Февраль

1 февраля

Священническое благословение

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Чис. 6:24—26).

Давайте повнимательнее рассмотрим это священническое благословение. «Да благословит тебя Господь». Этот глагол выражает желание — чаяние, стремление, мольбу к Богу о благословении Его народа. Но не только. Он отражает содержание Божьей деятельности… ибо Он обещал благословлять. Произнести благословение на древнем Ближнем Востоке означало запустить в действие механизм воплощения этого пожелания в реальность. То есть сами слова, сказанные вслух, как бы уже производили желаемый эффект.

«И сохранит тебя». Впервые этот глагол встречается в Быт. 2:15, где говорится, что Адам должен был ухаживать за садом, в который поместил его Бог. Кроме того, он употребляется для описания деятельности пастухов, бдящих над своими овцами. Этот глагол подразумевает заботу и сострадание.

«Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим». Такое впечатление, что речь идет о рассвете, когда все окружающее пространство наполняется солнечным сиянием. Когда нас озаряет лик Яхве, это знак Его благоволения. Скрывая от нас Свой лик, Он выказывает Свое неодобрение. Здесь Бог изображен озаряющим любовью Своих детей.

«И помилует тебя». Этот глагол используется, когда нужно передать отношение благожелательного начальника к своему подчиненному. В большинстве случаев употребления данного глагола в Ветхом Завете он имеет прямое отношение к Богу, а прилагательное, образованное от того же корня, используется только для описания Его качеств. Бог взирает на Свой народ с доброжелательностью и любовью. Если правитель относится к своему народу так же, он прислушивается к жалобам своих подданных.

«Да обратит Господь лицо Свое на тебя». По смыслу выражения «обратит лицо Свое» и «призрит светлым лицом Своим» примерно совпадают. Хотя буквально ни один человек увидеть лицо Божье не может, Его лицо можно увидеть метафорически. Использованный здесь глагол подразумевает, что Бог открывает Свой лик Своему народу, чтобы каждый мог познакомиться с Ним лично.

«И даст тебе мир». Буквально этот глагол означает «положить или поместить что-то куда-то». В данном случае речь идет о shalom, которым Бог наделяет Свой народ. Хотя обычно это существительное принято переводить как «мир», смысл, за ним скрывающийся, гораздо шире, чем просто отсутствие войны. Shalom включает в себя здоровье, безопасность и безмятежность. То есть речь, по сути, идет о полноценной счастливой жизни.

2 февраля

Первенцы

Ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе (Чис. 8:17).

Каким по счету вы родились у своих родителей? Вы были старшим ребенком? Младшим? Средним? Поскольку Бог поразил египетских первенцев в начале исхода, а израильских пощадил, Он провозгласил этих первенцев Своими.

«Отделяй Господу все разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, — Господу… и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: „что это?“, то скажи ему… „когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской… посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю“» (Исх. 13:12—15).

Более того, первенец получал право первородства — двойную долю наследства, по сравнению с остальными детьми.

Впрочем, с близнецами дело обстояло несколько сложнее. Обычно мы считаем близнецов равными практически во всех отношениях, а если они еще и двойняшки, то их вообще не отличить друг от друга. Однако именно тот из них, кто появлялся на свет первым, наследовал право первородства. Вот почему еврейские повивальные бабки обязательно отмечали того близнеца, который выходил из утробы первым. (В случае с Иаковом и Исавом первой показалась маленькая ручка Иакова, но Исав в конечном итоге опередил своего брата.)

А теперь мы можем вернуться к вопросу, который прозвучал в самом начале: вы — первенец? Погодите-ка! Прежде чем ответить, подумайте вот о чем. Павел говорит об Иисусе как о рожденном «прежде всякой твари» (Кол. 1:15). В этот текст некоторые вкладывают смысл, которого там нет, что предвечный Сын Божий тоже был сотворен. В Послании к Римлянам Павел называет Иисуса «первородным между многими братиями» (8:29), отдавая тем самым приоритет Иисусу Христу. Кроме того, Он еще и «первенец из мертвых» (Кол. 1:18). Весьма впечатляюще!

Но и это еще не все. В Евр. 12:23 сказано, что мы — члены «церкви первенцев». Поэтому все христиане, включая вас, первенцы, независимо от того, сколько у вас братьев и сестер. И все потому, как мне кажется, что мы все — во Христе, Первенце во всем. Что может быть выше этой чести!

3 февраля

Снова в пути

По указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь (Чис. 9:23).

Многим людям нравятся дорожные песни, потому что тяга к путешествиям у них в крови. Я рос в семье адвентистского пастора, так что не проходило и трех лет на одном месте, как у меня просыпалась «тяга к переменам» — ощущение, что мы здесь «засиделись».

Решить, когда лучше всего сниматься с места или начать любые другие перемены в жизни, бывает не так уж просто.

Когда я учился в Атлантическом унионом колледже, наш пастор получил вызов из другой конференции, но решил, что этот вызов — от лукавого. (Если бы он согласился, что вызов исходит от Бога, то ему пришлось бы его принять, а ему так не хотелось переезжать на новое место!) Как-то раз мой тесть, тоже адвентистский пастор, получил сразу три вызова из разных конференций.

И стал ждать какого-нибудь знака, говорящего о Божьей воле.

Израильтяне провели сорок лет в пути из Египта в Ханаан. Двигаться дальше или оставаться на месте решал Бог, подавая им видимый знак. Столп огненный ночью и облачный днем — вот каковы были видимые знаки Божьего водительства. «И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы» (Чис. 9:17).

Вот бы и нам иметь под рукой такой непогрешимый источник знамений, который помогал бы нам решать, куда и когда переезжать, на какую работу переходить, какой дом купить, какой курс лечения предпочесть… Думаю, этот список можно продолжать еще долго.

Конечно, молитва играет немаловажную роль, когда мы сталкиваемся с необходимостью принять то или иное решение. Но и тогда не всегда бывает ясно, по какому пути желает направить нас Господь. Многим из нас принятие верного решения доставляет немало хлопот и даже душевных мук.

У нас нет столпа огненного ночью и облачного днем, который указывал бы нам, что нам делать по жизни, поэтому нам ничего не остается, кроме изучения Библии, молитв, советов ближних и свободной воли, данной нам Богом. Разумно пользуясь всеми этими возможностями в гармоничном их сочетании, мы можем с уверенностью продолжать свой жизненный путь.

4 февраля

Моисей и его непосильная ноша

Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня (Чис. 11:14).

Отвести израильтян в землю обетованную — это вам не фунт изюма! Моисей понял это сразу, иначе он не стал бы так долго и упорно спорить с Богом у неопалимой купины. Впрочем, Бог настоял на Своем, и Моисею ничего не оставалось, как отправиться обратно в Египет, вот только его возвращение не принесло большой радости ни израильтянам, ни египтянам.

Временами Моисей превращался в своеобразного стража интересов Божьего народа. Именно так он повел себя на горе Синай, когда народ стал поклоняться золотому тельцу. Бог решил стереть их с лица земли, но Моисей заступился за свой народ и убедил Бога отказаться от Его губительных намерений.

Однако рано или поздно тяжелое бремя ответственности ввергает человека в полнейшее отчаяние. Похоже, именно так случилось и с Моисеем. Люди стали жаловаться на однообразие в питании: им надоело питаться одной манной. Они хотели рыбы, огурцов, дынь, лука и чеснока, которые составляли их рацион в Египте.

Бог и Моисей вдоволь наслушались их жалоб и стенаний. На этот раз первым не выдержал Моисей. Послушайте, каким сарказмом пропитаны его слова: «Почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?… Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня… лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими» (стихи 11—15).

Моисей поступал так, как поступают многие вожди. Он нес бремя ответственности в одиночку. У Бога был другой план — распределение обязанностей. (Тесть Моисея предложил вождю израильского народа то же самое.) «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых… Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа» (стихи 16, 17).

