Апрель

1 апреля

Пророк несущий мир

«И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть. И сказал он: подайте муки. И всыпал ее в котел, и сказал Гиезию: наливай людям, пусть едят. И не стало ничего вредного в котле» (4 Цар. 4:40, 41).

Бог сделал Илию бесстрашным обличителем, тогда как на Елисея была возложена более мирная миссия — развивать дело, начатое Илией. Однако начало служения Елисея ознаменовалось случаем, когда он, будучи человеком спокойным и кротким, проявил немалую суровость. Его осмеяла толпа распоясавшихся юнцов, которые потешались над его плешью и вознесением Илии. Елисей проклял эту молодежь, и тут же из леса вышли две медведицы и растерзали из них сорок два человека. Этого ужасного случая оказалось достаточно, чтобы внушить людям уважение к Елисею на всю оставшуюся жизнь. Нельзя было позволять насмешникам и ругателям подрывать пророческий авторитет и насмехаться над деяниями Божьими.

Доброта и благорасположенность Елисея к людям ярко проявились в его отношении к богатой сонамитянке. Они с мужем выделили пророку комнату, где он мог бы останавливаться в случае необходимости. Когда умер их единственный ребенок, Елисей простерся над мальчиком и вернул ему жизнь силой Христа — той самой силой, которую явит Сам Иисус, когда будет воскрешать мертвых в день Своего пришествия.

Подобно Иисусу, Елисей сочетал служение исцеления с наставничеством, и люди видели могущественные проявления Святого Духа в его жизни. В его трудах отразились многие аспекты служения Иисуса Христа на земле.

Ключевая мысль:

«Когда Господь поручает выполнить какуюнибудь работу, люди не должны раздумывать, благоразумно это будет или нет, или же предугадывать результаты своих усилий. Возможности, которыми они располагают, могут быть очень ограничены, но в руках Божьих этого будет более чем достаточно…

Дар, принесенный Ему с благодарностью и молитвой о Его благословении, Он умножит так же, как умножал пищу для пророческих сынов и уставшего народа» (Пророки и цари, с. 243).

Урок на сегодня:

Даже в своих повседневных делах мы можем быть представителями Господа Иисуса для окружающих.

2 апреля

Нееман

«Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется» (Притч. 19:5).

После битвы между Ахавом и сирийским царем Венададом у границ Израиля не утихали стычки с сирийскими войсками. Во время одного из таких набегов сирийцы пленили израильскую девочку, которая стала рабыней жены Неемана. Она добросовестно выполняла свою работу и сочувствовала Неемену, сирийскому военачальнику, страдавшему от проказы. Она знала о многочисленных чудесах, совершенных Елисеем, и рассказала своей хозяйке о силе Божьего пророка. Здесь мы видим наглядный пример глубокого влияния, которое может оказать на человека духовное воспитание в семье.

Уверенность этой девочки в Елисее подвигла Неемана испросить у Венадада позволения посетить человека Божьего. С собой он взял множество самых разных даров.

Придя к Елисею, Нееман рассчитывал увидеть чудесное проявление целительной небесной силы. Но пророк всегонавсего велел ему омыться в Иордане. Нееман оскорбился и отказался выполнить такое повеление. Но слуги военачальника уговорили его сделать по слову пророка. Гордыня, бушевавшая в сердце Неемана, уступила место вере. Окунувшись семь раз, он вышел из воды здоровым.

Горя желанием отблагодарить пророка, он попытался осыпать Елисея богатыми дарами, но пророк не принял награды за благословение, исходившее от Бога. А вот Гиезий, слуга Елисея, поддался алчности и искушению. Он не удержался и солгал Нееману в попытке завладеть хотя бы некоторыми из его даров. Однако в итоге он обрел проказу Неемана! Истина — от Бога, а ложь во всех ее проявлениях — от лукавого.

Ключевая мысль:

«Сегодня в каждой стране есть честные люди, озаренные светом небес. Если они и дальше будут сохранять верность долгу, как они его понимают, то их озарит еще более яркий свет, пока наконец, подобно Нееману в древности, они не убедятся, что „на всей земле нет Бога“, кроме живого Творца» (Пророки и цари, с. 253).

Урок на сегодня:

Божья благодать доступна всем и каждому. Порой те, кого мы меньше всего рассчитываем увидеть среди ее получателей, оказываются ближе всех к Царству Небесному в ожидании, когда мы засвидетельствуем им о Божьей силе.

3 апреля

Окончание служение Елисея

«Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел» (4 Цар. 6:16, 17).

Елисей поддержал реформы Ииуя и отвратил многих израильтян от поклонения Ваалу. Он постоянно сталкивался с противодействием, но никто не мог отрицать силу его слов.

Сирийский царь решил отыскать и убить Елисея, поскольку пророк все время препятствовал замыслам сирийцев против Израиля. Разузнав, что Елисей находится в Дофаиме, царь собрал против этого города большое войско. Слуга Елисея пришел в ужас, увидев окружившие город войска. Но Елисей заверил его, что им нечего бояться: с ними небесное воинство и Бог воспользуется этим случаем, чтобы явить Свою силу и величие. Бог явил Свою чудодейственную силу, поразив сирийскую армию слепотой, а потом дав им прозрение. Елисей организовал для них большой обед. После этого сирийцы на какое-то время оставили Израиль в покое.

Елисей имел огромное влияние на людей как Божий вестник. В течение всего своего служения он был непоколебимо тверд и мужествен и многих в Израиле вернул в истинную веру. Он был верен Богу до самой смерти.

Ключевая мысль:

«Елисею не было дано последовать за своим господином в огненной колеснице. Господь допустил, чтобы продолжительная болезнь надолго приковала его к постели. В эти томительные часы страдания и бессилия его вера, как и прежде, покоилась на обетованиях Божьих, и он всегда видел вокруг себя небесных вестников утешения и мира. Когда-то на вершинах Дофаима он видел небесное воинство, огненные колесницы Израиля и всадников, его охраняющих; и теперь он чувствовал присутствие добрых ангелов, подкрепляющих его дух. На протяжении всей своей жизни он сохранял непоколебимую веру и чем дальше продвигался в познании Божественного провидения и Его милосердия, тем больше полагался на Бога, и когда смерть призвала его, он готов был упокоиться от своих трудов» (Пророки и цари, с. 263).

Урок на сегодня:

В нашей жизни могут найти отражение та же вера и то же мужество, какие являл в своей жизни Елисей. И тогда мы сможем озарить этой верой жизнь окружающих нас людей.

4 апреля

«Ниневия город великий»

«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:10).

Ниневия была одним из величайших городов древнего мира. Хоть она и была печально известна разгулом преступности и нечестием (см. Наум. 3:1), Бог желал дать ниневинятам еще один шанс услышать истину, избрав в качестве Своего вестника Иону.

Иона воспротивился Божьему призванию, и сатана вверг его в уныние. Иона попытался сбежать в Фарсис, но Бог его не оставил. Проведя его через многие испытания и необычайные происшествия, Бог привел его в Ниневию.

Когда упрямый пророк оказался наконец в великом городе, он стал провозглашать Божью весть о том, что через сорок дней город будет разрушен. Эту страшную весть услышали все его обитатели, и каждое сердце содрогнулось от осознания своих грехов. Невероятно, но факт: все жители Ниневии, начиная с царя, «покаялись от проповеди Иониной» (Мф. 12:41).

Казалось бы, Иона должен обрадоваться такому исходу, а он, наоборот, сильно огорчился от того, что его могут принять за лжепророка. Он снова пал духом, и тогда Бог преподал ему урок веры и смирения. Это урок и для нас, ведь сегодня города земли нуждаются в богопознании не меньше, чем древняя Ниневия.

