Глава 6. Церковное членство

Духовная основа членства

Каждому желающему вступить в ряды Церкви необходимо ясно осознать великие и важные обязательства, которые накладывает на него церковное членство. Необходимо, чтобы каждый имел ясное представление о том, что значит быть членом тела Христова. Только те, в ком видны плоды возрождения и кто радуется духовной жизни в Господе Иисусе, готовы для принятия их в члены Церкви. Каждому кандидату еще до его крещения и принятия в члены Церкви нужно подробно разъяснить основные учения Церкви. Каждый желающий вступить в ряды членов церкви должен быть осведомлен относительно принципов, на которых основывается Церковь.

Это духовные взаимоотношения; вступить в них могут только истинные обращенные. Лишь таким образом можно сохранить чистоту и духовную стойкость церкви. В обязанности каждого служителя входит забота о том, чтобы все, кто принимает принципы истины и желает вступить в церковь, обладали крепкой духовной основой. Поскольку нет какого-то фиксированного возраста для крещения, рекомендуется поощрять даже детей младшего возраста, выразивших соответствующее желание, организуя для них обучающую программу, которая может подготовить их к заключению завета с Господом.

«Членам Церкви, которых Он вывел из тьмы в чудный Свой свет, надлежит являть Его славу. Церковь – хранительница сокровищ благодати Христовой, и через нее в конечном счете должна открыться даже «начальствам и властям на небесах» вся полнота любви Божьей (Еф. 3:10)» (Деяния апостолов, с. 9).

Крещение – требование Евангелия

В Новом Завете крещение учреждено как обряд для вступления в Церковь: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19,20).

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

Крещение необходимое условие для вступления в члены Церкви. «Христос сделал крещение знамением вхождения в Его духовное царство. Он поставил его определенным условием, с которым должны согласиться все желающие признать авторитет Отца, Сына и Святого Духа. Прежде чем человек обретет дом в церкви, прежде чем он переступит порог Божьего царства, он должен принять печать Божественного имени, «Господь – оправдание наше» (Иер. 23:6).

Крещение – это самое торжественное отречение от мира. Люди, крещающиеся в триединое имя Отца, Сына и Святого Духа в самом начале своей христианской жизни, публично заявляют, что они отказываются служить сатане и становятся членами царственной семьи, детьми Небесного Царя. Они повинуются повелению: «Выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому». И для них исполняется обетование: «Я прииму вас». И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:17, 18)…

Тем, кто недавно пришел к истине, нужно разъяснять принципы христианской жизни. Никто не может полагаться на свое исповедание веры как на доказательство того, что он имеет спасительную связь со Христом. Мы не только должны говорить: «Я верю», но и жить в согласии с истиной. Только сообразуя свои слова, манеры и характеры с волей Божьей, мы доказываем, что имеем связь с Ним» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 91, 92).

Способ крещения. Адвентисты седьмого дня считают, что крещение должно совершаться через погружение в воду, и принимают в ряды членов Церкви только тех, кто был крещен подобным образом. Когда человек осознает себя грешником, искренне раскаивается в своих грехах и становится обращенным, он может, после соответствующего обучения, быть допущенным ко крещению и стать затем членом Церкви.

Служители должны тщательно подготовить кандидатов на крещение. Служитель не должен представлять кандидатов ко крещению и принятию в члены Церкви, пока путем открытого опроса не сможет убедить общину в том, что данный кандидат научен и готов ко крещению (см. с. 46–51). В общинах, где частые крещения могут низвести открытый опрос кре-щаемых перед всем собранием на уровень обыденного действия, необходимо предусмотреть альтернативные варианты. Работу служителя можно считать законченной лишь по завершении полного курса обучения кандидатов, когда они полностью ознакомились с основами вероучения, с порядками в Церкви, желают следовать им в своей жизни и готовы нести всю ответственность, которая ложится на члена Церкви. Такой порядок должен стать для наших общин основополагающим принципом при принятии в члены Церкви. Церковный совет каждой общины должен следить за тем, чтобы с каждым кандидатом проводились индивидуальные беседы, а также за тем, чтобы там, где это необходимо, были организованы специальные групповые занятия для желающих принять крещение.

«Собирающиеся креститься не проходят стадию ученичества в той мере, в какой это должно быть. Необходимо выяснить, будут ли кандидаты просто называться адвентистами седьмого дня или они готовы встать на сторону Господа, выйти из мира, отделиться и не прикасаться к нечистому. Перед крещением нужно тщательно расспросить кандидатов об их жизни. Пусть эта беседа будет не холодной и сдержанной, но доброжелательной и нежной; укажите новообращенным на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Доведите до разума кандидатов на крещение требования Евангелия» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 95, 96).

