Ноябрь

1 ноября

Протестантский миссионерский взрыв

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Мф.24:14.

Мировая миссия стала сердцем христианства протестантского направления девятнадцатого века. Начало новому миссионерскому движению было положено в 1792 году, когда Уильям Карей опубликовал «Исследование на тему христианского долга в вопросе употребления средств для обращения язычников».

Для нас это может выглядеть не столь революционно, как это было в 1792-м. В следующем году было учреждено первое миссионерское общество, которое спонсировало иностранных миссионеров и направило Карея в Индию, где он работал в течение семи лет, не обратив ни одного индийского жителя.

Хотя его работа изначально продвигалась очень медленно, она обретала все более глубокие корни. Ко времени своей смерти в 1834 году Карей не только создал сильную христианскую церковь в Индии, но и стал родоначальником нового миссионерского движения, которое охватит протестантизм всего мира. Первая крупная волна протестантской мировой миссии достигла критической точки в 1830-х гг., но этим дело не закончилось. Напротив, в течение девятнадцатого века мировая миссия все больше расширялась. Кеннет Скотт Латуретт назвал девятнадцатый век «великим веком» протестантских миссий, а Сидней Альстром, ведущий исследователь в области американской истории церкви отмечал, что «в последние два десятилетия девятнадцатого века наступила кульминационная фаза иностранных миссий в американском протестантизме».

Одной из ее предпосылок явилось возникновение Студенческого добровольного движения в поддержку иностранных миссий, ставшее результатом призыва, с которым евангелист Дуайт Л. Муди обратился в 1886 году к студентам колледжей. Он призывал посвятить свои жизни миссионерскому служению. В тот год откликнулись сто человек. В 1887 году эта цифра возросла до 2 200, и за несколько лет тысячи молодых людей посвятили свои жизни миссионерскому труду. Девизом движения была фраза: «Евангелизация мира в нашем поколении».

Как утверждает Эрнест Сандин, эти события повлекли за собой «величайшую миссионерскую заинтересованность из всех известных в Соединенных Штатах». В результате американские протестанты стали посещать такие места, как Африка, Китай, Япония, в качестве своих духовных провинций.

Такое движение не застало адвентистов врасплох. Бог открыл двери посредством протестантской инициативы, и адвентисты седьмого дня быстро достигнут трехангельской вестью «всякого племени, и колена, и языка, и народа».

2 ноября

Адвентистский миссионерский взрыв — I

И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу. Откр.14:6.

Нужно признать, что Церковь адвентистов седьмого дня не возникла как сообщество миссионерской направленности. Напротив, в ранние годы их смело можно было назвать антимиссионерским сообществом.

Между 1844 и 1850 годами, придерживаясь богословия закрытой двери, они не видели необходимости проповедовать кому-либо, кроме тех, кто принадлежал миллеритскому движению 1840-х гг.

Кто-то скажет: как недальновидно! Да, но это была важная стадия развития адвентизма. Этот период адвентистской миссии (1844–1850) сохранил скудные ресурсы от потенциальных расходов на миссию, чтобы была выстроена доктринальная платформа. Иными словами, сначала появилась уникальная весть, и только потом они могли ее распространять.

Вторая стадия адвентистской миссии (1850–1874) ограничивалась Северной Америкой. Это был также необходимый шаг в адвентистском миссионерском развитии. Эти годы позволили разработать мощную базу в Северной Америке, которая затем смогла поддерживать иностранные миссионерские проекты.

Третью стадию (1874–1889) можно справедливо считать периодом миссии в христианских государствах. Так, адвентисты седьмого дня направили своего первого официального миссионера в Швейцарию, чтобы призвать людей выйти из Вавилона. И, даже отправляясь в такие места, как Австралия и Южная Америка, адвентисты всегда начинали свою работу с местных христиан. В таких рамках третья стадия привела к созданию дополнительных баз внутри различных христианских популяций, разбросанных по всему миру. В результате эти государства приготовились к тому, чтобы стать самостоятельными базами и направлять собственных миссионеров, начав тем самым четвертую стадию адвентистской миссии, которая началась в 1890 году. Можно назвать эту стадию периодом всемирной миссии, охватывающей не только христианское население земли, но и все народы.

Шаг за шагом, когда никто не осознавал динамики развития адвентистской миссии, Бог поместил Церковь адвентистов седьмого дня в условия, при которых они могли воспользоваться преимуществами протестантского миссионерского взрыва, прогремевшего в последние годы девятнадцатого века.

Бог ведет нас даже тогда, когда мы об этом не догадываемся.

3 ноября

Адвентистский миссионерский взрыв — II

Тебе надлежит опять пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих. Откр.10:11.

С точки зрения адвентистской истории 1890-е годы были наиболее подходящим временем для протестантского миссионерского взрыва, который проник в самые дальние уголки земли. Как мы убедились вчера, развитие адвентистского миссионерского менталитета, которое прошло уже три стадии, дало Церкви возможность воспользоваться преимуществами новых импульсов, исходящих от общехристианского сообщества.

Кроме того, адвентисты опубликовали свою первую книгу об иностранных миссиях — «Исторические очерки иностранных миссий адвентистов седьмого дня» в тот самый год (1886), когда благодаря Д. Л. Муди появилось студенческое добровольное движение.

Затем, в начале 1889 года, Церковь направила С. Н. Хаскелла и Перси Т. Магана в кругосветное путешествие с целью определить возможности, проблемы и потенциальные миссионерские площадки в различных частях Африки, Индии и странах Востока. Они дали исчерпывающий отчет о поездке на страницах «Наставника молодежи» (предшественника «Инсайта»). Таким образом, миссия и миссионерское служение начали завоевывать сердца и умы адвентистской молодежи, подобно тому как неадвентистское молодежное движение затронуло тысячи молодых людей протестантского мира.

В ноябре 1889 года на сессии Генеральной Конференции был предпринят такой важный шаг, как создание Комитета иностранной миссии адвентистов седьмого дня «для управления иностранной миссионерской деятельностью» Церкви. В том же году появилось периодическое издание «Домашний миссионер», посвященное различным аспектам миссионерского служения.

Создание Комитета иностранной миссии было весьма символичным. Это событие указывало на то, что адвентисты наконец готовы воспринять всерьез миссионерское поручение. Адвентисты седьмого дня никогда более не отступят от иностранной миссии. Наоборот, они прославятся своим стремлением охватить весь мир, всюду распространяя свою трехангельскую весть, а также свои издательства, медицинские и образовательные учреждения.

Господи, мы понимаем важность заключительной вести предостережения, которую Ты дал Церкви. Помоги нам поддерживать ее своими молитвами, средствами и даже жизнью, если Ты призовешь.

4 ноября

Первый миссионерский колледж

Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Рим.10:14.

Хороший вопрос. И общехристианское сообщество, и адвентисты седьмого дня в 1890-х гг. предприняли беспрецедентные шаги к распространению Слова Божьего как колыбели веры.

Частью подготовки для более широкой миссии среди протестантов было создание миссионерских колледжей и библейских институтов. Такие учреждения имели целью как можно быстрее подготовить работников, чтобы укомплектовать персоналом миссионерские станции как внутри страны, так и за границей. Новые учреждения делали упор на обучении практическим навыкам и знании Библии. Первое такое учреждение появилось в 1883 году. Это был Миссионерский колледж для местных и иностранных миссионеров и евангелистов.

События внутри адвентизма шли параллельно с тем, что происходило в области общехристианского образования. Таким образом, миссионерская деятельность напрямую повлияла на расширение церковной образовательной системы. Церковь требовала от своих образовательных учреждений подготовки кадров для быстро растущей мировой программы.

Джон Харвей Келлогг был первым адвентистом, который создал миссионерскую школу. Он учредил Санитарную школу для медицинских миссионеров. Затем в 1895 году появился Американский медико-миссионерский колледж.

Тем временем, Авондейлская школа христианских работников (1894), учебные заведения Э. А. Сазерлэнда и Перси Магана и адвентистские миссионерские колледжи (такие как Вашингтонский миссионерский колледж, Миссионерский колледж Эммануила, Южный миссионерский колледж и Колледж медицинских евангелистов в Лома-Линда) вскоре наводнили адвентистскую карту. Все они служили тем же целям, что и учреждения, вызванные к жизни евангельским миссионерским движением.

Расширение миссии повлияло на развитие адвентистского образования как минимум двумя способами. Во-первых, оно увеличило количество учебных заведений и студентов в Северной Америке, поскольку большинство старых служителей Церкви жило в Соединенных Штатах. Во-вторых, адвентисты начали учреждать школы по всему миру, и Церковь, таким образом, имела возможность обучать людей на местах. Поэтому к 1900 году адвентистские учебные заведения не только резко увеличились в количестве, но и сама система образования стала международной.