Ключевая мысль:

«Бог дает людям время для испытания, но Божественное терпение не безгранично, в конце концов непременно последуют суды. Господь долготерпелив к людям, милосердно предостерегая их, чтобы уберечь от Своего гнева, но наступит время, когда Он больше не услышит их воплей о милости и уничтожит мятежников, отвергающих свет истины. Он сделает это из чувства сострадания к ним самим и тем, на кого они могли негативно повлиять своим дурным примером» (Пророки и цари, с. 276).

Урок на сегодня:

Нам нужно взирать на силу Бога и Его благость, а не на «непреодолимые» препятствия на нашем пути.

5 апреля

Ассирийское пленение

«Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома» (Ос. 8:4).

Последние годы Северного израильского царства были отмечены насилием и кровопролитием. От рук убийц погибал один царь за другим, были попраны все принципы правосудия.

Через Илию, Елисея, Осию и Амоса Бог посылал израильтянам весть за вестью, призывая их к глубокому покаянию и предупреждая об угрожающей им национальной катастрофе за их непослушание. Вот какую печальную картину нарисовал Амос: «А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду… Вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных» (Ам. 5:10, 12).

Десяти коленам предстояло пожать горькие плоды отступничества, начавшегося еще с жертвенников в Вефиле и Дане. Предсказание Амоса о том, что «Израиль непременно выведен будет из земли своей» (Ам. 7:17), исполнилось буквально, когда ассирийцы уничтожили Израильское царство. В этих ужасных судах, обрушившихся на северные колена, Господь преследовал одну мудрую и милостивую цель: посредством свидетельства горстки верных пленников израильтян дать возможность великому множеству ассирийцев познать характер Бога и благословения Его Закона.

Ключевая мысль:

«Беззаконие Израиля накануне ассирийского пленения было подобно тому, что происходило во дни Ноя, да и в любое другое время, когда люди отвергали Бога и всецело отдавались во власть греха. Возвышение природы превыше Бога природы, поклонение творениям вместо Творца всегда приводило к вопиющему злу. Так случилось и с израильским народом, который, поклоняясь Ваалу и Астарте и оказывая, таким образом, наивысшее почтение силам природы, порвал всякую связь со всем, что возвышает и облагораживает, и сделался легкой добычей искушения. Лишив душу всякой защиты, эти заблудшие приверженцы языческих богов не могли уже больше сопротивляться греху и отдались во власть низменных человеческих страстей» (Пророки и цари, с. 281, 282).

Урок на сегодня:

Великая борьба призвана показать людям, что грех влечет за собой неизбежные последствия. Верность Богу — единственный путь к миру и счастью.

6 апреля

«Истреблен за недостаток ведения»

«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя… ты забыл закон Бога твоего» (Ос. 4:6).

Совершенно очевидно, что Бог проявлял Свое благоволение к Израилю только на условии послушания. Этот завет был провозглашен на Синае и обновлен у границ обетованной земли. Моисей, как записано в Книге Второзаконие, особо предостерег народ об искушениях, которые постигнут их в будущем, и о бедах, вызванных непослушанием и тесным общением с окружающими народами как в духовном, так и политическом отношении. Он подчеркнул, что их сила и благословение — в послушании Богу. Эти предостережения и предсказания исполнились отчасти во времена судей, но более полное и буквальное их исполнение имело место в ассирийском плену Израиля и вавилонском плену Иудеи.

Если бы Израиль и Иуда вняли вестям пророков, то были бы избавлены от последующего унижения. Их плен был вполне заслуженным.

Осия на языке символов излагает десяти коленам Божий план возрождения каждой раскаявшейся души, соединившейся с Церковью на земле. Пророк открывает народу намерение Бога даровать им благословения, которые они имели в те дни, когда были верны Ему в обетованной земле.

Ключевая мысль : «Из „всякого племени, и колена, и языка, и народа“ люди с радостью отзовутся на зов Трехангельской вести: „Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его“. Они оставят всех идолов, привязывающих их к земле, и поклонятся „Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод“. Они освободят себя от всех пут, и будут стоять перед миром как памятники Божественной милости. Будучи послушны Божьим требованиям, они будут признаны ангелами и людьми как те, кто соблюдает „заповеди Божии и веру в Иисуса“» (Откр. 14:6, 7, 12)» (Пророки и цари, с. 299, 300).

Урок на сегодня:

Божий завет с Его народом остается в силе и сегодня. Мы стоим перед тем же выбором, что и древний Израиль: послушание и жизнь или непослушание и смерть.

7 апреля

Призвание Исаии

«[Иоафам] делал угодное в очах Господних: во всем как поступал Озия, отец его, так поступал и он. Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах» (4 Цар. 15:34, 35).

Продолжительное царствование Озии в земле Иуды и Вениамина было более благополучным, чем правление любого другого царя со времен Соломона. Страна процветала. Однако это внешнее процветание Иудеи не сопровождалось возрождением духовной силы народа.

Таково было положение дел, когда Господь призвал Исаию на пророческое служение, — опасности угрожали Божьему народу со всех сторон. В эти годы Исаия стал свидетелем гибели Северного царства и неоднократных нашествий ассирийцев на Иудею. Однако внутренние опасности были еще более серьезными, чем внешние. Многие из тех пороков, которые привели к падению Израиль, получили самое широкое распространение и в Иудее.

В последний год жизни Озии Бог дал Исаии видение: Сам Бог восседал на престоле высоком и превознесенном в окружении многочисленных серафимов, которые торжественно восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Исаия осознавал свою немощь, но он также понимал, что Бог призывает его на пророческое служение, дабы ободрять и предостерегать Его народ.

Ключевая мысль:

«Эти слова, полные надежды на окончательное торжество замысла Божьего, ободрили Исаию. Не беда, что земные силы ополчатся против Иудеи. Не беда, что Божий посланник встретит непонимание и противодействие. Исаия видел Царя, Господа воинств; он слышал песнь серафимов… Воспоминание об этом видении Исаия пронес через всю свою долгую и многотрудную жизнь. В течение шестидесяти с лишним лет он обращался к иудейскому народу как пророк надежды, непоколебимо веря в будущее торжество Церкви» (Пророки и цари, с. 310).

Урок на сегодня:

Чем яснее мы будем видеть Бога, тем отчетливее поймем наши духовные обязанности, великую благодать и благословения, которые Он нам предлагает.

8 апреля

Вот – Бог ваш

«Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:6, 7).

Во дни Исаии духовное сознание человечества было омрачено неверными представлениями о Боге. Сатана всеми силами старался заставить людей смотреть на своего Творца как на создателя греха, страданий и смерти. Люди, которые поддались его обольщениям, рисовали себе Бога жестоким и требовательным. Сатана изображал небесный закон любви как набор ограничений, препятствующих человеческому счастью. Более того, по наущению сатаны вожди утверждали, что предписания Божьего Закона невозможно исполнить и что Бог карает за их нарушение по Собственному произволу. Казалось, силы зла вот-вот одержат победу в великой борьбе.

Израильтяне не имели оправдания. Они были сами виноваты в том, что утратили познание об истинном характере Бога. Они просто перестали вспоминать о Чермном море, о Божьей помощи во время сорокалетних скитаний по пустыне и о многих других чудесных свершениях. Поэтому Бог воздвигал пророков, которые напоминали бы им о минувшем, передавая от Него четкие и недвусмысленные вести.

Получив в видении ясное представление о характере Бога, Исаия осознал собственное недостоинство и получил заверение в прощении. После этого видения о небесном храме он стал другим человеком. С тех пор в своих вестях Исаия постоянно подчеркивал, что люди неправильно понимают Бога и что на самом деле Он — великий Целитель больных душ.