«Их нужно принимать (в члены Церкви) только в том случае, если они докажут, что правильно понимают свою позицию» (Свидетельства для проповедников, с. 128).

Свидетельство о своей вере перед общиной. Община имеет право быть осведомленной относительно веры и духовного состояния каждого, принимаемого в члены Церкви. Публичный опрос всех кандидатов следует проводить до их крещения, лучше в присутствии всей общины. Если же это невозможно, то перед церковным советом или перед комитетом, назначенным церковным советом, таким, например, как совет пресвитеров, который свои выводы должен перед крещением представить общине. В альтернативном варианте, упомянутом в предыдущем разделе, кандидатам необходимо предоставить возможность публично выразить свое желание присоединиться к Церкви и отождествиться с нею.

Символ завета. Церковью адвентистов седьмого дня разработано Краткое изложение основ вероучения, специально предназначенное для подготовки ко крещению тех, кто желает присоединиться к Церкви. Это Краткое изложение вместе с обетом крещения и свидетельством о крещении приняты Церковью в качестве символа завета, заключаемого с Господом. Отпечатанный экземпляр символа завета вместе с аккуратно заполненным свидетельством о крещении вручается принимаемым в Церковь через крещение. В случае принятия в Церковь через исповедание веры тоже производится вручение особого свидетельства.

Краткое изложение основ вероучения составлено специально для обучения кандидатов на крещение. Каждому кандидату необходимо знать все положения, содержащиеся в этом кратком изложении, а также обязанности, которые принимает на себя верующий. Он должен своей жизнью показать готовность полностью принять вероучение Церкви адвентистов седьмого дня и правила поведения, которые являются внешним выражением этого вероучения, ибо «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:16).

Будущим членам Церкви адвентистов седьмого дня к моменту крещения или принятия через исповедание веры необходимо усвоить библейское учение, изложенное в основных положениях, представленных в главе 3 (см. с. 20–34) данного Церковного руководства. С целью облегчить евангелистам, пасторам и другим работникам проведение такого обучения и помочь им показать, что вероучение основано на Писании и тесно связано с жизнью, в данное Церковное руководство в качестве приложения (с. 278–283) включено Краткое изложение основ вероучения. Его также можно найти в Руководстве для служителей.

Обет крещения и крещение

Обет крещения. Крещаемые и принимаемые в общину через исповедание веры в присутствии всего собрания или специально назначенного комитета подтверждают, что они принимают положения вероучения Церкви адвентистов седьмого дня (см. с. 46,47). Пастор или пресвитер задает кандидатам нижеследующие вопросы, на которые они отвечают устно или выражают свое согласие поднятием руки.

Обет крещения

1.         Верите ли вы в триединого Бога, являющего Себя нам в единстве трех совечных Личностей: Отца, Сына и Святого Духа?

2.         Принимаете ли вы смерть Иисуса Христа на Голгофе в качестве искупительной жертвы за ваши грехи и верите ли вы, что по Божьей благодати через веру в Его пролитую кровь вы спасаетесь от греха и наказания за грех?

3.         Принимаете ли вы Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя? Верите ли вы, что Бог во Христе простил ваши грехи и даровал вам новое сердце, и отрекаетесь ли вы от греховной мирской жизни?

4.         Принимаете ли вы верою праведность Христа, вашего Ходатая в небесном святилище? Уповаете ли вы на Его обетование преобразовать ваш характер, дать вам силу всегда и во всем исполнять Его волю и жизнью своей свидетельствовать своим родным и близким и всему миру о любви и милости Христа?

5.         Верите ли вы, что Библия является богодухновенным Словом и единственным мерилом веры и жизни христианина? Обязуетесь ли вы постоянно уделять время изучению Библии и молитве?

6.         Принимаете ли вы Десять Заповедей как выражение характера Бога и откровение Его воли? Намерены ли вы с помощью силы пребывающего в вас Христа исполнять этот закон, включая четвертую заповедь, которая требует соблюдать седьмой день недели как Субботу Господню и как памятник творения?

7.         Уповаете ли вы на скорое пришествие Иисуса и имеете ли благословенную надежду, что «смертное облечется в бессмертие»? Готовя себя к встрече с Господом, будете ли вы свидетельствовать о возможности спасения, которую Он в Своей любви предоставляет всем, и будете ли вы словом и делом помогать другим людям приготовиться к Его славному пришествию?

