Август

1 августа

Долг и желания

«Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лн. 12:50).

Сегодня люди боятся слов «долг» и «обязанность». Им приятнее выполнять то, что они «желают», а не то, что «обязаны» сделать. Возникает конфликт между чувством долга и желаниями, между «я должен» и «я хочу». Долг ведет в одну сторону, а природные наклонности — в другую. Как разрешить этот конфликт? Некоторые психологи советуют: уберите «должен», оставьте «желаю»! Другие призывают: превратите «должен» в «желаю»!

Но разве «желаю» стоит выше, чем «должен»? Разве оно достойнее, ценнее, совершеннее?

Слово Божье призывает нас выработать навык ставить долг выше чувственных наклонностей и удовольствий и идти по пути долга, а не личных привязанностей или желаний. Иногда нам даже придется просто заставлять себя исполнять мелкие обязанности, какими бы неприятными они нам ни казались.

Высочайшим мотивом подчинения чувств голосу долга является воля Бога, Его одобрение. Хочет этого христианин или нет, но если такова Божья воля, он должен это сделать независимо от своих желаний. Взрослый человек, который ориентируется на чувства и желания, — незрелая личность. «Тот, кто умышленно подавляет в себе чувство долга только потому, что оно не совпадает с его природными склонностями, в конце концов утратит способность отличать истину от заблуждения» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 378).

У Христа чувства и желания были в полном подчинении долгу, «даже до смерти, и смерти крестной»! Вот наивысший Образец для подражания!

Если мы пойдем путем долга, произойдет удивительное преобразование: мы полюбим наш долг, он будет нам приятен, и мы будем желать его исполнить! Любовь и долг — близнецы. Они всегда идут бок о бок. Долг нужно не превращать в желание, а соединить с любовью, а тогда придет желание. И именно это — истинная свобода.

2 августа

Встреча с любовью

«Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).

Она была унижена. Ее гнали по пыльной улице и поставили перед Тем, Кого она знала как Человека высочайших качеств. Она чувствовала себя пугающе незащищенной и уничтоженной. Вся ее жизнь, полная душевной боли, обрушилась на нее, когда она поняла, что ее сознательно заманили в ловушку те самые люди, которые сейчас так откровенно обличали ее в грехе. В ожидании первых сокрушительных ударов камней, которые положат конец ее несчастной жизни, она была поражена, когда Учитель наклонился и начал что-то писать пальцем на земле.

Нам известна эта история. Когда собравшиеся один за другим разошлись, оставляя явно виновную женщину наедине с Лучшим из людей, «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:10,11).

Поразительно! Виновную не осудили! Почему? Не переходя на богословские термины и не анализируя правовой аспект Писания, давайте остановимся и понаблюдаем за чудом — чудом исцеления Божьей любовью! Иисус не углубляется в запутанные умствования. Его внимание было сосредоточено на людях. И в тот момент в центре Его внимания находилась несчастная женщина с растоптанным чувством собственного достоинства. Ей было необходимо испытать искренность безусловной любви.

Женщина должна была получить заверение, что на земле никто не имеет права, а на небесах никто не желает осуждать ее. Бог не использует осуждение, чтобы заставить нас раскаяться, поскольку отвержение не исцеляет. Ей также было необходимо понять, что принятие никогда не оправдывает грех, хотя и подразумевает безусловную ценность согрешившего человека. Иисус озвучил эти две жизненно важные реалии в Своей краткой беседе с женщиной.

Своим далеким от осуждения отношением Он позволил этой эмоционально израненной душе вновь обрести определенную меру достоинства. В Его мягком повелении оставить греховную жизнь Он выразил веру в ее способность жить в спасительных рамках Его благодати. Грех — нарушение Божьего Закона — никогда не должен снова связать ее. Она пришла пред лицо Бога в Сыне Его, и Он дал ей силу преодолеть грех.

3 августа

Что не так с плодами?

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16, 17).

На протяжении веков этот текст сильно «пострадал» от рук небрежных читателей. Многим он кажется едва ли чем-то большим, чем сказка Ганса Христиана Андерсена о магических яблоках, насылающих чары. Другие широко известные взгляды приводят к восприятию Бога, которое почти так же отталкивающе.

На самом же деле Божественный запрет преследовал несколько разумных целей. Во-первых, прежде чем подарить Адаму и Еве дар вечной жизни, их верность Богу должна была подвергнуться испытанию. Бог подарил жизнь Адаму и Еве для того, чтобы явить Свою славу (Ис. 43:7) и чтобы сделать возможными взаимоотношения между людьми и Богом. Но Его слава не могла бы проявиться, а отношения с людьми не могли бы развиваться и крепнуть, если бы эти отношения не прошли духовно-нравственную проверку.

Во-вторых, Бог наделил человека свободой выбора, и эта свобода реализовалась именно у дерева познания добра и зла.

Бог указал Адаму и Еве на два дерева. Вкушать от дерева жизни означало выражать их неизменный выбор принимать жизнь от Жизнедателя. Сам Бог является Источником вечной жизни. Подойти к дереву сатаны было бы роковой ошибкой не потому, что Бог разгневался бы на них, а потому, что они променяли бы Жизнедателя на обманщика.

Пророк Исайя пишет, что Люцифер хотел уподобиться Богу (см. Ис. 14:12-14), единственно Который способен поддерживать жизнь. Сатана не просто предлагал людям плоды, он предлагал им оказать верность ему. Он заявил, что Бог не говорит им всей правды и держит их в повиновении ложными угрозами. Обманщик утверждал, что может позаботиться о них лучше, чем Отец, предлагая мгновенное развитие. «Верьте мне, как вашему Жизнедателю», — сказал он. К сожалению, так они и поступили. Когда Адам и Ева ослушались Божьего повеления, вкусив от запрещенного дерева, вся вселенная убедилась, Кто на самом деле является Жизнедателем! Разорвав отношения с Богом, люди должны были умереть, причем вечной смертью! И это было бы справедливо.

Но у Бога был план их спасения. На неказистом холме близ Иерусалима Сам Иисус открыл вселенной, что происходит, когда люди оставляют Жизнедателя. Более того, Жизнедатель умер за обреченных на смерть людей, искупив их и подарив право на вечную жизнь.

4 августа

Почему они скрылись?

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3:8).

Какое из следующих утверждений вы назвали бы более точным?

А. «Грех заставляет нас бояться Бога и прятаться от Него».

Б. «Отделение от Бога является грехом и побуждает человека прятаться от Него».

Когда мы размышляем над этими выражениями, у нас, естественно, возникает вопрос: «Грех ведет к разрыву отношений или разрыв отношений ведет ко греху?» Или можно сказать короче: «Что первично — грех или разрыв отношений?» А если совсем коротко: «Что такое грех?»

Чтобы дать правильное определение греха, рассмотрим происшедшую в раю трагедию. Наши прародители испытывали только радость ничем не омраченного единства со своим Небесным Отцом, вплоть до того дня, когда сатана спросил Еву: «Подлинно ли Бог?..» Этот вопрос подталкивал к сомнению в Божьей заповеди и к суду над ней. Когда подобное происходит, грех уже пускает корни, ибо прежде чем совершится греховный проступок, грех проявляется в сомнении и неверии.

Анализ беседы Евы со змеем и последующего вкушения людьми запретного плода обнаруживает все глубинные свойства греха: недоверие к Слову Божьему, непослушание, неверие, непокорность, восстание, эгоцентризм, превознесение творения над Творцом, отрицание нравственной ответственности за свои поступки, укрывательство, стыд, вина, бегство от последствий и страх.

Поэтому мы можем сказать: грех — это восстание против Бога, ведущее к непослушанию Его воле, это несоответствие Божественным ожиданиям и намерениям, нарушение Божьей воли. В основе греха лежит отрицание Бога. А если кратко, грех — восстание против Бога.

Вот почему искупление, совершенное Христом на кресте, касается не только восстановления отношений человека с Богом, прекращения восстания, но и возрождения и преобразования всего естества человека.