Ключевая мысль:

«Жители Иудеи не были достойны заботы Бога, однако Он не покинул их. Им предстояло послужить прославлению Его имени среди язычников. Тем, кто совершенно не знал Господа, надлежало увидеть славу Его характера. Для того чтобы познакомить людей со Своими благими замыслами о них же самих, Бог продолжал посылать слуг пророков с такой вестью: „Обратитесь каждый от злого пути своего“ (Иер. 25:5)… „Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному“» (Ис. 48: 11)» (Пророки и цари, с. 319).

Урок на сегодня:

Сегодня в мире и даже в Церкви широко распространены неправильные представления о Боге. Какие из них могут быть присущи лично мне?

9 апреля

Ахаз

«Горе тебе, земля, когда царь твой отрок» (Еккл. 10:16).

Восшествие Ахаза на престол привело к тому, что Исаии и его сотрудникам пришлось столкнуться с ужасными трудностями, каких до той поры еще не видела Иудея. Князья забыли о своем долге, то и дело появлялись лжепророки, стремившиеся ввести людей в заблуждение. Священники исполняли свои обязанности за мзду. При всей глубине своего падения отступившие вожди придерживались прежней формы богослужения и считали себя Божьим народом. Пророк Михей, видя происходящее, восклицал: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми» (Мих. 7:2).

Как через Михея, так и через Исаию Бог обращался к людям с призывами, отозвавшимися во многих сердцах. Читая книги этих пророков сегодня, мы должны воспринимать их как глас Божий, говорящий к каждой душе. Грехи Иудеи ничем не отличаются от грехов, господствующих ныне. Если бы мы жили в Иудее во времена Исаии, какой отклик в нашем сердце вызвали бы его вести?

Когда ассирийцы осадили Ахаза, он, вместо того чтобы воззвать к Господу, принес жертвы богам Дамаска в надежде на помощь сирийских богов! Он даже закрыл доступ в храм! Никто больше не поддерживал огонь в священных светильниках, никто не приносил всесожжения за грехи народа. Утренняя и вечерняя жертвы прекратились. Стоит ли удивляться, что Бог не мог больше благословлять Свой народ!

Ключевая мысль:

«Но в Иудее были еще люди, оставшиеся верными Иегове. Они упорно отказывались принять язычество. Именно на них взирали в надежде Исаия, Михей и их соработники, наблюдая разруху последних лет царствования Ахаза. Их святилище закрыли, но верным детям Божьим было дано обетование: „С нами Бог“. „Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! И будет Он освящением“ (Ис. 8:10, 13, 14)» (Пророки и цари, с. 330).

Урок на сегодня:

Когда тускнеет вера многих, верные Богу люди сияют еще ярче. Готов ли я дать Богу возможность жить во мне и руководить мною?

10 апреля

Езекия

«Езекия… делал доброе, и справедливое, и истинное пред лицом Господа, Бога своего. И во всем, что он предпринимал на служение дому Божию и для соблюдения закона и заповедей, помышляя о Боге своем, он действовал от всего сердца своего и имел успех» (2 Пар. 31:20, 21).

Правление Езекии разительно отличалось от правления его отца Ахаза. Стоило ему стать царем, как он сразу же возобновил служение в храме, которым так долго пренебрегали, призвав левитов, оставшихся верными своему священному призванию. В проведении необходимых реформ он обратился за помощью к священникам.

Во время первого служения после восстановления храма Езекия вместе со всеми начальствующими в городе, священниками и левитами обратились к Богу с молением о прощении грехов народа. Слова Михея и Исаии вселили в народ новую надежду и веру. Много лет Пасха как общенародный праздник была в пренебрежении, и Езекия совершил почти невозможное: пригласил верных из Северного царства присоединиться к празднующим в Иерусалиме. Городские улицы были очищены от языческих капищ, появившихся в годы правления Ахаза.

«И было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона, сына Давидова, царя Израилева, не бывало подобного сему в Иерусалиме» (2 Пар. 30:26).

Ключевая мысль:

«Правление Езекии было отмечено целым рядом замечательных свершений, показавших окружающим народам, что Бог по-прежнему с Израилем. Захват ассирийцами Самарии и рассеяние остатка десяти колен, происшедшие в ранний период его царствования, заставили многих усомниться в могуществе Бога иудеев… Но спустя несколько лет, незадолго до смерти Езекии, народам мира вновь было показано, что языческих богов ждет неминуемый крах» (Пророки и цари, с. 339).

Урок на сегодня:

Возрождение и восстановление — это плод посвященного руководства. Что я могу сделать сегодня, дабы моя семья и моя церковь стали лучше?

11 апреля

Вавилонские послы

«Но как смирился Езекия в гордости сердца своего — сам и жители Иерусалима, то не пришел на них гнев Господень во дни Езекии» (2 Пар. 32:26).

Когда царствование его было в самом расцвете, Езекию вдруг поразил смертельный недуг. Памятуя о своем верном служении Господу, царь стал умолять Его об исцелении. В ответ Господь послал Исаию сказать Езекии, что его молитвы услышаны, он выздоровеет и к его жизни будет прибавлено еще пятнадцать лет. Обрадованный Езекия сложил замечательную песнь, записанную в Ис. 38:10–20, в которой выразил благодарность Богу за Его великую милость.

Далеко на востоке вавилонские звездочеты заметили, что тень на их солнечных часах повернулась вспять на десять ступеней. Таково было Божье знамение, обещанное Езекии в подтверждение того, что его молитвы услышаны. Царь вавилонский, впечатленный этим явлением, отправил к Езекии послов, чтобы поздравить его с выздоровлением и больше узнать о его Боге, способном на такое чудо.

Прибытие вавилонян давало Езекии великолепную возможность превознести живого Бога. Однако в нем возобладали гордыня и тщеславие, и он открыл их жадным взорам сокровища, которыми Бог обогатил Свой народ. Езекия показал им все! Этот визит стал испытанием для его признательности и верности Богу, но он не выдержал его.

Неразумный шаг со стороны Езекии обернулся для Иудеи огромными бедствиями. Вавилоняне узнали, насколько велики ее богатства, и решили взять их силой. Хотя Езекия и пожалел впоследствии об упущенных возможностях, но было уже поздно.

Ключевая мысль:

«Ошибка Езекии, состоявшая в том, что он не исполнил свой долг во время визита послов, содержит серьезный урок для всех. Мы должны говорить о полученном нами драгоценном опыте, о милости и доброте Бога, о неизмеримых глубинах любви Спасителя гораздо больше, чем обычно делаем» (Пророки и цари, с. 347).

Урок на сегодня:

Свидетельствуя людям о Божьих благословениях, мы должны делать акцент на духовных преимуществах, а не на материальном благополучии.

12 апреля

Свержение ассирийского ига

«Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2 Пар. 32:7, 8).

В первые годы своего правления Езекия продолжал платить дань Ассирии по договору, заключенному его отцом Ахазом. Примерно в то же время он обеспечил Иерусалим большими запасами воды, построив водопровод, который можно увидеть и сегодня. Он отстроил стены Иерусалима и приготовил множество военных орудий. Вера Езекии вдохновила народ земли, и «подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского» (2 Пар. 32:8).

Наконец разразился ожидаемый кризис. Ассирийцы поделили свои силы на два войска — одно вышло навстречу египетской армии, а другое должно было осадить Иерусалим. Иудее оставалось надеяться только на Бога, ибо помощь из Египта, на которую они рассчитывали, была отрезана.

