Июнь

1 июня

Детство Иисуса

«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2:40).

Иисус рос и набирался знаний, как любой другой ребенок. Его ум и тело развивались постепенно, в соответствии с законами роста детей.

Верующие люди в Израиле очень серьезно относились к наставлению детей в истине о величии Бога, явленном в Его законах, и Мария поощряла развитие восприимчивого ума Иисуса. Святой Дух умудрял ее, и она с готовностью сотрудничала с Небесами в развитии своего Сына.

В дни Иисуса город, не заботившийся о религиозном воспитании молодежи, считался проклятым Богом. Однако образование в Израиле стало формальным и лишенным жизни. Предания вытеснили Писание. Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем. Сам Бог был Его наставником.

Иисус не был избавлен от искушений, тем более что Он жил в Назарете — городе, ставшем притчей во языцех из-за своего нечестия (см. Ин. 1:46). Он сталкивался с теми же самыми проблемами, что и мы, дабы стать примером для нас как в детстве и юности, так и в зрелом возрасте.

Его родители были бедны, поэтому о бедности Иисус знал не понаслышке. Он освоил плотницкое ремесло. Мы должны развивать в себе силу характера, как развивал ее Христос, ибо благодать, которую Он получал, доступна и нам.

Ключевая мысль:

«Любой ребенок может получить те же познания, какие получил Иисус. Когда мы пытаемся познакомиться с нашим Небесным Отцом через Его Слово, ангелы приближаются к нам, наш разум укрепляется, наши души возвышаются и очищаются, и мы становимся более похожи на нашего Спасителя… Общение с Богом посредством молитвы развивает умственные и нравственные способности, а наши духовные силы укрепляются, когда мы приучаем себя размышлять о духовном» (Желание веков, с. 70, 71).

Урок на сегодня:

В детстве Иисус имел те же возможности для развития характера, что и мы сегодня.

2 июня

Посещение пасхальных торжеств

«Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49).

Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, Он отправился с родителями в Иерусалим на Пасху. Наблюдая торжественные обряды в храме, юный Иисус все глубже проникал в их смысл. Каждое ритуальное действие виделось Ему тесно связанным с Его Собственной жизнью. Новые устремления пробуждались в Его сердце. Иисусу открылась тайна Его миссии. В беседе с учителями закона Он обнаружил необыкновенную жажду богопознания. Он спрашивал их о значении пророчеств Исаии — тех Писаний, которые указывали на страдания и смерть Агнца Божьего.

Обратив внимание на этого не по годам развитого Отрока, учителя дивились Его ясному уму. С детским смирением Он повторял слова Писания, но при этом открывал им такие глубины смысла, о которых учителя даже не подозревали. Скромность и учтивость нашего Господа рассеивали их предубеждения, Святой Дух обращался к их сердцам.

Иосиф и Мария вышли за стены Иерусалима без Иисуса, полагая, что Он затерялся гдето в толпе, двинувшейся в Назарет. Обнаружив, что Его нигде нет, они пришли в крайнее смятение. Они помнили, как Ирод пытался убить Его еще в младенчестве. Наконец отыскав Его в школе раввинов, родители не смогли удержать от упреков. Но ответ Иисуса: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» показал, что Он осознает Свою уникальную связь с Богом.

Ключевая мысль:

«Иисус не отрицал Своей связи с земными родителями. Из Иерусалима Он вернулся вместе с ними домой помогать им в трудах. Он скрывал в Своем сердце тайну Своего предназначения, покорно ожидая, когда наступит время Его служения. На протяжении восемнадцати лет после того, как Он понял, что является Сыном Божьим, Он, признавая узы, которые связывали Его с домом в Назарете, выполнял долг сына, брата, друга и гражданина» (Желание веков, с. 82).

Урок на сегодня:

Когда мы, погрузившись в повседневную суету, забываем о молитвенной жизни с Богом, впоследствии приходится приложить немало решительных усилий, чтобы восполнить эту потерю.

3 июня

Дни борьбы

«В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).

С течением лет, протянувшихся от Его первого посещения Пасхи в Иерусалиме и вплоть до крещения, Иисус все отчетливее понимал, насколько жизнь общества не соответствует Божьим требованиям. Традиционные обряды были лишены изначального смысла и не приносили душевного мира. Большинству людей была неведома свобода духа, которую они могли бы обрести, если бы служили Богу в истине. Иисус не обрушивался с критикой на установления и обычаи ученых раввинов, но, когда Его упрекали за простые привычки, Он всегда объяснял Свое поведение, ссылаясь на Слово Божье.

С ранних лет Иисус начал размышлять и поступать самостоятельно, формируя собственный характер; даже уважение и любовь к родителям не могли отвратить Его от послушания Божьему Слову. Но понукания раввинов делали Его жизнь горькой. С самого детства Ему приходилось постигать трудные уроки сдержанности, стойкости и терпения.

Однако во всякое время Иисус был жизнерадостен и благочестив. Его поведение служило немым укором фарисеям, и они пытались заставить Иисуса жить по их правилам. Не устраивало оно и Его братьев, которые считали, что Иисус должен находиться под их влиянием. Они обвиняли Его в высокомерии по отношению к ним и упрекали в том, что Он ставит Себя выше учителей и священников. Братья были недовольны Иисусом, потому что Он был не похож на них. Его бескорыстие и честность не вызывали у них ничего, кроме насмешек.

Несмотря на все трудности, Иисус никогда не отстаивал Свои права. Он был выше всего этого, не воздавал злом за зло, но терпеливо сносил оскорбления.

Ключевая мысль:

«В детстве, юности и зрелости Иисус был одинок. Он, чистый и праведный, топтал точило один, и никого из людей не было рядом с Ним. Он взял на Себя тяжкое бремя ответственности за спасение нашего мира. Он знал, что необходимо решительно изменить принципы, которым следуют люди, направить их к иной цели. Иначе все будет потеряно. Вот что отягощало Его сердце» (Желание веков, с. 92).

Урок на сегодня:

Слово Божье, а не человеческие толкования и предания — единственно верный путеводитель в нашей жизни.

4 июня

Глас вопиющего в пустыне

«Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:2, 3).

Иоанн родился в семье Захарии и Елисаветы, престарелых родителей, которые «оба… были праведны пред Богом» (Лк. 1:6). Еще до рождения Иоанна ангел предвозвестил: «Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (ст. 15). Как вестник Христа Иоанн должен был указывать своим слушателям новый путь. Ему самому надлежало стать храмом для пребывающего в нем Святого Духа. Он должен был обладать телесным здоровьем, умственной и духовной силой, научиться владеть своими желаниями и страстями. Умеренный образ жизни Иоанна и его простая одежда должны были обличать необузданность, свойственную его эпохе.

Иоанн не обращался к раввинам за знаниями, в пустыне он учился у природы и у Бога природы. Но время от времени он выходил к людям, с интересом наблюдая за тем, что происходит в мире. Речи его были просты, точны и убедительны.

Иоанн крестил кающихся в водах Иордана в знак очищения их грехов и объяснял им, что, не омыв свое сердце и жизнь, они не смогут войти в Царство Мессии.

Ключевая мысль:

«Приготавливая путь для Первого пришествия Христа, он [Иоанн] олицетворял тех, кто должен приготовить людей для Второго пришествия нашего Господа. Люди мира сего потворствуют своим похотям… Каждому, кто желает совершать святыню в страхе Божьем, следует научиться воздержанию и самообладанию… Самодисциплина крайне важна для обретения умственной силы и духовной проницательности, которая делает нас способными понимать и соблюдать священные истины Слова Божьего. Вот почему воздержание необходимо для приготовления ко Второму пришествию Христа» (Желание веков, с. 101).

