Ноябрь

1 ноября

Продолжайте в том же духе

Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?(Гал. 3:3).

Галатийские христиане приняли крещение, став членами Христовой Церкви, и их решение в пользу Христа повлекло за собой определенные последствия. Жить им стало труднее. Павел говорит, что они «многое потерпели» (Гал. 3:4). И дело вовсе не в том, что у них сгорели дома или их поразила ужасная болезнь, или они потеряли близких во время землетрясения.

Глагол, переведенный здесь как «потерпеть», встречается в Новом Завете около пятидесяти раз, вот только переводят его обычно иначе, а именно «пострадать». Из пятидесяти случаев его употребления лишь малая толика не относится к распятию Иисуса или преследованиям, выпавшим на долю христиан. Однокоренное существительное, означающее «страдание», или «мука», встречается в Новом Завете почти два десятка раз и всего лишь в двух случаях оно не имеет никакого отношения к смерти Иисуса или гонениям на христиан. Лишь около десяти процентов случаев употребления указывают на чьё-то физическое недомогание или душевную боль. Принять имя Христа означало в то время обречь себя на страдания, то есть на преследование. Поначалу христиан гнали единоплеменники иудеи (помните, какие облавы на христиан устаивал Савл, горя желанием их уничтожить?) или жившие по соседству язычники, или даже родственники. Позднее за дело взялись римские власти, периодически устраивавшие жесточайшие гонения.

Для большинства людей сегодня, по крайней мере, для тех, кто живет в так называемом цивилизованном мире, присоединение к христианской Церкви не влечет за собой никаких гонений. Время от времени новообращенные адвентисты сталкиваются с проблемами на работе из-за отказа работать в пятницу вечером или в субботу, но и тогда они нередко прибегают к защите закона (помните, как Павел потребовал суда кесаря?) и выигрывают судебные иски, потому что в этих странах дискриминация по религиозному признаку недопустима.

Несмотря на всевозможные угрозы, галаты стали христианами и вряд ли пожалели об этом. Да, с одной стороны на них обрушились гонения, но с другой — Бог совершил в их среде великие чудеса (см. стих 5). Они верою приняли жертву Иисуса, принесенную ради их спасения. Они оправдались в Духе — и тоже верою. Они не стали прежде иудеями. Павел не убеждал их соблюдать закон. Он не говорил им обрезываться. Он не давал им наставление соблюдать иудейские праздники.

Да, мне приходилось слышать об адвентистских проповедниках, которые утверждают, что мы получаем оправдание верой, а освящение (возрастание в благодати) — делами. Но это не так. Спасение во всех его проявлениях мы обретаем только через веру во Христа.

2 ноября

Усыновленные

Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4—5).

Что общего у Александра Великого, Билла Клинтона, Эдгара Аллана По и Марка Аврелия? Все они были приемными детьми.

Усыновление — это весьма древний институт; древнейшие законы, определявшие порядок усыновления, относятся к Кодексу Хаммурапи (ок. 1750 г. до н. э.). В древних Месопотамии, Египте и Греции обычно усыновляли, то есть принимали в свою семью, уже взрослых людей. В Средние века вошло в обычай усыновление детей, хотя немало подобных случаев было отмечено и раньше. На Ближнем Востоке в древности усыновляли по самым разным причинам, но чаще всего это делалось для того, чтобы 1) было кому позаботиться о бездетных родителях в старости; 2) бездетный родитель мог передать по наследству секреты своего ремесла; 3) не угасло родовое имя; 4) сохранить земельный надел (и прочее имущество) в семье. Бывало так, что господин усыновлял в качестве наследника своего раба, после чего раб обретал свободу. При продаже земли в Нуци (древний месопотамский город близ современного Киркука в Ираке) сделка включала в себя фиктивное усыновление покупателя продавцом, который «отдал» свой надел вновь обретенному ребенку, а тот в свою очередь одарил своего нового родителя «богатым подношением».

У древних евреев усыновление (или удочерение), похоже, не было столь уж распространенным явлением. Есфирь была удочерена своим дядей. В Иер. 3:19 Бог говорит об усыновлении Израиля. Согласно одному из документов, найденных в Элефантине, некий богатый еврей отпустил на волю и усыновил своего раба, тоже еврея. Наверное, можно сказать, что Иосиф из Назарета усыновил Иисуса, сына Марии.

Павел воспользовался этой метафорой пять раз — в посланиях к Римлянам, Галатам и Ефесянам — по отношению к тем, кто стал христианами. Бог, в очередной раз выступающий в качестве действующей силы в решении проблемы греха, послал в мир Своего Сына в подобии плоти греховной, чтобы спасти нас, рабов греха. В процессе искупления Он освобождает нас от рабства, делая нас Своими детьми — братьями и сестрами Иисуса. В итоге мы теперь дети Божьи и собратья Иисуса, Который есть «наследник всего» (Евр. 1:2). «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7). Теперь и у нас есть законное место на семейной фотографии Бога.

3 ноября

Плодоношение

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22, 23).

Всем нам хорошо знаком этот библейский текст. Думаю, многие из нас знают его наизусть еще с детства. Однако мы часто упускаем из виду два важных аспекта этого отрывка.

Во-первых, Павел говорит о плоде Духа в контексте христианского поведения. Мы «к свободе призваны» (Гал. 5:13). Но христианская свобода — это не вольница и не потакание собственным прихотям и желаниям. Потворство плоти — это не свобода, а рабство. Эта вновь обретенная свобода означает, что мы уже не под гнетом целого сонма заповедей, но соблюдаем всего-навсего «одно слово»: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (стих 14).

Будучи рабами греха, мы творили «дела плоти», которые суть: «Прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (стихи 19—21). Павел был убежден, что «поступающие так Царствия Божия не наследуют» (стих 21).

Так ведут себя рабы, и дела их, будучи противоестественны, крайне отрицательно сказываются на их физическом и душевном состоянии.

Во-вторых, Павел говорит о плоде (в единственном числе) Духа. Дух не предлагает нам разнообразие плодов, из которых мы можем выбирать те, что нам по вкусу. Нет, есть только один плод, который проявляет себя в различных свойствах. По сути, греческий оригинал послания позволяет таким образом расставить знаки препинания: «Плод же Духа есть любовь: радость, мир…» В любом случае для жизни, которую ведет свободный в Духе человек, характерны «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Этот образ жизни — добрый и естественный плод нашего обращения в христианскую веру, плод, который мы принесем, если в нашей жизни будет действовать Святой Дух. Можно с уверенностью сказать, эта «гроздь» плодов Духа и есть благочестие.

4 ноября

Он не тяжелый, он мой брат

Носите бремена друг друга (Гал. 6:2).

Роу Фулкерсон, основатель журнала Kiwanis Magazine, повстречал как-то худенького мальчонку, который, покачиваясь и спотыкаясь, тащил на руках малыша в сторону игровой площадки. Фулкерсон заметил запыхавшемуся мальчишке: «Не велика ли ноша для такого паренька, как ты?» «Да нет, — ответил мальчик, — он не тяжелый — он мой брат». Фулкерсон поместил заметку об этом случае в сентябрьском номере своего журнала за 1924 год.

Семнадцать лет спустя католический священник по имени Эдвард Дж. Фланаган, основатель всемирно известной некоммерческой организации Boys Town, способствующей воспитанию и развитию подрастающего поколения, увидел в рождественском номере газеты Louis Allis Messenger рисунок, на котором был изображен такой же мальчик, несущий на руках своего младшего братишку. Назывался рисунок «Два брата». Под ним была подпись: «Он не тяжелый — он мой брат». Позже этот же рисунок был перепечатан в журнале Ideals.

Поскольку в этом рисунке и подписи к нему нашла отражение суть работы, осуществляемой организацией Boys Town, Фланаган испросил у правообладателей разрешение сделать эту картинку цветной и несколько видоизменить к ней подпись: «Он не тяжелый, Отец… он мой брат». С тех пор эта фраза стала девизом Boys Town, чья штабквартира по-прежнему находится в Омахе, штат Небраска. В 1977 году организация поручила Энцо Плацотте создать двухметровую скульптурную композицию, изображающую двух мальчиков. Итальянские литейщики отлили несколько ее бронзовых копий. Три из них украшают кампус Boys Town, а еще одна — национальный исследовательский госпиталь, работающий под эгидой этой организации.

Павел, которого крайне волновали вопросы практического христианства, убеждал галатов заботиться друг о друге.

«Носите…» Само это слово подразумевает поднятие чего-то тяжелого. Павел употребляет его в настоящем времени, а это значит, что мы должны делать это постоянно. Можно однажды протянуть кому-то руку помощи и на этом успокоиться. Но этого мало. Помощь ближним должна войти у нас в привычку.