Вы, скорее всего, тоже в той или иной степени вожди и руководители — учителя субботней школы, родители и пр. Поэтому не жалуйтесь на тяжелое бремя, а лучше попробуйте поступить так, как повелел Моисею Бог: распределите обязанности. Вашим детям вполне по силам нести свою долю ответственности за семейный быт. Ведь даже Бог нуждался в помощниках и обратился за помощью к Моисею.

Тяжелый хомут на шее — это отнюдь не Божий дар! Не забывайте избитую, но верную поговорку: «Сообща и работа спорится!»

5 февраля

Великодушие — признак кротости

Не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Чис. 11:29).

Моисей был неглупым человеком. Он внял Божьему совету и отобрал семьдесят человек, которым передал лидерские полномочия. И уныние, в которое он все глубже погружался, отступило. Счастливая мысль поделиться ответственностью с семьюдесятью старейшинами позволила Моисею существенно снизить уровень напряжения, от которого он так страдал.

Конечно, Моисей должен был доверять этим семидесяти «назначенцам». Что толку от помощников, если им нечего будет делать. Кривая его разочарования и неверия в собственные силы снова рванула бы вверх, и вскоре вместо полномочий он делился бы со старейшинами народа раздражением и досадой!

Бог помог Моисею, послав семидесяти, собравшимся у скинии, Своего Духа. «Господь… взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам» (Чис. 11:25). Отныне об их неготовности к порученному делу не могло быть и речи. Тот же Дух, Который вдохновлял Моисея, почил теперь и на них.

Если и оставались какие-то сомнения на их счет, то их можно было смело отбросить, когда «они стали пророчествовать» (стих 25). У древнееврейского слова, обозначающего пророчествование, есть множество разных аспектов. В Первой книге Царств 19:24 пророчествование царя Саула состояло в том числе и в том, что он весь день и всю ночь пролежал раздетый. В Первой книге Паралипоменон 25:1, 3 говорится о людях, пророчествовавших с цитрами, псалтирями и кимвалами, так что пророчествование может включать в себя игру на музыкальных инструментах. В Книге пророка Иезекииля 12:27 (и в других библейских текстах) под ним подразумевается предсказание. В тридцать седьмой главе Книги пророка Иезекииля он изрекает пророчество в виде повеления. В Книге пророка Иеремии 19:14 пророчествовать — значит проповедовать.

То, что еще семьдесят человек, помимо Моисея, начали пророчествовать, должно было привести в трепет остальных израильтян. Но этого не случилось. Даже такой посвященный человек, как Иисус Навин, проникся беспокойством — не за себя, а за Моисея. Он принялся убеждать Моисея запретить пророчествовать Елдаду и Модаду (которые были в числе семидесяти, но по каким-то причинам не явились к скинии).

В ответе Моисея раскрывается его подлинный характер. «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (стих 29). Ему была неведома «профессиональная» ревность!

Как видите, одного только делегирования полномочий недостаточно. Если мы хотим обрести истинный душевный покой, нам нужно быть достаточно смиренными, чтобы поддерживать тех, кто нам помогает. Это и есть настоящее лидерство!

6 февраля

Двенадцать тайных агентов

Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но… (Чис. 13:28, 29).

Бог обрисовал Ханаан как землю, где течет молоко и мед (Исх. 3:8). А что, если Он преувеличил? Моисей посчитал, что было бы неплохо иметь информацию из первых рук, поэтому он отобрал двенадцать тайных агентов и отправил их на разведку в Ханаан. «Осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он, или многочислен? и какова земля, на которой он живет, хороша ли она, или худа?… И возьмите от плодов земли» (Чис. 13:19—21). Серьезное поручение!

Эти разведчики осматривали землю сорок дней. Выполнив задание, они вернулись, как и просил Моисей, с образцами растущих на ней плодов. Они нашли виноградную гроздь, такую огромную, что ее нужно было нести вдвоем на шесте. (Использованное в тексте древнееврейское слово, обозначающее шест, подразумевает, что тот прогибался под весом винограда на плечах возвращавшихся в стан людей.) Кроме прочего, они принесли еще гранатовые яблоки и смоквы.

Не все разведчики были единодушны в оценке страны. Да, ханаанская земля воистину плодородна — Бог в этом смысле был совершенно прав. Они с гордостью продемонстрировали прекрасные плоды Ханаана. Можно представить, с каким удовольствием люди подходили и пробовали виноград, гранаты, смоквы…

Но на этом единодушие заканчивалось, начинались расхождения. Большинство разведчиков стали рассказывать, что земля заселена амаликитянами, хеттеями, иевусеями, аморреями и хананеями, что все эти люди высокорослы и сильны, а еще там живут сыны Енаковы, которые так огромны, что двенадцать евреев были по сравнению с ними, как саранча!

А вот у Халева и Иисуса Навина был более позитивный взгляд на вещи: «Пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее» (Чис. 13:30). «С нами Господь» (Чис. 14:9).

Народ отверг это «особое мнение», потребовав смерти для двух «раскольников». Яхве пришел в негодование — уже в который раз. И Моисей вновь вступился за народ. И Бог смягчился… в какой-то мере. Придет время, и Халев с Иисусом Навином действительно войдут в Ханаан. Остальным разведчикам предстояло вскоре погибнуть от язвы, а всему поколению народа, отказавшемуся войти в обетованную землю, — умереть в пути.

Нам вовсе не обязательно быть наивными и восторженными энтузиастами, но и явный скептицизм пред лицом Божьего водительства нам тоже ни к чему, ведь он подрывает наш дух и может привести к самым прискорбным последствиям. Давайте не будем поддаваться духу уныния и ропота!

7 февраля

Вперед!

Для чего вы преступаете повеление Господне? Это будет безуспешно (Чис. 14:41).

Моисей сказал израильтянам, что десять соглядатаев погибнут от язвы, а остальной народ умрет по пути в Ханаан. Кроме того, «собрание» будет скитаться по пустыне ни много ни мало сорок лет, по году за каждый день, проведенный разведчиками в обетованной земле.

Услышав, что их путешествие затянется на несколько лишних десятилетий, «народ сильно опечалился» (Чис. 14:39). Древнееврейский глагол, переведенный здесь как «опечалиться», происходит от корня, означающего «вянуть, сохнуть». Это может относиться как к физическому, так и к психологическому их состоянию. Они как бы съежились, сморщились от угрызений совести. В этом глаголе чувствуется намек на самоуничижение. В тот вечер весь народ отправился спать, опустив плечи, в страшном расстройстве. Ведь прошло уже без малого четырнадцать месяцев с тех пор, как они бежали из Египта!

Можно не сомневаться: в ту ночь не многим удалось как следует выспаться. Наверняка народу не давали покоя события минувшего дня, их мучили думы о том, что все пошло не так, как должно. «Встав рано поутру» после беспокойной ночи, они признали: «Мы согрешили» (стих 40).

Честь и позор были немаловажными понятиями на древнем Ближнем Востоке. Люди, и особенно мужчины, делали все от них зависящее, чтобы отстоять свою честь и избежать позора. Даже в наше время житель Ближнего Востока весьма неохотно признает за собой какую-либо вину. К примеру, он ни за что не признается, что опоздал на поезд, потому что проспал. Напротив, он скажет: «Поезд ушел без меня». Поэтому для древних евреев признать, что они согрешили, было серьезным достижением.

Мучимые угрызениями совести израильтяне решили прорваться в Ханаан самостоятельно, несмотря на предостережение Моисея: «Это будет безуспешно» (стих 41). Они решили во что бы то ни стало исполнить Божью волю в ее прежнем виде. Они упустили из виду тот факт, что планы Божьи переменились в силу их же проступков. И что же было дальше? «И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их» (стих 45). Божья воля не всегда непреклонна. Она может меняться в зависимости от того, как мы себя ведем. Мы одинаково вредим себе, и когда медлим с ее исполнением, и когда забегаем вперед в своем чрезмерном рвении. Перед нами стоит непростая задача: быть всегда восприимчивыми к Божьим пожеланиям.

