Январь

1 января

Свобода в Иисусе

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).

В течение 35 лет Билл старался жить в соответствии со всеми требованиями христианской жизни. Он был убежден, что только так можно заработать спасение. Неожиданно, ко всеобщему удивлению, он оставил религию. «Чтобы стать самим собой, мне необходимо быть свободным», — заявил он.

Скорее всего Билл никогда не обращал внимания на сегодняшний текст. Наверное, как и некоторым другим христианам, ему казалось, что присутствие Духа и свобода несовместимы. Зачастую люди воспринимают Бога так, словно Ему просто необходимо наложить на них тяжелое бремя: «Ты должен это сделать! Тебе не следует так поступать!» Свобода кажется им чем-то недосягаемым, но заявить об этом — значит восстать, а «мятежниками тоже нельзя быть».

Если в религиозном опыте человека присутствует чувство угнетенности, когда любое требование повиноваться в тягость, можно с уверенностью сказать, что Духа Господня там нет. Ибо Дух Господень не действует насильно. Он открывает человеку принципы истины и озаряет разум пониманием этой истины, делая ее жизненно необходимой. Бог не использует насилие над совестью человека для доказательства Своей правоты.

Однако люди, не имея возможности доказать истинность своих утверждений, часто прибегают к демонстрации силы. Но они либо лгут, либо не верят в способность других понять, что есть истина.

Правление же Бога утверждено на разумной последовательной истине, и Он уверен в способности Своего творения понимать ее. Использовать силу означало бы отречься от этих принципов.

В атмосфере настоящей свободы наш ум быстро постигает принципы Бога, на которых основано Его полное милости правление. Свободны ли вы в Иисусе? Благодарите Святого Духа за то, что Он научил вас быть свободными.

2 января

Надежное прибежище

«…В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него» (Еф. 3:12).

Мальчика, страдавшего хромотой, мать постоянно предупреждала, чтобы он не бегал. Хотя он даже мог обогнать свою младшую сестренку, ему внушали, что бегать нельзя. Поскольку это говорила мама, которой мальчик доверял, он перестал даже пытаться бегать и постепенно утратил присущие ему способности. Со временем он стал замкнутым и недоверчивым.

Какая трагедия! Точно так же обстоит дело и с теми из нас, кто прислушивается к доводам лукавого. Мы все страдаем хромотой, и дьявол внушает нам, что мы не можем бежать к Отцу. Однако все его доводы — ложь.

Прежде всего сатана утверждает, что Отец гневается на нас, а люди редко идут к тому, кто на них сердится. Адам и Ева тоже когда-то так подумали и спрятались от Бога. К тому же дьявол коварно нашептывает: «Бог не любит тех, кто имеет недостатки. Он может разрешить им приблизиться к Себе только после того, как они что-либо для Него сделают».

Бог всячески пытается опровергнуть эту дезинформацию, приводя множество фактов. Чтобы стать для нас самым надежным источником познания, Он явил нам истину о Себе в лице Своего Сына. Познавая Бога во Христе, мы начинаем доверять Ему, а по мере умножения нашего доверия все увереннее приближаемся к Богу, пока наконец не понимаем, что имеем полную свободу приходить к Нему.

Если бы мы только могли понять: нам нет необходимости продолжать хромать! Бог — Великий Целитель. Стремясь находиться в Его присутствии, мы обнаруживаем, что Он «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20). Наш Бог желает, чтобы мы не только могли бежать, но при этом еще и не уставали (см. Ис. 40:31). Именно Богу следует доверять больше всего и у Него получать истинное познание, ведь Он желает нам самого лучшего.

3 января

Вернуться к Отцу

«Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Нор. 5:19).

Проблема состоит не в том, каков человек в глазах Бога, а в том, каков Бог в глазах человека. Не Бог отвернулся от человека, а человек от Бога. В центре истинной религии — усилия Бога изменить мнение человека о Себе. В центре всякой ложной религии — старания человека заставить Бога изменить Его мнение о людях.

Грех — это и нарушение отношений с Богом, но именно мы, люди, и есть та сторона, которая нарушила их. Бога очень опечалило наше решение уйти «в дальнюю страну». Иисус показал нам, что Отец ходит у ворот, постоянно глядя на дорогу, чтобы заметить первые признаки возвращения Своих детей. Однако не забывайте: блудный сын понял, каков на самом деле его отец, только вернувшись домой.

Как отнесется к нам, заблудшим детям, Отец, когда мы явимся домой, пропитанные неприятным запахом и в грязной одежде? Отчитает нас за проявленную глупость? Сделает все возможное, чтобы не допустить восстановления в качестве членов семьи, пока не убедится, что мы исправились? Павел недвусмысленно отвечает на этот вопрос: Бог никогда не использует наши прегрешения против нас. Достаточно просто прийти домой, к Отцу, и Он примет нас.

Более того, Отец не определяет нам испытательный срок, чтобы постоянно напоминать о наших преступлениях. Он сразу же возлагает на раскаявшегося грешника Свою драгоценную одежду праведности Христа, дает перстень на руку и сандалии на ноги как знак восстановления в сыновних правах. Он ясно дает понять, что не держит обиды. Невероятно! Как не любить такого Бога?

4 января

Вредим сами себе

«А согрешающий против меня наносит вред душе своей» (Притч. 8:36).

В другом переводе этот текст звучит так: «Кто считает, что Меня нет, тот вредит себе».

Если вы подозреваете, что больны опасной болезнью, то обращаетесь к врачу. Если же вы решаете, что врач вам не нужен, со временем он вам может уже действительно не понадобиться. Многие скорбящие вдовы с сожалением вспоминают: их мужья не хотели признать, что нуждаются в медицинской помощи, и тем самым приблизили свою смерть.

Наше отчуждение от Бога доставляет нам невыразимые страдания. Мы жаждем, а Он — Вода живая. Мы голодны, а Он есть Хлеб жизни. Мы больны, Он же — великий Целитель. Тем не менее очень убедительный лжец — сатана внушает нам негативные мысли и о самих себе, и о Боге, а это вводит некоторых в заблуждение. Дьявол утверждает, что Бог гневается на грешников, и, если они не станут святыми, Он отвергнет их.

Так получилось, что мы родились в стане противника. «Осуждены!» — кричит сатана с адской непреклонностью. Но любящий Бог бесконечно нежно и бережно показывает нам истинную картину. В Своем Слове Он рассказывает, что дело искупления Его Сын уже совершил, и, хотя мы родились в мире, где отношения с Ним нарушены, Его чувства по отношению к человеку всегда были самыми добрыми и Он полон стремления нас исцелить. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).

Бог не скрывает правду о нашем состоянии. Грех убивает нас. Но Бог является любящим, заботливым, правдивым, верным, удивительным, вечно новым, укрепляющим Источником, дающим все самое лучшее для нашей жизни.

Нам нужно согласиться с тем, что Бог абсолютно прав, и исповедать Ему наши грехи. Это просто необходимо нам! Восстановив правильные отношения с Господом через искупительную жертву Христа, мы получим полное исцеление, которое Бог так желает нам дать.

