6. Средняя школа

«Разум для имеющих его — источник жизни» (Притчи 16:22).

Школы прикладного назначения

Средняя школа чрезвычайно необходима. В таких школах должна быть совершена серьезная работа, поскольку многие студенты отправятся из них непосредственно на великое поле жатвы. В качестве книгонош и помощников в различных направлениях евангельской работы они пойдут, чтобы применять то, чему их научили. Многие труженики, послужив некоторое время на поле, чувствуют необходимость в углублении своих знаний, и, имея уже опыт практической работы, они смогут лучше оценить преимущества образования и будут быстро продвигаться в учебе. Кто-то пожелает получить образование более высокого уровня. Для таковых у нас имеются колледжи.

Слово Божье должно лежать в основе всякой деятельности наших средних школ. И учащиеся должны увидеть подлинное достоинство труда. Необходимо рассказывать им о том, что Бог непрестанно трудится. Пусть каждый учитель объединится с группой студентов, чтобы трудиться вместе с ними и обучать их навыкам труда. Поступая так, учитель приобретет ценный опыт. Их сердца сольются с сердцами учащихся, и благодаря этому откроется путь для плодотворного обучения.

Для нас было бы большой ошибкой оставлять без внимания ту цель, ради которой создавались наши школы. Этот вопрос должен быть прилежно изучен нашими ответственными работниками в каждой унионной конференции, чтобы в результате этого молодым людям были созданы самые благоприятные условия для формирования таких характеров, которые будут способны противостоять порокам нашего мира.

Нам предстоит совершить великую работу, и потому нам необходимо много образованных работников, готовых занять ответственные посты. Процесс приготовления молодых людей к служению в деле Божьем должен зиждиться на основании, имя которому — Библия. Принципы истины, сокрытые в Слове Божьем, обезопасят от порочного влияния мира.

Стремление воспитать наших детей и подростков в страхе Божьем, не ставя при этом исследование Слова во главу угла, является, к сожалению, неверным. Воспитание, которое не ведет к осознанию сущности греха и не вызывает отвращения к нему, приведет к нравственному уродству. Наши дети должны быть удалены от пагубного влияния светских школ и помещены туда, где посвященные учителя смогут наставлять их в Священном Писании. Благодаря этому учащиеся научатся видеть в Слове Божьем великое мерило своей жизни.

Кто-то может спросить: «Каким образом создавать такие школы?» Мы не богаты, но если будем с верой молиться и предоставим Господу возможность действовать от нашего имени, Он откроет нам возможности для создания небольших школ в уединенных местах, где мы сможем обучать нашу молодежь не только святым истинам и книжным знаниям, но и различным видам физического труда.

В необходимости создания таких школ меня настойчиво убеждает крайняя небрежность многих родителей, с какой они относятся к правильному воспитанию своих детей в семье. Похоже, что многие отцы и матери считают, что если отдать все бразды правления в руки самих детей, то они станут полезными юношами и девушками. Однако Господь дал мне наставление по этому вопросу. Ночью в видении я видела, что рядом с этими оставленными детьми стоял тот, кто был изгнан из небесных чертогов из-за того, что дал начало греху. Он — враг человеческих душ — искал удобного случая, чтобы поработить разум каждого ребенка, родители которого не предостерегли его относительно ловушек сатаны.

Когда родители составляют планы о том, чтобы их дети получили образование вне дома, им следует понимать, что больше небезопасно посылать их в светские школы, и должны стараться отдавать детей в те школы, где они получат такое образование, которое имеет библейское основание. На всех родителях-христианах лежит большая ответственность дать своим детям такое образование и воспитание, которые приведут их к познанию Господа и помогут им стать причастниками Божеского естества через послушание Божьей воле.

Деятельность школы в Фернандо

Был задан вопрос: «Что мы должны преподавать в школе в Фернандо?»

Преподавайте основы. Преподавайте то, что достойно практического применения. Вам не нужно демонстрировать всему миру свои планы, как будто вы задумали нечто грандиозное. Отнюдь нет. Не следует также хвалиться теми дисциплинами, которые планируете преподавать, равно как и производственной деятельностью, которую вы намерены осуществлять; говорите всем интересующимся, что вы хотите сделать все возможное, чтобы дать своим студентам физическое, умственное и духовное воспитание, которое сделает их полезными в этой жизни и приготовит к будущей вечной жизни.