Урок на сегодня:

Весть Иоанна о полном посвящении Богу умственных, физических и духовных сил по-прежнему служит основанием жизни человека, жаждущего победы над грехом по благодати Божьей.

5 июня

Крещение

«Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).

Весть о служении Иоанна распространилась по всей Галилее. Иисус понял, что Его время пришло. Они с Иоанном были двоюродными братьями, но никогда прежде не виделись. Иоанн был осведомлен об обстоятельствах рождения Иисуса, однако не имел никаких подтверждений для своей веры, поскольку Иисус до сих пор никак не проявлял Своего призвания, а это давало повод сомневаться: действительно ли Он обетованный Мессия? Иисус принял крещение не в знак покаяния, а для того, чтобы отождествить Себя с человеком и исполнить то, что должен исполнить человек. Выйдя из воды и склонившись в молитве, Иисус знал, что для Него наступает новый этап в жизни. Он осознавал, что на этот раз Его столкновение с сатаной будет отличаться от того, что произошло на небе. Ему придется иметь дело с врагом, облекшись в человеческую плоть, и столкнуться с теми же искушениями, с которыми встречаются все люди на земле. В Свой молитве Иисус просил о силе для осуществления Своей миссии и о знамении, которое подтвердило бы, что Отец принимает человечество в Его лице. Ангелам небесным еще никогда не приходилось слышать такой молитвы.

Глас с небес вдохновил Иоанна и укрепил Иисуса для Его миссии. Глас Божий провозгласил Иисуса Сыном Вечного Бога, хотя Он и облекся в человеческую плоть.

На следующий день Иоанн объявил Иисуса «Агнцем Божиим» (Ин. 1:29), но даже Иоанн не вполне понимал смысл этих слов.

Ключевая мысль:

«Он должен был пройти Свой путь один, в одиночестве нести Свое бремя. На Нем, оставившем всю Свою славу и принявшем немощь человеческую, теперь лежала ответственность за искупление мира. Он все это осознавал, но был непоколебим в Своих намерениях… Несмотря на то, что на Христа были возложены грехи мира, несмотря на унижение, которому Он подверг Себя, приняв нашу падшую природу, небесный голос назвал Его Сыном Вечного Бога» (Желание веков, с. 111, 112).

Урок на сегодня:

Иисус принял немощную человеческую природу и отождествил Себя с родом человеческим, чтобы, восторжествовав над сатаной, проложить для нас путь к спасению.

6 июня

Искушение

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4:1).

Иисус удалился в пустыню, дабы побыть в одиночестве и укрепиться для свершения обагренного кровью пути, который Ему предстоял, и лицом к лицу встретиться со Своим противником. За исключением немногих людей, понимавших смысл храмового служения, сатана завоевал почти весь мир. И если бы ему удалось уловить Иисуса в сети своих искушений, это означало бы полную победу в его мятеже против Бога и Его Закона.

В пустыне Иисус противостал сатане «в подобии плоти греховной» (Рим. 8:3), что обеспечивало сатане большое преимущество, ведь все остальные, кто был обременен подобной немощью, уже присоединились к его лагерю. Все обольщения, которым так трудно противостоять смертному человеку, должны были обрушиться на Иисуса в их самой изощренной форме, а именно испытание чревоугодием, любовью к миру и жаждой показать себя, ведущей к самонадеянности. Иисус знал: от Его ответа зависит участь всего мира.

Иисусу предстояло доказать, что даже в состоянии наибольшей немощи человек способен жить победоносной жизнью и силой Божьей победить сатану.

Ключевая мысль:

«Мы не можем своими силами противостоять греховным влечениям нашей падшей природы. Пользуясь этим, сатана искушает нас. Христос знал, что враг не оставит в покое ни одного человека, но воспользуется его наследственной слабостью, чтобы лживыми внушениями заманить в ловушку тех, кто не доверяется Богу. Пройдя стезю, которой должен идти человек, Господь открыл нам путь к победе. Не по воле Бога мы терпим поражение в борьбе с сатаной. Господь не желает, чтобы мы были запуганы и обескуражены происками змея» (Желание веков, с. 122, 123).

Урок на сегодня:

Каким бы жестоким ни был соблазн, Иисус наделит нас той же силой для победы, которая была доступна Ему Самому.

7 июня

Победа

«Отойди от Меня, сатана, ибо написано: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“» (Мф. 4:10).

Сатана явился не в том облике, в каком Христос знал Своего противника еще на небесах. Прибегнув к привычному коварству, он принял вид ангела света, якобы посланного Богом для ободрения и укрепления Иисуса.

На первое искушение сатаны Господь ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Во втором искушении сатана взял Сына Божьего на крыло храма, где, исказив слова Писания, предложил Иисусу подтвердить Свою веру в Бога, бросившись вниз.

Конечно, Иисус в полной мере доверял Своему Отцу, но Он не поставил бы Себя в такое положение, когда Богу пришлось бы спасать Его от смерти. Он не стал бы вынуждать Бога прийти Ему на помощь, ибо в этом случае не смог бы оставить людям совершенный пример доверия и покорности. Он не стал бы просить Бога о том, чего Тот не обещал, лишь бы доказать комуто, что Бог выполняет Свое Слово.

Самонадеянность — это сатанинская подделка веры. Вера полагается на Божьи обетования и приносит плод в послушании. Самонадеянность также притязает на Божьи обетования, но использует их в духе сатаны — для оправдания беззакония. Вера не претендует на благоволение Божье, не сообразуясь с условиями, на которых даруется Божья милость.

В третьем искушении сатана обещал Иисусу дать власть над всем миром, если только Он признает его владыкой земли. Но Иисус отверг все сатанинские соблазны и тем самым нанес ему поражение в великой борьбе.

Ключевая мысль:

«Цену нашего искупления невозможно будет осознать до тех пор, пока искупленные не предстанут вместе с Искупителем перед престолом Господним. И когда наши сердца будут восхищаться славой вечного дома, мы вспомним, что Иисус однажды оставил все это ради нас. Что Он не только покинул небесные обители ради нас, но и рисковал пасть и потерять все навсегда» (Желание веков, с. 131).

Урок на сегодня:

Уступая сатанинским искушениям, мы подаем голос против Бога в великой борьбе.

8 июня

«Мы нашли Мессию»

«Ты веришь, потому что Я тебе сказал: „Я видел тебя под    смоковницею“; увидишь больше сего» (Ин. 1:50).

То было неспокойное время для Израиля. Люди знали, что пророчество Даниила о семидесяти седминах может вот-вот исполниться в пришествии Мессии. Проповедь Иоанна Крестителя обратила на себя внимание религиозных вождей в Иерусалиме, которые осознали наконец, что им придется познакомиться с его служением.

Иоанн заверил их, что он — не Мессия, а только голос вопиющего в пустыне, приготавливающий Ему путь. И все же иудейские вожди никак не могли увязать свои представления о Мессии со служением Иоанна.

Увидев Иисуса, Иоанн воскликнул: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:36). Двое из учеников Иоанна Крестителя, Андрей и Иоанн, с трепетом последовали за Иисусом, ища возможности поговорить с Ним. Они стали первыми Его последователями, потом пришли Петр и Филипп, и эта горстка начала быстро расти.

Нафанаил, получив приглашение влиться в ряды учеников Христа, был разочарован, увидев Иисуса, отмеченного печатью тяжкого труда и бедности. Но Святой Дух пробудил в нем интерес к Иисусу, и, спустя несколько минут, он убедился, что Иисус — Мессия. Нафанаил — замечательный пример для всех нас. Если люди будут думать самостоятельно, не опираясь на авторитет религиозных наставников и вождей, они испытают то же озарение, что и Нафанаил. Но то, что Нафанаил изъявил желание послушать Иисуса, не обошлось без влияния друга.

