7. Учитель и его работа

«Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего».

Некоторые нужды христианского учителя

Учителю доверена самая важная работа, к совершению которой он не должен приступать без серьезной и основательной подготовки. Ему необходимо осознавать особую святость своего призвания и с рвением и любовью посвятить себя этому служению. Чем лучше учитель владеет истинным знанием, тем лучше будет его труд. В классной комнате поверхностная работа не приемлема. Ни один учитель, довольствующийся поверхностным знанием, не сможет достичь высокого уровня продуктивности.

Однако одних природных дарований и культуры ума недостаточно. Хотя они и необходимы, но без духовного соответствия данной работе учитель не готов к ее выполнению. В каждом ученике он должен видеть творение Божье — кандидата на получение вечной награды. Ему нужно стараться так воспитывать, учить и дисциплинировать молодежь, чтобы каждый из них смог достичь высокого уровня совершенства, к которому призывает Бог.

Цель образования и воспитания состоит в том, чтобы прославить Бога; чтобы мужчины и женщины смогли стать живым ответом на молитву: «Да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матфея 6:10). Бог приглашает учителей стать Его помощниками в достижении этой цели. Он просит их привнести в свой труд принципы неба, азбуку истинного образования. Учитель, который еще не освоил эти принципы, должен взяться за их изучение прямо сейчас. И по мере их изучения он будет способен учить других.

Познание Христа

Каждый учитель-христианин должен ясно представлять, кем Христос является для него лично. Он должен знать, как искать у Господа силу и умение, как доверять охрану своей души Богу как своему Творцу. Христос является источником всякого знания, необходимого для того, чтобы сделать учителей соработниками с Богом, знания, которое открывает для них широкие возможности, чтобы приносить пользу.

Многие не ценят это знание, и, получая образование, они стремятся к тому, что люди почитают как глубокие знания. Учителя, хвалитесь Господом, а не науками, не иностранными языками или чем-нибудь еще человеческим. Пусть вашим высочайшим стремлением будет желание воплощать принципы христианства в своей жизни.

«Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его» (Осии 6:3). Подобно тому, как солнечный свет становится все ярче и сильнее по мере приближения к полудню, так и вы, постигая глубины открывающегося вам света Божьего Слова, будете получать все больший свет.

Все, кто берет на себя ответственность быть учителем, должны постоянно совершенствоваться. Они не могут довольствоваться низинами христианского опыта, но должны непрестанно взбираться ввысь. Со словом Господа в руках и любовью к душам они должны постоянно, шаг за шагом возрастать в своем мастерстве.

Нужда учителя в молитве

Каждый учитель должен каждый день получать наставления у Христа и постоянно трудиться под Его руководством. Он не сможет правильно понимать и совершать свою работу, если не будет часто взывать к Богу в молитве. Только посредством Божественной помощи в сочетании с ревностным самоотверженным трудом он сможет надеяться на выполнение своей работы хорошо и с мудростью.

Если учитель не понимает необходимости в молитве и смирении своего сердца перед Богом, он упустит саму суть воспитания. Он должен знать, как молиться и какие при этом употреблять слова. «Я есмь Лоза, — сказал Христос, — а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:5). В молитвах учителя должен проявиться плод веры. Он должен научиться приходить к Господу и умолять Его до тех пор, пока не получит заверения, что его прошения услышаны.

Индивидуальный подход к студентам

Учителю нужно внимательно изучать нрав и характер своих учеников, чтобы адаптировать обучение к их конкретным нуждам. Его класс представляет собой сад, в котором растут растения, непохожие друг на друга и характером, и формой, и развитием. Некоторые могут выглядеть красивыми и благородными, но многие из-за чьей-то небрежности остановились в росте и завяли. Те, кому была доверена забота об этих растениях, отдали их на милость обстоятельств, в результате чего их в десять раз сложнее правильно воспитать.

Гармоничное развитие

Ни одному предмету не следует уделять повышенного внимания в ущерб другим предметам, которые также важны. Некоторые учителя посвящают много времени любимому предмету, изучают со студентами каждый вопрос и восхваляют их успехи, когда по другим важнейшим предметам эти студенты могут испытывать недостаток знаний. Такие наставники причиняют своим ученикам большой вред. Они лишают их необходимого гармоничного развития умственных сил, а также знаний, в которых те весьма нуждаются.

Учителя слишком часто руководствуются честолюбивыми и эгоистичными побуждениями. Не имея перед собой более высоких целей, они не способны вдохновлять учеников на благородные желания или стремления. Пытливые, живые умы молодежи очень быстро подмечают каждый недостаток характера, и они подражают этим недостаткам намного охотнее, чем качествам Святого Духа.

Влияние радостного расположения Духа

Продолжительное общение с теми, кто младше по возрасту, и с теми, чей разум требует развития, обычно ставит учителя перед необходимостью отстаивать свои права и свое мнение и побуждает его ревностно оберегать свое положение и достоинство. Такой дух не совместим с кротостью и смирением Христа. Беззаботное отношение к этим качествам препятствует развитию духовной жизни. В результате многие возвели стену отчуждения между собой и Христом, и Его любовь уже не может изливаться в их сердца, и, как следствие, они жалуются, что больше не видят лучей Солнца Праведности. Пусть такие учителя отрекутся от себя и начнут жить для Христа, и тогда небесный свет наполнит их души радостью.

Ни один мужчина и ни одна женщина, исполненные раздражительным, невоздержанным, деспотичным и властным духом, не пригодны для преподавательской деятельности. Такие черты характера наносят большой ущерб ученикам. Пусть такой учитель не оправдывает свои неправильные действия словами о том, что у него от природы резкий характер или что он сделал это неосознанно. В его положении незнание или отсутствие самообладания является грехом. Он преподает этим душам такие уроки, которые они усвоят на всю жизнь, и потому он должен учиться никогда не произносить резких слов и никогда не терять самообладания.

Тому, кто занимается воспитанием молодежи, более других людей следует остерегаться мрачного и унылого духа, ибо это лишит его понимания со стороны студентов, без которого он не сможет стать для них благословением. Нам не следует омрачать свой путь или путь других тенью своих переживаний. У нас есть сострадательный Спаситель, к Которому мы можем приходить и изливать пред Ним все свои жалобы. Мы можем возложить на Него все свои заботы и бремена, и тогда наш труд уже не будет казаться таким тяжким, а испытания такими суровыми.

«Радуйтесь всегда в Господе, — убеждает апостол Павел, — и еще говорю: радуйтесь» (Филиппийцам 4:4). Каково бы ни было состояние вашего духа, Бог способен преобразовать его так, что от вас будет исходить благоухание Христа. Проявляя непрестанно живую веру, вы сможете избавиться от всего, что расходится с помыслами Божьими, и благодаря этому уже здесь, на земле, ваша жизнь будет окружена атмосферой неба, каждый ваш шаг будет озарен небесным светом. Когда враг стремится окутать вашу душу мраком, тогда пойте о вере и говорите о ней, и вы увидите, как вас все больше и больше озаряет свет.