5 августа

Что такое блаженное упование?

«Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

«Маранафа! Гряди, Господи Иисусе!» Мы поем об этом, мы молимся

06 этом, мы с нетерпением ожидаем этого. Это «блаженное упование» христианина. Но что самое замечательное во Втором пришествии Христа? Наше избавление от этого переполненного грехом мира? Наше воссоединение с умершими любимыми? Обретенное бессмертие? Все это очень важно, но не самое восхитительное!

Остановитесь на секунду и подумайте: «Почему мне хочется, чтобы Иисус вернулся?» Не пытайтесь вспоминать «правильные» ответы, будьте честны с собой. Бог понимает глубинные причины того, почему мы думаем так, как думаем. Возьмите лист бумаги и разделите его на две колонки. В одной колонке перечислите, почему вы хотите, чтобы Иисус пришел в ближайшее время, а в другой — почему вы предпочли бы, чтобы Он не торопился.

После выполнения этого упражнения снова задумайтесь: «Что мне больше всего нравится в Боге? Что в Нем заставляет меня чувствовать себя некомфортно?» Запишите и это. Просматривая свои записи, скорее всего вы обнаружите определенную взаимосвязь между ответами на вопросы. Позвольте объяснить.

Если один из моментов, заставляющих вас чувствовать себя неловко, — Его роль судьи, то весьма вероятно, что одна из причин, по которой вы хотели бы, чтобы Иисус не торопился с пришествием, — ваше ощущение неготовности. Или, возможно, вы внесли в список пункт о желании жениться, или завершить образование, или получить возможность насладиться плодами своего труда. Возможно, если вы были достаточно искренни, то написали, что вам мешает ваше отношение к материальным вещам.

Вам когда-нибудь приходило в голову, что Бог использует Свою роль судьи, дабы отвести от вас обвинения дьявола? А причина Его нежелания, чтобы мы привязывались к вещам мира сего, заключается в следующем: ничто не должно отвлекать нас от дружбы с Ним!

Позвольте мне высказать следующую мысль: как только наше понимание Бога позволит нам однозначно наслаждаться всем, что мы знаем о Нем, наша таблица из двух колонок тут же сольется в одну под радостным заголовком: «Маранафа, гряди, Господи Иисусе!» Видите ли, самое лучшее во Втором пришествии Христа не то, «когда оно состоится» или «что произойдет» во время Его возвращения. Самое лучшее — это Он Сам! Именно Иисус — наше блаженное упование!

6 августа

Бог пишет последнюю главу

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует но благу» (Рим. 8:28).

Мы, христиане, должны объединиться и подать официальную жалобу на страховые компании страны. Мы должны опротестовать их документы, согласно которым трагедии, перечисленные в разделе «форс-мажорные обстоятельства» (включая падение деревьев на автомобили, торнадо, разрушающие дома, и град, губящий посевы), приписывают Богу. Кто сказал, что Бог виноват в этих несчастьях?!

Но если быть предельно честными, мы, христиане, как раз это и утверждаем. В попытках изобразить Бога как суверенного и всемогущего мы часто относим вину за все, что происходит на этой земле, на Его счет. Средневековые христиане были твердо убеждены, что Бог активно вызывает большинство трагедий в наказание тем, кто заслужил Его немилость.

Один выдающийся христианский деятель утверждает: если кто-то родился с деформированной рукой, то должен признать, что именно Бог предназначил ей быть такой, и потому он должен радоваться. Независимо от того, какую из вышеперечисленных версий принимает человек, все они имеют нечто общее: Богу достается плохая репутация, а сатана выходит сухим из воды.

Да, есть особенные случаи непосредственного вмешательства Владыки вселенной, такие как потоп или гибель Содома и Гоморры, когда злу и нечестию, приносящим миру страдание и боль, необходимо положить конец. Но это «необычайное дело» для Господа (Ис. 28:21). В большинстве же случаев, как представлено в Библии, именно сатана вызывает бесконечные страдания в этом мире, то ли непосредственно, то ли побуждая людей к неправильной жизни, что влечет за собой страдания и смерть. Но Всемогущий Господь даже подобные трагедии может превратить в триумф.

Одна из моих любимых характеристик Бога — великий Целитель. У Него нет желания, чтобы кто-то родился с поврежденной рукой. Но, случись такое со мной, Он способен чудом превратить это в повод для моего роста: тогда я буду более глубоко осознавать зависимость от Него и более четко пойму систему истинных ценностей.

По мере того, как разворачивается история моей жизни, а многие из ее ключевых глав были написаны мною без понимания зависимости от Бога, я радуюсь, зная, что Бог всегда готов написать последнюю главу. И пусть я не могу переписать прошлое, я отдаю будущее в руки превосходного Автора.

7 августа

Развалился в его руке

«И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иер. 18:4).

Класс был полон живых умов и беспокойных ног. Учитель, казалось, совершенно не заботился о том, чтобы урок был интересен для его юных учеников. Он просто бубнил и бубнил текст учебника, совершенно не подозревая, что потерял не только их внимание, но и уважение. Он считал, что делает свою работу, донося до них необходимую информацию. Как они поступят с ней — их проблема.

В том же здании другой учитель сидел лицом к классу, ведя оживленную беседу с учениками. Неформально подходя к делу, он отвечал на один вопрос за другим, и его ответы были направлены на то, чтобы молодые умы всесторонне их рассмотрели, исследовали и проверили. Урок был захватывающим, принося удовлетворение всем, в том числе и учителю.

Чтобы второй учитель смог предоставить своему классу жизненно важную возможность учиться, ему потребовалось создать на уроке атмосферу доверия и признания. Ученики перестали «тормозить», когда увидели, что он готов адаптировать материал урока под их способность понимать. Им нравилось происходящее, и, следовательно, они быстро овладевали материалом. К концу года большинство учащихся не только освоили предмет, но нашли в своем учителе друга.

Наш Бог похож на второго учителя. Обращаясь к древнему Израилю, Он метафорически изобразил Себя как гончара, работающего над глиной на гончарном круге. Когда сделанный гончаром сосуд развалился, мастер не выбросил его, а просто откорректировал свои планы и продолжал работать над ним. В отличие от безликой машины, гончар понимает состояние формируемой им глины. Так и Бог — Он знает, что происходит в нашей жизни, и соответственно корректирует ее в соответствии со Своими благими намерениями о нас. Он может даже поменять метод Своего подхода к нам, но мы можем быть уверены, что все еще находимся в Его руках, и Он будет продолжать работать над нами.

Одно мы можем знать точно: благодаря замечательной способности великого Мастера, из глины, над которой Он трудится, получится чудесный сосуд! И в эти земные «сосуды» Он помещает сокровище — знание о том, Кто Он.

8 августа

Когда он нужен мне больше всего!

«Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18).

Хотя он говорил утвердительно, я почувствовал, что он задает вопрос. А по искреннему разочарованию на его лице я понял, что молодой человек задавал не праздный для себя вопрос. «Мне не нравится идея, — сказал он, — что Бог не слышит меня, пока я лелею злые мысли. Мне кажется, что единственная возможность победить плохие мысли, особенно те, которые я лелею, — просить Бога о помощи. И Он услышит! Какая надежда остается для любого из нас, если Господь слышит только тех, кто прогнал все порочные мысли?»

Это был один из тех решающих моментов, когда вера человека либо укрепляется, либо подавляется его пониманием того, как Бог обращается с нами, грешниками. И это далеко не редкое мнение, будто мы должны как следует вычистить свой внутренний мир, прежде чем Бог снизойдет до того, чтобы пройти через наши покосившиеся дверные проемы. Так что же имел в виду Давид, когда писал приведенный выше текст? Видеть беззаконие в собственном сердце — значит сознательно вынашивать и лелеять грех. Дух Святой напоминает человеку, что это плохо, это нужно оставить, Бог предлагает Свои достаточные для победы силу и благодать, но человеку нравится его грех и он не желает с ним расстаться. Как можно при всем этом испрашивать Божьего благословения?