«Бремена…» Корень слова, употребленного здесь Павлом, можно обнаружить в таком термине, как «барометр», обозначающем прибор для измерения давления воздуха. В данном случае Павел говорит о серьезных лишениях и невзгодах.

Нам надлежит помогать всякому, кто борется с тяжелым бременем любого рода — физическим, интеллектуальным, эмоциональным или духовным. Однако контекст придает этому наставлению Павла особый оттенок. Он говорит прежде всего о том, как нам вести себя с человеком, который впал «в какое согрешение» и которого нужно «исправить» (стих 1). «Исправление» — врачевание нанесенных грехом ран — вот чем должны мы заниматься в жизни.

5 ноября

Божья печать

В Нем и вы… запечатлены обетованным Святым Духом (Еф. 1:13).

Древние жители Ближнего Востока пользовались печатями задолго до Павла, написавшего это письмо ефесским христианам. Печати были двух видов: перстни-печатки, которые носили либо на пальце, либо на шее, и цилиндрические печати, как правило, со сквозным отверстием, чтобы можно было, продев шнурок, носить на шее. Перстнем делали оттиск, а цилиндрическую печать откатывали по глине.

Археологам удалось обнаружить тысячи печатей. Обычно их вырезали из полудрагоценных камней (самые древние изготавливались из глины или кости) и делали на них зеркальные изображения, чтобы оттиск получался правильным. Они были невелики по размерам и много информации не вмещали, как правило, только имя владельца и его положение, а иногда и какую-нибудь картинку или иконку. К примеру, на одной из печатей ветхозаветных времен стоит надпись: «Иасания, раб царя»; на другой, яшмовой: «Шема, раб Иеровоама»; на аметистовой: «Авия, раб Озии»; еще на одной: «Принадлежит Авии, (сыну) Иеровоама».

Печать служила своего рода заменителем человека, чье имя она носила. Она удостоверяла право собственности, а также гарантировала подлинность. В Писании говорится о нескольких метафорических печатях: возлюбленном (Песн. П. 8:6); обрезании (Рим. 4:11) и обращении в христианство (1 Кор. 9:2). Кроме того, в нашем памятном тексте на сегодня Павел отождествляет печать с Самим Святым Духом.

В каждой из этих метафор «печать» служит для того, чтобы обозначить право собственности и подлинность — обрезание свидетельствовало о том, что Авраам принадлежал Богу; возлюбленный, как перстень на руке возлюбленной, говорил о подлинности их взаимной любви и принадлежности их друг другу, а коринфские христиане служили подтверждением апостольства Павла.

То же самое, когда Бог запечатлевал христиан Святым Духом, эта «печать» подтверждала подлинность их веры и Божье право собственности на них как на Свой народ.

На протяжении всей истории христианства крещение приняли великое множество людей, но далеко не все они были подлинными христианами. Мало выглядеть как христианин или даже говорить как христианин. Лжеверующие, увы, явление весьма распространенное. Однако Святой Дух, действующий в жизни человека, подтверждает подлинность его веры.

6 ноября

Спасенные благодатью

Благодатью вы спасены (Еф. 2:8).

Этот библейский отрывок хорошо известен каждому адвентисту. Благодать — ключевое понятие в христианском богословии, и вам наверняка довелось услышать на своем веку немало проповедей, ей посвященных. Словом «благодать» в нашем тексте переведено греческое charis. А известно ли вам, что, согласно греческой мифологии, у верховного олимпийского бога Зевса среди прочих было три дочери — хариты (им соответствуют римские грации)? Древнегреческий поэт Гесиод, живший около 700 г. до н. э., первым назвал их по имени — Аглая (блеск и красота), Евфросина (радость и веселье) и Фалия (изобилие). Эти три богини были олицетворением изящества, красоты и привлекательности.

Есть даже такое древнее изваяние, известное как «Три грации». Эта скульптура изображает трех богинь, взявшихся за руки и кружащихся в танце. Об этом произведении искусства Сенека, римский философ, писал: «Для чего эти сестры рука об руку кружатся в танце, составляя замкнутый круг? По той причине, что благодеяние, следуя путем своим из одной руки в другую, возвращается затем к подателю своему; и гармония целого разрушится, если цепь эта где-то прервется, но станет еще прекрасней, если благодеяния будут передаваться непрерывным потоком… Их лица светятся радостью, как и у всякого, кто творит либо принимает благодеяние. Они светятся юностью, потому что память о благодеяниях не стареет. Они — девы, потому что благодеяния чисты и непорочны и святы в глазах всех людей…[их одежды] прозрачны, потому что благодеяния любят быть на виду» (О благодеяниях 1. 3. 2—5).

Греческое слово charis было весьма многозначным. Оно служило для описания 1) чувств, присущих подателю благого дара; 2) самого дара или благодеяния; 3) чувств, которые испытывает получатель дара. Как написано у Софокла, древнегреческого жреца и драматурга (ок. 496–406 гг. до н. э.): «Благодеяние [charis] всегда порождает благодеяние [charin]» (Аякс 522).

Согласно апостолу Павлу, спасение — это дар благодати, Божьей благодати. Благодать — это Божественный склад ума, имеющий своим источником глубины Божьего характера. А еще этим словом описывается дар спасения, которым Бог наделяет нас совершенно безвозмездно. Мы обретаем этот Божий дар «через веру», но не вера производит спасение. Спасение — это «Божий дар» (Еф. 2:8). Кроме того, благодать напрямую связана с нашим настроем, который мы проявляем как получатели Божьего дара.

У благодати есть много нюансов, поэтому все пререкания по поводу закона и благодати или веры и дел по большому счету не имеют смысла. Эти термины никакие не антонимы, как бы странно это ни звучало. Благодать вмещает в себя все аспекты спасения.

7 ноября

Тогда и сейчас

Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире (Еф. 2:12).

Ефесские христиане олицетворяли собой преображение, которое переживают люди, обращаясь в христианство.

Во-первых, Павел указал на их «тогдашнюю» жизнь — их состояние до обращения.

Они были «без Христа». Таково, разумеется, состояние всех необращенных. Но их состояние характеризуется не только этим.

Они были «отчуждены от общества Израильского». Взаимоотношения между иудеями и язычниками были отмечены враждебностью. Иудеи, как и многие народы, считали себя «народом», который живет в «своем уделе», а язычникам давали понять, что все они чужаки в их стране.

Они были «чужды заветов обетования». Поскольку язычники не могли похвастаться происхождением от Авраама и не их предки заключили завет с Богом у горы Синай, то и на благословения, которые сулил этот завет обетования, они рассчитывать не могли.

Они «не имели надежды». В результате у язычников не было надежды в силу их происхождения. Ведь обетования спасения принадлежали иудеям. Они «были безбожники в мире». Нельзя сказать, что у язычников не было богов. Они у них были. Вот только поклонялись они идолам, которые богами как таковыми не являлись.

Во-вторых, Павел указал на их нынешнюю жизнь — их состояние после обращения.

Они стали «близки Кровию Христовою» (Еф. 2:13). Их отчуждение было в прошлом. Они получили «доступ к Отцу, в одном Духе» (стих 18).

Они стали «сограждане святым и свои Богу» (стих 19). Они получили гражданство в Царстве Божьем.

Иисус «благовествовал мир вам, дальним и близким» (стих 17). Иудеи и язычники стали одно в Иисусе Христе. Вражда закончилась!

Христиане из иудеев и из язычников стали живыми камнями «в жилище», где Бог живет посредством Своего Духа (стих 22). Они больше не были безбожники. Они все стали частью Божьего живого храма.

И это великое преображение случилось благодаря Божьей милости и Его человеколюбию.

8 ноября

Духовный рост

Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос (Еф. 4:15).

Возможно, некоторых из вас несколько смутили мои слова о том, что освящение — это событие, относящееся к прошлому, что оно имело место при нашем обращении. Однако данное утверждение, уже озвученное мною пару раз в этой книге, основывается на таких библейских текстах, как: «И такими были некоторые из вас… но освятились [аорист, т. е. прошедшее время]» (1 Кор. 6:11); «наследие со всеми освященными [здесь стоит глагол совершенного вида, а это значит, что акт освящения имел место в прошлом, но оказывает свое воздействие и поныне]» (Деян. 20:32; см. также Деян. 26:18); «которые освящены Богом Отцом [совершенный вид]» (Иуд. 1); «освящено Духом Святым [совершенный вид]» (Рим. 15:16); «По сейто воле освящены мы [совершенный вид]» (Евр. 10:10); «Кровь завета, которою освящен [аорист, т. е. прошедшее время]» (стих 29).