Мы сами открываем дорогу горю или радости. Если мы позволяем, чтобы наши мысли были поглощены земными тревогами и пустяками, тогда наши сердца наполнятся неверием, унынием и мрачными предчувствиями. Если же мы сосредоточим все свои мысли на небесах, тогда к нашим сердцам обратится голос Иисуса, ропот прекратится, и неприятные мысли растворятся в хвале нашему Искупителю. Те, кто размышляет о великих делах Божьих и в то же время не забывает о Его небольших дарах, препояшутся радостью и воспоют в своих сердцах песнь Господу. Тогда они будут трудиться с удовольствием. Они будут непоколебимо исполнять свой долг. У них будет спокойный характер и доверчивый дух.

Умножение талантов через их использование

Учителю не следует думать, что все свое время он должен проводить за чтением книг. Применяя на практике полученные знания, он приобретает больше новых знаний, чем дает чтение книг. Некоторые люди, обладающие всего одним талантом, считают, что они не могут делать ничего. Они прячут свой талант в землю, и, поскольку ничего не получают, начинают роптать на Бога. Но если бы они использовали имеющиеся способности, тогда бы их талант удвоился. Таланты умножаются именно через их добросовестное применение. Когда мы правильно используем данные Богом благословения, тогда Он умножает наши способности для служения.

Не нужно думать, что вам нет необходимости учиться исполнению простейших жизненных обязанностей только потому, что вы являетесь учителями. Не следует пренебрегать повседневными обязанностями из-за того, что вы заняты наукой. Где бы вы ни находились, старайтесь приносить как можно больше пользы, и тогда ваш разум будет развиваться и у вас будет сила усваивать те уроки, которые вы стремитесь постичь. Добросовестно исполняя все каждодневные обязанности, вы, таким образом, подготовитесь к воспитанию тех, кому необходимо научиться их выполнять.

Призыв

Есть люди, которые любят мирское общество, которые считают дружбу с неверующими более желанной, чем дружбу с теми, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди. Учителя, приобретайте столько знаний, сколько необходимо для того, чтобы повиноваться Богу. Познавайте столько, сколько необходимо, чтобы следовать по стопам Иисуса и нести иго Христа. Желаете ли вы обладать мудростью Божьей? Тогда смиритесь пред Ним, исполняйте Его заповеди, примите решение извлекать максимум пользы из каждой возможности, открывающейся вам. Примечайте каждый луч света, который озаряет ваш путь. Следуйте за этим светом. Воплощайте в своей жизни учение истины. Когда вы смирите себя под сильную руку Божью, тогда Он возвысит вас. Предайте свой труд в руки Божьи, трудитесь добросовестно, искренно, правдиво, и вы обнаружите, что каждый день труда приносит свою награду.

Учителя должны иметь живую веру, в противном случае они потеряют связь со Христом. Спаситель не спрашивает, насколько благосклонен к вам мир, сколько похвалы вы получаете из человеческих уст, но Он призывает вас жить так, чтобы Он мог положить на вас Свою печать. Сатана стремится омрачить ваш путь, чтобы сделать ваш труд безуспешным. Вам нужно иметь в себе силу свыше, чтобы во имя Иисуса из Назарета вы могли противостоять той силе, которая действует снизу. Присутствие в сердце Духа Христа бесконечно более важно, чем обладание признанием мира.

Учителю доверен великий труд — труд, который он не способен совершать собственными силами. Однако если он, сознавая собственную слабость, будет держаться Иисуса, тогда он укрепится силой Всемогущего. Для выполнения своей нелегкой задачи ему необходимо запастись терпением, снисхождением и добротой Христа. Его сердце должно излучать ту же любовь, которая привела Господа жизни и славы к смерти ради потерянного мира. Терпение и настойчивость не останутся без награды. Самые ревностные усилия посвященного учителя порой кажутся напрасными, однако он увидит плоды своих трудов. Облагороженные характеры и наполненные смыслом жизни его учеников обильно вознаградят его труд и старания.

Природа человека стоит того, чтобы трудиться над ее совершенствованием. Она должна быть возвышена, очищена, освящена и украшена внутренним очарованием. Благодатью Божьей в Иисусе Христе, которая открывает спасение и бессмертие и жизнь, Его дети должны быть научены не тонкостям этикета, мирской моды и манер, а науке благочестия.

Необходимо прилагать самые серьезные усилия

Божье намерение состоит в том, чтобы возвышенные силы ума были развиваемы для высоких целей. Однако вместо этого люди извращают умственные способности и отдают их на служение временным земным интересам, как будто достижение земных целей является вопросом первостепенной важности. Таким образом, высшие силы ума останавливаются в своем развитии и люди оказываются непригодными к исполнению жизненных обязанностей, возложенных на них. Когда возвышенные силы ума не развиваются, тогда люди неспособны совершать зрелые поступки даже в повседневных обязанностях. Замысел сатаны состоит в том, чтобы умственные способности людей умалялись и становились чувственными, но Божьей воли нет в том, чтобы кто-то подчинял свой разум контролю лукавого. Он желает, чтобы интеллектуально и духовно Его дети постоянно развивались…

Жизненный труд, порученный нам, состоит в приготовлении к жизни вечной. Если мы совершаем этот труд так, как того хочет Бог, тогда каждое искушение будет содействовать нашему прогрессу, ибо, сопротивляясь его обольщениям, мы совершенствуемся в духовной жизни, и когда мы окажемся в эпицентре борьбы, невидимые ангелы будут рядом с нами, имея небесное поручение помогать нам в борьбе; и во время кризиса мы получим силу, твердость и энергию, превосходящие все земное.

Однако до тех пор, пока человек не приведет свою волю в гармонию с волей Божьей, пока он не отвергнет всех идолов и не одержит победу над каждым недостатком, он не преуспеет в битве и в конечном итоге будет побежден. Каждый, кто хочет быть победителем, должен вступить в борьбу с силами тьмы; внутренняя порочность должна быть преодолена, каждая мысль должна быть приведена в послушание Христу.

Святой Дух всегда трудится, очищая, облагораживая и воспитывая души людей, чтобы они стали пригодными для жизни в обществе святых ангелов… Как дети Божьи мы должны прилагать ревностные усилия, чтобы быть победителями; и, будучи учащимися, стремящимися почтить и прославить Бога, нам следует стараться предстать перед Ним достойными, делателями неукоризненными.

Правильное использование дара речи

Работник, который трудится для Бога, должен приложить серьезные усилия к тому, чтобы стать достойным представителем Христа, отказавшись от непристойных поступков и грубой речи. Ему нужно стараться говорить правильно. Существует большой класс людей, которые не придают никакого значения тому, как они разговаривают. Однако если бы такие люди уделили этому вопросу серьезное внимание и приложили старания, они смогли бы стать достойными представителями истины. Они каждый день должны продвигаться вперед. Им не следует умалять свою полезность и влияние, лелея недостатки своей манеры речи, тона или языка. Просторечные, низкопробные выражения должны смениться красивой, чистой речью. Если молодой христианин будет постоянно следить за этим и серьезно дисциплинировать себя, он сможет удержать язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

Нам следует быть внимательными к тому, чтобы правильно произносить слова. Среди нас есть достаточно грамотные люди, которые могли бы говорить правильно, и все же на практике они часто допускают в речи ошибки. Господь хочет, чтобы мы были внимательны в этом вопросе и прилагали все усилия к тому, чтобы благоразумно использовать свои способности и возможности. Он наделил людей дарами, благодаря которым они могут благословлять и наставлять других; наш долг состоит в том, чтобы так воспитывать и развивать себя, чтобы приготовиться к совершению той великой работы, которая доверена нам…

При чтении или разговоре произношение должно быть отчетливым. Манера разговаривать в нос и неуклюжесть осанки должны незамедлительно исправляться. Любой недостаток отчетливости и ясности следует считать дефектом. Многие развили в себе привычку говорить неразборчиво, невнятно, как будто их язык слишком велик для их рта. Эта привычка сильно уменьшает их полезность.