Например, человек, который выкуривает несколько пачек сигарет в день, а затем молится о здоровье. Или человек, проводящий перед телевизором столько времени, что на каждые десять минут, проведенных над Словом, приходится три часа телепередач. А позже он с глубоким рвением молится об обильных духовных благословениях. Если бы Бог намеревался выйти за пределы реальности и удовлетворить эти просьбы, произвольно «угощая» обильными благословениями тех, кто не идет путем благословения, люди совершенно запутались бы и вообще не смогли бы понять, где правильный путь.

Мы должны осознать нечто важное о Боге: Он — абсолютный приверженец реальности. Как бы сильно Господь ни хотел, чтобы мы вступили с Ним в молитвенное общение, Он слишком мудр, дабы восполнять все наши нужды, если мы практикуем длинный список того, что работает на наше «самоуничтожение» и уютно пригрето в сердце.

Намного важнее всех даров, которые мы хотим получить от Бога, — мудрость, которую Он желает нам дать. Он жаждет, чтобы мы были не просто благословлены, но научены путям праведности, что в действительности является самым лучшим благословением. И всех, стремящихся научиться у Него, Он слышит!

9 августа

«Молиться духом»

«Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:27).

Чувствовали ли вы когда-нибудь что-то такое, чего просто не могли выразить словами? Потом приходил кто-то и очень точно озвучивал ваши чувства. Это было волнующе и по-своему утешительно. Волнующе, ибо сделало ваш опыт осязаемым. Утешительно, потому что теперь вы уже не «одиноки» в своем переживании.

Сколько раз мы приходим к Богу в молитве и не можем найти слов, чтобы описать наши желания и страхи! Возможно, мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы понятно выразиться, но даже не уверены, полностью ли понимаем сами себя. Мы боремся в молитве, ища не только уверенности, что Бог слышит нас, но что наши сердца бьются в унисон.

Любвеобильное сердце Бога действительно бьется в унисон с нашими сердцами! Он подхватывает наши слова и завершает их. Он дает нам возможности выразить свои внутренние стоны, и возможности эти по полноте не имеют себе равных. Всеми возможными способами Он вторит нашим мыслям и чувствам, укрепляя нашу слабую веру в Его полное принятие нашей личности. Он делает это посредством Своего Духа.

Сегодня мы читаем, что «Дух ходатайствует за святых по воле Божией». Некоторые христиане считают Бога настолько превознесенным над ними, недоступным и непонимающим, что Ему требуется посредник, который делал бы наши молитвы понятными для Него и подходящими для Его слуха. Такое видение никак не помогает, а лишь подчеркивает наше чувство неполноценности.

Но на самом деле, когда мы говорим с Богом, Его отношение побуждает Его низко склониться к нам. Он не только слышит и понимает нас, Он читает наши мысли, мотивы, намерения и желания. Ему все понятно без наших слов. Молитва предназначена не для того, чтобы приблизить Его к нам, а наоборот — нас к Нему. И если мы понимаем это, нам открывается, что Дух также действует ради нас. Он «подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8:26), чтобы мы разумели: Господь знает, что мы пытаемся сказать. Ведь Он может дать даже слова! У нас есть возможность увидеть, что «Испытующий наши сердца» делает это не с целью к чему-то придраться, но чтобы заверить нас в силе Своего желания во всем объединиться с нами.

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

10 августа

Почему люди так поступают?

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лк. 19:41).

Я целенаправленно продвигался вниз по шоссе, думая только о месте назначения. Неожиданно другой водитель свернул на мою полосу в том самом месте, где, по моим расчетам, должно было находиться переднее крыло моей машины. Я был не просто разгневан, я кипел. Мне показалось, что перед этим он даже подленько поглядывал на меня в зеркало заднего вида с дьявольским блеском в глазах, будто говоря: «Подожду, пока он поравняется со мной, и тогда неожиданно подсеку его». Расчетливо. Упрямо. Сознательно греховно.

Сразу же на следующий день и на том же участке шоссе я сам не заметил автомобиль, находившийся в слепой зоне между моими зеркалами, и внезапно вынырнул на его пути. По визгу шин и долгому сигналу стало понятно, что этот водитель обо мне думает. Но я не был виноват! Неосторожен — возможно. Но я вообще не подлый, не упрямый дорожный монстр! А его размахивающий кулак и рев сигнала обвиняли меня именно в этом. Мне хотелось защититься. Все ему объяснить. Но он пулей пронесся мимо, вероятно, бормоча что-то вроде: «Подальше надо держаться от таких опасных людей».

Имеет ли значение, как мы оцениваем своих собратьев, подобно нам сражающихся на этой проклятой грехом планете? Я вижу, как кассир в супермаркете грубит покупателю. Считаю ли я, что он встал утром, посмотрел на себя в зеркало и твердо решил: «Сегодня я всем им покажу!»? Или я понимаю, что он испытывает какие-то чрезвычайные трудности, о которых мне ничего неизвестно, и справляется, как может, с тяжелой неблагодарной работой?

Подумайте о подавляющем большинстве грешников, заурядных людей вокруг нас: являются ли они порочными, намеренно злыми людьми, которые каждое утро настраиваются на единственную цель — быть невероятными эгоистами? Или они бредут, спотыкаясь, растерянные, униженные люди, которые хотели бы объяснить свои действия или, по крайней мере, извиниться за них? Наш ответ определит, смотрим ли мы на них с отвращением или с состраданием. Он и решит, захотим ли мы отчитать их или научить и успокоить.

Как, по-вашему, Иисус смотрел на всех этих грешников в Иерусалиме, когда за несколько часов до Своего ареста стоял на холме с видом на их город и плакал так, что тело Его содрогалось от рыданий?

11 августа

Преимущество страданий

«Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29).

Хотя у нее были деньги на приобретение одежды хорошего качества, она покупала поношенную, из комиссионного магазина. Ее дом был убого обставлен, а на столе появлялась только самая простая пища, ничем не приправленная и скудная. Улыбалась она едва заметно, а говорила шепотом, словно находилась в больничной палате смертельно больного человека. Чаще всего, когда к ней кто-нибудь заходил, то находил ее сидящей за столом: она читала Библию.

Большинство из нас не совсем понимают людей, которые сами навлекают на себя страдания, считая их средством достижения благочестия. Несомненно, не о таких страданиях говорит апостол Павел в нынешнем тексте. Что же он имел в виду, утверждая, что пострадать за Христа — преимущество?

Возможно, ответ будет ясен, если мы остановимся и поразмышляем, что причиняло страдания Христу. Прежде всего, конечно, нам сразу же вспоминается Голгофа — место Его агонии, но то были уникальные искупительные страдания за род человеческий. Таким страданиям мы не подвергаемся. Какие еще страдания претерпел Иисус как «Муж скорбей»?

Боль и страдания Его чуткому сердцу приносили неверие родных, непонимание друзей, ненависть и преследование врагов. Посмотрите на Его слезы у гроба Лазаря об ожесточении сердец людей, через некоторое время готовых убить и Его, и воскрешенного Им Лазаря. Пусть вас потрясет глубина Его скорби, когда Он плачет над Иерусалимом, где Его полностью отвергли как Сына Божьего. И помните: в каждом из этих случаев Он скорбел не о Себе, а о Своих земных детях, которые постоянно переносят ненужные несчастья, ибо не понимают ни Его, ни пославшего Его Отца. Наше преимущество — не только веровать во Христа, но и страдать вместе с Ним при виде ожесточенности и холодности сердец, сочувствуя и сострадая бедным, больным и немощным.

12 августа

Божественная хирургия

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Я совсем забыл о бутерброде, который ел, с возрастающим интересом слушая рассказ моего друга-хирурга о проведенной им операции. Он прооперировал человека с раковой опухолью на лице. В течение многих часов, работая через микроскоп, он стремился удалить каждую раковую клетку, не повредив при этом лицевые нервы. Я почти почувствовал его облегчение, когда он сообщил, что операция прошла успешно.

