Май

1 мая

Есть причина

Вспомни же, погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы? (Иов 4:7).

Иов первым нарушил недельное молчание, разразившись проклятиями. «Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: „зачался человек“!» (Иов 3:3).

Едва придя в себя после столь неожиданной вспышки Иова, его друзья завели с ним продолжительную и весьма злоязычную беседу. Как долго продолжался их спор, нам неизвестно. Но за словом никто из них, как говорится, в карман не лез. Выпады и контрвыпады сыпались один за другим, обмен мнениями шел весьма активно.

Елифаз попытался урезонить Иова: «Вспомни же, погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы?» (Иов 4:7). В своем многословном выступлении Елифаз утверждал, что Иов страдает не беспричинно. Бедствия, болезни и смерть случайными не бывают. «Может ли смертный быть праведен пред Богом? Может ли человек быть чист пред Творцом?» (стих 17 — др. пер.). Другими словами, Иов страдает потому, что оказался не таким уж праведником, как все думали. И по ходу дела Елифаз дает ему маленький дружеский совет: «Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (Иов 5:8).

Затем слово взял Вилдад. Он счел необходимым преподать Иову урок истории. «Неужели Бог извращает суд?.. Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их» (Иов 8:3, 4). Он заверил Иова: «Если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей» (стихи 5, 6).

Софар в свою очередь взялся развивать ту же тему. «Ты сказал… чист я в очах Твоих. Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости!» (Иов 11:4, 5).

Наконец в беседу вступил Елиуй — младший из четырех друзей, взявшийся неизвестно откуда. Он заявил, что Бог послал страдания Иову ради его же блага. «Он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих» (Иов 33:19). По его словам, Бог наказывает аж до трех раз, чтобы спасти человека, которого Он пытается очистить (см. Иов 33:29, 30).

Нам тоже приходилось слышать подобные объяснения бедствиям, болезням и смерти: «У всего есть причина». Но Бог сказал друзьям Иова: «Вы говорили о Мне не так верно» (Иов 42:8).

2 мая

Божий черёд

Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне (Иов 38:3).

Четыре друга, похоже, выговорились сполна, и Иов нашел, что ответить каждому на их упреки и обличения. И вот, наконец, пришел черед Бога сказать Свое веское слово в этом споре. Вот только речь Божья ничего не проясняет, поскольку проблема, которая всех нас беспокоит, в ней никак не затрагивается. Иов обвинил Бога в том, что Он поступил с ним, невинным человеком, несправедливо. В свою очередь друзья Иова утверждали, что 1) Иов праведен лишь в своих собственных глазах; 2) он просто упивается собственной праведностью; 3) Бог воистину человеколюбив, несмотря на все постигшие Иова несчастья. И поэтому он должен покориться Божьему наказанию, цель которого — исправить его характер.

Мы можем не соглашаться с их основными посылками, однако нельзя не признать, что рассуждают они вполне по делу. Тогда как Божий ответ Иову может показаться неуместным. Неужели Бог недопонял, о чем вообще ведется речь?

Вместо того чтобы внести ясность, в чем причина всех этих бедствий, обрушившихся на голову бедного Иова, Бог начинает описывать Вселенную, которую Он сотворил. Да еще и добавляет в Свою речь иронию: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь… Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден и число дней твоих очень велико» (Иов 38:4—21).

Сначала Бог хвастает тем, что это Он затворил морские врата, что это Он управляет грозовыми тучами и что это Он образовал землю. Затем Он переключается на животных. Он говорит, что дает пищу львам, наблюдает за родами у диких коз, выпускает на волю диких ослов и дает силу коням… Иов уже признал свою несостоятельность, а Бог все продолжает перечислять Свои творческие достижения. Он похваляется созданием мифического бегемота, у которого ноги, как медные трубы, и способностью поймать на крючок легендарного левиафана, изрыгающего из пасти пламя.

Должным образом смирившийся Иов был вынужден признать, что «говорил о том, чего не разумел» (Иов 42:3). Он исповедал свою вину пред Богом: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (стих 6).

Исследователи Библии пытаются извлечь какой-то смысл из этой Божьей речи, но справиться с этой задачей совсем не просто. Вполне возможно, суть ее сводится к следующему: если Бог так увлеченно рассказывает о сотворении мира и животных, его наполняющих, то что уж говорить о людях, которых Он сотворил по Своему образу. А это значит, что Он кровно заинтересован и в Иове… и в вас… и во мне.

3 мая

Благословение и суд

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей (Пс. 1:1).

Прежде чем мы обратимся к Псалтирю, нам нужно вспомнить, что эта большая книга целиком и полностью состоит из поэтических произведений. Более того, считаю необходимым напомнить вам, о чем мы говорили в утреннем чтении за 24 апреля, где шла речь о странной молитве Неемии, умолявшем Бога о возмездии. Если вы помните, мы говорили о типах коммуникации и в том числе о коммуникации эмоциональной. Как вам уже известно, эмоциональная коммуникация служит

1) для того, чтобы пробуждать определенные эмоции, и

2) для того, чтобы их выражать.

Ну или для того и другого вместе.

Я это к тому, что поэзия представляет собой один из самых ярких примеров эмоциональной коммуникации. Поэты не только дают выход своим чувствам, но и рассчитывают вызвать такие же чувства и настроения в своих читателях. А поскольку псалмы — это поэтические произведения, нам едва ли стоит выстраивать на их основе какие-то серьезные богословские конструкции. Мы должны держать это в уме всякий раз, когда открываем Псалтирь.

В первом псалме, который отличается весьма живым и образным языком, противопоставлены праведники и нечестивцы. Хорошие люди с трепетом относятся к Божьему Слову и размышляют о нем «день и ночь» (Пс. 1:2). Благодаря своей любви к Божьему Слову они становятся «как дерево… которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет» (стих 3). Праведникам обеспечено процветание, а вот нечестивцев ждет совсем иная участь. Они «как прах, возметаемый ветром», и «не устоят… на суде» (стихи 4, 5). «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (стих 6).

Вполне очевидно, что поэт в данном случае прибегает к такому приему, как преувеличение. Добрые люди отнюдь не застрахованы от бед и несчастий, а многие нечестивцы живут себе вполне благополучно. И тем не менее у этого псалма есть определенная цель — побудить праведников еще тверже уповать на Слово Божье, а нечестивцев — отказаться от своих злых путей. Ведь Бог все видит… и в Его руках суд.

4 мая

Образ Божий

Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его (Пс. 8:6).