Если те, кто имеет недостатки в речи, прислушаются к критике и поправкам, они смогут преодолеть их. Им нужно настойчиво вырабатывать в себе привычку говорить низким, ясным голосом, используя брюшные мышцы для глубокого дыхания и гортань для передачи информации. Многие люди говорят быстро и в высоком неестественном ключе. Такая привычка может серьезно повредить гортань и легкие. В результате непрерывного напряжения слабые воспаленные органы будут поражены болезнью, что может привести к туберкулезу.

Метод Христа

Служителям и учителям следует обратить особое внимание на развитие голоса. Им нужно отказаться от робкой, торопливой манеры разговора и научиться говорить медленно, отчетливо и ясно, сохраняя благозвучие голоса.

Голос Спасителя был подобен музыке для тех, кто привык к монотонным, бездушным проповедям книжников и фарисеев. Он говорил медленно и выразительно, выделяя те слова, на которые желал обратить особое внимание Своих слушателей. Молодые и старые, ученые и невежды хорошо понимали все, что Он говорил. Но это было бы невозможно, если бы Он говорил поспешно, без остановок произнося предложение за предложением. Люди слушали Его очень внимательно, и о Нем сказано, что Он говорил не как книжники и фарисеи, ибо Его слово было со властью…

Речь Христа, когда Он учил людей, была красивой и привлекательной и всегда отличалась простотой. Он открывал тайны Царства Небесного, используя образы и символы, которые были знакомы Его слушателям; и простой народ слушал Его с радостью, ибо они понимали Его слова. Там не было высокопарных слов, для понимания которых нужно было обращаться к словарю.

Иисус иллюстрировал славу Царства Божьего, используя земные образы и понятия. С сострадательной любовью и нежностью Он воодушевлял, утешал и наставлял всех, кто слушал Его, ибо на Его уста изливалась благодать, чтобы Он мог передать людям сокровища истины наиболее привлекательным способом.

Он желает, чтобы мы точно так же представляли Его истину другим людям. Сила речи обладает огромной ценностью, и голос необходимо развивать, чтобы быть благословением для тех, с кем мы соприкасаемся.

Использование голоса в молитве

Когда я вижу, как мало ценится дар речи, меня охватывает боль. Ведь так важно, чтобы чтение Библии, произнесение молитвы, выступление в церкви звучало ясно и разборчиво! Как много теряется в семейном служении, когда произносящий молитву опускает лицо вниз и говорит тихим, слабым голосом! Но как только семейное богослужение оканчивается, те, кто не мог молиться достаточно громко, чтобы их услышали, вдруг начинают говорить обычным, ясным голосом. Такое произнесение молитвы уместно, когда человек уединяется в небольшой комнате, но никак не для наставления в семейном или общественном богослужении; ибо, если собравшиеся не могут услышать сказанного, как они смогут сказать «аминь»? В обычной беседе почти каждый может говорить достаточно громко, чтобы быть услышанным. Почему же тогда эти люди не говорят так же громко, когда им предложено поделиться словом или произнести молитву?

Когда вы говорите о духовных предметах, почему бы вам не произносить слова отчетливо, чтобы убедить слушающих в том, что вы знаете, о чем говорите, и не стыдитесь своего свидетельства? Почему бы вам не молиться так, как молится человек, имеющий чистую совесть и приступающий к престолу благодати в смирении и в то же время со святым дерзновением, без гнева и сомнения воздевая святые руки к небу? Не нужно опускать голову и закрывать лицо руками, как если бы вы хотели что-то утаить; но поднимите очи ваши к небесному святилищу, где Христос — ваш Посредник — стоит пред Отцом, принося Ему как благовонное курение ваши молитвы, смешанные с Его заслугами и незапятнанной праведностью.

Он приглашает вас прийти, просить, искать, стучать; и заверяет, что ваши усилия не будут тщетны. Иисус говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матфея 7:7, 8).

Христос иллюстрирует и готовность Бога благословлять своих детей на примере отца, который желает удовлетворить просьбу своего ребенка. Он говорит: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Луки 11:11—13).

Мы приходим к Богу во имя Иисуса по Его особому приглашению, и Он с радостью принимает нас в Своей приемной. Смиренной, кающейся душе Он дает такую веру во Христа, которой он оправдывается. Иисус рассеивает густую тьму его беззакония, и утешенное сердце восклицает: «Славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» (Исаии 12:1). Такой человек сможет на личном опыте постичь слова Павла: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Римлянам 10:10).

Тогда человек становится той личностью, которую Бог может использовать для исполнения Своих намерений. Он становится представителем Христа, предлагая миру Его милость и любовь. У него есть свидетельство, которое он хочет сообщить другим. Он говорит языком псалмопевца: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами» (Псалтирь 102:1—4).

Использование дара речи в свидетельстве о Христе

Бог дал нам дар речи, чтобы мы могли рассказывать другим о том, что Он сотворил для нас, чтобы Его любовь и сострадание могли коснуться сердец других и чтобы их души наполнились хвалой Тому, Кто призвал их из тьмы в чудный Свой свет. Господь сказал: «Вы Мои свидетели» (Исаии 43:10). Однако все, кто призваны быть свидетелями Христа, должны учиться у Него, чтобы им быть эффективными свидетелями. Будучи детьми небесного Царя, они должны научиться возвещать свое свидетельство ясным, четким голосом, чтобы ни у кого не создавалось впечатление, что эти люди не желают рассказывать о милосердии Господа.

В общественном служении молитву следует произносить так, чтобы все могли получить назидание. Те, кто участвует в этом служении, должны следовать примеру, данному в прекрасной молитве Господа, когда Он молился о мире. Эта молитва проста, понятна, всеобъемлюща и вместе с тем не утомительна и не бездушна, какими зачастую бывают общественные молитвы. Было бы лучше, если бы такие бездушные молитвы вообще не произносились, потому что это простое исполнение формы, которое не имеет жизненной силы и не способно благословлять или назидать.

Апостол Павел писал: «И бездушные вещи, здающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Коринфянам 14:7-12).

На всех наших богослужениях нам следует стремиться вести себя так, чтобы наше поведение назидало других, содействуя, насколько это возможно, совершенству церкви. «А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом… Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: „аминь“ при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (стихи 13—19).

Принцип, представленный Павлом относительно дара языков, также применим к использованию голоса в молитве и собрании. Мы не хотим, чтобы кто-то, имеющий подобные недостатки, перестал совершать общественные молитвы или свидетельствовать о силе и любви Христа.