Как я восхищаюсь мастерством хирургов! Восхищаюсь мужеством, с которым они подходят так близко к источнику жизни, чтобы найти и удалить то, что могло бы отнять жизнь. И хотя ни один пациент никогда не получает от такой операции удовольствия, он должен признать, что это лучше, чем смерть. Часто хирургу приходится убеждать пациента смириться с необходимостью операции ради сохранения жизни.

Бог приходит к нам как высококвалифицированный, мужественный и сострадательный хирург. Он использует скальпель, достаточно острый, чтобы разделить наиболее сложно переплетенные участки нашего естества — наши мотивы. Там с любовью тесно переплелся эгоизм; он надежно защищен слоями самооправдания, отрицания, самообмана, и, чтобы все это распутать, требуются навыки самого лучшего Хирурга.

Когда мы раскрываемся навстречу всепроникающему испытующему разуму Бога, как это показано в Его Слове, тогда начинается операция. Вскрывается «раковая опухоль» нашей греховной жизни. Вот ее смертоносные клетки: суровые выговоры, жесткие ответы, которые мы обрушиваем на детей просто ради «твердой дисциплины», а на самом деле это лишь защита нашего родительского престижа. Сомнительная телепрограмма, которую я смотрю, поскольку «мне нужно расслабиться», всплывает как завуалированное половое извращение. Пыль на обложке Библии («Я так занят!») мягко обличается как свидетельство духовной лени.

Как хорошо знать, что наш Отец не стоит над нами в такие щекотливые, смущающие моменты самопознания, удовлетворенно замечая: «Вот, Я еще кое на чем тебя поймал!» Тот, Кто поручил апостолу Павлу передать нам, чтобы мы не считали ничьих ошибок (см. 1 Кор. 13:6), умеет быстро оставить прошлое позади и идти с нами навстречу более решительной честности, более устойчивой целостности и более утонченному единству с Его мудрой волей.

13 августа

Неизреченная радость Бога

«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуд. 24).

Если вы хотите посеять разделение в группе верующих, просто задайте вопрос: «Можно ли перестать грешить?» Даже между всеми «да» и «нет» будет существовать разделение в силу разнообразия идей по данному вопросу. Для некоторых все зависит от того, говорите ли вы об «известных грехах». Для других проблема заключается в юридическом характере оправдания по вере. Тем, кто ежедневно сражается с внутренним и внешним злом, вопрос покажется приправленным глубокой безнадежностью. Однако для Павла он служил причиной для радости.

Что значит перестать грешить? Если у нас в фокусе поведение, мы можем спорить до бесконечности. Если акцент делается на юридической метафоре, мы можем стерилизовать рамки жизненно необходимой духовности, пока полностью не приведем ее в нерабочее состояние. Однако если мы смотрим на грех с позиции библейского определения, точка зрения апостола Павла предстанет пред нами как весьма обнадеживающая.

Мы уже говорили с вами о комплексном определении греха. Поскольку слово «грех» используется преимущественно в четырех разных значениях (восстание против Бога, нарушение отношений между Богом и человечеством, состояние испорченности человеческого естества и нарушение Божьего Закона), попробуем перефразировать вопрос:

1. Можем ли мы прекратить восставать против Бога и Его правления?

2. Могут ли наши разорванные отношения с Богом быть полностью восстановлены?

3. Может ли быть преодолено состояние испорченности в нашем естестве?

4. Способны ли мы не нарушать Божий Закон?

Понимаем ли мы, что кроется за этими вопросами? Если мы можем дать утвердительный ответ только на некоторые нюансы этих вопросов, понимаем ли, что большинство из них будут решены положительно только при преображении нашего естества из смертного и греховного в бессмертное и безгрешное?

А это означает, что никогда на грешной земле не наступит такого времени, чтобы грешник перестал нуждаться в искупительном покрове Христовой крови, единственно через которую Бог видит нас праведными и «непорочными в радости».

14 августа

Один

«В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои, Элои, ламма савахфани — что значит: «Боже мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»» (Мн. 15:34).

Макс Лукадо в своей книге «Неудивительно, что они называют Его Спасителем» рассказывает о Джудит Бакнел, 106-й жертве суицида в Майами, штат Флорида, погибшей в 1980 году. Мы знали бы о ней совсем немного, если бы не остался ее дневник, который раскрывает жуткое одиночество, пережитое этой 38-летней женщиной.

Джудит не была наркоманкой, не жила за счет пособия и не была изгоем общества. Она была респектабельной женщиной, носила одежду, изготовленную по собственным заказам. Джудит жила в квартире с видом на залив. Но одиночество вынудило ее написать: «Я вижу людей, которые держатся вместе, и так им завидую, что хочется кричать. А как же я? Как же я?.. Кто полюбит Джудит Бакнел?» В начале дневника помещены такие слова: «Я чувствую себя такой старой. Нелюбимой. Нежеланной. Покинутой. Измученной. Я хочу плакать и уснуть навеки. Я одна, и я желаю разделить с кем-нибудь свою жизнь».

Вопли одиночества наполняют мир. Мы слышим голоса незамужних, неженатых, вдов и вдовцов. К стонам и крикам одиночества добавляются голоса из переполненных тюрем. Одиночество знакомо и богатым, и бедным. Если мы начнем перечислять основные проблемы нашего жестокого мира, одиночество займет одно из первых мест.

Бог не создал нас одинокими людьми (см. Быт. 2:18). Автор книги Екклесиаст отмечает: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4:9,10).

Какой же ответ? Мы можем попробовать сблизиться с другими людьми и приобрести новых друзей. Однако, что значительно важнее, мы можем позволить Иисусу стать нашим верным Другом, подобно тому как Бог Отец был наилучшим Другом Христа в течение всей Его жизни и во всех Его страданиях. Самое сильное чувство одиночества Иисус пережил на кресте, когда из Его уст вырвались слова, записанные в нашем сегодняшнем тексте. Однако раньше Он сказал Своим ученикам: «Но Я не один, потому что Отец со Мною» (Ин. 16:32).

Славьте Бога за то, что вам не приходится быть одинокими в этом мире, даже если вы неженаты или у вас нет семьи. Иисус всегда будет вашим старшим Братом и верным Другом.

15 августа

Недостаточность хорошего поведения

«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21).

Он вырос в Церкви. Прежде чем он научился говорить, его уже учили памятным библейским стихам. Желая угодить, он всегда был образцовым учеником. После окончания колледжа он вошел в деловой мир и благодаря своей неукоснительной честности и достойному поведению вскоре нажил состояние. Он состоял в церковном совете и иногда открывал молитвенные собрания в среду вечером. Короче говоря, у него было все: богатство, хорошая репутация, безукоризненная религия.

Однажды он увидел, как Иисус из Назарета общался с детьми. На него произвело впечатление то, как Он обращался с ними, как нежно принимал и благословлял их. В его сердце проснулось огромное желание стать Его учеником. Когда Иисус собрался уходить, он побежал за Ним, упал к Его ногам и взмолился: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10:17,18).

Таким ответом Иисус не намеревался оттолкнуть молодого искателя истины. Из следующих нескольких слов можно понять, что Иисус желал побудить его пересмотреть свои внутренние ценности. Для молодого человека понятие «добро» всегда было связано с поведением. Конечно, Иисус хорошо Себя вел! Молодой человек тоже, однако он чувствовал, что чего-то ему не хватает. Указывая на Бога как на Единственного «благого», Иисус стремился провести различие между религией поведения и стремлением познать Бога. Следовать за Христом — это больше, чем иметь хорошее поведение, это значит иметь с Ним дружеские отношения высочайшего качества.

Каково было намерение Иисуса, когда Он велел молодому человеку продать все его имущество и раздать нищим? Разве это не поощряло его «сделать» еще больше, в соответствии с религией дел? Позвольте предположить, что, утратив свое богатство, он становился весьма ограничен в возможностях «делать дела». Очевидно, его статус как человека богатого и уважаемого в обществе доставлял ему бесконечные возможности исповедовать свою религию добрых дел. Ему просто было гораздо легче «отдавать» Богу хорошее поведение, чем отдать самого себя. Следовательно, его внимание было сосредоточено на даре вечной жизни, а не на Дарителе.