Восьмой псалом превозносит Бога за Его творческие свершения. Что уж говорить, если хвала Ему раздается даже «из уст младенцев и грудных детей» (Пс. 8:3). Поэт не может скрыть своего восхищения: «Взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил» (стих 4). Их великолепие, тем более во свете современных астрономических знаний, воистину поражает.

Затем псалмопевец отрывает взгляд от звезд и обращает его на себя: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (стих 5). Вполне закономерные вопросы, не правда ли? Что мы есть в сравнении с огромной Вселенной? И вот что мы слышим в ответ: «Не много Ты умалил его пред Ангелами» (стих 6).

Данный текст в привычном для нас переводе гласит, что статус людей лишь не намного ниже статуса ангелов. Занимать положение чуть ниже ангелов — звучит не так уж плохо, не правда ли? Однако в еврейском оригинале здесь стоит другое слово — elohim. Судя по тому, что пишет псалмопевец, мы, люди, по положению чуть ниже Самого Бога! Ведь не даром человек был сотворен по образу и подобию Божьему.

Образ Божий в нас придает нам огромную ценность. Вы несете в себе образ Божий, и я несу в себе образ Божий, а это значит, что наше поведение должно укладываться в определенные этические рамки. Вот почему Бог запретил убийство — ведь мы сотворены по Его образу (см. Быт. 9:6).

Нравственное поведение не ограничивается одним запретом на убийство. Когда я смотрю на вас, я вижу Божий образ. И потому я должен относиться к вам с тем же уважением, что и к Богу. Конечно, вы не Бог, но вы несете в себе Его образ. Поэтому я обязан относиться к вам с любовью и почтением. А поскольку я тоже несу в себе образ Божий, то в моем обращении с вами должна отражаться та любовь, с которой обращается с вами Сам Бог. Если бы взаимоотношения между людьми определялись сокрытым в них Божьим образом, как я только что описал, то, смею уверить, мы с вами жили бы почти как в раю.

5 мая

Божье молчание

Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? (Пс. 9:22).

Одно из самых серьезных испытаний, с которыми сталкивается вера, — это Божье молчание, когда тех из нас, кто в Него верит, постигают бедствия. Мы знаем немало библейских обетований о том, что Бог ответит на наши молитвы, особенно когда мы терпим крушение в жизни. В обоих Заветах постоянно подчеркивается, что Бог на стороне угнетенных. Нас убеждают, что не успеем мы произнести вслух наше прошение, а Бог уже на него отвечает.

И тем не менее, верные Богу люди нередко оказываются в стесненных обстоятельствах. Они едва сводят концы с концами. В карманах шаром покати. Дома плачут голодные дети. Пламя охватывает их жилище во мгновение ока, так что они не успевают вынести из него даже самое необходимое. Машина превращается в груду металлолома под упавшим на нее деревом. Грабители врываются в дом и выносят из него самое ценное. Мать умирает от меланомы и оставляет сиротами троих детей. Предприятие терпит убытки и выставляет на улицу с десяток своих работников, включая отца семейства, единственного их добытчика. Главная церковная сплетница распространяет нелепые слухи о местном пресвитере. И этот список можно продолжать еще очень долго! Псалмопевец оказался в той же ситуации и стал сетовать на бесстыдство и наглость нечестивцев. «По гордости своей нечестивый преследует бедного… Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: „не взыщет“; во всех помыслах его: „нет Бога!“» (Пс. 9:23—25). Нечестивец «подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного» (стих 30).

Ничего удивительного, что псалмопевец обижается на Яхве. «Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?» (стих 22). «Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных» (стих 33). Большинству из нас знакомы эти чувства и переживания. Так где же все-таки Бог, когда мы более всего в Нем нуждаемся? Божественному молчанию совсем не трудно подрезать крылья нашей вере.

Несмотря на все свое разочарование, псалмопевец заканчивает на высокой ноте, выражая уверенность, что придет день и Бог откликнется и все расставит по своим местам. «Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник» (стих 35). Вот только когда?

Нужно обладать немалой верой, чтобы утверждать, что Бог все устроит и все будет как нельзя лучше. Теодицея, какой бы разумной и логичной она ни была, порой отдает невыносимой фальшью, будучи не в состоянии утолить нашу великую боль. И тем не менее Бог видит… и мы Ему далеко не безразличны, даже когда кажется, что Его нет рядом!

6 мая

Господь — Пастырь мой

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

По популярности с этим библейским текстом может сравниться разве что Ин. 3:16. При этом двадцать второй псалом однозначно выигрывает в том смысле, что приносит людям больше утешения и облегчения. Яркий, образный язык, которым он написан, захватывает воображение даже сегодня, хотя большинство наших современников и знают крайне мало об овцах и о том, как их пасут. Несмотря на отличающий нас недостаток знаний в овцеводстве, нам трудно будет назвать псалом, который вселял бы в нас больше уверенности и доверия к Богу. Вот почему эти стихи так часто звучат у смертного одра и на похоронах. Знакомые строки успокаивают наши расшатанные нервы и опустошенные души. Двадцать второй псалом воистину оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие!

Образ Бога как Пастыря не был чужд древней ближневосточной культуре. Самим этим званием — пастырь — именовался целый ряд древних ближневосточных царей. Египетские правители из племени гиксосов были известны как «царипастухи». Они познакомили Египет с колесницами, запряженными лошадьми, и составным луком. В Месопотамии цари тоже частенько называли себя «пастырями». Гильгамеш был известен как пастырь Урука. Кроме того, шумерский бог Таммуз, или Думузи, тоже именовался пастырем Урука. Да и древние греки считали, что добрый вождь должен быть в некотором роде пастухом для своего народа. А вот в раввинистический период пастухи уже перестали вызывать всеобщее восхищение. Раввины относились к ним с подозрением, почему-то считая их бесчестными и нечистыми.

Так что древние евреи не очень-то и удивились, когда узнали, что Яхве тоже можно именовать Пастырем. Этот эпитет свидетельствовал о Его нежном и терпеливом отношении к людям. Бог охранял сон Своего стада. Он поил и кормил Своих овец. Автор этого псалма считал, что он не испытывает ни в чем нужды благодаря нежной заботе, которой окружил его Пастырь Яхве.

Когда мы читаем этот псалом, у нас остается впечатление, что его автор говорит о жизни, протекающей здесь и сейчас, то есть о том, как Бог заботится о Своем народе в данный момент времени. Однако некоторые богословы считают, что двадцать второй псалом как бы устремлен в будущее, что в нем говорится о грядущем блаженстве, о новом мире, или, другими словами, о том, как Яхве проведет нас через все превратности этой жизни к вечному райскому блаженству.