Я пишу это не для того, чтобы закрыть ваши уста, ибо на наших собраниях и так слишком много тишины. Но я пишу для того, чтобы вы посвятили свой голос Тому, Кто дал вам этот дар, и осознали необходимость развивать его так, чтобы своими словами назидать церковь. Если у вас есть привычка говорить тихо и невнятно, вам следует воспринять ее как недостаток и приложить серьезные усилия к тому, чтобы избавиться от этого недостатка, дабы обрести способность славить Бога и назидать Его детей.

В молитве и прославлении Бога на богослужениях наши голоса должны выражать благоговение к нашему небесному Отцу, чтобы все узнали, что мы поклоняемся Богу в простоте и истине, и в красоте святости. Когда в этом мире греха и невежества дар речи, музыка человеческого голоса посвящается прославлению Того, Кто возлюбил нас и предал Себя за нас, тогда этот дар становится поистине бесценным.

Посвящение нашего голоса Богу

Даром речи сильно злоупотребляют и часто используют не для тех целей, для которых он изначально предназначался; поэтому пусть те, кто называют себя детьми небесного Царя, осознают свою ответственность перед Богом и используют этот талант с максимальной пользой. Пусть никто не говорит: «Нет никакого смысла в том, чтобы я молился, потому что другие все равно не слышат меня». Вместо этого пусть такой человек говорит: «Я приложу ревностные усилия к тому, чтобы преодолеть эту бесчестящую Бога привычку говорить тихим невнятным голосом. Я буду дисциплинировать себя и упражняться до тех пор, пока мой голос не смогут слышать даже слабослышащие».

Пусть каждый последователь Христа так упражняет свой голос, чтобы вместо невнятного разговора, когда слова сбиваются в кучу, его речь стала ясной, впечатляющей и назидательной. Следите за тем, чтобы ваш голос не затихал после каждого слова, сохраняйте его громкость и силу, чтобы каждое предложение было наполненным и завершенным. Разве не стоит самодисциплина того, чтобы благодаря ей пробуждать интерес к служению Богу и назидать Его детей? Голос благодарности, хвалы и радости достигает небес. А в небесах голоса ангелов сливаются с голосами детей Божьих на земле, которые воздают честь и славу и хвалу Богу и Агнцу за великий дар спасения.

Пусть каждый приложит самые серьезные усилия. Пусть все, вставшие под знамя Князя Эммануила, ежедневно возрастают в благодати и эффективности. Пусть учителя наших учреждений так наставят учащихся во всех сферах образования, чтобы те, выйдя оттуда, могли стать благословением для человечества и прославить Бога.

Необходимо обучать студентов читать ясным, отчетливым голосом. Когда мы участвовали в собраниях конференции, литературных обществ и в различных других собраниях, где братья читали отчеты неуверенно, невнятно или так, что их почти не было слышно, наши сердца исполнялись болью. Когда выступающие делают свое дело безразлично и бездушно, тогда интерес к собранию наполовину теряется. Им следует учиться говорить так, чтобы их речь назидала слушающих. Пусть все, кто связан с миссионерской работой, научатся говорить отчетливо и привлекательно, правильно произнося слова.

Правильное использование голоса укрепит здоровье и умножит вашу полезность и влияние. Именно из-за привычки неправильно разговаривать люди становятся скучными чтецами и ораторами. Однако те, в ком люди видят способности к миссионерской работе или к ведению бизнеса, должны также быть способны реформировать свою манеру разговора. Посредством разумных упражнений они смогут увеличить объем грудной клетки и укрепить мышцы. Если наши юноши и девушки будут внимательны к получаемым наставлениям относительно увеличения объема легких и будут придерживаться принципов здоровья как в этом вопросе, так и в вопросе культуры речи, они смогут стать хорошими ораторами, а упражнения, необходимые для достижения этого, продлят их жизнь.

Все, кто правильно понимает важность развития культуры речи, осознают необходимость самовоспитания и упорных тренировок, чтобы таким образом прославить Бога и стать благословением для других. Они найдут терпеливых учителей, знающих свое дело, и будут учиться читать так, чтобы сохранялась благозвучность голоса. Взирая на Божью славу, они смогут извлечь максимум пользы из своих природных дарований. Управляя своими способностями, они уже не будут иметь дефектов речи, и их полезность в деле Божьем умножится.

Более глубокое посвящение

Учителям наших школ необходимо на личном опыте познать Бога. Им следует познавать Его, повинуясь всем заповедям, которые Он дал. Иегова высек Десять Заповедей на каменных скрижалях, чтобы все жители земли смогли постичь Его вечный, неизменный характер. Все учителя, желающие повысить свои знания и мастерство, должны овладеть этими удивительными откровениями Божьими. Однако понимание Божественных требований возможно только тогда, когда сердце и разум находятся в гармонии с Богом.

Никому не следует занимать себя теми вопросами, на которые Господь не пролил Свой свет. В наши дни умножатся различные умозрения, однако Бог говорит: «Сокрытое принадлежит Господу» (Второзаконие 29:29). Голос, который звучал для Израиля с Синая, обращается к людям в эти последние дни, говоря: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исход 20:3). Закон Божий был написан Его перстом на каменных скрижалях, что свидетельствует о его вечной неизменности и непреложности. Он должен быть храним вовеки — такой же незыблемый, как принципы Божьего правления. Люди восстали против воли Бога, и, хотя они могут противопоставлять свои теории откровению и возвышать человеческую мудрость над ясным «так говорит Господь», это не заставит Божье Слово умолкнуть.

Стремлением каждой души должно быть не столько желание понять все, что связано с будущей жизнью, сколько желание познать, что же Господь требует от нее в жизни нынешней. Воля Божья такова, чтобы каждый, называющий себя христианином, совершенствовал свой характер по Божественному подобию. Изучая характер Христа, открытый в Библии, претворяя в жизнь достоинства Его характера, верующий будет изменяться в тот же образ благости и милости. Христово служение жертвы и самоотречения, воплощенное в повседневную жизнь, вдохновит к вере, которая действует любовью и очищает душу. Многие желают избежать несения креста, но Господь говорит всем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матфея 16:24).

Через провозглашение спасительных библейских истин должна совершиться большая работа. Бог предназначил ее для того, чтобы приостановить поток нравственного растления на земле. Христос отдал Свою жизнь, чтобы человек имел возможность вновь обрести образ Божий. Именно сила Его благодати объединяет людей в их стремлении быть послушными истине. Те, у кого больше опыта в освящении истиной, должны открыть эту истину людям, не знающим ее. Нет более возвышающей и облагораживающей работы.

Учитель в роли евангелиста

Дело воспитания нашей молодежи в соответствии с полученными от Бога наставлениями должно продвигаться вперед. Нам нужно избирать таких учителей, которые будут правильно наставлять и воспитывать детей. Мой Наставник сказал: «Не следует привлекать к обучению и воспитанию молодежи таких учителей, которые не будут придерживаться простоты методов Христа. В Его наставлениях содержится самая суть освященной простоты».

Те, кто дает учащимся туманные и неопределенные знания, не готовы преподавать. Ни один человек не сможет исполнять эту работу, если он каждый день не учится говорить слова Учителя, посланного от Бога. Ныне время сеять евангельское семя. Семя, которое мы сеем, должно быть таким, чтобы оно могло принести отборный плод. Мы не вправе зря тратить время. Работа, совершаемая в наших школах, должна все больше и больше уподобляться работе Христа. Только сила благодати Христа, воздействующая на сердце и ум человека, создаст и сохранит в наших школах и церквах чистую атмосферу.