Общение со Христом переориентировало бы его жизнь. Позволим же Иисусу переориентировать нашу жизнь!

16 августа

Предписание или описание

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

Попробуйте вспомнить, что происходило, когда родители просили вас в детстве сделать то, чего вам совершенно не хотелось делать. Они пытались найти различные способы вас убедить — от обещаний вознаграждения до мягких угроз, что в случае неподчинения лишитесь некоторых преимуществ. Возможно, они даже использовали широко известный подход — напоминали вам все хорошее, что для вас сделали (от подарков на Рождество до теплой постели и обилия еды). Затем спрашивали: «Ты нас любишь?» Тихим голосом вы осторожно отвечали: «Да». И тогда в вашем детском мозгу раздавался щелчок пружины захлопнувшейся логической ловушки: с ноткой триумфа родители завершали: «Если любишь, делай, что мы говорим».

Тогда мы воспринимали подобное отношение своих родителей как «манипулирование любовью», и оно вызывало в нас не очень хорошие чувства. Но что мы могли тогда сказать? Ведь мы не хотели выглядеть неблагодарным ребенком. Сегодня мы понимаем, что в этом и заключался один из важных методов родительской педагогики, названный уговоры и убеждение.

Многие христиане — младенцы в вере — смотрят на Бога так, словно Он выставляет напоказ бесконечные доказательства Своей щедрой любви: жизнь, здоровье, спасение в Иисусе Христе и все дары и благословения Его Царства. И вот, когда они созерцают необъятность всех этих даров, Бог спрашивает: «За все это любишь ли ты Меня?» Они покорно кивают. «А если любишь, — заключает Он, — соблюди заповеди Мои». Но, повзрослев в вере, мы понимаем, что это прекрасный педагогический метод нашего Отца для еще слабо развитого сознания духовного ребенка.

Нет ни тени сомнения: Бог действительно любит нас. Но любовь Его стремится исцелить нас, а не манипулировать нами. Его великая забота о нас имеет целью сделать нас внутренне полноценными, а не загнать в ловушку. Она делает нас сильными, однако и обязывает. Иисус, скорее, описывал, что мы будем делать как зрелые христиане, чем предписывал, что мы должны делать. Это была констатация факта: именно это делают люди, любящие своего Спасителя.

Отец так высоко ценит нашу свободу выбора, что не использует Свою великую любовь, чтобы «скрутить нам руки», добиваясь послушания, как нам казалось в «детстве». Господь не применяет физическую силу, чтобы заставить нас подчиниться, Он также избегает и эмоционального насилия. Лишь исцеленное любовью сердце «взрослого» христианина может по-настоящему повиноваться!

17 августа

Больший между нами

«А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:26).

Миссионеры путешествовали по пустыне и встречали представителей разных племен. Культура этих нецивилизованных туземцев изобиловала сложными ритуалами и одеяниями. Когти, шкуры, зубы и перья диких обитателей природы украшали их тела, когда они танцевали в такт ритму самодельных барабанов. Но когда миссионеры приблизились к более цивилизованным территориям, они заметили, что в одежде туземных племен появились «предметы цивилизации». Например, украшение танцоров составляли крышки консервных банок и другие похожие атрибуты.

Невинное невежество языческих народов вызывает у нас улыбку. Не зная, что делать с предметами, обнаруженными вблизи цивилизованных поселений, они просто носили их на себе. Интересно, не поступаем ли и мы, христиане, примерно так же, когда «открываем для себя» учение великого Учителя. Возьмем, например, его утверждение о величии: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою».

Некоторые решили, что самое скромное положение в жизни нужно носить как своего рода медаль за смирение, что любых личных достижений следует избегать, поскольку самоуничижение равно благочестию. Христиане собирают подобные идеи и бесполезно навешивают их на свою жизнь. К сожалению, человек, носящий их на себе, не только ничего хорошего не обретает сам, но и других вводит в заблуждение.

Смирение — это в первую очередь качество духа, а не внешнее украшение. Кто сердцем стремится служить ближнему, тот будет делать это при любой возможности. Если возникает необходимость некоего большого достижения в определенной области для выполнения самого возвышенного служения, смиренный христианин не будет уклоняться от этого из-за желания заявить о своем благочестии.

В глазах Бога истинное служение равно величию независимо от того, занимает ли человек престижное положение или скромное. Такое служение указывает нам на «великого Бога»! В отрывке, из которого взят наш сегодняшний текст, Иисус коснулся нерва израильской нации, намекая на римское правление. «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так» (Мф. 20:25,26). «Не возвеличивайтесь, как это делают они!» — вот о чем Он просил, а не призывал «ни в коем случае не становиться руководителями».

Вместо того чтобы избегать всяческих достижений, попытайтесь использовать все возможности для достижения совершенства в служении.

18 августа

Бесплодные поиски

«В mom день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас» (Лук. 16:26).

Существует мнение, что Иисус уговаривает Отца изменить мнение о нас и отношение к нам и что это абсолютно необходимо для нашего спасения.

Зная, что никто из жителей земли не знает о плане спасения больше, чем Иисус, я решил обратиться к Евангелию, особенно к словам Самого Иисуса, чтобы найти информацию по этому вопросу. Я искал тексты, в которых бы Иисус выражался явно или подразумевал, что отношение Отца к нам меняется по просьбе Сына, благодаря заслугам Сына или посредством юридического выкупа. Однако я не нашел таких текстов. Предлагаю вам проверить самим: их просто нет.

Но зато я исписал полтора десятка страниц записной книжки стихами, в которых Иисус говорит нам, как сильно Отец уже любит нас, и умоляет нас изменить наше мнение об Отце! В контексте этого конкретного поиска я благодарен за приведенный выше знакомый текст. Что может быть яснее? Иисус не обещает умолять Отца измениться каким-то образом по отношению к нам! Он уверяет нас, что Отец уже неизменно полон любви к нам.

Более того, Иисус недвусмысленно заявил: «Наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Ин. 16:25). Иисусу оставалось всего несколько часов провести с земными друзьями, и Ему было необходимо выйти за рамки их ограниченного понимания. Он хотел высказать самые точные, полные и жизненно важные истины о Своем Отце, которые мог охватить их крепнущий разум. Он хотел, чтобы ученики больше не сжимались от страха перед Богом, изображая трепетное послушание побитого раба. Спаситель желал, чтобы они восстановились в целостности благодаря тому, что Отец с любовью принимает их.

Мои поиски, таким образом, были далеко не бесплодными!

19 августа

Вы его, несомненно, знаете!

«Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14:7).

Иисус уходил. Одиннадцать оставшихся учеников на Тайной Вечере хотели отправиться с Ним. Их тревожные вопросы заставили Учителя произнести некоторые из наиболее однозначных высказываний об Отце, когда-либо записанных в Библии. Иисус уходил не в соседнюю деревню, а собирался к Небесному Отцу.

Ученики просто не могли уловить, что говорит Господь, даже когда Он сказал им о месте, куда уходит. «Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я, — обнадежил Иисус учеников. — А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (Ин. 14:3,4).

Их ответ поражает: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Ин. 14:5). Сказать, что они не знают, куда Он идет, значит заявить, что они не знают Отца. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Далее Он говорит им прямо: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14:6, 7). «Знать Меня — значит знать Отца!»

Уважаемый читатель, взывало ли когда-нибудь ваше сердце, желая по-настоящему познать Бога, в то время как Он казался очень отстраненным, пребывающим где-то далеко-далеко? Сосредоточьтесь на Его Сыне, образе ипостаси Отца (см. Евр. 1:3), и будьте уверены, что, зная Иисуса, вы знаете Бога! Нет нужды позволять развиваться чувству отчужденности от Бога, как это делали ученики. Вы можете доверять словам Спасителя.