Как выдумаете, какое впечатление вы произведете на людей, если в сообщении об открытии школы упомянете, что намерены дать своим студентам воспитание, которое приготовит их к будущей вечной жизни, поскольку хотите, чтобы они жили на протяжении нескончаемых веков? Я верю, что такое заявление произведет на братьев и сестер этой конференции, а также на жителей той местности, в которой находится школа, гораздо большее впечатление, чем описание множества предметов, касающихся изучения древних и современных языков, а также других высоких наук.

Пусть школа оправдает себя. Тогда учредители не будут разочарованы, а студенты не будут жаловаться, что им обещали преподавать определенные дисциплины, а после поступления в школу им было отказано в их изучении.

Необходимо с самого начала разъяснить, что основой всякого образования является Библия. Серьезное исследование Божьего Слова, которое приведет к преобразованию характера и приготовит учащегося к служению, сделает школу в Фернандо силой к добру. Собратья мои, имеющие отношение к деятельности этой школы, ваша сила кроется не в количестве преподаваемых языков и не в рассказах о том, какой у вас большой «колледж». Об этом лучше молчите. Молчание по поводу ваших грандиозных планов поможет больше, чем все ваши громкие заверения и обещания, которые вы даете в своих объявлениях. Серьезная работа школы покажет, что вы заняты утверждением принципов, которые приготовят учащихся к тому, чтобы войти жемчужными вратами в небесный град. Спасение душ несравненно ценнее интеллектуального образования. Претенциозное хвастовство образованностью, демонстрация личной гордости не стоят ничего. Господь ценит послушание Его воле, ибо человек может прославить Бога, если смиренно и послушно будет ходить пред Ним.

Господь приготовил нам роскошный пир, дав возможность исследовать Свое Слово. Приобщение к Его Слову, которое Он назвал Своей плотью и кровью, Своим духом и жизнью, дает множество благословений. Приобщаясь к нему, мы укрепляемся в духовной силе; мы возрастаем в благодати и познании истины. Формируется и укрепляется привычка самообладания. Сформировавшиеся в детстве скверные черты характера — раздражительность, упрямство, самолюбие, неосмотрительность в словах, вспыльчивость — исчезают, а на их месте зреют качества, присущие христианам.

Если ваши ученики, помимо изучения Божьего Слова, не научатся ничему другому, кроме правильного употребления родного языка при чтении, в письме и речи, можно будет считать это большим делом. Те, кто готовится к служению на Божьей ниве, должны учиться правильно говорить как в обыденных беседах, так и перед аудиторией. Влияние многих работников теряет свою силу из-за неумения правильно дышать и отчетливо, убедительно выражать свои мысли. Многие не научены правильно выделять слова, когда читают и говорят. Часто слова выговариваются невнятно. Серьезное обучение родному языку представляет для молодежи намного большую ценность, чем поверхностное изучение иностранных языков в ущерб собственному.

Направляйте жизнь школы по примеру древних школ пророков, полагая Слово Божье в основание всего, что будет в ней преподаваться. Студентам не следует в первую очередь стремиться к вершинам лестницы знаний. Среди учеников других школ есть те, кто считает, что могут получить более блестящее образование, однако они настолько поглощены стремлением подняться к вершинам лестницы знаний, что у них не хватило смирения, чтобы учиться у Христа. Если бы они начали с первых ступеней, тогда у них действительно был бы прогресс, ибо они получали бы все больше знаний у Великого Учителя.

Наставники получат неоценимые преимущества, если бескорыстно присоединятся к студентам в физическом труде, подавая им пример труда. Сотрудничая с молодежью подобным образом, учителя смогут привязать к себе сердца учащихся узами взаимопонимания и братской любви. Христианское добродушие и общительность служат могущественной силой, способной завоевать привязанность молодежи.

Учителя, примитесь за свое дело с терпением и прилежанием. Помните, что это не обычная работа. Ваш труд важен как в настоящем, так и для вечности, ибо вы готовите умы учащихся к вступлению в высшую школу. Каждый верный принцип, каждая истина, усвоенная в земной школе, окажут неоценимую помощь в школе небесной. Подобно тому, как Христос ходил и общался со Своими учениками во время Своего земного служения, таким же образом Он будет учить нас в небесной школе, приводя к берегам реки жизни и открывая истины, которые, по причине ограниченности человеческого ума, запятнанного грехом, в этой жизни должны оставаться тайной. В небесной школе мы сможем шаг за шагом подниматься к величайшим вершинам знаний. Как дети небесного Царя там мы будем вечно обитать с членами царской семьи; там мы узрим Царя во всей Его красе и будем созерцать Его непревзойденное очарование.