5 января

Иисус пришел возвестить о прощении

«Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им веяний верующий» (Деян. 13:38, 39).

Иисус пришел на землю, чтобы искупить грешное человечество и возвестить нам о прощении — великой радости, которая будет всем людям (см. Л к. 2:10). Благая весть заключается в том, что мы прощены и что Бог — Прощающий!

Великая радость дана всем людям, но, к сожалению, не все жители земли принимают ее. Во Христе Бог объявил о прощении для всех людей. Потерянные будут потеряны не потому, что Бог не предложил им прощения, а потому, что они не приняли дар прощения и Прощающего.

Прощение безусловно, оно дается даром. Грешнику не нужно приходить пред лицо Божье с собственными заслугами, чтобы получить прощение. Взирая на заслуги Христа, он просит о прощении, и прощение тут же даруется ему.

Воскликнув: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34), Иисус не вымаливал того, чего Отец не желал делать. Бог сказал: «Я — Прощающий Бог. Я не могу не прощать, тем более не могу не любить». Именно на Божественном прощении и любви мы основываем свою уверенность. Только веруя в Него, уповая на это безусловное прощение, мы можем исцелиться.

Что может даровать нам большую свободу, чем осознание такой истины: благодаря жертве нашего Спасителя мы прощены и свободны от наказания смертью?

6 января

Познавая Бога

«Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).

Джилл испытывала глубокое отчуждение по отношению к матери, поскольку, как ей казалось, мать придиралась ко всему, что бы дочь ни делала или говорила. Но в конце концов девушка приняла доводы матери и оценила ее любовь. Со временем Джилл и ее мать стали самыми близкими подругами.

Возрастая в понимании проблемы греха, мы все яснее видим, что именно грех разделил нас с Богом, исказив наше понимание Его благости и любви, а это мешает нам строить с Ним отношения. Поэтому Господь стремится просветить наш разум познанием Его характера.

По просьбе Моисея Бог прошел перед Своим слугою и провозгласил Свое имя, то есть описал Свой характер милосердия, долготерпения и любви, а в этом — Его слава. В Иисусе Бог явился людям, проявив такую любовь и заботу, что тронул наши сердца. И все-таки даже некоторым верующим Бог кажется каким-то далеким и недоступным. Мы не понимаем Его, а это мешает нам наладить с Ним отношения и навсегда связать свою жизнь с Ним. Разрушенные отношения, как вы помните, одно из определений греха.

Бог знает, что нам нужно учиться понимать Его. Действуя бережно и с любовью, Он открывает нам Себя. Он горячо желает обрести такое единство с нами, которое останется неизменным в вечности.

Мысль о том, что Бог так заботится о наших с Ним отношениях, вызывает у меня глубокое чувство благодарности. Он уверен в моей способности к такой дружбе. Великий Бог вселенной ценит мою дружбу и стремится укрепить наши взаимоотношения!

Сейчас, познавая Его характер, я доверяю Ему и мою настоящую, и мою будущую жизнь. Я люблю Его всем сердцем и знаю, что все, разделяющее нас с Ним, будет устранено навсегда. Ищите Бога с твердой уверенностью, что Его стремление пребывать с нами намного сильнее, чем мы можем себе представить.

7 января

Исцеляющая любовь

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол. 1:21, 22).

В этом тексте представлена главная концепция греха, о которой мы упоминали ранее. Павел предельно ясно выразился о подлинной природе проблемы греха. Обратите внимание на следующие аспекты:

(1) вы были отчуждены от Бога — это разрушенные отношения,

(2) сердцем и умом вы были Его врагами — восстание против Него и Его правления,

(3) у вас было расположение козлу, т. е. состояние испорченности вашего естества, и как результат

(4) вы совершали злые дела, т. е. беззаконие.

Итак, «грех» касается не только отношений, не только отчуждения между человеком и Богом, как считают некоторые теологи. Грех — это многогранное, комплексное понятие, и об этом ясно говорит Священное Писание, в частности, апостол Павел.

Человек был создан для общения с любящим прекрасным Богом, но грех образовал пропасть между ними. Проявления враждебности никогда не исходили от Бога. Не Он оставил нас — мы сами отстранились от Него. Люди сегодня предпринимают отчаянные попытки заполнить уродливую пустоту, возникшую в результате разделения с Богом. Господь сегодня трудится над тем, чтобы помочь нам восстановить с Ним близкие отношения. Но грех выражается не только в разделении человека с Богом. Практически все, что происходит на земле недоброго, аморального, незрелого, совершается вследствие греховной природы человеческого естества. Грех проник глубже, чем только в отношения. Он поразил каждый элемент человеческого естества.

Некоторые считают, что грех — это исключительно беззаконие, выраженное в поведении, и, если мы будем совершать достаточно хороших поступков, Бог в качестве награды позволит нам войти в тесные отношения с Ним. Однако Господь рассматривает связь с Ним не как награду за наши добрые дела, а как средство, которое сделает нас способными совершать добрые поступки. Только тот, кто любим, может любить по-настоящему.

Очень важно помнить, что мы не сможем сами решить проблему греха, ее решение под силу только Иисусу. Не мы пытаемся примирить Бога с нами, а Сам Бог примиряет нас с Собой через жертву Спасителя. Именно Крест Христов — наше искупление и решение проблемы греха.

8 января

Я не забуду тебя

«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).

Как сегодня строить близкие отношения с Богом? Самые близкие человеческие отношения в нашей жизни призваны научить нас этому. Однако переживая отрицательные опыты и часто чувствуя себя отверженными, мы задаемся вопросом: а существует ли вообще какая-то надежда? Одну из самых мучительных трагедий в жизни мы переживаем тогда, когда человек, который должен любить нас, не поступает так. Это может нас уничтожить. Горечь настолько отравляет наше существование, что уже ничто хорошее не берется в расчет, а всякое проявление пренебрежения разрастается в наших глазах до невероятных размеров. «Это несправедливо!» — кричим мы…

Богу известно состояние наших раненых сердец. С огромной чуткостью Он поднимает нас руками любви и напоминает: даже если на этой отступившей планете и случаются такие немыслимые вещи, то подобного никогда не произойдет, если мы изберем жизнь с Ним. Он помогает нам осознать, что не забудет нас никогда, ибо настолько любит нас, что, воплотившись, воспринял человеческое естество.

Каждый испытал на себе удары судьбы, некоторые из нас полностью опустошены. И только реально ощутимые доказательства Божьей любви могут исцелить раненые души от отчаяния. Бог задумал сделать именно это. И Его план осуществится в жизни тех, кто познал Его и доверился Ему.

Иисус показал, как относится к нам Бог. Он жил жизнью сострадания и сочувствия среди грешных людей. Он заботился о них, слушал их, прикасался к ним. Он плакал и смеялся, радовался общению. Он был честен и прямо говорил о существующих проблемах.

Люди, их сердца и души всегда были для Него важны. В Его присутствии оттаивали сердца, возрождались надежды. Некоторые даже отважились поверить, что их прошлая жизнь не помешает им обрести признание Божье. «Я не забуду тебя», — заверяет Он сегодня вас и меня.