В 1890-е гг. адвентистские учебные заведения, несомненно, имели миссионерскую направленность. Задача нашего времени состоит в том, чтобы наши учебные заведения всех уровней сохранили эту цель. В те времена изменилось понимание природы миссии, но необходимость свидетельствовать миру о надежде во Христе осталась прежней.

5 ноября

Адвентизм в действии — I: Россия

Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Рим.10:14.

Бог порой использует странные пути, чтобы помочь людям услышать Его Слово. Посредством одного из таких путей адвентизм пришел в Россию. Как и во многих других местах земного шара, пионерами адвентизма в России стали обращенные в адвентизм российские эмигранты, живущие в Америке. Желая поделиться своей верой, они часто направляли своим семьям и друзьям на родину трактаты религиозного содержания.

Так было и в 1892 году, когда крымский сосед Герхарда Перка обмолвился, что располагает интересной, но опасной литературой, которая пришла из Америки в 1879 году. После долгих уговоров сосед одолжил Перку книгу Дж. Н. Андрюса «Весть третьего ангела». Читая книгу тайком, Перк написал американским издателям и попросил выслать дополнительную информацию. Вскоре он убедился в правоте адвентистской доктрины, но не мог решиться начать соблюдать субботу.

Примерно в это время он стал членом Британского и зарубежного библейского общества. Путешествуя с места на место и предлагая книги, Перк несколько раз избежал несчастных случаев и приписал это Божьему вмешательству. Тогда он сделал вывод, что если он ожидает Божьего благоволения, то нужно придерживаться всей библейской истины, которая ему открыта. В результате, продавая Библии, он стал предлагать и адвентистскую литературу.

Но Перк был не единственным, кто распространял адвентистскую доктрину на юге России. Был еще один русский немец, обращенный в адвентизм, проживающий в Южной Дакоте. Несмотря на более чем 80-летний возраст, дефект речи и отсутствие денег, он вернулся в Россию, чтобы поделиться своей верой. Он даже продал сапоги, чтобы оплатить часть стоимости проезда.

Его деятельность носила, мягко говоря, творческий характер. Жалуясь на плохое зрение, он приходил на деревенский рынок с трактатом и просил людей почитать ему вслух. Если читающий проявлял заинтересованность в теме, он отдавал трактат.

Распространение такого материала в России было противозаконным. Но когда местный священник вознамерился отдать старика под стражу, люди едва не побили священника камнями за то, что он усмотрел в полуслепом старике опасность. Таким образом, этот «безвредный старик» больше года проводил свою евангельскую кампанию.

Так было положено начало адвентизму в России. Похоже, Бог может использовать почти любого почти в любом состоянии почти любым способом, чтобы распространять библейскую истину. Он, безусловно, может использовать и вас.

6 ноября

Адвентизм в действии — II: Россия

Как слышать без проповедующего? Рим. 10:14.

И проповедники были. Одним из самых выдающихся был Л. Р. Конради, немец, который переехал в Америку, где и услышал адвентистскую весть. В 1886 году он вернулся в Европу в качестве служителя.

Почти сразу он столкнулся с просьбой Герхарда Перка о посещении России. Поскольку власти не впустили бы в страну служителя, Конради, который некоторое время работал в издательской ассоциации «Ревью энд Геральд», назвал себя печатником.

Но как бы он себя ни назвал, попав в страну, Конради тут же начал открыто проповедовать весть адвентистов седьмого дня. Он и Перк собрали около 50 соблюдающих субботу, а баптистские и лютеранские церкви часто принимали их с распростертыми объятиями. Иногда в этих двоих летели камни, особенно когда дело касалось субботнего вопроса.

Но своей деятельностью Конради нарушал российский закон, запрещающий проповедовать и обращать в свою веру. И все шло хорошо, пока они не приехали в Берды-Булат, где они организовали церковь и провели публичное крещение в Черном море. Крыши окружающих домов были усеяны зрителями, наблюдавшими непонятную сцену.

Это было слишком для местных властей. Они арестовали Конради и Перка и обвинили в распространении иудейской ереси, в публичном крещении и обращении русских. Эти двое мужчин 40 дней провели в тесной камере, скудно питаясь и подвергаясь унизительному обхождению. Но Американское посольство в Санкт-Петербурге добилось их освобождения.

И что они стали делать? Еще больше проповедовать, распространяя адвентистскую весть там, где так тяжело заниматься евангельской работой.

Конради в конце концов переедет в Германию, где будет руководить адвентистской церковью в Европе в течение последующих 35 лет.

Тем временем в Россию возвращалось все больше эмигрантов из Америки, чтобы проповедовать весть, которую они успели полюбить. Некоторые из них будут сосланы в Сибирь, но через эти жертвы весть адвентистов седьмого дня укоренилась и стала возрастать в России.

Господи, многим из нас легко досталась истина. Помоги нам не забыть, чем пожертвовали те, кто шел впереди, распространяя трехангельскую весть.

7 ноября

Адвентизм в действии — III: Тихоокеанские острова

И как проповедовать, если не будут посланы? Рим.10:15.

Но некоторые пошли, не будучи посланы. Одним из них был Джон Тэй, корабельный плотник, который долго мечтал о том, чтобы посетить маленький остров Питкэрн, где в 1790 г. поселились какие-то мятежники. Сменив примерно шесть кораблей, в 1886 году Тэй прибыл на Питкэрн.

Десятью годами ранее Джеймс Уайт и Джон Лафборо слышали об этих островах и послали ящик адвентистской литературы в надежде, что население острова прочтет ее. Но они не прочли. Ящик десять лет простоял на складе. Наконец его обнаружили какие-то мальчишки. Они с удивлением узнали, что суббота есть истинный день покоя. Но, хотя библейские доказательства произвели на них должное впечатление, они медлили с принятием решения.

Именно в этот момент приехал Тэй, спросив разрешения остаться на Питкэрне до следующего корабля. Когда в первое же воскресенье ему дали слово в церкви, этот самопосланный «миссионер» предложил обсудить тему о субботе. Многих убедила его проповедь, другие же продолжали сомневаться. Но библейское обоснование Тэя убедило всех. К тому времени, как пять недель спустя он покинул остров, все взрослое население этого острова приняло адвентистские доктрины.

Поразительная весть об обращении жителей острова Питкэрн вдохновила адвентистов в Соединенных Штатах. Они решили, что это знак от Бога и что пришло время начать работу на юге Тихого океана.

Но как? Частью проблемы было то, что пароходное сообщение было в лучшем случае нерегулярным. Таким образом, на сессии Генеральной Конференции 1887 года было выделено 20 000 долларов на срочную покупку или изготовление корабля.

Но этому не суждено было осуществиться. По крайней мере, не сейчас.

Желая как можно скорее начать действовать, они направили Тэя обратно на Питкэрн, чтобы укрепить новообращенных. Но после тщетных попыток найти корабль, который отвез бы его на этот отдаленный остров, Тэй вскоре вернулся в Сан-Франциско. Еще ужаснее был опыт А. Дж. Чаднея, также направленного на Питкэрн. Не найдя никого, кто плыл бы в его направлении, он купил судно по дешевке. Но он, его команда и судно потонули в Тихом океане.

Эта катастрофа вернула церковных лидеров к мысли о постройке собственного миссионерского корабля.

8 ноября

Адвентизм в действии — IV: Тихоокеанские острова

Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах. Ис.42:12.

Катастрофа, случившаяся с Чаднеем, и разочарование Джона Тэя, который не смог найти корабль, чтобы добраться до Питкэрна, убедило Генеральную Конференцию в необходимости построить морское судно для служения множеству островов на юге Тихого океана.

Этот миссионерский корабль стал проектом, который был воспринят субботними школами на территории Соединенных Штатов с невиданным доселе энтузиазмом. Взрослые предоставляли свои помещения и деньги, дети продавали выпечку, чтобы купить гвозди, доски и паруса.

Членам субботней школы было также поручено придумать название для корабля. Некоторые высказывались за «Время радости», но в конце было решено назвать корабль в честь острова, ради которого был запущен проект. Так, адвентисты окрестили свое первое миссионерское судно «Питкэрн».

В октябре 1890 г. 100-футовая 120-тонная двухмачтовая шхуна отправилась в путь с экипажем в семь человек и с тремя миссионерскими супружескими парами. Ее первой остановкой, естественно, был остров Питкэрн, где Э. Х. Гейтс и А. Дж. Ред крестили восемьдесят двух островитян и организовали церковь.