В наших школах были такие учителя, которые удовлетворяли требованиям мирских учебных заведений, но не были готовы обучать нашу молодежь, потому что они были несведущи в истинах Христова Евангелия. Они были неспособны украсить свой труд простотой Христа. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы очертить те истины, которые выделили нас пред миром в особый народ и которые способны удерживать нас в гармонии с законами небес. В вестях, посылаемых нам время от времени, содержатся истины, способные совершить удивительную работу преобразования в нашем характере, если мы станем вникать в них. Они приготовят нас ко входу в Божий град. У нас есть преимущество постоянно совершать восхождение на более высокую ступень христианской жизни.

Лома-Линда

Однажды ночью я пробудилась и получила указание писать прямое свидетельство относительно деятельности нашей школы в Лома-Линде. Этой школе предназначено совершить особую торжественную работу. Учение о реформе здоровья должно быть представлено ясно и доступно, чтобы все, кто учится там, научились применять его в практической жизни. Все наши преподаватели должны жить в строгом соответствии с этим учением.

Господь желает, чтобы из наших школ как первопроходцы вышли настоящие миссионеры. Они должны полностью посвятить себя труду как соработники Божьи, день за днем расширяя сферу своей пригодности. Влияние посвященного преподавателя медицинского миссионерского служения в наших школах бесценно.

Нам нужно обратиться от нашей несовершенной жизни к евангельской вере. Последователям Христа не следует искать источник света в самих себе. Если они будут постоянно взирать на жизнь Христа, их ум и сердце изменятся в тот же образ. И они будут сиять, не прилагая усилий. Господь призывает не к показному благочестию. Даровав Своего Сына, Он позаботился о том, чтобы наше сердце прониклось принципами Неба и Христос был явлен миру. Когда дети Божьи переживут рождение свыше, это обязательно проявится в их честности, праведности, верности и твердых принципах.

О, что за слова мне довелось услышать! Что за доброта была явлена через преизобильную благодать! Величайшее свидетельство о том, чего могут достичь люди через благодать и силу Христа, содержится в том, что грешный человек становится причастником Божественной природы и силой благодати Христа одерживает победу над господствующим в мире растлением похотью.

17 мая 1908 г.

Каждому учителю необходимо достичь полноты опыта. То, чему вы учитесь, либо укрепляет вашу веру и уверенность в Боге и помогает вам стать Его помощником, либо делает ваше положение еще хуже. Все, кто воплощают в жизни принципы, данные нашим Господом, непременно окажутся в преимущественном положении. Их жизнь наполнится милостями и благословениями неба, благодаря чему они станут способными исполнять волю Божью.

Учите молодежь простым принципам слова Божьего, основываясь в своих изысканиях на Библии. Истинное высшее образование — это то, которое возможно получить, лишь сидя у ног Иисуса и учась у Него. Созидайте свой характер по образцу, открытому людям в жизни Христа.

Всю возложенную на вас работу вы должны выполнять так же прилежно, как земледелец, который трудится на своем поле. Конечно же, он только разбрасывает по полю семена; однако семя, оказавшись в почве, начинает прорастать. Сила живого Бога оживотворяет его и дает ему энергию, и тогда появляется «сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Марка 4:28). Исследуйте этот удивительный процесс. Здесь можно многому научиться, многое постичь! Если наш разум получит максимально возможное развитие, тогда и в вечности мы будем продолжать исследовать пути и дела Божьи и познавать Его все больше и больше.

Важность простоты

Учителям в Берриен Спрингс

Я очень желаю, чтобы вы каждый день учились у великого Учителя. Если вы сначала станете ближе к Богу, а потом и к студентам, вы сможете совершить очень важную работу. Если вы проявите прилежание и смирение, тогда Бог ежедневно будет давать вам знания и умение передать их ученикам. Приложите все усилия к тому, чтобы передать другим те благословения, которые вы получили от Него.

Ведите учащихся по стране знаний с глубокой заинтересованностью в их благе. Насколько это возможно, будьте ближе к ним. Если сердце учителя не исполнено любовью и добротой Христа, он непременно будет проявлять суровый и властный дух. «Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для печной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуды 21—23).

Господь хочет научить вас пользоваться евангельской сетью. Многим нужно научиться этому искусству. Чтобы иметь успех в работе, вам надо залатать все прорехи в своих сетях. Писание надо применять таким образом, чтобы ученики легко понимали смысл текстов. Затем попытайтесь привлечь в свой невод как можно больше людей. Сразу переходите к делу. Пусть иллюстрации будут убедительными. Какими бы большими познаниями человек ни обладал, они не принесут пользы, если он не сможет передавать их другим. Производите на людей впечатление торжественной интонацией своего голоса, глубиной своих чувств. Убеждайте учеников отдать себя Богу.

Учителя, помните, что ваша сила — Господь. Старайтесь зажечь студентов идеями, которые станут для них ароматом живительным на жизнь. Используйте наглядные пособия. Просите Бога дать вам такие слова, которые бы были понятны всем.

Маленькая девочка однажды спросила меня: «Вы сегодня будете проповедовать?» «Нет, не сегодня», — ответила я. «Как жаль, — сказала девочка — я думала, что вы будете проповедовать, и пригласила своих подруг. Не могли бы вы попросить пастора говорить простыми словами, чтобы нам было понятно? Пожалуйста, скажите ему, что нам непонятны такие длинные слова, как оправдание и освящение. Мы не знаем их значения».

Просьба этой девочки содержит урок, достойный внимания учителей и служителей. Разве мало тех, кому следовало бы прислушаться к просьбе: «Говорите простыми словами, чтобы мы понимали вас»?

Пусть ваши доводы будут ясными, ибо я знаю, что есть немало людей, которые не понимают многое из того, что им говорят. Пусть Святой Дух исправит и украсит вашу речь, очищая ее от всевозможного шлака. Говорите на детском уровне, помня, что многие люди, будучи взрослыми по годам, остаются детьми по уровню восприятия.

Посредством ревностной молитвы и прилежных усилий мы сможем обрести способность говорить правильно. Эта способность включает в себя ясное произнесение каждого слога, постановку грамматического и смыслового ударения там, где это необходимо. Говорите не спеша. Многие говорят очень быстро, их слова сливаются в один сплошной звук, и таким образом их речь теряет свое влияние. Вкладывайте в свои слова дух и жизнь Христа.

Однажды, когда известный актер Томас Беттертон обедал с доктором Шелдоном, архиепископом Кентерберийским, архиепископ спросил его: «Господин Беттертон, скажите мне, как вам, актерам, удается так сильно воздействовать на слушателей, говоря о нереальном?» «Господин мой, — отвечал Беттертон, — с неизменной покорностью Вашей светлости позвольте мне сказать, что причина очевидна: все зависит от силы энтузиазма. Мы на сцене говорим о нереальном, как о реальном, а вы с кафедры говорите о реальном, как о нереальном».

«Паси агнцев Моих»; «паси овец Моих», — было дано поручение Петру. «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Иоанна 21:15, 16; Луки 22:32). Для слышащих Евангелие становится силой Божьей ко спасению. Если вы последуете примеру Христа, то получите драгоценную награду, завоевывая для него сердца ваших учеников.