7 мая

Еще один призывающий несчастье псалом

Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей… Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся (Пс. 68:5—29).

Вот еще один псалом, где автор призывает несчастья на голову своих недругов. И таких псалмов в Псалтире не один и не два. Охваченные душевным смятением, псалмопевцы изливают свои чувства, понося своих врагов и желая им наихудшего из зол. Думаю, не ошибусь, если скажу, что подобные переживания посещали и нас с вами.

Высказанные вслух благословения и проклятья воспринимались в древности весьма серьезно. Считалось, что озвученное пожелание обязательно исполнится. А это значит, что благословения и проклятия служили примером так называемого перформативного языка. Люди полагали, что слова заключают в себе определенную силу — достаточно их произнести, и можно спокойно ждать, пока благословение или проклятье воплотится в действительность. Проклятье в библейские времена было делом серьезным — гораздо серьезнее, чем ругань столяра, попавшего себе молотком по пальцу и обрушившего на свой инструмент забористую брань. Ведь плотникто прекрасно понимает, что с его инструментом ничего страшного не приключится.

Автор шестьдесят восьмого псалма был глубоко расстроен. Дела его шли из рук вон плохо. Он чувствовал, что окружен врагами, которые вот-вот возьмут над ним верх. «О мне толкуют сидящие у ворот и поют в песнях пьющие вино» (стих 13). А где же Бог? «Не скрывай лица Твоего… ибо я скорблю; скоро услышь меня» (стих 18). «Да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (стих 29).

Но… как понять эти излияния псалмопевца в свете слов Иисуса, произнесенных Им на кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34)?

Это противоречие тем более бросается в глаза, что многие люди считают этот псалом мессианским из-за присутствия в нем стиха 22: «И в жажде моей напоили меня уксусом», в котором нашло отражение одно из событий, имевших место на Голгофе. Однако весь контекст шестьдесят восьмого псалма едва ли позволяет вложить эти слова в уста Иисуса, тем более что его автор даже упоминает о своем нечестии: «Грехи мои не сокрыты от Тебя» (стих 6).

Чувства, обуревавшие псалмопевца, вполне понятны, однако его излияния противоречат наставлению Иисуса и Его примеру, которому все мы как христиане должны следовать.

8 мая

Процветание нечестивых

Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых (Пс. 72:3).

Псалтирь открывается описанием праведников и нечестивцев. Праведники подобны деревьям, посаженным у неиссякающего речного потока, они никогда не увядают и своевременно приносят плоды. В свою очередь, нечестивцы подобны пустой шелухе, которую ветер отрывает от зерна и уносит во время веяния.

Богословская концепция, представленная в первом псалме, служит отражением той философии, которая более выразительно и подробно изложена в Книге Второзаконие. Добрые люди процветают под Божьим покровительством, а злые — увядают и высыхают под тяжестью Его проклятья. Что ж, данная точка зрения вполне имеет смысл… даже сегодня… и все же…

Ни для кого не секрет, что иногда (даже, пожалуй, чаще, чем хотелось бы) случается как раз наоборот. Именно по этому поводу разгорелся такой жаркий спор между Иовом и его друзьями. Иов никак не мог понять, почему на него, ни в чем не повинного человека, обрушилось столько несчастий. (Даже в первой главе Книги Иова сказано, что он был праведен. Иов был объектом Божьей гордости: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8).) Но друзья Иова долго и громко доказывали, что у его неприятностей есть какаято подоплека. Должно быть, он совершил что-то ужасное и поэтому должен покаяться. И тогда Бог простит его и обратит Свое проклятье в благословение.

В сегодняшнем отрывке богодухновенный поэт борется с когнитивным диссонансом, представляющим собой смятение ума, души и духа, которое охватывает человека, когда его богословские установки вступают в противоречие с его жизненным опытом. Теория говорит об одном, а жизнь эту теорию опровергает. На когнитивный диссонанс можно реагировать по-разному. Можно громогласно провозглашать заученные постулаты, несмотря на их явное несовпадение с реалиями жизни. Можно отказаться от теории и утратить свою веру совершенно. А можно переоценить имеющиеся данные и видоизменить теорию, не допустив ущерба для нашей веры.

Псалмопевец в конечном итоге выбрал последний вариант. Он сумел сохранить веру в Бога, признав при этом, что его теоретическим воззрениям не хватает достоверности, по крайней мере в краткосрочной перспективе. А как это происходит у вас?

9 мая

Божье самообладание

Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей (Пс. 77:38).

В семьдесят седьмом псалме псалмопевец говорит о трех вещах: о том, что делал Бог для Своего народа; о том, как израильтяне поступали в ответ; и о том, как на все это реагировал Бог. У псалмопевца получилась целая поэма, потому что взаимодействие это велось весьма активно. Охватить все его аспекты мы не сможем ввиду недостатка места. Но суть псалма в том, что, несмотря на «славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (стих 4), израильтяне оставались «подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» (стих 8). И за это их в конце концов постигала ярость Божья, за которой неизменно следовало Его милостивое снисхождение.

Деяния Божьи. Бог совершил ради Своего народа, израильтян, немало незабываемых деяний. «Он… сотворил чудеса в земле Египетской… разделил море, и провел их чрез него» (стихи 12, 13). Бог «повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею» (стих 52). Он «одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им» (стих 24). Он «избрал Давида, раба Своего… И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их» (стихи 70—72).

Поступки Израиля. Несмотря на всю любовь, явленную Богом Своему народу, «они еще искушали, и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли» (стих 56). «Они не сохранили завета Божия» (стих 10). «Они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего» (стих 17). «Они продолжали грешить и не верили чудесам Его» (стих 32).

Божий ответ. Время от времени Бог наказывал их за неверность. Они «огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его» (стих 58). Но Он снова и снова их прощал. «Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей» (стих 38).

Какие же упрямые были эти израильтяне! Несмотря на все благословения и упреки Божьи, они упорно поступали по-своему, погрязая в грехах, а Он все равно раз за разом их прощал!

Впрочем, не стоит нам так уж на них обрушиваться. Ведь мыто с вами ничем не лучше… и любящий Бог обращается с нами не менее милостиво. Почему? Вот как объясняет это псалмопевец: «Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается» (стих 39).

10 мая

И это сделал Бог?

Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну (Пс. 87:7).

У каждого из нас бывают успехи и неудачи, и, кто знает, должно быть, у псалмопевца в тот день, а может, и в тот год случилась черная полоса, раз он так обрушился на Бога. Одно можно сказать с уверенностью: поэту, написавшему восемьдесят седьмой псалом, было так плохо, что, как говорится, дальше некуда.