Обучение миссионеров

Очень важно, чтобы у нас были средние школы и академии. Нам доверена великая работа — возвещать весть третьего ангела каждому племени, колену, языку и народу. Но у нас очень мало миссионеров. Из разных концов страны, а также из-за рубежа поступают настойчивые просьбы присылать работников. Юноши и девушки, люди среднего возраста, фактически все, кто способен участвовать в служении Господу, должны напрячь свои умственные силы, чтобы приготовиться и откликнуться на эти призывы. На основании света, данного мне Богом, я знаю, что мы не используем умственные способности даже наполовину, чтобы стать более пригодными для служения. Если мы посвятим ум и тело служению Богу, повинуясь Его закону, то Он даст нам освященную нравственную силу для каждого начинания.

Каждый мужчина и каждая женщина в наших рядах, независимо от того, есть у них дети или нет, должны быть сильно заинтересованы в Божьем винограднике. Мы не можем допустить, чтобы наши дети ушли в мир и оказались во власти врага. Давайте вместе с Господом противостанем его силе. Будем делать все от нас зависящее, чтобы сделать наши школы благословением для наших детей. Учителя и учащиеся, вы можете очень сильно способствовать осуществлению этого, если возьмете на себя бремя Христа и будете ежедневно учиться у Него с кротостью и смиренномудрием. Те, кто не связан непосредственно с деятельностью школы, смогут помочь, принося щедрые пожертвования. Таким образом мы все станем «соработниками у Бога» и получим награду верных, а также преимущество учиться в школе небес.

17 сентября 1902 г.

Дальнейшие наставления

Неблагоразумно, если только что созданная школа станет обещать превосходное образование, не подтвердив сначала свою способность выполнить подготовительную работу. Главная цель каждой средней школы должна состоять в том, чтобы давать самые глубокие знания в элементарных вопросах образования.

В каждой создаваемой нами школе учителям следует начинать свою деятельность скромно, не берясь с самого начала за верхние ступени лестницы знаний. Нужно начинать с самых нижних ступеней и шаг за шагом подниматься вверх. Даже преподавая простые предметы, учителям необходимо продолжать учиться. Когда они постигнут простоту истинного воспитания, тогда они лучше поймут, как приготовить студентов к получению более глубоких знаний. Учителям необходимо и учить, и учиться. Необходимо постоянно возрастать в знаниях, и по мере такого возрастания опыт учителей будет обогащаться.

Нашим учителям не следует думать, будто их работа ограничивается тем, чтобы передать учащимся только книжные знания. Необходимо каждый день посвящать несколько часов тому, чтобы вместе с учащимися заниматься каким-то видом физического труда. Этим делом ни в коем случае нельзя пренебрегать.

В каждой школе должны быть учителя, обладающие запасом терпения и талантом воспитания, которые бы смогли внимательно следить за тем, чтобы каждый вид деятельности совершался на высшем уровне. Необходимо преподавать детям уроки аккуратности, порядка и добросовестности. Их следует учить содержать школу и прилегающую территорию в совершенном порядке.

Прежде, чем учитель начнет наставлять молодежь, ему надлежит научиться самообладанию. Если он не учится непрестанно в школе Христа, если у него нет проницательности и здравого смысла, которые помогали бы ему использовать в работе благоразумные методы, если он не способен управлять доверенными ему детьми с твердостью и в то же время с радушием и добротой, сможет ли он тогда преуспеть в преподавании? Учителю, который не покорился Божьей силе, необходимо прислушаться к приглашению: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфея 11:29, 30).

Каждый учитель должен ежедневно учиться у Христа, неся Его иго смирения и подчиняясь христианским принципам. Учитель, которым не руководит Старший Учитель, не сможет успешно справляться с различными непредвиденными ситуациями, которые возникают в результате естественного своенравия детей и молодежи.

Пусть работе учителя сопутствуют мир, любовь и доброжелательность. Пусть он не позволяет себе гневаться или раздражаться. Господь внимательно взирает на него, желая видеть, позволяет ли он Божественному Учителю сформировать его характер по небесному образцу. Ребенок, теряющий самообладание, имеет намного больше извинений, чем учитель, позволяющий себе гневаться и раздражаться. Если возникает необходимость в строгом порицании, его следует делать с добротой. Учителю следует остерегаться резких и грубых разговоров с ребенком, чтобы не вызывать в нем упрямство. Пусть каждому наказанию сопутствует дух милосердия. Учителю никогда не следует забывать, что в лице малых детей он имеет дело с Самим Христом.