И все же всем нам неоднократно приходилось слышать от наших проповедников, что 1) оправдание имело место в прошлом — однажды и навсегда, 2) освящение происходит в настоящем — процесс, растянутый во времени, а 3) прославление — это дело будущего, и оно тоже произойдет однажды и навсегда. Да и представители различных деноминаций, занимающиеся систематическим богословием, тоже подчеркивают, что спасение состоит из трех временных фаз — прошлого оправдания, настоящего освящения и будущего прославления. Вот только дело в том, что новозаветные авторы говорят об оправдании и освящении чаще в прошедшем или перфектном времени, чем в настоящем. Потому-то адвентистский библейский исследователь Арнольд Валленкампф и писал в одной из своих книг о «богословском освящении» (продолжающемся процессе) и «библейском освящении» (единовременном минувшем событии).

То, что Валленкампф определил как «богословское освящение», еще называют «возрастанием в благодати». Опять же, это замечательная библейская метафора для опыта, который переживает христианин в настоящее время. Мы встречаем эту метафору роста не только в нашем сегодняшнем памятном тексте, но и в 1 Петр. 2:2; 2 Петр. 3:18; 2 Кор. 10:15; Еф. 2:21; Кол. 1:10 и 2:19.

Какой бы характер ни носила метафора, передающая концепцию роста, — биологический или архитектурный, ее задача — показать, что христианская жизнь (или жизнь церкви) — это не застывший монолит. Пусть греческие философы вроде Аристотеля считали, что совершенство подразумевает статичность и неизменность. Мыто с вами понимаем сегодня, что совершенству ближе глагол становиться, а не быть.

9 ноября

Живи как новый человек

Вы слышали о Нем и в Нем научились …облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:21—24).

Если у кого-то есть сомнения по поводу действенности христианской веры, ему нужно повнимательнее присмотреться к жизни истинно обращенного христианина. Если же христианство не оказывает никакого влияния на тех, кто называет себя именем Христа, значит, их религиозный опыт — хотя его и называют христианством — одно притворство.

Во второй главе Послания к Ефесянам Павел говорит о том, что было с ефесскими верующими до их обращения и какими они стали после. При этом он для начала излагает свою мысль в социологическом измерении, утверждая, что они были маргиналами — вне Христа и вне заветов, заключенных с Авраамом и у горы Синай. Они жили без надежды и без Бога. Однако в их состоянии произошла настолько важная метаморфоза, что Павел не может не отметить этические перемены, случившиеся в их жизни после обращения. Эту тему он поднимает в четвертой главе.

Соединившись со Христом, каждый ефесский верующий стал «новым человеком». Благодаря спасению, которое дарует им их великодушный Бог, христиане «создаются по Богу», то есть делаются Ему подобными. Здесь нужно прояснить одну вещь. Библия вовсе не учит, что мы по природе своей божественны. Не учит она и тому, что однажды человеческая природа сольется с Божественной в единое гармоничное целое и между ними не остается никаких различий. Бог всегда будет Богом, а люди навсегда останутся людьми, хотя и в прославленных после воскресения телах.

Однако Бог действительно намеревается восстановить тот Божественный образ, который все мы в себе несем, — образ, искаженный грехопадением. Вот что значит быть «по Богу». Павел поясняет специально для нас: мы должны жить «в праведности и святости истины», то есть вести нравственную жизнь.

Нужны еще какие-то пояснения? Пожалуйста. Вот что пишет по этому поводу Павел: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25). «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись» (стих 28). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (стих 29). «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (стих 31). И еще: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга» (стих 32).

Если, став новыми людьми, мы живем так, как написал Павел, то наша вера действительно чего-то да стоит.

10 ноября

Образцовый брак

Исполняйтесь Духом… повинуясь друг другу в страхе Божием (Еф. 5:18—21).

В древности на Ближнем Востоке женщина если не была под ногтем у своего отца, то уж под пятой у своего мужа обязательно. У древних римлян девочки по рождении своем даже не получали собственного имени, им давали отцовское имя, переделанное на женский лад. Считалось, что женщины годятся только для деторождения, причем роды нередко кончались для них гибелью. Отец говорил своим дочерям, за кого они выйдут замуж и когда им разводиться. Женщины считались существами низшего порядка по сравнению с мужчинами.

Однако то здесь, то там пробивались ростки феминизма. В 195 г. до н. э. группа женщин вышла на форум с требованием отменить Оппианов закон, который запрещал им приобретать предметы роскоши. Законодатели-мужчины повозмущались, но в конце концов отменили этот закон. В 42 г. до н. э. триумвират принял закон об обложении налогом тысячи четырехсот богатейших женщин. (Да, некоторым женщинам в то время удавалось разбогатеть.) Эти женщины сплотились вокруг Гортензии, одной из их числа, и заняли форум, откуда триумвиры попытались их вытеснить, но безуспешно. Гортензия произнесла проникновенную речь, чего до того времени от века не случалось. В результате тысяча женщин добилась освобождения от налогового бремени.

Именно в этом культурном контексте Павел предложил эфесским христианам консультацию по вопросам брака и семейной жизни. Он посоветовал им умеренное равноправие и взаимное повиновение, как видно из нашего памятного текста на сегодня. «Жены, повинуйтесь своим мужьям» (Еф. 5:22) и: «Мужья, любите своих жен» (стих 25). Эта модель супружеских отношений была достаточно революционной для тех времен, особенно в глазах мужчин. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (стих 28).

В совете Павла есть еще одна модель, только немного другого рода. Брак между мужчиной и женщиной должен отражать в себе взаимоотношения между Христом и Церковью. Да, Христос действительно стоит во главе Церкви (стихи 23, 24), но их взаимоотношения основываются на любви (стих 29), причем любви жертвенной (стих 25). Поскольку вступить в брак значит стать «одной плотью», супруги должны печься друг о друге как о собственном теле.

Взаимоотношения Христа и Церкви отличаются взаимной любовью. Та же взаимная любовь должна отличать и взаимоотношения между мужем и женой. Проанализируйте отношения Христа с Церковью, и вы поймете сущность супружеской жизни. Проанализируйте сущность супружеской жизни, и вы поймете отношения Христа с Церковью.

11 ноября

В доспехах и с мечом

Приимите всеоружие Божие (Еф. 6:13).

Облаченные в доспехи римские воины были привычным зрелищем во времена Павла.

Пояс. Римские воины носили пояса (cinctura) трех видов: 1) широкое кожаное опоясание вокруг бедер; 2) пояс с пряжкой и ножнами для меча; и 3) лента с офицерскими знаками отличия. Какой бы из трех поясов ни имел в виду Павел, он сказал, что мы должны твердо стоять за истину — правдивость, честность и искренность.

Броня. Здесь Павел говорит о кирасе (lorica). В те времена она представляла собой либо металлический нагрудник, либо более дорогостоящую кольчугу, защищавшую и грудь, и бедра. Павел сравнил ее с праведностью — даром спасения, который делает нас праведными пред лицом Божьим.

Обувь. В древности многие воины на Ближнем Востоке ходили босиком, тогда как римские солдаты обычно носили невысокие кожаные сапоги (caliga). Подошвы у этих солдатских сапог были подбиты гвоздями. Они позволяли солдатам твердо стоять на земле как во время длительных маршбросков, так и в ходе сражения. Христианский воин, по словам Павла, должен носить сапоги под названием «готовность благовествовать мир».

Щит. Легионеры пользовались щитами нескольких разновидностей. Павел говорит здесь о thyreos — большом щите, по форме напоминающем дверь. Его делали из железа, дерева и нескольких слоев кожи, которые перед битвой пропитывали водой, чтобы они могли выдержать попадание вражеских огненных стрел и дротиков. Павел отождествил этот щит с верой — доверием и верностью.

Шлем. На голове римские воины носили кожаные или металлические шле мы. Такой шлем отличался большим весом и был богато украшен. Павел сравнил его со спасением.

Меч. У римлян были две разновидности меча — короткий (machaira) и длинный (rhomphaia). Павел здесь говорит о первом, которым было проще пользоваться в ближнем бою. Он уподобил его Божьему Слову, которым вооружает нас Святой Дух.

Большинство римских солдат были вынуждены покупать себе доспехи и оружие самостоятельно. Но Павел говорил о «всеоружии Божьем». Бог не облачается в него Сам, но облачает нас с вами. В отличие от римских легионеров, христиане сражаются в великой вселенской битве «не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).

12 ноября

Вера и дела

Уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа (Флп. 1:6).

Мне не раз приходилось слышать, как наши собратья, в стремлении проиллюстрировать соотношение между верой и делами, прибегают к метафоре гребной лодки. Чтобы достичь другого берега, нам нужно грести равномерно обоими веслами — веслом веры и веслом дел. Данная иллюстрация призвана подчеркнуть важность и веры, и дел. К сожалению, у этой метафоры есть два существенных изъяна.