9 января

Прийти к Иисусу

«Все, что дает Мне Отец, но Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

Некоторые полагают, что Бог может отвергнуть нас по причине нашего несовершенства. Это мнение основано на наших человеческих взаимоотношениях. Вспомните, как быстро возникает отчуждение между людьми, когда они разочаровывают друг друга. Поэтому мы считаем, что у Бога (при наличии высочайших стандартов) гораздо больше причин отвергнуть нас, не соответствующих идеалу.

Некоторые уверены, что Бог принимает или отвергает человека, используя то и другое как рычаги, чтобы заставить нас совершать добро. Когда мы поступаем правильно, Он благосклонно относится к нам, если действуем неправильно, Он посылает проклятье на голову несчастного и мстит ему.

Одна из причин греха заключается в том, что люди удалились от Бога. Господь предупреждал Адама и Еву, чтобы они не разрушали изначальные, основанные на вере отношения с Ним. Но люди пренебрегли Его указаниями, и с тех пор человечество переживает трагедию отчуждения от Бога.

Великий Божий план искупления предусматривает возвращение человека к Богу. В Священном Писании мы находим множество текстов, в которых говорится о важности постоянного общения со Христом, ибо только тогда может произойти наше исцеление.

Бог никогда не отвергает приходящего к Нему. Со Своей стороны Он прилагает огромные усилия, чтобы достучаться до наших сердец, убедить нас в Его любви и принятии. Господь терпеливо и с любовью помогает нам восстановить разрушенные отношения.

Непринятие всегда причиняет боль и приводит к тому, что человек еще больше погружается в себя и собственные проблемы. Исцелить его может только любовь. Бог в полной мере проявил Свою любовь к нам, даровав спасение. От нас же требуется послушание, которое означает жизнь в гармонии с Его Духом.

10 января

Сила Божьей любви

«Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:18, 19).

Чувство безопасности — большая редкость в нашем хаотичном мире. Мы зачастую неспособны реализовать свой потенциал, поскольку не уверены в завтрашнем дне, не уверены в самих себе. И одна из главных причин нашей неуверенности — недостаток любви.

Мы никогда не сможем состояться как личности и исполнить наше высокое предназначение, если не придем к Богу, чтобы Его любовь могла исцелить нас. Божья любовь безоговорочная и безусловная, и лучшее доказательство тому — жертва Иисуса Христа за нас.

Иисус… Перед мысленным взором проходит множество картин из Его жизни. Вот Он исцеляет людей. Иисус — наш Целитель. Он заботится о нас с великой нежностью. Он также является Учителем, наполняя наш разум и сердце Своей мудростью, открывая нам истину. А вот Он в лодке, которая спокойно скользит по волнам Галилейского моря… Спаситель показал нам, что покой можно обрести, только приняв любовь нашего Небесного Отца.

Мы видим Иисуса в окружении детей, их маленькие ручки настойчиво тянутся к Нему. Дети не сомневаются — Он обязательно примет их. Мы также можем быть уверены, что приняты Богом и Он относится к нам с нежностью и пониманием.

Медленно, по мере того как наши измученные души находят покой во Христе, наш разум обновляется. Мы пробуждаемся и начинаем жить по-настоящему, потому что теперь в полной мере чувствуем безопасность. Его любовь исцеляет нас! Мы начинаем восхищаться Его характером, находить радость в общении с Ним, постигать Его замысел о нас. Мы добровольно поклоняемся Ему и стремимся постигать Его все больше и больше. Любовь Божья наполняет нас, и в один прекрасный день в нас воссияет Его образ.

Любовь Господа изменяет нас, делает свободными, побуждает думать, исследовать. Мы можем быть уверены, что Он наблюдает за каждым нашим шагом, оберегая и воодушевляя нас, чтобы мы с каждым днем все больше возрастали во Христе.

11 января

Как перестать грешить

«Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1Ин. 3:6).

Существует несколько различных подходов к толкованию сегодняшнего текста, и в зависимости от понимания слова «грех» мы рассмотрим два из них.

Некоторые рассуждают так: грех — это поступок, который я совершаю, например, я несдержан, раздражителен или обижаю кого-то. Отсюда следует: если я пребываю во Христе, значит, всегда буду владеть собой, буду добрым с людьми, а несдержанность свидетельствует о том, что я перестал следовать за Христом.

Другие трактуют приведенный текст следующим образом: грех — это в конечном итоге жизнь без Христа. Одни люди избирают именно такой путь, решив стать Ему чужим. Но другие принимают решение сделать Его центром своей жизни и связать себя с Ним узами любви.

Разница между этими двумя подходами состоит в том, что в первом случае грех рассматривается как поступок, а во втором — оценивается с точки зрения отношений с Личностью.

Что имел в виду апостол Иоанн, когда писал данный текст? Вторая часть стиха объясняет: «Всякий согрешающий не видел Его и не познал Его». Таким образом, неудивительно, что человек согрешает: ведь он не знаком с Тем, Кто хочет стать его лучшим Другом. Итак, оба упомянутых подхода верны, но первичными должны быть отношения. Из них проистекают правильные поступки, а правильные поступки укрепляют отношения.

Что же делать? Изо всех сил пытаться контролировать свою несдержанность и раздражительность? Стараться совершать как можно больше добрых дел? Да, это очень важно, Писание призывает нас именно так поступать. Но начинать совершенствование своего христианского характера следует не с этого, а с общения с Господом, с укрепления отношений с Ним — в этом решение проблемы.

Бог производит великую работу исцеления нашего сердца. Близкие отношения с Ним изменяют наше естество. Те, кто познал безусловную любовь Божью, чувствуют себя в безопасности. Обретая истинную радость в единстве со Христом, они больше не ищут временных удовольствий, потакая своим прихотям. Великий принцип «взирая… преображаемся» (2 Кор. 3:18) работает в жизни тех, кто познал Иисуса.

12 января

Восстановление разрушенного

«И будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис. 58:12).

В древнем Израиле случилась беда: в защитной стене, окружавшей столицу, сделан пролом, дома разграблены. И, что еще хуже, часть израильтян уведены в плен, а ведь они утверждали, что являются избранным Божьим народом.

Восстановления требовали не только стены города. Нация нуждалась в истинном исцелении, которое мог дать только Бог. Их дома лежали в руинах, и точно так же их сердца были разграблены врагом душ человеческих. Они называли себя избранными, но были далеки от Того, Кто избрал их. Они были настолько же беззащитны перед завоевателями, как и перед мыслями, сделавшими их узниками неверия.

Сегодняшний текст говорит, что Божье отношение к Израилю никогда не менялось. Они сами удалялись от Бога из-за своего упорного нежелания повиноваться Ему. Израильтяне настаивали на том, чтобы вести боевые сражения, руководствуясь собственным пониманием, а затем просили Бога поддержать их решения Его силой. Любой успех вызывал в них гордость. В любой неудаче они обвиняли Бога.

Израиль постился и молился, чтобы обрести благоволение Бога, просил об избавлении от неприятностей, в которые сам себя и ввергал. Бог же хотел, чтобы они взглянули в лицо реальности. Ему не нужно было, чтобы они отказывались от пищи. Он желал, чтобы они перестали проявлять эгоизм и своеволие. Господь пытался достучаться до их сердец: «Узнайте Меня, испытав на опыте, чего Я на самом деле желаю».