Пусть преданность и любовь царствуют во всем школьном воспитании. Это должно быть нерушимым правилом. Когда учащегося наказывают так, что у него не создается ощущения того, что учитель хочет унизить его, тогда в его сердце пробуждается любовь к учителю.

Сент Хелена, Калифорния

17мая 1903 г.

Однажды ночью у меня был серьезный разговор с братьями из Южной Калифорнии относительно школы в Фернандо. Возникли сложные вопросы. Среди нас находился Тот, Кто обладал властью и авторитетом, и Он дал нам совет относительно управления школой. Наш Советник сказал: «Если вы будете стремиться познать Господа, вы узнаете, что Его помощь и участие также реальны, как приближающееся утро. Во всех сферах преподавания учителя должны возрастать в знаниях вместе со студентами. Они должны постоянно получать благодать и мудрость от Источника всякой мудрости.

Вы только начинаете свою работу. Не все ваши идеи верны. Не все методы благоразумны. Невозможно, чтобы с самого начала ваша работа была совершенной. Но по мере того, как вы будете продвигаться вперед, вы научитесь с большей пользой применять получаемые знания. Для того, чтобы совершаемая учителями работа была в гармонии с волей Господа, им следует заботиться о том, чтобы их разум был открыт для наставлений Великого Учителя».

Лос-Анджелес, Калифорния, 18 сентября 1902 г.

Вы, несомненно, совершите серьезную ошибку, если при небольшом количестве учащихся и учителей возьметесь за углубленное обучение, которое будет совершаться с большим трудом и в ущерб нашим более крупным школам. Как для ваших учеников, так и для школы будет больше пользы, если те дети, которые нуждаются в более глубоком образовании, пойдут в колледж. Благодаря этому преподаватели смогут направить свои лучшие силы на основательное преподавание элементарных знаний.

В чем кроется сила наших школ? Конечно же, не в размерах зданий и не в количестве предметов для углубленного изучения. Сила наших школ кроется в посвященном труде учителей и учеников, которые начинают с нижних ступеней лестницы прогресса и прилежно, шаг за шагом поднимаются по ней.

Назначьте на должность директора школы сильного человека, чтобы крепкое физическое здоровье служило ему хорошим подспорьем в нелегком труде воспитателя. Такой человек сможет воспитывать в учениках стремление к порядку, аккуратности и трудолюбию. Чем бы вы ни занимались, делайте свою работу добросовестно. Если вы будете прилежными в преподавании основ знания, тогда многие из ваших студентов смогут отправиться прямо на поля, совершая труд книгонош и евангелистов. Не следует думать, что все работники должны иметь высшее образование.

Все наши учебные заведения должны быть той средой, где молодые люди смогут получить воспитание и сформировать характер, угодный Богу; и в этой работе особенно должна быть явлена Божья благодать, Его любовь и милосердие. Это не значит, что мы должны опускаться до проявлений слабости и сентиментальности. Мы должны быть добрыми и вместе с тем требовательными. И пусть учителя помнят, что, принимая решения, они никогда не должны поступать грубо и осуждающе, никогда не должны проявлять властный дух. Пусть они сохраняют спокойствие и, отказываясь от проявлений гнева, пусть изберут лучший способ решения проблем.

Бог желает, чтобы мы открывали Его любовь, проявляя живую заинтересованность в детях, доверенных нашей заботе. Вознесите Господу молитвы за них и попросите Его совершить для них то, чего не можете сделать вы. Пусть они видят, что вы понимаете свою нужду в Божественной помощи.

Учитель всегда должен стремиться к простоте и эффективности. Он должен широко использовать наглядные пособия, и, даже занимаясь с учениками постарше, он должен заботиться о том, чтобы объяснять все ясно и доступно. Многие ученики, хотя и старше других по годам, по уму остаются еще детьми (Воспитание, c. [233]).

Ценность общего образования

Воспитание и обучение необходимо начинать с самых нижних ступеней. Общие предметы нужно преподавать основательно и с молитвой. Многие из тех, которые думают, что уже получили образование, пишут с ошибками и не могут правильно читать и говорить. Есть немало тех, кто изучают классические языки и другие важные предметы, достигая при этом определенных высот, но в итоге терпят неудачу из-за того, что в свое время они пренебрегли получением общих знаний. Они не приобрели хорошего знания английского языка. Им нужно вернуться назад и начать свое восхождение с самых первых ступеней.