Надменные ассирийцы потребовали сдачи города, осыпав оскорблениями иудейского Бога. Исаия отправил Езекии послание: «Не бойся слов, которые ты слышал» (4 Цар. 19:6). Ассирийский царь послал Езекии язвительное оскорбительное письмо, и тот развернул его пред Господом в храме, зная, что на карту поставлена Божья честь.

А ночью пришло избавление, когда ангел «поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (4 Цар. 19:35).

Ключевая мысль:

«Когда царь иудейский получил такое язвительное письмо, он взял его с собой в храм, „развернул его… пред лицом Господним“ и с твердой верой молился о том, чтобы ему была послана помощь свыше, дабы таким образом все народы земли могли узнать, что Бог евреев жив и по-прежнему царствует… От исхода этого кризиса зависела честь Иеговы, и только Он мог спасти иудейский народ» (Пророки и цари, с. 355).

Урок на сегодня:

Сталкиваясь с серьезными проблемами — финансовыми, семейными, социальными, мы можем, подобно Езекии, представить их Господу и довериться Его обетованной силе.

13 апреля

Надежда для язычников

«И благословятся в семени твоем все народы земли…» (Быт. 22:18).

На протяжении всего своего служения Исаия ясно и определенно (возможно, даже более, нежели любой другой пророк) свидетельствовал о благих намерениях Бога относительно язычников. Однако это свидетельство не соответствовало господствовавшему тогда в Иудее богословию. Потомки Авраама никак не могли или не хотели понять замыслов Божьих об окружавших их языческих народах. А ведь Бог призвал евреев как Свой особенный народ именно ради того, чтобы они свидетельствовали о Нем миру.

Вступив в обетованную землю, евреи увидели, что некоторые из язычников, например, Раав, уже знают Иегову как единственного истинного Бога.

Бог не признает никаких различий по национальному, расовому или кастовому признаку. Все люди сотворены как одна семья, и все искуплены одной Жертвой. Если бы Израиль был верен своему призванию, все народы земли разделили бы с ним его благословения. Но во дни Исаии мало кто знал о любви истинного Бога, повсюду царили заблуждения и суеверия.

Однако милостивый и справедливый Бог делал все возможное, чтобы с помощью пусть даже столь несовершенного Израиля озарить прочие народы светом, который «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Многие благородные язычники откликнулись на этот свет и возжелали лучшей жизни; в конце времен они будут судимы на основании полученного ими света. Бог любит каждого: и еврея, и язычника. Он не позволит разочароваться ни единой душе, искренно ищущей чего-то более возвышенного и благородного, чем то, что может предложить мир.

Ключевая мысль:

«Те, кто не имел никакого знания о Боге, кроме полученного под воздействием Божьей благодати, бывают добры к Его слугам и защищают их, даже рискуя жизнью. Святой Дух вселяет благодать Христову во многие благородные сердца, ищущие истину, и вопреки их прежнему воспитанию, вопреки их натуре пробуждает в них добрые чувства» (Пророки и цари, с. 376, 377).

Урок на сегодня:

Бог воздействует на каждое человеческое сердце. Что я могу сделать, дабы ищущие истину могли больше узнать о Его любви и милости?

14 апреля

Манассия и Иосия

«Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых» (2 Пар. 33:9).

Вот еще один печальный пример, как на смену благочестивому отцу пришел нечестивый сын. Это также пример того, как легко руководители народа могут ввергнуть в грех большинство своих подданных. Впрочем, не все забыли о верности, которую явил Бог во время правления Езекии; не все покорились Манассии и его единомышленникам. «Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края» (4 Цар. 21:16). Одним из первых, кто погиб от его рук, был Исаия.

Как бы предостерегая народ о бедах, которые постигнут Южное царство, Бог допустил, чтобы ассирийцы на какое-то время пленили Манассию. Это несчастье заставило царя опомниться и смириться. Он покорил свое сердце Богу. Увы, раскаяние пришло слишком поздно, чтобы царь успел отвратить свой народ от идолопоклонства.

Амон, сын Манассии, взойдя на престол, продолжил творить гнусные дела своего отца. Царствование его было недолгим: спустя два года он был убит своими слугами. Сыну Амона, юному Иосии, было всего восемь лет, когда началось его правление, длившееся тридцать один год. Его благоговение пред Богом просто поражает, если учесть, какие мерзости он мог наблюдать во дворце с ранних лет.

В годы правления Иосии верные Богу иудеи задавались вопросом, исполнятся ли когданибудь данные Богом обетования. Ведь пророки предвозвещали о полном уничтожении их славного города.

Ключевая мысль:

«Не один только Аввакум нес весть о светлой надежде, будущей славе и о надвигающемся бедствии. Во время царствования Иосии Господь говорил устами Софонии, который предупреждал о последствиях продолжающегося отступничества, а истинную Церковь призывал подумать о славном будущем. Его пророчества о надвигающихся на Иудею судах связаны и с тем судом Божьим, который разразится над нераскаявшимся миром во время Второго пришествия Христа» (Пророки и цари, с. 389).

Урок на сегодня:

Тон в народе или в церкви зачастую задают вожди. Как благочестивые, так и нечестивые лидеры могут оказать на людей огромное влияние. Однако мы самостоятельные личности, поэтому должны сами принимать важнейшие решения в жизни.

15 апреля

Книга закона

«Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицом Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его, и откровения Его, и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей» (4 Цар. 23:3).

Эта реформа, проведенная в восемнадцатый год царствования Иосии, была вызвана неожиданной находкой и исследованием Книги Второзаконие, которая много лет назад была странным образом утеряна и забыта.

Столетием ранее, когда Езекия праздновал свою первую Пасху, он дал указание ежедневно читать народу из книги закона. Но Манассия отменил это доброе начинание, и, оставшись в небрежении, эта книга была утрачена. Во время восстановительных работ в храме ее нашел первосвященник Хелкия.

В течение многих лет Иосия ревностно истреблял Вааловы капища по всей Иудее. И когда была обнаружена Книга Второзакония, он понял, что у него появился могущественный союзник в деле преобразования. Собрав своих соплеменников, Иосия сам зачитал им книгу закона. Он читал ее с нескрываемым волнением, так что его слушатели были глубоко тронуты прочитанным. Однако рвение Иосии и набожность его последователей оказались не в силах повлиять на сердца тех, кто упорно держался идолопоклонства, отказываясь поклоняться истинному Богу.

Ключевая мысль:

«Так Иосия, едва войдя в пору зрелости, старался использовать все возможности, которые предоставляло ему его царское положение, чтобы возвеличивать принципы святого Закона Божьего. И теперь, когда книжник Шафан читал ему книгу закона, царь… твердо решил ходить во свете наставлений, содержащихся в книге закона, и сделать все, чтобы познакомить народ с этим учением и, по возможности, привить людям почтение и любовь к небесному Закону» (Пророки и цари, с. 398).

Урок на сегодня:

Божье Слово обладает великой силой и во все века служит основанием для духовных преобразований. Оно способно преобразить и нашу жизнь.

16 апреля

Иеремия

«Расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).

Иеремия был призван на пророческое служение еще в юности, в тринадцатый год царствования Иосии. В течение сорока лет он свидетельствовал в Иудее об истине. Все эти годы люди презирали, ненавидели и отвергали этого пророка, но ему предстояло увидеть буквальное исполнение его же предсказаний о надвигающейся гибели Иерусалима.

Бог позволил Иеремии заглянуть за грань печального настоящего в славное будущее Израиля, когда иудеи вернутся из плена и Бог обновит завет со Своим народом. Иеремия постоянно подчеркивал, что только вера, послушание и добродетель приемлемы для святого Бога.

