8. Учеба и труд

Те, кто в самом скромном труде видят науку, увидят в нем величие и красоту и будут находить удовольствие в совершении его с верностью и эффективностью.

Величие труда

Несмотря на то, что было много сказано и написано о преимуществах физического труда, создается впечатление, что он находится в пренебрежении. Бытует популярное мнение, изменившее порядок вещей; и многие склонны думать, что человеку, работающему своими руками, нет места среди уважаемых членов общества. Люди тяжело работают ради приобретения денег и, накопив богатство, полагают, что деньги принесут их сыновьям почет и уважение. Однако многие из этих людей не приучают своих сынов к тяжелому, полезному труду, как были приучены они сами. Их сыновья расточают деньги, заработанные чужим трудом, не сознавая их ценности. Следовательно, они злоупотребляют талантом, который, по замыслу Господа, был предназначен для совершения добрых дел.

Намерения Господа не совпадают с намерениями людей. Он не планировал, чтобы люди жили в праздности. Бог сотворил человека, наделив его достоинством, однако, одаренный всем, что только Владыка Вселенной мог дать, Адам не проводил дни в праздности. Как только он был сотворен, ему была поручена работа. Он должен был найти призвание и счастье в том, чтобы хранить сотворенное Богом, а в награду за труды его нужды щедро удовлетворялись плодами Едемского сада.

Пока наши прародители повиновались Богу, труд был для них удовольствием и земля обильно плодоносила для удовлетворения их нужд. Но когда человек перестал повиноваться, он был обречен бороться с семенами сатанинского посева и в поте лица зарабатывать свой хлеб. С тех пор он вынужден был в трудах и лишениях бороться против силы, которой он подчинил свою волю.

Божье намерение было таково, чтобы посредством труда сводилось на нет зло, принесенное в мир непослушанием человека. Благодаря труду искушения сатаны могут быть ослаблены, а поток зла остановлен. И, хотя труд сопряжен с беспокойством, утомлением и болью, он по-прежнему является источником счастья, прогресса и защиты от искушений. Необходимость дисциплины берет под контроль самоугождение и развивает трудолюбие, чистоту и стойкость. Следовательно, труд является частью Божьего великого плана избавления нас от греха.

Физический труд и игры

Многие считают, что физический труд уходит в прошлое и его можно с успехом заменить крикетом, бейсболом или кулачными боями, не боясь физического одряхления. Сатана радуется, когда видит, что люди расходуют свои физические и умственные силы на то, что не воспитывает их, что не приносит им пользы и не помогает им быть благословением для других, нуждающихся в их помощи. В то время, как молодые люди все более и более изощряются в играх, не приносящих ни им самим, ни другим практической пользы, сатана в своей игре делает ставку на их жизнь: он отнимает у них таланты, которые Господь дал им, и вместо этого наделяет их злыми наклонностями своего естества. Это он побуждает людей не признавать Бога. Он старается осуетить человеческий ум настолько, чтобы в нем не нашлось места для Бога. Он не хочет, чтобы люди имели познание о своем Творце. Он радуется, когда ему удается увлечь их играми и театральными представлениями. Это настолько овладевает чувствами и сознанием молодых людей, что они забывают Бога.

Одним из величайших средств защиты против зла является полезный труд, в то время как праздность — одно из величайших проклятий, потому что последствиями его является порок, преступление, нищета. Те, которые всегда заняты, которые с радостью выполняют повседневные обязанности, являются полезными членами общества. Верное исполнение долга на их жизненном пути несет благословение как им самим, так и окружающим их. Прилежный труд ограждает их от сетей того, кто подсовывает ленивым какое-нибудь недоброе дело.

Стоячая вода быстро портится, а текучий ручей распространяет вокруг себя здоровье и радость. Первое — это символ праздности, второе — символ трудолюбия.

Обучение физическому труду в Израиле

Согласно Божьему плану, в древнем Израиле каждая семья имела дом и достаточно земли, пригодной для возделывания. Таким образом, были даны как возможность, так и стимулы для полезного и плодотворного труда, когда каждая семья могла бы сама себя обеспечивать. И ни одно человеческое изобретение за все века ни на йоту не улучшило этот план. То, что мир отклонился от него, является в значительной степени причиной бедности и нищеты, существующих сегодня.

В Израиле трудовое воспитание считалось обязанностью. От каждого отца требовалось, чтобы он научил своих сыновей какому-нибудь полезному делу. Самые великие люди в Израиле были научены ремеслам. Знание и умелое исполнение домашних обязанностей считалось необходимым для каждой женщины и почиталось за честь среди женщин самого высокого положения.

Различным полезным ремеслам учили в школах пророков, и многие из учащихся зарабатывали себе на жизнь своими руками.

Пример Христа

Стезя труда, определенная жителям этой земли, может быть тяжелой и изнурительной, но следы Искупителя делают ее благородной и возвышенной. Кто будет идти этим святым путем, не будет постыжен. Своей жизнью и достойным примером Христос возвеличил полезный труд. С ранних лет Он жил жизнью труда. Большую часть Своей земной жизни Он провел в терпеливом труде, находясь в городе Назарет, в мастерской плотника. Можно было видеть, как Князь жизни в одежде простого рабочего проходит по улицам маленького города, совершая Свой скромный труд или возвращаясь домой. Ангелы Божьи сопровождали Его, когда Он шел рядом с простыми крестьянами и ремесленниками, непризнанный и незаметный среди людей.

Когда Христос ежедневно трудился, принимая участие в обеспечении Своей семьи, Он обладал той же силой и властью, что и на берегу Галилейского моря, когда накормил пять тысяч голодных людей пятью хлебами и двумя рыбками. Однако Он не использовал Свою Божественную силу для того, чтобы облегчить Свои проблемы или нелегкий труд. Он облекся в человеческую природу со всеми ее слабостями и не отступил перед лицом тяжелейших испытаний. Он жил в крестьянской хижине, носил одежду из грубой ткани, общался с людьми низкого сословия и каждый день терпеливо совершал тяжелый труд. Его пример показывает, что каждый человек обязан трудиться и труд заслуживает уважения.

Взаимосвязь между христианством и усилиями человека

И небесное, и земное связано более тесно и находится под более непосредственным наблюдением Христа, чем это многим представляется. Каждое истинное изобретение и усовершенствование исходит от Того, Который Сам чудесен в совете и совершенен в Своей работе. Чуткие прикосновения врача, тонко ощущающего и оценивающего состояние наших нервов и мускулов, его знание сложнейшего организма человека — все это мудрость Божественной силы, которая дана, чтобы употребить ее во благо страдающих. Мастерство, с которым плотник пользуется своими инструментами, сила, с которой кузнец бьет по наковальне, — все это исходит от Бога. Что бы мы ни делали, какую бы работу нам ни поручили, Он желает управлять нашим разумом, чтобы в своей работе мы достигли совершенства.

Христианство и правильно понятый бизнес не такие уж далекие друг от друга сферы. Библейские принципы должны пронизывать все, что мы говорим или делаем. Божественные и человеческие силы должны объединиться для достижения истинных успехов как в земном, так и в духовном. Эти силы должны проявлять себя солидарно во всех видах человеческой деятельности, будь то производство или сельское хозяйство, торговля или научные проекты, Божественное и человеческое должно быть соединено воедино.

Единственное средство избавления от праздности заключается в том, чтобы сбросить с себя лень как грех, ведущий к погибели, и взяться за работу, используя физические способности, данные Богом для этой цели. Единственное исцеление от бесполезной, неэффективной жизни — это решительное, настойчивое усилие. Жизнь дана нам не для того, чтобы проводить ее в праздности или самоугождении. Людям доверен драгоценный талант — капитал силы, который должен быть использован для труда. Это более ценно, чем любой банковский вклад, и достойно большей хвалы, ибо через те возможности, которые открываются в этом, люди могут вести полезную, счастливую жизнь, что принесет высокие дивиденды. Труд — это благословение, которое нельзя купить за золото или серебро, дома или земли; и Бог требует, чтобы он был использован благоразумно. Никто не вправе отдавать этот талант в жертву разрушающему влиянию бездействия. Люди несут такую же ответственность за капитал физической силы, как и за свой капитал материальных средств.