Прочтите остальную часть Евангелия от Иоанна 14, перейдите к главам 15 и 16 и читайте до места, где «Иисус отвечал им: теперь веруете?» (Ин. 16:31). «Верьте, что Отец показал Себя во Мне! Знайте, что Отец Сам любит вас! Осознайте, что Его желание быть с вами — не меньше Моего».

Пусть наши сердца утешатся, как и хотел того Иисус. Да, мы знаем, что сердце Отца тоскует о нас настолько, что Он послал Иисуса донести до нас весть любви. И пусть это знание даст вам свободу развивать активные дружеские отношения с Ним.

20 августа

Путь превосходнейший

«Если… знаю все тайны, и имею веяное познание… а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:2).

Мне стыдно признаться, но когда я видел, что он направляется ко мне через весь кампус, я быстро вспоминал о какой-нибудь срочной встрече, которая оправданно позволила бы мне поспешить в противоположном направлении. Не то чтобы я боялся его, он был довольно безобидным. Но он был просто противным всезнайкой. С острым умом, фотографической памятью, с ненасытной жаждой к чтению книг и технических журналов, он, казалось, знал почти обо всем. И любая встреча давала ему возможность рассказать вам больше, чем вы хотели бы знать.

Для большинства из нас, простых смертных, все еще ломающих голову над инструкцией к новому карманному калькулятору, всезнайки зачастую — существа устрашающие. И если мы испытываем подобные чувства к людям с обширными познаниями по историческим или техническим вопросам, то еще больше нас отталкивают люди, имеющие все ответы на религиозные вопросы. Возможно потому, что это обнажает наше собственное замешательство в такой жизненно важной области. С другой стороны, это должно служить предостережением для всех христиан, считающих своим долгом «наставлять в вере» (то есть представлять свои обширные познания истины) всякого слушателя.

Как легко возникает ощущение, что люди, «имеющие все знания», накопили их более для того, чтобы произвести впечатление на окружающих, нежели для помощи ближним. Испытывающие боль люди больше нуждаются в любви, чем в сильных впечатлениях. Они нуждаются в том, чтобы их хрупкая самооценка была защищена руками чуткими и заботливыми, но не в том, чтобы вы разоблачили их невежество.

Апостол Павел понимал, как легко (даже христианам) погрузиться в самодовольство от накопленных знаний, даже если эти знания — истинные. Он предостерегал христиан не становиться известными в мире как группа благочестивых всезнаек, ибо христиане призваны явить миру Того, Кто действительно знает все! Израненных грешников нужно сначала убедить, что Бог любит их.

Иаков уверяет, что люди могут прийти к Тому, Кто воистину знает все, и просить у Него мудрости, не боясь, что Он «заставит их чувствовать себя неловко» (см. Иак. 1:5). Первое, что Он хочет сделать для Своего народа, — успокоить их страхи в Своей любви, ибо только тогда их можно научить. Это, безусловно, путь превосходнейший.

21 августа

Божий гнев

«Ибо открывается гнев Божий с небо но веяное нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18).

Что же собой представляет гнев Божий? Чтобы правильно понять библейские концепции Божьей любви и Божьего гнева, необходимо признать, что и то, и другое присущи Богу, и между ними нет противоречия.

Поскольку Бог есть любовь, Его цель — спасти всех людей. Павел сжато сформулировал этот принцип христианской теологии: «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:9). В ответ на грех человека Бог предложил спасение в Иисусе Христе (Быт 3:15). Если Бог есть любовь и Его ясное намерение заключается в том, чтобы спасти грешников, возникает вопрос: что может вызывать Его гнев? Согласно Писанию, Бог гневается, когда упорство во грехе приводит людей к безвозвратному отвержению Его любящего предложения получить спасение в Иисусе Христе. Это не тот гнев, который мы привыкли наблюдать в человеческой жизни, — нахмуренные брови, резкие слова, побледневшее лицо и т. д. Гнев Божий — это реакция Любви на ее отвержение.

Помните ли вы слова Бога накануне уничтожения мира потопом? «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:6).

Гнев Божий сопровождается глубокой скорбью о потерянных людях. Такие чувства не присущи человеческому гневу. Вот почему некоторым христианам так сложно принять библейскую концепцию Божьего гнева. Эту проблему они решают с помощью идеи о том, что не существует никакого гнева Божьего. Человек сам подвергает себя страданиям и уничтожению, он пожинает результаты своих грехов — вот это и есть гнев Божий. Несомненно, многие страдания человек действительно навлекает сам на себя, а не Бог его наказывает. Даже последнее уничтожение грешников фактически будет результатом их выбора. Уважая выбор людей, отвергающих единственный путь жизни и Единственного Жизнедателя, Господь позволит им пожать результат их решения — вечную смерть.

Но Священное Писание неоднократно описывает такие сцены, как потоп, гибель Содома и Гоморры и другие случаи, где прослеживается явное вмешательство Всемогущего и открывается Его гнев. Если учитывать весь библейский контекст, можно сделать следующее заключение о гневе Божьем. Гнев Божий — это сопровождаемая глубокой скорбью реакция любящего сердца Небесного Отца на упрямое отвержение людьми единственного пути спасения через Иисуса Христа.

22 августа

Суетная религия

«И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10:42).

Многие религии мира подразделяют жизнь на две категории: духовную и мирскую, религиозную и общественную. Цель религиозного опыта — никогда не позволить им смешаться. Вещи религиозные имеют собственную терминологию, собственную компетенцию.

Но христианство не следует этой модели. Не существует священной стороны жизни в противоположность светской стороне жизни. Нет двух различных способов говорить и думать, ибо для христианина священна вся жизнь. Его отношения с Христом заполняют все аспекты жизни, даже самые земные.

Я знал нескольких недоумевающих христиан, которые жаждали более глубокого участия в том, что Божье. Эти набожные люди желали большей озабоченности духовными темами, более поглощающего интереса к небесам и миру грядущему. Некоторые из них, кажется, пропустили удивительное откровение Иисуса о том, что готовность человека к грядущему Царству измеряется вполне земными поступками. В сегодняшнем стихе мы слышим, как Иисус описывает ученичество посредством готовности подать стакан холодной воды другому человеку.

Иногда проще мыслить духовно, если находишься в Церкви или являешься частью группы по совместному исследованию Библии. Легче торжественно заявлять о своем интересе к небесам, когда рядом есть другие паломники в небеса, которые могут согласиться: «Аминь!». Мы быстро признаем определенное поведение как однозначно религиозное: приношения в Церкви, исполнение определенных песнопений, посещение религиозных собраний.

Но Иисус, призвавший нас быть солью земли, а не Церкви, продолжает призывать нас игнорировать эти искусственные границы между церковной жизнью и жизнью мира вокруг нас. Кто имеет ум Христов — Того Самого Христа, Который позволяет дождю орошать и праведных, и неправедных, тот подаст стакан холодной воды ближнему. Он сделает так не для того, чтобы можно было объявить об этом во время миссионерского служения в Церкви, и не потому, что этот человек — член его Церкви. Его поступок — естественное выражение характера и поэтому является надежным показателем его готовности к Царству.

23 августа

Уверенность в авторе плана

«Но Он знает путь мой; пусть испытает меня — выйду, кок золото» (Иов 23:10).

С Иовом произошло все, что только можно представить. Он потерял стада, слуг, детей и здоровье. Жена не понимала его состояния, лучшие друзья подозревали его в каких-то тайных проступках. Но вера Иова в Бога оставалась непоколебимой. «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться» (Иов 13:15).

Хотя мы склонны восхищаться Иовом за его мужество и стойкость, не его собственная внутренняя сила сохранила патриарха в скорбях. Его поддерживало понимание Бога и отношения с Ним. В первых десяти текстах 23-й главы нам предоставлена возможность увидеть отношения между Богом и Его другом Иовом.

Иов начинает с утверждения: он чувствует себя так, словно рука Бога отяжелела на нем. Но он не позволяет чувствам сокрушить его или заставить сомневаться в Божьих целях. Это не подталкивает его отшатнуться от Бога, напротив, он хочет оказаться в Его непосредственном присутствии! «Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня» (Иов 23:4-6).