Во-первых, она придает равное значение как вере, так и делам: и к тому, и к другому нужно прилагать одинаковое усилия, дабы лодка не ходила кругами. Тогда как Новый Завет, побуждая к добрым делам, отдает первенство вере. А христианские авторы ясно дают понять, что дела любого рода (Павел нередко прибегает к такому выражению, как «дела закона») выражают благодарность за спасение, но не обеспечивают его.

Во-вторых, данный образ относит как веру, так и дела на счет людей: мы сидим в лодке и гребем веслами веры и дел, напрягая собственную мускулатуру. Тогда как Новый Завет четко определяет, что как вера, так и дела исходят от Бога. Всем мы имеем свою «меру веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).

Думается, Павел едва ли оценил бы метафору гребной лодки; в своих посланиях он отвергал идею дел — добрых дел во исполнение закона — как дополнения к вере. Он жестко обличал тех учителей, которые пытались убедить новообращенных из язычников, что, начав христианскую жизнь с веры, они должны завершить свою духовную одиссею соблюдением закона — празднованием традиционных иудейских праздников и обрезанием. Этому отклонению в богословии и образе жизни, которому противостоял Павел, есть название: законничество. Гордиться тут нечем, хотя много лет назад я слышал, как один представитель Генеральной Конференции заявил на лагерном собрании: «Я законник и горжусь этим!»

Да, Павел определенно нашел бы эту иллюстрацию с лодкой и веслами неприемлемой. Он выговаривал галатийским христианам: «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:3). Да и прочтите еще раз его слова в нашем сегодняшнем памятном тексте: «Уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Все аспекты спасения напрямую связаны с верой. Бог совершает спасение; наше дело — быть благодарными Ему за это.

13 ноября

Все мудрее и мудрее

Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве (Флп. 1:9).

Павел часто заверял своих читателей, что он молится о них, как у нас принято говорить, ходатайственной молитвой. Это доброе обыкновение — молиться за других. Мы слишком часто молимся о самих себе, что не обязательно плохо, но может свидетельствовать о том, что мы зациклены на себе и беспокоимся прежде всего о собственном благополучии. В нашем сегодняшнем памятном тексте Павел говорит христианам в Филиппах о своих молитвах за них в настоящем времени, а это значит, что он молился за них во всякое время. Его слова можно перевести так: «Я молюсь постоянно…»

О чем же он молился?

Любовь. Он хотел, чтобы их любовь (agape) возрастала. Поскольку Бог есть любовь (любовь — это Его основополагающее свойство) и Он создал людей по образу Своему, значит, нашему характеру тоже должна быть присуща любовь как фундаментальная черта. Однако Павел хочет, чтобы у них не просто была любовь, но чтобы она «возрастала». Слово, которое он здесь использует, носит количественный характер, оно говорит о мере, которая значительно превышает норму. Более того, апостол молился о том, чтобы эта мера продолжала возрастать (настоящее время), усилив глагол выражением «еще более и более». Он хотел, чтобы христиане в Филиппах обладали неиссякаемыми запасами любви.

Познание. Павел хотел также, чтобы они обладали знанием, и использовал усиленную форму этого греческого слова. Богословы давно спорят о том, насколько велики должны быть познания христиан, имея в виду, конечно, не мирскую науку, а спасительное знание, основанное на осмыслении Божьей премудрости.

Чувство. Наконец, Павел постоянно молился о том, чтобы филиппийцы возрастали во всяком чувстве. Он употребил здесь слово, указывающее на восприятие, отточенное опытом. Речь здесь идет о проницательности и здравомыслии. Опять же, он вовсе не хотел, чтобы у них была малая толика проницательности. Он молился о том, чтобы их восприятие и суждение расширялись и укреплялась их способность к постижению новых знаний и нового опыта.

В контексте данного апостольского высказывания мы можем уподобить познание и восприятие берегам реки, по которой течет могучий поток их любви. Другими словами, Павел хотел, чтобы их безграничная любовь текла в определенном русле.

14 ноября

Как посмотреть

Почитайте один другого высшим себя (Флп. 2:3).

Когда Павел писал свои послания, его занимали прежде всего вопросы вероучения, но завершал он их обычно тем, что у богословов принято называть «параенезисом». (Библеисты пользуются своей терминологией, которая хорошо понятна им самим, но зато вызывает недоумение у всех остальных.) Параенезис — это транслитерация греческого слова, означающего «совет». Другими словами, дав разъяснения по поводу того, как христиане должны мыслить, он переходит к тому, как они должны себя вести. Правильное вероучение должно отражаться в правильных поступках. Что и говорить, христианство, оказывающее влияние на наши мысли, но никак не влияющее на нашу практическую жизнь, ни на что не годится.

В нашем сегодняшнем отрывке Павел призывает филиппийских верующих другими глазами посмотреть на тех, кто сидит с ними рядом в церкви. Иисус некогда рассказал притчу о горделивом фарисее, который, хвалясь перед Богом, молился «сам в себе»: «Я не таков, как прочие люди» и, бросив взгляд на сборщика пошлин, добавил: «Или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Павел здесь призывает смотреть на собратьев совсем иначе. Мы должны не принижать своих ближних, но высоко ценить и хвалить их.

Павел советовал ставить ближних выше себя — благородная цель, которую не так-то просто достичь. И тем не менее, именно так относились друг к другу Иоанн Креститель и Иисус. Иоанн говорил, что он недостоин развязать ремень обуви Иисуса (см. Мк. 1:7), а Иисус говорил, что не было среди рожденных женами человека более великого, чем Иоанн (см. Мф. 11:11).

Что, по мнению Павла, означает восхищаться другими христианами? Вот какие пояснения он дает на тот случай, если его адресатам будет что-то непонятно.

Они не должны делать что-либо «по любопрению или по тщеславию» (Флп. 2:3). Словом «любопрение» здесь переведен греческий термин, служивший для описания образа действий тех, кто старался добиться какой-то должности или положения в соперничестве с другими претендентами. Кто вел себя подобным образом, тех волновал один вопрос: «Какая в этом выгода лично для меня?». А греческое слово, переведенное здесь как «тщеславие», буквально означало «пустая честь». Понятие чести скрепляло ближневосточное общество древности, но если у нее не было основания, она ничего не значила.

Христиане в Филиппах, прислушавшиеся к словам Павла: «Почитайте один другого высшим себя», должны были всем сердцем проникнуться этим наставлением и исполнять его, как сказано у Павла, «по смиренномудрию», то есть в смирении и кротости, проявляя качества, которые не очень-то ценились вне пределов церкви. Однако христианство преобразило мир, направив его помыслы в желаемое русло.

15 ноября

Мыслить, как Иисус

В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2:5).

Павел призвал филиппийских верующих «по смиренномудрию» почитать «один другого высшим себя» (Флп. 2:3). Однако этого ему показалось мало, и он решил более подробно поговорить о том, какой склад ума должны культивировать в себе христиане. Он сказал им, что в своем образе мысли им надлежит подражать Иисусу. Чтобы донести до них смысл сказанного, Павел процитировал раннехристианский гимн, вполне возможно, один из тех, что новообразованная церковь в Филиппах пела чуть не каждую субботу.

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (стихи 6—11).

В этом древнем гимне отражены в сжатой форме темы, которые с тех самых пор пытаются постичь христиане. В нем поднимаются такие вопросы, как предсуществование Иисуса, Его воплощение, распятие, вознесение и прославление. В нем говорится о том, каким был Иисус до воплощения и после него. Нам не расколоть здесь эти богословские «орешки» — маловато места! Да и гимны сами по себе не самая лучшая почва для богословских изысканий. Они написаны эмоциональным языком, призванным передать чувства автора и сообщить те же чувства читателям. Не следует путать слова гимна с когнитивной коммуникацией, призванной передать смысл теоретических построений, или с информативной речью, передающей эмпирические сведения.

В гимне, приведенном Павлом, поется о скромности и самоуничижении Иисуса. Несмотря на великую честь, которую Он имел на небесах, будучи одной из Божественных Личностей, Иисус добровольно сложил с Себя эту славу и променял ее на унижение, став рабом, и даже более того, позволил распять Себя на кресте. Именно такими чувствованиями апостол Павел призывал проникнуться христиан — самоотверженной любовью. О том же поем мы и сегодня: «Ты прошел путем страданья в славу к светлым небесам. Я стезею послушания по Твоим иду следам».

Многие из нас постоянно задаются вопросом: как поступил бы нам моем месте Иисус? Это хороший вопрос. Может быть, нам и не уподобиться Иисусу в помыслах во всей полноте, но к этому нужно всеми силами стремиться.

16 ноября

Несовершенное совершенство

Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился… Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить (Флп. 3:12—15).