Санаторий, Калифорния

6 июля 1902 г.

Теперь Бог испытывает Свой народ, желая знать, будет ли он черпать свою мудрость у величайшего Учителя всех времен или взыщет божество Аккаронское. Давайте примем решение не связывать себя никакими обязательствами с теми, кто не понимает голоса Божьего и не прислушивается к Его заповедям.

Предостережение

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Коринфянам 9:24-27).

Я непрестанно говорю о том, чтобы каждый христианин делал все возможное, стремясь к такому росту, развитию ума и благородству характера, которое доступно каждому. Во всем, что бы мы ни делали, нам нужно сохранять христианские взаимоотношения друг с другом. Нам нужно направить все духовные силы на осуществление разумных планов. Божьи дары должны быть использованы для спасения душ. Наши взаимоотношения друг с другом не должны строиться на основе человеческих стандартов, но на Божественной любви, явленной в Божьем даре нашему миру.

Человек, занимающий ответственное положение в каком-либо из наших учебных заведений, не может быть чрезмерно осмотрительным в своих словах и поступках. Он никогда не должен допускать даже малейшего проявления фамильярности в своих отношениях со студентами, не следует, например класть свою руку на руку или плечо студентки. Ни в коем случае ему не следует производить впечатление, что вульгарность и фамильярность допустимы. Его уста и руки не должны выражать то, чем могут воспользоваться другие.

В прошлом не все наши учителя были чисты, правдивы и тверды в этом отношении. Необходимо, чтобы они в ином свете взглянули на взаимоотношения, которые должны быть между преподавателем и студентом. Жизнь и характер необходимо хранить от всякого греха. Посредством благодати, обильно изливаемой Богом, каждое порочное чувство должно пребывать под контролем освященного разума.

Мы живем в атмосфере дьявольского очарования. Враг будет плести чары порока вокруг каждой души, которая не защищена благодатью Христа. Искушения, несомненно, придут, однако если мы будем бодрствовать и сохранять самообладание и целомудрие, тогда обольстительные духи не будут иметь силы над нами. Люди, которые не провоцируют искушения, будут иметь силу противостоять им, когда они придут; но те, кто находятся в атмосфере зла, будут винить только себя, когда окажутся побежденными ими и падут. В будущем предостережения относительно обольстительных духов получат более серьезную основу. Тогда станет очевидной сила слов Христа: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48).

Нам следует руководствоваться истинным богословием и здравым смыслом. Наши души должны быть окружены небесной атмосферой. Христиане должны наблюдать за собой; им следует постоянно быть на страже, не допуская тех слов и поступков, которые навлекут злословие на совершаемое ими добро. Тот, кто называет себя последователем Христа, должен наблюдать за собой, храня себя чистым и не оскверненным в мыслях, словах и поступках. Его влияние на других должно быть возвышающем. Его жизнь должна отражать яркие лучи Солнца Праведности.

Необходимо проводить много времени в тайной молитве, в тесном общении с Богом. Только так можно одержать победу. Цена безопасности — постоянная бдительность.

Господь заключил со Своими святыми завет. Каждому необходимо осознать слабости своего характера и ревностно бодрствовать над ними. Все, кто погреблись со Христом в крещении и восстали в подобии Его воскресения, дали обет жить новой жизнью. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колоссянам 3:1—4).

Христианская молодежь должна быть научена нести возложенную на нее ответственность мужественно и с желанием. Им нужно учиться терпеливо и стойко встречать испытания, жить по правильным принципам и развивать привычки, которые помогут им получить венец победителей. Сегодня самое благоприятное время для того, чтобы осознать силу спасающей благодати Христа и отдать себя руководству принципов Божественного закона.

Где бы вы ни оказались по Божьему провидению, Он будет охранять вас. «Как дни твои, будет умножаться богатство твое (сила твоя — др. перевод)» (Второзаконие 33:25).

Великий учитель

Иисус был величайшим Учителем, которого когда-либо знал мир. Он пришел на эту землю светить яркими лучами истины, чтобы люди могли приготовиться к жизни на небе. «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Иоанна 18:37). Он пришел открыть характер Отца, чтобы побудить людей поклоняться Ему в духе и истине.

На небесах знали, что люди нуждаются в Божественном Учителе. Бог испытывал милосердие и сострадание к падшим, плененным сатаной человеческим существам; и, когда пришла полнота времени, Он послал Своего Сына. По решению небесного совета Он пришел на эту землю как Наставник людей. Щедрая благость Божья отдала Его нашему миру, и, чтобы удовлетворить нужды человеческого естества, Он взял это естество на Себя. К изумлению небесного воинства, Вечное Слово пришло в этот мир беспомощным Младенцем. В полной готовности Он оставил небесные дворы и таинственно соединил Себя с падшими человеческими существами. «Слово стало плотию и обитало с нами» (Иоанна 1:14).

Оставив Свое высокое положение, Христос мог поместить Себя в любые жизненные условия по Собственному выбору. Но величие и положение ничего не значили для Него, и Он избрал самую скромную жизнь. Его не окружали роскошь, удобства, Он не жил для самоудовлетворения. Христос возвещал небесную истину. Он был призван сеять слово истины, и Он жил такой жизнью, чтобы быть доступным для всех.

Неудивительно, что в детстве Христос должен был возрастать в премудрости и любви у Бога и людей, ибо, согласно Его Божественной миссии, Его таланты должны были развиваться и Его способности укрепляться. Он не искал образования в школах раввинов, ибо Его наставником был Сам Бог. Становясь старше, Христос продолжал возрастать в премудрости. Он посвятил Себя прилежному изучению Писаний, ибо знал, что они полны бесценных наставлений. Он был верен в исполнении Своего долга перед семьей. И в ранние утренние часы, вместо того чтобы проводить их в постели, Он часто уединялся, исследуя Писания и молясь Небесному Отцу.

Он знал все пророчества, относящиеся к Его служению, посреднической деятельности и особенно к Его смирению, примирению и ходатайству. Перед Ним всегда была цель Его жизни, и Он радовался мысли, что Господь осуществляет Свою благодатную цель Его руками.

Об учении Христа сказано так: «И множество народа слушало Его с услаждением» (Марка 12:37). «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Иоанна 7:46), — заявили служители, которые были посланы, чтобы взять Его. Его слова утешали, укрепляли и благословляли тех, кто жаждал мира, который мог дать только Он. В Его словах было нечто, что поднимало Его слушателей на более высокий уровень мысли и поступков. Если бы вместо человеческой мудрости современные учащиеся слушали эти слова, мы увидели бы более глубокое развитие ума, более ясное понимание небесных истин, более полное знание Бога, более чистую, полноценную христианскую жизнь.

Христос черпал Свои иллюстрации из повседневной жизни, и, хотя они были простыми, но вместе с тем необычайно глубокими по содержанию. Птицы небесные, полевые лилии, семя, пастух и овцы — все это Христос использовал, чтобы объяснить вечную истину. И всякий раз, сталкиваясь со всем этим в жизни, Его слушатели вспоминали Его слова. Таким образом, истина становилась живой действительностью; сцены природы и эпизоды повседневной жизни непрестанно напоминали им уроки Спасителя.

