и отталкивающие чувства? Учитель, который любит Христа и который дорожит спасающей силой Его благодати, не сможет и не посмеет позволить сатане управлять его духом. Все, что разрушает его влияние, будет удалено, потому что оно противостоит воле Божьей и угрожает душам драгоценных овец и агнцев.

Когда в душе воцаряется Христос, надежда славы, тогда истина Божья оказывает такое действие на естество человека, что ее преобразующая сила изменяет характер. Тогда вы не будете, показывая свое неосвященное сердце и характер, обращать истину Божью в ложь перед своими учениками. Вы также не будете проявлять эгоистичный и нехристианский дух, давая им повод думать, что благодати Божьей недостаточно для вас. Вы покажете, что не только на словах признаете Божий авторитет, но в повседневной жизни.

Пусть каждый учитель, берущий на себя ответственность учить детей и подростков, тщательно исследует себя. Пусть он спросит себя: овладела ли истина Божья моим сердцем? Обогатился ли мой характер мудростью, исходящей от Иисуса Христа, которая «чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна»? Дорожу ли я библейским принципом, который гласит, что «плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир»? (Иакова 3:17, 18).

Учителя, Христос присутствует каждый день в вашей школе. Его большое сердце изливает безграничную любовь не только на хороших детей, которые окружены самыми благоприятными условиями, но и на тех детей, которые унаследовали отрицательные черты характера. Родители не смогли осознать, что несут прямую ответственность за те качества характера, которые формируются в их детях, и не проявили должного благоразумия и мягкости в их воспитании. Они не старались узнать о причине тех удручающих качеств, которые доставляют им столько переживаний. Однако Христос взирает на этих детей с состраданием и любовью. Он понимает их, ибо Он вникает в причинно-следственную связь.

Резкие слова и постоянные придирки приводят ребенка и замешательство, но не способствуют его исправлению. Воздержитесь от раздражительных слов; подчините свой дух Христу. Тогда вы научитесь сострадать и сочувствовать тем, на кого распространяется ваше влияние. Не проявляйте нетерпения или грубости. Если бы этим детям не было нужды учиться, они бы не посещали школу. Необходимо терпеливо и с добротой помогать им подниматься по лестнице прогресса, преодолевая ступень за ступенью, и приобретать знания. Встаньте рядом с Иисусом. Обладая качествами Его характера, вы будете обладать тонкими и нежными чувствами и будете воспринимать проблемы ошибающихся как свои собственные.

Религиозная жизнь многих учителей, называющих себя христианами, показывает, что на самом деле они не являются таковыми. Они постоянно представляют Христа в ложном свете. Их духовная жизнь подчинена обстоятельствам и зависит от них. Если все происходящее соответствует их желаниям, если не возникает обстоятельств, которые провоцируют пробуждение в их душе необузданных, не присущих Христу качеств, тогда они снисходительны, доброжелательны и очаровательны. Однако жить в соответствии с истиной нужно не только тогда, когда мы расположены к этому, но всегда и при любых обстоятельствах. Господь не приемлет служения, которое зиждется на резких порывах и поспешных действиях. Если в их семье или в отношениях с другими людьми происходит что-то, что нарушает их спокойствие и выводит из себя, тогда учителям, прежде чем они приступят к своим повседневным обязанностям, нужно сложить все у ног Божьих, моля о Его милости; когда они будут уверены, что любовь и сила и благодать Божья наполнили их сердца, тогда ангелы Божьи последуют за ними в классную комнату.

Очень важно, чтобы дети, когда их обучают и наставляют, пребывали под непосредственным влиянием Духа Божьего, чтобы находились в учении и наставлении Господнем. Формирование правильных привычек и утверждение правильного духа требуют ревностного труда во имя Христа.

«Всякий первосвященник… могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью» (Евреям 5:1, 2). Эта истина может быть в самом высоком смысле объяснена детям на примере. Пусть учителя помнят о ней, когда плохое поведение детей вызывает у них раздражение и гнев. Пусть они помнят, что ангелы Божьи с печалью смотрят на них. Если дети ошибаются и нехорошо ведут себя, тогда самое время, чтобы те, кто поставлен руководить ими, своим личным примером научили их, как себя вести.

Ни при каких обстоятельствах учителя не должны терять самообладание, проявлять раздражение, грубость, а также недостаток сочувствия и любви. Те, кто по природе раздражителен, легко выходит из себя, кто лелеет привычку критиковать и вынашивать недобрые мысли, должны поискать для себя другую работу, где неприглядные черты их характера не будут воспроизводиться детьми и подростками. Такие учителя вместо того, чтобы готовиться к обучению детей, сами нуждаются в том, чтобы кто-то преподал им уроки Иисуса Христа.

Если любовь Христа пребывает в сердце учителя подобно приятному благоуханию, как запах живительный на жизнь, тогда он своей заботой сможет завоевать доверие детей. Посредством благодати Христа он сможет стать орудием в руках Божьих, чтобы освещать, возвышать, ободрять и помогать очищению храма души от осквернения, пока характер не будет преобразован благодатью Христа и в душе не отобразится образ Божий.