8 февраля

Как аукнется, так и откликнется

Но Едом сказал ему: не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя (Чис. 20:18).

Кровная вражда — обычное дело там, где во главу угла ставится сбережение чести и недопущение позора. В таких странах сохранить или восстановить свою честь можно не иначе, как через месть. Мужчина, не расквитавшийся с обидчиком, покрывается позором. У жителей таких стран обычно очень хорошая память на зло.

Один из более-менее прямых маршрутов на пути израильтян в Ханаан проходил по территории Едома. Если вы помните, таково было прозвище Исава, так что едомляне были дальними родственниками израильтян. Именно поэтому «послал Моисей… послов к царю Едомскому сказать: так говорит брат твой Израиль: ты знаешь все трудности, которые постигли нас… худо поступали Египтяне с нами… и воззвали мы к Господу, и услышал Он голос наш, и… вывел нас из Египта; и вот, мы в Кадесе, городе у самого предела твоего; позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей… не своротим ни направо, ни налево, доколе не перейдем пределов твоих» (Чис. 20:14—17).

Просьба была вполне разумной и учтивой, а вот ответ рассудительным никак не назовешь: «Не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя» (стих 18).

Израильтяне принялись их уговаривать: «Мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за нее; только ногами моими пройду, что ничего не стоит» (стих 19).

Но вновь получили от едомлян отрицательный ответ, подкрепленный на этот раз демонстрацией силы. Так что евреям пришлось выбрать альтернативный маршрут.

Прошло уже несколько столетий, как разошлись пути Иакова и Исава, но можно с уверенностью утверждать, что едомляне оказали бы Израилю более теплый прием, если бы Иаков (1) не воспользовался слабостью Исава, купив у него первородство за чечевичную похлебку, (2) не обманул Исаака, украв у Исава отцовское благословение, и (3) не отверг неоднократные предложения Исава о помощи, в очередной раз введя Исава в заблуждение. Лукавство Иакова надолго осталось в памяти Едома, хотя с тех пор прошло уже так много лет.

Потомки Израиля испытали на себе эффект бумеранга. И, по правде говоря, вины едомлян в этом я не усматриваю.

9 февраля

Медный змей

И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив (Чис. 21:8).

Израильтяне в очередной раз пали духом. (Да и у кого повернется язык упрекнуть их?) В порыве раздражения они восстали против Моисея и даже против Самого Яхве. Это был настоящий мятеж. «Здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища» (Чис. 21:5).

Употребленный здесь глагол говорит о том, что они испытывали отвращение к манне. Они дошли до того, что назвали ее «негодной», то есть гнилой, вонючей, употребив очень сильное прилагательное, образованное от корня, означающего «легкость». Короче говоря, они настаивали на том, что манна никуда не годится, что она — ничтожный продукт. Судя по их словам, их прямо-таки трясло от одной мысли об этой отвратительной небесной пище. При мысли о манне у них возникали рвотные позывы! Мне не раз приходилось слышать подобное от детей, которым страсть как не хотелось что-то кушать. Неудивительно, что евреев называли детьми Израилевыми.

Яхве «послал… на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа» (стих 6). В некоторых библейских переводах эти змеи названы «огненными», что вполне соответствует оригиналу. Укус этих змей вызывал жгучее воспаление и был смертелен. Многим он стоил жизни.

Моисей обратился к Богу, и Бог повелел ему отлить из меди подобие ядовитого змея. И всякий ужаленный, взглянув на этого медного змея, исцелялся.

Жители древнего Ближнего Востока знали все о змеиных укусах. В Месопотамии существовали специальные магические ритуалы для превращения ядовитых змей в неядовитых. Кроме того, практиковалась так называемая «симпатическая магия», когда создавался образ источника проблем, якобы обладавший целительной силой.

Зачастую молитва и магия шли рука об руку, поскольку и та, и другая имели своим основанием веру в божество, которое за ними стоит. Но даже полезные вещи — священные предметы — могут порой обратиться в камень преткновения. С течением веков медный змей стал объектом идолослужения, прозванным Нехуштаном. Так что царю Езекии пришлось его уничтожить.

В Писании «зло» может обратиться в «добро» (как в случае с именами языческих божеств, воспринятыми Богом), а «добро» может стать «злом» (как в случае с Нехуштаном). Бог дает нам разум, чтобы мы могли отличить одно от другого!

10 февраля

Военные трофеи

А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя (Чис. 31:18).

Израильтяне объявили войну мадианитянам, своим дальним родственникам, потомкам Мадиама, одного из сыновей Авраама. В этом конфликте были убиты все мадиамские мужчины, при этом израильские воины «все города их во владениях их, и все селения их сожгли огнем» (Чис. 31:10). Говоря современным языком, это был настоящий геноцид.

Евреи вернулись не с пустыми руками. Воины брали не только для себя лично, но и для всего общества. Израильские войска вернулись домой с умопомрачительной военной добычей: 675 000 овец; 72 000 голов крупного скота; 61 000 ослов; все женщины и дети; и великое множество драгоценностей и золотых украшений.

Когда Моисей увидел все эти трофеи, он пришел в гнев от того, что военачальники в качестве пленных привели женщин и детей. В свое время моавитские женщины втянули израильтян в идолопоклонство. Поэтому он повелел: «Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе» (стих 17). После этой кровавой бойни в живых осталось 32 000 девушек. Затем Моисей велел передать часть добычи левитам. Их доля составила 6 750 овец, 720 голов крупного скота, 610 ослов и 320 девушек. Еще одна доля досталась Яхве (в лице священника Елеазара) в количестве 657 овец, 72 голов крупного скота, 61 осла и 32 девушек.

Возникает вопрос: как Бог поступил со Своими тридцатью двумя девственницами? И даже если вместо Яхве их получил Елеазар, что он с ними сделал?

Картина получается неприглядная. Все города и селения мадианитян разрушены. В живых осталось только 32 000 девушек, которые были «овеществлены» и розданы в качестве движимого имущества израильским мужчинам. Но каким образом их девственность могла помешать им сеять идолопоклонство в среде израильтян? Да и вообще зачем тридцать две из них понадобились Яхве?

Мы снова — и подобное случается довольно часто — сталкиваемся с проявлением человеческой природы в Библии. Как и в случае с воплощением Христа, Божественное стало человеческим. Слово — как живое, так и записанное на бумаге — стало плотью. Бог трудится, держа в руках несовершенные орудия, и в их число входим и мы с вами.

11 февраля

Правосудие для всех

Судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте (Втор. 1:16, 17).

Моисею нужна была поддержка в управлении народом израильским. Поэтому он велел каждому колену отрядить ему в помощь мужей мудрых и испытанных, которым дал совет, как они должны принимать решения: «Судите справедливо» (Втор. 1:16). Во-первых, они должны были внимательно «выслушать» того, кто пришел к ним с жалобой, а уж потом «судить». Это слово означает не только принимать судебные решения и управлять людьми, но и освобождать.

Помощники Моисея должны были принимать «справедливые» решения. То есть их честность должна была вернуть невиновному доброе имя и благополучие. Сочетание глагола «судить» и наречия «справедливо» говорит о том, что кто-то нарушил мир (shalom), поступив с кем-то жестоко или ущемив чьи-то права. Если претензии жалобщика вполне законны, судья должен принять решение в его пользу. Если же тот, на кого пожаловались, невиновен, то санкции уже нужно применять к жалобщику. В любом случае результатом должно быть восстановление мира и спокойствия.

В Писании показано, что Бог именно так и судит Свой народ. Он слышит хвалу из уст людей, но это не отражается на Его беспристрастности. Он внимательно выслушивает жалобы Своего народа, а затем выносит праведный вердикт, принимая решение, позволяющее восстановить нарушенный мир.