Ключевая мысль:

«По существу, вот что говорит Христос: на берегу Иордана открылось небо, и Дух сошел на Меня в подобии голубя. Это было знаком того, что Я — Сын Божий. Если вы поверите в Меня как в Сына Божьего, ваша вера возродится. Вы увидите небо отверстым, и оно никогда не затворится. Я открыл небо для вас. Ангелы Божьи восходят к небу, чтобы передавать молитвы нуждающихся и скорбящих Отцу Небесному; спускаясь, они проносят благословение, надежду, воодушевление, помощь и жизнь сынам человеческим» (Желание веков, с. 142).

Урок на сегодня:

Нам вполне по силам помочь своим ближним установить спасительные отношения с Иисусом Христом.

9 июня

На свадебном торжестве

«Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин. 2:4).

Служение Иисуса началось не с великих дел и не в Иерусалиме перед вождями народа. Впервые Он явил Свою силу на свадебном пиру, где показал, насколько дороги Ему люди и их семейное счастье.

Иосиф умер, и теперь Мария одна хранила тайну рождения Иисуса. Но даже у Его матери были свои сомнения и разочарования. На свадебном торжестве, в приготовлении которого она участвовала, вдруг закончился запас напитков. Мария, весьма огорчившись, обратилась к своему Сыну в надежде, что Он найдет выход. Его ответ может показаться нам резковатым. Однако Христос ответил Своей матери вполне уважительно — в соответствии с восточным обычаем, как и много лет назад, когда родители нашли Его в Иерусалимском храме. В каком-то смысле это был ответ на ее сокровенные надежды, что Он и есть Мессия, Который вскоре воцарится в Израиле. Однако время открыть Себя еще не пришло. Именно для того, чтобы поощрить доверие Марии и укрепить веру Своих учеников, Иисус совершил первое чудо.

Вино, сотворенное Христом из воды для сельской свадьбы в Кане, было чистым, неперебродившим виноградным соком. Готовность Иисуса послужить счастью и радости ближних должна быть примером для всякого, кто проповедует Его Слово и называет себя христианином.

Ключевая мысль:

«Все мы должны стать свидетелями Иисуса. Наше влияние в обществе, освященное благодатью Христа, следует использовать, чтобы обращать людей к Спасителю. Мир должен понять, что мы вовсе не поглощены своекорыстными заботами, но желаем поделиться с другими нашими благословениями и преимуществами. Люди должны увидеть, что наша вера не делает нас черствыми и требовательными. Тот, кто считает, что нашел Христа, обязан служить благу людей, как служил Иисус» (Желание веков, с. 152).

Урок на сегодня:

Последователи Христа будут проявлять искреннюю бескорыстную заинтересованность в благополучии своих ближних и всего общества, разделяя с окружающими их радости и скорби.

10 июня

В Его храме

«Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16).

Когда Иисус вместе с учениками пришел на Пасху в Иерусалим, Он еще не заявил во всеуслышание о Своей миссии. На праздник пришли иудеи со всех концов Римской империи. Для удобства гостей, которые не могли взять в долгую дорогу животных для жертвоприношения, этих животных продавали прямо во внешнем дворе храма. Там же меняли деньги из разных стран на храмовые монеты, что создавало почву для мошенничества и вымогательства.

Иисусу открылось ужасное зрелище — бесчестная торговля, отчаяние бедняков, осквернение храмового двора. Он взглянул в отдаленное будущее и увидел, как спустя несколько веков Его представители будут торговать Его благодатью.

Медленно вступил Он во двор храма, подняв в руке бич из веревок. Иисус повелел толпе торговцев удалиться и стал переворачивать столы меновщиков. Он никого не ударил бичом, но этого символа власти было вполне достаточно, чтобы обратить в бегство священников, меновщиков и торговцев скотом.

Простой люд стал постепенно возвращаться во двор, и многие ощутили, что Иисус и есть их Спаситель. Они начали осознавать смысл Божьего присутствия в храме и понимать, что значит иметь Христа в своем сердце.

Ключевая мысль:

«Очистив храм, Иисус тем самым заявил о Своем мессианстве и приступил к Своему делу. Храм, воздвигнутый как место обитания Бога, должен был стать наглядным уроком для Израиля и всего мира… В результате грехопадения человек перестал быть храмом Божьим… Но через воплощение Сына Божьего намерение Неба исполнилось. Бог обитает в человеческом естестве, и через спасительную благодать сердце снова становится Его храмом… Очистив храм от торгующих и покупающих, Иисус заявил, что Его цель — очистить сердца от осквернения грехом, от низменных желаний, от плотских похотей и злых привычек, оскверняющих душу» (Желание веков, с. 161).

Урок на сегодня:

Бог желает очистить сердце и разум каждого человека, дабы обитать в нем.

11 июня

Никодим

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

Никодим занимал высокое положение в иудейском обществе и был уважаемым членом синедриона. Он проникся симпатией к Иисусу и Его учению. Когда Иисус очистил храм, иудейские вожди сошлись во мнении, что на вызов этого нового Учителя нужно дать какой-то ответ. Но они никак не могли договориться, как именно им нужно ответить. Никодим советовал им проявить сдержанность и не торопиться с выводами.

Никодим хотел поговорить с Иисусом, но не желал встречаться с Ним открыто, поэтому пришел к Нему под покровом ночной темноты. Иисус знал, что Никодим искренен в своих устремлениях, и перешел прямо к делу, изложив ему основополагающие принципы истины. Он знал, что Никодим нуждается в духовном возрождении более, нежели в теоретических познаниях. Никодим был поражен, когда услышал, что не сможет увидеть Царство Божье в нынешнем своем состоянии. Он принялся возражать, но Иисус не стал вступать с ним в спор.

Вместо этого Он помог Никодиму понять: как бы строго человек ни исполнял букву закона, это не даст ему права войти в Царство Божье. Святой Дух открыл Никодиму, что исцелиться от греха можно только через покаяние и обновление жизни всепобеждающей силой Духа.

Ключевая мысль:

«Свет, исходящий от креста, открывает любовь Божью. Его любовь влечет нас к Нему. И если мы не противимся этому влечению, то будем приведены к подножию Его креста в раскаянии за грехи, которые распяли Спасителя. И тогда Дух Божий через веру созидает в нас новую жизнь, а помыслы и желания наши подчиняются воле Христовой. Сердце и ум обновятся по образу Того, Кто действует в нас, желая нашей покорности Ему. Когда Закон Божий запечатлен в уме и сердце, мы можем сказать вместе с Христом: „Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой“ (Пс. 39:9)» (Желание веков, с. 176).

Урок на сегодня:

Наше духовное здоровье зависит от того, насколько наши помыслы сосредоточены на Иисусе, а также от постоянного притока одухотворяющей силы Святого Духа.

12 июня

Ему должно расти

«Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:29, 30).

Какое-то время влияние Иоанна Крестителя было сильнее власти правителей и священников. Сатана делал все возможное, чтобы подвигнуть Иоанна провозгласить себя Мессией и стать героем Израиля. Но Иоанн устоял и стал направлять взоры людей не на себя, а на Иисуса.

В итоге Иоанн стал терять популярность в народе, а толпы, окружавшие Иисуса, росли с каждым днем. Ученики Иоанна возревновали и стали искать любой повод, чтобы раскритиковать Иисуса и Его последователей. Иоанн вполне мог к ним присоединиться, но научился жить в атмосфере, не оскверненной корыстью и тщеславием. Он напоминал своим ученикам, что предназначение его вести в том и состояло, чтобы приготовить путь для Мессии. Он вполне отдавал себе отчет, что Иисусу надлежит расти, а ему самому умаляться.