Иов знал, что у Бога есть «генеральный план» его жизни. И хотя в тот момент патриарх полностью сбит с толку происходящим, он уверен в Авторе плана! Он знал Бога как открытого и справедливого. Ему также было известно, что это совсем не похоже на Бога — использовать Свою власть, чтобы манипулировать людьми, и что у Него все обоснованно (см. Иов 23:7). Даже борясь с чувством разделения с Богом, Иов не пришел к выводу, что Бог наказывает его за какой-то проступок, который он, возможно, совершил. «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня — выйду, как золото» (Иов 23:10).

В конце концов после исцеления Иова Бог сказал троим его друзьям: «Вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7). Бог знал, что Иову можно доверять, ведь они были друзьями.

24 августа

Иисус любит детей

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Представьте себе, что какой-то местный бизнесмен и его жена приезжают к вам на ужин. Они звонят в дверь, а вы, не отрываясь от плиты, кричите: «Вытирайте ноги, когда входите, мне не нужна грязь на ковре. И закрывайте дверь! Вы же не в сарае родились!» Затем, уже за столом, вы шипите на них: «Жуйте с закрытым ртом. И помните: если не съедите все овощи, не получите десерта».

Сценарий, на первый взгляд, смехотворный: мы же понимаем, что обращаться с уважаемым взрослым человеком в подобной манере просто непозволительно. Но нас должна захлестнуть тяжелая волна смущения, поскольку мы считаем легко допустимым разговаривать в таком тоне со своими детьми. Интересно почему, понимая, что нельзя ранить чувства взрослых, разговаривая с ними в унизительном тоне, мы с готовностью пытаемся контролировать поведение наших детей посредством такого презрительного обращения.

Очевидно, дети терпели подобные унижения и во времена Христа. Даже ученики Иисуса беспечно подхватили привычку относиться к детям, как к чему-то находящемуся между человеком и животным. Ученики были убеждены, что дети недостойны внимания Учителя и что они оказывают Ему услугу, вытесняя этих «недочеловечков» из толпы Его поклонников.

Но Иисуса заботило другое, что имело жизненно важное значение. Он знал, что в этом нежном возрасте дети выстраивают основополагающее знание о Небесном Отце — понимание, которое будет записано в глубине их сознания и которое в дальнейшем будет не так легко изменить словесным воздействием. Дети формируют свое понимание Бога в гораздо большей степени через отношения с родителями, чем через идеи, которые родители стараются устно внушить.

Если родители презирают или унижают детей, особенно когда наказывают, дети будут расти в уверенности, что Бог относится к ним так же. Кто стал бы любить такого Бога и доверять Ему! Поэтому, родители, «чтите, чтите детей ради Христа!» (Э. Уайт. Христианский дом, с. 280).

25 августа

Его имя у нас на челах

«И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (Отнр. 22:4).

Надежда христианина — Второе пришествие Христа. Это будет время ликования, ибо всем горестям жизни придет конец. Никогда больше мы не будем уставать, болеть, умирать или разлучаться с близкими. Но самое замечательное — узреть лицо нашего прекрасного Друга.

Сегодняшний текст описывает искупленных: «И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их». Будет замечательно видеть Бога лицом к лицу. Однако мы можем «видеть» Его уже сейчас — через Его написанное Слово. Мы и сейчас можем знать точно, Кто Он. Такое знание можно приобрести, если Иисус станет центром нашей жизни. И это начинается уже здесь, на земле. Наши мысли должны переместиться с земного и преходящего на «горнее» — к нашему Спасителю. А поскольку Бог — это жизнь, мы не можем не жить, принимая Жизнедателя. Наше нынешнее смертное состояние не означает, что вечная жизнь для нас еще не началась. Жизненно важная связь с Богом, которая продолжится в вечности, уже установлена в нас. А Второе пришествие Христа — это событие, которое делает видимым уже существующий союз Бога и Его народа.

А что значит «имя Его будет на челах их»? Помните просьбу Моисея к Господу: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18). На просьбу Своего раба Господь ответил известным параллелизмом:

«Я проведу пред тобою всю славу Мою

и провозглашу имя Иеговы пред тобою» (стих 19).

Как же выглядело явление имени и славы Господа?

«И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).

Данные тексты отчетливо определяют, что имя и слава в библейском понимании — это чаще всего характер. И если в этом контексте прочесть сегодняшний текст, становится понятно, что имя Божье на челах героев веры — это их Богоподобный характер.

26 августа

Сокрытие своей сути

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем нам внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чисто была и внешность их» (Мф. 23:25, 26).

Однажды я купил на распродаже большой гидравлический домкрат и был очень доволен покупкой. Всего за 15 долларов я принес домой блестящий массивный инструмент, который, по словам приятной дамы за прилавком, был почти новым. Устанавливая его под машину, я хвалился удачной покупкой жене. Но лицо мое покраснело от гнева (и смущения), когда хваленый домкрат разлил гидрожидкость по всему полу и машина плавно осела.

Иисус — верный Приверженец реальности. Он желает, чтобы все в Его Царстве действительно было тем по сути, чем кажется снаружи. Ничто меньшее не позволит нам доверять друг другу на протяжении всей вечности. Неудивительно, что Он так сурово говорил с религиозными лидерами — практикующими ветеранами притворства. Утверждая, что говорят от имени Бога, фарисеи давали людям повод считать, будто Сам Бог доволен внешней демонстрацией праведности, игнорируя подлинное внутреннее состояние человека. Но Иисус говорил всем слушающим Его, что Отец тоже привержен реальности.

Интересным для нас будет буквальный перевод слов Иисуса из приведенного сегодня текста: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы сделалась чистой и внешность их». Заметьте, пожалуйста, что должно быть первичным в очищении — не внешность, а внутренность. Когда мы моем чашку внутри, ее внешняя сторона в этом процессе также очищается.

В словах Великого Учителя сокрыт важный урок: всем, стремящимся к совершенству, следует уделять наибольшее внимание вопросу воспитания Христоподобного характера, тогда намного легче будут решаться вопросы внешней благопристойности, а многие из них решатся сами по себе.

27 августа

Живительная связь с Богом

«Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26).

Может ли лампочка излучать свет, не имея связи с генератором? Может ли теленок выжить без матери? Может ли растение расти, не имея контакта с почвой? Может ли сотворенный Богом человек жить вне отношений с Тем, Кто имеет в Самом Себе животворящую силу?

Для всех думающих людей ответ на первые три вопроса кажется таким очевидным. В каждом указанном случае, если связь нарушена, отрицательные результаты очень быстро станут явными. Но с какими запутанными возражениями сталкивается Бог, пытаясь разъяснить нам, что данная модель распространяется и на четвертый случай! Он, в конце концов, дал нам право выбора, если мы захотим разорвать эти отношения. Но если, отколовшись от Него, мы должны были бы вкусить прямые последствия своего выбора, мы уже не имели бы возможности передумать. С другой стороны, когда Бог из милосердия удерживает эти последствия, мы попадаемся на обман сатаны и считаем, что действительно можем жить отдельно от Бога.

Нет ничего, к чему сатана будет стремиться с большим усердием, чем заставить нас игнорировать живительную связь с Богом. Он будет стараться отвлечь нас соблазнами чувств или нашими собственными начинаниями, цель которых — самостоятельно построить себе защитную стену. Или же дьявол будет добиваться, чтобы мы поверили, будто активное участие в религиозной деятельности — хорошая замена отношений с Личностью.

У дьявола есть много очень тонких способов, которыми он может заставить нас пренебречь жизненно важными отношениями с Богом, которые являются составляющей христианской веры. Поэтому пусть ничто не отвлекает нас от ежедневного общения с Господом.

Сам Иисус, будучи на земле, жил зависимостью от Отца. Это была также составляющая Его веры. Написано, что Остаток будет иметь веру Иисуса, которая включает те же жизненно важные отношения с Богом.