Ошибочно позволять учащимся наших подготовительных школ самим выбирать предметы для изучения. Такая ошибка совершалась в прошлом, в результате чего учащиеся, которые не освоили общих предметов, пытались подняться выше того уровня, к которому они на самом деле были готовы. Некоторые из них хотели изучать иностранные языки, не научившись прежде правильно говорить на родном английском языке.

Студенты, которые при поступлении в школу просят позволить им изучать серьезные дисциплины, сначала должны сдать экзамены по общими предметам. В одной из школ нашей конференции я разговаривала с учителем, которые рассказал мне, что некоторые ученики пришли в его школу с аттестатами, которые подтверждают, что они изучали серьезные дисциплины в других школах.

«Проверяли ли вы знания каждого из этих учеников, чтобы определить, правильно ли они были наставлены в этих предметах?» — спросила я. «Видите ли, — ответил учитель, — ни в одном из этих случаев мы не смогли поставить учащимся тех же самых отметок, которые стояли в их аттестатах. Их познания даже по самым общим дисциплинам оставляли желать лучшего». И таких примеров много.

Учителя должны давать учащимся то, в чем они больше всего нуждаются, а не позволять им брать те предметы, которые они захотят изучать. Необходимо экзаменовать учеников, чтобы видеть, насколько правильно и точно они усваивают получаемые знания, и тогда учителя смогут определить — действительно ли они достигли тех высот, о которых заявляют.

Одним из основополагающих предметов является изучение языка. Во всех наших школах необходимо уделять особое внимание обучению учащихся правильно говорить, читать и писать на родном языке. Нельзя переоценить важность основательного подхода к этому вопросу. Одним из самых важных качеств учителя является способность говорить и читать ясно и убедительно. Тот, кто свободно и правильно владеет языком, сможет оказывать гораздо большее влияние, чем тот, кто не умеет ясно и быстро выражать свои мысли.

Учить культуре речи следует на уроке чтения, а на других уроках преподаватель должен добиваться от учащихся внятного произношения и использования таких слов, которые ясно и убедительно выражают их мысли. Учащихся нужно учить использовать брюшные мышцы при дыхании и разговоре. Благодаря этому голос будет более звучным и ясным.

Учащимся нужно рассказывать, что Бог дал каждому человеку удивительный механизм — тело, которое мы должны использовать для Его прославления. Все силы нашего естества постоянно действуют на пользу нам, и, если мы захотим этого, мы сможем подчинить их своему контролю.

Мы можем обладать знанием, но если не будем правильно пользоваться голосом, то обречем наше дело на неудачу. Если мы не можем правильно сформулировать свои идеи, то чего стоит наше образование? Знания мало помогут нам, если мы не будем совершенствовать дар речи, но в сочетании с привлекающей внимание способностью говорить мудро, используя нужные слова и правильное произношение, знания становятся удивительной силой.

Пусть учащиеся следят за тем, чтобы дух раздражительности не охватывал их из-за того, что им приходится учить общие предметы. Говорите им, что когда-то они сами будут учить других, и потому они должны серьезно стремиться к совершенствованию.

Учиться убедительно и впечатляюще излагать свои знания особенно важно тем, кто желает стать работниками в деле Божьем. Слова истины произведут гораздо большее впечатление на служителей, если мы будем произносить их выразительно. Правильное изложение Божьей истины стоит самых напряженных наших усилий.

Студенты, готовящиеся стать работниками в деле Божьем, должны учиться говорить ясно и убедительно, в противном случае они утратят половину своего доброго влияния. К какой бы работе он ни был призван в будущем, студент должен учиться управлять своим голосом. Способность выражать свои мысли отчетливо и ясно, глубоким, звучным голосом неоценима в любой работе. Это качество незаменимо для всех желающих стать служителями, благовестниками, библейскими работниками или книгоношами.

Когда обучение культуре речи, чтению и правописанию займет в наших школах свое законное место, тогда произойдут большие позитивные изменения. Этими предметами пренебрегали потому, что учителя не понимали их ценности. Однако их изучение несравненно важнее изучения латинского и греческого языков. Я не хочу сказать, что не нужно изучать латинский и греческий языки, но я хочу сказать, что нельзя пренебрегать предметами, являющимися основой образования, ради того, чтобы загружать умы учеников изучением серьезных дисциплин.