По словам Моисея, его помощники должны были судить «как брата с братом, так и пришельца его» (стих 16). («Пришельцами» обычно были рабы.) Кем бы ни были обвинители и обвиняемые, судье надлежало судить справедливо, принимая решение в пользу пострадавшей стороны. Помощники Моисея должны были судить, не различая лиц, «как малого, так и великого» (стих 17). Чей-то социальный статус не должен оказывать никакого влияния на решение судьи. Ко всем он должен относиться одинаково.

Наконец Моисей сказал своим помощникам: «Не бойтесь лица человеческого» (стих 17). Принимая решение, судья не должен задумываться о возможной эмоциональной реакции истца или ответчика.

Хотя Моисей обращался к двенадцати назначенным судьям, его совет касается всякого, кто имеет дело с людьми, то есть каждого из нас. Целью любого нашего высказывания должно быть восстановление мира, а наши решения должны быть объективны и беспристрастны.

12 февраля

Ни пяди земли

Остерегайтесь начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву (Втор. 2:4, 5).

Бог обещал Аврааму землю и множество потомков. Он — Творец, поэтому Ему принадлежит вся земля, но Он поделил ее между народами. «Всевышний давал уделы народам» (Втор. 32:8).

Впрочем, не все потомки Авраама были частью этого завета, обновленного с Исааком и Иаковом. И тем не менее, верный Своему обещанию, Яхве благословил даже тех из Авраамова потомства, кто Ему не поклонялись.

Об Измаиле, к примеру, Бог сказал: «Я благословлю его, и… произведу от него великий народ» (Быт. 17:20).

Но Аврааму и тем его потомкам, которые были частью вечного завета, Он обещал выделить особый удел. Поэтому, когда израильтяне были готовы овладеть Ханааном, Он дал им несколько указаний о том, какую землю они должны занять, а какую нет.

Когда пришло время «проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых» (Втор. 2:4), евреи должны были «остеречься» (стих 4). Почему? Потому что не эту землю Бог намеревался дать Своему народу завета. «Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву» (стих 5).

Такие же указания Бог дал и относительно земель аммонитян (и моавитян), которые вели свое происхождение от Лота, племянника Авраама. «Не вступай с ними во вражду и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым» (стих 19).

Яхве не стал избавляться от последствий кровосмесительной связи Лота, самодеятельной попытки Авраама обзавестись потомством и пренебрежительного отношения Исава к своему первородству. Бог свято блюдет Свои клятвы, даже когда они, может быть, идут вразрез с Его желаниями, и Он рассчитывает, что Его народ тоже будет исполнять свои обещания. «Если кто даст обет Господу или поклянется клятвою… то он не должен нарушать слова своего» (Чис. 30:3).

13 февраля

Обетования завета

О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! (Втор. 5:29).

Когда Яхве пришел на вершину Синая, чтобы возобновить Свой завет с израильтянами, это было потрясающее событие.

Рудольф Отто в своей книге «Понятие святости» пишет, что в присутствии чего-то святого нас охватывает двойственное чувство: с одной стороны, нам хочется убежать, а с другой — святость очаровывает нас и нам хочется задержаться подольше. Осознание сверхъестественности происходящего вызывает в нас безграничный ужас, а восхищение святостью — безграничное изумление. Суть завета, который «Господь, Бог наш, поставил с нами… на Хориве»

(Втор. 5:2), составляли Десять Заповедей, еще раз воспроизведенные Моисеем в пятой главе Второзакония. Бог изрек эти слова из среды огня, облака и мрака. Потрясенные этим сверхъестественным явлением, народ упросил Моисея быть их посредником в общении с Яхве.

Завет, заключенный Богом с Авраамом, Исааком, Иаковом и изральтянами, включал в себя несколько обетований, которые дал Он Сам: (1) множество потомков, (2) земля, (3) Он будет их Богом, а они — Его народом, и (4) через них благословятся прочие народы.

Завет, обновленный на горе Синай, включал в себя целый ряд пунктов, в которых было расписано, как именно израильтяне должны были почитать Бога и относиться к своим ближним. Эти «условия договора» были отображены в Декалоге.

Израильтяне, выслушав эти десять положений, поклялись соблюдать завет с Яхве. «Пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять» (стих 27). Другими словами, они пообещали исполнять Закон Божий, соблюдая тем самым завет с Яхве.

Бог, услышав их клятву верности, сказал: «Все, что ни говорили они, хорошо; о, если бы сердце их было у них таково, чтобы… соблюдать все заповеди Мои во все дни» (стихи 28, 29).

«Завет, заключенный Богом со Своим народом у Синая, должен служить нам убежищем и защитой… Этот завет в силе и сегодня, как он был в силе, когда Господь заключил его с Древним Израилем» (Библейский комментарий АСД. Комментарии Елены Уайт, т. 1, с. 1103).

14 февраля

Шема

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. 6:4).

Наш памятный стих на сегодня называется «Шема» — по первому слову древнееврейского оригинала. У этого библейского отрывка есть три особенности, которые нам необходимо подчеркнуть.

Во-первых, в нем упоминается YHWH («Господь»), тогда как многие другие имена, которыми называют Бога, остались без внимания. Причем YHWH упоминается в этом отрывке дважды.

Во-вторых, слово, переведенное как «един» (echad), может означать также «одинокий» или «единственный».

В-третьих, еврейская грамматика зачастую обходится без глагола «быть». Поэтому предложение, переведенное с еврейского дословно, может звучать следующим образом: «Когда я вырасту, я хочу пожарным». Читателю или переводчику приходится вставлять нужный глагол самостоятельно: «Когда я вырасту, я хочу быть пожарным». (Во многих библейских переводах добавленные таким образом слова выделяются курсивом, чтобы предупредить читателя, что в оригинальном тексте их нет.)

Учитывая три этих важных момента, мы можем предложить четыре возможных, с точки зрения грамматики, варианта перевода данного стиха: 1) «YHWH [есть] наш Бог; YHWH [есть] един»; 2) «YHWH [есть] наш Бог; YHWH единственный»; 3) «YHWH, наш Бог, [есть] един YHWH»; 4) YHWH, наш Бог, YHWH [есть] един».

Согласно Моше Вайнфельду (Deuteronomy 1—11, Anchor Bible), первые два варианта не соответствуют грамматическим шаблонам Второзакония и потому не укладываются в его стилистический контекст. Последний вариант, по его словам, плохо стыкуется и звучит нескладно, так что остается третий, как наиболее подходящий по смыслу: «Господь, наш Бог, — един Господь».

Этим текстом принято обосновывать монотеизм, поскольку слово echad понимают чаще всего исключительно как числительное и переводят как «один». Но речь в этом тексте может идти не только о «единственности» Бога (о том, что нет никакого другого Бога), но и о Его сущности — о том, что Он представляет Собой нераздельное единство.

Тем, кто верит в триединство Бога, нужно определиться, допускает ли «Шема», с ее echad, поклонение Богу, состоящему из трех Личностей. Мне думается, допускает. В Быт. 2:24 говорится, что в браке муж и жена становятся одной (echad) плотью. В Быт. 11:6 и 34:16 говорится об одном (echad) народе. Так что это слово вполне может означать единство, существующее между несколькими личностями, и, таким образом, наша вера в триединого Бога вполне согласуется с «Шемой».

15 февраля

Для памяти

Берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской (Втор. 6:12).

Исход был одним из величайших деяний Божьих в истории спасения. «Спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?» (Втор. 4:32).

Во-первых, они чудом вышли из Египта. Дважды фараон предпринимал меры, чтобы снизить численность еврейского населения, приказывая убивать младенцев. Евреи оказались в рабстве. Когда появился Моисей и потребовал их освободить, фараон приказал им заготавливать солому для кирпичей самостоятельно, а производственные нормы при этом оставил прежние. Затем, когда фараон отказался отпустить израильтян миром, на египтян обрушились ужасные язвы. Выйдя, наконец, из Египта, евреи оказались зажатыми между Красным морем и египетскими войсками. Да, исход был чудом из чудес.