8.         Принимаете ли вы библейское учение о духовных дарах и верите ли вы, что дар пророчества является одним из отличительных признаков Церкви Остатка?

9.         Признаете ли вы церковную организацию и намерены ли вы служить Господу и поддерживать Церковь десятиной, добровольными дарами, личными усилиями и своим влиянием?

10.       Верите ли вы, что ваше тело есть храм Святого Духа? Будете ли вы чтить Бога заботой о своем теле, избегая всего, что может повредить здоровью, воздерживаясь от нечистой пищи, от употребления, изготовления или продажи алкогольных напитков, табака во всех его видах, наркотиков и других вредных веществ?

11.       Знаете и понимаете ли вы основные библейские принципы, которым учит Церковь адвентистов седьмого дня? Намерены ли вы, полагаясь на помощь Бога и исполняя Его волю, руководствоваться этими принципами в своей жизни?

12.       Принимаете ли вы новозаветное учение о крещении полным погружением в воду и желаете ли вы быть крещенным таким именно образом, свидетельствуя тем самым о своей вере во Христа и в то, что Он прощает ваши грехи?

13.       Согласны ли вы с тем, что Церковь адвентистов седьмого дня является Церковью Остатка, о которой говорится в библейском пророчестве и в которую принимают всех людей независимо от национальности, расы и языка? Желаете ли вы стать членом данной местной общины, входящей во Всемирную Церковь адвентистов седьмого дня?

Обет крещения (альтернативный вариант)

1.         Принимаете ли вы Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа? Желаете ли вы в своей жизни поддерживать с Ним отношения, открывающие путь к спасению?

2.         Принимаете ли вы библейские истины, сформулированные в Основных положениях вероучения Церкви адвентистов седьмого дня? Обязуетесь ли вы по Божьей благодати жить в соответствии с этими истинами?

3.         Желаете ли вы быть крещенным, чтобы этот факт свидетельствовал другим людям о вашей вере в Иисуса Христа? Желаете ли вы быть принятым в семью верующих Церкви адвентистов седьмого дня и, будучи верным управителем, оказывать поддержку Церкви и ее миссии своим личным влиянием, десятинами и добровольными дарами, а также повседневным служением?

Свидетельство о крещении и исповедание веры. Новый член Церкви должен поставить свою подпись на свидетельстве о крещении, подтверждая свою приверженность исповеданию веры. После совершения обряда крещения кандидату выдается, в качестве символа завета, свидетельство о крещении и текст принятых им обязательств. Обязательства, подтверждающие исповедание веры:

Исповедание веры

1.         Я верю в триединого Бога, являющего Себя нам в единстве трех совечных Личностей: Отца, Сына и Святого Духа.

2.         Я принимаю смерть Иисуса Христа на Голгофе в качестве искупительной жертвы за мои грехи и верю, что по Божьей благодати через веру в Его пролитую кровь я спасен(-а) от греха и наказания за грех.

3.         Я принимаю Иисуса Христа как моего Господа и Спасителя. Я верю, что Бог во Христе простил мои грехи и даровал мне новое сердце, и я отрекаюсь от греховной мирской жизни.

4.         Я принимаю верою праведность Христа, моего Ходатая в небесном святилище. Я уповаю на Его обетование преобразовать мой характер, дать мне силу всегда и во всем исполнять Его волю и жизнью моей свидетельствовать моим родным и близким и всему миру о любви и милости Христа.

5.         Я верю, что Библия является богодухновенным Словом и единственным мерилом веры и жизни христианина. Я обязуюсь постоянно уделять время изучению Библии и молитве.

6.         Я принимаю Десять Заповедей как выражение характера Бога и откровение Его воли. Я намерен(-а) с помощью силы пребывающего во мне Христа исполнять этот закон, включая четвертую заповедь, которая требует соблюдать седьмой день недели как Субботу Господню и как памятник творения.

7.         Я уповаю на скорое пришествие Иисуса и имею благословенную надежду, что «смертное облечется в бессмертие». Готовя себя к встрече с Господом, я буду свидетельствовать о возможности спасения, которую Он в Своей любви предоставляет всем, и буду словом и делом помогать другим людям приготовиться к Его славному пришествию.

8.         Я принимаю библейское учение о духовных дарах и верю, что дар пророчества является одним из отличительных признаков Церкви Остатка.

9.         Я признаю церковную организацию и намерен(-а) служить Господу и поддерживать Церковь десятиной, добровольными дарами, личными усилиями и моим влиянием.