Через несколько недель миссионерский корабль двинулся в сторону островных групп Таити, Раротонги, Самоа, Фиджи и Норфолка. Везде путешественники проводили собрания, раздавали литературу, пробуждая всеобщий интерес.

Через два года «Питкэрн» вернулся в Сан-Франциско, успешно завершив путешествие. Но все же не обошлось без человеческих жертв. Джон Тэй, который остался, чтобы возглавить миссию на Фиджи, умер спустя всего пять месяцев после начала служения. А капитан Дж. О. Марш упокоился, когда его корабль был на ремонте в Новой Зеландии.

Но работа продолжалась. В общей сложности «Питкэрн» совершил шесть путешествий между 1890 и 1900 годами. К этому времени пароходы стали ходить лучше настолько, что Церковь более не нуждалась в своем миссионерском судне.

Но за эти десять лет Церковь не только обосновалась на тихоокеанских островах, но приключения отважного «Питкэрна», как ничто другое в адвентистской истории, вдохновили адвентистов на создание еще многих миссий.

9 ноября

Адвентизм в действии — V: Южная Африка

Но собирайте себе сокровища на небе. Мф.6:20.

Некоторые искатели сокровищ находят больше, чем они искали. Так было и с Уильямом Хантом, который приехал в Калифорнию за золотом в 1870-х гг., но благодаря служению Дж. Н. Лафборо обрел субботу.

Спустя годы Хант, отыскивая алмазы в Южной Африке, встретил двух датских фермеров, которые посредством изучения Библии, не сговариваясь, пришли к убеждению, что суббота есть день покоя.

Эта встреча может показаться случайностью, но глаз веры усмотрит в нем действие Провидения. Джордж Ван Друтен, один из фермеров, столкнулся с Хантом во время субботней послеобеденной прогулки. Он заметил нечто странное в этом старателе. Вместо того, чтобы заниматься своим делом, этот человек читал Библию. Так двое соблюдающих субботу встретились на алмазном прииске Южной Африки.

Хант дал Ван Друтену и другому соблюдающему субботу по имени Пьетер Уэсселс контактную информацию об адвентистах седьмого дня в Америке. Эти двое жителей Южной Африки направили в Батл-Крик просьбу прислать миссионера, говорящего на датском языке. Вместе с просьбой они направили внушительную сумму в 50 фунтов (большая часть годового заработка рабочего), чтобы оплатить путешествие.

Кто-то прочитал их «македонский призыв» на сессии Генеральной Конференции 1888 года. Это так взволновало делегатов, что они единодушно встали и прославили Бога. В июле семь миссионеров во главе с Д. А. Робинсоном отправилась в Кейптаун. Тем временем эти двое африканцев создали группу единомышленников в количестве 40 человек.

Дела Южно-Африканской миссии пошли в гору, после того как были найдены алмазы на ферме Йоханнеса Уэсселса, отца Пиетера. За ночь став миллионером, Уэссесл-отец щедро пожертвовал на адвентистскую программу у себя на родине. Очень скоро у молодой церкви появилось свое издательство, колледж, санаторий и другие учреждения.

Похоже, не случайно двое из немногочисленных соблюдающих субботу встретились посреди южноафриканского алмазного поля. Бог вел Свой народ. Он ведет его и сегодня.

10 ноября

Адвентизм в действии — VI: Родезия

По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. Рим. 10:18.

Одно дело организовать миссию среди европейских иммигрантов в Южной Африке и совсем другое — возвещать адвентистскую весть туземцам огромного Африканского континента. Первый шаг к расширению миссии был предпринят в Родезии (ныне Зимбабве).

В 1894 году Генеральная Конференция по настоянию семьи Уэсселсов решила предпринять попытку создания миссионерской станции в области Матабелеленд на территории северной части Южной Африки. Это произошло сразу после того, как британцы сокрушили могучее племя матабеле.

Будучи названа Родезией в честь Сесила Роудза, устроителя империи и главы южноафриканской колонии, эта область не успела испытать на себе европейского влияния. Пасторы А. Т. Робинсон и Пиетер Уэсселс после встречи с Роудзом получили запечатанный конверт. Не зная, чего ждать, они были весьма удивлены, когда обнаружили, что в письме сообщалось о выделении им более 12 000 акров земли близ города Булавайо.

Получение земли оказалось самой легкой частью в организации миссии Солуси. Первая трудность пришла из Северной Америки, где А. Т. Джонс возглавил кампанию против тех, кто принимает милости от правительства и тем самым стирает границы между церковью и государством. По мнению Джонса и других редакторов «Стража религиозной свободы», миссионеры «продали себя за африканскую похлебку». Если церковь не будет последовательной, утверждал Джонс, этим фактом воспользуются враги и ослабят адвентистские аргументы против тех, кто желает христианизировать Америку при помощи таких мер, как воскресные законы. Пользующийся влиянием Джонс даже добился того, чтобы на сессии Генеральной Конференции 1895 года Церковь проголосовала против принятия этого дара во имя отделения церкви от государства.

Сторонником другой позиции была Елена Уайт, которая написала руководству Генеральной Конференции из далекой Австралии, советуя Джонсу и другим прочитать Книгу Неемии. «Господь, — писала она, — все еще воздействует на сердца царей и правителей в пользу Своего народа, и тем, кто так глубоко заинтересован в вопросе религиозной свободы, не следует отказываться от услуг или пренебрегать помощью, предложить которые Бог побудил людей для продвижения Его дела».

11 ноября

Адвентизм в действии — VII: Родезия

Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Рим.10:20.

Получив от Елены Уайт ссылку на Неемию, который молил Бога о помощи, и Бог услышал его молитвы и побудил языческого царя прийти ему на помощь (Письмо 11, 1995 г.), Генеральная Конференция отменила решение, запрещающее принять землю для миссии Солуси. Так были преодолены внутренние проблемы миссии.

Но политическая ситуация оставалась непростой. Незадолго после прибытия миссионеров побежденное племя матабеле восстало против британцев, вынудив миссионеров на пять месяцев покинуть страну. Но и это была не главная проблема. Вскоре после их возвращения они столкнулись с голодом среди местного населения и чумой среди скота, которая уничтожила немногочисленное поголовье, принадлежащее миссии, уцелевшее во время войны.

И, наконец, миссия столкнулась с еще одной серьезной проблемой — малярией. Я до сих пор помню, как стоял перед небольшим кладбищем, рядом с местом, где сейчас располагается Университет Солуси. Почти все первые миссионеры умерли, потому что отказались принять хинин, единственный препарат от малярии, известный в 1890-х гг.

Почему они отказались использовать этот спасительный препарат? Потому что не вполне поняли контекст, в котором Елена Уайт советовала не принимать вредные лекарства, и твердо отвергли единственное средство, которое могло им помочь. Они были «верными санитарной реформе», даже до смерти.

Из первоначально прибывшей в 1894 году группы из семи человек к 1898 году выжили только трое, и двое из них находились в Кейптауне, восстанавливаясь после малярии.

Оставшийся миссионер оказался «неверным». Он воспользовался хинином, исходя из того, что использовать вредное лекарство лучше, чем оставаться беззащитным перед неистовством смертельной болезни. По сути, он воспользовался здравым смыслом, который поддерживала Елена Уайт в таких сложных ситуациях. В результате он продолжал служить и свидетельствовать в миссии Солуси.

К 2007 году эта африканская «точка опоры» выросла до пяти миллионов крещенных верующих в рамках трех дивизионов Церкви, которые обслуживают этот континент.

Из истории миссии Солуси можно извлечь множество уроков. Один из самых важных заключается в том, что Бог все еще ведет Свою Церковь, несмотря на несовершенство людей, которых Он избрал для выполнения Своей работы.

Господи, мы живем в сложном мире. Пожалуйста, помоги нам держать глаза открытыми, в том числе и глаза веры.

12 ноября

Адвентизм в действии — VIII: Центральная Америка

Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия. Рим.10:17.

Существует множество способов услышать адвентистскую весть. Вот урок, который можно извлечь, ознакомившись с опытом проникновения Евангелия в тропический мир островов Карибского моря.

Все началось в 1883 году, когда в Нью-Йорке некий адвентист убедил капитана одного из кораблей доставить в Джорджтаун (Британская Гвиана) упаковку печатного материала. Манера, с которой капитан осуществил доставку, оставляла желать лучшего, но дело все же было сделано. Швырнув посылку на пристань, капитан решил, что выполнил свои обязательства. Тем временем на пристани находился один человек. Он подобрал несколько листков, которые уже начали разлетаться. Он не только прочитал их, но и поделился ими со своими соседями.