Во-вторых, они чудом вошли в обетованную землю. С Яхве во главе они изгнали народы Ханаана и заселили их города. Они устроились в «больших и хороших городах», которых они не строили, в «домах, наполненных всяким добром», которых они не наполняли, «с колодезями, высеченными из камня», которых они не высекали, «с виноградниками и маслинами», которых они не садили; им оставалось только «есть и насыщаться» (см. Втор. 6:10, 11).

Если бы не участие во всем этом Бога, можно было бы с полным правом обвинить захватчиков евреев в паразитизме. Они пришли и стали пользоваться плодами чужого труда: чужими городами, домами, мебелью, источниками воды, садами, урожаем.

Конечно, Моисей нарисовал идиллическую картину. Израильтянам нужно было помнить, что вся эта роскошь оказалась в их руках не потому, что они ее заслужили, но как дар от Яхве — Творца, Вседержителя и Искупителя. «Берегись, чтобы не забыл ты Господа» (стих 12).

Когда закрома полны, а стол ломится от яств, легко стать вялым и апатичным. Но леность — это отнюдь не добродетель. И вовсе не обязательно болеть болезнью Альцгеймера, чтобы потерять духовную память. Чем дольше мы наслаждаемся богатством и благополучием, тем легче нам забыть Бога — источник всех благословений. Уж такова человеческая природа.

А вы сами помните ли о доброте и щедрости Божьей? Или уже забыли? Безусловно, каждый день для нас должен быть днем благодарения.

16 февраля

Не забывайте о бедных

Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих… то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим (Втор. 15:7).

Слово, переведенное как «ожесточи» в седьмом стихе, имеет основное значение «быть сильным» (или, точнее, «сделать что-то, проявив свою силу». В данном отрывке Моисей увещевает израильтян не допускать, чтобы их сердце («внутренний человек») ожесточилось настолько, что стало невосприимчивым к нуждам ближних, оказавшихся в бедственном положении.

Кроме того, Моисей воспрещает им сжимать руки пред нищими братьями. Напротив, евреи должны были открывать руки (см. Втор. 15:8) и давать нищим столько, сколько тем нужно.

В преддверии субботнего года у евреев был велик соблазн отвернуться от своих нищих собратьев, потому что в субботний год земля, отданная заемщиками в залог, возвращалась прежним владельцам, а рабы получали свободу. Моисей велел евреям не допускать в сердце эту «беззаконную мысль».

Более того, их щедрость сама по себе должна была исходить из доброго сердца. «Когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое» (стих 10). У слова, переведенного как «скорбеть», может быть несколько вариантов перевода: «скупиться», «жалеть», «завидовать», «расстраиваться». Это еврейское слово чаще всего переводят как «быть злым» или «плохим». Благотворительность должна была иметь своим источником чистые побуждения. А жертвователи должны были помнить, что они сами когда-то были рабами в Египте и что Бог щедро одарил их Своими благословениями. Так что у нас есть все основания считать это наставление одним из вариантов «золотого правила»: поступай с другими так, как Бог поступил с тобой.

Евреи должны были не просто отпускать на волю своих рабов и рабынь в субботний год, но и снабжать их своего рода «чаевыми». «Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего» (стих 14). Благотворитель, оказывающий ближним помощь от чистого сердца, будет благословлен Богом (стих 10). А возможности благотворить не иссякнут, потому что «нищие всегда будут среди земли» (стих 11).

А как обстоят дела с благотворительностью у нас с вами? Ведь щедрость — это отличительный знак того, кто находится в завете с Богом.

17 февраля

Что влечет за собой послушание

Когда ты выйдешь на войну против врага твоего… то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой (Втор. 20:1).

Овладеть Ханааном было непросто. Однако в первых стихах двадцатой главы Второзакония Бог говорит: «С тобою Господь Бог твой» (стих 1) и повторяет: «Господь Бог ваш идет с вами» (стих 4).

Эти слова сами по себе способны послужить большим утешением для всякой обремененной тревогами души, и позднее в Писании мы встречаем имя Еммануил, что значит «с нами Бог». Это имя было призвано воодушевлять людей, давать им надежду. Но Яхве пообещал нечто большее, чем просто быть с израильтянами.

Отказавшись просто стоять в стороне и наблюдать за происходящим, Он заверяет, что будет сражаться за израильтян с их врагами, чтобы даровать им победу (см. стих 4). Яхве Сам был воином, и в Ветхом Завете мы неоднократно читаем о «Господе воинств» и встречаем немало воинственных образов, рисующих Яхве военачальником, возглавляющим небесные вооруженные силы. Метафорическое изображение воинствующих богов не было чуждо для древнего Ближнего Востока. Божества народов нередко изображались в виде героев воинов. Чем же отличался от них Бог евреев, изображенный в Слове Божьем? Своим всемогуществом — качеством, которое за ханаанскими, филистимскими и месопотамскими божествами обычно не значилось.

Несмотря на личное участие Божье в битве, среди израильских воинов все равно будут жертвы. Именно поэтому Яхве повелел отправлять домой (1) мужчин, обзаведшихся недавно новым домом; (2) тех, кто только-только насадил виноградник; (3) женихов, которым предстояло вскоре вступить в брак; и (4) трусоватых новобранцев. Зачем же Богу понадобилось отсылать из войска эти четыре категории мужчин? Затем, чтобы они не умерли «на сражении» (стихи 5—7). Ах да, была еще одна причина, и касалась она трусов: чтобы они не сделали «робкими сердца братьев» своих (стих 8).

Исполнение Божьей воли может быть сопряжено с определенным риском. Даже если Он с нами и воинствует за нас, это еще не значит, что мы застрахованы от страданий. Великий вселенский конфликт не обходится без жертв, и жертвы эти далеко не только со стороны злых сил. Те, кто выступают на стороне правды, тоже могут оказаться в числе павших. В западном мире люди, пожертвовавшие жизнью ради веры, большая редкость, но есть страны, где люди, обратившиеся в христианство и поклоняющиеся истинному Богу и Иисусу Христу, Которого Он послал, становятся не только изгоями, но и мучениками.

18 февраля

У веры «мокрые ноги»

Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана… вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние (Ис. Нав. 3:15, 16).

Перед Иисусом Навином, преемником Моисея, стояли две важнейшие задачи: 1) ввести израильтян в обетованную землю и 2) помочь им овладеть ею.

Иисус Навин быстро освоился в своей новой роли вождя, да и никто из израильтян не стал оспаривать его полномочия. Более того, они сказали ему: «Все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем» (Ис. Нав. 1:16).

Им потребовалось сорок лет, чтобы подойти к границе Ханаана. И вот пройдет еще каких-то три дня, и они перейдут Иордан и вступят в обетованную землю. Их заветная цель была так близка!

Вскоре они расположились станом вдоль речного берега. Иисус обратился к народу с призывом: «Освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса» (Ис. Нав. 3:5). Для израильтян наступили горячие деньки. Примерно в восьми километрах к западу располагался Иерихон. Этот древнейший укрепленный город славился своими мощными стенами, и ему предстояло стать первым городом, захваченным израильским народом.

Пришло время пересечь Иордан. Лагерь их располагался весьма удачно — близ переправы аль Махтас. Вот только время было не вполне подходящее, поскольку река разлилась от зимних дождей и весеннего таяния снега в горах.

Когда все было готово, первыми выступили священники. Примерно в километре позади них шествовал остальной народ. Когда священники вышли к реке, их взорам предстал бурлящий поток. Но стоило им погрузить свои сандалии в грязную воду, как река расступилась и открыла каменистое дно, по которому весь народ благополучно перешел на другой берег.