«Приклони ухо Твое к молению моему, ибо душа моя насытилась бедствиями и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал как человек без силы» (Пс. 87:3—5).

В чем же была причина всех его бед? Он высказывается по этому поводу вполне определенно в нашем сегодняшнем памятном стихе: «Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну» (стих 7). Учтите, он обращается непосредственно к Богу. Он обвиняет в своих несчастьях Бога, а не кого-то из людей. «Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня» (стих 8). Более того, Бог повинен еще и в том, что псалмопевца бросили друзья. «Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них» (стих 9). Но так ли это на самом деле?

Насколько прав был в своих выводах псалмопевец? Неужели все его бедствия исходили непосредственно от Бога? Неужели Бог приготовил ему столь злую участь? Может, Он был зол на него? Является ли Бог источником человеческих несчастий? Безусловно, в Писании есть отрывки, в которых Бог выступает причиной всего происходящего, и в том числе бедствий, болезней и смертей. Но есть и другие библейские тексты, где говорится о совершенной и святой любви Божьей. Отсюда можно сделать вывод, что библейские авторы, возможно, пытались утвердить таким образом непреложность монотеизма, приписывая Богу все, что происходит в этом мире, — и доброе, и злое.

Если бы псалмопевец в своих поэмах прибегал к информативной коммуникации, то нам пришлось бы рассматривать его обвинения, брошенные Богу, на полном серьезе. Мы уже говорили, что люди используют информационный язык для передачи и обмена идеями — философскими, богословскими и пр. Тогда как псалмы — это поэзия, а поэзия имеет мало общего с информативностью. Поэзия — это способ эмоциональной коммуникации, с ее помощью люди передают (и пробуждают) чувства. И Бог по милости Своей дозволяет нам — и даже богодухновенным вестникам — изливать свои печали и горести, не осуждая нас и не поражая нас смертью, каким бы богохульством ни сопровождались эти излияния. Однако, возвращаясь к информативному языку, нужно быть начеку, чтобы не сделать из Бога дьявола. Ибо это чревато.

11 мая

Нарушенные обещания?

Благословен Господь вовек! Аминь, аминь (Пс. 88:53).

Мы много слышим и читаем о горячем желании Божьем исполнить Свои обетования, но бывает так, что обещания эти кажутся пустыми — остающимися без последствий. Восемьдесят восьмой псалом может стать для нас примером, как нужно себя вести, когда мы расстроены и недовольны Богом.

Давид поставил Ефана, сына Кушаии, одним из певцов при скинии вместе с Еманом и Асафом. Причем они не только пели, но и играли на медных кимвалах (см. 1 Пар. 15:19). Ефан славился своей мудростью, однако и ему было далеко до царя Соломона (см. 3 Цар. 4:30, 31). По всей видимости, именно этот человек сочинил данный псалом.

Псалмопевец начинает свою песнь с того, что прославляет Бога за Его милость. «Милости Твои, Господи, буду петь вечно» (Пс. 88:2). После чего он сразу же переходит к воспеванию творческой силы Божьей, в которой поэт видит проявление Божьей любви. «Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее Ты основал. Север и юг Ты сотворил» (стихи 12, 13). Бог не только любящий Творец, Он еще и достойный нашего доверия Владыка. «Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим» (стих 15).

Затем псалмопевец прославляет Яхве за избрание Давида в качестве царя. «Некогда говорил Ты в видении святому Твоему и сказал: „Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его“» (стихи 20, 21). Другими словами, Бог сделал царя Давида мессией — помазанником. Более того, Бог поклялся: «Вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его» (стихи 29, 30). Но… Божественное обещание осталось невыполненным. Боже, Ты «пренебрег завет с рабом Твоим» (стих 40). «Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею» (стих 50).

Потомков Давида на престоле больше нет. Золотой век давно в прошлом. Царство лежит в развалинах. Божий избранный народ отправился в изгнание. Как такое могло случиться? Это был настоящий кризис веры, и восемьдесят восьмой псалом не дает на него ответа, мы не слышим ни единого слова от Бога, пообещавшего так много — вечное царствование дома Давидова.

Бог молчит. Но псалом заканчивается так же, как и начался, — хвалой Богу. «Благословен Господь вовек! Аминь, аминь» (стих 53). Да, это воистину образцовая молитва.

12 мая

Богопоклонение — каким ему быть?

Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием! (Пс. 99:1, 2).

Девяносто девятый псалом — это короткий, но весьма духоподъемный и жизнерадостный гимн, в котором псалмопевец рассказывает, как Божьему народу надлежит вести себя в храме.

Древние, будь то египтяне, хананеи или израильтяне, во время своих богослужений отнюдь не сидели на скамейках. Сидеть для них означало бы бездействовать. Поклоняющиеся совершали свои религиозные обряды на ногах. В этом древнееврейском тексте о том, что прославлять Бога нужно стоя, ничего не сказано, однако исследователи небезосновательно утверждают, что во время храмовых церемоний, как правило, никто не сидел.

В этом тексте буквально говорится, чтобы мы приходили пред лицо Божье, громко крича. Еврейское слово, переведенное здесь как «восклицание», означает «громко шуметь» и может относиться не только к громкому крику как таковому, но и к трубному звуку бараньего рога (shofar). Подобные звуки обычно издавали в знак какой-то победы или по другому радостному поводу. Мы с вами привыкли считать, что благоговение подразумевает безмолвие и тишину, а вот древние евреи выражали свое благоговейное отношение с помощью громких восклицаний.

Кроме того, Божий народ должен был совершать поклонение Богу с радостью. «Служите Господу с веселием» (стих 2). Употребленный здесь глагол «служить» происходит от древнееврейского существительного ebed, что значит «раб» или «слуга». Служение Яхве должно сопровождаться явными проявлениями ликования. «Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!» (стих 2). Служение и богопоклонение — это настоящий праздник, и вести себя нужно соответственно.

Бог достоин радостного поклонения, потому что «Он сотворил нас, и мы —

Его, Его народ и овцы паствы Его» (стих 3). И Яхве не только сотворил этот мир, но и содержит его силой Своей. Поэтому поклоняться благому Богу, Чья «милость… вовек, и истина Его в род и род» (стих 5), нужно еще и с благодарностью.

И хотя контекст девяносто девятого псалма сугубо израильский (Бог назван по имени Яхве, Он верен завету со Своим народом, который Он сотворил и неизменно поддерживает, а именно с потомками Авраама), я думаю, мы не погрешим против истины, если отнесем эти слова и к себе тоже. Новозаветные авторы говорят о новом (или обновленном) завете, под которым мы существуем.