Иеремия неизменно обращал внимание людей на наставления, данные в Книге Второзаконие. Более, нежели любой другой пророк, он подчеркивал значение учения Моисеева закона и показывал, сколь высокие духовные благословения может принести этот закон всему народу и каждому человеку в отдельности.

Однако его соплеменники не принимали предостережений, называя его изменником, достойным смерти. Ранимая душа Иеремии была сокрушена насмешками и насилием, но, ежедневно подкрепляемый Святым Духом, он был готов перенести все испытания.

Ключевая мысль:

«Какой серьезный урок для мужей, занимающих ответственное положение в Церкви Божьей в наши дни! Какой грозный знак, предупреждающий о том, как следует относиться к неправедным поступкам, бесчестящим истину! Пусть никто из тех, кто считает себя хранителем Закона Божьего, не обольщает себя мыслью, будто формальное соблюдение заповедей укроет их от Божественной справедливости. Пусть никто не снимает с себя ответственности за совершенный им грех; пусть никто не осуждает слуг Божьих за то, что они слишком ревностно поступили при очищении стана от беззакония. Ненавидящий грех Бог призывает тех, кто соблюдает Его Закон, удалиться от всякого нечестия. Легкомысленное отношение современных людей к собственному спасению и нежелание повиноваться Богу приведет к таким же серьезным последствиям, как это случилось и с древним Израилем» (Пророки и цари, с. 416).

Урок на сегодня:

Когда для человека наступают трудные времена, ему бывает непросто понять, что Бог не оставил его, но остается с ним как и во времена благополучные.

17 апреля

Надвигающийся крах

«Но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:9).

Первые годы правления Иоакима были отмечены множеством знаков, указывающих на приближающуюся катастрофу. Ассирия и Египет, на которых цари иудейские полагались в прошлом, должны были вскоре уступить место на мировой арене Вавилону. Вначале немногие, а затем тысячи и десятки тысяч иудеев становились пленниками и отправлялись в Вавилон. Среди этих пленников были Даниил и трое его товарищей. Трем иудейским царям — Иоакиму, Иехонии и Седекии — предстояло стать вассалами вавилонского владыки.

Верные иудеи не только прислушивались к предсказаниям о национальном крахе, но глазами веры взирали в будущее, когда Израиль возродится после семидесяти лет плена. Они сумели передать своим детям веру в Божьи обетования. Поэтому юный Даниил и трое его друзей с надеждой взирали в будущее, хотя на их долю выпало немало суровых испытаний.

В это трудное время Бог повелел Иеремии записать свои многочисленные проповеди. Писец Варух внес все его слова в книгу.

Ключевая мысль:

«Бог не собирается присылать вестников, которые льстили бы грешникам и угождали им. Он не посылает таким умиротворяющих вестей, которые убаюкивали бы неосвященное сердце. Напротив, Он возлагает тяжелое бремя на совесть беззаконника и пронизывает его душу острыми стрелами осознания греховности. Ангелы показывают такой душе страшные суды Божьи, чтобы человек понял свою греховность и издал мучительный вопль: „Что мне делать, чтобы спастись?“ (Деян. 16:30). Рука, смиряющая человека в прах, порицающая грех и превращающая гордыню и честолюбие в стыд, есть та Рука, которая поднимает раскаявшегося и сокрушенного. Тот, кто подверг человека наказанию, с величайшим сочувствием спрашивает его: „Чего ты хочешь от Меня?“» (Пророки и цари, с. 435).

Урок на сегодня:

Божественные наказания служат для того, чтобы привести грешника к покаянию и даровать ему прощение. На примере Израиля и Иуды мы можем научиться замечать Его руку в собственной жизни. Как же нам не откликаться на Его водительство?

18 апреля

Последний царь Иудеи

«Низложу, низложу, низложу, и его не будет, доколе не придет Тот, Кому принадлежит он, и Я дам Ему» (Иез. 21:27).

Иеремия посоветовал Седекии и всем иудеям, включая угнанных в Вавилон, благоразумно покориться недолговечной власти завоевателей. Но этот совет шел вразрез с наклонностями человеческого сердца, и сатана воспользовался сложившимися обстоятельствами, чтобы послать в Иерусалим и Вавилон лжепророков, которые провозглашали, что иго рабства скоро будет сокрушено и народ иудейский обретет прежнее величие.

Вняв этим обольщающим речам, как царь, так и пленники могли совершить роковые шаги и помешать осуществлению Божьих благих намерений о них. Любой мятеж со стороны иудеев привел бы к дальнейшему ограничению их свобод. Подчинение вавилонской власти было наименьшим из всех наказаний, которым милостивый Бог мог подвергнуть столь мятежный народ, но если бы они восстали против порабощения, им пришлось бы испытать на себе всю тяжесть Божьего гнева.

Несмотря на решительное сопротивление, Иеремия твердо стоял за подчинение вавилонянам. Пророку приходилось противостоять не только лжепророкам, но и священникам. «И пророк, и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь» (Иер. 23:11).

Ключевая мысль:

«В то время как Иеремия продолжал пророчествовать в иудейской земле, пророк Иезекииль возвысил свой голос среди пленников в Вавилоне, чтобы предостеречь и утешить изгнанников, а также утвердить слово Господне, сказанное через Иеремию. В последние годы царствования Седекии Иезекииль ясно дал понять, что безрассудно верить ложным предсказаниям тех, кто вселял в пленников надежду на скорое возвращение в Иерусалим. Он получил наставление с помощью разнообразных символов и торжественных вестей предсказать осаду и окончательное разрушение Иерусалима» (Пророки и цари, с. 448).

Урок на сегодня:

Каждый человек нуждается в личных взаимоотношениях с Богом, чтобы уметь распознавать Его волю. Бог пообещал, что мы будем водимы Святым Духом, если взыщем этого водительства.

19 апреля

Уведённые в вавилонский плен

«Только малое число избежавших от меча возвратится из земли Египетской в землю Иудейскую, и узнают все оставшиеся Иудеи, которые пришли в землю Египетскую, чтобы пожить там, чье слово сбудется: Мое или их» (Иер. 44:28).

В девятый год царствования Седекии Навуходоносор осадил Иерусалим крепкой осадой. Согласно Божьему плану, наступило время остатку Иуды отправиться в плен, чтобы в несчастье усвоить уроки, которые они не захотели постичь при более благоприятных обстоятельствах. Среди праведников, оставшихся в Иерусалиме, нашлись те, кто твердо решил спасти от рук врага священный ковчег завета с каменными скрижалями, на которых Бог Собственным перстом начертал Десять Заповедей. Они сокрыли его в одной из пещер. С тех пор и до сего дня никто так и не нарушил его покой.

Незадолго до падения Иерусалима Иеремия был брошен в темницу завистливыми озлобленными царскими советниками. Седекия был крайне обеспокоен ситуацией, сложившейся в Иудее; он тайно посетил Иеремию и спросил его: «Нет ли слова от Господа?» Иеремия ответил: «Есть; и сказал: ты будешь предан в руки царя Вавилонского» (Иер. 37:17). Понимая, что пророк говорит правду, Седекия приказал выпустить его и позволил ему жить во дворе стражи.

Царь не осмелился открыто засвидетельствовать о том, что верит Иеремии. Ему не хватило мужества рискнуть расположением князей и народа и покориться Божьей воле.

Ключевая мысль:

«Скорбь пророка, которую он испытывал, наблюдая крайнюю развращенность тех, кто должен быть духовным светом для мира, его печаль об участи, постигшей Сион, и о народе, уведенном в плен в Вавилон, выражена в Книге Плача, которая служит памятником безумия народа, забывшего советы Иеговы и обратившегося к человеческой мудрости» (Пророки и цари, с. 461).