Христос всегда говорил простым языком, и в то же время Его слова подвергали испытанию познания серьезных беспристрастных мыслителей. Современным учителям следовало бы перенять Его метод обучения. Духовные истины нужно всегда излагать простым языком, чтобы слушатели понимали их и слагали в своем сердце. Именно так Христос обращался к множеству людей, которые теснили Его и толпились вокруг Него; Его уроки были понятны всем — и ученым, и малограмотным.

Преподавание в каждой школе должно быть таким же доступным для понимания, какими были наставления Христа. Длинные слова смущают ум и затмевают красоту излагаемой мысли. Нужны учителя, которые сблизятся с учащимися и дадут им ясные и точные наставления, иллюстрируя духовные вопросы примерами из природы и повседневной жизни.

Библия изображает Христа как Доброго Пастыря, неутомимо ищущего потерянную овцу. Используя Свои особые методы, Он помогал всем, кто нуждался в помощи. С нежной, деликатной обходительностью Он служил душам, обремененным грехом, даруя им исцеление и силу. Каждое слово, с которым Он обращался к этим людям, было облечено простотой и убежденностью. Он провозглашал Свою весть со склонов гор, с рыбацких лодок, в пустыне, на больших дорогах. Где бы Он ни встречал людей, желающих слушать Его, Он всегда был готов открыть пред ними сокровищницы истины. Он посещал ежегодные иудейские праздники и возвещал множеству людей, поглощенных внешними обрядами, небесные истины, открывая их взору вечность.

Вся жизнь Спасителя отмечена бескорыстной доброжелательностью и красотой святости. Он — наш образец благости. С самого начала Его служения люди стали более ясно понимать характер Бога. Все, чему Он учил, Он осуществлял в Своей жизни. Явленная в Его характере последовательность была лишена упрямства, доброжелательность — слабости, доброта и сострадание — сентиментальности. Он был очень общительным, но в то же время Он сохранял определенную дистанцию, которая не допускала фамильярности. Его сдержанность никогда не приводила к нетерпимости или суровости. Он не уподоблялся миру, но в то же время был внимателен к нуждам малейшего среди людей.

«Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столько величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей?» (Исаии 63:1). Ответ не вызывает сомнений: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тимофею 3:16). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филиппийцам 2:6—11).

Только работая так, как работал Христос, учителя смогут обрести эффективность и силу. Когда Он станет главной силой, действующей в их жизни, тогда их усилия увенчаются успехом. Они поднимутся до тех высот, которые были для них недостижимы. Они осознают святость труда, который доверен им, и, исполнившись Его Духом, они воспылают таким же стремлением спасать грешников, каким пылал Он. И тогда пример их посвященной жизни приведет их учеников к ногам Спасителя.

Студенты не могут позволить себе ждать завершения своего образования, прежде чем они смогут использовать во благо других то, что получили. Как бы они ни учились, сколько бы знаний они ни приобретали, без этого применения полученных знаний образование будет незаконченным.

Христианская дисциплина

Работа с разумом людей — это самый деликатный труд, когда-либо доверенный смертным, и посему учителям постоянно необходима помощь Духа Божьего, дабы правильно совершать свой труд. Ученики наших школ сильно отличаются друг от друга и по характеру, и по воспитанию. Учитель непременно столкнется с проявлением импульсивности, нетерпения, гордости, эгоизма, самолюбия. Некоторые дети жили в атмосфере деспотичных ограничений и грубости, что развило в них упрямство и дерзость. Другие были баловнями в семье, родители в своей слепой любви позволяли им следовать собственным наклонностям, каждый их порок оправдывался, и это испортило их характер.

Чтобы найти правильный подход к столь разным умам, преподавателю нужно проявлять в своих действиях большой такт и чуткость и в то же время твердость в руководстве. Необходимые дисциплинарные меры будут нередко вызывать у учащихся недовольство и даже презрение. Кто-то направит всю свою изобретательность на то, чтобы избежать наказаний, тогда как другие будут проявлять вызывающее безразличие к последствиям своего греховного поведения. Все это потребует больше терпения и снисходительности, а также мудрости со стороны тех, кому доверено воспитание и образование этой молодежи.

Что ожидается от учащихся

Наши школы созданы с той целью, чтобы в их стенах молодые люди могли научиться послушанию Богу и Его закону, а также приготовиться к служению. Необходимо разработать правила поведения учащихся, и студенты должны повиноваться этим требованиям. Никакому студенту не следует думать, что если ему позволялось командовать у себя дома, то он может делать то же самое и в школе. Предположим, что ему это будет позволено; сможет ли он тогда научиться быть миссионером? Каждый студент, приходящий в нашу школу, должен повиноваться дисциплине, а если кто-то отказывается повиноваться требованиям, пусть возвращаются домой.

Учителям нужно соединить студентов со своими сердцами узами любви, доброты и строгой дисциплины. Любовь и доброта не имеют никакой ценности, если они не связаны тесно с дисциплиной, которую требует Бог. Учащиеся приходят в школу, чтобы получить воспитание, необходимое для служения, и научиться наилучшим образом использовать свои способности. Если они с самого начала примут решение сотрудничать со своими учителями, тогда занятия принесут им намного больше пользы, чем если бы они предались своим бунтарским и необузданным склонностям. Пусть они проявят к учителям сочувствие и желание сотрудничать с ними. Пусть они крепко ухватятся за руку Божественной помощи с твердым намерением не сворачивать с пути своего долга. Пусть они обуздают свои дурные привычки и все свое влияние направят на добро. Пусть они всегда помнят, что успех в учебе зависит от их посвящения и освящения, а также от того святого влияния, которое так необходимо им. Пусть они поставят высокую планку и исполнятся решимости преодолеть ее. Когда кто-то предложит им пойти вопреки школьным правилам, пусть они решительно ответят «нет».

Что ожидается от учителей

Также и у каждого учителя есть нехорошие черты характера, о которых ему всегда нужно помнить, ибо в противном случае враг будет использовать их, чтобы уничтожить души. Безопасность учителя зависит от того, учится ли он ежедневно в школе Христа. Тот, кто учится в этой школе, будет сокрыт в Иисусе и всегда будет помнить, что его студенты — это наследие Христа, приобретенное Его кровью. В этой школе он научится терпению, смирению, великодушию и благородству. Созидающая рука Божья восстановит в характере Божественный образ.

Когда вам приходится иметь дело с теми, кто ошибается, пользуйтесь методами Христа. Безрассудные действия, проявление излишней строгости со стороны учителя могут толкнуть студента на территорию сатаны. Именно называющие себя христианами своими далеко не христианскими действиями удерживают «блудных сыновей» за вратами царства Божьего. «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, — сказал Христос, — тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матфея 18:6). Лучше не жить вовсе, чем изо дня вдень влачить жалкое существование, будучи лишенными той любви, которую Христос дал Своим детям.

Личность, уподобившаяся Христу, лишена эгоизма, черствости и холодности. Она видит чувства тех, кто терпит искушения, и помогает упавшему обратить испытание себе на пользу и использовать его как ступень на пути к небу. Учитель-христианин будет молиться за ошибающего студента, молиться вместе с ним, но никогда не будет гневаться на него. В разговоре с провинившимся он не позволит себе резкости, чтобы не ввергнуть в уныние душу, которая борется с силами тьмы. Он направит его сердце за помощью к Богу, и тогда ангелы окружат его, чтобы помочь ему поднять знамя против врага; таким образом, вместо того, чтобы оставить ошибающегося без помощи, учитель сможет спасти душу для Христа.