10.       Я верю, что мое тело есть храм Святого Духа. Я буду чтить Бога заботой о моем теле, избегая всего, что может повредить здоровью, воздерживаясь от нечистой пищи, от употребления, изготовления или продажи алкогольных напитков, табака во всех его видах, наркотиков и других вредных веществ.

11.       Я знаю и понимаю основные библейские принципы, которым учит Церковь адвентистов седьмого дня. Я намерен(-а), полагаясь на помощь Бога и исполняя Его волю, руководствоваться этими принципами в моей жизни.

12.       Я принимаю новозаветное учение о крещении полным погружением в воду и желаю быть крещенным(-ой) таким именно образом, свидетельствуя тем самым о моей вере во Христа и в то, что Он прощает мои грехи.

13.       Я согласен (согласна) с тем, что Церковь адвентистов седьмого дня является Церковью Остатка, о которой говорится в библейском пророчестве и в которую принимают всех людей независимо от национальности, расы и языка. Я желаю стать членом данной местной общины, входящей во Всемирную Церковь адвентистов седьмого дня.

Принятие кандидатов. После того как кандидаты – в присутствии собравшихся членов общины или специально назначенного комитета – утвердительно ответят на вышеперечисленные вопросы (или членам общины будут даны заверения в получении таких ответов), следует предложить общине проголосовать за их принятие в Церковь и допустить до крещения, причем сам обряд крещения не следует откладывать на продолжительное время.

Индивидуальный подход к принятию в члены Церкви. Подготавливая своих обращенных ко крещению, евангельский работник должен пригласить проповедника или пресвитера посетить его учебные группы и познакомиться с его обращенными. Такое общение поможет общине лучше приготовиться к принятию новых членов в церковное братство. Однако этот обычный способ знакомства не следует применять в случае, когда речь идет о верующих, которые желают присоединиться к общине, находящейся непосредственно при местной конференции/миссии или местном поле, но живут вдали от нее.

Обряд крещения. При совершении данного обряда диаконы должны сделать необходимые приготовления и помогать крещаемым мужчинам входить и выходить из воды (см. с. 79). Диаконисы должны помогать крещаемым женщинам (см. с. 80). Следует позаботиться о том, чтобы крещаемые имели соответствующую одежду. Лучше всего использовать для этого халаты, сшитые из тяжелого и плотного материала. При отсутствии таковых крещаемым следует сказать, чтобы они были одеты скромно, благопристойно. После крещения совершается рукообщение и произносится несколько слов приветствия, обычно это делает проповедник или пресвитер от имени всей общины.

Репутация членов Церкви

Считается, что члены Церкви имеют хорошую репутацию, если к ним не применялись какие-либо дисциплинарные взыскания со стороны Церкви (см. с. 245–254).

Перевод членов Церкви

Перевод членов Церкви. В случае переезда члена Церкви в другое место жительства, секретарь его прежней общины должен написать письмо секретарю соответствующей конференции/миссии/поля с просьбой о посещении этого члена Церкви местным пастором, что может облегчить процесс перевода.

Секретарь прежней общины должен также уведомить данного члена Церкви о своем намерении сообщить его новый адрес пастору новой местной церкви.

Если член Церкви переехал из одной местности в другую на период больше 6 месяцев, он должен сразу же после переезда подать заявление для переводного письма в общину, ближайшую к его новому месту жительству. Если же поблизости общины нет, он должен написать заявление о присоединении к общине при местной конференции/миссии или местном поле. Такое переводное письмо действительно на протяжении 6 месяцев со дня выдачи, и если не будет задействовано в течение этого периода, становится недействительным.

Процедура выдачи переводных писем. Переехавший член Церкви должен обратиться с заявлением о переводном письме к секретарю той общины, к которой он желает присоединиться. Этот секретарь посылает затем запрос секретарю той общины, из которой данный член Церкви желает выбыть. По получении запроса секретарь передает его проповеднику или же пресвитеру общины, который, в свою очередь, передает его церковному совету. После должного обсуждения совет предлагает вынести данный вопрос, со своими рекомендациями, на рассмотрение общины (см. с. 54–63, 82,254, 269, 270). Затем проповедник или пресвитер доводит данные рекомендации до сведения общины, указывая, что это – первое чтение. Окончательное решение вопроса откладывается на одну неделю, после чего вновь сообщается о полученном запросе и проводится голосование членов общины. Отсрочка решения имеет своей целью предоставить каждому члену общины возможность высказать обоснованное возражение против выдачи переводного письма. Возражение не следует высказывать публично, оно должно быть сообщено лично проповеднику или пресвитеру, который обязан собрать церковный совет для рассмотрения высказанного возражения. Необходимо и возражающему предоставить возможность присутствовать на совете, чтобы он мог изложить свои аргументы. Если они не основаны на веских доказательствах, следует убедить его забрать свое заявление обратно. В то же время при наличии веских оснований церковный совет обязан тщательно расследовать все факты. В этом случае выдача переводного письма откладывается до полного выяснения данного вопроса.