28 августа

Почему трепещут бесы

«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19).

Пытались ли вы вычислить, что бесы знают о Боге и как это на них влияет? Задавались ли вопросом, почему они так много знают о Боге, но все-таки не раскаиваются? Сегодняшний стих дает нам одну из редких возможностей рассмотреть идеи всей демонической рати.

Иаков ясно говорит, что демоны знают: Бог существует, Он — единый Бог, а не рассеянный сонм враждующих божеств. Но их реакция на это знание — лишь трепет ужаса. Мы можем сказать: «Ну да, все правильно, они и должны трепетать, при их-то нечистой совести. Грядет возмездие». Но может возникнуть вопрос: почему такой жуткий страх не приводит их к покаянию?

Мы должны помнить, что «отец лжи» представил им характер Небесного Отца в искаженном виде. Древний змий и не собирался говорить им правду о Боге. Вместо этого он внушил им: если однажды ты восстал, Бог будет стремиться отомстить. Нет никакой надежды на восстановление, только страшное ожидание мести и гнева.

Падшие ангелы прилепились к этому пониманию, хотя Бог сделал все, чтобы убедить их в обратном. Отвергая все четкие объяснения, они разрушили до необратимости свою способность постигать дальнейшие истины и подпали под бесконечное бремя сатанинской лжи на Бога. Неспособные понять Благую весть, единственно могущую привести к покаянию, они навсегда остаются в плену страха.

Для нас тоже явно недостаточно просто верить, что Бог существует. Вся наша духовная жизнь зависит от того, кем мы считаем этого действительно существующего Бога. И если наша религиозность отягощена страхом грядущего суда и трепетом перед разгневанным Богом, мы либо повернулись спиной к Нему, либо обременены ложью сатаны о том, Каков Бог и как Он относится к нам.

В отличие от сатаны и его обманутых демонических последователей мы все еще можем выйти из тьмы в Его чудный свет — свет истины о Нем. Господь так желает, чтобы мы расслышали: Он хочет обнять, а не устрашить нас!

29 августа

Незримый труд

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня» (Ин. 16:13, 14).

В годы моего обучения в академии я работал с системами общественного оповещения кампуса. Мой босс был очень мудрым человеком. Он часто говорил мне: если никто не догадывается, что я там — за пультом, значит, я делаю свою работу наилучшим образом. «Если громкость падает настолько, что слушателям приходится напрягаться, они скажут: «Почему этот парень не усилит звук!?» Если звук слишком громкий и с помехами, они возмутятся: «Что там случилось с этим мальчишкой?» Но если громкость оптимальная, они будут так внимательно слушать диктора, что и не задумаются, там ли ты. А это именно то, что нам нужно».

Глубочайшее желание Святого Духа, чтобы мы видели Иисуса. Позвольте мне выразить такую мысль: Дух не хочет, чтобы внимание отвлеклось от Цели и сосредоточилось на средстве. Он знает, что Его работа заключается в противодействии работе сатаны, который занят распространением лжи об Иисусе. А Дух Святой жаждет, чтобы запутавшиеся дети этой планеты знали правду о Том, знать Кого и есть жизнь вечная.

Один человек спросил: «Почему мы так много знаем об Иисусе и так мало о Святом Духе?» Я подозреваю, что Святой Дух ответил бы так: «Просто так надо». Спасение приносят нам не сложные знания о таинственной природе Троицы. Именно характер Бога, открывающийся во всех Личностях Божества, ведет нас к доверию Ему.

Христиане жаждут исполниться Святым Духом, ибо Иисус обещал, что это будет возможно (см. Деян. 1:5-8). Исполненные Духом христиане, как и Сам Дух, будут выполнять свои задачи наиболее эффективно, когда станут меньше внимания привлекать к себе, и максимум внимания — к Иисусу Христу. Дар Духа не дается для личного религиозного самоудовлетворения. Это не форма освященного исступления. Это не повод хвастать новыми уровнями религиозных достижений.

Иоанн Креститель продемонстрировал высший уровень исполнения Духом, когда согласился: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Это не должно нас удивлять, ибо именно таково совершенное выражение позиции Самого Духа. Наполнение Духом — это наполнение жизнью Христа, чтобы Он мог открыться окружающим.

30 августа

Приглашение от отца

«Тогда придите — и рассудим, говорит Господь» (Ис. 1:18).

Все мы слышали старую пословицу: «Делай, как я говорю, а не как я делаю!» Вы знаете, как это происходит. Мама бранит детей: «Уберите в комнате! Я не позволю вам превратить мой дом в хлев!» Однако загляните в ее комнату, и вы также увидите беспорядок. «Не опаздывай к ужину!» — предупреждает папа, и сам появляется на целый час позже.

Большинство из нас от юности настроено ожидать от родителей определенного двуличия. Мы знаем, что они хотят как лучше, но реальность находится где-то в другом месте. Проблема в том, что мы склонны с тем же мышлением подходить к отношениям с Небесным Родителем. Но есть хорошая новость: Бог живет по тем же правилам, по которым просит жить нас. Закон, который Он желает вписать в наши сердца, отражает и Его характер! Он просит нас жить подотчетно и разумно, как живет Сам. Только наша своенравная планета не попадает в ногу с остальной Вселенной. Только затемненные грехом сердца воспринимают Бога как деспотичного и действующего с позиции силы. Поэтому, в соответствии со Своей природой, суверенный Бог призывает нас: «Придите и рассудим».

Наш Небесный Родитель не кричит на нас: «Очистите свою жизнь!» Он говорит: «Позвольте Мне показать вам самый лучший образ жизни!» А Его наставления всегда сопровождаются обетованием наделить нас силой. «Поступайте, как поступаю Я, — призывает Он, — Я помогу вам!» Общаясь с Иисусом, мы начинаем познавать Его. Постепенно Его дружба может начать волновать нас больше, чем все замечательные вещи, о которых мы узнаем. Мы больше не смотрим на Его намерения как на деспотические требования. Мы можем принять их с радостью — как самую нужную информацию и как возможность лучше познакомиться с изумительным Богом!

Я рад, что Бог принял нас и окружил любовью, так что мы можем двигаться вперед, не связанные страхом провала. Слово «провал» исключено из лексикона дружбы. Когда что-то идет не так, друзья ищут ответы, продумывая всё вместе.

31 августа

Прекрасное в законе Божием

«И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:1-3).

Четыре тысячи лет назад на горе Синай Бог дал человечеству Свой нравственный Закон — Десять Заповедей. Закон этот явился не только выражением Его неизменной воли, но и откровением Его Божественного характера. Закон содержит Божье обещание восстановления и искупления, адресованное всем, принимающим Его.

Тем не менее на протяжении тысячелетий люди содрогались при мысли о Боге и смотрели на Десять Заповедей как на недоброе предупреждение гневливого Божества. Поэтому к Закону подходили как к тяжкой обязанности, возложенной на человечество, а не как к доброй вести от любящего Творца — вести освобождения и восстановления. Несмотря на это, у нас есть преимущество воскликнуть вместе с Давидом: «Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня» (Пс. 118:93).

Посмотрите по-новому на эти знакомые заповеди с осознанием того, что в них раскрывается сердце бесконечного Бога и Его обещание совершить нечто для Своего народа. Мы можем молиться, как это делал Давид: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс. 118:18,19).

Вспомним время провозглашения Закона на Синае, когда Бог выразил желание установить отношения со Своим народом. Он описал это время следующим образом: «Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх. 19:4). Именно в этом контексте мы можем лучше понять Бога, когда Он говорил «все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

Бог с любовью представлял Себя Своему народу, а не «кричал» на них с небес. Господь заявил: Он принял жизнь израильтян так близко к сердцу, что избавил их от рабства. Он был абсолютно уверен: если люди позволят Ему вести их, Он поведет их так, что они больше не почувствуют необходимости обращаться за помощью ни к какому другому источнику, то есть к другим «богам».

Неудивительно, что Давид утверждает: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165).