13 мая

Божья забывчивость

Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? (Пс. 129:3).

У древних обитателей Ближнего Востока была хорошая память. Поскольку самооценка человека сильно зависела от мнения окружающих, а такое понятие, как честь (особенно у мужчин), было далеко не пустым звуком, люди, чтобы защитить честь семьи, нередко прибегали к кровной мести. Причем подобная вражда могла продолжаться из поколения в поколение. Что уж говорить, если даже сегодня многие народы лелеют обиду на своих соседей за зло, причиненное в прошлые века. Прощение — дело не простое.

Автор сто двадцать девятого псалма изображает Яхве в совершенно ином свете. Бог всеведущ, Он знает все, но есть вещи, которые Он не помнит. Например, Он не помнит грехи наши, которые Он обещал забыть. Вот и сегодняшний памятный текст свидетельствует, что если Бог будет «замечать беззакония», никто из нас, людей, не устоит. Использованная в данном тексте терминология говорит о том, что Яхве не хранит для будущих поколений записи о чьих-то превратных поступках, при условии, конечно, что они были исповеданы. Бог, как свидетельствует Писание, если и ведет летопись злодеяний и преступлений, то у этой летописи вполне могут быть пробелы. Согласно Псалтирю, Бог хранит Израиля (см. Пс. 120:4), но не хранит память о его беззакониях.

Бог относится к людям с неизменной милостью и всегда готов прощать их, не высматривая их грехи через увеличительное стекло, потому-то мы и поклоняемся Ему. «Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» (Пс. 129:4). В Пс. 85:5 о Яхве говорится как о Боге, Который «благ, и милосерд, и многомилостив». (Глагол, означающий «прощать» [sallach], встречается в Библии не так уж часто, и, что интересно, в Ветхом Завете это слово употребляется только по отношению к Богу. Прощать способен только Он, а не люди.)

Сто двадцать девятый псалом заканчивается на высокой ноте. «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс. 129:7, 8).

Для людей, живших в обществе, где в чести были злопамятность и неотвратимое возмездие, описание Бога в этом псалме, должно быть, было по-настоящему приятным открытием, а Его поведение — достойным подражания.

14 мая

Родительское наставление

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей (Притч. 1:8, 9).

У каждого народа, наверное, есть свой собственный свод мудрых изречений. Мы часто называем их пословицами, поговорками или притчами. Это лаконичные, легко запоминающиеся высказывания, в которых заключена та или иная истина. Скажем, в Афганистане есть такая поговорка: «Не показывай мне пальму, покажи мне лучше финики». В Китае говорят, что «умный большие беды обращает в маленькие, а маленькие не замечает вовсе». Египтяне говорят так: «Посмотри на грубияна и поймешь, почему нужно быть учтивым». Во Вьетнаме говорят, что «чем выше заберешься, тем больнее падать». А в Зимбабве любят говорить: «У труса не бывает шрамов».

У подобных изречений есть один недостаток: в них заключена некая истина, но это лишь одна сторона истины. Бывает так, что поговорки, сколь бы меткими и правдивыми они ни были, противоречат одна другой. Наверняка ваша мама, призывая вас на помощь, говаривала так: «Когда рук много, и работа спорится». А ваш отец, бывало, говорил: «У семи нянек дитя без глазу». Обе поговорки вроде как верны, но… То же самое свойственно и библейскому собранию мудрых изречений — Книге Притчей Соломоновых. В Притч. 26:4 мы читаем: «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему». Хороший совет, не так ли? Но уже в следующем стихе мы видим увещевание, противоположное по смыслу: «Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (стих 5).

Красной нитью через всю Книгу Притчей проходит добрый родительский совет: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притч. 1:8; ср. Притч. 2:1; 3:1; 4:10; 5:1; 6:1, 2; 7:1 и т. д.). Неважно, кто именно говорит эти слова — родитель или человек, облеченный авторитетом и властью. Ведь мы находим здесь выкристаллизованную истину, передаваемую из поколения в поколение. Глупцы эти мудрые изречения пропустят мимо ушей, а люди разумные — сколько бы им ни было лет — их усвоят и будут ими дорожить.

Еврейское слово, переведенное как «притча», происходит от существительного mashal, которое указывает на сравнение или подобие. То есть притчи можно отнести к категории аналогий или метафор. Например: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22).

Раскрывая суть традиционной, проверенной веками мудрости, Книга Притчей подчеркивает одну очень важную мысль: «Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7; ср. Притч. 9:10). Мудрые боятся Бога, а глупцы этого страха не имеют. Именно правильное отношение к Богу и делает человека мудрым.

15 мая

Самоубийственность греха

А делают засаду для их крови и подстерегают их души (Притч. 1:18).

Автор Книги Притчей старается донести до нас одну очень важную мысль: мудрые люди делают выбор в пользу праведности, а глупцы предпочитают грех. Согласно библейской мудрости, праведная жизнь имеет награду в самой себе, тогда как злодейство неизбежно ведет к саморазрушению. Этот лейтмотив звучит уже в первой главе этой библейской книги.

Некий «отец» предостерегает «сына», чтобы тот не имел ничего общего с негодными людьми. «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся» (Притч. 1:10). Древнееврейское существительное, переведенное здесь как «грешники», — это hattaim, и означает оно тех, кто имеет обыкновение творить зло. Его вполне можно перевести как «преступники». Это закоренелые негодяи, которые находят удовольствие в беззаконии.

Соленые словечки, удалые и завлекательные россказни этих людей могут стать сетью для молодого человека. Ему может польстить приглашение присоединиться к шайке заблудших душ. В этом библейском отрывке они хотят одурачить этого юношу и вовлечь его в какое-то гнусное предприятие. «Подстережем непорочного без вины», — уговаривают они его (стих 11). Они даже намереваются убить свою жертву (стих 12). Напав на излишне доверчивого человека, они поделят между собой награбленное. Они рассчитывают наполнить свои дома богатой добычей (см. стих 13). Ими движет желание быстро разбогатеть путем беззакония и насилия.

Юноша получает предостережение. «Сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу» (стихи 15, 16). Этот путь не годится для молодого человека. Даже если убийства и не случится, без насилия над личностью жертвы обойтись наверняка не удастся. Если вам доводилось стать жертвой кражи или ограбления, то вы знаете, как тяжко от этого бывает на душе — даже если удалось избежать физических увечий. Насилие несет с собой не только телесные, но и душевные муки.