В беге не всегда побеждает быстрый, и битву не всегда выигрывает сильный; и тот, кто прилежен в бизнесе, необязательно разбогатеет. Но именно «рука прилежных обогащает». Праздность и дремота огорчают Святого Духа и разрушают подлинное благочестие, а кроме того, ведут к бедности и нищете. «Ленивая рука делает бедным» (Притчи 10:4).

Разумный труд для всего человечества является оздоровительной профилактикой. Он делает слабых сильными, бедных — богатыми, а несчастных — счастливыми. Сатана подстерегает праздных, потому что их праздность позволяет ему подходить к ним с каким-нибудь привлекательным соблазном, чтобы погубить их. Наибольшего успеха он достигает тогда, когда приходит к ним в часы безделья.

Уроки неустанного трудолюбия

Одним из величайших пороков, исходящих от большого богатства, является мысль о том, что труд портит и унижает человека. Пророк Иезекииль говорит: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала» (Иезекииля 16:49). Здесь изображены ужасные последствия праздности, которая притупляет рассудок, оскверняет душу и извращает сознание, делая проклятием то, что должно быть благословением. Только трудящиеся мужчины и женщины способны видеть в жизни нечто великое и привлекательное и с радостной надеждой нести ее бремя.

Умение с любовью и прилежанием исполнять все житейские обязанности есть тот важный урок, которому должны научиться еще многие последователи Христа. Чтобы совершать работу Божью будучи механиком, коммерсантом, адвокатом или фермером, претворяя в повседневную жизнь все заповеди христианства, требуется гораздо больше любви и самообладания, чем на поприще профессионального проповедника на каком-нибудь миссионерском поле. Чтобы оставаться верующим человеком, будучи в мастерской ремесленника или конторе коммерсанта, соблюдая святость во всех мелочах повседневной жизни и при заключении сделок, ни в чем не отступая от Божьего Слова, требуется мужество. Но именно это Господь желает видеть в нас.

Апостол Павел считал праздность грехом. Он изучил ремесло делания палаток и в дни своего апостольского служения часто прибегал к этому труду, чтобы поддерживать материально себя и других. Время, затраченное на такой труд, он не считал потерянным. Во время труда он находил подход к таким людям, которых не мог бы достичь никаким другим путем. На личном примере он показывал своим товарищам по труду, что навык в любом ремесле — это дар Божий. Он учил тому, что Бога нужно прославлять всем своим образом жизни, в том числе и своим ежедневным трудом. Его огрубевшие от работы руки нисколько не уменьшали силу его красноречия как христианского проповедника.

Намерение Божье состоит в том, чтобы все трудились. Трудящийся вол или осел более соответствует своему назначению, данному ему при творении, чем праздный человек. Бог являет Собой пример неустанного труда. Этим же заняты и ангелы. Они как представители Божьи посланы служить сынам человеческим в деле спасения. Те, которые ожидают праздной жизни на небе, будут разочарованы, потому что там нет места праздности. Но утомленным и утружденным обещан покой. Только верным служителям будет дано приглашение оставить труды свои и войти в радость Господина своего. Они с радостью сложат свои доспехи и забудут шум битвы, обретая славный покой, обещанный тем, кто в этой жизни побеждает силою креста.

Повсюду родители с пренебрежением относятся к воспитанию и обучению своих детей полезному труду. Дети растут, не умея выполнять простые и необходимые обязанности. Те, кто оказались жертвами такого воспитания, должны пробудиться и взять решение этой проблемы в свои руки, если они когда-либо хотят преуспеть в жизни, им нужно найти стимул для полезного применения Богом дарованных способностей.

Советы и наставления

Согласно намерению Божьему, человек должен развивать в себе как умственные, так и физические способности. Характер физических упражнений должен находиться в полном согласии с наставлениями Христа, данными ученикам. Эти наставления должны воплотиться в жизни христиан, чтобы небесные вестники не написали о поведении учителей и учащихся грустные слова: «они сластолюбивы». К этому числу сегодня принадлежат многие, о которых сказано: «Более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тимофею 3:4).Таким образом сатана и его ангелы расставляют сети для человеческих душ. Они влияют на разум учителей и учащихся, побуждая их участвовать в азартных развлечениях, которые пробуждают низкие страсти, противодействующие влиянию Духа Божьего на их сердца.

Все школьные учителя нуждаются в разрядке, в перемене занятий. Бог подсказывает, что для этого нужно делать, — заниматься полезным трудом. Однако многие уклоняются от этого намерения Божьего, они следуют человеческим вымыслам, пагубно влияющим на их духовную жизнь. Развлечения более, чем что-либо другое, противодействует влиянию Духа Святого, и Господь смотрит на них с огорчением.

Учителя, у которых нет прогрессирующего религиозного опыта, которые не учатся каждый день в школе Христа, чтобы быть примером для стада, для которых зарплата — это самый важный вопрос, такие учителя не готовы к тому торжественному положению, которое занимают. «Итак, внимайте себе, — заявляет Слово Божье, — и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деяния 20:28). «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1 Петра 5:2). Эти слова обращены к учителям всех наших школ, которые создаются по Божьему замыслу, по примеру школ пророков, чтобы передать глубокое знание, не смешивая шлак с серебром. Однако ложные теории и неблагоразумные обычаи оскверняют учреждения, которые всегда должны оставаться чистыми, в которых любовь и страх Божий должны быть на первом месте.

Пусть учителя каждый день учатся в школе Христа. Он говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». В жизни учителей бывает слишком мало Христа и слишком много себялюбия. Но те, кто пребывают под руководством Святого Духа, под водительством Христа, будут примером для стада, и, когда явится Пастыреначальник, они получат неувядающие венцы славы.

«Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петра 5:5, 6).

Результат самовозвеличивания известен —оно не способно сформировать характер, на который будет положена печать Божьего одобрения. Трудитесь и учите; следуйте за Христом, и вы никогда не ослабеете, но будете иметь Божественную поддержку.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:8). Он наблюдает за вашими развлечениями. Он берет в плен каждую душу, которая перестает бодрствовать над собой. Он сеет в сердце человека свои недобрые семена, стараясь полностью овладеть его сознанием. Он присутствует на каждом уроке, наблюдая за каждым занятием учащихся. Те учащиеся, мысли которых поглощены развлечениями и играми, не в состоянии надлежащим образом усвоить наставления, советы и обличения, столь необходимые для них.

В своей премудрости Бог предусмотрел для человека физические упражнения. Несколько часов ежедневно должны быть отведены полезному труду. Он учит учащихся выполнять житейские обязанности, что так необходимо нашей молодежи.

Как в школе, так и в любом другом учреждении наши молодые люди должны быть подобны Даниилу. У них должна быть тесная связь с Источником всякой мудрости, что поможет им достичь самых больших успехов в любой сфере. У Даниила был страх Божий и любовь к своему Богу. Чувствуя эту любовь, он старался развивать свои способности, чтобы отдать их на служение Великому Учителю. Иудейские юноши не позволяли, чтобы эгоистичные побуждения и любовь к удовольствиям отнимали у них драгоценные минуты жизни. Они трудились целеустремленно и доброхотно. До такого уровня жизни может подняться любой христианский юноша, если пожелает.

Нашим работникам: служителям, учителям, врачам, руководителям — всем следует помнить, что они давали обет сотрудничать со Христом, повиноваться Его указаниям и следовать Его руководству. Им нужно каждый час ниспрашивать и получать силу свыше. Им нужно дорожить любовью, нежностью и заботой Спасителя. Им нужно взирать на Него как на Пастыря и Блюстителя их душ. Тогда они обретут благосклонность и поддержку небесных ангелов. Христос будет их веселием и венцом радости. Их сердцами будет владеть Святой Дух, и у них будет такое познание истины, которое не смогут обрести номинальные верующие.

Мы даже наполовину не постигли важность уроков Спасителя. Мы не понимаем, как много они значат для сотворенных Им существ. Он любит род человеческий. Вы спросите: как сильно? Я укажу вам на Голгофу. Однако земные заботы и интересы сокрыли от нашего взора все небесное, и их важность остается непонятой. Если бы служители и учителя глубже постигли свои духовные нужды, они бы взялись за работу с пониманием священности, оказанного им доверия, и тогда наши церкви и учреждения наполнила бы новая жизнь.