Если причиной возражения послужили личные недоразумения, необходимо приложить все усилия, чтобы добиться примирения. Если дело касается общественных нарушений, можно применить дисциплинарные меры воздействия. Если же речь идет о духовном падении, необходимо приложить старания к тому, чтобы вновь поднять и поддержать члена Церкви, о котором идет речь.

Обязанность секретаря подготовить письмо. Если община дала свое согласие на выдачу переводного письма, секретарь общины заполняет утвержденную форму и отсылает ее секретарю той общины, к которой данный член Церкви желает присоединиться. Секретарь этой общины передает письмо проповеднику или пресвитеру общины для представления его на рассмотрение церковного совета, после чего данный факт доводится до сведения всей общины на очередном богослужении. Затем дается отсрочка на одну неделю, и только после этого происходит окончательное принятие данного лица путем голосования общины. После этого секретарь принимающей общины записывает имя прибывшего члена Церкви в церковную книгу с указанием даты его принятия. Одновременно секретарь заполняет отсылаемую обратно часть переводного письма, уведомляющую о принятии данного лица в общину, и отсылает ее секретарю общины, из которой данное лицо выбыло (см. с. 82).

Альтернативная процедура перевода членов Церкви. Дивизион может утвердить альтернативные процедуры перевода членов Церкви из одной общины в другую на своей территории, однако в случае перевода церковного членства в другой дивизион необходимо руководствоваться положениями вышеприведенного пункта «Процедура выдачи переводных писем».

Членство в Церкви в переводной период. Секретарь общины, откуда переводится член Церкви, не должен – ни при каких обстоятельствах – вычеркивать данное лицо из церковного списка до тех пор, пока не будет получена отсылаемая обратно часть письма, подтверждающая, что данный член Церкви принят голосованием в новую общину. Поступать иначе – значит лишить данное лицо церковного членства на период его перевода, и поэтому такой образ действий недопустим ни при каких обстоятельствах. Секретарю, пресвитеру, проповеднику и президенту конференции/миссии/поля вменяется в обязанность следить за тем, чтобы вышеизложенное предписание строго выполнялось во всех общинах.

Принятие членов Церкви, вынужденных переехать в связи с глобальными катаклизмами. Вследствие непредвиденных обстоятельств может возникнуть необходимость перевода лиц, относительно которых нет возможности послать или получить какое-либо сообщение из тех общин, в которых они числятся. В таких случаях община, в которой теперь находится такое лицо, совместно с местной конференцией/миссией или местным полем должна убедиться в добропорядочности данной личности и затем принять его на основании исповедания им веры. Если позже представится возможность установить связь с его прежней общиной, то принявшая община должна послать туда письмо, сообщающее о том, что было предпринято в связи с этим делом.

Внесение в статистический отчет. В конце квартала или года, когда составляются церковные статистические отчеты, все члены Церкви, на которых были выданы переводные письма, но о которых еще не были получены обратные письменные подтверждения, должны по-прежнему оставаться в списке общины, выдавшей письма. Если же получены обратные письменные подтверждения о принятии данных лиц в их новые общины, тогда их имена вычеркивают из списка общины, выдавшей письма, и в следующий квартальный статистический отчет не вносят. Каждая принявшая община вносит соответствующее имя в свой список, и данный член Церкви будет теперь включен в ее следующий квартальный отчет.

Если членство не утверждается. Община, которой адресовано переводное письмо, обязана принять члена Церкви в случае отсутствия достаточно веских оснований, дающих ей право лишить его членства. В случае, если она не принимает его в свои члены, секретарь должен вернуть переводное письмо той общине, которая его выдала, с полным объяснением всех причин, побудивших их принять такое решение. При этом данное лицо остается членом той общины, где оно числилось ранее, до подачи заявления о переводе, т. е. общины, выдавшей переводное письмо. Такой член Церкви должен при содействии общины выяснить все вопросы, возникшие у непринимающей общины при отказе принять его своим членом.

Письма не выдаются членам Церкви, подвергшимся дисциплинарному взысканию. Община не должна – ни при каких обстоятельствах – голосовать за выдачу переводного письма члену Церкви, на которого наложено дисциплинарное взыскание. Поступать вопреки этому предписанию – значит поступать вопреки золотому правилу.