Если вы, дорогие мои читатели, адвентисты с многолетним стажем, то вам, должно быть, хорошо известно, что вопрос совершенства — а именно, безгрешного совершенства — муссируется в нашей среде из десятилетия в десятилетие, и мы никак не можем достичь по нему единства.

«Исторические» адвентисты обычно утверждают, что совершенство — безгрешное совершенство — это не просто цель, к которой нужно стремиться, но цель, достижимая уже здесь и сейчас. Один такой адвентист заявил как-то: «Я не грешу вот уже много лет». Другие адвентисты не принимают концепцию совершенства — безгрешного совершенства. Они говорят, что наблюдали, какой вред может нанести подобное богословие — сосредоточенность на собственном «я», ведущая либо к высокомерию и гордыне, либо к безысходности и отчаянию.

С этими богословскими взглядами на совершенство тесно связано понимание природы Иисуса Христа. С одной стороны, верующие, придерживающиеся учения о безгрешном совершенстве, считают Иисуса нашим совершенным Примером, Который при воплощении Своем принял греховную природу Адама — природу, которая была у Адама после грехопадения. А значит, нам по силам идти по Его стопам. С другой стороны, верующие, не согласные с учением о безгрешном совершенстве, считают Иисуса нашим совершенным Спасителем, Который при воплощении принял безгрешную природу Адама — природу, что была у Адама до грехопадения. И таким образом, Его совершенство замещает наше несовершенство.

Осознав, что нужно дать возможность богословам с обеих сторон разъяснить свои позиции, «Южная издательская ассоциация» выпустила в 1975 году книгу под названием «Совершенство: невозможное возможно», в которой были представлены труды четырех маститых богословов — по два от каждого из богословских «лагерей».

Впрочем, вопрос не столько в самом совершенстве. Обе стороны на самом деле верят в христианское совершенство. Безгрешность — вот где проходит линия раздела. Могут ли христиане достичь безгрешного состояния здесь и сейчас или это произойдет только в будущем, после прославления?

Как ни странно, Павел признает как неосуществимость, так и осуществимость совершенства. Он пишет филиппийским верующим, что сам он не считает, что достиг совершенства (Флп. 3:12; см. также 1 Кор. 13:10; Евр. 11:40), и практически тут же говорит о христианах, включая себя, как о существах совершенных (Флп. 3:15; см. также 1 Кор. 2:6; 2 Кор. 13:11). А что, если разрешить этот парадокс можно вот так: мы совершенны… во Христе Иисусе (Кол. 1:28)?

17 ноября

О чем думать

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Флп. 4:8).

Всем нам приходилось слышать, а то и говорить: «Не знаю, что и думать». Человек, эти слова произносящий, испытывает затруднение, не зная, как поступить. Думаю, подобные чувства время от времени посещают каждого из нас. Однако, что касается образа жизни, Павел дал филиппийским адресатам своего письма точные указания, о чем им думать.

О том, что истинно. Павел употребил здесь прилагательное, которое описывает нечто настоящее, подлинное, соответствующее действительности. Он вовсе не имел в виду, что вымысел для христиан совершенно неприемлем. Скажем, качественное художественное произведение, даже если в нем изложена выдуманная история, может помочь читателю лучше понять действительность.

О том, что честно. Данное прилагательное употребляли, когда хотели сказать о чем-то, что наделено честью и достоинством. Оно обозначало качество жизни, вызывавшее у окружающих благоговение и уважение. Древние греки называли так людей, особенно пожилых, которые отличались хладнокровием и уравновешенностью. Их жизнь была отмечена печатью благородства. Они были вдумчивы и серьезны, разного рода чудачества им были чужды.

О том, что справедливо. Здесь Павел воспользовался еще одним прилагательным, которое было в ходу у язычников. Оно обозначало такое качество, как соответствие общественным нормам, то, что в широких массах считалось порядочностью и беспристрастностью. Это прилагательное описывало как послушание мирским законам, так и религиозное благочестие. Кроме того, оно указывало на честность.

О том, что чисто. Данное прилагательное означало не столько чистоту физическую, сколько чистоту духовную. Оно указывало на свободу от скверны, и у него есть еще несколько вариантов перевода: «целомудренный», «скромный», «искренний».

О том, что любезно. Словом, которое употребил здесь Павел, обычно называли что-то приятное, что приносило людям удовольствие и радость, и даже нечто привлекательное и соблазнительное, в хорошем смысле этого слова.

О том, что достославно. Есть вещи, которые заслуживают осуждения в силу своей отвратительности и омерзительности, а вот это прилагательное служило для описания того, что достойно похвалы и награды. Существительное, образованное от того же корня, можно было бы перевести примерно так: «то, что вызывает у людей восхищение или одобрение».

По словам Павла, мы тогда только будем в безопасности, когда в помыслах своих будем сосредоточены на чем-то нравственно чистом и привлекательном.

18 ноября

Смена гражданства

Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Кол. 1:13, 14).

В древности, когда ближневосточный правитель вторгался в другую страну и захватывал ее, он нередко перемещал завоеванный народ в другой конец своей империи. Несмотря на неудобства и трудности (как для завоевателя, так и для завоеванных), сопряженных с подобным обычаем, он был призван закрепить в сознании побежденных, что у них теперь новое гражданство. К примеру, царь Тиглатпаласар Третий, покоряя разные области в Палестине, переселял большие массы завоеванного населения в Месопотамию, как в случае с Северным царством Израиля. Позднее царь Навуходоносор поступил точно так же, завоевав Иерусалим и отправив значительную долю жителей Иудеи в Вавилон (в том числе Даниила).

Павел, видимо, позаимствовав эту метафору у кумранских ессеев, которым принадлежали свитки Мертвого моря, заговорил о «власти тьмы». Иудеи имели обыкновение уподоблять тьме состояние тех, кто был в рабстве у сил зла. Они противопоставляли злое царство тьмы царству света — царству праведности, которым правит Сам праведный Бог.

По словам Павла, Бог избавил колосских христиан от «власти тьмы». Греческий глагол, который он здесь употребил, rhyomai, подразумевает избавление от какой-нибудь опасности. Есть у него и пара сопутствующих значений: 1) опасность была весьма серьезной; и 2) вызволяя жертву из беды, спасающий тянул ее к себе. Другими словами, Бог вырвал христиан из рук властителей тьмы, притянув их к Себе. Он переселил их в Царство Своего дорогого Сына, Иисуса Христа, — в царство света.

Теперь у них другое гражданство. Теперь ими правит Иисус Христос, и, будучи их Царем, Он наделяет их новым статусом. Отныне они пребывают в «свободе», потому что Он выкупил их из рабства. И это освобождение включает в себя и «прощение грехов». В греческом языке слово, переведенное здесь как «прощение», имеет множество смысловых нюансов, однако в Новом Завете оно неизменно подразумевает помилование грешника. И хотя Павел конкретно об этом ничего не говорит, думаю, мы не погрешим против истины, если скажем, что те же благословения получают все христиане, включая нас с вами.

19 ноября

Кто Он — Христос

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… все Им и для Него создано (Кол. 1:15, 16).

Как и в Послании к Филиппийцам, Павел приводит здесь пространную цитату из христианского гимна (стихи 15—20). Эти стихи изобилуют устоявшимися, но при этом весьма эмоциональными фразами, которые указывают на личность Христа.

«Образ Бога невидимого». В этой книге мы нередко говорим о Библии как о Божьем «фотоальбоме». Однако Самого Бога сфотографировать невозможно… потому что Он невидим. В Ветхом Завете немало словесных изображений Бога, однако самый четкий «снимок» Бога — это, безусловно, Иисус Христос, благодаря Которому люди увидели невидимого Бога.

«Рожденный прежде всякой твари». В этом гимне использовано слово, которое подчеркивает превосходство и первенство Иисуса. Христос до воплощения не был частью творения, но предшествовал ему.

«Им создано всё». Христос до воплощения мог быть назван «перворожденным», потому что Он был Тем, Кто творил от Божьего лица. Поскольку «Он есть прежде всего» (стих 17), то и «все Им и для Него создано» (стих 16).

«Все Им стоит». Согласно этому гимну, Христос не только все сотворил, но и поддерживает существование всего сущего. Употребленный здесь глагол совершенного вида говорит о том, что в какой-то момент в прошлом предвечный Христос сотворил Вселенную и ныне продолжает содержать ее Своей силой. Сотворить Вселенную мало, нужно еще и обеспечить ее существование.

«Глава тела Церкви». Гимн продолжается стихом 18, в котором превозносится первенство Христа в описании Его взаимоотношений с еще одним Его творением — Церковью.

«Первенец из мертвых». В силу воскресения Иисус стал «первенцем» (стих 18) из мертвых. Он не только первенец из сотворенных, но и первенец из мертвых. Да, люди воскресали и до Него, но им снова приходилось умирать, чего не случилось с Иисусом. Именно поэтому Ему принадлежит первенство в воскресении.

«Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота». В Иисусе обитал Бог (стих 19) во всей полноте. Именно этим Он отличался от всех прочих, кто стали Его детьми.

Основная мысль этого гимна в том, что Иисус «во всем [имеет] первенство» (стих 18), но и в первенстве Своем Он покорился Самому Отцу (см. 1 Кор. 15:28).

20 ноября

Пригвожденное ко кресту «рукописание»

Истребив бывшее о нас рукописание с постановлениями, которое было против нас… Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Кол. 2:14 — др. пер.).

Павел сообщил христианам в Галатии, что он не желает иной славы, кроме славы креста Христова (см. Гал. 6:14). Именно этим крестом он и «хвалится» в нашем сегодняшнем библейском отрывке, в котором дано такое яркое описание свершений Божьих на Голгофе.

Павел обратил внимание колоссян на «рукописание с постановлениями». Давайте попробуем разобраться, что именно он имел в виду. «Рукописание» — это буквальный перевод греческого термина cheirographon. Нужно отметить, что это специальный термин и буквальный его перевод мало что дает. Когда люди брали взаймы, они должны были лично, собственной рукой, написать долговую расписку, в которой давали обязательство своевременно вернуть долг. Вот этот документ и назывался cheirographon. «Постановления» представляют собой перевод греческого слова dogma. Это термин общего характера, однако иудеи-эллинисты называли так Божьи заповеди, правила поведения.

Другими словами, Павел здесь подчеркивает, что ветхозаветный закон был основанием для задолженности — причиной составления cheirographon. Человечество — как иудеи, так и язычники — нарушило Божьи заповеди и таким образом оказалось в долгу. (Грех как у иудеев, так и у христиан нередко рассматривается как долг. «Прости нам долги наши…»)

Иметь задолженность, висящую над головой, подобно Домоклову мечу, весьма неприятно, особенно в обществе, где большинство людей елееле сводят концы с концами, не имея возможности отложить что-то на черный день. Вот почему Павел сказал, что эта «долговая расписка» направлена «против нас». Этот документ о нашей задолженности — наш враг.

Но Бог — Тот, Кому мы были должны («грех пред Богом» (Быт. 39:9; ср. Пс. 40:5; 50:6)) — взял этот cheirographon и истребил его (exaleipho). В археологических музеях есть немало образцов перечеркнутых долговых расписок того периода. Большой крест на расписке означал, что долг либо прощен, либо полностью уплачен. Именно так и поступил Бог с нашими «расписками». Он не только поставил на них крест, но и пригвоздил их ко кресту Христову (своеобразный Павлов каламбур).

Посему «никто да не осуждает вас» (Кол. 2:16). Ведь «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

Этот Божий «снимок» занимает достойное место в Его «фотоальбоме»!

21 ноября

Христианская «высокая мода»

Совлекшись ветхого человека с делами его… облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:9—12).

В нашем обществе существует такой стереотип: раз ты женщина — значит шкафы у тебя должны быть забиты одеждой под завязку. Однако мужчины в большинстве своем тоже любят одеваться. Мы либо упускаем из виду, либо просто не знаем, что большинство древних жителей Ближнего Востока имели всего-навсего одну перемену одежды. Помните такое Божье повеление: «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чем будет он спать?» (Исх. 22:26, 27)?

Павел воспользовался переодеванием в другую одежду как метафорой христианского образа жизни. До обращения жизнь христиан была подобна ветхой, грязной одежде (ср. Зах. 3:3). Однако при крещении они сняли с себя «ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9). (Означает ли это, что ранние прозелиты принимали крещение нагими? Существуют древние христианские документы, которые как будто указывают на это.) А после обращения облеклись в новые одежды «как избранные Божии, святые и возлюбленные» (стих 12). Новые одежды, которые должны были носить христиане, сильно отличались от тех, что они носили прежде. Вот как Павел описывает эту христианскую «высокую моду».

«Милосердие». Первый «предмет одежды», упомянутый Павлом, это oiktirmos — искреннее сочувствие к страждущим. Оно подразумевает сопереживание бедам и горестям ближних и действенную помощь, облегчение их участи.

«Благость». Следующее слово — chrestotes — означает благожелательность, проявляющуюся в добродушии и человеколюбии.

«Смиренномудрие». Христиане также должны проявлять tapeinophrosune, то есть не превозносить и не думать о себе слишком много в силу своей «тварной» природы и зависимости от вышних.

«Кротость». Следующая одежда — это praotes. Христианам должны быть присущи душевное спокойствие и мягкость.

«Долготерпение». Наконец, христиане должны облечься в makrothymia, что значит терпеливое отношение, но не к собственным недостаткам, а к другим людям. Люди, наделенные этой добродетелью, негневливы и снисходительны к ближним.

Что интересно, Павел, описывая христианское одеяние, пользуется теми же терминами, что служат и для описания добродетелей Бога Отца и Иисуса Христа. Это воистину откутюр — высокая мода!

22 ноября

Христианский «домострой»

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе (Кол. 3:18).

Увы, эти слова Павла слишком часто становятся любимым библейским текстом у мужей, которые стремятся найти оправдание своему желанию властвовать. Подобное поведение, может быть, и имело бы под собой какое-то основание, если бы не двенадцатый стих той же главы, где перечислены христианские «предметы одежды»: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение. Кроме того, восемнадцатый стих — это только вершина айсберга (той мысли, которую высказывает Павел). Наставление апостола колосским христианам не ограничивается одними женщинами. Поэтому на восемнадцатом стихе нам останавливаться рано. Обратите внимание, что еще Павел говорит… всем домочадцам.

Жены. «Повинуйтесь мужьям своим». Нам не стоит упускать из виду, что Павел называет это повиновение «приличным в Господе». Что хотел сказать этим Павел, что христианам приличествует покорность любого рода или только определенная его разновидность?

Мужья. Затем Павел переключает внимание на господствующих в доме мужей. «Любите своих жен и не будьте к ним суровы» (стих 19). Любое мужское господство должно быть сдобрено любовью, в которой нет ни капли суровости или горечи.

Дети. Не забыл Павел и о потомстве. «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (стих 20). В Еф. 6:1 он дает такое же наставление: «Повинуйтесь своим родителям в Господе», воспользовавшись тем же выражением, которое он использовал здесь как определение для женской покорности.

Отцы. Павел снова выделяет мужчин, призывая их не раздражать своих детей (см. стих 21). Он не хотел, чтобы молодое поколение впадало в уныние из-за родительской суровости и властности. (Власть отца семейства была столь велика, что он мог выносить даже смертный приговор.)

Рабы. Во многих домах среди домочадцев были и рабы, крещенные вместе с остальными членами семьи. Павел наставлял их так: «Во всем повинуйтесь господам вашим… в простоте сердца, боясь Бога» (стих 22).

Господа. В третий раз Павел переключает свое внимание на мужчин, убеждая их оказывать «рабам должное и справедливое» (Кол. 4:1). Он наставляет их относиться к своим рабам справедливо и непредвзято. Господа должны были помнить, что у них тоже есть Господин — Иисус Христос.

Хотя наше общество патриархальным не назовешь, принципы поведения, предписанные Павлом, вполне уместны в жизни любой семьи.

23 ноября

Три христианских добродетели

Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим (1 Фес. 1:3).

Письмо, написанное Павлом христианам в Фессалонике, — это самая ранняя из новозаветных книг и, соответственно, первое из Павловых посланий. Он посетил Фессалонику во время второго своего миссионерского путешествия. Этот город был основан Кассандром, одним из преемников Александра Македонского. Павлу очень хотелось еще раз навестить церковь, в организации которой он в свое время поучаствовал, но у него не было такой возможности. Поэтому он отправил туда Тимофея, который сообщил ему, что тамошние христиане по-прежнему поддерживают Павла и в основном остаются верными возвещенному апостолом Евангелию. Добрые вести, которые принес ему Тимофей, побудили Павла написать письмо, которое мы ныне называем Первым посланием к Фессалоникийцам. В своих вступительных замечаниях он хвалит их за присутствие в их жизни трех наиважнейших аспектов христианского бытия.

Дело веры. Фессалоникийские христиане были спасены через веру — единственный способ для любого из нас вступить во взаимоотношения с Богом, которые мы называем спасением. Это существительное заключает в себе два смысла — доверие и верность, и мы поступим мудро, если не станем отдавать одному из них предпочтение или противопоставлять одно другому. Кто доверяет Богу в деле спасения, тот, в свою очередь, остается Ему верен. Хотя Павел и делает основной акцент на Божьей благодати и вере, которой мы принимаем Его щедрый дар спасения, он никогда не отвергал дела как благодарный отклик на Божью благодать.