Физический труд для учащихся

Существующий в настоящее время план воспитания открывает перед молодежью дверь искушений. Хотя юноши и девушки, как правило, посвящают учебе многие часы, подчас они не знают, чем себя занять. Зачастую часы досуга проводятся безрассудно… Очень многие молодые люди, получившие религиозное воспитание в семье и вышедшие из школы сравнительно невинными и добродетельными, развращаются, попадая в нехорошую компанию и общаясь с порочными людьми. Они перестают уважать себя и жертвуют благородными духовно-нравственными принципами. С этого момента они начинают катиться вниз по наклонной, ибо их совесть настолько притупляется, что грех не кажется им крайней формой отступничества. Эти недостатки… можно в значительной мере исправить, если совмещать занятия с физическим трудом…

Некоторые учащиеся полностью посвящают себя занятиям и сосредоточивают мысли только на том, чтобы получить образование. Они упражняют мозг, но не нагружают себя физически. Их мозг перегружен, а мышцы слабеют из-за недостатка упражнений. Когда учеба заканчивается, становится очевидно, что дети получили образование ценой своего здоровья, а иногда и жизни. Они учились день и ночь из года в год, их мозг работал на пределе возможностей, но они недостаточно упражняли свои мышцы…

Молодые женщины также часто посвящают себя целиком и полностью учебе, пренебрегая другими областями знания, которые важнее для практической жизни, чем изучение книг. Получив образование, они часто становятся пожизненными инвалидами. Они пренебрегали здоровьем, проводя слишком много времени за закрытыми дверями, лишая себя чистого небесного воздуха и Богом данного солнечного света. Эти молодые женщины могли бы вернуться с учебы здоровыми, если бы совмещали занятия с домашним трудом и упражнениями на свежем воздухе.

Здоровье — великое сокровище. Это самое драгоценное достояние, которое могут иметь смертные. Богатство, почести или образование приобретаются слишком дорогой ценой, если приходится расплачиваться за них жизненной энергией и здоровьем. Если нет здоровья, то никакое достижение не принесет счастья…

Проклятие бездействия

Во многих случаях богатые родители пренебрегают необходимостью учить своих детей практическим навыкам, ремеслам и наукам. Они не считают нужным ради будущего блага своих детей, ради того, чтобы сделать их полезными для общества, прививать им вкус к общественно полезному труду. А ведь это необходимо детям, чтобы в случае несчастья они могли сохранять благородную независимость, умея трудиться своими руками. Если у них есть капитал в виде здоровья и силы, они не обеднеют, даже если у них в кармане не будет ни гроша.

Многие из тех, кто в юности рос в роскоши и изобилии, могут лишиться богатства и попасть в такое положение, когда их престарелые родители или братья и сестры окажутся на их иждивении. Как же важно, чтобы каждого молодого человека учили трудиться и готовили к чрезвычайным обстоятельствам! Богатство превращается в проклятие, когда владеющие им убеждают себя, будто бы их сыновьям и дочерям не нужно учиться общественно полезному труду, поскольку у них есть все. В этом случае богатство мешает родителям подготовить детей к практической жизни…

Бедность во многих случаях является благословением, ибо избавляет детей и подростков от губительного безделья. Физические и умственные силы надо надлежащим образом развивать. Первой и непрестанной заботой родителей должна стать забота о том, чтобы их дети имели крепкое телосложение и выросли здоровыми людьми. Этой цели нельзя достичь без физических упражнений. Детей надо обучать труду ради их же здоровья и нравственной полноценности, даже если в данный момент в этом нет острой необходимости, поскольку семья живет в достатке. Чтобы стать добродетельными и чистыми, детям надо научиться дисциплинировать себя и хорошо организовывать труд, дающий нагрузку всем их мышцам. Самое здоровое удовольствие, которым могут наслаждаться дети, это удовлетворение, получаемое от полезного труда, особенно когда они в чем-то отказывают себе ради того, чтобы помочь ближним…

Родители, безделие — это величайшее проклятие, которое только может пасть на молодежь. Не позволяйте своим дочерям по утрам подолгу валяться в постели и спать в те драгоценные часы, которые Бог одолжил им для лучшего применения, ибо они должны будут дать Ему отчет за это бесцельно использованное время. Мать причиняет своим дочерям большой вред, если делает за них работу, которую они обязаны выполнять совместно ради их же нынешнего и будущего блага…

Преимущества физического труда

Труд по дому чрезвычайно полезен для девушек. Физический труд нисколько не мешает умственному развитию. Как раз наоборот: польза, получаемая от физического труда, способствует сбалансированному развитию личности и предотвращает чрезмерные умственные нагрузки. Мышцы трудятся, а мозг в это время отдыхает… В здоровом теле здоровый ум. Физическое здоровье и практическое знание всех необходимых домашних обязанностей никогда не помешают развитию ума. И то, и другое крайне важно для женщины…

Прошлые поколения обязаны были позаботиться о более всестороннем образовании. При школах должны действовать сельскохозяйственные и производственные комбинаты. Надо также приглашать учителей по домоводству. И каждый день часть времени следует уделять полезному труду, чтобы физические и умственные силы упражнялись в равной мере. Если бы школы функционировали по вышеупомянутому плану, то сейчас не было бы такого количества неуравновешенных людей…

Если на мозг ложится большая нагрузка, а мышцы бездействуют, тогда ослабевает нервная система, и у учащихся, соответственно, появляется почти непроизвольное желание переменить род занятий и как следует развлечься. И когда их наконец отпускают после нескольких часов ежедневных напряженных занятий, они становятся почти неуправляемыми. За многими учениками дома нет присмотра, им позволяют следовать своим наклонностям, и в результате у них складывается убеждение, что учеба — это сущая каторга. Поскольку молодым людям нечем заняться после школы, сатана предлагает им резвиться и озорничать. Такого склада ученики оказывают разлагающее влияние на одноклассников…

Если бы при наших школах были созданы сельскохозяйственные и производственные комбинаты, если бы обучать детей разным ремеслам и отраслям знания были приглашены грамотные учителя и если бы каждый день уделялось определенное количество времени как умственному развитию, так и физическому труду, то духовно-нравственное состояние молодежи, которая сегодня выходит в люди, стало бы намного лучше и оказало бы положительное воздействие на общество в целом. Многие молодые люди, окончившие описанные выше учебные заведения, приобретали бы устойчивость и постоянство характера. Они бы настойчиво, упорно и мужественно преодолевали возникающие препятствия, а их твердые принципы не поколебали бы самые модные и популярные течения этого мира.

Надо пригласить опытных учителей, чтобы они обучали девушек готовить здоровую пищу. Их надо также учить искусству кройки и шитья, чтобы они умели изготовлять и перешивать одежду и таким образом готовились к исполнению практических семейных обязанностей. Молодых людей надо обучать разным ремеслам, чтобы упражнялся не только их мозг, но и мышцы.

Если бы молодежь имела возможность получить только образование, то что важнее: знание наук со всеми неприятными последствиями для здоровья и жизни или трудовое воспитание, необходимое в быту? Мы без колебаний отвечаем: последнее. Если чем-то надо пренебречь, то пусть это будут учебники.

Воспитание девушек

Сегодня найдется много девушек, которые вышли замуж и обзавелись семьей, но до сих пор почти не умеют исполнять обязанности, лежащие на жене и матери. Они любят читать и играть на музыкальном инструменте, но не умеют готовить. Они не умеют печь хороший хлеб, что очень важно для здоровья семьи. Они не умеют кроить и шить одежду, поскольку никто им не показал, как это делается. Они раньше считали домоводство чем-то второстепенным, и теперь в замужестве по-прежнему надеются, что кто-то выполнит домашние дела для них и для их маленьких детей. Очень многие семьи испытывают трудности именно из-за этого непростительного незнания самых важных жизненных обязанностей…

Уравновешенный труд

Люди, занятые интеллектуальной деятельностью, слишком перегружают свой ум; часто они нерационально расточают свои умственные силы, в то время как у других высшей целью в жизни является физический труд. Последние не упражняют свой мозг; их мышцы все время работают, а ум не натренирован, точно так же как у людей умственного труда мозг все время работает, а тело не заряжается бодростью и энергией, поскольку они не нагружают свои мышцы… Если бы интеллигенция в какой-то степени разделила бремя рабочего класса и укрепила таким образом свою мускулатуру, рабочим не пришлось бы так много грудиться и у них появилось бы время для умственного и нравственного развития. Людям, занятым сидячей и малоподвижной работой, необходимо заниматься физическими упражнениями, даже если они хорошо обеспечены и им нет необходимости подрабатывать физическим трудом. Сохранение здоровья должно стать для них достаточным стимулом, чтобы сочетать физический и умственный труд.