Очень важно, чтобы студенты получали образование, которое приготовит их к успешной деловой жизни. Мы не должны довольствоваться односторонним образованием, получаемым во многих школах. Необходимо основательно овладевать общими знаниями, и знание бухгалтерского учета следует считать таким же необходимым, как и знание грамматики. Все, желающие принимать участие в деле Божьем, должны научиться вести счета. В мире есть много людей, которые потерпели крах в деловой жизни и заработали репутацию непорядочных людей, хотя в действительности они честные и порядочные личности, однако они не преуспели в бизнесе по той причине, что не умели вести счета.

Умение грамотно и красиво писать и вести счета является необходимым достоинством человека. Во многих местах изучение бухгалтерского учета по каким-то непонятным причинам было исключено из школьной программы, в то время как этот предмет следует считать первостепенным. Студенты, которые основательно овладеют этими знаниями, смогут в будущем занять ответственные посты.

Я хочу сказать каждому студенту: никогда не довольствуйся достигнутым. Учась в школе, всегда имей перед собой благородную, святую цель. Устремляйся вперед с желанием приготовить себя к служению в винограднике Господнем. Делай все возможное, чтобы достичь этой цели. Ты можешь сделать для себя лично гораздо больше, чем кто-либо другой. Если все свои силы и способности ты направишь на достижение цели, ты значительно облегчишь бремя директора и учителей!

Прежде чем приступить к изучению сложных наук, постарайся основательно усвоить простые правила грамматики английского языка и научись читать и писать без ошибок. Не спеши сходу подняться на высокие ступени лестницы знаний. Начинай с нижних ступеней.

Не трать свое время на изучение того, что тебе мало пригодится в твоей последующей жизни. Вместо того, чтобы углубляться в исследование классической литературы, научись прежде правильно говорить на своем родном языке. Научись вести счета. Приобретай такие знания, которые сделают тебя полезным человеком в любом месте и в любом обществе.

Наставления, данные нам Господом и предостерегающие студентов и учителей от того, чтобы они не тратили много лет на учебу, не относятся к детям. Им, наоборот, нужно пройти чрез длительный период серьезного воспитания и изучения общих предметов и Библии, пока они не достигнут более зрелого возраста и не обретут способность самостоятельно рассуждать.

Влияние общения

Слово Божье делает особый акцент на влиянии, которое общение оказывает на людей. Как велика роль общения в деле развития разума и характера детей и молодежи! Компания, в которой они бывают, принципы, которые они принимают, привычки, которые они приобретают, решают вопрос об их полезности здесь и определяют их будущую судьбу.

Сердца родителей заставляет сжиматься тот ужасный факт, что во многих школах и колледжах, куда они посылают своих детей учиться культуре и дисциплине, преобладает влияние, уродующее характер, отвращающее ум от истинных жизненных целей и портящее нравы. Общаясь с неверующими, с искателями наслаждений и развращенными людьми, многие молодые люди теряют простоту и чистоту, веру в Бога и дух самопожертвования, который их верующие отцы и матери лелеяли и оберегали заботливыми наставлениями и искренней горячей молитвой.

Неизбежно, что молодые люди найдут себе друзей и непременно ощутят их влияние. Существует таинственная связь, которая объединяет души так, что сердце одного откликается на зов другого сердца. Один перенимает идеи, мнения, дух другого. Такое общение может стать или благословением, или проклятием. Молодые люди могут помогать и укреплять друг друга, совершенствуя свое поведение, свой характер, свои знания, или, становясь безработными и неверными, они могут оказывать деморализующее влияние.

Выбор друзей — это очень важный вопрос, на который учащиеся должны обратить серьезное внимание. Среди молодежи, посещающей наши школы, всегда будет два класса людей: те, кто старается угодить Богу и быть послушными учителям, и те, кто исполнен духа непокорности. Если молодые люди идут за большинством назло, тогда они будут на стороне врага человеческих душ и будут способны увести с истинного пути тех, кто еще не усвоил принципы непоколебимой верности.

Верно сказано: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Молодые люди не осознают, как сильно их характер и доброе имя зависят от выбора друзей. Человеку свойственно искать себе общество таких товарищей, чьи вкусы и привычки родственны его собственным. Кто предпочитает общество невежд и злых обществу благоразумных и добрых людей, тот тем самым свидетельствует о недостатках своего собственного характера. Его вкусы и привычки поначалу отличаются от вкусов и привычек тех, к общению с которыми он стремится. Но по мере сближения с ними его мысли и чувства меняются. Он жертвует добрыми принципами и незаметно, но неизбежно опускается до уровня своих товарищей. Подобно тому, как вода приобретает свойства почвы, через которую она течет, так и принципы и привычки молодых людей приобретают окраску того общества, с которым они смешиваются.