Когда мы ждем от Бога чудес, то и сами должны поступать соответственно. Иногда ожидаемого чуда не происходит… пока мы не начинаем вести себя так, словно уже получили ответ на свои молитвы. Да, у веры порой бывают «мокрые ноги».

19 февраля

Разгром у груды развалин

Но они обратились в бегство от жителей Гайских; жители Гайские убили из них до тридцати шести человек… от чего сердце народа растаяло и стало как вода (Ис. Нав. 7:4, 5).

Иерихон занимал более четырех гектаров земли — не так уж мало по меркам древнего Ближнего Востока. Он был обнесен каменной стеной с восьмиметровыми башнями. Израильтяне обходили его по разу каждый день, а на седьмой день обошли вокруг него аж семь раз. Когда семь священников, шествовавших впереди ковчега завета, протрубили семь раз в трубы, а весь народ издал громкий клич, стены Иерехона рухнули, и воины бросились на штурм города.

Город был предан огню, а в довершение Иисус наложил на него проклятье: «Проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его» (Ис. Нав. 6:25). Несмотря на это недвусмысленное предостережение, город впоследствии был восстановлен, хотя и не на том же самом месте, а поблизости.

Вдохновленные своим успехом при штурме Иерихона три тысячи израильских воинов выступили на Гай, город, располагавшийся неподалеку от Иерихона. Гай был еще одним древним поселением, которое в свои лучшие дни занимало около двенадцати гектаров земли — почти в три раза больше, чем Иерихон. (В Ис. Нав. 8:25 сказано, что в этом городе проживало двенадцать тысяч человек.) Расхрабрившиеся израильские захватчики сломя голову бросились на Гай, но получили решительный отпор и бежали прочь, как перепуганные зайцы. Тридцать шесть еврейских воинов погибли в этой бесплодной атаке. Огорченный Иисус Навин узнал о краже, совершенной Аханом, и с тех пор, когда что-то идет не так, принято говорить об «Ахане, появившемся в нашем стане».

В этой истории есть своя грустная ирония. Во-первых, слово «Гай» означает «развалины». Во-вторых, около 2400 г. до н. э. Гай был стерт с лица земли и оставался в руинах тысячу двести лет. Если верить археологическим данным, во время завоевания там никто не жил, за исключением, может быть, горстки людей. В таком случае три тысячи еврейских захватчиков, по сути, были разбиты неизвестно кем, напав на город, представлявший из себя груду развалин!

Некоторые библеисты считают, что археологи неверно идентифицировали остатки Гая. Вполне возможно, так оно и есть. Однако этому фиаско можно дать и такое толкование: без Божьей помощи нам не видать успеха даже в решении простейших задач.

20 февраля

Ахан в стане

Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого. Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля (Ис. Нав. 7:1).

Завоевывая определенные города, всю добычу израильтяне посвящали Богу. Этих людей, скот и имущество называли cherem, что в переводе с древнееврейского означает «посвященный» или «запрещенный». В ходе военных действий всю добычу, захваченную в таких городах посвящали Богу и уничтожали, поскольку ее нельзя было использовать в своих целях.

Ахан, один из воинов, взявших Иерихон, присвоил несколько трофеев: одежду из Сеннаара, почти три килограмма серебра и слиток золота весом более полукилограмма.

Был несколько раз брошен жребий, который в итоге указал на Ахана, хранившего молчание на протяжении всей процедуры. Будучи изобличен, Ахан сознался в том, что утаил часть добычи, то есть, по сути, совершил кражу у Бога.

«Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его, и дочерей его, и волов его, и ослов его, и овец его, и шатер его, и все, что у него было, и вывели их на долину Ахор…

И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем» (Ис. Нав. 7:24, 25). Следующий поход на Гай был вполне успешен.

Когда дела в церкви или в каком-нибудь учреждении идут из рук вон плохо, у нас начинают говорить о том, что, может статься, в нашем «стане» завелся свой «Ахан». Причем подобные рассуждения частенько служат поводом для очередной «охоты на ведьм», и этим «ведьмам» выносят приговор, хотя на самом деле они ни в чем не виноваты.

Когда Израильское царство твердо встало на ноги, заклятие (cherem) вышло из употребления и присвоение добычи перестало считаться преступлением. Так что поиски «Ахана в стане» — практика весьма сомнительная.

По сути дела, Иисус учит нас терпимости, а не охоте на ведьм. Плевелы нельзя отделять от пшеницы, покуда Бог не вынесет Свой суд (см. Мф. 13:24—30). «Рыбу», пойманную неводом Царства Божьего, нельзя отделять одну от другой до наступления конца времен (см. стихи 47—50). Мы не живем при теократии, как древние израильтяне, поэтому для нас благоразумнее руководствоваться притчами Христа, а не повествованием об Ахане.

21 февраля

Торжество благоразумия

Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас Господь в сей день! (Ис. Нав. 22:22).

Иисус Навин перечисляет войны, которые вели израильтяне с хананеями, рассказывает о чудесных победах, ими одержанных, и о распределении занятых земель среди колен Израиля. Девять с половиной колен расселились к западу от Иордана. Сыны Рувима и Гада и половина колена Манассии стали жить к востоку от этой реки. (Колено Манассиино заняло земли по обе стороны Иордана.)

«Взял Иисус всю землю… и отдал ее Иисус в удел Израильтянам… И успокоилась земля от войны» (Ис. Нав. 11:23). Слова о том, что земля успокоилась от войны, повторяются в Книге Иисуса Навина неоднократно.

Когда колена Рувимово и Гадово и половина колена Манассиина поселились к востоку от Иордана, им пришло на ум, что их со временем могут лишить доступа в Силом, где располагалась Моисеева скиния. Поэтому неподалеку от берега они соорудили жертвенник, как две капли воды похожий на жертвенник всесожжения в святилище.

Когда девять с половиной колен с западного берега реки узнали о жертвеннике, их охватило смятение. Их собратья организовали альтернативное священнодействие. Это было не просто вопиющее отступничество. Они могли навлечь гнев Божий не только на себя, но и на все двенадцать племен!

Финеес — первосвященник, известный своими решительными мерами против отступничества, отправился с еще десятью начальствующими из народа к «отступившим» племенам. Они обвинили своих восточных сородичей в том, что те оставили Яхве: «Что это за преступление сделали вы пред Богом Израилевым, отступив ныне от Господа, соорудив себе жертвенник и восстав ныне против Господа?» (Ис. Нав. 22:16).

К чести двух с половиной племен, они не дали волю эмоциям. Проявив подлинное благоразумие, они ответили, что у них и в мыслях не было восставать и приносить жертвы на своем алтаре. Их алтарь должен был служить их детям постоянным напоминанием о том, что они должны ходить для жертвоприношения в Силом. «И сыны Израилевы одобрили это… и отложили идти против них войною» (стих 33).

Мы нередко делаем скоропалительные выводы и, преисполнившись «праведного гнева», ложно обвиняем своих вполне благонамеренных ближних. И здесь не обойтись без открытого обсуждения, которое поможет обеим сторонам честно и откровенно разъяснить смысл своих поступков. «Блаженны миротворцы».

22 февраля

Выбор

Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу (Ис. Нав. 24:15).

Иисус Навин переживал о будущем израильтян. Несмотря на прежние утверждения обо «всех» народах, ими покоренных, и «всех» землях, ими отвоеванных, Иисус вполне отдавал себе отчет в том, что Божий народ по-прежнему окружен соседями идолопоклонниками. Поэтому он говорил израильтянам прямо, без обиняков: «Если же вы отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих… то знайте, что Господь, Бог ваш, не будет уже прогонять от вас народы сии» (Ис. Нав. 23:12, 13).

Бог оставался верен завету с ними. А вот останутся ли верны ему они сами? Пребывать в заветных взаимоотношениях с Богом — дело серьезное. Будучи их милостивым Повелителем, Он избавил их от египетского рабства и ввел в обетованную землю. А они как Его верные слуги должны были исполнить свою часть завета. Устами Иисуса Навина Бог напомнил им: «И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды» (Ис. Нав. 24:13).