Бог хочет, чтобы мы перестали причинять боль себе и другим и удалили из своей жизни все, что разделяет нас с Ним.

Пролом в стене Иерусалима символизировал разрыв между Израилем и их Богом. Если бы они восстановили с Ним доверительные отношения, не только их город был бы в безопасности, но и они сами оказались бы защищенными от нашествия окружающих народов. Это верно и для нас сегодня.

13 января

Вера, способная исцелить

«Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5:34).

Можно было по-разному обратиться к этой испуганной, только что исцеленной женщине из толпы. Например, Иисус мог бы сказать: «Женщина, благодаря твоей настойчивости ты только что исцелилась», однако это была бы не вся правда. Он также мог бы заявить: «Женщина, ты исцелилась благодаря своим убеждениям». Но эти слова также не назвали бы главную причину исцеления. Поскольку женщина взирала на Него с уверенностью и доверием, Иисус заговорил о вере. Именно вера привела к исцелению.

Толпа любопытствующих, теснившая Христа, не ощущала животворной силы. Но когда страдающая женщина, уповая на выздоровление, протянула руку, чтобы прикоснуться к Нему, эта сила была явлена. Так и в духовной жизни. Умозрительная вера во Христа, формальное признание Его Спасителем мира никогда не принесет спасение душе. Вера, ведущая к спасению, это не только логическое согласие с истиной. Мало знать о Христе, нужно верить в Него! Вера приносит пользу только тогда, когда мы принимаем Его как личного Спасителя и полагаемся на Его заслуги.

Эта краткая встреча с безымянной женщиной по дороге в дом Иаира инсценировала Божий план спасения. Исцеление нашего испорченного грехом естества происходит тогда, когда мы, верою взирая на Агнца Божьего, раскаиваемся в своих грехах, верою принимаем искупительную жертву Иисуса и, хватаясь рукою веры за одежду Его праведности, вступаем во взаимоотношения любви и дружбы с Ним. В этом и состоит Божий план спасения для каждого человека.

«Верой мы принимаем благодать Божью. Но и одна только вера не является нашим спасителем. Сама по себе она ничего не значит. Вера — это всего лишь рука, которой мы держимся за Христа и принимаем Его заслуги, это средство исцеления от греха. Мы даже покаяться не можем без помощи Духа Божьего… И покаяние, и прощение исходят от Христа» (Э. Уайт. Желание веков, с. 175). Верою мы принимаем эти Божьи дары.

Если бы мы могли осознать всю глубину слов Иисуса: «Вера твоя спасла тебя», наша жизнь преобразилась бы полностью.

14 января

Просить и ожидать

«Не имеете, потому что не просите» (Ин. 4:2).

Одно из самых болезненных испытаний в жизни — иметь в своем распоряжении то, что необходимо любимому человеку, а ему от вас вообще ничего не нужно. Очень неприятно быть отвергнутым, когда предлагаешь что-либо безвозмездно, от чистого сердца. В таких случаях вы больше переживаете за любимого человека, чем за себя: ведь ему придется обходиться без того, что вы могли бы ему предложить.

Бог хочет, чтобы мы просили Его обо всем, в чем нуждаемся или чего желаем, ведь Он может удовлетворить все наши просьбы. Когда мы страдаем от недостатка чего-либо, Он напоминает нам: мы не имеем потому, что не просим.

Следует ли нам ожидать ответов от Бога? Конечно! Он всегда прям и честен. Чем больше вы познаете Бога, тем большая вероятность того, что ваши просьбы будут в гармонии с Его волей, и тем большая уверенность, что вы получите желаемое.

Когда мы убеждаемся, что Он действительно дает реальные ответы, на смену неуверенности и сомнениям приходит радостное ожидание. В самом акте веры нет никакой заслуги. Вера — это рука, которой мы хватаемся за руку Всемогущего. Наша надежда покоится исключительно на Том, в Кого мы верим. Просить, реально не надеясь получить, значит сомневаться в Божьих обещаниях. Не просить вообще — это, пожалуй, самое сильное из всех возможных заявлений о сомнении в благости Бога и в Его готовности благословлять нас.

Бог желает, чтобы мы испытали Его и узнали, как Он благ. Испытав Его, мы научимся полностью доверять Ему.

15 января

Безопасность в Его присутствии

«Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Иоан. 4:29).

Приглашение женщины звучит тем более поразительно, если вспомнить, что именно рассказал о ее прошлой жизни Иисус. Она не провела с этим незнакомым Человеком много времени, а Он уже говорит ей, что у нее было пять мужей и сейчас она живет не со своим мужем.

Согласитесь, человек, как правило, редко обсуждает неудачи своей семейной жизни даже с близкими друзьями, не желая становиться уязвимым. Но Иисус — великий психолог человеческой души — коснулся именно этого вопроса жизни самарянки. И она не оскорбилась, не возмутилась таким откровением ее сердечных тайн. Почему? Очевидно, в этом необычном Человеке было нечто, что вызывало абсолютное доверие. Это видно из того, что женщина отправилась в город и предложила его жителям познакомиться с тем Человеком. Самарянка поняла, что встретилась с Мессией, и доказательством тому была Его способность знать прошлые и настоящие тайны. Ей не терпелось рассказать о Нем людям, поскольку ее поразило то, как Он распорядился этой информацией: Он увидел ее нужду и предложил ответ.

Наш Господь знает о нас все. Но Он не использует это знание, чтобы нас пристыдить или вынудить повиноваться. Его единственная цель — наше исцеление. В Его присутствии мы можем отбросить всякое опасение, доверить Ему самое сокровенное, и Его нежное прикосновение исцелит нашу душу. Смело приглашайте других страдающих грешников прийти к источнику исцеления.

Некоторые люди платят большие деньги, чтобы пообщаться с профессиональным консультантом, который, внимательно их выслушивая, помогает принять болезненную правду о самих себе. Но разве разговор с Иисусом не является более действенным средством?

16 января

Когда справедливость подобна яду

«Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь» (Ам. 6:12).

Что может превратить справедливость в яд? На первый взгляд, это кажется почти немыслимым, ведь слово «справедливость» — однокоренное со словом «правда». Но порой случается так, что даже нечто хорошее люди могут превратить в плохое.

Некоторые христиане зачастую искажают представление о характере Бога, возлагая на Него ответственность за решения, которые принимают сами. Они заявляют, что Господь способствовал случившемуся или повелел им пойти туда-то, но ответствен ли Он за то, что произошло по их вине? Некоторые утверждают, что Бог руководил ими в тех ситуациях, которые завтра они поставят в вину другой силе. Каким же тогда люди представляют Небесного Отца? В глазах неверующих они искажают Его характер, Его сущность.

Как часто с огорчением можно наблюдать родителей, которые воспитывают своих детей и внушают им доктрины, стараясь при этом заставить их «скакать на лошадях» по твердым, как скала, собственным заблуждениям относительно Бога. Такие родители отвергают детей, когда те совершают плохие поступки, или, наоборот, относятся к ним снисходительно и ожидают от них благодарности за свое великодушие.