Чтобы все люди были хорошо развиты и имели уравновешенный характер, им надо сочетать нравственную, умственную и физическую культуру. Одни имеют склонность к умственному труду, тогда как другие больше удовольствия получают от физического труда. И тем, и другим надо стараться исправить то, что у них плохо развито, и тогда они представят себя в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения…

Люди, посвящающие всю жизнь физическому труду и предоставляющие другим право думать за них, довольствуются тем, что просто исполняют планы, составленные м мелящими людьми. У них развита мускулатура, но ослабит интеллект. Их доброе влияние в этом мире минимально, хотя они могли бы приносить намного больше пользы, гели бы упражняли не только мышцы, но и ум. Эти люди хуже сопротивляются различным заболеваниям, потому что их организм не получает живительной энергии от электрических импульсов мозга, повышающих сопротивляемость. Люди, физически крепкие, имеющие хорошее телосложение, должны приучать себя думать, а не только работать руками, и не довольствоваться тем, что другие будут думать за них.

Труд не унижает

Многие ошибочно полагают, что простой труд унижает человека, поэтому молодые люди изо всех сил стараются выучиться на учителей, служащих, коммерсантов, юристов, то есть получить любую профессию, освобождающую их от физического труда. Молодые женщины считают труд по дому унизительным. И хотя не слишком тяжелые физические упражнения, необходимые для выполнения домашних дел, способствуют оздоровлению организма, тем не менее они стремятся получить образование, чтобы стать учительницами или конторскими служащими, или освоить какое-то ремесло, которым можно заниматься в кабинетах за закрытыми дверями…

Вероятно, у молодых женщин есть некоторое оправдание того, что они не выбирают домашний труд своим постоянным занятием, поскольку они видят, что нанимающие, к примеру, кухарок, обычно обращаются с ними, как со служанками. Очень часто работодатели не уважают своих слуг и относятся к ним так, как будто они недостойны быть членами их семей. Они не предоставляют им тех льгот, которыми пользуются швеи, переписчицы или учительницы музыки.

Однако нет более важной работы, чем работа по дому. Чтобы хорошо готовить здоровые блюда и красиво подавать их, надо иметь определенный опыт и знания. Человек, готовящий еду, которая затем попадает в наш желудок, всасывается в кровь и питает все тело, заслуживает самого важного и почетного положения в доме. Работа переписчицы, швеи или учительницы музыки не может сравниться по важности с работой кухарки.

Реформирующий труд

Времени сейчас слишком мало, чтобы восполнить несделанное прошлыми поколениями; но мы можем совершить многое даже в эти последние дни, чтобы исправить существующие изъяны в нашей системе образования…

Мы — реформаторы и хотим, чтобы наши дети получали от образования наибольшую пользу. Для этого им надо поручать какую-то работу, связанную с физическими нагрузками. Ежедневный систематический труд должен стать частью воспитательного процесса даже в наше последнее время. Можно многого добиться, включив труд в процесс образования. Если следовать этому плану, у учащихся будет развиваться гибкость ума, духовная энергия, и они смогут за то же самое время сделать больше умственной работы, чем если бы только сидели за учебниками. Тогда сохранятся их физические силы и крепкое телосложение, а по окончании школы они будут иметь силы и мужество, чтобы заниматься любой работой, которую усмотрит для них Божье провидение.

Поскольку время коротко, нам следует трудиться усердно, с удвоенной энергией. Наши дети могут и не поступить в колледж, но они должны получить образование, необходимое для практической жизни; оно также даст им культуру ума и приведет в действие все их способности. Многие молодые люди, прошедшие обучение в колледже, не получили того истинного образования, которое может пригодиться им в практической жизни (Свидетельства для церкви, т. 3, c. [148-159]).

Я обращаюсь к тем нашим церквам, где есть школы: назначайте учителями детей и молодежи только тех людей, которые любят Господа Иисуса Христа и положат Слово Божье в основу образования и воспитания. Они должны учить молодых людей поддерживать свое здоровье через послушание законам правильной жизни. Как учителя, так и ученики получат интеллектуальную и духовную помощь благодаря самоотречению и практическому применению принципов реформы здоровья. Подобно Даниилу и его товарищам они непременно обнаружат, что благословения являются результатом подчинения Слову Божьему.

«Бодрствуйте и молитесь» — таков призыв, часто повторяющийся в Писании. В жизни тех, кто повинуется этому призыву, появится поток счастья, который благословит всех, с кем они будут соприкасаться. Те, кто по характеру раздражительны и угрюмы, станут добрыми и нежными; гордые станут кроткими и смиренными.

Здоровье и эффективность

Здоровье — это неоценимое благословение, и оно куда теснее связано с совестью и религией, чем многие полагают. Здоровье играет огромную роль в способности человека выполнять свою работу. Чем крепче будет наше здоровье, тем лучше мы сможем потрудиться для продвижения Божьего дела и для благословения человечества.

В наших школах должна быть совершена важная работа обучения молодежи принципам реформы здоровья. Учителя должны быть реформаторами, оказывающими свое влияние в вопросах питания, питья и одежды, а также побуждающими учащихся к самоотречению и самообладанию. Молодых людей нужно учить, что все их способности исходят от Бога и они принадлежат Ему, и, разрушая здоровье, пренебрегают одним из лучших Божьих благословений. Господь дает им здоровье, чтобы они могли служить Ему, и чем больше у них физических сил, тем они выносливее и тем больше смогут совершить для Господа. Вместо того, чтобы ослаблять или перегружать себя физически, им следует ревностно беречь свои силы для Него.

Юность — это время, когда знания должны быть направлены в то русло, где они принесут пользу в повседневных обязанностях жизни. Это время формирования хороших привычек, исправления плохих, воспитания самообладания. Юность — это время, когда человек учится строить свою жизнь в соответствии с волей Божьей и благополучием своих ближних. Это время сева, которое определяет жатву как этой жизни, так и жизни будущей. Привычки, которые сформировались в детстве и юности, вкусы, способность владеть собой — почти несомненно определят будущее человека.

Необходимость заботы о здоровье нужно преподносить как библейское требование. Совершенное послушание Божьим заповедям ведет к следованию законам бытия. Наука образования включает в себя по возможности полное знание физиологии. Никто не сможет в полной мере понять свои обязанности по отношению к Богу, пока отчетливо не поймет свои обязанности по отношению к самому себе как Божьей собственности. Тот, кто продолжает оставаться в греховном неведении относительно законов жизни и здоровья или кто сознательно их нарушает, согрешает против Бога.

Время, потраченное на физические упражнения, не пропадет даром. Учащийся, который постоянно корпит над книгами и мало занимается упражнениями на свежем воздухе, причиняет себе непоправимый вред. Равномерная тренировка различных органов и способностей необходима для лучшей их деятельности. Когда мозг постоянно перегружен, а другие органы бездействуют, неизбежны потери физических и умственных сил. Физические силы постепенно тают, ум теряет свою свежесть и энергию, и в результате наступает болезненное возбуждение.

Мужчины и женщины, желающие иметь развитый и уравновешенный ум, должны дать всем силам своего естества определенную нагрузку. В этом мире встречается немало односторонних людей, это объясняется тем, что у них развиты лишь одни способности, в то время как другие находятся в бездействии. Образование многих людей оказывается неудовлетворительным. Они перегружают себя учением, но упускают то, что относится к практической жизни. Чтобы иметь уравновешенный ум, необходимо разумно сочетать физическую работу с умственным трудом. Это приведет к гармоничному развитию всех способностей.