От них самих теперь зависело, будут они искренно и честно служить Яхве или нет. Пусть их месопотамские предки (как и предшественники, жившие в Египте) служили другим богам. Ныне пришло время отвергнуть эти ложные божества. Перед ними стоял выбор, кому служить: месопотамским и египетским богам своих предков, богам аморреев, среди которых они теперь жили, или… Яхве, их Богу завета.

И народ ответил: «Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!» (стих 16). Впрочем, археологические данные свидетельствуют о том, что многие из их потомков сделали выбор в пользу многобожия.

Иисус Навин принялся спорить с ними: «Не возможете служить Господу, ибо Он… не потерпит беззакония вашего и грехов ваших» (стих 19), вопреки тому, что было сказано Богом в Исх. 34:7.

Но народ стоял на своем: «Нет, мы Господу будем служить» (Ис. Нав. 24:21). Неужели мы позволим материализму подорвать нашу духовность? Сумеем ли мы, новозаветные христиане, сохранить завет с нашим Богом?

23 февраля

Отважная женщина

Ахса сказала ему: дай мне благословение; ты отдал меня как землю полуденную, так дай же мне и источники воды (Суд. 1:15 — др. пер.).

Еще до кончины Моисея Бог определил ему в преемники Иисуса Навина. Сам же Иисус, не получив от Бога по этому поводу никаких наставлений, не оставил после себя никакой замены. На какое-то время эту роль взял на себя Халев, друг Иисуса Навина, но в Книге Судей описана целая череда самых разных народных вождей, правивших разные сроки и с разным успехом. То было время, когда «каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6).

Как-то раз Халев призвал соплеменников пойти на Кириаф-Сефер (Давир), пообещав тому, кто поразит КириафСефер, отдать в жены свою дочь Ахсу (см. Суд. 1:12).

Город взял Гофониил, племянник Халева (см. стих 13; Суд. 3:9). И Халев отдал ему свою дочь. Но Гофониилу, похоже, этой награды показалось мало, да и сама Ахса, судя по дальнейшему развитию событий, особого восторга по поводу случившегося не испытывала.

Придя к Ахсе, Гофониил рассказал ей о своем желании выпросить у ее отца землю — гораздо более весомую награду, чем просто женщина! По всей видимости, сам Гофониил так и не решился обратиться к Халеву с этой довольно смелой просьбой, поэтому Ахса села на осла и отправилась к отцу сама поведать ему о его упущении.

По прибытии она бросила ему прямой упрек: «Ты отдал меня как полуденную землю»; а затем потребовала: «Так дай же мне и источники воды» (Суд. 1:15 — др. пер.). Первое ее замечание допускает двоякое толкование и может означать, что Халев избавился от нее, как от никчемного куска пустынной, бесплодной земли. И Ахса была этим крайне недовольна. Она была унижена поступком своего отца. Он обошелся с ней, как с ненужной вещью.

Халев не стал ей возражать и сделал ей по-настоящему ценный подарок — два водных источника, жить без которых в тех засушливых землях было просто невозможно.

Это был весьма неординарный для патриархального общества случай. В подобных обществах главенствующее положение занимают мужчины, они ведут дела и принимают решения, а женщины нередко приравниваются к имуществу вроде домашнего скота или жилища. А это значит, что Ахса проявила отважный дух! Она выговорила отцу за равнодушие и была вознаграждена за проявленную твердость. Женщины — не дети. Нельзя просто смотреть на них и умиляться. К ним нужно прислушиваться. Бог желает, чтобы женщины имели свой голос и активно трудились вместе с мужчинами.

24 февраля

Еще две отважных женщины

И возопили сыны Израилевы к Господу… В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова (Суд. 4:3, 4).

Сорок лет Гофониил был судьей Израиля. На смену ему пришел Аод, и на протяжении восьмидесяти лет страна пребывала в относительном покое. За Аодом последовал Самегар. Затем целых два десятилетия израильтян угнетал ханаанский царь Иавин. Поэтому Бог поставил Девору в судьи над Израилем. Ее имя означает «пчела». Она вторая по счету пророчица, упомянутая в Священном Писании.

Девора призвала Варака. Такое, прямо скажем, случалось не часто, чтобы женщина приказывала мужчине, но в этой истории женщины вообще сыграли удивительную роль. Варак откликнулся на призыв пророчицы, и Девора велела ему возглавить войско из десяти тысяч израильтян и выступить против ханаанского военачальника Сисары. Но Варак стал причитать: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду» (Суд. 4:8).

Девора уступила ему, но при этом предсказала, что победа придет не от его рук, а вся слава достанется неизвестной женщине. Итак, Варак собрал израильское ополчение, и Девора отправила их на битву. Перспективы у израильтян были отнюдь не радужные, ибо враг располагал девятью сотнями железных колесниц. Однако над полем боя разразился жуткий ливень, и колесницы стали вязнуть в грязи. Боевые порядки хананеев расстроились, и они стали легкой добычей воинов Варака.

Сисара спешился и бросился бежать, решив укрыться в доме у Хевера, с которым у царя Иавина был мирный договор. Иаиль, жена Хевера, вышла Сисаре навстречу и предложила ему спрятаться у нее в шатре. Сисара был мучим жаждой и попросил попить. Иаиль вместо воды дала ему козье молоко, которое вкупе с усталостью подействовало как снотворное, и накрыла воина ковром, спрятав от посторонних глаз.

Как только Сисара заснул, Иаиль схватила кол от шатра и деревянный молот вроде киянки и пригвоздила голову Сисары (или шею — в этом месте древнееврейский текст допускает двоякое толкование) к земле.

Когда у шатра появился Варак, она тоже пригласила его внутрь, где он увидел труп Сисары. С той поры «рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским» (стих 24).

В этом сугубо патриархальном обществе Бог воспользовался услугами двух отважных женщин, чтобы избавить Израиля от врагов: Деворы, отличавшейся таким здравомыслием, что к ней приходили израильтяне со всех концов страны за судом и советом, и вдохновившей Варака на битву с врагами; и смекалистой Иаили, убившей вражеского военачальника простейшими хозяйственными орудиями. Так где же все-таки женщине место?

25 февраля

Гедеон

И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу (Суд. 6:6).

Гедеон молотил пшеницу в давильне (чтобы укрыть ее от мадианитян), когда ему явился ангел Господень, назвавший его «мужем сильным» (Суд. 6:12). Так обычно обращались к могучим воинам, поэтому Гедеон был немало удивлен подобным обращением, ибо его самооценка была весьма невысока. При всей своей скромности Гедеон был настроен несколько скептически. Когда ангел сказал ему, что с ним Господь, Гедеон недолго думая выпалил: «Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это?» (стих 13). И однако же скепсис Гедеона не помешал Богу дать ему поручение.

Дважды испытав Господа овечьей шкурой, Гедеон наконец решился возглавить израильское войско против мадианитян, которые «расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря» (Суд. 7:12). Три сотни евреев со светильниками в руках истребили сто двадцать тысяч вражеских воинов! Когда жители Сокхофа отказались накормить его войско, Гедеон вернулся в конце дня и «взял… терновник пустынный, и зубчатые молотильные доски, и наказал ими жителей Сокхофа» (Суд. 8:16). Гордыня стала толкать его на скользкий путь!

«И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки Мадианитян» (стих 22).

Сказанное и сделанное затем Гедеоном противоречит одно другому, и все же дела говорят громче слов! А сказал он следующее: «Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (стих 23). Какие правильные слова! Но после таких слов он сделал нечто противоположное по духу — устроил сбор драгоценностей в свой фонд. Люди с радостью собрали для него около двадцати килограммов золота из своей добычи, «кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд… и… цепочек, которые были на шее у верблюдов их» (стих 26).