Но Бог не такой! Он говорит, что лошади не могут скакать по скалам. Он утверждает, что мы никогда не научимся доверять Ему, если не познаем лично, насколько справедливы Его пути. Его справедливость — не яд, это отличный небесный антибиотик, убивающий вирус греха в нашем сердце и разуме. Грех — вот причина наших извращенных понятий и превратных представлений о великом Боге. Справедливость — Его постоянное стремление вернуть нас на истинный путь.

Справедливость Бога — это справедливость учителя, желающего привить истину ученикам. Не будет ли разумным радостно довериться Его руководству?

17 января

Невидимая борьба

«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Нор. 5:15).

Как справедливо подмечено, борьба с самим собой — самое трудное в жизни христианина. Но она осложняется еще и тем, что люди не понимают природы этой борьбы. Хотя она вполне очевидна: противостояние похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, однако труд на этом уровне — это труд на уровне симптомов. Потому корень проблемы может оставаться и наше «я» будет жить.

На этом уровне человек вступает в поистине нескончаемую борьбу со своим эгоизмом. Он пытается отказаться от совершения эгоистичных поступков, более того — даже искоренить эгоистичные мысли, делая себя, а не Иисуса Христа центром всего. Однако, оказываясь не в состоянии достичь поставленной цели, человек начинает страдать от чувства вины. Попытки заработать помилование становятся целью всех деяний, фокусом религии, пока наконец человек не осознает, что сила его — в Боге.

Борьба с самим собой необходима. Апостол Павел ревностно боролся с собой: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:26, 27). Однако успешно вести эту битву мы можем, только пребывая во Христе Иисусе. Укрепляя наши отношения с Ним, уделяя время для личного доверительного общения с Вождем нашего спасения через молитву и исследование Писание, мы соединяем свою слабую силу с Его всемогуществом и тогда становимся непобедимыми!

18 января

Духовное прозрение

«И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:28, 29).

Двое слепых, умоляя о милости, приблизились к Иисусу. Совершенно очевидно, что они хотели обрести способность видеть. Но просьба этих людей свидетельствует: они были согласны с тем, что традиционно считалось причиной потери зрения. Они просили о милости, полагая, что их слепота была следствием Божьего осуждения (см. Ин. 9:2).

Иисус встретил просьбу слепых вопросом: действительно ли они верят, что Он может исцелить их? Конечно, им было известно, что Он может это сделать! Они, должно быть, слышали от очевидцев подробные рассказы о Его чудесах, как Он исцелял больных, немощных и калек. Нетрудно представить, как быстро слепые ответили: «Верим, Господи!» «По вере вашей да будет вам», — ответил Иисус, и их незрячие глаза открылись.

Однако эти два слепца получили не только физическое зрение. Открылось и их духовное зрение. Возможно, позже, лежа на траве и глядя в ярко-синее средиземноморское небо, они осознали, как добр Господь! Он не отогнал их, как жестокие книжники и фарисеи, объявив грешниками, несущими Божье проклятие. Он снизошел до их страдания и без всяких разбирательств, кто виноват, а кто нет, даровал им зрение. Когда они размышляли над этим, в их сознании пробуждались новые мысли. У них открылось духовное зрение.

Иисус пришел, чтобы открыть правду о Боге детям земли, попавшим в беду, и объяснить, что Бог любит их. Он пришел, чтобы вернуть усталым сердцам общение с Тем, Кто может дать истинный покой. Верите ли вы, что Бог хочет это сделать? Понимаете ли, что Он стремится принимать участие в вашей жизни, желая вернуть вам духовное зрение?

Несомненно, Иисус пытается сказать нам, что Бог никогда не творит произвола, никогда не руководствуется местью. Он хочет, чтобы мы были здоровы. Для несчастных людей было большой победой поверить в это вопреки насаждаемому священниками учению. Их друзьям также пришлось пересматривать свои взгляды.

Незрячие поверили и обрели способность видеть. Я надеюсь, что они получили от Иисуса мужество принять это как начало нового пути.

19 января

Обличая грех

«И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Ин. 16:8, 9).

Она плакала и не могла успокоиться. Ее только что обличил в некоторых грехах член церкви. Он назвал грех по имени, и она честно призналась, что сделала это. «Дух действительно обличает меня, — согласилась она. — Я чувствую угрызения совести».

На первый взгляд это может показаться странным, но сатана тоже занят тем, что осуждает грех. Конечно, некоторых он убеждает не переживать о содеянном и продолжать получать сомнительные удовольствия. Но к людям, стремящимся изменить свою жизнь к лучшему, у него подход особый. Он внушает им, что их грех ужасный и Бог не может простить их. Или же он дает неизбывное чувство вины, которое просто убивает их. Сатана, осуждая грех, никогда не предлагает исцеление от него, напротив, концентрирует внимание лишь на тяжести поступка. Его цель — раздавить человека отчаянием.

Дух Святой, обличая во грехе, тут же указывает на Голгофу, на жертву Спасителя и возможность покаяния. Он призывает грешника прийти к Иисусу и укрепиться Его силой в борьбе с плохими привычками, изъянами характера, греховными склонностями. Дух Святой осуждает грех, но ставит во главу угла возможность спасения, Его цель — научить грешников слагать свое бремя грехов у подножия креста.

Если мы концентрируем все внимание на своих проступках и не прилагаем усилий, чтобы восстановить отношения с Господом, то постоянно будем находиться под гнетом вины и все более удаляться от Святого Бога.

Это должно побудить нас пересмотреть наше отношение к попыткам назвать грех по имени. У нас редко возникают трудности с тем, чтобы обличить наших ближних. Но если мы не понимаем, почему люди совершают такие поступки, если не знаем, как направить человека к Иисусу, то вполне возможно, что, не ведая того, мы сотрудничаем с темными силами, пытающимися отобрать у грешника надежду. Если же мы с любовью и сочувствием направляем взор согрешившего к Иисусу, тогда будем сотрудниками Божьего Святого Духа.

20 января

Мир, рожденный упованием

«Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3).

Является ли душевный мир следствием послушного исполнения Божьей воли? О, да! «Велик мир у любящих закон Твой» (Пс. 118:165). Чувство хорошо исполненной ответственности рождает удовлетворенность и покой. «Нечестивым же нет мира» (Ис. 48:22).

Чем больше мы познаем Бога, тем в большей мере обретаем душевный покой. Начиная понимать неопровержимые истины о мудром и любящем Боге, мы принимаем самое правильное решение всей нашей жизни: доверяем Ему, доверяем Его повелениям и в этом доверии находим совершенный мир.

Псалмопевец писал: «Правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). Истина состоит в том, что правильные отношения с Богом, выражающиеся в познании Его характера и Его воли, а также в стремлении исполнить ее, даруют нам мир. Действительно, правда и мир неотделимы друг от друга.

Но что такое мир? Отсутствие проблем? Положительные эмоции? Или постоянное присутствие Бога в нашей жизни, не позволяющее нам впасть в уныние?