Так должно быть и со всеми последователями Христа. Его истинные ученики будут чураться славы и соперничества. Они будут ставить Иисуса превыше всего остального.

Иисус видел, что над Ним уже собираются темные тучи. Не желая усугублять зарождающиеся разногласия, Он удалился в Галилею, подав каждому из нас добрый пример, что делать, когда возникают разделения.

Сегодня Бог призывает руководителей, чтобы они исполнили определенную работу, и, когда они совершат все от них зависящее, Он призывает других продолжить начатое.

Ключевая мысль:

«Взирая с верой на Спасителя, Иоанн достиг совершенства в самоотречении. Он не старался привлечь к себе людей, но направлял их мысли к Иисусу, пока они не сосредоточивались на Агнце Божьем. Сам он был только гласом вопиющего в пустыне и ныне с радостью соглашался умолкнуть и оставаться в тени, лишь бы люди обратились к Свету жизни.

Верные своему призванию, вестники Божьи не будут искать себе почестей. Любовь к себе растворится в любви ко Христу, и никакое соперничество не осквернит драгоценного дела Евангелия» (Желание веков, с. 179).

Урок на сегодня:

Гордыня — один из тех грехов, которые трудно выявить и от которых еще труднее избавиться. А смирение — очень хрупкая добродетель, возрастание которой требует тщательного ухода.

13 июня

У колодца Иакова

«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13, 14).

Проходя через Самарию по пути в Галилею, Иисус утомился и присел отдохнуть у колодца. Не прошло и нескольких минут, как к колодцу подошла женщина-самарянка с водоносом. Иисус попросил ее почерпнуть Ему воды. Был жаркий полдень, Ему действительно хотелось пить, и в то же время Он воспользовался Своей просьбой как предлогом, чтобы завязать беседу.

Иисус не стал вступать с этой женщиной в спор, но постарался пробудить в ней интерес. Он сказал ей, что у Него есть живая вода, в которой она нуждается. Если она получит эту воду, то ей уже не придется искать ее вновь. Затем Спаситель попросил самарянку позвать мужа. Прежде чем Он предложит ей дар спасения, она должна была осознать свою греховность.

Всякий раз, когда женщина пыталась перевести разговор на отвлеченные богословские темы, Иисус возвращался к обсуждению духовного содержания истинного богопоклонения. Подлинное поклонение, говорил Он, зависит не от местонахождения человека, но от чистоты его сердца.

В этот момент вернулись ученики, ходившие в селение купить еды. Они были крайне удивлены, увидев своего Учителя беседующим с самарянкой. Женщина тут же ушла, глубоко тронутая разговором с Иисусом. Но вскоре она вернулась в сопровождении многочисленных соплеменников, которые, выслушав Иисуса, тоже приняли Его весть о спасении.

Ключевая мысль:

«Как только самарянка поняла, что нашла Спасителя, она привела к Нему других, оказавшись более деятельной миссионеркой, чем ученики Иисуса. Они же просто были уверены, что в Самарии нет никаких надежд на успех Христова служения. Они думали о том почетном труде, который предстояло им совершать в будущем, и не видели, что вокруг них уже созрел урожай. Но благодаря усилиям женщины, к которой они отнеслись с презрением, весь город пришел послушать Спасителя» (Желание веков, с. 195).

Урок на сегодня:

Каждый человек, встречающийся вам на пути, — это потенциальная «самарянка», нуждающаяся в Благой вести о спасении. Бог спасает людей каждого в отдельности, а не целыми селениями или народами.

14 июня

Если не увидите знамений и чудес

«Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4:48).

К Иисусу пришел один вельможа из Капернаума и стал умолять Его исцелить сына, который был при смерти. Иисус знал, что вера царедворца в Него весьма невелика и он полон сомнений. Вельможа решил так: если Иисус исцелит моего сына, тогда уверую в Него. В отличие от него самаряне уверовали в Иисуса без всяких знамений.

— Вы не уверуете, — сказал с печалью Иисус, — если не увидите знамений и чудес.

Слова Иисуса обнажили перед сановником все его корыстные помыслы. Его сердце преобразилось, он утвердился в вере в Иисуса. И Спаситель отозвался на его нужду. Он сказал вельможе: «Пойди, сын твой здоров». Тот был еще в пути, когда ему навстречу вышли слуги с доброй вестью — горячка оставила его ребенка и он спокойно уснул. От болезни не осталось и следа. И эта перемена случилась именно в тот миг, когда Иисус произнес Свои слова!

Иисус хотел не просто исцелить сына вельможи, но принести спасение всей его семье. Благодаря этому случаю царедворец пожелал больше узнать об Иисусе, и чем больше он слышал о Нем, тем крепче становилась его вера. Он стал Его верным последователем.

Сегодня нам может казаться, что Бог нас не слышит, но мы должны верить Его обетованиям.

Ключевая мысль:

«Несмотря на все доказательства, что Иисус есть Христос, этот человек готов был уверовать в Него только после того, как Спаситель выполнит его личную просьбу. А Христос вспоминал простодушную веру самарян, которые не требовали ни чудес, ни знамений. Само Его слово, вечное свидетельство Его Божественности, обладало убеждающей силой. И эта сила открыла их сердца. Христос глубоко скорбел о том, что Его собственный народ, которому было вверено Слово Божье, не услышал голоса Бога, говорившего с людьми через Его Сына» (Желание веков, с. 198).

Урок на сегодня:

Мы должны верить в Божье обетование на основании не ощущения, что обетование исполнится, а уверенности, что Богу можно доверять.

15 июня

Вифезда и синедрион

«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30).

В одну из суббот Иисус оказался у купальни Вифезда и, склонившись над бедным калекой, страдавшим тридцать восемь лет, спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» Калека обрадовался, думая, что Иисус поможет ему первому сойти в воду и таким образом получить исцеление. Но дело обстояло совсем иначе.

Иисус просто сказал: «Встань, возьми постель свою и ходи» (Ин. 5:8). Калека верой ухватился за эти слова, увидев в них обетование. Он безоговорочно повиновался, и все его мышцы ожили благодаря притоку новых сил. Он поверил словам Христа и, подчинившись повелению, получил исцеление и обрел силу.

Когда Иисус исчез в толпе, бывший калека отправился в храм вместе со своей постелью! Иудейские вожди пришли в негодование — ведь в субботний день нельзя ничего носить! Они так извратили Закон, что он превратился в тяжелое бремя; а ведь он мог бы принести им столько благословений! Какое-то время спустя Иисус встретил этого человека и сказал ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (ст. 14).

Вожди обвинили Иисуса в том, что Он нарушил субботу, исцелив в этот день человека. Представ перед синедрионом, Господь разъяснил им принципы истинного соблюдения субботы и указал на Свои взаимоотношения с Небесным Отцом (см. Ин. 5:19–47).

Ключевая мысль:

«Христос учит нас: связь с нашим Небесным Отцом должна быть неразрывной. Какое бы место мы в этой жизни ни занимали, мы зависим от Бога, Который держит в Своих руках судьбы всех людей. Каждому из нас Он поручил то или иное дело и наделил нас способностями и средствами для его выполнения. И до тех пор, пока мы будем покоряться воле Господа и доверяться Его силе и мудрости, Он будет вести нас безопасным путем, чтобы мы исполнили ту часть работы, которую Он нам предназначил в Своем великом плане» (Желание веков, с. 209).

Урок на сегодня:

Если мы позволяем, чтобы требования Божьего Закона мешали нам откликаться на нужды людей, тогда можно с уверенностью утверждать, что мы утратили истинное понимание подлинного смысла этого Закона.