Более того, ловушка, которую задумали расставить эти негодяи, даже если они преуспеют в осуществлении своего мерзкого замысла, послужит к погибели им самим. «А делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (стихи 18, 19). Совершенное зло ударит по ним бумерангом, пусть даже и не сразу. В любом случае, злодеи губят себя тем злом, которое они сами же и творят.

16 мая

Любимые Божьи «мозоли»

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его (Притч. 6:16).

У большинства людей есть свои, так сказать, «любимые мозоли». Иногда речь идет о вполне невинном пустяке, который, тем не менее, сильно раздражает. А иногда такой «мозолью» становится более серьезный проступок. Впрочем, поскольку чаще всего мы раздражаемся и досадуем без особых на то причин, возможно, будет точнее в данном случае назвать эти «мозоли» проступками, которые Бог находит оскорбительными с нравственной точки зрения.

Вот семь вещей, которые более всего оскорбляют Бога. Первые пять пунктов в этом перечне связаны с разными частями человеческого тела (начиная с головы и по нисходящей), подразумевая под ними определенный образ действий.

«Глаза гордые» (Притч. 6:17). В этом стихе буквально говорится о высоко поднятых (надменных) глазах. В Ис. 10:12 Бог прибегает к той же терминологии, говоря о Саргоне Втором, царе Ассирийском, захватившем израильскую землю.

«Язык лживый» (стих 17). В Библии теми же самыми словами описываются вести лжепророков (см. Иер. 14:14), а также поведение тех, кто предает ближних (см. Пс. 108:2). Их дела говорят сами за себя, громче любых слов.

«Руки, проливающие кровь невинную» (Притч. 6:17). Убийство чаще всего совершается именно руками. Отнять у человека жизнь — это серьезнейшее преступление, ибо мы несем в себе образ Божий.

«Сердце, кующее злые замыслы» (стих 18). Автор говорит о сердце, замышляющем нечестие. Евреи считали сердце средоточием воли, а не эмоций.

«Ноги, быстро бегущие к злодейству» (стих 18). Есть люди, которые не колеблясь берутся за дела, сулящие неприятности их ближним. Речь вовсе не идет о неумышленном вреде, ибо в том же стихе сначала говорится о сердце, замышляющем злое.

«Лжесвидетель, наговаривающий ложь» (стих 19). Лжесвидетельство и поныне считается тяжким преступлением. Оно было запрещено еще в Десяти Заповедях (см. Исх. 20:16).

«Сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:19). Некоторых людей называют нарушителями спокойствия и смутьянами, и порой вполне заслуженно, ибо они любят разжигать страсти и сталкивать людей лбами даже в своей собственной семье или окружении. Их присутствие не сулит ничего хорошего.

Можно подвести общий знаменатель всему перечисленному выше: Бог находит отвратительным все, что наносит ущерб взаимоотношениям между людьми, разрушая человеческое общество.

17 мая

Телесные наказания

Пожалеешь розгу — испортишь ребенка (поговорка).

Должен признаться, я не раз и не два заглядывал в симфонию и в Интернет в поисках этого высказывания. Но нужной библейской ссылки так и не обнаружил. Впрочем, мои блуждания по Всемирной паутине все-таки не были совершенно напрасны. Такого рода изречений, в которых угадывается связь со Священным Писанием, там хватает. Ведь в Притч. 13:24 действительно сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».

В детстве я слышал от взрослых немало историй о том, как им в свое время попадало от родителей. Один пастор рассказывал, как нещадно порол его отец за его детские проделки. Поговаривали, что руководитель отдела образования конференции, посещая церковные школы, выводил непослушных детей в коридор, откуда затем доносились громкие шлепки. Сегодня, конечно, подобное обращение с учащимися вызвало бы целый шквал судебных исков.

Современное общество все решительнее отказывается от физических наказаний, считая их одной из форм надругательства над детьми. Когда взрослые бьют детей, они часто наглядно показывают им, что «сильный всегда прав» и что насилие — вполне приемлемый образ поведения. Согласно некоторым исследованиям, телесные наказания могут производить обратный эффект, делая детей еще более агрессивными и побуждая их бросить вызов обществу.

Древние обитатели Ближнего Востока считали, что жестокие телесные наказания приносят большую пользу. Многих детей (по большей части мальчиков) били так нещадно, что у них оставались шрамы на всю жизнь. «Бить мальчика все равно что унавоживать сад», — гласила древнеегипетская пословица. «Спина моя принимала удары твои; учение твое входило в уши мои» (Папирус Лансинга).

Возможно, нам будет полезно провести различие между 1) естественным следствием, то есть действием причинно-следственной связи (курение — рак легких); 2) воспитательными мерами, то есть насаждением определенных понятий с помощью поощрений, а иногда и мягких взысканий; и 3) наказанием, воздаянием за то или иное злодеяние (уголовное наказание за преступление).

Древний мудрец сказал: «Если накажешь его [ребенка] розгою, он не умрет» (Притч. 23:13). Но, к сожалению, немало детей погибло от жестоких порок и прочих форм телесных наказаний, применявшихся благонамеренными взрослыми. Насилие над детьми совершенно неприемлемо и не имеет оправдания как воспитательная мера.

18 мая

Обидные замечания

Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу (Притч. 25:20).

Вряд ли у кого-то из нас бывает желание еще больше уязвить человека, переживающего сердечную боль, пребывающего в растерянности или скорби. И все же порой, несмотря на всю нашу благонамеренность, наши замечания скорее ранят страждущую душу, чем приносят ей облегчение. Беда в том, что мы сначала говорим, а потом уже думаем. В любом случае, чем бы ни были вызваны наши неуместные слова и какими бы добрыми побуждениями мы ни руководствовались, сказанное нами может принести больше вреда, чем пользы.

Как-то раз у меня случилась большая неприятность на работе, и я от огорчения выложил все отцу. Когда я закончил свою жалобную песнь, отец, который обычно умел разобраться в моих настроениях, предложил мне совет. Вот только пришел я к нему вовсе не за консультацией, мне нужно было просто излить кому-то душу. Но слова отца как раз и стали для меня тем же, «что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану», — вместо облегчения лишь усугубили мое смятение.

Один пастор на похоронах четырехлетнего мальчика так утешал плачущих родителей: «Такова была Божья воля». Эти слова вертелись у меня в голове всю дорогу домой: неужели «такова была Божья воля», чтобы утонул невинный мальчик? И я был не единственный, кто почувствовал неуместность этих слов на тех похоронах. Да и родители… насколько утешительно было для них сознавать, что Бог хотел смерти их единственному сыну? И снова слова, сказанные скорбящим родителям, не нашли отклика в их душах, потому что проповедник был «что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану».