Переводные письма выдаются только членам Церкви с хорошей репутацией. Переводные письма выдаются только членам Церкви с хорошей репутацией. В переводных письмах недопустимы отрицательные характеристики. Если член Церкви, переезжающий из своей общины, охладел и стал проявлять безразличие, то пресвитер общины может, чтобы снять проблему выдачи переводного письма, довести это до сведения пресвитера той общины, в которую данный член Церкви переехал, еще до того, как перевод будет разрешен.

Не голосовать о выдаче письма без заявления самого члена Церкви. Община не должна – ни при каких обстоятельствах – проводить голосование о выдаче переводного письма вопреки желанию или заявлению самого члена Церкви. Аналогичным образом ни одна община не должна принимать кого-либо в свое членство на основании письма, выданного без согласия самого члена Церкви.

Церковное членство – это личная связь верующего с телом Христовым. Церковь обязана сознавать это и избегать всяких действий, которые могут быть истолкованы как проявление произвола.

В то же время член Церкви обязан думать о ее благоденствии и прилагать все усилия к тому, чтобы избавить Церковь от проблем, связанных с его фактическим отсутствием. В случае переезда каждый должен искренне стремиться вместе с общиной уладить вопрос о переводном письме.

Если съезд конференции/миссии/поля принимает решение об исключении той или иной общины из объединения церквей, то ее члены, оставшиеся верными Господу, должны сохранить свое членство: все они получают временное членство в церкви при конференции/миссии/поле, за исключением лиц, которые сами откажутся от такого членства. Эти лица утрачивают свое церковное членство после упразднения местной церкви. Затем церковь при конференции/миссии/поле может или выдать верным членам переводные письма, если на них поступят запросы, или решить вопрос об их дальнейшем членстве каким-либо другим путем (см. с. 268–272).

Церковный совет не может выдавать письма. Церковный совет не имеет права выдавать переводные письма или принимать в членство лиц из других общин на основании таких писем. Его полномочия в данном случае ограничиваются лишь представлением дела на рассмотрение общины. Все решения относительно перевода членов церкви – положительные или отрицательные – должна выносить сама община (см. с. 52–54). Секретарь не имеет права вычеркивать или вносить имена в церковный список без решения общины, принятого путем голосования. В случае смерти того или иного члена Церкви нет необходимости принимать решение голосованием – секретарь просто фиксирует факт и дату смерти.

Церковь при конференции/миссии/поле

Верующие, не образующие компактных групп, должны присоединяться к церкви, непосредственно принадлежащей конференции, миссии или полю. Такая церковь является организацией, предусмотренной для живущих отдаленно друг от друга верующих, чтобы не лишать их церковных преимуществ. Пожилые и немощные члены Церкви, которые проживают вблизи такой церковной организации, должны быть членами соответствующей местной общины. Именно на местную общину возлагается обязанность и ответственность обслуживать таких членов Церкви. Эти лица не должны переводиться в церковь при конференции, миссии или поле, ибо последняя не обязана действовать в районе местной общины. Хотя служители конференции, миссии или поля и являются одновременно служителями церкви при конференции/миссии/поле, они должны оставаться членами общины в той местности, где они проживают. Община при конференции, миссии или местном поле не предназначена для того, чтобы в ней состояли членами служители конференции/миссии/поля. Проповедникам и служителям следует присоединяться к общине по месту жительства.

Президент конференции/миссии/поля должен быть в таком случае старшим пресвитером общины при его конференции/миссии/поле, а работу, которую обычно выполняет секретарь церкви и казначей, должен выполнять секретарь-казначей этой конференции/миссии или этого поля. Любую работу, обычно проводимую местной церковью и ее советом в общине, непосредственно принадлежащей конференции/миссии/полю, где нет церковного совета, должен выполнять Комитет конференции/миссии/поля. Члены комитета должны также назначать делегатов от общины при конференции или миссии для участия в соответствующих съездах.

Организованные группы

Если небольшое число верующих живут отдаленно от церкви, но достаточно близко друг к другу, они могут быть организованы для общения и совместного служения в группу верующих, рассматриваемую в качестве потенциальной церкви.

Такая группа верующих может быть официально утверждена Комитетом конференции/ миссии/поля, а также впоследствии распущена по решению данного Комитета. В случае утверждения такой группы Комитетом конференции/ миссии/поля ее организация может быть осуществлена районным или каким-либо другим проповедником, назначенным Комитетом конференции/миссии/поля, который, по согласованию с местными членами Церкви, избирает из числа крещеных членов группы руководителя и казначея.