Некоторые из них начали соблюдать субботу, и одна женщина послала несколько спасенных экземпляров «Знамений времени» своей сестре в Барбадос. Там они попали в руки к другой женщине, которая годами раньше уже говорила своим детям, что истинный день покоя будет восстановлен.

Тем временем на другой стороне Карибского моря госпожа Гаутеро, которая обратилась в адвентизм в Калифорнии, вернулась в 1885 году к себе на родину, на острова Бэй, недалеко от гондурасского побережья. После того, как она шесть лет проповедовала, Церковь направила Фрэнка Хатчинса, чтобы позаботиться о людях, которых она привела. Субботние школы в духе «Питкэрна» снабдили его средствами на постройку миссионерской шхуны («Геральд»), чтобы нести адвентистскую весть вдоль побережья Центральной Америки.

В Антигуа трудилась госпожа А. Роскруг, которая приняла адвентизм в Англии. Она начала сеять семена истины, вернувшись на родной остров в 1888 году. Вскоре адвентистская книга, проданная в Антигуа, попала на Ямайку.

В 1891 году адвентистская весть достигла Мексики, вместе с итало-американским портным, который стал книгоношей. Не найдя испаноязычного материала для продажи, он стал предлагать английские версии «Великой борьбы».

Эти истории показывают, что Бог способен использовать практически любого человека или метод для распространения Своей вести. Он может использовать и нас, если мы готовы.

13 ноября

Адвентизм в действии — IX: Южная Америка

Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Ин.20:21.

Многие адвентистские миссионеры-первопроходцы не получали финансовай поддержки от Церкви. Дух Святой побуждал их идти служить и трудиться, зарабатывая себе на жизнь. Так было и в случае с Южной Америкой.

Интересно, что, хотя основными языками этого континента были испанский и португальский, первыми обращенными в церковь были германо- и франкоговорящие иммигранты Аргентины, Чили и Бразилии. Это во многом объяснялось тем, что Церковь не располагала ни переводными материалами, ни проповедниками, которые говорили бы по-испански или по-португальски.

Первыми адвентистами седьмого дня, через которых открылся доступ в Южную Америку, был Клаудио и Антониетта де Дессигне, которые приняли адвентизм во Франции, где трудился Д. Т. Бурдо, и переехали в Чили в 1885 году.

Примерно в это же время две семьи, находящиеся в разных районах Аргентины, открыли для себя адвентизм посредством периодических изданий, которые получали из Европы. В Северной Аргентине итальянская супружеская чета Певерини прочитала статью, в которой высмеивали идеи журнала «Знамения времени», провозглашающего близость конца света. Госпоже Певерини удалось достать экземпляр этого адвентистского журнала через своего брата, находившегося тогда в Италии, и они стали самостоятельно вникать в вероучение адвентистов седьмого дня.

Подобный опыт, только на юге, пережили Хулио и Ида Дупертуис, проживавшие во франко-швейцарской баптистской колонии.

Семья Дупертуис не только приняла новое вероучение, но и наставила в новообретенной истине несколько других семей в колонии. Около 1889 года они связались с адвентистами седьмого дня в Батл-Крике. Их вопросы привели руководство Церкви к мысли о том, чтобы организовать миссию в Южной Америке. Но где взять деньги? Это была вечная проблема. И в который раз решение вновь пришло через Ассоциацию субботних школ.

Ассоциация с радостью взялась за выполнение этой задачи, посвящая свои сборы второй половины 1890 года Южно-Американской миссии.

Бог порой избирает неожиданные пути. Он берет смиренных людей, которые не учились на служителей, и использует их, чтобы постепенно распространять Свою истину. Так было в прошлом. Так бывает и теперь, когда люди открывают свои сердца и жизни навстречу Святому Духу.

14 ноября

Адвентизм в действии — X: Южная Америка

И… Бог… отверз дверь веры язычникам. Деян.14:27.

Вчера мы отметили, что Ассоциация субботних школ посвятила свои пожертвования второй половины 1890 года на создание Южно-Американской миссии.

Здесь мы сделаем паузу. Многие из нас принимали участие в пожертвованиях субботней школы, но не многие знают историю их зарождения. Первые дары субботней школы на миссионерские цели были принесены в 1885 году, когда адвентистская Церковь появилась в Австралии. Но миссионерские пожертвования не пользовались популярностью, пока не возник проект «Питкэрна» в 1889 и 1890 годах. Этот проект навсегда изменит субботнюю школу. Она станет надежной поддержкой адвентистских миссий по всему миру, и ее вторым крупным проектом станет Южно-Американская миссия в 1890 г. С этого момента субботняя школа непрестанно будет оказывать финансовую поддержку миссиям во всех частях света.

Но вернемся к возникновению адвентизма в Южной Америке. В начале 1890 года, когда Церковь еще не могла, по финансовым соображениям, направить туда миссионеров, Джордж Риффель возглавил переезд четырех русско-немецких семей фермеров из Канзаса в Аргентину в качестве миссионеров, находящихся на самообеспечении. Недавно обратившись в адвентизм, Риффель написал о своей вере русско-немецким колонистам в этой стране. Один из них ответил, что стал бы соблюдать субботу, если бы мог это делать совместно с кем-либо еще. Этого хватило, чтобы Риффель сделал решительный шаг к перемене жизни.

В конце 1891 года Церковь адвентистов седьмого дня прислала своих первых «официальных» миссионеров в Южную Америку. Ни один из них не говорил по-испански или по-португальски, поэтому эти трое книгонош стали предлагать книги на немецком и английском языках тем, кто умел читать на этих языках.

Призывы от семьи Дупертуис, отчеты книгонош и просьбы семейства Риффель способствовали тому, что в 1894 году Генеральная Конференция направила Ф. Х. Вестфаля, чтобы руководить адвентистской миссией в Аргентине, Уругвае, Парагвае и Бразилии. Вестфаль проведет более 20 лет, трудясь в этих странах и в Чили.

Малая идея порой ведет к большим результатам. Скромные рядовые члены церкви, которые делятся литературой с другими, много сделали для распространения адвентизма по всему миру. Мы все призваны участвовать в этой работе.

15 ноября

Адвентизм в действии — XI: Индия

Итак, идите, научите все народы. Мф.28:19.

Как и во многих других местах мира, книгоноши первыми начали распространять весть адвентистов седьмого дня в Индии. Уильям Ленкер и А. Т. Струп прибыли в Мадрас в 1893 году, чтобы продавать книги англоговорящим обитателям главных городов Индии.

Но, как и во многих других местах, Ленкер и Струп были не первыми адвентистами в стране. Еще по дороге в Индию, оказавшись в Лондоне, Ленкер к своей большой радости узнал, что в Индии уже проживали адвентисты. По его словам, его сердце возликовало, он узнал, что истина уже пришла в Индию и уже положено многообещающее начало.

Неизвестно, как адвентистская весть попала туда. Но предположительно это произошло при помощи трактатов, присланных из Америки, Европы или Австралии. Эти безмолвные вестники совершили больше, чем все остальное, вместе взятое, в деле проповеди адвентистских учений «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр.14:6).

К 1894 году в Индии трудились по меньшей мере пять книгонош, трое из которых прибыли из Австралии. Книги продавались хорошо. И вскоре люди просили перевести их на тамильский язык и другие местные наречия.

Первым постоянным адвентистским работником стала юная Джорджия Буррус (позднее Джорджия Бургесс), библейский инструктор из Калифорнии, которая приехала в Индию в январе 1895 года как единственный представитель Церкви в этой непростой стране.

Генеральная Конференция планировала поручить эту миссию Д. А. Робинсону, но ему пришлось задержаться в Англии. Это не остановило отважную мисс Буррус, которая продолжила путешествие одна, хотя оплачен был только ее проезд. Пока она изучала бенгальский язык, ей приходилось попутно зарабатывать себе на жизнь. Но вскоре кто-то из Африки предложил ей финансовую помощь. Джорджия проведет на своей новой родине 40 лет, распространяя адвентистскую весть.

Другие миссионеры попали в Индию в конце 1895 года, а в 1898 году Уильям А. Спайсер (который станет президентом Генеральной Конференции в 1922 году) приедет, чтобы наладить выпуск «Восточного стража».

Есть нечто, что поражает исследователя адвентистских миссий. А именно: они были международными с самого начала. Хотя основная часть этого движения в девятнадцатом веке была сосредоточена в Северной Америке, мы обнаруживаем, что люди, литература, средства совершали свой круговорот повсеместно. То же наблюдается и в современной адвентистской миссии.