Студентам должны быть созданы условия для ручного труда, и они ничуть не пострадают, если утомятся в процессе совершения этой работы. Вы думаете, что Христос не утомлялся? Конечно утомлялся. Усталость никому не приносит вреда. Она лишь делает отдых блаженнее. Уже неоднократно говорилось, что образование принесет мало пользы без физической силы, которая нужна для его практического применения. Когда студенты заканчивают обучение в колледже, они должны иметь более крепкое здоровье и более глубокое понимание законов жизни, чем при поступлении.

Чрезмерные нагрузки в образовании

Студенту, который за один год хочет выполнить работу, на которую обычно требуется два года, не следует разрешать этого. Попытка совершать двойную работу означает для многих умственное переутомление и пренебрежение физическими упражнениями. Не нужно думать, что ум сможет усвоить чрезмерное количество информации, а перегрузка ума — это такой же грех, как и перегрузка органов пищеварения.

Всем, кто стремится стать эффективными работниками в деле Божьем, я скажу следующее: «Если вы перегружаете мозг, думая, что потеряете свои позиции, если не будете все время учиться, вам следует немедленно поменять свои взгляды и измениться. Если этот вопрос оставить без внимания, то многие преждевременно сойдут в могилу.

В вопросе регулирования часов сна не должно быть случайностей и бессистемности. Студенты не должны развивать привычку работать до полуночи, а днем отсыпаться. Если у себя дома они привыкли к этому, им следует исправить свою привычку и ложиться спать вовремя. Тогда они смогут пробудиться утром свежими и готовыми к дневной работе. В наших школах огни должны быть потушены в полдесятого».

Культура речи

Риторика оказывает заметное влияние на здоровье студентов. Молодежь нужно учить, как правильно дышать и читать, чтобы не перенапрягать гортань и легкие и чтобы в работе участвовали брюшные мышцы. Когда работает только гортань и в образовании звука участвуют только верхние дыхательные пути, эти органы страдают и выходят из строя. Брюшные мышцы должны выполнять основную часть работы, гортань же должна быть лишь проводником звука. Многие из тех, кто рано умер, могли бы еще жить, если бы научились правильно пользоваться голосом. Правильное использование брюшных мышц при чтении и разговоре избавит от многих осложнений, а также продлит жизнь.

Пища

Качество и количество пищи оказывает огромное влияние на здоровье. Многие никогда не предпринимали решительных усилий, чтобы контролировать свой аппетит и правильно питаться. Кто-то ест слишком много на завтрак и обед, а некоторые поддаются искушению перекусывать что-либо и между приемами пищи.

Люди должны понимать, что необходимо выработать правильные навыки питания. Мне было сказано, что наших студентов не следует кормить мясной или нездоровой пищей. На стол не должно подаваться ничего, что относится к возбуждающим средствам. Я призываю всех отказаться от употребления пищи, которая вредит здоровью. Только так они смогут служить Господу как жертва святая.

Кто повинуется законам здоровья, тот найдет время подумать о нуждах тела и законах пищеварения и будет вознагражден ясностью мысли и крепостью ума. С другой стороны, можно нанести вред своему христианскому опыту, угнетая желудок. Еда, которая приводит к расстройству пищеварения, притупляет чувствительность сердца. Все, что делает кожу тусклой и нездоровой, также омрачает характер и лишает жизнерадостности и умственного покоя. Каждая привычка, которая вредит здоровью, воздействует на разум. Время, использованное для приобретения и сохранения крепкого физического и умственного здоровья, потрачено не зря. Крепкие, стойкие нервы и здоровое кровообращение помогают людям следовать правильным принципам и прислушиваться к голосу совести.

Проветривание и обеспечение санитарных условий

Особое внимание должно быть уделено вопросу проветривания и обеспечения санитарных условий. Учителю следует на практике применять в классе принципы физиологии и гигиены. Таким образом он убережет учеников от многих опасностей, перед которыми они могут остаться незащищенными по причине незнания и пренебрежения правилами гигиены. Многие лишились жизни из-за того, что учителя не уделяли этим вопросам должного внимания.

Следует избегать резких изменений температуры. Нужно следить за тем, чтобы учащиеся не сидели на сквозняках и не переохлаждались. Учителю не следует регулировать температуру в классе, основываясь лишь на собственных ощущениях, так как это небезопасно для учеников. Его личное благополучие, а также благополучие учащихся требует поддержания одинаковой температуры.

Награда за послушание

Мозг является цитаделью всего человека. Вредные привычки влияют на мозг и нарушают его дисциплину. Если молодые люди не будут знать о том, как заботиться о теле и уме, они не смогут успешно учиться. Не учеба уменьшает силы ума. Главная причина в неправильном, нерегулярном питании, недостатке физических упражнений и беззаботном отношении к прочим аспектам здорового образа жизни. Когда мы делаем все, что в наших силах, чтобы сохранить здоровье, тогда мы можем с верой просить Бога благословить наши усилия.

Прежде чем студенты смогут говорить о своих достижениях в так называемом «высшем образовании», пусть они научатся есть и пить во славу Божью и упражнять мозг, кости и мышцы так, чтобы приготовить их для высшего служения. Студент может употребить все свои способности на приобретение знаний, но если он игнорирует законы, управляющие его естеством, его эффективность будет ослаблена. Лелея плохие привычки, он теряет самоуважение и, как следствие, теряет самоконтроль. Он не может правильно рассуждать о тех вопросах, которые более всего волнуют его, и начинает безрассудно и неразумно относиться к своему телу и разуму.

Заботы о здоровье тела — это личная ответственность каждого человека. Господь требует от каждого изо дня вдень трудиться над своим спасением. Он призывает нас рассуждать о причинно-следственной связи, помнить, что мы Его собственность, и объединиться с Ним в содержании тела в чистоте и здравии, а все естество освященным в Нем.

Молодых людей следует научить, что они не вправе поступать со своей жизнью, как им заблагорассудится. Бог назовет виновными тех, кто легкомысленно относится к Его драгоценным дарам. Люди должны понимать, что чем больше наделены они силой, талантами, средствами или возможностями, тем тяжелее бремя Божьего служения лежит на них и тем больше они должны сделать для Него. Молодые люди, наученные верить, что жизнь — это священная обязанность, не бросятся в водоворот распущенности и преступлений, захватывающий многих современных одаренных юношей и девушек.

Учитель, чьи физические способности уже ослаблены болезнью или переутомлением, должен обратить особое внимание на законы здоровья. Ему нужно находить время для отдыха и восстановления душевных и физических сил. Если учитель видит, что его здоровье не позволяет ему выдерживать нагрузку тяжелых занятий, ему следует прислушаться к советам природы и разгрузить себя. Ему не следует брать на себя обязательства, не относящиеся к его непосредственным обязанностям, которые настолько истощат его физически и морально, что его нервная система расстроится, он будет не способен работать с нежными умами детей и не сможет поступать справедливо ни с самим собой, ни с ними.

Иногда учитель приносит с собой в класс тот мрак, который окутывает его собственную душу. Он переутомился и оттого раздражителен, или же расстройство пищеварения окрасило все для него в мрачные тона. Он приходит в класс в состоянии беспокойства и с расстроенным желудком. Ему, похоже, ничего не нравится; он думает, что все ученики настроены демонстрировать ему свое неуважение; и он остро критикует и порицает направо и налево. Его воображение все преувеличивает, и он жестоко порицает того, кого считает виновным. И эта же несправедливость потом не позволяет ему признать, что он поступил неправильно. Сохраняя достоинство занимаемого положения, он потерял драгоценную возможность проявить дух Христов, а возможно, и спасти душу для неба.

Долг каждого учителя состоит в том, чтобы делать все от него зависящее, чтобы представить свое тело Христу в жертву живую, физически совершенную, а также морально свободную от осквернения, чтобы Христос мог сделать его Своим соработником в спасении душ.

Одежда

Библия учит скромности в одежде. «Чтобы также и жены, в приличном одеянии…» (1 Тимофею 2:9). Эти слова запрещают хвастовство в одежде, кричащие цвета, избыток украшений. Любые украшения, цель которых привлечь внимание к тому, кто их носит, и вызвать восхищение, не относятся к приличному одеянию, соответствующему совету Слова Божьего.