Урок на сегодня:

В эти последние дни верность Богу требует той же непоколебимой стойкости, которую проявлял Иеремия. Бог поддержит нас сегодня точно так же, как Он поддерживал в свое время этого верного пророка.

20 апреля

Свет во тьме

«Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» (Иер. 32:27).

Для Иудеи наступили мрачные дни. Если бы не ободряющие вести таких пророков, как Иеремия, Даниил и Иезекииль, будущее представлялось бы совершенно безнадежным. Но устами этих пророков Бог продолжал разъяснять изгнанникам Свои вечные намерения в великой борьбе. А верный остаток Иуды по-прежнему стоял на Его стороне в борьбе с сатаной.

Несмотря на постоянные поношения со стороны соплеменников, Иеремия в свои преклонные годы преподал жителям Иерусалима наглядный урок о намерениях Бога в отношении Своего народа. В присутствии свидетелей он выкупил наследственный участок земли в близлежащем Анафофе. Это поле уже было захвачено вавилонянами, и поступок Иеремии выглядел крайне неразумным. Кроме того, пророк был уже стар и не мог надеяться извлечь из покупки какуюлибо выгоду для себя самого.

Однако это приобретение имело несколько иной смысл. Заглянув в будущее глазами веры, пророк продемонстрировал свою твердую уверенность в том, что Бог еще вернет Свой народ в Иудею. Его поступок должен был вдохнуть в людей надежду и веру в Божье слово. Но при этом в сердце Иеремии вкралось сомнение: не поступил ли он слишком самонадеянно, не подал ли он своим ближним ложную надежду? (См. Иер. 32:17–27). Бог успокоил Своего верного слугу словами, в которых звучит надежда и для нас сегодня (см. ст. 37–44).

Ключевая мысль:

«Однажды признанные избранниками Бога среди всех народов земли, теперь они, униженные перед всеми, в изгнании должны были научиться послушанию, столь необходимому для счастья в будущем. До тех пор, пока они не научатся этому, Бог не сможет сделать для них того, что Он желал. „Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя“, — объявил Он, объясняя Свое намерение наказать их для их же духовного блага (Иер. 30:11)» (Пророки и цари, с. 475).

Урок на сегодня:

Веру можно легко перепутать с самонадеянностью. Только тесное общение с Небесами может удержать нас в русле Божьей воли.

21 апреля

При Вавилонском дворе

«Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2:30).

Среди угнанных в Вавилон израильтян находились молодые люди, которые были верны принципу и имели перед собой высочайшую цель — прославить Бога. Навуходоносор разглядел в этих четырех юношах замечательные способности и решил дать им соответствующее образование, чтобы они могли занять важные посты в его царстве.

Царь не стал требовать от еврейских юношей, чтобы они переменили свою веру в пользу язычества; он надеялся, что это произойдет постепенно. В самом начале своего обучения они были вынуждены принимать определенные решения, поскольку им подавали пищу с царского стола, которая была посвящена идолам. Да и большой пользы для ума и тела подобного рода пища принести не могла. С детства их приучили к воздержанию, рассудительному отношению к питанию и другим принципам умственного и физического здоровья. Кроме того, они понимали: стоит им уступить в одном, как откроется дверь для более серьезных искушений.

По окончании курса обучения еврейские юноши получили самые высокие оценки — они были на голову выше остальных. За эти годы они возмужали, не упустив ни единой возможности получить знания во всех сферах. Они понимали: чтобы исполнить миссию, ради которой Бог послал их в Вавилон, им нужно хорошо подготовиться к исполнению нелегких обязанностей, которые возложит на них царь. Тем более, что им предстояло явить Божий характер в высших кругах вавилонской знати. Эти евреи прекрасно понимали, что интеллектуальная сила, физическая крепость и продолжительность жизни зависят от соблюдения непреложных Божьих законов.

Ключевая мысль:

«Подлинного успеха в любом труде нельзя добиться по воле случая. Это промысел Божий, вознаграждение за веру и благоразумие, мужество и усердие. Замечательные умственные способности, высокая нравственность появляются у человека не случайно. Бог предоставляет ему возможности, а успех зависит от того, как он ими воспользуется» (Пророки и цари, с. 486).

Урок на сегодня:

Жизнь состоит из решений, которым мы можем не придавать большого значения. Но эти решения могут иметь далеко идущие последствия как в этой жизни, так и в жизни будущей. Верность в малом сделает нас способными на великие свершения.

22 апреля

Сон Навуходоносора

«Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!» (Дан. 2:47).

Вскоре после того, как Даниил и трое его друзей поступили на царскую службу, Навуходоносору приснился удивительный сон, крайне его смутивший. Но царь не мог вспомнить этого сна. Среди его мудрецов не нашлось никого, кто мог бы напомнить царю сон и разъяснить его смысл, хотя они и претендовали на «особую мудрость» и назывались «тайноведцами».

Царь сильно разгневался на этих мудрых мужей, которым платил большие деньги, и повелел казнить их. Даниил, будучи причислен к ним, попросил об аудиенции у царя. Помолившись с тремя своими товарищами, Даниил получил откровение от Бога относительно сна Навуходоносора. Юноша изложил царю толкование его сна. Выслушав его, Навуходоносор убедился, что Даниил не обманул его и толкование его верно. Первым делом успокоившийся царь помиловал своих мудрецов. Поначалу они прониклись к Даниилу чувством благодарности, но с течением времени зависть взяла верх над благодарностью, и они решили при удобном случае отомстить ему за унижение.

Проявив замечательный такт и учтивость, Даниил открыл царю следующие две с половиной тысячи лет мировой истории. Было совсем непросто показать Навуходоносору, что его царство уступит место другому. Если бы правители Вавилона, богатейшего из всех земных царств, прониклись мудростью, открытой Навуходоносору, Бог нарисовал бы для них совершенно иное будущее. Но они больше полагались на собственную славу, и Бог не смог сделать для них то, что хотел.

Всякий, кто изучает историю, может наблюдать буквальное исполнение Божественного пророчества, нашедшего отражение во сне Навуходоносора.

Ключевая мысль:

«Осознание того, что „праведность возвышает народ“; „что правдою утверждается престол“ и что „милостью он поддерживает“; признание действия этих принципов в проявлении силы Того, Кто „низлагает царей и поставляет царей“, означает понимание философии истории (Притч. 14:34; 16:12; 20:28; Дан. 2:21)» (Пророки и цари, с. 502).

Урок на сегодня:

Бог осуществляет Свои намерения и планы. Библейские пророчества открывают завесу и дают нам возможность увидеть Божий замысел, однако нам нужно проявлять осторожность и не давать воли воображению, выходя за рамки того, что нам было открыто.

23 апреля

В раскалённой печи

«Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис. 43:2).

К сожалению, постепенно Навуходоносор перестал чтить Бога Даниила; его сердце так и не очистилось от стремления к самовозвышению. Его «мудрецы», видя, что царь вернулся к идолопоклонству, предложили ему устроить для подданных испытание, которое польстило бы его тщеславию. Ему приснился истукан, сделанный из разных металлов. А они предложили ему сделать статую целиком из золота, собрать в одном месте всех высокопоставленных мужей своего царства и заставить их поклониться этому истукану. Сатана вознамерился помешать Божьим замыслам и не допустить, чтобы пленные израильтяне стали благословением для языческих народов.

В назначенное время все пали ниц перед истуканом, все, кроме трех евреев. Озадаченный царь попытался убедить этих юношей поклониться, но они твердо стояли на своем. Придя в неописуемый гнев, царь приказал раскалить печь в семь раз сильнее обычного.