16 ноября

Адвентизм в действии — XII: Восточная Азия

Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. Мф.8:11.

Абрам Ла Ру (1822–1903) — один из самых поразительных людей в адвентизме, который пополнил собой список ярких личностей. Скопив целое состояние на золотых приисках Калифорнии и Айдахо, к 1880-м гг. он умудрился все потерять и стал работать пастухом и дровосеком. Именно в это время его и достигла адвентистская весть.

Сразу после обращения Ла Ру, который не испытывал недостатка ни в смелости, ни в энтузиазме, попросил Генеральную Конференцию поручить ему миссию в Китае. Но, поскольку он был новообращенным и достиг пенсионного возраста, руководство отклонило его кандидатуру, предложив поехать на один из тихоокеанских островов в качестве адвентиста на самообеспечении.

После краткого обучения в Хилдсбургском колледже Ла Ру отправился в Гонолулу в 1883 или 1884 году. Его успех там привел к тому, что Церковь направила У. М. Хилея на Гаваи, чтобы организовать там церковь.

К 1888 году этот деятельный первопроходец отправился в Гонконг, где организовал миссию для моряков и в течение 14 лет занимался книгоношеством. В этой многонациональной бухте он трудился на многочисленных приходящих кораблях. За время пребывания в Гонконге Ла Ру успел побывать в миссионерских путешествиях в таких местх, как Шанхай, Япония, Борнео, Ява, Цейлон, Саравак, Сингапур, а однажды даже в Палестине и Ливане. Не стоит и говорить, что везде, где останавливался его корабль, он продавал книги и трактаты. В свободное время он наладил выпуск адвентистских трактатов на китайском языке.

Тем временем в Калифорнии У. К. Грейнджер, один из первых обращенных по слову Ла Ру, стал президентом Хилдсбургского колледжа. Но, вдохновленный своим наставником, он вскоре уехал в Японию в качестве официально назначенного служителя. Там совместно с бывшим исследователем из Японии Т. Х. Окохира он учредил школу иностранного языка для обучения студентов университетов английскому языку посредством библейских чтений. Таким образом, Грейнджер положил начало новому виду евангелизма, который и по сей день весьма плодотворен на Дальнем Востоке.

Один из уроков в истории Ла Ру заключается в том, что Бог может использовать пожилых людей для распространения Его вести. Как хорошо, что активная жизнь для Бога не прекращается с наступлением пенсионного возраста!

17 ноября

Миссия в Черной Америке — I

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Гал.3:26.

Уникальным аспектом расширения адвентистской миссии в течение 1890-х годов было служение афроамериканцам. Хотя некоторые чернокожие участвовали в миллеритском движении (включая пастора Уильяма Фоя, который был призван на пророческое служение в 1842–1844 гг.), ранний адвентизм был, главным образом, движением белых. Фактически только через полвека после великого разочарования адвентизм седьмого дня начал добиваться каких-то успехов среди северных афроамериканцев.

Церковные историки подсчитали, что в 1894 году в Соединенных Штатах существовало лишь около 50 чернокожих адвентистов седьмого дня. Но к 1909 году эта цифра возрастет до 900. Этот рост во многом объяснялся несколькими миссионерскими проектами 1890-х гг., которые имели целью охватить афроамериканцев.

В 1870-х и 1880-х гг. работа среди южных афроамериканцев в Техасе, Теннесси, Джорджии и других штатах носила беспорядочный характер. Первая чернокожая община была организована в Эджфилд Джанкшен, штат Теннесси, в 1886 году. Но как справиться со специфическими и непростыми расовыми проблемами Юга? Адвентисты не только столкнулись с подозрительным отношением со стороны южных белых по причине своей «северности» (будем помнить, что эти люди недавно вели кровопролитную гражданскую войну, связанную с расовым вопросом), но и пребывали в затруднении: как решить вопрос сегрегации.

Евангельский труд часто сопровождался насилием со стороны местных белых, которые боялись, что эти люди станут проповедовать «опасную» доктрину о расовом равенстве. Учитывая все эти трудности, адвентистское руководство в итоге решило, что лучше всего будет последовать общественной договоренности и учредить раздельные общины для этих двух рас. Чарльз М. Кинни, которого мы уже знаем как первого афроамериканского официального служителя Церкви адвентистов седьмого дня, согласился с этим решением. Хотя Кинни не рассматривал разделение общин как идеальный вариант решения проблемы, он верил, что лучше отдельная «чернокожая» община, чем задние скамейки в «белой» церкви.

Господи, мы молим сегодня и каждый день о примирении всех рас на земле. Помоги, чтобы это случилось если не в мире, то хотя бы в нашем сердце.

18 ноября

Миссия в Черной Америке — II

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Гал.3:27.

К 1891 году Елена Уайт начала испытывать беспокойство по поводу бездействия адвентистов среди афроамериканцев. 21 марта она выступила со «свидетельством» на эту тему перед делегатами сессии Генеральной Конференции. Она особенно призывала к более активному труду среди южных чернокожих. Ее призыв вскоре превратился в печатный 16-страничный трактат под названием «Наш долг относительно цветных».

«Господь, — говорила она делегатам, — наделил нас светом относительно подобных вопросов. Существуют принципы, изложенные в Его Слове, которыми нам следует руководствоваться в таком непростом деле. Господь Иисус пришел в наш мир, чтобы спасти мужчин и женщин всех национальностей. Он умер за цветных так же, как и за белых… Одна цена была уплачена за спасение цветного и за белого, и пренебрежение к цветным, которое исходит от многих, кто считает себя искупленным Кровью Агнца… представляет Иисуса в ложном свете и показывает, что их душа погрязла в эгоизме, традиции и предрассудках… Пусть никто, призывающий имя Христа, не проявляет малодушия в Его деле. Ради Христа, стойте так, словно перед вами открыты врата града Божьего» (Работа на юге, с. 9–18).

Несмотря на ее призыв активно развивать адвентистскую миссию среди южных чернокожих, ничего не происходило вплоть до 1893 года. В этом году Джеймс Эдсон Уайт «обнаружил» этот документ. Старший из выживших сыновей Елены Уайт, Эдсон, обратился к Богу, когда ему уже было за 40. Следуя порыву, он пришел к мысли, что ему следует нести бывшим рабам адвентистскую весть далеко на юг.

Очевидно, вдохновившись «Питкэрном», изобретательный Эдсон вскоре объединил усилия с Уиллом Палмером (еще одним новообращенным с сомнительным прошлым), чтобы построить «миссионерский корабль» и начать одну из самых захватывающих глав в истории североамериканских адвентистских миссий.

Эти двое «малообещающих» миссионеров построили «Утреннюю звезду» в Аллегане, штат Мичиган, в 1894 году, потратив 3 700 долларов. Их судно в итоге будет служить жилищем для всего адвентистского персонала. Вдобавок здесь хватило места для часовни, библиотеки, типографии, кухни и фотолаборатории. Иными словами, это была плавучая миссионерская станция.

Меня поражает тот факт, что Бог использовал проблемных Эдсона и Уилла. В этом проявляется одна из граней Его благодати. Кроме того, это маяк надежды для тех, у кого есть дети, которые еще не нашли Путь, Истину и Жизнь.

19 ноября

Миссия в Черной Америке — III

Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного… ибо все вы одно во Христе Иисусе. Гал.3:28.

Миссионерский корабль Эдсона Уайта имел одну проблему. Он находился в тысячах миль от своей целевой аудитории и по меньшей мере в 20 милях от ближайшего подходящего водоема.

Но для изобретательного Эдсона этой проблемы не существовало. Он сплавил свое произведение вниз по реке Каламазу в озеро Мичиган, затем через озеро в область Чикаго, через Иллинойс по системе рек, связывающих озеро Мичиган с Миссисипи, и вниз по Миссисипи в Виксбург, штат Миссисипи, то есть, на юг Америки, где и основал штаб-квартиру миссии.

У Уайта была еще одна проблема — деньги! Не пользуясь доверием адвентистских церковных лидеров, он и его коллеги, осуществляя миссию, были на самообеспечении. Но, подобно своему отцу, Эдсон имел талант добывать деньги.

Одним из проектов по финансированию миссии было издание «Введения в Евангелие» — книги, достаточно простой, чтобы использовать при обучении грамоте, которая заодно и преподавала библейскую истину. Успешные продажи этого небольшого томика оказали финансовую поддержку миссии.