Утверждение всех остальных служителей, таких, например, как руководители отделов Субботней школы, личного служения, а также Общества адвентистской молодежи, проводится голосованием крещеных членов группы на собрании под председательством районного проповедника или лица, уполномоченного Комитетом конференции/миссии/поля.

Руководителя такой группы не рукополагают для служения. Он не имеет права выполнять те обязанности, которые возложены на пресвитера общины, однако, в исключительных случаях, Комитет конференции/миссии/поля может назначить опытного служителя и руководителя исполнять обязанности пресвитера в этой группе.

Казначей группы обязан вести точный учет всех получаемых и расходуемых денег. Он должен своевременно, в сроки, установленные конференцией/миссией/полем, отсылать все десятины и добровольные дары, за исключением средств, собранных для местных целей, казначею конференции/миссии/поля, который одновременно является казначеем церкви, непосредственно принадлежащей конференции/миссии/ полю.

Поскольку все крещеные члены организованной группы являются членами церкви при конференции/миссии/поле, группа не имеет права самостоятельно налагать какое-либо церковное взыскание. Все подобные вопросы должны быть сообщены Комитету конференции/миссии/поля, который назначает совет церкви при конференции/миссии/ поле, причем пресвитером этой церкви является президент конференции/миссии/поля.

Такая группа верующих должна расти, чтобы со временем стать нормальной церковной организацией. Поэтому руководство группы должно поощрять и способствовать проведению всех церковных кампаний и мероприятий, которые обычно осуществляются полноправными общинами, подготавливая таким образом членов группы к более широкому кругу обязанностей, характерных для нормальной церковной организации.

Вопросы принятия и исключения членов Церкви

Принятие в члены Церкви на основании исповедания веры. Следующие четыре обстоятельства могут служить основанием для принятия лиц, принявших адвентистскую весть, в члены местной общины по исповеданию веры.

1.         Посвященный христианин, обращенный из другой христианской деноминации, где он был крещен погружением в воду, как это практикуется и в Церкви адвентистов седьмого дня (см. с. 45).

2.         Член Церкви адвентистов седьмого дня, который вследствие глобальных катаклизмов не может получить переводное письмо от местной церкви (см. с. 55).

3.         Член Церкви адвентистов седьмого дня, который по тем или иным причинам не получил ответа на свое заявление о переводе в другую церковь. В этом случае ему необходимо обратиться за содействием в конференцию/миссию/поле. В случае, если община, членом которой состоит означенное лицо, находится в другой конференции/миссии/поле, необходимо взаимодействие обеих конференций/миссий/полей.

4.         Лицо, ранее состоявшее членом Церкви, но чье членство было аннулировано по причине того, что это лицо считалось утерянным членом Церкви, тогда как в действительности оно оставалось верным христианином.

Большую осторожность следует проявлять при принятии в свои члены бывших членов других общин адвентистов седьмого дня. Бывают случаи, когда людей исключают из какой-то местной церкви, а они позже просят другие общины принять их на основании исповедания веры. Когда тот или иной человек обращается с просьбой принять его в члены на основании исповедания его веры, необходимо тщательно выяснить его прошлый жизненный опыт. Церковным служителям следует обращаться за советом и помощью к президенту местной конференции/миссии/поля. Необходимо уделить достаточно времени для того, чтобы провести тщательное расследование и выяснить все факты.

В случае, если тот или иной человек просит принять его в члены Церкви на основании исповедания веры, но будет обнаружено, что он по-прежнему считается членом какой-либо другой адвентистской общины, его не следует принимать до тех пор, пока община, в которой он числится, не выдаст ему переводного письма. Если же община отказывается выдать ему такое письмо в установленном порядке (см. с. 52–54) и член Церкви уверен, что в письме ему отказали несправедливо, он может обратиться в соответствующий Комитет местной конференции/миссии/поля. Община, в которой он числится, или Комитет местной конференции/миссии/поля обязаны решить, действительно ли его поведение в прошлом было таким, что он не имеет права на получение переводного письма. Такой подход к делу приведет к более глубокому осознанию святости церковного членства и к исправлению неверных действий там, где таковые имели место. Церковь не имеет права отказывать в переводном письме, если на заявителя не наложено дисциплинарное взыскание.

Если исключенное из членов Церкви лицо проявляет желание снова стать членом Церкви, ему необходимо прейти предварительно повторное крещение (см. с. 254).