Христос говорил: «Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены» (Иоанна 17:19). Это тот труд, который необходимо совершать каждому учителю-христианину. Беспорядочной работы в этом деле быть не должно, ибо воспитание и образование детей в большой мере требует Христовой благодати и личного смирения. Небо видит в каждом ребенке еще не сформировавшегося мужчину и женщину, таланты и способности которого, если будут правильно направляемы и развиваемы, сделают его или ее соработником Бога.

Наглядный урок

Притча о добром пастыре иллюстрирует ту ответственность, которая ложится на каждого служителя и каждого христианина, согласившегося стать учителем детей. Если кто-то отбился от стада, он старается возвратить его не грубым словом или кнутом, а доброжелательным приглашением. Девяносто девять оставшихся в стаде не так остро нуждаются в сочувствии и нежной, сострадательной любви пастыря. Но пастырь устремляется за теми овцами и ягнятами, которые вызывают у него наибольшую тревогу и пробуждают самое глубокое сострадание. Он покидает остальных овец и направляет всю свою энергию на поиски пропавшей.

И затем открывается такая картина — хвала Богу! — пастырь возвращается с овечкой, неся ее на своих руках и неустанно радуясь. «Порадуйтесь со мною, — говорит он, — я нашел мою пропавшую овцу» (Луки 15:6). Я так счастлива, что у нас есть картина найденной овцы. Нашему воображению не была представлена картина печального пастыря, возвращающегося домой без овцы. Это урок, который необходимо постичь всем пастырям, — успех состоит в том, чтобы вернуть овец и ягнят в стадо.

Божья премудрость, Его сила и Его любовь не сравнимы ни с чем. Они служат Божественной гарантией в том, что ни одна отбившаяся от стада овца или ягненок не останется незамеченной, ни одна не останется без помощи. Милость и сострадание Божье — это золотая цепь, которая окружает каждую из этих душ, оказавшихся в опасности.

Широкое поле

Для всех преподавателей наших школ открыто широкое поле деятельности — сеяние семян и сбор созревших зерен. Что может доставить большее удовлетворение, чем возможность научить молодых людей любить Бога и соблюдать Его заповеди? Что может принести большую радость, чем дети, следующие за Великим Пастырем — Христом? Что может больше озарить душу посвященного работника, чем сознание того, что его терпеливый и настойчивый труд в Господе не был тщетным. Как будет ему приятно видеть своих учеников, исполненных радости за то, что их грехи прощены, видеть в них силу Святого Духа, проявляющуюся в подлинном благородстве характера и в восстановлении нравственного образа Божьего, видеть их стремление к тому миру, который исходит от Князя мира? Порабощает ли истина? В определенном смысле да, ибо она связывает душу добровольными узами со Спасителем, подчиняя сердце доброте Христа.

Несмотря на то, что правильные принципы и хорошие привычки являются самыми важными качествами учителя, он обязательно должен быть сведущим в науках. Цельность характера должна идти рука об руку с высокими научными знаниями.

Если вы призваны быть учителем, вы также призваны быть учеником. Принимая на себя торжественную ответственность учить других, вы принимаете на себя обязательство стать знатоком каждого предмета, который собираетесь преподавать. Не довольствуйтесь посредственными мыслями, ленивым умом или слабой памятью. Преподавание — это благородный труд; учеба — благословение. Настоящее знание — это драгоценное сокровище, и чем больше учитель имеет его, тем успешнее будет его труд.

Отдавая своих детей в светские школы, родители помещают их в ту среду, где они будут подвержены разлагающему влиянию, которое портит нравы и привычки. В таких условиях дети зачастую учатся быть врагами Христа. Они забывают о благочестии и добродетели.

Многие светские школы пропитаны пагубным влиянием мальчиков и девочек, ставших знатоками греха. Кроме этого, дети, которым позволено проводить много времени в общении с детьми, которых воспитывает улица, также получают воспитание, которое приводит к безразличию и непокорности. К сожалению, многие беспечные родители поймут это не скоро.

Бог наделил детей и подростков пытливым умом. Их умственные способности — это драгоценные таланты, доверенные им. Долг родителей состоит в том, чтобы представлять детям вопрос их образования в правильном свете, ибо этот вопрос включает в себя многое. Их нужно учить развивать каждую способность в надежде, что все они будут употреблены в служении Христу для спасения падшего человечества.

Успех церковной школы в большой мере зависит от учителя. Во главу школы следует ставить учителя, достигшего соответствующего возраста; в тех случаях, когда количество учащихся достаточно велико, из среды самых старших нужно избрать ему помощников. Это поможет учащимся приобрести ценный опыт.

Для дальнейшего изучения

Наша ответственностьВоспитание детей, c. [312-317]

Работа церковной школыВоспитание детей, c. [303—311]Свидетельства для церкви, т. 6, c. [193-205]

Христос — Пример и Учитель молодежиЖелание веков, c. [74]

Библейский урокВоспитание детей, c. [41-44]Основы христианского воспитания, c. [123—128]

Уроки природыДеяния апостолов, c. [571, 572]Воспитание детей, c. [45—60]Наглядные уроки Христа, c. [17-89]Желание веков, c. [70, 71], [291]Воспитание, c. [99-120]Патриархи и пророки, c. [599, 600]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [581]Там же, т. 8, с. [326-328]Нагорная проповедь Христа, c. [95—98]

Послушание ХристуВоспитание, c. [275-282]Свидетельства для церкви, т. 5, c. [653, 654]