Наше платье не должно быть дорогим, украшенным золотом или жемчугом, оно не должно становиться «многоценною одеждою» (1 Тимофею 2:9). Деньги вверены нам Богом. Они не настолько наши, чтобы расходовать их на удовлетворение нашей гордости или честолюбия. В руках детей Божьих деньги — это пища для голодных и одежда для нагих, это защита угнетенным, лекарство больным, средство для проповеди Евангелия бедным. Вы могли бы принести счастье многим сердцам, мудро используя средства, растрачиваемые сейчас ради внешнего лоска. Размышляйте о жизни Христа, изучайте Его характер и будьте соучастниками Его самоотречения.

В так называемом христианском мире столько тратится на драгоценности и ненужную дорогую одежду, что давно можно было накормить всех голодных и одеть раздетых. Мода и стремление показать себя поглощают средства, которые могли бы утешить бедных и страждущих. Люди, так бездумно расходующие деньги, грабят мир, лишая его Благой вести о любви Спасителя к человечеству…

И в то же время наша одежда, будучи скромной и простой, должна быть хорошего качества, подходящей расцветки и пригодной для служения. Следует больше внимания обращать на добротность одежды, чем на ее внешний вид. Она должна согревать и защищать тело. Мудрая жена, описанная в Притчах, «не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Притчи 31:21).

Наша одежда обязательно должна быть чистой. Нечистоплотность в одежде наносит вред здоровью и таким образом оскверняет тело и душу. «Вы — храм Божий… Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Коринфянам 3:16, 17).

Одежда во всех отношениях должна отвечать принципам здоровья. Прежде всего Бог желает нам здоровья — телесного и духовного. Нам следует сотрудничать с Ним, укрепляя здоровье тела и души, что во многом зависит и от одежды. Одежда должна отличаться изяществом и вкусом, сочетая в себе красоту и естественную простоту.

Христос предостерегал нас против гордости житейской, но не против изящества и естественной красоты. Указывая на полевые цветы, на распускающуюся чистую лилию, Он говорил: «И Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Матфея 6:29). Так в творениях природы Христос демонстрирует красоту, которую ценит Небо: скромное изящество, простоту, чистоту, гармоничность, способные сделать наши одеяния угодными Ему. В самое прекрасное платье Он повелевает нам одеть душу. Никакие внешние украшения не сравнимы по ценности и привлекательности «с кротким и молчаливым духом», который в Его глазах наиболее драгоценен (1 Петра 3:4)…

Физическое воздействие неправильной одежды

Именно враг всего доброго провоцирует людей заниматься изобретениями в переменчивом мире моды. Сатана ничего не желает так сильно, как причинить огорчение Богу и обесчестить Его, доводя людей до нищеты и обрекая их на погибель. Одним из средств, с помощью которых он добивается наибольших успехов в этом направлении, являются капризы моды, от которых страдает тело, притупляется ум и мельчает душа.

Женщины подвержены серьезным болезням, и манера одеваться в значительной мере усугубляет их страдания. Вместо того чтобы беречь здоровье для тяжелых испытаний, которые, несомненно, наступят, женщины своими прихотями слишком часто приносят в жертву моде не только здоровье, но и жизнь, оставляя в наследство детям страдания от нарушенного телосложения, извращенных привычек и ложных представлений о жизненных идеалах.

Один из расточительных и вредных капризов моды — это юбка, волочащаяся по земле. Неопрятность, неудобство, скованность в движениях, вред для здоровья — все указанное справедливо в отношении длинной юбки. Она нелепа из-за того, что на нее требуется чрезмерное количество материала, а ее излишняя длина способствует слишком быстрому изнашиванию. И кто бы ни увидел женщину в длинной до земли юбке, нагруженную сумками и пакетами, пытающуюся подниматься или спускаться по лестнице, войти в трамвай, протиснуться в толпе или идти под дождем по грязной дороге, тот не нуждается в особых доказательствах неудобства и непрактичности такого наряда.

Другим серьезным злом при ношении подобного рода юбок является то, что весь вес юбки ложится на бедра. Этот обременительный груз давит на внутренние органы, оттягивая их вниз, и оказывает неблагоприятное воздействие на желудок, вызывая ощущение усталости и апатии. Кроме того, тяжесть одежды вынуждает женщину сутулиться и затрудняет правильное дыхание, стесняя легкие.

За последние годы много говорилось о том, насколько опасно стягивать талию, и редко кто этого не слышал, однако сила моды так велика, что столь вредный обычай продолжает существовать. Затягивая талию, женщины и молодые девушки наносят себе непоправимый вред. Для здоровья очень существенно, чтобы грудная клетка имела пространство максимально расширяться, а легкие могли делать полный вдох. Когда легкие стиснуты, количество кислорода, поступающего в них, уменьшается. Кровь не обогащается кислородом должным образом, и продукты переработки не выходят через легкие, а задерживаются в них. В добавление к этому нарушается циркуляция крови, и внутренние органы так стеснены и смещены, что не могут нормально выполнять свою работу.

Тугое стягивание корсетом не улучшает форму тела. Один из главных элементов физической красоты — симметрия, гармоничные пропорции частей тела. И правильный образец физического развития следует искать не в силуэтах, представляемых французскими модельерами, но в человеческом телосложении, развитом в гармонии с Божьими законами природы. Бог — автор всякой красоты, и только сообразуясь с Его идеалом, мы приближаемся к критерию истинной красоты.

Еще одним злом, развитию которого способствует обычай, является неравномерное распределение одежды. В то время как на одних частях тела одежды больше, чем требуется, другие недостаточно закрыты. Поскольку стопы и конечности рук удалены от жизненно важных органов, их следует особенно оберегать от холода, укутывая как можно теплее. Невозможно сохранить здоровье, если конечности все время переохлаждаются, ибо когда в них остается слишком мало крови, ее слишком много приливает к другим частям тела. Безупречное здоровье требует безупречного кровообращения, но этого невозможно достичь, если части тела, в которых расположены жизненные органы, утеплены в три или четыре раза сильнее, чем конечности.

Огромное количество женщин имеют расшатанную нервную систему, они измучены заботами из-за того, что лишают себя свежего воздуха, который мог бы очистить кровь, и свободы движений, обеспечивающей равномерный ток крови по венам, несущий жизнь, здоровье и силы. Многие женщины стали хроническими больными, тогда как могли бы отличаться здоровьем, и немало их умерло от туберкулеза и других заболеваний, тогда как они могли бы прожить отведенный им отрезок жизни, если бы одевались в соответствии с принципами здоровья и занимались физическими упражнениями на открытом воздухе.

Чтобы подобрать одежду, наиболее соответствующую принципам здоровья, требуется тщательно изучить особенности частей тела. Необходимо учитывать и погодные условия, и окружающую среду, и состояние здоровья, и возраст, и род занятий. Каждый предмет туалета должен легко надеваться, не затрудняя кровообращения и свободного, полного, естественного дыхания. Все, что мы носим, должно быть свободным настолько, чтобы с подъемом рук поднималась одежда.

Женщины со слабым здоровьем могут немало для себя сделать, разумно одеваясь и выполняя физические упражнения. Одевшись подходящим образом для пребывания на свежем воздухе, пусть они занимаются физкультурой или трудятся — сначала осторожно, а затем постепенно увеличивая объем упражнений настолько, насколько они могут выдержать. Ведя подобный образ жизни, многие женщины могут восстановить свое здоровье и стать полезными обществу (Служение исцеления, c. [287—294]).

Воспитание в труде

Полезный физический труд является составной частью Божьего плана спасения. Великий Учитель, являвшийся в столпе облачном, наставлял Израиля в том, чтобы молодые люди были научены какому-нибудь полезному ремеслу. Поэтому все иудеи, как богатые, так и бедные, как правило, учили своих сыновей и дочерей полезному делу. В таком случае при неблагоприятных обстоятельствах они были способны самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Наряду с высоким искусством они должны были постигать простой труд, изучать какое-нибудь ремесло. Это была важная часть их воспитания.

В наше время, как и во дни Израиля, каждый молодой человек должен научиться исполнять обязанности повседневной жизни. Каждый должен освоить какую-либо специальность, благодаря которой в случае нужды он мог бы добывать средства на пропитание. Это необходимо не только как гарантия безопасности от превратностей судьбы, но и как средство физического, умственного и морального воспитания. Если даже вам и не придется обращаться к физическому труду, чтобы выжить, все равно вы должны уметь работать физически. Без физических упражнений ни один человек не может иметь правильного телосложения и крепкого здоровья. Регулярный и хорошо продуманный физический труд существенно влияет на формирование ясного ума и благородного характера.