Подлинный мир — это исповедание веры независимо от обстоятельств; непоколебимая уверенность в Боге и в том, что Он уже решил наши проблемы. Это несет с собой внутреннюю радость и чувство признательности по отношению к Тому, Кто явил гармонию справедливости и милосердия.

Внутренний мир — очень практичная вещь. Если вы падаете, то знаете, что Бог не оставит вас. В любой жизненной ситуации вы чувствуете Его водительство и поддержку. Ваша уверенность в Нем и в надежности ваших отношений с Ним позволяет выбраться из ямы безнадежности.

Некоторые ищут душевного мира только на уровне собственных чувств. Чувствами они проверяют свою духовность и, как правило, тратят много времени на думы о себе, вместо того чтобы двигаться вперед к новому пониманию Бога — Создателя мира. Они быстро отказываются от любых отрицательных эмоций в пользу эйфории, которую, по их мнению, должен принести мир. К сожалению, Божий мир никогда не приходит таким образом. Мир дарует Бог, и Бог есть наш мир.

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим. 15:13).

21 января

Верность до смерти

«Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Лк. 16:2, 3).

Предсказание Иисуса вызывает недоумение. Как могут люди, заявляющие о своей преданности Богу, убить кого-то во имя Его? Ответ Иисуса открывает причину такого явления: эти люди не знают Бога.

Религиозные фанатики — самозваные хранители общественной добродетели — никогда не признают, что незнакомы с Богом. Спуская курок, они скорее всего цитируют Писание и призывают имя Божье. Они могут даже благодарить Его за то, что у них есть такая хорошая мишень, поскольку бог, которому они поклоняются, одобряет насилие во имя «истины».

Такие люди могут убивать во имя бога. Проблема в том, что у них не тот бог. Они могут использовать библейские слова, обращаясь к своему богу; возможно, даже называют его Иисусом или Отцом. Но произносить правильные слова — еще не означает исповедовать истину. Только качества характера, отношение к людям и решение проблемы греха отличают истинного Бога от всякой подделки.

Правильное представление о характере Бога — это гораздо больше, чем просто богословские изыскания. Комментарий Иисуса ясно дает понять, что поклоняться деспотичному богу означает самому быть деспотичным. Поклоняться мстительному и гневливому богу означает самому быть таким же, ибо на что взираем, в то и преображаемся. Чем несовершеннее наш эталон, тем более несовершенными мы будем становиться.

Как бы ни был трагичен тот факт, что христиан будут предавать на смерть за убеждения, гораздо более трагично то, что это будет совершаться во имя Бога. Сатана не радуется, когда христианин умирает, пребывая в Иисусе. Но видеть, как люди очерняют репутацию Бога, доставляет дьяволу извращенное удовольствие, потому что именно это является его целью.

Хуже смерти для человека — только смерть в состоянии отчуждения от Бога. И не может быть ничего более разделяющего с Богом, чем превратное представление о Нем. Никогда не искажайте Его характер по причине незнания Его.

22 января

Стать богоподобными

«Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Иоан. 3:2).

Многие богословские дискуссии посвящены теме, как последователь Христа становится на Него похожим. Интересно, сколько людей покидают такие дискуссии полностью обескураженными? Ведь обычно там приводятся бесконечные списки дел, которые должно и не должно совершать.

Часто речь идет о продуктах, которые можно и нельзя употреблять; одежде, которую следует и не следует носить. Богоподобие действительно проявляется в наших поступках, но поступки — это следствие богоподобия, а не причина.

Истинное богоподобие гораздо глубже, хотя и выражается на уровне нашего взаимодействия с окружающим миром. Сегодняшний текст подсказывает нам, как стать похожими на Бога. «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).

Взирая на Бога и восхищаясь Его качествами (истинный, долготерпеливый, любящий, прощающий, исцеляющий, дружелюбный, созидающий и многие другие), мы начинаем все больше и больше преклоняться перед Ним. И так же естественно, как вода стремится вниз со склона, а воздушные шары парят в воздухе, наше сердце копирует то, на что мы взираем. Мотивы человека отражают его внутренние ценности. Почитая Бога в своем сердце, мы искренне стремимся быть похожими на Него и дорожим нашими отношениями. Знать Бога означает любить Его. Сосредоточить на Нем свое внимание — значит уподобиться Ему.

Однако христианин не только созерцает, но и борется. Он не только взирает на Господа, но Его силой также ведет постоянную духовную борьбу. Как сказал Павел: «Но усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор. 9:27).

23 января

Чтобы иметь жизнь

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти но Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоан. 5:39, 40).

Сегодняшний текст свидетельствует о том, что Иисус, обличая людей за их подход к изучению Библии, серьезно беспокоился о них. В Своем обращении Он касается самого, пожалуй, опасного из всех связанных с Библией заблуждений: будто спасение можно приобрести, накапливая исключительно религиозную информацию, почерпнутую из Библии.

Некоторые считают, что для спасения достаточно знать и исполнять все библейские требования относительно образа жизни христианина. Да, Библия действительно содержит массу информации о том, как должны жить люди. Должен ли христианин обладать этим знанием и воплощать его в жизнь? Несомненно! Ведь Христос — не только наш Спаситель, но и Господин нашей жизни, и нам жизненно важно знать, чего Он ожидает от нас. Однако это только один центр «эллипса» знания Бога. И если сосредоточиться только на нем, религия вырождается в законничество, в котором главное — буква.

Противоположной крайностью является утверждение, что от христианина ничего не ожидается, кроме знания Бога как Личности — Его характера, целей, деяний. И само это знание будет производить в человеке праведный характер и правильное поведение. Все это также правильно, ибо это — дух, второй центр «эллипса» познания Господа. Но дух немыслим без буквы, а буква — без духа. Богу необходимо поклоняться «в духе и в истине».

Дух первичен, познание Личности Бога — первично. Буква следует за духом. Поскольку Писание требует дел любви, только те, кто прежде возлюбил, могут выполнить эти повеления и по букве, и по духу. А полюбить люди могут, только находясь в живых отношениях с любящим Отцом.

Для тех, кто прежде не обрел Отца и не сделал Его единственным устремлением своей души, законническое поведение в конечном счете — лишь бессмысленный ритуал. Всякая религия, которая навязывает новообращенным людям необъятный список требований к образу жизни, не приводя их вначале к личным отношениям с Богом, осуждается Иисусом. И всякая религия, сосредоточенная исключительно на благости Божьей, Его любви и не представляющая требований Божьих к человеку как подданному Его Царства, осуждается Господом не менее. «Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23), — скажет подобным людям Христос.

24 января

Имя Бога — это его характер

«Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою» (Исх. 33:19).

Огромное множество вышедших из Египта еврейских рабов расположилось станом в пустыне. Они часто были недовольны и роптали. Бог сотворил для них чудеса, освободив из египетского рабства, но они все еще оставались рабами — рабами собственного необузданного нрава и неверных представлений о характере Бога и Его намерениях о них.