Из Виксбурга работа распространилась до окружающих поселков, часто сталкиваясь с сопротивлением и насилием белых. К началу двадцатого века здесь уже работало около 50 школ. В 1895 году миссия Эдсона, находящаяся на самообеспечении, организовала Южное миссионерское общество. Затем, в 1901 году, общество стало частью вновь организованного Южного униона. В конце концов и издательство миссии перешло в собственность Церкви как Южная издательская ассоциация, чей главный офис находится в Нэшвилле, штат Теннесси.

В середине 1890-х гг. также была учреждена школа для чернокожих работников. Генеральная Конференция открыла Оквудскую индустриальную школу в 1896 году на плантации площадью в 360 акров близ Хантсвилля, штат Алабама. Оквуд вскоре станет центром обучения чернокожих лидеров, став колледжем в 1943 году и университетом в 2007-м.

Запоздалая миссия в Черной Америке заключает в себе очень важный урок. Легко вдохновиться мыслью пойти или послать миссионера в далекие страны, оставляя без внимания своих соседей напротив.

Господи, помоги нам привести в порядок наши ценности и позволить Тебе использовать нас на том месте, где мы находимся, чтобы изливать Твою любовь на окружающих.

20 ноября

Жены Духа — I

Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Гал.3:28.

«Она совершила больший объем работы за последние два года, чем любой другой служитель в этом штате… Я… за то, чтобы выдать сестре Лулу Уайтман лицензию на проповедь. И если брат У. способный человек и работает с женой и имеет перспективы стать успешным служителем, я за то, чтобы выдать лицензию и ему». Так писал пастор С. М. Кобб президенту Нью-Йоркской конференции в 1897 году.

Поскольку подавляющее большинство адвентистских служителей были мужского пола, очень немногие признавали церковный вклад женщин, которые трудились в качестве служителей и на других должностях.

Разумеется, Елена Уайт находилась в центре создания и развития адвентизма. Хотя Церковь никогда официально не присваивала ей никакого сана, еще в 1872 году она числилась в списке официальных служителей. Веря в то, что Сам Бог посвятил ее на служение, она, похоже, не стремилась к признанию людей. Что несомненно, так это то, что она была самым влиятельным служителем за всю историю Церкви адвентистов седьмого дня.

Многие другие женщины трудились в качестве лицензированных служителей в конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков. Пожалуй, одной из первых была Сара Линдсей, лицензированная в 1872 году. Церковные ежегодники насчитывают еще более 20 женщин, имевших лицензию служителя, между 1884 и 1904 годами — первые два десятилетия ежегодников.

Несмотря на то, что эти женщины часто сталкивались с проявлениями дискриминации, они были ценными работниками.

Минни Сайп, например, организовала как минимум десять общин. И наряду с евангельской работой она выполняла такие обязанности, как крещение, венчание, обслуживание похорон. Однажды, подвергаясь нападкам за то, что она собирается проповедовать, будучи женщиной, Минни ответила, что после Своего воскресения Иисус поручил Марии уведомить учеников, что Он жив. Минни заявила, что следует по стопам Марии, рассказывая людям, что Иисус не только воскрес, но и грядет вновь.

Бог способен использовать как мужчин, так и женщин в деле распространения благой вести о спасении во Христе. В этом и состоит служение. Церковь достигла бы больших результатов, если бы больше женщин и мужчин совершали служение во имя воскресшего Спасителя.

21 ноября

Жены Духа — II

Мария! …иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» Ин.20:16-17.

«Вчера палатой представителей [штата Миссури] была принята резолюция, приглашающая госпожу Уайтман обратиться к представителям с докладом на тему “Религиозная свобода в Соединенных Штатах”. Я верю, что это действие со стороны законодательной власти штата Миссури не имеет аналогов в истории нашего народа».

Эти слова отчасти отражают влияние, которое оказывало впечатляющее служение Лулу Уайтман, одной из самых успешных адвентистских женщин-евангелистов. Организовав как минимум 17 церквей, она намного опередила большинство своих коллег-мужчин.

Еще одной женой Духа была Джесси Вайс Кертис. В конце ее первой евангельской программы крестилось 80 человек. В результате образовалась церковь в Драмсе, штат Пенсильвания. Ее влияние еще более возросло, когда она стала обучать молодых специалистов конференции. Одним из этих молодых людей был Н. Р. Доуэр, который позднее станет руководителем Пасторской ассоциации Генеральной Конференции.

Кроме женщин, которые имели сан служителя, многие выполняли другие различные виды церковного служения. Большинство женщин, разумеется, брали на себя типично женские обязанности учителей и медсестер, но другие занимали менее традиционные посты. Среди них была Флора Пламмер, которая стала исполнительным секретарем Айовской конференции в 1897 году и служила исполняющей обязанности президента в 1900 году. В 1901 году она стала секретарем вновь открывшегося при Генеральной Конференции Отдела субботней школы. В 1913 году она заняла должность директора отдела, и на этом посту трудилась 23 года.

Была также Анна Найт, которая возглавила адвентистскую образовательную программу для южных афроамериканцев. Кроме того, она удостоилась чести стать первой афроамериканской женщиной-миссионером, которую направили из Америки в Индию.

В конце девятнадцатого, в начале двадцатого веков женщины успешно трудились в качестве казначеев конференций, секретарей конференций, руководителей отделов образования и отделов субботней школы, не говоря уже о миллионах неизвестных женщин, на которых держалась успешная деятельность многих общин.

То, что Иисус поручил Марии, выполняется до сих пор.

22 ноября

Новый взгляд на церковную организацию — I

И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме. Деян.6:7.

Рост — обычно положительное явление. Но в Церкви он традиционно приводит к пересмотру структур, которые позволяют телу Церкви продолжать осуществлять свои функции. Так было и в Деян.6, когда перемены привели к назначению дьяконов.

Адвентизм седьмого дня с самого начала не прекращал расти. Между 1863 и 1900 годами наблюдалось беспрецедентное расширение пределов Церкви, отчасти по причине возникновения организации. Адвентизм в начале этого периода располагал шестью конференциями и 30 евангельскими работниками, и все они находились на северо-востоке Соединенных Штатов. А к концу периода было уже 45 местных конференций и 42 миссии, в которых трудились 1 500 служителей по всему миру.

Наряду с расширением территории, охваченной конференциями, быстро развивался сектор церковных учреждений. Только между 1888 и 1901 годами количество ведущих медицинских учреждений резко возросло с 2 до 24, насчитывая около 2 000 сотрудников. К 1903 году Церковь располагала 464 адвентистскими школами от начального до высшего уровня образования, в которых были заняты 687 учителей и обучались 11 145 учащихся. Кроме медицинских и образовательных учреждений постоянно росло количество издательств, разбросанных по всему миру.

Этот беспрецедентный рост во всех церковных направлениях создал такую административную ситуацию, с которой организационный формат 1863 года уже не справлялся. Большинство устраивало наличие двух руководящих уровней, которые стояли над местной общиной. Но вскоре дали о себе знать некоторые проблемы.

Одна из них была связана с тем, что решения принимались небольшой группой людей, которые составляли Исполнительный комитет Генеральной Конференции (его численность не превышала 8 человек вплоть до 1897 года, когда она увеличилась до 13) и которые редко встречались между собой. Поэтому большинство важных решений принимались президентом Генеральной Конференции. Тот факт, что Джеймс Уайт и Джордж А. Батлер были склонны к авторитаризму, не спасал положение. Таким образом, проблема структуры образца 1863 года заключалась в том, что она постоянно находилась под влиянием того, что Елена Уайт неоднократно называла «властью царя».

К 1900 году почти все признали необходимость перемен.

23 ноября

Новый взгляд на церковную организацию — II: призыв к конгрегационализму

Всякому мужу глава — Христос. 1Кор.11:3.

После 1888 года в Церкви стали развиваться два основных подхода к реорганизации Церкви. Самые видные и влиятельные богословы Церкви 1890-х гг.: А. Т. Джонс, Э. Дж. Ваггонер и У. У. Прескотт разрабатывали первый подход. Они придерживались такого богословия Церкви, которое, по сути, утверждало, что Церковь не нуждается в президенте, поскольку ее глава — Христос, Который и должен направлять каждого рожденного свыше человека в отдельности.

По словам Ваггонера, «идеальное единство означает абсолютную независимость… Этот вопрос организации весьма прост. Он состоит лишь в том, чтобы каждый человек вверил себя Господу, и тогда Господь совершит через него именно то, что пожелает… “Примите Духа Святого”. Святой Дух есть [лучший] организатор». «При правильном понимании вопроса, — заявлял Прескотт, — должностей не должно быть вовсе». «Все вы братья» — вот библейский идеал.