Можно попытаться оправдать подобные речи, отнеся их к эмоциональному, а не когнитивному (служащему для передачи богословских понятий) типу коммуникации. Что ж, вполне возможно, что так оно и есть, и тем не менее, если эта эмоциональная коммуникация не приносит никакой пользы, значит, это то самое «праздное слово», от которого предостерегал нас Иисус. Соболезнования, способные принести утешение (действенная эмоциональная коммуникация), должны быть основаны на здравом богословии (четкой когнитивной коммуникации). Именно об этом идет речь в Притч. 16:24, где сказано, что уместные (с еврейского нередко переводят как «приятные») слова подобны сотовому меду.

Когда мы видим страдающего человека, у нас возникает вполне естественное желание сказать ему что-то в утешение. Увы, слишком часто слетающие с наших уст слова становятся уксусом на рану. Недаром сказано, что «разумный воздержан в словах своих» (Притч. 17:27).

19 мая

Из грязи в князи

От трех трясется земля, четырех она не может носить (Притч. 30:21).

Был в девятнадцатом веке такой писатель — Горацио Алгер. Писатель весьма плодовитый — из-под его пера вышло аж сто тридцать пять романов. Писал он в основном о бедных мальчиках, добившихся положения и достатка благодаря честности и трудолюбию. Подобные истории весьма утешительны, ибо читатели проникаются уверенностью, что честные «неудачники» вполне способны превозмочь незавидные жизненные обстоятельства.

У подобной перемены в жизни, когда человек попадает «из грязи в князи» (а такие случаи действительно время от времени имеют место), есть оборотная сторона. Не каждому удается достойно выдержать испытание успехом, именно об этом ведет речь автор Притч. 30:21—30, когда говорит: «От трех трясется земля, четырех она не может носить». Возможно, библейский автор чрезмерно обобщает, а может, и просто иронизирует. В любом случае многим из нас наверняка приходилось сталкиваться, по крайней мере, с одним из трех, нет, четырех приведенных примеров.

Первый пример — это «раб, когда он делается царем» (стих 22). У людей, которые некогда жили в унижении, но затем по какому-то счастливому стечению обстоятельств вдруг стали вершителями судеб, как будто меняется характер, и весьма значительно.

Еще один случай — глупый, «когда он досыта ест хлеб» (стих 22). Здесь говорится о человеке, привыкшем кое-как перебиваться, который вдруг обретает большой достаток. Таких людей еще называют «нуворишами» — новыми богачами.

В качестве третьего примера упомянута позорная женщина, «когда она выходит замуж» (стих 23). О том, в чем ее позор и почему на ней никто не женился, ничего не сказано, но вот старая дева, которая была никому не нужна, вдруг обретает чьё-то расположение.

Четвертый пример — это служанка, «когда она занимает место госпожи своей» (стих 23). Сразу же приходит на ум история с Агарью, Сарриной рабыней.

К сожалению, внезапная перемена обстоятельств не всегда оканчивается ликованием и радостью, по крайней мере для тех, кто остается на нижних ступенях общества. Слишком многих счастливчиков поражает вирус самодовольства и высокомерия. Порой нам ничего не остается, как только признать, что они становятся слишком значительными и могущественными в собственных глазах. И все же их невыносимое высокомерие вполне может быть следствием постоянного дефицита уважения к себе, поруганного человеческого достоинства, а это значит, что им скорее нужно посочувствовать, а не отвернуться от них с отвращением.

20 мая

Все суета

Суета сует… суета сует, — всё суета! (Еккл. 1:2).

Кандидатура Книги Екклесиаста на вхождение в библейский канон была отнюдь не бесспорна. Раввины продолжали спорить о том, богодухновенна она или нет, вплоть до 90 года нашей эры. Школа Шаммая доказывала, что эта книга не вдохновлена Богом, тогда как школа Гилеля утверждала обратное. На соборе в Ямне раввины пришли, наконец, к согласию и решили считать ее канонической.

Сравнение Книги Екклесиаста с располагающейся по соседству Книгой Притчей позволяет выявить некоторые противоречия, которые вызвали в некоторых сомнения в ее богодухновенности. Собрание Притчей отстаивает консервативную точку зрения, согласно которой в основании истинной мудрости лежит страх перед Богом и в грехе заложено семя самоистребления. В свою очередь Книга Екклесиаста придерживается гораздо более либеральной позиции, согласно которой и праведных, и нечестивых постигает одна и та же участь, и потому — «все суета» (Еккл. 1:2).

Среди богословов по-прежнему бытует мнение о том, что эти две библейские книги противоречат одна другой. Некоторые из них, пожалуй, преувеличивают имеющиеся расхождения, однако это отнюдь не мешает ряду исследователей соглашаться в том, что авторы этих библейских книг едва ли были знакомы друг с другом. Некоторые исследователи Библии пытаются доказать, что автор Книги Екклесиаста писал в ироническом духе, однако это скорее от безысходности. Ведь выявить иронию в литературном произведении почти невозможно, если только автор сам не укажет на этот прием. А в Книге Екклесиаста на это нет ни единого намека! Возможно, автор пребывал в унынии, в то время как дар Божественного вдохновения вовсе не обязательно должен попирать личностные качества богодухновенного автора или его душевное состояние. Понятие инспирации связано с чудом Божественного влияния, а не с чудом видоизменения генетической структуры человека или биохимии, протекающих в его нервной системе процессов.

Различия между Книгой Притчей и Книгой Екклесиаста для Библии отнюдь не уникальны. К примеру, такого же рода кажущееся противоречие мы можем наблюдать между Книгой Второзаконие, где утверждается, что Бог наказывает потомков за грехи их предков, и Книгой пророка Иезекииля, настаивающей на том, что за содеянное зло погибают только виновные, а не их безвинное потомство.

В нашем сегодняшнем памятном тексте изложен основной посыл Книги Екклесиаста: «Суета сует… суета сует, — всё суета!» (стих 2). Книга не только начинается с этих слов, но и заканчивается ими: «Суета сует… всё — суета!» (Еккл. 12:8). Порой нам нужно получить приличную дозу утонченного пессимизма в качестве противоядия от наивного оптимизма, даже в богословии.

21 мая

Что там у нас с будущим?

Время и случай для всех их (Еккл. 9:11).

Как нам относиться к событиям в нашей жизни, ко всем этим черным и белым полосам? Прошлого нам не исправить, что было, то было. А как насчет будущего? Насколько оно предопределено? Подвластно ли оно нам? У нас есть настоящее, которое длится всего лишь мгновение. Неужели то, что происходит в этот самый миг, было предопределено от начала и иначе и быть не могло? Способны ли мы влиять на настоящее, или оно не подвластно нам в той же мере, что и прошлое?