16 июня

Заточение и смерть Иоанна Крестителя

«Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Мф. 11:9).

Иоанн Креститель первым провозгласил Царство Христа и первым же претерпел за него мученическую смерть. Его бесстрашная проповедь приводила Ирода Антипу в трепет, и царь в конце концов бросил Иоаннав темницу. Иоанн не вполне понимал природу Христова Царства. Он бесстрашно возвещал Божье Слово, а Иисус, казалось, довольствовался тем, что исцелял и учил. Иоанна мучили сомнения, не напрасно ли он трудится, и он жаждал услышать от Иисуса слова, обращенные лично к нему.

Иисус не сразу ответил ученикам, которых послал Иоанн, но продолжал еще какое-то время исцелять и учить. Затем Он велел им возвратиться к своему учителю и рассказать, что они видели и слышали. Этого для Иоанна было вполне достаточно; он смирился с любой участью, лишь бы жизнь его или смерть пошла на пользу делу, которое он любил.

Когда ученики Иоанна удалились, Иисус объяснил Своим слушателям, что Бог не оставил Иоанна. Иисус провозгласил, что Иоанн занимал в Божьем плане более значительное место, чем любой из пророков. Он послужил примером верующим всех последующих веков: каждый последователь Христа так или иначе будет увенчан жертвенным венцом.

Бог допустил, чтобы Его верный раб Иоанн Креститель погиб от рук мстительной женщины и слабовольного царя. Иоанн не был избавлен чудесным образом от смерти, но в темнице его окружали ангелы, которые помогли ему понять пророчества и обетования Слова Божьего.

Ключевая мысль:

«Бог всегда ведет Свой народ единственно возможным путем — таким, какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала и славу той цели, к которой они продвигаются как соработники у Бога. Ни Енох, взятый на небо, ни Илия, вознесшийся туда на огненной колеснице, ничем не превосходили Иоанна Крестителя, одиноко умершего в темнице… Из всех благословений, какие только Небо может даровать людям, соучастие в страданиях Христовых служит наивысшим выражением доверия и высокой честью» (Желание веков, с. 224).

Урок на сегодня:

В каких бы суровых обстоятельствах мы ни оказались, нам достаточно знать, что Иисус понимает и обязательно поддержит нас.

17 июня

Приблизилось царствие Божие

«Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15).

Если бы вожди Израиля приняли Христа, Он почтил бы их, сделав вестниками Евангелия миру. Увы, их ревность и неверие переросли в ненависть, приведшую к тому, что большинство народа отвернулось от Иисуса.

С тех пор так и повелось — церковные власти продолжали отвергать подлинного Христа в каждом последующем поколении. Деятели Реформации и не думали отделяться от официальной церкви, но религиозные вожди не желали принимать новый свет.

Когда Иисус сказал: «Исполнилось время», Он имел в виду «семьдесят седмин», определенных для еврейского народа (см. Дан. 9:24, 25). Согласно пророчеству, семидесятая неделя началась в 27 г. н. э., когда Иисус был крещен и начал Свое служение. «В половине седмины прекратится жертва и приношение» (ст. Дан. 9:27). Это произошло, когда завеса в храме разодралась надвое в знак того, что система жертвоприношений утратила свой священный смысл. А закончилась семидесятая неделя в 34 г. н. э., когда был побит камнями Стефан и ученики пошли с проповедью к язычникам.

И весть о первом пришествии, и весть о втором твердо основаны на библейских пророчествах. Мы достигли эпохи, предсказанной в Священном Писании, и должны быть совершенно уверены в том, что действительно проповедуем новозаветное Евангелие.

Ключевая мысль:

«Иудеи искажали Слово Божье, неверно его применяли и потому не узнали пришедшего к ним Мессию. Годы служения Христа и Его апостолов — драгоценные последние годы благодати, отведенные избранному народу, они потратили на осуществление коварных замыслов по уничтожению вестников Господних… До сего дня царство этого мира занимает мысли людей, и они не замечают быстро исполняющихся пророчеств и знамений грядущего вскоре Царства Божьего» (Желание веков, с. 235).

Урок на сегодня:

Сегодня мы стоим на пороге Второго пришествия Христа, и Бог поручил нам нести всему миру весть о скором возвращении Иисуса.

18 июня

Не плотников ли это сын?

«И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк. 4:22).

С юных лет Иисус постоянно бывал с родителями и братьями на богослужениях в Назаретской синагоге. Поэтому, когда Он спустя какое-то время вновь появился в Своем родном городе, все были в предвкушении чего-то необычайного. В ту субботу на собрании в местной синагоге Его попросили прочесть из Книги пророка Исаии. Взяв в руки свиток и прочитав из него тексты Ис. 61:1, 2, Иисус начал говорить. Все присутствующие ощутили, какую силу несут в себе Его слова.

Но когда Он сказал им, что Писание, которое они только что услышали, исполнилось в этот самый день, Его слушатели были вынуждены взглянуть на самих себя — и гордость их была уязвлена. Они начали возмущаться Иисусом. Разве Он может быть Мессией? Ведь Он не кто иной, как плотников сын! Чем больше Иисус говорил, тем сильнее распалялся их гнев.

Иисус знал, что творится в сердце присутствующих. Он напомнил им, что не так важно, сколько света имеет человек, гораздо важнее, как он этим светом распорядится. Даже язычники, поступающие по истине в меру своего понимания, находятся в лучшем положении, нежели те, кто имел великий свет, но отверг его. Своими словами Иисус нанес удар по представлениям иудеев о собственной праведности.

Их неверие вылилось в открытую враждебность и насилие. Они вытолкали Иисуса из синагоги и повели к обрыву, намереваясь сбросить Его вниз. Но тут вмешались ангелы, укрыв Его от обезумевшей толпы.

Так и в наше время люди с трудом принимают истину и часто не могут отличить истинного величия от показного.

Ключевая мысль:

«Во времена Христа истина не пользовалась популярностью. Не популярна она и в наши дни. Она утратила популярность с тех пор, как сатана впервые внушил человеку к ней отвращение, предложив взамен басни, ведущие к самовозвышению. Разве нас и сегодня не окружают теории и учения, которые основаны не на Слове Божьем? Люди так же упрямо придерживаются их, как иудеи держались своих преданий» (Желание веков, с. 242).

Урок на сегодня:

Духовная гордыня — заклятый враг истины. Отворачиваясь от непопулярных истин, мы обманываем сами себя; но истина непреходяща.

19 июня

Призыв у моря

«Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Завершив Свою проповедь, которую Иисус произнес, сидя в лодке Петра, Он велел ему отплыть дальше от берега — туда, где Петр и прочие рыбаки всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Даже ребенку было известно, что ночь — лучшее время для ловли рыбы, но по слову Иисуса Петр и его братья все-таки закинули сети, хотя было уже утро.

Представьте их удивление, когда сеть наполнилась рыбой, причем ее было так много, что пришлось звать на помощь Иакова и Иоанна, чтобы втащить в лодку весь улов! Петр устыдился собственного неверия; он ощутил свою порочность в присутствии бесконечной чистоты и пал к ногам Иисуса.

До той поры никто из учеников не оставил свою прежнюю жизнь, чтобы в полной мере разделить с Иисусом Его труды, но, когда Он предложил им оставить сети и стать ловцами человеков, они с радостью откликнулись на призыв.

Эти люди не учились в школах того времени. Иисус не имеет ничего против образования, ибо Он знает: если образованные люди подвластны любви Бога и посвящены Его служению, их образованность становится большим благословением. Но Он избрал людей смиренных и не страдавших самонадеянностью. Святой Дух готов наставить всякого, кто не отличается большим самомнением и восприимчив к учению. Окончив школу Спасителя, ученики уже не были необразованными невеждами. Они стали подобны Ему в помыслах и характере.