Студентов необходимо научить решительно противостоять обольщению зла, которое приходит через общение со сверстниками. Когда их осаждают искушения, тогда только пребывающий в них Христос может защитить их от зла. Они должны учиться постоянно взирать на Иисуса, подражать качествам Его характера и ежедневно следовать Его примеру. Тогда истина, бережно сокрытая в недрах души, освятит их жизнь. Их нужно учить взвешивать свои поступки, думать о причинно-следственной связи, соизмерять вечные потери от жизни, отданной на служение врагу, с приобретением благословений от жизни, посвященной на служение праведности. Их нужно учить выбирать себе друзей среди тех, кто обладает стойкостью характера и кто живет согласно библейской истине. Общаясь с теми, кто живет согласно принципам, даже легкомысленный человек научится любить праведность. И, когда принципы праведности будут применяться в повседневной жизни, тогда в сердце появится отвращение ко всему дешевому, вульгарному и несоответствующему принципам Божьего Слова.

Слагаемые сильного характера — сила воли и самообладание. Многие молодые люди ошибочно принимают сильные, необузданные страсти за силу характера, но истина заключается в том, что человек, которым управляют страсти, на самом деле слаб. Настоящее величие и благородство человека измеряется силой чувств, которые он подавляет и усмиряет, а не силой чувств, владеющих им. Самый сильный человек — это тот, кто, будучи легко ранимым и чувствительным к оскорблениям, тем не менее обуздывает свои страсти и прощает своих врагов.

Бог наделил нас умственными и нравственными способностями, но человек в значительной мере сам формирует свой характер. Каждый день возводится это здание. Слово Божье наставляет нас смотреть, как мы строим, и проявлять осторожность, дабы наш дом был основан на вечной Скале. Наступает время, когда дело каждого предстанет в истинном свете. Сейчас самое время всем развивать данные Богом способности, формировать цельный характер для этой земной жизни и для более возвышенной будущей жизни.

Вера во Христа как Спасителя каждого человека дает силу и твердость характеру. Те, кто обладает искренней верой, будут отличаться уравновешенностью и благоразумием, помня о том, что око Божье над ними, что Судья всех людей взвешивает их нравственное достоинство и что небесные вестники внимательно наблюдают за тем, какой характер они формируют.

Молодые люди допускают серьезные ошибки лишь по той причине, что не желают учиться у старших, имеющих богатый жизненный опыт. Нельзя просто так, с насмешкой отмахиваться от предостережений и наставлений родителей и учителей. Учащиеся должны дорожить каждым наставлением, сознавая при этом острую нужду в познаниях более глубоких, чем те, которые способен дать человек. Когда Христос обитает в сердце благодаря вере, тогда Его Дух становится силой, очищающей и оживотворяющей душу. Истина, сокрытая в сердце, непременно преобразует жизнь человека. Пусть учителя и студенты дорожат истиной Божьей как ценнейшим сокровищем, не допуская, чтобы она блекла и тускнела под действием тех поступков, которые не согласуются с ее святым характером.

Пусть учащиеся, которые находятся вдали от родного дома и не испытывают непосредственного влияния своих родителей, помнят о том, что Небесный Отец рядом с ними. Он любит молодежь. Он знает их нужды, понимает их искушения. Он видит их огромный потенциал и готов помочь им достичь совершенства, если только они осознают свою нужду и обратятся к Нему за помощью.

Дорогие учащиеся, днем и ночью ваши родители возносят о вас молитвы к Богу. Изо дня в день они с нежностью и любовью наблюдают за вашими успехами. Прислушайтесь к их мольбам и предостережениям и примите решение использовать все доступные вам средства, чтобы подняться выше окружающего вас зла. Вы даже не можете себе представить, с каким рвением враг трудится над тем, чтобы развратить ваш ум и взрастить в вашем сердце порочные привычки.

Вы можете сделать первый шаг на пути легкомыслия и самоугождения и не видеть в этом никакой опасности. Вы можете думать, что если захотите изменить свое поведение, то сможете делать добро так же легко, как делали его до того, как стали на путь зла. Но это заблуждение. Избирая плохие сообщества, множество людей шаг за шагом уходят с пути добра и погружаются в пучину непослушания и разврата, а ведь раньше это казалось им невозможным.