Труд любви. Да, вера играет важную роль в становлении христианина, и все же ключевая роль в нашем христианском опыте принадлежит любви (agape). У фессалоникийских верующих была не только вера, но и любовь. Павел, как ни странно, употребил здесь термин, который мы обычно считаем синонимом дел, а именно труд. Однако слово, переведенное здесь как «труд», сильно отличается от слова, которое он обычно использовал в сочетании с верой. Павел подобрал слово, которое означало не столько саму физическую активность, сколько результат напряженных усилий. Другими словами, он имел в виду тяжелую, утомительную работу. Поступать по любви не всегда бывает просто. Такого рода труд может истощить наши физические, умственные и душевные силы.

Терпение упования. Надежда была третьим качеством, которое явили фессалоникийцы. Христиане не только радовались Божьему спасению, которое было для них уже свершившимся фактом, но и с надеждой ожидали его окончательного осуществления с возвращением Иисуса Христа. И упование их было твердым, ибо в своем уповании они проявляли терпение.

24 ноября

Подражатели

Вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого (1 Фес. 1:6).

Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (1 Фес. 2:14).

Известно ли вам, что в 1960 году существовало всего лишь 216 подражателей, или двойников, Элвиса Пресли. Спустя десять лет их число увеличилось более чем в десять раз — их стало две тысячи четыреста. Две тысячи четыреста зарегистрированных имитаторов Элвиса (да, у них есть свой особый реестр)! В 1992 году их зарегистрировалось уже около четырнадцати тысяч. Если имитаторы Элвиса будут и дальше множиться теми же темпами, то к 2100 году его официальными подражателями будет значительная доля населения земли!

Павел подметил, что христиане в Фессалонике тоже были подражателями. Нет, он и не думал обвинять их в фальшивом христианстве — в том, что они не те, за кого себя выдают. Напротив, он говорил об их подражательстве как о чем-то достойном похвалы.

Подражатели апостолам. Ревность апостолов, благовествовавших об Иисусе Христе, видимо, не знала себе равных. Те, кто знал Иисуса лично и внимал каждому Его слову (в том числе и Павел, который, хоть и не странствовал с Иисусом по Иудее, все-таки видел воскресшего Господа), были удостоены великой чести, когда Иисус поручил им учить и крестить людей по всему миру. Новообращенные из Фессалоники стали подражателями апостолам в этом отношении.

Подражатели церквам в Иудее. Павел похвалил фессалоникийских верующих за то, что они стали подражателями церквам в Иудее. Почему? Иудеи, обратившиеся в христианство, много пострадали от своих единоплеменников, о чем мог засвидетельствовать сам Павел, который был среди самых ревностных их гонителей. И вот теперь фессалоникийские христиане претерпевали гонения у себя на родине. Новозаветные авторы неизменно рассматривали гонения за имя Иисуса как крайне желательный элемент христианской жизни.

Подражатели Христу. Наилучший образец для подражания, конечно же, это Иисус Христос. По словам Павла, верующие в Фесалонике были преисполнены рвения в подражании Иисусу. Позднее, в своем Послании к Филиппийцам, он призвал верующих иметь те же «чувствования», то есть помыслы, что и во Христе Иисусе.

А как обстоят дела с подражанием апостолам, иудейским церквам и Иисусу Христу у нас с вами?

25 ноября

Мертвые, но…

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес. 4:13).

Иисус на протяжении всей Своей земной жизни подчеркивал, что Его Второе пришествие не за горами. Поэтому Павел, как и прочие апостолы, твердо держался этого упования. Так что не стоит удивляться, что христиане в Фессалонике разделяли ту же блаженную надежду на Его приближающееся возвращение. Но вот некоторые из них скончались, и в сознании оставшихся в живых возник так называемый когнитивный диссонанс. Павел счел нужным помочь им справиться с охватившим их смятением. Что интересно, предложенное им решение — Второе пришествие — как раз и послужило причиной их замешательства!

Фессалоникийские христиане из язычников некогда служили идолам (1 Фес. 1:9). Среди культов, имевших широкое хождение в Фессалонике, было поклонение Фульву, сыну Марка Аврелия, умершему в возрасте четырех лет. Соответственно, многие верили, что этот скончавшийся малыш стал богом. Еще один широко распространенный культ был связан с именем Кабироса, императорского сына, убитого собственными братьями. После своей смерти он тоже стал богом. А что же с умершими фессалоникийскими христианами, так и не дожившими до возвращения Иисуса? Что теперь с ними будет? Неужели они останутся в стороне от Второго пришествия? Или они уже и так стали богами? А что будет с теми, кто еще жив? Что произойдет с ними во время Второго пришествия? Верующие терялись в догадках…

Ответом Павла на их недоумение стало воскресение мертвых. Умершие спят (в метафорическом смысле), поэтому это их состояние — временное. Иисус обязательно вернется, и Павел по-прежнему рассчитывал встретить Его в числе живых. Это видно из его слов: «Мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня» (1 Фес. 4:15). Кроме того, он изложил порядок событий, которые будут иметь место при пришествии: 1) возвращение Господа будет громким — «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» (стих 16); 2) живые не будут иметь никаких преимуществ перед «мертвыми во Христе» (стих 16), ибо «оставшиеся до пришествия Господня» не предупредят умерших (стих 15), поскольку «мертвые во Христе воскреснут прежде»; только тогда 3) дожившие до Второго пришествия будут «вместе с ними восхищены… на облаках в сретение Господу» (стих 17); и 4) «так всегда с Господом будем» (стих 17). Так что «мы, бодрствуем ли или спим», будем жить «вместе с Ним» (1 Фес. 5:10).

В итоге мы и по сей день нередко называем умерших «усопшими», что означает «погрузившиеся в сон».

26 ноября

Как себя вести… по отношению к ближним

Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1 Фес. 5:14).

Как и в других своих посланиях, Павел затронул в Первом послании к Фессалоникийцам не только вопросы ортодоксии (правильного вероучения), но и вопросы ортопраксии (правильного поведения). В сегодняшнем памятном стихе апостол призывает фессалоникийских христиан поступать со своими ближними определенным образом. Для этого он использует четыре глагола в повелительном наклонении. Павел говорит со властью. Кроме того, эти глаголы стоят в настоящем времени, а в греческом языке это означает, что указанное действие совершается не только в данный момент (а не в какой-то момент прошлого или будущего), но и повторяется снова и снова и снова, по обыкновению, постоянно. Другими словами, Павел говорит не просто о том, что нужно сделать однажды или от случая к случаю. Он хочет, чтобы члены церкви в Фессалонике приняли это за правило.

Вразумляйте бесчинных. Павел употребил здесь глагол noutheteo, что значит «увещевать», «убеждать», «наставлять кого-то», особенно тех, кто ведет себя неправильно. И кого же они должны были увещевать? «Бесчинных». Подобранное Павлом существительное происходит от сложного корня, означавшего «нарушить строй», то есть совершить нарушение военной дисциплины. Так обычно именовали бунтовщиков. Люди, нуждавшиеся в наставлении, видимо, выступали против организации — против евангельского порядка.

Утешайте малодушных. Далее Павел говорит о том, что нужно постоянно утешать — paramytheomai, глагол, означающий в том числе «кого-то подбадривать», «успокаивать». И кого же фессалоникийцы должны были утешать? «Малодушных». Существительное, которое употребил здесь Павел, буквально означает «малые духом», так называли тех, кто чем-то встревожен, кого снедает беспокойство.

Поддерживайте слабых. Употребленный здесь Павлом греческий глагол означает «твердо чего-то держаться», или иначе — «подпирать». Кто нуждался в такого рода поддержке? «Слабые». Речь могла идти и о немощных телесно, но, скорее всего, Павел имел в виду тех, кто ослабел духовно или даже душевно. Таким людям нужно обязательно на кого-то опереться.

Будьте долготерпеливы ко всем. Возможно, это последнее наставление Павла подводит итог всем остальным. Наверное, его труднее всего исполнить. Быть долготерпеливыми ко всем — значит проявлять понимание и терпение ко всем и всегда, а не только к своим родным или детям, или друзьям, или соседям… ко всем без исключения.

Именно так поступает с нами Бог в лице Иисуса Христа.

27 ноября

Как быть с пророчеством

Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Фес. 5:20—22).

Время от времени в Церкви — в нашей Церкви адвентистов седьмого дня – появляются «пророки». Как нам к ним относиться? К примеру, Маргарет Роуэн (самопровозглашенная преемница Елены Уайт) предсказала, что Второе пришествие состоится 6 февраля 1925 года, но оказалась мошенницей и была уличена в сговоре с целью убийства одного из своих бывших сторонников.