Для Прескотта, Джонса, Ваггонера и их коллег такая схема была не анархией, но истинно библейской организацией. Они с особой энергией будут продвигать свои идеи на сессиях Генеральной Конференции 1897, 1899, 1901 и 1903 годов.

Наивысшего успеха они достигнут в 1897 году. Подкрепляя свою позицию цитатой Елены Уайт от 1896 года (вырванной из контекста остальных ее высказываний по теме), где сказано, что «было бы неразумно выбрать кого-то одного в президенты Генеральной Конференции» (Письмо 24а, 1896 г.), реформаторы выступали в пользу либо отсутствия президента (предпочтительный вариант), либо нескольких президентов. В течение 1897 года они пытались добиться резолюции о выборе трех президентов Генеральной Конференции — по одному в Северную Америку, в Европу и Австралию.

На практике желания реформаторов не исполнились. Но они продолжали стоять на своем, и они снова станут отстаивать свою позицию в 1901 и 1903 годах.

А. Дж. Даниэлс, который в итоге станет президентом Церкви, шутил, что идеи Джонса и Ваггонера относительно организации хороши для неба, но не для земли. И Елена Уайт, должно быть, удивлялась, глядя на странную форму, которую придали эти двое ее первоначальному высказыванию.

Помоги нам, Господи, правильно понимать роль организации с точки зрения миссии Твоей Церкви на земле.

24 ноября

Новый взгляд на церковную организацию — III: южноафриканский опыт

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Мф.24:14.

Второй подход к организационной реформе в 1890-х гг. возник среди церковных миссионерских полей. В данном случае в центре внимания была скорее насущная необходимость, чем богословие. Хотя богословие присутствовало и здесь, оно не было в центре вопроса. В качестве богословского основания в данном случае выступала эсхатология. Поскольку адвентисты должны были провозглашать трехангельскую весть по всему миру перед Вторым пришествием, этот второй подход был нацелен на миссии Церкви как имеющие отношение к достижению эсхатологической цели.

Первая попытка реформы была предпринята во вновь организованной Южно-Африканской конференции в 1892 году под руководством А. Т. Робинсона. Его главная проблема состояла в кадровом дефиците. Он никак не мог укомплектовать официально независимые вспомогательные организации. Например, где ему было взять руководство для издательской ассоциации, трактатно-миссионерского общества, ассоциации здоровья и воздержания, ассоциации Генеральной Конференции, комитета иностранной миссии?

Решение Робинсона было плодом необходимости. Он не хотел создавать независимые организации. Вместо этого он создал отделы внутри конференции.

И О. А. Олсена, президента Генеральной Конференции, и У. К. Уайта встревожила эта перспектива, и Генеральная Конференция написала Робинсону, чтобы он не создавал отделов.

Но было уже поздно. По причине того, что доставка морской почты в те дни отнимала много времени, к моменту поступления инструкции из Генеральной Конференции Робинсон уже запустил программу и нашел ее работу довольно эффективной.

В 1890-х гг. Робинсон переехал в Австралию, где смог убедить А. Дж. Даниэлса и У. К. Уайта в разумности системы отделов. Они, в свою очередь, представили эту идею на сессии Генеральной Конференции 1901 года как часть плана реорганизации.

Инновация часто влечет за собой прогресс. Хотя структура и правила являются необходимыми для любой стабильной организации, но для постоянного развития требуется способность к импровизации.

Помоги нам, Отче, удерживать оптимальное равновесие между правилами и инновациями как в нашей повседневной жизни, так и в церкви.

25 ноября

Знакомьтесь: Артур. Дж. Даниэлс

А только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели. Флп.3:13-14.

«Если я и достиг чего-то стоящего в деле Божьем, то это потому, что я с юности устремил свой взор к цели и… по благодати Божьей я не позволил себе отвлечь свой разум или отвести глаза от этой цели», — писал Артур Дж. Даниэлс незадолго до окончания своего долгого и плодотворного жизненного пути. Он был превосходным лидером, поскольку не только видел цель, но и упорно стремился к ней.

Родившись в 1858 году в семействе, отец которого погиб в американской Гражданской войне, Даниэлс принял адвентизм в возрасте десяти лет. Как и все молодые люди, он столкнулся с пугающим вопросом, что делать со своей жизнью. После того, как он в течение года посещал Батл-крикский колледж, он стал преподавать в государственной школе. Именно в этот период он был призван на служение.

Это было не то, чего он искал. Он считал, что не готов, но, как и многие другие люди из разных веков, он не смог подавить это чувство долга.

Даниэлс начал свое служение в Техасе в 1878 году, где в течение года работал секретарем у Джеймса и Елены Уайт. В 1886 году, занимаясь евангельской работой, он получил приглашение поехать в Новую Зеландию и в Австралию, где в течение 14 лет трудился в административной должности. Там он тесно общался с У. К. Уайтом и его матерью. Вместе с Уилли они разработали структуры, которые Даниэлс предложит в 1901 году как идеи для реорганизации Церкви.

Будучи избран президентом Генеральной Конференции в 1901 году, Даниэлс оставался в этой должности 21 год, то есть дольше остальных. Отчасти это объяснялось тем, что в 1901–1903 гг. была принята более эффективная система организаций. Под его руководством адвентизм быстро возрастал.

Позднее он создал Пасторскую ассоциацию служителей Генеральной Конференции, через которую побуждал молодых проповедников отводить особое место Христу и спасению через Него в их жизни и служении. Его книга «Христос наша праведность» вновь поднимает вопросы 1888 года и является адвентистской классикой.

Даниэлс был человеком цели. В этом он следовал за Павлом и Иисусом.

Я тоже должен стать таким.

Помоги мне, Господи, сегодня и всегда «стремиться к цели, к почести вышнего звания Божия».

26 ноября

Новый взгляд на церковную организацию — IV: австралийский опыт

Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Еф.4:4-6.

Как поддержать единство и эффективность в мировой Церкви? Задача непростая, но важная.

Часть проблемы, с которой столкнулась быстро растущая Церковь в 1890-х гг., была связана с коммуникациями. Действующая политика предписывала, что, во имя единства, центральный офис в Батл-Крике должен был утверждать все решения, которые не могли приниматься на уровне конференций.

А. Дж. Даниэлс заговорил о проблеме временных затрат с точки зрения коммуникации и принятия решений лишь с высоты 1913 года. Трудности заключались в том, что почта, отправленная в любом направлении, достигала адресата в лучшем случае через четыре недели и, кроме того, часто не заставала на месте членов Исполнительного комитета Генеральной Конференции. «Помнится, — говорил Даниэлс, — нам приходилось по три-четыре месяца ожидать ответа на наши вопросы». И вместо ответа порой в конверте оказывалось пять-шесть строчек, в которых говорилось, что сотрудники Генеральной Конференции не поняли вопроса и нуждались в пояснениях. И так продолжалось, пока «по прошествии шести или девяти месяцев мы, пожалуй, могли уладить вопрос».

У Елены Уайт также были проблемы со структурой 1861/1863 годов и ее правом принимать актуальные решения. Проведя многие годы на миссионерских полях, она признавала, что «люди в Батл-Крике имеют не больше вдохновения для дачи свободных от заблуждения советов, чем те, кто находится в других местах и кому Господь доверил работу в месте их пребывания» (Письмо 88, 1896 г.).

Но как децентрализовать полномочия и одновременно поддерживать единство? Ответом на этот вопрос стала унионная конференция, «изобретенная» в Австралии в середине 1890-х гг. Имея полномочия действовать в пределах своей территории, она не имела недостатков централизованной организации в принятии решений, в то же время поддерживала единство.

К тому времени, как австралийские лидеры Церкви создали унионную конференцию, А. Т. Робинсон прибыл из Южной Африки со своей системой отделов. Австралия внедрила и эту систему.

Большинство из нас даже не задумываются о механизме работы мировой Церкви. А, возможно, стоило бы. Даже в такой довольно «приземленной» области мы видим Божью направляющую руку.

27 ноября

Новый взгляд на церковную организацию — V: сессия Генеральной Конференции 1901 года

Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его. Ос.12:13.

Кажется, некоторые вещи сделать невозможно. Одной из таких вещей была реструктуризация адвентистской Церкви в 1901 году. Ведущие служители в течение десяти лет обсуждали этот вопрос, но не могли прийти к единому мнению.