Каковы были его мотивы, нам неизвестно, но из этих трофеев Гедеон сделал ефод, священническое облачение, что отнюдь не свидетельствует о скромности его притязаний. От царства он отказался, зато дали знать его устремления к священническому званию. «И стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (стих 27).

Духовным лидерам должны быть присущи умеренность и скромность. Но, увы, случается так, что люди, поначалу сторонящиеся известности, оказываются на поверку тщеславными и самонадеянными. Подобное случилось с Гедеоном, не редкость это и в нашей Церкви сегодня.

26 февраля

Сетование Гедеона

Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши? (Суд. 6:13).

Вчера мы не стали останавливаться на сетовании, прозвучавшем из уст Гедеона. Однако поднятый им вопрос стоит того, чтобы рассмотреть его повнимательнее. В этой связи хочется упомянуть еще один библейский отрывок, на этот раз из Нового Завета: «Чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11:22). Но скажите, многие ли из смертельно больных людей, за которых вы молились, чудесным образом исцелились? Один? Может, двое? А как же все остальные случаи с «летальным исходом»?

Наверное, Бог молчит, потому что мы не отвечаем всем Его условиям? Однако обетования в Ин. 11:22; 14:13, 14; 15:7; 16:23—27 и Мф. 7:7, 8 не подразумевают никаких «если», «и» или «но». Да, порой Иисус и вправду отмечал, что ту или иную жертву недуга спасла ее собственная вера, причем некоторые из них даже не были Его последователями. Он говорил также, что вера с горчичное зерно способна передвигать горы (см. Мф. 17:20). Так неужели у нас, христиан, меньше веры, чем у некоторых из этих древних язычников?

А еще говорят, что Бог отвечает на каждую молитву, только по-разному. Якобы таких ответов у Него целых три: да, нет и подожди. Это настолько нелепо, что превращает каждый ответ на молитву в насмешку. Откуда нам знать, что означает в каждом отдельном случае Божье молчание — «нет» или «подожди»? Поскольку прямого общения с Богом мы не имеем, верить в то, что неисполнившаяся молитва — это тоже «ответ», значит извращать саму суть понятия «ответ». Ко всему прочему, подобные рассуждения не отвечают библейским критериям.

Есть ли у нас разумные основания рассчитывать на чудеса? Если Бог создал Вселенную, опираясь на определенные естественные законы, имеем ли мы право ожидать от Него, что Он будет подрывать установленный порядок чудесами? Разве Вселенная не погрузится в хаос, если Бог будет то и дело совершать чудеса? Мы можем сказать: ну хотя бы одно чудо в столетие, в год или в день… Ну а как в таком случае Богу решать, какое именно чудо Ему следует совершить однажды в день, в год или в столетие, чтобы не нарушить порядок, от которого зависит наше существование, не говоря уже о насилии над человеческой свободной волей?

Ответить однозначно в данном случае, наверное, очень трудно. Это будет даже не ответ, а своего рода «успокоительное средство». Бог сопереживает нам в наших скорбях (см. Ис. 63:9). Иисус оплакивает наши утраты, как Он плакал у гроба Лазаря.

По всей видимости, Второе пришествие и станет окончательным ответом на все человеческие страдания, и вся наша вера сосредоточена на этом блаженном уповании.

27 февраля

Необдуманная клятва

Если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение (Суд. 11:30, 31).

Аммонитяне расположились станом в Галааде, а сыны Израилевы — в Массифе. Вот только не было у них военачальника, который разработал бы план битвы и вселил отвагу в своих воинов. Потому-то они и обратились к Иеффаю. Переговоры начались с того, что старейшины предложили ему возглавить войско, а кончились тем, что он стал их политическим вождем. На том и порешили в Массифе пред лицом Яхве.

Иеффай дважды предлагал мир аммонитянам, но оба раза неудачно. Делать было нечего, оставалась только война. Повинуясь какому-то необъяснимому порыву, Иеффай дал Господу обет: «Если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение».

Войско Иеффая одержало победу. Он с триумфом отправился домой, и кто бы вы думали вышел ему навстречу «с тимпанами и ликами»? Его юная дочь — его единственный ребенок! И что же сделал этот храбрый человек? Он рассказал дочери о своей клятве, а затем ее же и обвинил в том, что она выбежала ему — своему отцу –навстречу!

Проведя два месяца в горах, где она все это время оплакивала свое несостоявшееся семейное счастье, безымянная девушка вернулась домой. И Иеффай «совершил над нею обет свой, который дал» (стих 39), то есть убил ее своими руками. И Бог не проронил ни слова, чтобы ему помешать (как когда-то Аврааму на горе Мориа).

Иеффай сам загнал себя в угол. Как ему надлежало поступить: нарушить клятву, рискуя навлечь на себя гнев Яхве, сказавшего о нерушимости клятв (см. Чис. 30:2; Втор. 23:21, 22), или исполнить свой обет и тем самым избежать смерти, но обречь на нее собственную дочь?

Так или иначе каждый из нас встает в своей жизни перед трудным выбором, когда приходится выбирать из двух зол. Выбор этот крайне мучителен, тем более когда мы сами по недомыслию своему загоняем себя в угол. Что нам делать? Как поступить? Будучи разумными существами, мы должны помолиться о верном решении, взвесить все последствия, а затем выбрать меньшее из двух зол, то есть принять самое бескорыстное решение.

28 февраля

Преемники Иеффая

Иеффай был судьею Израиля шесть лет, и умер Иеффай Галаадитянин, и погребен в одном из городов Галаадских (Суд. 12:7).

После того как Иеффай и галаадитяне наголову разбили Аммона, ефремляне заявили Иеффаю, что сожгут его дом за то, что он не обратился к ним за помощью. Иеффай попытался объяснить им, что он позвал их на помощь, но не был услышан. Унять их воинственный пыл так и не удалось, поэтому Иеффай со своим войском вступил с ефремлянами в сражение и захватил переправу через Иордан. Галаадитяне перехватывали всех, кто пытался перебраться на западный берег, заставляя их произносить слово «шибболет», что значит «наводнение». Ефремляне произносили это слово по-своему — «сибболет», и по-другому произнести не могли, тем самым себя разоблачая. Сорок две тысячи ефремлян были истреблены у этой злосчастной переправы.

После смерти Иеффая ему на смену пришли несколько интересных фигур, о которых, впрочем, мало что известно. Первым был Есевон (его имя, возможно, означает «быстрый») из Вифлеема. Человек он был весьма плодовитый. У него было тридцать сыновей и тридцать дочерей (см. Суд. 12:9). Видимо, он только тем и занимался, что устраивал браки своих детей. Он взял «со стороны» тридцать жен для своих сыновей и отпустил из дома замуж тридцать дочерей. Идеальным браком у евреев считался брак эндогамный, когда оба супруга были выходцами из одного большого клана. Браки, которые устраивал Есевон, были экзогамными, то есть между выходцами из разных колен, а то и народов. По всей видимости, он стремился установить обширные дружеские отношения с разными племенами. Впрочем, Писание этот момент не уточняет.

После Есевона судьей стал Елон (его имя в переводе означает «дуб») из колена Завулонова. Он правил десять лет. О нем ничего не сказано, за исключением того, что он был погребен в Аиалоне.

Затем пришел черед Авдона (что значит «служение» или «услужливый»), который тоже был весьма плодовит. У него было сорок сыновей и тридцать внуков. Сказано, что его потомство передвигалось на семидесяти ослах. Авдон происходил из колена Ефремова — из того самого горячего племени, которое грозило Иеффаю поджогом и насилием.

Из Книги Судей Израилевых мы знаем, что Бог призывает на служение самых разных людей. Он призывает и мужчин, и женщин. Он призывает людей из разных народов и племен, обладающих разными навыками и талантами, отличающихся друг от друга нравом и характером. Одни нам нравятся больше, другие меньше. Но между тем все они Божьи слуги.