В последующие времена были и другие: Илия Мантонитянин, адвентист из штата РодАйленд, заявивший о своем пророческом даре и утверждавший, что когда он окажется на небе, то будет так близок к Богу, что между ними не просунешь и листа бумаги; женщина из штата Мичиган, приобретшая немало преданных сторонников; пророчица Перл, чье предсказание об убийстве ее квартиранта так и не сбылось (к счастью). И это еще не весь список.

Да, этих современных претендентов на пророческое звание легко отвергнуть со всеми их чудачествами и бреднями как психов, у которых не все в порядке с головой. Однако Осия, Иеремия и Иезекииль тоже порой вели себя как ненормальные. Потому-то Павел и призывал фессалоникийских верующих: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте» (1 Фес. 5:19, 20).

Но как христианам не попасть в ловушку тех, чьи пророческие претензии имеют в основании своем умственные и эмоциональные расстройства? Здесь нам, конечно же, может очень даже помочь старый добрый здравый смысл. Наивные легко поддаются обману. Вот почему Павел призывал фессалоникийских христиан: «Все испытывайте» (стих 21). Глагол, которому Павел отдал здесь предпочтение, употребляли, когда говорили об испытании волов, призванном определить, чего они стоят, или об испытании огнем золота и серебра для определения их качества. Человек, производивший подобного рода экспертизу, хотел показать истинную ценность испытуемого материала — в данном случае пророчества. В результате подобной проверки можно было выявить и его недостатки.

По завершении процесса проверки фессалоникийцы должны были либо 1) держаться того, что выдержало испытание на подлинность, либо 2) воздерживаться от того, что оказалось низкопробным. Некоторые христиане, согласно наставлению Павла коринфянам, получили духовный дар различения духов, благодаря которому они могут давать пророчеству более точную и надежную оценку.

28 ноября

Приветствия

Благодать вам и мир (2 Фес. 1:2).

Откуда нам известно, что новозаветные книги, написанные апостолом Павлом, были посланиями? Сразу задам другой вопрос: как мы узнаем, что содержимое конверта, полученного нами с почты, это письмо? По тому, как оно составлено. Во-первых, письма принято датировать. Во-вторых, они обычно начинаются с приветствия: «Уважаемый такой-то». В-третьих, у письма есть «тело», состоящее, как правило, из нескольких абзацев. Наконец, у него есть концовка, к примеру, «искренне Ваш», за которой следует подпись отправителя.

Подобным же образом составлялись письма и в древние времена в Римской империи. Во-первых, письму предпосылалось praescriptio, или приветствие. Затем следовала formula valetudinis, в которой отправитель выражал надежду на то, что получатель здоров и благополучен. Далее шла proskynema, в которой отправитель заверял получателя в своих молитвах. Только после этого начиналось основное содержание письма. Основная часть завершалась eroso, или прощанием, в котором автор желал своему адресату всяческого процветания. И уже в самом конце письма шли приветствия от друзей и знакомых.

Новозаветные книги, носящие имя Павла, выстроены в соответствии с требованиями эпистолярного жанра, существовавшими в те далекие времена. Однако у его приветствий есть характерная особенность: они содержат два слова, сочетающие в себе как языческую, так и иудейскую приветственные формы. Типичным греческим приветствием было chairein — «приветствую», или «радуйся», или «будь счастлив». Апостолы и пресвитеры в Иерусалиме прибегли к данному обороту в своем письме, в котором они изложили решения иерусалимского собора (см. Деян. 15:23). Точно так же начал свое послание Иаков, брат Иисуса (см. Иак. 1:1). Это формальный оборот, который в значительной мере утратил свой изначальный смысл, став стереотипным выражением. Разве вы и вправду считаете «дорогими» или «уважаемыми» всех, кому пишете письма? Вовсе не обязательно.

Павел, будучи человеком весьма своеобразным, немного поиграл словами, заменив избитое chairein, привычное всем приветствие, на charis — «благодать». Более того, он расширил обычное приветствие, добавив к нему иудейский оборот — «мир», хотя его адресаты и не были иудеями. Наверное, вряд ли стоит выискивать в этих формальных оборотах какой-то богословский смысл. И тем не менее за этой игрой слов ясно просматривается акцент, который ставил Павел на благодати в своем учении. Более полное представление об этом акценте можно составить, проанализировав многочисленные случаи употребления слова «благодать» — charis — в его посланиях.

29 ноября

Беззаконник

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего — того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2:8, 9).

Как мы уже отмечали в одном из недавних молитвенных чтений, у верующих в Фессалонике были вопросы относительно участи скончавшихся братьев и сестер во Христе. Павел попытался успокоить их, сославшись на учение о воскресении, которое должно произойти во время явления Иисуса. Он увещевал их: «Утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:18).

Очевидно, фессалоникийские христиане удовольствовались этим объяснением, однако вопросы у них еще не иссякли, видимо, по причине полученного ими письма (может быть, даже написанного от имени Павла), в котором утверждалось, что Иисус уже пришел (см. 2 Фес. 2:2). Вопрос стоял о parousia. Так в те времена называли торжественный въезд правителя в город и его остановку в нем на пути следования. Parousia превращалась в настоящий праздник, пышное торжество, сопровождавшееся пирами, соревнованиями атлетов, раздачей подарков и жертвоприношениями. В честь подобного события освящали статуи, возводили здания, чеканили монеты, амнистировали заключенных. Так что можно легко понять, почему новозаветные авторы воспользовались тем же термином по отношению ко Второму пришествию.

Но если parousia Иисуса уже имела место, то почему они об этом ничего не знали? Павел поведал им о радостных восклицаниях, об оглушительном гласе архангела и о звуке Божьей трубы. Он рассказал им о мертвых во Христе, которые поднимутся из своих могил и вместе с живыми верующими встретят Господа на воздухе. Если все это уже случилось, то где в это время были они сами?

Павел заверил фессалоникийцев, что parousia Иисуса еще впереди. Прежде Его возвращения должен еще явиться «беззаконник», который превознесется, потребовав себе поклонения, и будет претендовать на Божественный статус. Этот «беззаконник» сотворит немало ложных чудес, но в конечном итоге будет истреблен во время пришествия Христа, которое хотя и в будущем, но уже близко.

На протяжении всей истории христианства появлялись люди, которые от чрезмерного рвения искажали учение о Втором пришествии. Они либо провозглашали его уже свершившимся, либо назначали его дату (или год) в недалеком будущем. Эти люди с волнением указывают на «знамения», которые происходят повсюду вокруг них и о которых сообщают в ежедневных газетах, вечерних выпусках новостей и ежемесячных журналах. Они стараются заразить людей той лихорадкой, которой страдают сами. И порой, к большому сожалению, им это удается!

30 ноября

Кто не работает, тот не ест

Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3:10).

Что это за увещевание такое у Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»? Звучит несколько бесчувственно, разве нет? А как же наш христианский долг, обязывающий нас кормить голодных? Ведь много лет спустя тот же Павел сказал христианам в Риме, что они должны кормить даже собственных врагов (см. Рим. 12:20). А как же наш христианский долг носить бремена друг друга (см. Гал. 6:2)? Разве мама не научила его делиться?

Похоже, некоторые братья и сестры в Фесcалонике впали в фанатизм.

Вы, наверное, читали о некоторых миллеритах, которые не пожелали собирать созревший урожай картофеля, потому что рассчитывали на Второе пришествие Иисуса, которое должно было состояться 22 октября. Зачем убирать урожай, если через несколько дней явится Иисус и они вознесутся вместе с Ним в вечные обители?

Видимо, нечто подобное произошло и в Фессалонике. Часть верующих бросили работу, но при этом почему-то возомнили, что их собратьяхристиане должны их кормить.

Почему они оставили свои обычные занятия? Возможно, они решили, что раз Иисус положил начало долгожданной эпохе «субботнего покоя», значит, им тоже надлежит пребывать в «покое» и оставить труды ради хлеба насущного. Ведь если обетованный субботний покой уже начался с установлением Божьего Царства на земле, разве не должны они воздерживаться от труда в эту субботу конца времен? Возможно, они пришли к тому же выводу, что и некоторые миллериты: трудиться больше нет нужды, поскольку Иисус либо уже пришел, либо вот-вот придет. Разве образ жизни человека не должен отражать то вероучение, которого он придерживается?

Опять же, ранее Павел с готовностью внял совету, который дали ему столпы церкви в Иерусалиме, о том, что он должен обращать язычников в христианство, наставляя их, чтобы они помнили о нищих (голодных) братьях и сестрах из Иудеи. Однако ситуация в Фессалонике была иной. Павел сам подал им пример во время посещения их. «Мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день» (2 Фес. 3:7, 8).

Сам Иисус благословил тех, кого Второе пришествие застанет за работой (см. Мф. 24:46). И потому Павел написал фессалоникийцам: «Таковых увещеваем и убеждаем… чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3:12).