Перемены начнутся со встречи церковных лидеров под председательством А. Дж. Даниэлса в библиотеке Батл-крикского колледжа 1 апреля 1901 года. Даниэлс сообщил собравшимся, что некоторые из них уже встречались прошлым вечером, но пожелали расширить число участников дискуссии, а также позволить «сестре Уайт… присутствовать и поделиться с нами светом, которым она, возможно, располагает». Однако Елена Уайт не хотела брать на себя руководство собранием. «Я хотела бы, — сказала она Даниэлсу, — предоставить вам вести дискуссию, и, если у меня будет что сказать, я скажу». Он ответил, что он и его коллеги считают нежелательным дальнейшее обсуждение вопроса реорганизации, пока не услышат ее мнения. Сестра Уайт ответила: «Сегодня я хотела воздержаться от высказываний… не потому, что мне нечего сказать, а потому, что есть». Затем она выступала в течение полутора часов с одной из самых влиятельных речей в своем служении.

Настойчиво и уверенно она призвала собравшихся к [вливанию] «новой крови» и «абсолютно новой организации», которая расширила бы руководящую базу Церкви. Выступая против централизации полномочий в руках нескольких личностей, она не оставила сомнений, что «царь и правитель» и любой администратор, у которого есть свой «маленький престол», должны уйти. Она настаивала на «безотлагательной реконструкции. Позволить этой конференции пройти и закончиться, подобно всем другим, сохранив прежнее манипулирование, прежний тон и порядок — не дай Бог! Не дай Бог, братья» (Рукопись 43а, 1901 г.).

На следующий день на открытии сессии Генеральной Конференции она взяла слово и уверенно поставила вопрос о реорганизации, хотя и «не говоря, как именно это следует делать» (1901 Бюллетень ГК, с. 25). С ее точки зрения, она обязана была призвать к реформе, а разработать структуру должны были делегаты.

Здесь мы находим нечто интересное о роли Елены Уайт как пророка. В данном случае она выступила в роли запальной свечи, которая привела механизм в действие. Без такого запала в 1901 году Церковь, возможно, не предприняла бы никаких решительных действий в вопросе реорганизации. Пророческий дар есть один из путей, которым Бог ведет Свой народ.

28 ноября

Новый взгляд на церковную организацию — VI: сессия Генеральной Конференции 1901 года

Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Евр.13:14.

Наша родина не на земле. Этот лежащий в основе мотив, а также нужды миссии двигали теми, кто выиграл сражение на сессии Генеральной Конференции 1901 года.

Дж. А. Ирвин, президент, открыл встречи, признавая мощь призыва Елены Уайт к реформам, но отделался общими фразами.

В этот момент А. Дж. Даниэлс взял слово и предложил «отойти от обычных правил и процедур решения и взаимодействия по вопросам конференции» и назначить комитет, который разработал бы рекомендации, касающиеся реорганизации Церкви и других подобных вопросов. Его предложение было принято.

Председателем комитета по реорганизации был назначен Даниэлс. И они с У. К. Уайтом были ведущими голосами по вопросу реорганизации, хотя коалиция Джонса и Ваггонера стремилась увлечь процесс в свою сторону.

Когда Даниэлс говорил о реорганизации Церкви, он имел в виду административные преобразования для более успешного взаимодействия с миссиями. Он ясно выразил свою мысль на следующее утро сессии 1901 года, сказав делегатам, что, если не предпринять решительных шагов, «потребуется тысяча лет, чтобы донести весть до мира».

Результатом работы сессии Генеральной Конференции 1901 года стала одна из самых значимых перемен за всю историю Церкви. Можно выделить пять основных пунктов: (1) создание унионных конференций и унионных миссий, которые руководили бы местными конференциями и миссиями и, таким образом, рассредоточили административную власть сотрудников Генеральной Конференции; (2) прекращение работы большинства вспомогательных организаций и принятие системы отделов; (3) увеличение количества членов Комитета Генеральной Конференции до 25; (4) переход собственности и управления большинством учреждений от Генеральной Конференции к унионным конференциям; (5) у Генеральной Конференции больше не будет президента, только председатель, которого Исполнительный комитет может сместить в любое время.

Церковь осуществила важные перемены, основываясь на миссионерском опыте Даниэлса и У. К. Уайта. И руководство стало другим. Бог все еще работает через людей, коллективно и индивидуально, чтобы направлять Свою Церковь.

29 ноября

Новый взгляд на церковную организацию — VII: сессия Генеральной Конференции 1903 года

Откуда у вас вражды и распри? Иак.4:1.

Отличный вопрос!

Ответ заключается в абсолютной извращенности человеческой природы. Мы хотим идти своим путем. Мы хотим настаивать на своем.

Люди ведут себя так везде — и в семье, и на работе. В Церкви такая борьба может вспыхнуть тогда, когда «миссия» отдельных личностей подменяет евангельскую миссию, данную Богом.

После сессии 1901 года продолжали существовать две системные проблемы. Первая состояла в том, что мощная отрасль медицины под управлением доктора Джона Харвея Келлогга все еще находилась за пределами системы отделов. Вторая проблема касалась вопроса президентства.

К 1902 году разгорелась ожесточенная борьба между А. Дж. Даниэлсом, «председателем» исполнительного комитета Генеральной Конференции, и Келлоггом. Все началось с того, что Даниэлс от Келлогга потребовал финансового отчета, тогда как доктор планировал тратить средства по своему усмотрению, развивая свою медицинскую империю.

Решение вопроса казалось Келлоггу очевидным, поскольку он контролировал треть голосов в исполнительном комитете и имел влияние на других, он решил сместить Даниэлса и заменить его А. Т. Джонсом, который склонялся к точке зрения Келлогга.

В ноябре 1902 года громоподобные звуки этой битвы сотрясли всю Церковь. Вопрос стоял так: кто будет управлять Церковью и почему. Скажем спасибо, что именно Даниэлс выиграл эту битву, которая определяла направление развития адвентизма в двадцать первом веке.

Тем временем Даниэлс возобновил употребление титула «президент», объяснив это юридической необходимостью.

Эти битвы подготовили почву для сессии Генеральной Конференции 1903 года. На этой сессии медицинская программа стала отделом Церкви, было восстановлено президентство, и возникла угроза раскола.

Слишком часто в истории Церкви миссия превращалась в «я и моя программа». Так погибает умиротворение и духовность. Дьявол всегда толкает нас к тому, чтобы продвигать личные интересы. Каждый из нас борется с искушением пробиться в центр и сесть на свой «маленький престол».

Господи, помоги нам вникнуть в свои мотивы, с которыми мы трудимся для Тебя. Спаси нас от своего «я».

30 ноября

Оглядываясь на реструктуризацию 1901/1903 годов

И умножу плоды на деревах и произведения полей. Иез.36:30.

Реструктуризация Церкви способствовала продуктивности и эффективности по мере того, как всемирная миссионерская программа устремилась по пути, который был завален проблемами старой структуры.

Стоит отметить, что организация по образцу 1901/1903 годов не была новой структурой. Она сохранила общий принцип 1861/1863 годов, но несколько видоизменила его, чтобы соответствовать нуждам развивающейся Церкви.

Однако эти перемены не отражали идеалы некоторых делегатов сессий 1901/1903 годов. Фракция Джонса и Ваггонера стремилась к всеобщей революции. Их попытка коренного преобразования в итоге оказалась неудачной по нескольким причинам. Не последней из них была богословская неадекватность их модели, поскольку она делала упор на отдельных членах церкви и не оставляла места для практического осуществления единых действий. Теоретически мысль о том, что люди, будучи обращены, будут гармонично сотрудничать друг с другом, звучит красиво, но библейской картине присущ гораздо меньший перфекционизм и более сложное видение греха, чем у потенциальных революционеров адвентизма.

Сторонники революционного подхода также регулярно использовали цитаты Елены Уайт, вырывая их из буквального и исторического контекста, и, таким образом, приписывали ей идеи, в которые она не верила. Она, например, не видела проблемы в наличии титула «президент» и постоянно его использовала.

Подход Даниэлса был более приземленным и не противоречил идеям Джеймса Уайта, который разработал структуру 1861/1863 годов. Эти двое стремились создать эффективную структуру, которая бы выполнила задачу распространения адвентистской вести во все концы земли как можно скорее, чтобы приготовить путь Христу.

Эффективность миссии — вот ключевое слово в истории организации адвентистов седьмого дня. Хотя многие делегаты сессии 1903 года согласились с принятыми решениями, М. К. Уилкокс сделал важное замечание, отметив, что Церковь не должна утратить организационную гибкость. Ей следует быть открытой для преобразований в соответствии с нуждами миссии.

Благодарим Тебя, Отче, за церковную структуру, которая может в едином порыве достичь всего мира. Больше всего на свете мы желаем, чтобы пришел Иисус.