Моисей, их руководитель, был глубоко обеспокоен отсутствием у народа веры в настоящего Избавителя. Избранный Богом быть Его представителем среди израильтян, Моисей осознавал, что они смогут понять столько, сколько он сможет им объяснить. Поэтому он сам стремился лучше познать Бога. И однажды попросил Господа показать ему Свою славу.

Моисей хотел увидеть не просто демонстрацию сияния и могущества. Божья слава являлась постоянно в Его присутствии в столпе облачном и в столпе огненном. Бог понимал, что Моисей желает лучше познать Его как для себя самого, так и ради тех, кого вел в землю обетованную. Моисей просил: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди — Твой народ» (Исх. 33:13).

Отвечая на его просьбу, Бог укрыл Моисея в расселине скалы и прошел перед ним, провозгласив Свое имя (см. Исх. 33:19-22). Рассказывая о пережитом опыте, Моисей описывает характер Бога. Он получил заверение, что Бог милостивый, добрый, терпеливый, полный неизменной любви, верный, прощающий и справедливый. В этом ключе Бог воодушевлял Моисея воспитывать и учить Свой народ. Другими словами, Бог сказал Моисею: «Покажи им, кто Я, посредством того, как ты руководишь ими».

Сотни лет спустя Бог снова «прошел» перед человечеством — в лице Своего Сына. В удивительной жизни Иисуса «мы видели славу Его», полную благодати и истины (Ин. 1:14).

Направляясь учить все народы настоящей истине, нужно понимать, что лучший способ явить Бога — это относиться к другим так же, как Он относится к нам. Современным людям, как и Моисею, Бог обещает: «Я буду с тобой».

25 января

Религия чудес?

«Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф. 7:22, 23).

Как же нас все-таки впечатляют чудеса! Мы уделяем самое пристальное внимание тому, что заставляет наше сердце колотиться, а дыхание — учащаться. Мы запоминаем эффектные зрелища и зачастую не стараемся разобраться в происходящем, а просто получаем удовольствие. Стоит ли в таком случае удивляться, что, когда речь заходит о личной готовности людей встретиться с Богом, их вера в основном зиждется на чудесах?

Иисус говорит о людях, которые могут засвидетельствовать о довольно впечатляющих событиях: пророческих предсказаниях, изгнании демонов, чудотворении. Большинство из нас не может похвастаться столь впечатляющим опытом. Но почти каждый может вспомнить «маленькие» чудеса. Мы подразумеваем поток чувств, нахлынувших на нас во время призыва на молитвенной неделе. Тогда мы даже прослезились. На память приходит случай, когда мы молились, чтобы Бог помог нам найти очки, и мы находили их (в собственном кармане). А как насчет изучения Библии вместе с человеком до тех пор, пока он не принял крещение? Разве все перечисленное не доказывает, что и мы находимся в числе избранных?

Иисус вновь предупреждает, что все это не решает проблемы. Чудесная сила может произвести впечатление, но изменяемся мы только при условии глубоких личных отношений с чудесной Личностью. Мы можем оставить некоторые плохие привычки, произносить довольно убедительные проповеди и даже приводить людей в Церковь, где они встретят Иисуса Христа. Однако все это впечатлит только одного человека — нас самих. Что нам действительно необходимо, так это быть под впечатлением Личности Бога. В противном случае мы все еще будем находиться под влиянием старого мифа о том, что спасение основано на делах.

По свидетельству Иисуса, этот миф порождает беззаконие. Ведь даже добрые дела, совершаемые вне личных отношений со Христом, суть дела неправедные. Сами по себе поступки вовсе не плохи, но люди, совершившие их, отчуждены от Бога.

Разве не лучше услышать, как в великий день Иисус скажет нам: «Придите! Мы близко знаем друг друга. Давайте сохраним нашу дружбу навсегда»?

26 января

Принимать грех всерьез

«…Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:25).

Перед общиной стояла трудная задача: как поступить с членом церкви, совершившим открытый грех? Что должно одержать верх: справедливость или милость? Наконец один из братьев произнес: «Что ж, прощать приятно, но мы должны серьезно относиться к греху».

Можно ли серьезно относиться к греху, проявляя при этом милость?

В Едемском саду сатана солгал Адаму и Еве, сказав, что грех не так уж опасен. «Можно грешить и не бояться последствий, — пообещал он. — Вы не умрете». Правда же состоит в том, что грех на самом деле приводит к смерти, причем — к вечной смерти.

Почему первые люди не умерли сразу? Почему они остались жить? За них в жертву был принесен агнец — символ грядущей жертвы Божьего Сына. В течение четырех тысяч лет сатана заявлял: «Грех не влечет за собой второй смерти». И только когда Иисус воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46) и умер второй смертью, вселенная навсегда уяснила: грех на самом деле ужасен. Бог действительно говорит правду, Он, несомненно, праведен.

Был ли Бог неумолим по отношению к Адаму и Еве? Отстранился ли Он от отношений с ними, протестуя против вызова, брошенного Его правлению? Нет! Проблема в том, что это люди отошли от Бога и разрушили взаимоотношения с Ним.

Подлинно, грех — это великое зло! Возмездие за грех — смерть. На кресте Иисус принял на Себя вторую, вечную смерть, тем самым оказав человеку милость и удовлетворив справедливое требование нарушенного Закона.

27 января

Признаться в непослушании

«Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32).

Почему Бог так настойчиво указывает на всестороннее неповиновение человека? По какой причине Он делает все возможное, чтобы побудить каждого признаться в непослушании?

Павел в сегодняшнем тексте выражает принцип, которого придерживается Бог в отношениях с нами, грешниками: признающие свою вину обретают милость, не признающие вину милости не получают. Проблема не в том, что Бог кому-то не дарует милость, а в том, что грешник не признает ее необходимости для себя. Кто не признает, что болен, тот не обращается к врачу.

Несмотря на огромную ценность дара милости в глазах познавших ее людей, большинство тех, кому Бог предлагает эту милость, по-прежнему страдают, не пользуясь ее преимуществами. Действительно, неразумно отвергать лечение, если без него болезнь смертельна. Это лишь доказывает, как далеко мы заходим, защищая свой имидж. Мы скорее умрем, доказывая свою невиновность, чем рискнем столкнуться со стыдом и отвержением, которые кажутся нам неизбежными, назови мы хоть шепотом свою болезнь.

Однако если мы знаем, что наша откровенность будет встречена милостиво, нам значительно легче довериться Врачу. Понимая, что Он сохранит конфиденциальность и предложит нам эффективное лечение, мы можем без страха признать наличие проблемы.

Иоанн сказал: исповедовав грехи наши, мы можем рассчитывать, что Бог простит и очистит нас. Исповедовать в данном контексте означает согласиться с мнением Бога и сказать: «Да, Ты прав в Своей оценке: я — грешник и очень нуждаюсь в помощи». Богу известно наше состояние, и мы исповедуем грехи не ради Него, а ради себя.

Как это верно: благость Божья ведет к покаянию. Можно еще сказать, что благость гарантирует нашу безопасность, и мы смело можем признать свою нужду в покаянии. Личный вопрос для каждого из нас: почему мы до сих пор остаемся в стороне от Друга, с такой нежностью привлекающего нас к Себе?

28 января

Испытай меня

«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23, 24).