Но Бог не оставил Своих верных детей. Царь собственными глазами увидел в пылающей печи вместе с тремя евреями четвертого, которого он сам назвал Сыном Божьим. Поразительно! Ведь он узнал Его только благодаря тому, что иудейские пленники, занимавшие высокие посты в Вавилоне, в свое время поведали Навуходоносору о грядущем Искупителе. Царь явил подлинное величие в смирении, когда, сойдя с престола, подошел к печи и вызвал оттуда еврейских юношей, признав их рабами Всевышнего Бога.

Ключевая мысль:

«Как во дни Седраха, Мисаха и Авденаго, так и в последние дни земной истории Господь чудесным образом будет действовать во благо тех, кто неколебимо отстаивает истину. Тот, Кто пребывал с мужественными юношами в печи, раскаленной огнем, не оставит Своих последователей нигде. Его постоянное присутствие утешит и поддержит их» (Пророки и цари, с. 513).

Урок на сегодня:

В последние дни будет издан указ, грозящий смертью тем, кто решит остаться верным Божьим повелениям. Но Бог защитит их, как защитил трех еврейских юношей на поле Деир.

24 апреля

Истинное величие

«Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны, и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан. 4:34).

Навуходоносор ощущал воздействие Святого Духа на свое сердце, однако его преследовало искушение свернуть с пути смирения на путь гордыни. И тогда Бог дал ему еще один сон в качестве предостережения об опасности. В этом сновидении он увидел огромное дерево, распростершее свои ветви до краев земли. Но дерево это было срублено, и семь лет из земли торчал только пень.

Навуходоносор снова обратился за толкованием к своим мудрецам и снова безрезультатно. Тогда в очередной раз он призвал Даниила, которого высоко ценил. Даниил, проявив большой такт, раскрыл царю смысл этого сна: огромное дерево было символом Навуходоносора, который однажды уподобится полевому зверю и проведет в этом состоянии семь лет, пока не поймет, что царством людей правит Всевышний Бог. Утешало лишь то, что царство Навуходоносора вернется к нему через семь лет унижения.

Даниил начал убеждать царя покаяться, и тогда, возможно, его не постигнет надвигающийся суд. Какое-то время Навуходоносор находился под сильным впечатлением от полученного видения, но сердце, не преображенное Божьей благодатью, вскоре отвергло влияние Святого Духа.

По прошествии года, когда Навуходоносор стал хвалиться величием Вавилона, царь внезапно лишился разума и был унижен в глазах окружающего мира. Как и было предсказано, разум вернулся к нему лишь спустя семь лет, и он, смирившись, признал, что Бог Даниила — единственный истинный Бог.

Ключевая мысль:

«Под твердой рукой Того, Кто есть Царь царей и Господь господствующих, Навуходоносор осознал наконец то, что должны осознать все правители, — истинное величие состоит в истинной добродетели. Он признал Иегову как живого Бога, говоря: „Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны, и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо“» (Пророки и цари, с. 521).

Урок на сегодня:

Истинное величие состоит в истинной добродетели. Бог не может жить в сердце, исполненном гордыни и себялюбия.

25 апреля

Невидимый страж

«Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему» (Дан. 5:17).

Безрассудство и слабоволие Валтасара, внука Навуходоносора, поставили гордый Вавилон на грань катастрофы. Он мог во всех подробностях изучить историю взаимоотношений Даниила и его деда, но любовь Валтасара к удовольствиям и его тяга к самопрославлению оказались сильнее отрывочных знаний о Данииле и его Боге.

Даже когда вражеские армии мидян и персов окружили его город, Валтасар чувствовал себя в полной безопасности за стенами могущественного Вавилона. Он «сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих» (Дан. 5:1), устроив необузданное веселье. Царь с гостями пили вино из золотых и серебряных сосудов, взятых его дедом из еврейского храма, и славили своих богов.

В самый разгар пира вдруг появилась рука, оставившая на стене странные письмена. Веселье стихло. Гостей охватил ужас, но сильнее всех был напуган сам Валтасар. Никто не мог понять смысла написанного. И тут царица мать вспомнила о Данииле. Его призвали на пир, но, прежде чем прочитать надпись, он напомнил Валтасару о том, что было с его дедом, и обличил его в великом нечестии. Затем, повернувшись к стене с надписью, он поведал оцепеневшим беззаконникам о том, что Вавилон вскоре падет под напором мидян и персов.

Все присутствующие еще находились в зале для пиршеств, когда царю сообщили о том, что мидяне и персы уже в городе.

Ключевая мысль:

«В ту последнюю безумную ночь Валтасар и его вельможи переполнили чашу своей вины и вины всего халдейского царства. Божья рука больше уже не могла сдерживать надвигающуюся беду… Изза необыкновенного упрямства человеческого сердца Бог в конце концов счел необходимым вынести окончательный приговор. Валтасар должен был умереть, а его царство — перейти в другие руки» (Пророки и цари, с. 530).

Урок на сегодня:

Бог не оставляет нас, пока в наших сердцах обнаруживается хоть какой-то отклик на Его несмолкающий зов. Но Он не станет навязывать Себя, если мы будем упорно отвергать Его.

26 апреля

Во львином рву

«Даниил благоуспевал и в царствование Дария, царствование Кира Персидского» (Дан. 6:28).

Поразительно, но когда Дарий Мидийский завоевал Вавилон, он тут же сделал Даниила главой всех царских наместников! Оказанная ему честь, конечно же, вызвала зависть у прочих вавилонских вельмож, а безупречное поведение Даниила еще более распалило их злобу. Эти высшие чиновники приготовили для Даниила ловушку, взяв в расчет его молитвенную жизнь.

Услышав о новом указе, запрещавшем обращаться с прошением к любому человеку или богу, кроме царя Дария, в течение тридцати дней, Даниилу не составило труда увидеть в нем коварный замысел своих врагов. Но он не оставил своего обыкновения молиться Богу трижды в день у окна, обращенного к Иерусалиму.

Царь, к своему прискорбию, слишком поздно узнал о коварстве своих вельмож и был крайне удручен. Но ничего не мог поделать, ибо указ нельзя было отменить. Царь верил, что Бог Даниила спасет его. «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» — заверил он Даниила (Дан. 6:16). Провидение Божье допустило это ужасное испытание, дабы избавление Даниила стало подлинным откровением Божьей силы для царя и его окружения.

Проведя без сна всю ночь, царь рано поутру сошел к львиному рву и обнаружил, что его надежды оправдались — Бог защитил Своего верного слугу. Обвинители Даниила были незамедлительно брошены в тот же ров; львы разорвали их на части, даже не дав им коснуться дна рва.

Ключевая мысль:

«История избавления Даниила учит нас, что и в мрачные времена дети Божьи должны оставаться такими же, какими они были в дни радости, озаренные надеждой и имеющие все, что только могли пожелать… Человек, полагающийся на Бога, останется в часы тяжелейших испытаний таким же, как и в дни благополучия, когда свет и милость Бога и людей озаряли его жизненный путь. Вера постигает невидимое и приобщает нас к вечности» (Пророки и цари, с. 545).

Урок на сегодня:

Верные Богу люди могут быть уверены в том, что Он всегда пребудет с ними, поддерживая их в самых сложных обстоятельствах.

27 апреля

Возвращение из рабства

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).

Когда мидяне и персы ниспровергли Вавилон, верные иудеи знали, что близится их избавление из рабства. Более чем за столетие до этих событий Исаия предсказал их освобождение и даже упомянул Кира по имени (см. Ис. 44:28; 45:1–3, 13). С большим усердием они изучали пророчества Иеремии, и особенно те из них, где говорится о семидесяти годах плена (см. 25:12).