Учащиеся, которые приобрели теоретические знания, но не умеют применять их на деле, не могут считать свое воспитание всесторонним. Способности, которые можно посвятить полезному делу, часто находятся в бездействии. Образование не сводится только к теории. Для каждого молодого человека необходимы также физические упражнения в полезных делах, являющиеся составной частью его общего воспитания. Если этого нет, значит, в его воспитании есть пробел.

Физические упражнения, поддерживающие организм в здоровом состоянии, способствует всестороннему воспитанию личности. Каждый учащийся должен ежедневно посвящать часть свободного времени активному физическому труду. Таким образом молодые люди научатся прилежанию и самостоятельности, которые будут для них защитой против многих пороков, являющихся результатом безделья. И все это находится в полном согласии с основной целью воспитания, потому что, развивая в себе работоспособность, прилежание и нравственную чистоту, мы приходим в соприкосновение с нашим Творцом.

Наибольшей пользы нельзя достигнуть, если делать упражнения только ради упражнений. Пребывание на свежем воздухе, равно как и физическая тренировка, дают некоторую пользу. Но если ту же энергию вложить в полезный труд, преимуществ будет больше, потому что мы испытываем чувство удовлетворения от осознания хорошо выполненного дела. Такое упражнение принесет с собой ощущение полезности и исполненного долга.

Учащиеся, выпускники наших школ должны иметь трудовые навыки, чтобы, вступая в самостоятельную жизнь, они могли применить на практике полученные знания. Прилежный физический труд так же необходим, как и прилежная учеба. В играх нет необходимости. Посвящать свои физические силы развлечениям — это не самое лучшее занятие для всесторонне развитого в физическом и в умственном отношении человека. Если бы время, потраченное на физические упражнения, которые шаг за шагом приводят к перегрузкам, было отдано христианскому труду, то на работнике покоилось бы благословение Божье. Умение правильно трудиться, приобретенное в результате сочетания физического труда с умственным, приносит с собой радость от сознания того, что этот труд готовит наш ум и тело для наилучшего выполнения работы, порученной нам Господом в этом мире. Чем лучше молодые люди будут исполнять свои обязанности в жизни, тем полнее будет их радость в служении другим. Человек, научившийся наслаждаться полезным трудом, имеет более обширные горизонты познания. Его воспитанный и дисциплинированный ум приносит благословения другим людям.

В жизни Христа не было места праздным играм и развлечениям. Он был великим Учителем как настоящей, так и будущей жизни, но мы не находим ни одного случая, где бы Он рекомендовал Своим ученикам заниматься тренировками и физическими упражнениями. Каждому человеку Спаситель мира дает свое дело и призывает его: «Трудись, пока я возвращусь» (Луки 19:13 др. пер.). Поступая в соответствии с этим повелением, человек проникается любовью к делу. Все способности естества мобилизуются в стремлении исполнить поручение. Нам дано высокое и святое призвание. Учителя и студенты должны быть управителями благодати Божьей, всегда исполненными рвения.

Физический труд

Создавая школы вне городов, мы должны давать учащимся возможность тренировать мышцы работая, а также ум размышляя. Студентов нужно учить сажать растения, убирать урожай, строить, быть хорошими миссионерами в практической жизни. Владея навыками полезного труда, они смогут разрушать стены предубеждений и зачастую быть настолько полезными, что их знания будут говорить в пользу истины.

В нашей школе в Австралии мы воспитывали молодежь в этом направлении, показывая им, что для того, чтобы получить всестороннее образование, им нужно равномерно уделять время как книжному знанию, так и практическому труду. Часть каждого дня посвящалась физическому труду. Таким образом, студенты учились расчищать землю, обрабатывать почву и строить дома. Они занимались этим в основном в то время, которое в противном случае было бы потрачено на игры и поиски развлечений. Господь благословил тех учащихся, которые уделяли время получению практических уроков. Мне было поручено сказать управляющим и учителям той школы: «В наших школах следует обучать различным ремеслам. Необходимо проводить уроки бухгалтерского учета, плотничного дела и обучать всему, что связано с фермерским хозяйством. Необходимо сделать соответствующие приготовления для преподавания кузнечного, малярного дела, сапожного ремесла, а также для обучения кулинарии, выпеканию хлеба, стирке, штопке, печатанию на машинке и печатному делу. Все наши способности должны быть направлены на обучение этим ремеслам, чтобы студенты вышли отсюда приготовленными к исполнению повседневных обязанностей.

Студентов необходимо на практике учить навыкам земледелия. Для многих в их будущей работе эти знания окажутся незаменимыми. Познания в таких вопросах, как рубка леса и обработка почвы, наряду с книжными знаниями — это то образование, к обретению которого наша молодежь должна стремиться. Занятие земледелием откроет возможности для финансовой самостоятельности. Можно подобрать и другие занятия с учетом способностей и интересов учащихся. Однако работа с землей принесет работникам особые благословения. Нам нужно так обучать молодежь, чтобы они любили трудиться на земле. Для молодежи должны быть созданы условия, чтобы многие из них, учась в школе, овладели плотничным делом. Под руководством опытных мастеров, способных обучать, терпеливых и добрых, молодежь должна учиться строить прочно и экономно. Коттеджи и другие здания, необходимые в различных нуждах школьной деятельности, должны возводиться самими студентами. Эти здания не должны стоять слишком близко друг к другу или рядом со школьными помещениями. На базе школы необходимо создавать небольшие компании, которые должны быть научены пониманию всей ответственности, лежащей на них. Все это нельзя создать сразу, но мы можем начать с верой трудиться над этим».

Благодаря обучению практическим ремеслам студенты смогут принести пользу во многих местах. Если по милости Божьей появится возможность возвести в каком-либо месте молитвенный дом, Господу будет приятно, что в среде Его народа есть те, кому Он дал мудрость и умение для выполнения необходимой работы.

Пусть студенты, вовлеченные в строительство, исполняют свои обязанности прилежно, извлекая из этого уроки, которые помогут им в созидании характера. Для того, чтобы иметь совершенный характер, им нужно делать свой труд настолько совершенным, насколько возможно. Пусть в каждом направлении работы будет явлена та стабильность, которая означает подлинную экономию. Если бы в наших школах земля обрабатывалась более прилежно, а студенты более трепетно относились к школьным зданиям, тогда бы любовь к спортивным состязаниям и развлечениям, которая создает столько затруднений в работе наших школ, исчезла.

Для девушек-студенток необходимо также создать условия, чтобы они могли заниматься различными видами деятельности и получить всестороннее и практическое образование. Их нужно учить портному делу и садоводству, как ухаживать за цветами и сажать клубнику. Таким образом, обучаясь полезному труду, они в то же время будут иметь возможность для здоровых упражнений на свежем воздухе.

Нужно преподавать переплетное дело и множество других ремесел, которые не только откроют возможность для физических занятий, но и дадут ценные знания.

Необходимо, чтобы во всех наших учебных заведениях трудились люди, которые могут научить других правильно готовить пищу. Этому вопросу следует посвящать отдельные уроки. Те, кто обучается для служения, теряют очень много, если не учатся тому, как готовить здоровые и вместе с тем вкусные блюда.

Приготовление пищи — занятие немаловажное. Умелое приготовление пищи является одним из самых значимых видов искусства. К нему следует относиться как к одному из наиболее ценных из всех искусств, потому что приготовление пищи теснейшим образом связано с жизнью. И телесные, и умственные силы в большой степени зависят от пищи, которую мы употребляем; поэтому тот, кто готовит пищу, занимает очень высокое и почетное место в нашей жизни.

Как юношам, так и девушкам необходимо учиться готовить пищу экономно и обходиться при этом без мяса; ни в коем случае не поощряйте приготовление блюд, в которых хоть сколько-нибудь используется мясо, потому что это ведет во мрак и невежество Египта, а не к чистоте санитарной реформы.

Женщинам в особенности необходимо учиться готовить. Что может быть важнее в воспитании девушки, чем это? Каковы бы ни были жизненные обстоятельства, эти практические знания будут необходимы. Навыки подобного рода во многом обусловливают здоровье и счастье. В хорошо испеченной буханке хлеба заключена практическая религия.