Вычеркивание фамилий. Фамилии следует вычеркивать из списка только на основании решения, принятого голосованием общины в случае переводного письма или исключения из членов Церкви, за исключением случаев смерти (см. с. 82).

Общий список членов Церкви. В каждой общине должен быть только один список ее членов. Ни в коем случае нельзя составлять отдельный список членов Церкви – пенсионеров. В церковную книгу должны быть вписаны имена всех членов общины. Вписывать новые имена в эту книгу можно только на основании решения, принятого голосованием общины, если человек, о котором идет речь, попросил принять его в члены общины через исповедание веры, крещение или переводное письмо.

Повторное крещение

О повторном крещении конкретно говорится только в одном библейском тексте (Деян. 19:1–7), где апостол Павел провел этот обряд для группы из двенадцати верующих. Впервые они были крещены Иоанном Крестителем, который крестил их крещением покаяния. В дополнение к покаянию, крещение христианина тесно связано с ясным пониманием и личной приверженностью Евангелию и учению Иисуса, а также с принятием Святого Духа. Рост такого понимания и приверженности сделал угодным для этих верующих повторное крещение.

Лица из других христианских конфессий. С точки зрения Библии, лица из других христианских конфессий, принявшие адвентистскую весть и уже крещенные через погружение в воду, могут попросить о повторном крещении. Следующие примеры говорят о том, что повторное крещение может не потребоваться. Очевидно, что в Деян. 19 описан особый случай, поскольку, например, Аполлос «знал крещение Иоанново» (Деян. 18:25), но при этом мы не находим упоминания о его повторном крещении. Некоторые из апостолов, вероятно, сами были крещены Иоанном Крестителем (Ин. 1:35–40), однако нигде не говорится об их следующем крещении.

Исходя из признания важных новых истин, Елена Г. Уайт поддерживает идею повторного крещения, поскольку просить о таком крещении побуждает новообращенного Святой Дух. Это соответствует примеру, о котором идет речь в Деян. 19. Лица, на основе своей веры принявшие в прошлом крещение, должны оценить свой новый религиозный опыт и решить, желательно ли для них повторное крещение. Настаивать здесь нельзя. «Указанный вопрос каждый должен решить индивидуально, в соответствии с личным сознанием и страхом Божьим. Его необходимо доносить до людей с тактом и в духе нежной любви. Тогда убеждать к повторному крещению будет уже Бог, и никто иной; предоставьте же Богу действовать со Своим Святым Духом на разум людей, с тем чтобы каждый из них подходил к столь важному шагу в полной убежденности и удовлетворенности своим решением» (Евангелизм, с. 373).

Отступничество и повторное крещение. Хотя очевидно, что отступничество имело место и в первоапостольской Церкви (см., напр., Евр. 6:4–6), вопрос о повторном крещении отступивших от истины в Писании не поднимается. Елена Г. Уайт поддерживает проведение повторного крещения в тех случаях, когда члены Церкви отступили от истины и вели такой образ жизни, который открыто противоречил вере и принципам Церкви. Если же они испытают в своей жизни вторичное обращение и пожелают быть вновь принятыми в члены Церкви, то сделать это они могут таким же образом, как и вначале, через крещение (см. с. 254, 263).

«Господь призывает нас к решительной реформе, и когда душа заново становится истинно обращенной, тогда этого верующего надо крестить вновь. Пусть он возобновит свой завет с Богом, а Бог возобновит Свой завет с ним…» (Евангелизм, с. 375). Совершенно ясно, что здесь идет речь не о повторном духовном возрождении в жизненном опыте верующего, но о коренном изменении его жизни.

Вопрос об уместности повторного крещения. Исходя из учений Библии и наставлений Елены Г. Уайт, повторное крещение должно происходить сравнительно редко и только при особых обстоятельствах. Многократное или эмоционально мотивированное проведение этого обряда уменьшает его значение и выражает неправильное понимание серьезности и важности крещения, что противоречит Священному Писанию. Охладевшие духовно члены Церкви нуждаются в покаянии, которое приведет к возрождению их веры и духовному преобразованию. За этим опытом последует участие этих верующих в обряде ногоомовения и служении Святой Вечери, знаменуя новое очищение и приобщение к Телу Христову. По этой причине нет необходимости в повторном крещении.

При надлежащем проведении крещения этот обряд открывает путь для вступления новообращенного в Церковь. Крещение, по сути, представляет собой обет заключения завета со Христом – завета, дающего спасение и имеющего постоянный характер; поэтому крещение следует рассматривать в качестве торжественного и наполненного радостью приглашения в Божью семью.