Ключевая мысль:

«Кто любит Христа превыше всего, тот сделает и больше всего добра. И нет предела пользе, которую может принести тот, кто, отказавшись от своего „я“, целиком доверяется Святому Духу и живет жизнью, полностью посвященной Богу… Если бы каждого в его скромной жизни побуждали делать все то добро, на какое он способен, если бы никто не подавлял подобного усердия, тогда там, где сегодня один слуга Христов, их было бы сто» (Желание веков, с. 250).

Урок на сегодня:

Неважно, какое у человека образование. Иисус может сделать успешного работника из любого, кому хватит смирения покориться влиянию Его Духа.

20 июня

В Капернауме

«И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» (Лк. 4:32).

Иисус не имел ничего общего с разнообразными спорными вопросами, существовавшими в иудаизме, Его задачей было провозглашение истины. Иисус говорил просто и понятно, тогда как учителя Израиля рассуждали, сомневаясь и колеблясь, оставляя своих слушателей в еще большем недоумении. Иисус был ревностен, но никогда не проявлял нетерпимости. Весть в Его устах звучала по-разному, в зависимости от слушателей. Он умел найти подход к предубежденным умам, привлекая их внимание неожиданным примером. Он находил доступ к сердцу, пробуждая воображение. Самые высокообразованные люди были увлечены Его словами, и даже малограмотные всегда извлекали из них пользу. Он с интересом наблюдал за меняющимся выражением лиц Своих слушателей.

Однажды Иисуса прервал умалишенный, но Он запретил бесу и освободил несчастного от его уз. Разум страдальца был помрачен сатаной, но истина Спасителя развеяла этот мрак. Окружающие знали прошлое этого человека, как он превратил свою жизнь в сплошной праздник, погрузившись с головой в греховные удовольствия. Раскаяние пришло слишком поздно, и, подобно многим, кто вступил на территорию врага, он оказался беспомощен во власти сатаны.

Религиозные вожди и учителя во времена Иисуса были бессильны против сатаны, ибо одолеть лукавого можно только Божьей силой. То же самое происходит и сегодня. Многие оказываются в сатанинском рабстве, поскольку не впускают Духа Божьего в свою жизнь.

Ключевая мысль:

«Так будет и в последнем великом столкновении между праведностью и грехом. В то время как новая жизнь, свет и сила нисходят свыше на учеников Христа, сатана в свою очередь мобилизует своих слуг. Напряжение овладевает всеми жителями земли. Князь зла искусно маскируется, используя многовековой опыт борьбы. Он является в виде ангела света, и множество людей начинают внимать „духам обольстителям и учениям бесовским“ (1 Тим. 4:1)» (Желание веков, с. 257).

Урок на сегодня:

Сегодня в мире действуют те же злые силы, что и во времена Христа. Сатана всеми силами старается разрушить наше духовное восприятие.

21 июня

Можешь меня очистить

«Что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: „прощаются тебе грехи твои“, или сказать: „встань и ходи“?» (Лк. 5:22, 23).

Среди иудеев проказа считалась наказанием за грех и потому называлась «перстом Божьим». Никто не знал, как ее лечить. Совершая Свое служение, Христос встречал немало людей, страдавших от этого недуга.

Один прокаженный услышал об Иисусе и Его силе исцеления. Но как Его найти? Прокаженным было запрещено входить в города, они находились в очень сложном положении. Но он был настойчив и в конце концов отыскал Иисуса, учившего народ на берегу озера. Он издали наблюдал, как Иисус возлагает руки на хромых, слепых и увечных. Он видел, как исцеленные начинали прыгать от радости, во весь голос славя Бога. Вера и надежда вели его к Иисусу, тогда как люди разбегались в разные стороны, пугаясь одного его вида. Пав к ногам Спасителя, он воскликнул: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф. 8:2). Коснувшись его рукой, Иисус ответил: «Хочу, очистись» (ст. 3). И тут же тело его стало здоровым, а мышцы окрепли.

Чудеса исцеления, которые совершал Иисус, были иллюстрацией духовного очищения души от греха. Спаситель вновь преподал ту же истину, исцелив расслабленного в Капернауме. Хотя расслабленный желал физического исцеления, еще больше он жаждал избавиться от бремени греха. Иисус знал это и потому заверил его: «Прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5:20).

Ключевая мысль:

«Расслабленный обрел в Иисусе исцеление и души, и тела. Духовное исцеление сопровождалось физическим выздоровлением… Сегодня тысячи людей страдают от болезней плоти, и они, подобно расслабленному, жаждут услышать: „Прощаются тебе грехи твои“. Бремя греха влечет за собой беспокойство, неудовлетворенные желания и служит основой всех болезней. Эти люди не найдут успокоения до тех пор, пока не придут к Тому, Кто исцеляет души» (Желание веков, с. 270).

Урок на сегодня:

Иисус пришел, чтобы дать нам жизнь в избытке как в физическом, так и в духовном отношении. Сегодня Он обладает той же силой исцелять и прощать, как и в те времена, когда ходил по земле.

22 июня

Левий Матфей

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9).

Левий Матфей был пятым учеником, призванным Христом на служение. Он слышал проповеди Иисуса, и сердце его открылось навстречу Его вести. Велико было его удивление, когда Иисус подошел к его конторе по сбору пошлин и заговорил с ним. Но что еще удивительнее, Матфей оставил все и последовал за Господом, вняв Его призыву. Ни колебаний, ни сомнений, ни сожалений о своей прибыльной должности — ему просто хотелось быть рядом с Иисусом.

Как и четверо рыбаков с их обильным уловом, Матфей оставил свою благополучную жизнь ради бедности и тягот. Ученики твердо усвоили урок: в Божьем служении нельзя преуспеть, если не вложишь в это дело все свое сердце.

О Матфее поползли слухи по всему городу. Многие оскорбились тем, что религиозный учитель выбрал Себе в ближайшие ученики мытаря, но зато этот поступок получил широкую известность среди сборщиков налогов. Матфей устроил угощение в честь Иисуса. Среди трех тысяч обращенных в день Пятидесятницы после смерти Иисуса были многие из тех, кто впервые услышал Божью истину на пиру у Матфея.

Фарисеи не понимали, что Иисус общается с мытарями и грешниками ради того, чтобы донести до них небесный свет. Им нужно было усвоить, что законническая, бессердечная религия не способна привести душу к покаянию.

Ключевая мысль:

«Сегодня тысячи людей повторяют ошибку фарисеев, которых Христос укорял на пиру у Матфея. Не желая отказаться от какой-то излюбленной идеи или поступиться своим мнением, многие отвергают истину, исходящую от Отца света. Они уповают на себя и полагаются на собственную мудрость, не сознавая своей духовной нищеты. Они настаивают на том, что спасение так или иначе зависит от выполнения какоголибо важного дела. Когда они видят, что от них самих ничего не зависит, они отвергают предложенное спасение» (Желание веков, с. 280).

Урок на сегодня:

Мы должны освободиться от своекорыстия, прежде чем Христос сможет войти в наше сердце. Любовь Иисуса пробудит новую жизнь в нашем сердце и преобразит нас по Его подобию.

23 июня Суббота Желание веков, глава 29 «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лк. 6:5).

Суббота была включена в Десять Заповедей, но как день покоя она была известна задолго до этого. Израильтяне знали о субботе до того, как пришли к горе Синай (см. Исх. 16:28). Суббота была дана не только Израилю, но и всему миру.