Учащийся, который уступает искушению, ослабляет свое доброе влияние. Поступая неправедно, он становится орудием врага человеческих душ. В свое время ему придется дать Богу отчет за то, что стал камнем преткновения на пути ближних. Зачем учащимся связывать себя с великим отступником? Зачем им становиться орудием искушения других людей? Почему бы им не научиться помогать и ободрять своих учителей и товарищей? У них есть преимущество помогать учителям нести бремя, возложенное на них, и преодолевать такие затруднения, которые сатана делает невыразимо тяжелыми и мучительными. Они могут создать благоприятную и радостную атмосферу. Каждый студент может испытывать удовлетворение от сознания того, что находится на стороне Христа, уважая порядок, проявляя прилежание и послушание и отказываясь даже на йоту уступить свои способности и влияние величайшему врагу всего доброго и возвышенного.

Учащийся, который высоко чтит истину и имеет верное представление о долге, может своим влиянием приблизить товарищей ко Христу. Молодые люди, которые соединены со Христом, не будут недисциплинированными, напротив, они будут обуздывать свои страсти и усмирять прихоти. Благодаря тому, что они едины с Христом в духе, они будут с Ним одно и в действии. Старшие учащиеся наших школ должны помнить, что от них во многом зависит формирование вкусов и привычек их младших товарищей. Для этого они должны наилучшим образом использовать каждую возможность. Пусть эти учащиеся примут твердое решение не предавать своих товарищей в руки врага своим недобрым влиянием.

Христос готов помочь всем, кто уповает на Него. Те, кто соединен с Иисусом, поистине блаженны. Они идут тем путем, которым Спаситель ведет их. Ради Него они распяли свою плоть со страстями и похотями. Они возложили свои надежды на Христа, и бури жизни не в силах сдвинуть их с твердого основания.

Юноши и девушки, от вас зависит, станете ли вы верными и надежными людьми, готовыми стоять за правду при любых обстоятельствах. Желаете ли вы воспитать в себе добрые привычки? Тогда стремитесь к общению с высоконравственными людьми, которые устремятся только к добру. Драгоценные часы времени благодати отведены вам для того, чтобы вы могли исправить каждый недостаток своего характера. Это нужно делать не только для того, чтобы обрести вечную жизнь, но и для того, чтобы быть полезными в этой жизни. Хороший характер — это капитал, имеющий несравненно большую ценность, чем золото и серебро. Его не сломить паникой и страхом, и в тот день, когда все земные богатства будут уничтожены, он принесет обильные плоды. Нравственная чистота, твердость и упорство — это те качества, которые каждый человек должен стремиться воспитать в себе, ибо они наделяют своего обладателя силой, которой невозможно противостоять, — силой творить добро, сопротивляться злу и бороться с врагом.

Любовь к истине и стремление прославить Бога — самые могущественные стимулы развития интеллекта. С подобными побуждениями к действию учащийся не будет поступать легкомысленно. Он всегда будет серьезным. Он будет учиться, зная, что за ним внимательно наблюдает Бог и что все Небо заинтересовано в его воспитании. Он станет благородным, великодушным, добрым, любезным, похожим на Христа и умным. Его разум и сердце будут трудиться в согласии с Божьей волей.

Молодежь, живущая в согласии с Христом, будет выбирать себе друзей, которые помогут им поступать справедливо, и постарается избегать общения с теми, чье влияние не способствует развитию надлежащих принципов и благородных стремлений. Повсюду можно найти молодых людей, чьи умы формируются по недостойному образцу. Когда те, кто открыто заявляет о своей верности Христу, соприкоснутся с этими людьми, они будут твердо отстаивать то, что, по их мнению, справедливо.

Для дальнейшего изучения

Средняя школаВоспитание детей, c. [328—336]Основы христианского воспитания, c. [488—491]

Ценность общего образованияВоспитание, c. [234-239]

Влияние общенияХристианский дом, c. [455—471]Вести для молодежи, c. [419], [423, 424], [432]Свидетельства для церкви, т. 1, c. [400-405], [512, 513]Там же, т. 2, с. [222], [407, 408]Там же, т. 3, с. [41-47 (ухаживание)], [362-367]Там же, т. 4, с. [209], [435, 436], [587-591], [622-624]Там же, т. 5, с. [111-113 (ухаживание)], [222, 223], [542-546]