Знание всех сторон жизни поможет нашим молодым людям после окончания школы в работе на зарубежных полях. Им не нужно будет обращаться к народу, которому они будут проповедовать, чтобы для них готовили пищу, засевали поля и строили жилища. Кроме того, их влияние будет больше, если они покажут, что могут обучать невежественных людей лучшим методам работы и достигать наилучших результатов. Чтобы поддерживать труд таких миссионеров, требуется меньше средств, потому что они используют свои физические возможности в сочетании с умственными занятиями. Их вклад будет особенно оценен там, где есть сложности с финансированием. Своим примером они покажут, что миссионеры способны научить других полезному труду. И куда бы они ни отправились, практические знания, приобретенные ими в труде, сделают их полезными людьми.

Простые ремесла

Искусность в простых ремеслах — это дар от Бога. Он дарует как сам дар, так и мудрость, как правильно его применять. Когда Он пожелал, чтобы была построена скиния, Он сказал: «Смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исход 31:2, 3). Через пророка Исаию Господь сказал: «Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его.

Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин — палкою. Зерновый хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Исаии 28:23-29).

Бог дает людям дары по Своему изволению. Одному человеку Он дает один дар, другому иной дар, но все они даются для блага всего тела. Именно Бог определил, чтобы одни трудились в одной сфере служения, а другие — в другой, но чтобы все были водимы одним Духом. Понимание этого плана убережет от соперничества, гордыни, зависти или презрения одного человека другим. Оно укрепит единство и взаимную любовь.

Несравненно большее количество молодых людей нуждаются в том, чтобы учиться в наших школах. Им необходимо пройти курс обучения физическому труду, который научит их жить активной, деятельной жизнью. Под руководством мудрых, рассудительных, богобоязненных руководителей студенты должны научиться разным видам труда. Каждое направление работы необходимо совершать наиболее тщательно и систематически, чтобы богатый опыт и мудрость сделали нас способными составлять планы и претворять их в жизнь.

Учителя должны осознать важность обозначенного вопроса и обучать студентов сельскому хозяйству и разным ремеслам, а учащиеся обязаны усвоить эти уроки. Старайтесь достичь наивысших результатов в каждом виде труда. Наука Слова Божьего должна сопровождать всякую работу, чтобы ученики постигали верные принципы и достигали максимально возможного уровня.

Стоит ли вкладывать в это средства?

У многих возникнет вопрос: «Сможет ли обучение физическому труду в наших школах окупить себя? И если нет, стоит ли продолжать это дело?»

Было бы удивительно, если бы предприятия становились самоокупаемыми стразу после открытия. Иногда Бог допускает потери, чтобы удержать нас от совершения ошибок, которые повлекут намного большие убытки. Пусть те, кто понес финансовые убытки в деятельности своих предприятий, серьезно ищут причины этого и постараются так организовать работу, чтобы в будущем убытков больше не было.

Давайте будем помнить, что мы все члены Божьей семьи, а сатана со своим воинством постоянно стремится принудить нас к совершению ошибок, желая разрушить нашу веру в себя и других. Но когда возникнут трудности, будем ли мы сидеть сложа руки, не предпринимая никаких действий? Да не допустит этого Бог.

В нашей работе, несомненно, возникнут затруднения, но это не должно разочаровывать нас. Записи в бухгалтерских книгах могут свидетельствовать, что школа понесла финансовые убытки в деятельности программы трудового воспитания; но если благодаря этой программе ученики приобретут уроки, которые помогут им в созидании характера, то в небесных книгах будет значиться прибыль намного превосходящая финансовые потери. Мы никогда не узнаем, сколько душ эта работа помогла спасти, пока не наступит день суда. Сатана всегда находит какое-нибудь постыдное занятие для ленивых рук; но когда учащиеся заняты полезным трудом, тогда Господь может совершить что-то для них.

Если же по истечении одного года в результате трудового воспитания управляющие школой обнаружат убытки, пусть они исследуют причины и впредь наблюдают за тем, чтобы не повторять этих ошибок. Однако не допускайте, чтобы преобладал дух порицания, ибо Дух Христов огорчается, когда в адрес тех, кто трудился изо всех сил, звучат слова недоброй критики. В слове Божьем наряду с предостережениями содержатся и слова ободрения. Да не допустит Бог, чтобы ослабели руки тех, кто старается совершать эту работу.

Я призываю поддержать усилия наших школ в создании планов по обучению молодежи земледелию и другим видам физического труда. Когда в обычном бизнесе кто-то делает первые шаги и развивает свое дело, то финансовые убытки в таком случае нередки. Однако не будем забывать о тех благословениях, которые приносят учащимся физические упражнения. Многие студенты умерли, получая образования, потому что занимались только умственной работой.

При составлении планов необходимо мыслить глобально. В обучении физическому труду кроются незамеченные преимущества, которые нельзя измерить или оценить. Пусть никто не скупится на то, чтобы прилагать усилия, необходимые для претворения в жизнь плана, который уже много лет требует первостепенного рассмотрения.

Учителя непременно столкнутся с трудностями. Когда они будут видеть, что их труды остаются неоцененными, их будет постигать разочарование. Сатана будет стараться поразить их телесными немощами, надеясь заставить их роптать на Бога, скрывая от них Его благость, милость, любовь и неописуемую славу, которая ждет победителя. В такие минуты пусть учителя помнят, что Бог ведет их к более глубокой уверенности в Нем. Если в своих затруднениях они с верой взглянут на Него, то Он непременно выведет их из горнила испытаний чистыми, как золото, очищенное в огне.

Пусть все, кто находятся в затруднении, кто переживает мучительные испытания, скажут: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иова 13:15). «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Аввакума 3:17, 18).

Нельзя допускать, чтобы у учителей были любимцы среди студентов или чтобы они уделяли смышленым и сообразительным больше внимания, чем остальным. Самые неперспективные ученики больше других нуждаются в тактичном и добром обращении, которое сможет привязать их к учителю.

Не нужно доверять первому впечатлению. Студенты, которые на первый взгляд кажутся медлительными и неуклюжими, могут впоследствии достичь больших успехов, чем те, кто по природе смышленее и сообразительнее. Если они будут трудиться серьезно и систематически, они достигнут успеха там, где другие потерпят поражение. Те, кто привык трудиться терпеливо и настойчиво, достигнут большего, чем те, кто отличается острым, живым, блестящим умом, но, быстро схватывая суть вопроса, также быстро ее и теряют. Терпеливые же, хотя и не так быстро прогрессируют в учебе, далеко опередят тех, кто учится настолько легко, что им даже нет необходимости учиться.

Нельзя так загружать студентов учебой, что у них не будет времени на развитие общей культуры и хороших манер. И самое главное — ничто не должно мешать им прилежно молиться и поддерживать живую связь с Иисусом Христом. Им ни в коем случае нельзя лишать себя религиозных преимуществ.

Для дальнейшего изучения

Величие трудаПатриархи и пророки, c. [50, 51], [60], [600-602]Желание веков, c. [74] (Пример Христа)Деяния апостолов, c. [346-358]Воспитание детей, c. [122-130], [355-359]Свидетельства для церкви, т. 4, c. [590]Там же, т. 6, с. [192]

Физический труд для учащихсяОсновы христианского воспитания, c. [310-327]Свидетельства для церкви, т. 1, c. [680-687]Там же, т. 3, с. [76-79]Там же, т. 4, с. [94-98], [114]Там же, т. 5, с. [90]

Здоровье и эффективностьВоспитание детей, c. [103-109], [339-344], [360-368], [371-409]Воспитание, c. [195-206]Основы христианского воспитания, c. [71-76], [145-148], [425-428]Служение исцеления, c. [295-335]Вести для молодежи, c. [233-238]Свидетельства для церкви, т. 3, c. [485-492]

ОдеждаВоспитание детей, c. [413—436]Вести для молодежи, c. [353-360]

Воспитание в трудеВоспитание детей, c. [345-354]Воспитание, c. [214-222]Основы христианского воспитания, c. [416—420]Свидетельства для церкви, т. 5, c. [522, 523]Там же, т. 6, с. [176-192]Там же, т. 7, с. [113]