Давид имел изумительное понимание Небесного Отца, и это во всей полноте отражено в данном псалме. Он без страха и смущения открывает Царю вселенной свою внутреннюю жизнь для тщательного исследования.

Мы, стремящиеся скрыть тайны наших сердец, удивляемся его откровенности. Объяснение находим в последней фразе: Давид уверен, что, если Отец отыщет в его сердце прегрешение, результатом будет не осуждение, а наставление. Он знает сердце Отца и Его желание помочь Своим детям.

Мы часто прячемся за фиговыми листьями, боясь, что наша нагота станет объектом насмешек и презрения. Адам и Ева укрылись в райских кустах, потому что уже начали воспринимать Бога не так, как прежде. Они ожидали, что Господь резко осудит их наготу. Но Бог пошел к ним навстречу, приготовив одеяния из кожи животных, чтобы их разрушенная самооценка не пострадала еще больше.

Многие боятся небесного суда, считая, что Бог оценивает нашу жизнь с целью выявить допущенные нами ошибки. Они воспринимают Бога как строгого судью, который борется со злом одним методом — осуждая его. Но Давид видел Отца, а отцы помогают детям исправлять ошибки, воспитывают, обучают и радуются их взрослению.

Нам жизненно необходимо признать свою великую нужду в Божьей любви. Однако сделать это нелегко. Мы всячески и любыми путями стремимся поднять свою самооценку, не признавая собственных недостатков. Но нам не удастся ощутить Божью силу, пока не признаемся в своих слабостях. Бог со Своей стороны сделал все, дабы помочь человеку восстановить разрушенные грехом отношения. Он желает, чтобы Его сила совершенным образом была явлена в нас.

Давид знал Бога как любящего Отца и мудрого Наставника. Мы также имеем возможность узнать во всей полноте восхитительный характер нашего Господа.

29 января

Нуждаться в Боге

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Что лучше: искать дарителя или жаждать только его дара? Если бы у вас был щедрый богатый родственник, разве вы не ценили бы его самого больше, чем его богатство? Ведь не будь в его характере щедрости, его состояние не принесло бы вам никакой пользы. Было бы неправильно придавать значение только богатству, тогда как величайший из даров — это общение с ним.

В одном из переводов сегодняшний текст звучит так: «Блаженны осознающие свою нужду в Боге». Нужду в Боге. Это удивительно! Мы постоянно обращаемся к Господу с разными просьбами, ведь проблемы возникают в нашей жизни одна за другой, но порой происходящее заслоняет от нас Того, Кто является Подателем всех благ.

Некоторые, получая подарок, чувствуют себя обязанными. Может, это Божий метод поставить нас в зависимость от Него? Если бы Бог использовал Свою любовь как орудие, чтобы обязать нас к послушанию, тогда понимание произошедшего на кресте раздавило бы нас. Неудивительно, что многие христиане такие угрюмые. Они испытывают противоречивые чувства благодарности и опасения. С одной стороны, они понимают, что должны быть вечно благодарны за дар вечной жизни. Но на них порой накатывает ужас при мысли о личной встрече с Богом. Они не уверены, полностью ли выполнили обязанности, налагаемые таким даром.

Бог отдал нам Себя и все, чем обладает. Это явлено в жертве Его Сына. Истинное прочное счастье приходит тогда, когда мы понимаем: отдавая Себя, Он дал нам все, что мы могли когда-либо пожелать или в чем могли нуждаться. Если Царь принадлежит нам, то Его Царство — тоже. Если Прощающий — наш, то Его прощение — тоже. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3)

30 января

Счастье из скорби

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Сколько существует разных видов печали? Каким образом Бог утешает нас? Смысл этих слов Христа не в том, что сам по себе плач может снять вину греха. Бог не одобряет притворного смирения. Плач, о котором говорит Христос, не означает меланхолию и рыдания. Хотя мы и печалимся о своей греховности, однако можем вместе с тем радоваться драгоценному преимуществу быть детьми Божьими.

Мы не раз печалимся потому, что наши недобрые поступки приводят к печальным последствиям, однако это не та печаль, которая производит покаяние. Настоящая печаль о грехе — плод работы Святого Духа. Дух открывает неблагодарность сердца, которая опечалила Спасителя, и приводит нас в раскаянии к подножию креста.

Каждым нашим грехом мы вновь наносим раны Христу. И когда созерцаем Того, Кого пронзили, то сожалеем и плачем по причине грехов, которые причинили Ему такие страдания. Именно такой плач приводит к отвержению греха.

Светский человек может считать такую печаль слабостью, но в действительности это сила, которая соединяет раскаявшуюся душу неразрывными узами со всемогущим Богом. Такая печаль свидетельствует, что Божьи ангелы возвращают душе благословения, которые она утратила вследствие ожесточения сердца и преступления. Слезы покаяния — это как капли дождя перед тем, как засияет свет святости. Такая печаль предвещает радость, которая станет животворным источником для души.

Есть утешение и для опечаленных испытаниями и скорбями. Горечь печали и унижения — это лучше, чем попустительство греху. Через страдания Бог открывает нам недостатки нашего характера, чтобы Его благодатью мы могли победить собственные изъяны. Открывая нам то, чего мы сами о себе и не подозревали, Бог испытывает нас: воспримем ли мы Его обличение и Его совет?

31 января

Вечные хранители

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Мне нравится находиться дома. И если бы мне пришлось выбирать — пойти на званый ужин или остаться вечером дома, я попытался бы соединить два в одном: устроил бы праздник у себя дома.

Нет ничего плохого в том, чтобы находиться дома. На самом деле, это правильно. И наша привязанность к земле — нашему дому — это тоже хорошо, поскольку такой дом выбрал для нас Сам Бог от начала.

Мы часто говорим о переселении на небеса. Но Бог знает, что праздник понравится нам больше, если его организовать в нашем доме. По этой причине, когда великая борьба между добром и злом окончится, Бог планирует наше возвращение домой.

Сейчас наша маленькая планета переживает очень тяжелые времена. Экологи предупреждают, что земные ресурсы быстро сокращаются. На многих карикатурах изображено, как люди падают с перенаселенной поверхности земли. Мы в беде! Общество заполонили всевозможные виды жестокости. Почему все это происходит? По причине греха.

Я верю, что Бог хочет объединить нас в понимании таких проблем. Наш век — век передовых технологий. Компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни, а кремниевый чип вскоре заставит уйти в прошлое целые библиотеки. Современный человек имеет свободный доступ к любой информации, поэтому ожидает получить ответы на любые вопросы.

Мир погрузился в хаос, потому что грех, породивший хаос, овладел теми, на кого была возложена ответственность за землю. Вначале человек отражал образ своего Творца и лелеял свой земной дом, возделывая и наполняя его. Разделение с Богом привело к оставлению путей Божьих, и с тех самых пор человек разрушает землю.

Какое наступит чудесное и счастливое время, когда наши отношения с Богом будут полностью восстановлены! Мы снова станем похожи на Того, Кто «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Бог будет радоваться вместе с нами в день, когда мы сможем вернуться домой, в тот обновленный мир.