Когда евреи отступили от Бога и не сумели приобрести праведность Христову через веру, суббота утратила для них свой смысл. В дни Иисуса суббота была настолько извращена по сравнению со своим изначальным предназначением, что ее соблюдение стало отражать характер себялюбивых и своевольных людей, а не любящего Небесного Отца. Из-за раввинов люди начали смотреть на Бога как на тирана и думать, будто соблюдение субботы в соответствии с Его требованиями должно делать людей бессердечными и жестокими. В задачу Христа входило развеять эти заблуждения.

Как-то в субботу ученики Иисуса шли полем и стали срывать по пути колосья и есть, растирая их руками. Соглядатаи раввинов доложили, что ученики совершили двойное «преступление» — мало того, что они собирали зерна, так еще и «молотили» их в субботу. Иисус отверг наветы религиозных вождей и указал на невиновность Своих учеников. Все, что требуется для совершения дела Божьего, допустимо и уместно в день субботний. «Можно в субботы делать добро», — заявил Он обвинителям (Мф. 12:12).

Ключевая мысль:

«И вновь Христос повторил, что жертвоприношения сами по себе не имеют ценности. Они лишь средство, а никак не цель. Назначение жертвоприношений — обратить людей к Спасителю и привести их в согласие с Богом. Бог ценит только служение любви, а если любви нет, то простой круг обрядов — это оскорбление для Него. Так и с субботой. Она предназначена для общения с Богом. Но когда человек поглощен утомительными обрядами, смысл субботы утрачивается. Формальное соблюдение субботы есть не что иное, как насмешка» (Желание веков, с. 286).

Урок на сегодня:

Бог дал субботу Своему народу как благословение, а не как бремя. Нам надлежит святить ее, и это должно приносить нам радость.

24 июня

И поставил из них двенадцать

«Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк. 3:13, 14).

Первый шаг к организации Божьей новозаветной Церкви Иисус сделал тогда, когда избрал Себе учеников, чтобы послать их к людям с вестью о том, что они видели и слышали во время пребывания с Ним.

Когда Иисус готовил учеников к посвящению, среди них появился никем не званый человек по имени Иуда Искариот, утверждавший, что он — последователь Христа. Он воодушевленно заявил: «Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» (Лк. 9:57). Ученики очень хотели, чтобы Иуда был принят в их круг. Он обладал величественной внешностью, ясным умом и большим усердием в труде; они рекомендовали его Иисусу как человека, который принесет большую пользу Его делу. Апостолы были удивлены, что Иисус принял Иуду так холодно.

Когда Иисус призвал Своих учеников, каждый из них был отмечен серьезными недостатками. Он постоянно предостерегал и обличал их, но у них и в мыслях не было оставить Его.

Ключевая мысль:

«Христос избирает Своими представителями на земле не безгрешных ангелов, но людей, имеющих такие же слабости, какие свойственны тем, кого они стремятся спасти. Христос принял человеческую природу, чтобы воздействовать на людей. Богу надлежало принять человеческую природу, ибо для спасения мира необходимы и Божество, и человек. Бог должен был принять человеческую природу, чтобы человек получил возможность общаться с Богом. Так обстоит дело со слугами и вестниками Христа. Человек нуждается в силе извне, чтобы восстановить в себе подобие Божье и быть способным трудиться для Бога. Но это не принижает человека. Когда люди полагаются на Божественную благодать, Христос воцаряется в их сердцах и человек обретает силы для того, чтобы творить добро» (Желание веков, с. 296, 297).

Урок на сегодня:

Иисус по-прежнему призывает людей стать Его учениками. Он предлагает вам познать Его, дабы вы обрели способность творить Его волю и осуществлять Его намерения.

25 июня

Нагорная проповедь

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24, 25).

Нагорная проповедь была произнесена при большом стечении народа, но обращена прежде всего к Его ученикам. Вокруг Иисуса собрались книжники и фарисеи, бедные крестьяне и рыбаки — все, кто хотел послушать Спасителя. Все они надеялись, что Иерусалим вскоре станет столицей всемирного царства.

Но Иисус развенчал их надежды на мирское величие. В Своей проповеди Он постарался развеять их неоправданные ожидания. Он не стал опровергать их заблуждения напрямую, а преподал им нечто лучше того, что они знали до сих пор.

Первыми словами Иисуса были слова о блаженствах: «Блаженны, кто ощущает свою духовную нищету, кто плачет о своих грехах, кто смирен, кто жаждет и алчет праведности, кто милостив к ближним. Блаженны миротворцы, блаженны гонимые за правду». Таковые, по словам Иисуса, будут иметь великую награду на небесах.

В Своей проповеди Иисус изложил принципы Божьего Царства. Он показал, в чем состоит истинная праведность и каковы будут ее плоды в христианской жизни. Доброе дерево приносит добрый плод.

Ключевая мысль:

«Итак, Христос изложил принципы Своего Царства — великие правила жизни. Чтобы запечатлеть это наставление в умах, Он приводит наглядный пример. Недостаточно, говорит Он, чтобы вы слушали Мои слова. Мои слова должны стать вашей основой. Человеческое „я“ — не что иное, как зыбкий песок. Если вы строите дом свой на человеческих теориях и измышлениях, он упадет. Его сметут ветры искушений и бури испытаний. Но те законы, которые Я дал, незыблемы. Доверяйте мне и положитесь на Мое слово» (Желание веков, с. 314).

Урок на сегодня:

Чтобы быть христианином, мало просто верить в определенные учения или доктрины. Истинные последователи Христа привносят истину в свою повседневную жизнь и живут в согласии с Его учением.

26 июня

Сотник

«Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7:9).

У одного сотника тяжело заболел слуга. Его разбил паралич, и он был при смерти. Сам сотник Иисуса никогда не видел, но дошедшие до него рассказы вдохнули в него веру. Все его существо отозвалось на весть о Спасителе. Однако сотник считал себя недостойным встретиться с Христом лично, поэтому попросил иудейских старейшин походатайствовать о его слуге перед Иисусом.

Старейшины сообщили Иисусу просьбу сотника, и Учитель сразу же отправился в путь. Однако вокруг Него толпилось столько народа, что Он с трудом протискивался в толпе. Когда сотник услышал, что к нему идет Иисус, он послал сказать, что Ему необязательно приходить лично. «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8). Он увидел истинный характер Иисуса; в отличие от детей Авраама он сумел понять, какой властью обладает Иисус. И Спаситель ответил: «Как ты веровал, да будет тебе» (ст. 13).

Приблизившись к селению Наин, Иисус и ученики встретились с похоронной процессией, оплакивавшей единственного сына местной вдовы. Иисус «сжалился над нею» (Лк. 7:13). Он коснулся носилок с телом юноши, приведя скорбящих в изумление, и велел ему подняться. И юноша ожил.

Эти два случая служат наглядным подтверждением того, как Иисус ценит истинную веру и как Он близок к скорбящим. Его сострадание и сила с тех пор не стали меньше.

Ключевая мысль:

«Сатана не может удержать мертвых в своей власти, когда Сын Божий возвращает их к жизни. Сатана также не может удержать во власти духовной смерти ни одну душу, которая с верой принимает могущественное слово Христа. Бог говорит всем мертвым во грехе: „Встань, спящий, и воскресни из мертвых“ (Еф. 5:14). Это слово и есть вечная жизнь… Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего (см. Кол. 1:23). Вот что предлагает нам Его Слово. Если мы принимаем это Слово, то приходит избавление» (Желание веков, с. 320).

Урок на сегодня:

Иисус сопереживает нашим скорбям. Он по-прежнему живой Спаситель для всех, верующих в Него.

27 июня

Кто братья мои?

«Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50).