Когда Кир осознал смысл этих пророчеств, его сердце было глубоко тронуто, и он решил выполнить возложенную на него Богом миссию. В своем указе Кир признал Небесного Бога и отметил, что Он повелел ему восстановить храм в Иерусалиме. Причем все необходимое для строительства выделялось из царской казны! Эта добрая весть достигла всех уголков обширной империи.

Около пятидесяти пяти тысяч пленных евреев, включая священников и левитов, решили воспользоваться предоставленной возможностью и вернуться в Иерусалим. Возглавить их было поручено Зоровавелю, а помогал ему первосвященник Иисус. Восстановителям храма пришлось иметь дело с огромными каменными блоками, из которых был воздвигнут храм Соломона, и когда закладывалось основание, был устроен великий праздник. Но вскоре народ услышал горький плач стариков, которые еще помнили первый храм и его великолепие. Вместо того чтобы радоваться милостивому провидению Божьему, они предались унынию и сетованию.

Ключевая мысль:

«Когда жизненно важные принципы Царства Божьего забываются, им на смену приходят многообразные вычурные ритуалы. Когда пренебрегают совершенством характера, когда отсутствует то, что украшает душу, когда простота благочестия отвергнута, тогда гордость и любовь к внешнему блеску ищут удовлетворения в роскошных церковных зданиях, в богатом убранстве и пышных церемониях. Но не этим прославляется Бог… Никакое искусство, никакая рукотворная красота не может сравниться с красотой характера, который должны иметь последователи Христа» (Пророки и цари, с. 565, 566).

Урок на сегодня:

Есть красота святости, а есть святость красоты, и нам нужно всегда помнить, что важнее.

28 апреля

«Пророки Божьи подкреплявшие их»

«А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши» (Агг. 1:4, 5).

Неподалеку от евреев, восстанавливающих храм по указу Кира, жили самаряне. Этот народ появился в результате смешения колонистов язычников из Ассирии и остатка десяти колен Израилевых в Самарии и Галилее. Когда евреи принялись за строительство, самаряне стали «врагами Иуды и Вениамина» (Ездр. 4:1, 2).

Увидев, что из Вавилона вернулся только остаток из пятидесяти тысяч иудеев и что они взялись за работу, которая, казалось, была им не по силам, самаряне предложили свою помощь. Но если бы иудейские вожди приняли это предложение, они открыли бы дверь для идолопоклонства.

Зоровавель и его помощники хорошо знали Писания и были исполнены решимости более не допустить нарушения завета евреев с Богом. Они решили держаться обособлено среди окружавших их язычников. Так и сегодня открытые враги Божьего народа не столь опасны, как те, которые, подобно самарянам, приходят с дружелюбными речами, якобы стремясь к добрым отношениям, а на самом деле ищут, кого обольстить.

Временами храм оставался в небрежении, а люди переключались на строительство собственных домов и достижение материального благополучия. Но евреи пребывали в жалком состоянии. В этот мрачный час Бог воздвиг пророков Аггея и Захарию, чтобы они помогли народу выйти из кризиса. Эти пророки разъяснили людям причину всех бед Израиля — народ ставил свои интересы выше Божьих.

Ключевая мысль:

«Посылая испытания Своим детям, Бог преследует определенную цель. Он ведет их таким путем, какой они избрали бы сами, если бы могли с самого начала видеть, куда этот путь ведет, и тот величественный замысел, который они осуществляют. Все эти испытания и трудности Господь посылает, чтобы сделать их сильными для служения Ему и готовыми страдать за Него» (Пророки и цари, с. 578).

Урок на сегодня:

Бог должен занимать главенствующее место в нашей жизни. Именно Ему прежде всего должны быть посвящены наше время и наши средства. Именно Ему должно принадлежать наше сердце.

29 апреля

Иисус сын Иоседеков

«Снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные» (Зах. 3:4).

Сатана постоянно напоминал утомленным строителям храма об их несовершенствах, ввергая их в уныние и разочарование.

Захария рисует впечатляющую картину противостояния Христа и сатаны и показывает силу Господа, способного одолеть обвинителя Его народа. Захария изображает первосвященника Иисуса одетым «в запятнанные одежды» (Зах. 3:3), стоящим перед Ангелом Божьим и взывающим о Божьей милости. Сатана дерзко противится ему, указывая на преступления Израиля и настаивая на том, что народ не достоин Божьего благоволения. Иисус, сын Иоседеков, не в состоянии защитить ни себя, ни свой народ, но за него вступается Ангел, Сам Христос, Который заставляет обвинителя замолчать. Ходатайство первосвященника принято, и звучит повеление: «Снимите с него запятнанные одежды… облекаю тебя в одежды торжественные» (ст. 4).

В перемене одежды символически представлена вмененная праведность Христа. Однако это еще не все: «Если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой» (ст. 7). Если Иисус будет послушен, ему окажут великую честь и он станет начальствовать в храме над всеми его служениями. А если израильтяне также проявят послушание, они станут «мужами знаменательными» (ст. 8) и будут прославлены среди всех народов как избранные Божьи. Сатана знает, что всякий, просящий у Бога о прощении и милости, получает просимое.

Ключевая мысль:

«Ничто столь не дорого в этом мире Божьему сердцу, как Его Церковь. И не по Его воле мирская изворотливость портит ее доброе имя. Он не оставляет Свой народ во власти сатанинских искушений. Он накажет тех, кто неверно представляет Его миру, но будет милостив к тем, кто искренно раскаивается. Тем, кто обратится к Нему за помощью, чтобы развить в себе христианский характер, Он пошлет все необходимое для этого» (Пророки и цари, с. 590).

Урок на сегодня:

Нет такого греха, который Бог не мог бы простить тем, кто искренно ищет Его прощения. Он обещает покрыть нас одеянием праведности Христовой.

30 апреля

Не воинством и не силою

«И потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:7).

При восстановлении храма Зоровавелю приходилось преодолевать большие трудности. Строительству мешал не только недостаток посвященности евреев, вернувшихся из Вавилона, но и противодействие со стороны окружающих самарян. Однако Бог подкреплял руки Своего вождя, посылая ему вести ободрения через пророков.

Во все века народу Божьему приходилось сталкиваться с почти непреодолимыми препятствиями в его стремлении исполнить волю Небес. Господь допускает затруднения для испытания веры. Ведь именно в такие моменты, когда нас со всех сторон осаждают трудности, мы более всего нуждаемся в вере в Бога и в силе Его Святого Духа. И если народ Божий будет с верой продвигаться вперед, он увидит, как перед ним расступаются затруднения и препятствия. Спаситель обещал: «И ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).

Зоровавель твердо держался водительства Божьего до самого окончания работ и посвящения восстановленного храма. Безусловно, второй храм не был столь великолепен, как первый, да и видимыми знаками Божественного присутствия он тоже отмечен не был. Но по обетованию, данному через Аггея, «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг. 2:9), потому что именно этот храм посетит Мессия, Сам Сын Божий. Если бы только иудеи понимали смысл пророчеств Аггея и Захарии!

Ключевая мысль:

«Второй храм был освящен не облаком славы Иеговы, но присутствием Того, в Ком обитала „вся полнота Божества телесно“ (Кол. 2:9), — Сам Бог „явился во плоти“ (1 Тим. 3:16)… „Желаемый всеми народами“ воистину пришел в Свой храм, когда Муж из Назарета учил и исцелял в его священных дворах» (Пророки и цари, с. 597).

Урок на сегодня:

В жизни нас могут постичь великие испытания, но Бог обещал никогда не оставлять нас. Он дает нам силу на каждый день, с чем бы нам ни пришлось столкнуться.