Нужно ли придавать огласке проступки учащихся

Следует проявлять чрезвычайную осмотрительность в том, что касается огласки плохих поступков учащихся. Публичная огласка того или иного проступка губительна для того, кто его совершил, и не оказывает на школу благотворного влияния. Унижение одного учащегося перед другими никогда не приносит ему пользы. Такие действия ничего не исцеляют, ничего не исправляют, а только наносят оскорбление.

Любовь, которая долготерпит и которая добра, не будет превращать опрометчивый поступок в непростительный грех и наживаться на ошибках других. Писание ясно учит нас, что с ошибающимся человеком нужно обходиться терпеливо и предупредительно. При правильном подходе ожесточенное сердце сможет быть обращено ко Христу. Любовь Иисуса покрывает множество грехов. Его благодать никогда не ведет к разоблачению чьих-то проступков, если только это не вызвано положительной необходимостью.

Мы живем в жестоком, бесчувственном, немилосердном мире. Вместе со своими ангелами сатана использует любое доступное средство для уничтожения душ. Добро, которое учитель совершит для своих студентов, будет соразмерно его вере в них. И пусть учитель помнит, что именно самые неудачливые студенты, имеющие дурной характер, грубые, упрямые, угрюмые — именно они больше всех нуждаются в любви, сострадании и помощи. Те, кто более всех испытывают наше терпение, более всех нуждаются в нашей любви.

Мы живем на земле лишь раз; любое добро, на которое мы способны, необходимо совершать ревностно, неутомимо, в духе Христа. Как поддержать учащихся, которые очень нуждаются в помощи, чтобы они шли в правильном направлении? Это возможно только в том случае, если мы будем относиться к ним с любовью, открытой во Христе. Вы скажете, что нам следует относиться к ним так, как они того заслуживают. А что, если бы Христос относился к нам так? С Ним, Безгрешным, обошлись так, как того заслуживаем мы, чтобы с нами, падшими и грешными, поступили так, как того заслужил Он. Учителя, обращаясь с бесперспективными студентами так, как, вы думаете, они того заслуживают, вы лишите их надежды и испортите свое влияние. Стоит ли оно того? Нет, тысячу раз нет. Откройте свое любящее, сострадательное сердце тому, кто нуждается в вашей помощи, и вы спасете душу от смерти и покроете множество грехов.

Исключение студентов из школы

Следует проявлять чрезвычайную осмотрительность в вопросе исключения студентов из школы. Иногда это действительно необходимо сделать. Удаление из школы того, кто подстрекает других к непослушанию и вероломству, — это неприятная задача, однако во имя благополучия других учащихся эта мера иногда необходима. Бог знал, что, если сатана не будет изгнан с небес, многочисленные ангелы будут в постоянной опасности; и, когда богобоязненные учителя видят, что оставить учащегося в школе значит подвергнуть других греховному влиянию, им следует удалить его из школы. Однако поводом, вынуждающим применить подобное наказание, должен служить очень серьезный проступок.

Когда вследствие грехопадения Адам и Ева были лишены всякой надежды, когда справедливость требовала смерти грешника, Христос отдал Себя в жертву. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 4:10). «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исаии 53:6).

В работе с учащимися учителям нужно являть любовь Христову. Без нее они станут грубыми и деспотичными, отвращая души от церкви. Они должны непрестанно стоять на страже, бодрствуя над собой и используя каждую возможность, чтобы творить добро тем, кто вверен их заботе. Пусть они помнят, что каждая из наших школ должна стать убежищем для терзаемой искушениями молодежи, где их безрассудство и причуды будут восприняты с мудростью и терпением.

Учителям следует сблизиться со своими учащимися в христианском общении. Молодые люди будут совершать немало ошибок, и потому учитель никогда не должен забывать о сострадании и обходительности. Ему никогда не следует демонстрировать свое превосходство. Самые великие из учителей — это те, кто проявляют наибольшее терпение и наибольшую доброту. Своей простотой и готовностью учиться они воодушевляют своих студентов подниматься все выше и выше.

Пусть учителя не забывают о своих собственных промахах и ошибках и ревностно стремятся быть такими, какими они хотят видеть своих учеников. В работе с молодежью им следует проявлять благоразумие и сочувствие. Пусть они не забывают, что этим юношам и девушкам нужны здравые слова поддержки и практическая помощь. Учителя, смотрите на своих учеников как на детей Божьих, которым в трудную минуту нужна ваша помощь. Подружитесь с ними. Проявите к ним бескорыстный интерес. Помогите им в сложных обстоятельствах жизни. С терпением и нежностью ведите их к Иисусу. Только вечность откроет плоды ваших усилий.

Практика призов и подарков приносит больше вреда, чем пользы. Такая практика стимулирует честолюбивого ученика к еще большим достижениям. Она побуждает тех детей, чья умственная активность итак не в меру высока для их физического состояния, к усваиванию предметов, которые слишком серьезны для молодого ума. Экзамены также представляют собой ужасное испытание для учеников этой группы. В результате напряженных усилий и сильного возбуждения, которыми сопровождаются такие события, много перспективных учеников претерпели тяжелую болезнь и даже смерть. Родителям и учителям следует оберегать детей от этих опасностей.

Излишнее внимание к формам и ритуалам не должно отнимать время и силы, которые по праву принадлежат более важным вопросам. В наш развращенный век преобладает демонстрация всего показного, однако в наших школах „не должно быть места этому духу. Мы должны учить детей библейским манерам, чистоте мыслей и строгой честности. Такое воспитание бесценно. Если учителя имеют ум Христов и послушны созидающим действиям Святого Духа, они будут добры, внимательны и поистине обходительны. Если они всегда будут помнить о том, что небеса наблюдают за тем, как они трудятся, то они станут благородными мужчинами и женщинами — христианами. Их благородный облик всегда будет служить наглядным уроком для учеников, которые, хотя поначалу и могут представлять из себя невоспитанных людей, будут день за днем изменяться под их влиянием.

Для дальнейшего изучения

Некоторые нужды христианского учителяВоспитание, c. [233-239], [253-261]Основы христианского воспитания, c. [504-511]Служение исцеления, c. [509-513]Свидетельства для церкви, т. 6, c. [152-161]

Необходимо прилагать самые серьезные усилияВоспитание, c. [199]Наглядные уроки Христа, c. [335—339]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [404, 405]Там же, т. 6, с. [380-383]

Более глубокое посвящениеХристианский дом, c. [317-325]

Важность простотыВоспитание детей, c. [139-142]

Великий УчительДеяния апостолов, c. [17-24]Воспитание, c. [73-96], [231, 232]Основы христианского воспитания, c. [47-49], [236-241], [397-404], [438-443]Свидетельства для церкви, т. 2, c. [579, 580]

Христианская дисциплинаХристианский дом, c. [305-316]Воспитание детей, c. [223-268], [271-290]Воспитание, c. [240-245], [280], [287-297]Основы христианского воспитания, c. [277-284], [454-466]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [199, 200], [419-421]Там же, т. 6, с. [168-175]