Сыновья Иосифа не понимали Иисуса. Вести о Его деятельности вызывали у них недоумение и тревогу. Ночи, проведенные в молитве, неустанное служение людям и особенно Его отношение к фарисеям — все это наводило их на мысль, что Его разум помутился. Они уговорили Марию пойти вместе с ними к Иисусу и настоять на том, чтобы Он прекратил Свою деятельность.

Незадолго до появления Его семьи Иисус исцелил бесноватого. Фарисеи тут же заявили, что изгонять бесов под силу только бесовскому князю! Они и сами не верили тому, в чем Его обвиняли, но, встав однажды на путь отвержения Его вести, они были слишком горды, чтобы признать свою ошибку. В ответ Иисус предостерег их о хуле на Святого Духа. Очень опасно прибегать к доводам, в которые мы сами не верим, ибо произнесенные нами слова оказывают влияние на наши мысли и характер. Противление Святому Духу может привести к тому, что мы окажемся в руках сатаны.

В то время как Иисус разговаривал с фарисеями, Ему передали, что братья и мать хотят видеть Его. Их неверие бросало тень на Его служение. Они осуждали то, чего не могли понять. Многим последователям Христа приходится сталкиваться с непониманием даже в собственных семьях. Таковые могут обрести утешение в том, что Иисус пережил то же самое и знает, как их поддержать.

Ключевая мысль:

«Христос любит небесные существа, которые окружают Его престол. Но как объяснить великую любовь, которой Он возлюбил нас? Нам не дано понять ее, но мы можем познать ее реальность на собственном опыте. И если мы пребываем в родстве с Ним, то с какой нежностью должны относиться к тем, кого наш Господь называет Своими братьями и сестрами! Не поспешим ли мы признать свое родство с Богом?» (Желание веков, с. 327).

Урок на сегодня:

Наш долг — поддерживать тех людей, которые в своем стремлении жить для Христа не находят понимания в собственных семьях.

28 июня

Приглашение

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

С этими словами Иисус обращается к каждому человеку: к книжникам и фарисеям с их религиозным формализмом, к мытарям и грешникам, как будто довольствующимся земными радостями, и к тем, кто отягощен непосильным бременем вины.

Мы все влачим на себе бремена, избавить от которых может только Христос. И самое тяжкое из них — грех. Иисус на Собственном опыте познал, что такое немощь человеческая, Ему известны наши нужды и сила искушения.

Какими бы ни были наши тревоги и испытания, Иисус предлагает сложить их у Его ног. Он откроет нам путь избавления от трудностей и тягот. Он не оставит нас во власти наших плохих наклонностей. Он не позволит нам влиться в ряды сторонников сатаны и уподобиться в характере ему.

Многие стенают под тяжестью забот, ибо пытаются достичь земного благополучия. Они несут на себе иго рабства. А Иисус предлагает нам взять Его иго. Суета ослепляет, и человек уже не может заглянуть в будущее. Но Иисус видит конец от начала. Он может принести облегчение в любом затруднении. Наш Отец Небесный приготовил для нас тысячи путей, о которых мы ничего не знаем. Если мы сделаем служение Богу и Его славу высшей целью своей жизни, тогда все наши затруднения растают и Бог откроет перед нами прямой путь.

Любовь к себе лишает мира. Чем больше мы будем учиться у Христа, тем счастливее станем.

Ключевая мысль:

«В нашей жизни могут возникать трудности, но, когда мы вверяем себя мудрому Творцу, Он изменяет нашу жизнь и нас самих по Своему образу. Люди, чьи души отражают славу Христа, будут приняты в рай Божий. Обновленное человечество окажется рядом с Ним в белых одеждах, потому что будет достойно этого» (Желание веков, с. 331).

Урок на сегодня:

Когда в нашей душе пребывает дарованный Иисусом мир, мы, во всем руководствуясь Его волей, уже начинаем жить в Небесном Царстве.

29 июня

«Умолкни, перестань»

«Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8:26).

Весь день Иисус учил и исцелял. У Него не было времени ни поесть, ни отдохнуть; Он утомился и очень хотел провести несколько спокойных часов в уединенном месте на другом берегу озера. Ступив в лодку, Он вскоре уснул.

На озере началась жестокая буря, лодка стала наполняться водой. Ученики отчаянно боролись с волнами, а Иисус тем временем безмятежно спал. Наконец, совершенно отчаявшись, они закричали: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4:38). Как Он мог мирно почивать, когда они из последних сил борются со смертью?!

Иисус поднялся, оценил положение и сказал разбушевавшемуся морю: «Умолкни, перестань» (ст. 39). Иисус сохранял спокойствие потому, что всецело доверился силе Своего Отца. Мы тоже можем покоиться в вере, когда вокруг нас бушуют стихии мира.

На следующее утро ученики столкнулись с «бурей», еще более жестокой, чем ночной шторм на озере. На них набросились двое бесноватых, готовые растерзать их на части. Ученики в страхе бежали, но не Иисус. Он успокоил ночную бурю и вот теперь был готов умерить бурю, бушевавшую в помутившемся сознании этих двух несчастных.

Избавив узников сатаны от бесов, вернув им ясность ума, Иисус отправил их проповедовать Евангелие в Десятиградии. Сама их жизнь наглядно свидетельствовала о том, что Иисус — Мессия. Мы также должны рассказывать людям о том, что знаем, что слышали и видели лично и как ощутили в своей жизни Божью силу.

Ключевая мысль:

«Как Иисус твердо верил в то, что Отец позаботиться о Нем, так и мы должны покоиться в заботливых руках нашего Спасителя. Если бы ученики доверяли Ему, они были бы спокойны. Их страх в момент опасности выявил недостаток веры. Пытаясь спасти себя, они забыли про Иисуса; и только когда ученики, убедившись в своей беспомощности, обратились к Нему, Он смог им помочь» (Желание веков, с. 336).

Урок на сегодня:

Мы должны быть готовы при всяком удобном случае засвидетельствовать о том, что сделал для нас Бог.

30 июня

Прикосновение с верой

«Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 9:22).

Протиснувшись через окружавшую Иисуса толпу, бедная женщина едва смогла дотянуться рукой до Его одежды. Но этого было вполне достаточно. Женщина страдала от недуга, который лекари объявили неизлечимым, но она была уверена, что Иисус сможет ее исцелить: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф. 9:21). И стоило ей это сделать, как она тут же почувствовала, что здорова.

Иисус остановился и спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» (Мк. 5:31). Он знал, чем отличается случайное прикосновение от намеренного прикосновения с верой, и хотел похвалить эту женщину за ее веру. Она в трепете пала к Его ногам и услышала от Него такие слова: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 9:22).

Этой женщине было что поведать людям. Так и сегодня наше исповедание веры в Иисуса остается средством, с помощью которого Небеса открывают Христа миру. Нет свидетельства лучше, чем рассказ о том, что человек пережил лично. Такое свидетельство обладает непреодолимой силой к спасению душ.

Ключевая мысль:

«Умозрительная вера во Христа, формальное признание Его Спасителем мира никогда не принесет исцеления душе. Вера, ведущая к спасению, — это не только логическое согласие с истиной. Тот, кто хочет досконально все узнать, а потом верить, не получит благословения от Бога. Мало знать о Христе: нужно в Него верить! Только тогда вера может помочь нам, если мы принимаем Его как личного Спасителя и уповаем на Его заслуги. Многие считают веру убеждением, но спасительная вера — это союз, заключаемый христианами с Богом. Подлинная вера — это жизнь. Живая вера означает возрастание силы, непоколебимое доверие, благодаря которому человек становится победителем» (Желание веков, с. 347).

Урок на сегодня:

Малое благословение, лично полученное человеком от Господа, укрепляет его веру больше, чем рассказы о великих благословениях, полученных кемто другим. Вот почему для нас так важно иметь живое общение с Христом.