Всем нам хорошо знаком первый стих третьей главы Книги Екклесиаста: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом». Следующие строки даже были положены на музыку: «Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (стихи 2—8).

Язык, которым написан этот отрывок, и его контекст как будто говорят о предопределении: всему, что происходит, назначено быть от начала. Жан Кальвин учил, что Бог Своей непостижимой волей от вечности предопределил каждое событие в этом мире. А наша задача — понять, в чем состоит это предопределение, и вести себя соответственно. Вот только до конца ли он прав? Пожалуй, что нет. Даже Кохелет, как принято именовать автора Книги Екклесиаста в академических кругах, признает, что наше бытие не ограничено предопределением. Наш памятный текст на сегодня говорит о том, что некоторые вещи происходят просто по случаю, и с этими случайностями сталкивается каждый из нас.

Задолго до появления Книги Екклесиаста Иисус Навин, обращаясь к соплеменникам, воззвал: «Изберите себе ныне, кому служить» (Ис. Нав. 24:15). Наше поведение в значительной мере определяется наследственностью, инстинктами и воспитанием. Однако мы не отданы на откуп ДНК или судьбе. Наша способность принимать решения способна уравновесить то, над чем мы не властны, так что нам вполне по силам влиять на будущее. Будучи людьми, несущими в себе образ Божий, мы обладаем «способностью к размышлению и действию» (Воспитание, с. 17). Так вот давайте сегодня этим и займемся.

22 мая

Помни о старости

И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» (Еккл. 12:1).

Екклесиаст, говоря о старости, прибегает к самым разнообразным метафорам, и каждый образ ярко подчеркивает упадок сил, присущий возрасту, который мы для приличия называем «осенью жизни».

Соломон говорит о том, что наступит время, когда померкнут «солнце, и свет, и луна, и звезды» (Еккл. 12:2). На самом-то деле ни солнце, ни звезды, ни луна с годами не становятся тусклее, но всякий, у кого случилась катаракта, знает, как пагубно она сказывается на зрении. Далее он пишет о времени, «когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы» (стих 3), это намек либо на дрожь, свойственную старческому телу, либо на страх и дурные предчувствия, преследующие стариков. Более того, придет время, когда «перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось» (стих 3). Если понимать эту строку буквально, то речь, скорее всего, идет о женщинах, которые изо дня в день перемалывали зерно в муку, но теперь ослабели и не способны более заниматься этим тяжелым трудом. Если же понимать эти слова фигурально, то можно предположить, что здесь говорится о рассыпавшихся и выпавших зубах. (У древних жителей Ближнего Востока зубы постепенно стирались до пеньков из-за песка в пище.)

«И будет вставать человек по крику петуха» (стих 4). Как часто престарелые страдают от бессонницы! Они просыпаются от любого шороха, способного достичь их ослабевшего слуха. Ко всему прочему, «высоты будут им страшны, и на дороге ужасы» (стих 5). Что молодому удальцу нипочем, то для старика чуть ли не навязчивый страх. «И зацветет миндаль» (стих 5), чьи белые соцветья служат намеком на седину. «И рассыплется каперс» (стих 5). Древние считали плоды Capparis spinosa афродизиаком, но с наступлением старости даже с помощью афродизиаков не достичь желаемого результата.

Так что еврейским юношам было над чем задуматься. И мысли их могли течь в двух или даже трех направлениях, в зависимости от того, как гласные расставить между согласными (в древнем письме, которым написана Библия, не было гласных). Молодые люди должны были помнить а) о своем Творце (bore’eka), почитая Его со всем юношеским рвением; б) о своем источнике (be’ereka) — аналогия с женой как объектом сексуального влечения, которое со временем сойдет на нет; или в) о своей яме (bor´ka), то есть о неизбежной могиле, их «вечном доме» (стих 5). Серьезный и дельный совет.

23 мая

Сущность всего

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Еккл. 12:13, 14).

Как мы уже отмечали, автор Книги Екклесиаста как будто бросает вызов более консервативным библейским воззрениям, изложенным в Книге Притчей. Однако заключительное наставление, записанное в эпилоге, в полной мере соответствует традиционной мудрости.

«Выслушаем сущность всего» — так было принято на древнем Ближнем Востоке завершать литературные произведения. Это была своего рода кульминация, подведение итога сказанному. В силу консервативного характера того совета, который за сим следует, некоторые богословы полагают, что именно эти заключительные слова могли склонить чашу весов в пользу включения Книги Екклесиаста в канон.

Данное обобщение, резюмирующее все, что было доселе сказано в книге, касается каждого, ибо «в этом всё для человека» (Еккл. 12:13). В оригинале эта фраза звучит несколько туманно, и потому ее переводят по-разному, хотя все переводы в той или иной мере представляют собой вариации на одну и ту же тему: таков в целом долг каждого человека.

И долг этот состоит из двух основных частей. Обе эти части крайне важны, и обе они выражены перформативным языком, а это значит, что данное наставление побуждает к действию и должно иметь определенные последствия.

Во-первых, «бойся Бога». У древних евреев были основания трепетать пред Богом, ибо они не раз наблюдали Его суровость, однако понятие страха включает в себя нечто большее, чем просто дрожь и трепет. В этом повелении явно просматривается призыв к почитанию Бога. Слово «страх» в данном случае можно с тем же успехом перевести как «уважение» или «благоговение».

Во-вторых, «заповеди Его соблюдай» (стих 13). Если первое предписание касается отношения к Богу, то второе побуждает к определенному действию. Почитание Яхве подразумевает послушание Ему. По сути, в понимании евреев мысль и поступок шли рука об руку. Без одного не бывает другого.

Автор Книги Екклесиаста излагает также и причины, почему нам нужно относиться к Богу с благоговением и исполнять Его волю. Яхве все видит, от Него ничего не скрыто, и Он призовет нас к ответу за все наши дела — явные или тайные, добрые или злые.

24 мая

Из любви к…

Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина (Песн. П. 1:1).

Какие же молитвенные размышления можно написать по поводу Песни Песней Соломона? Лично я что-то не припомню, чтобы в моей церкви прозвучала хотя бы одна проповедь, основанная на этой загадочной библейской книге. Да и вы, думаю, тоже. Эту книгу, пожалуй, можно отнести к категории «детям до шестнадцати», а то и «до восемнадцати»! Скажем честно, даже когда читаешь эту книгу про себя, и то смущаешься. Что уж говорить об ее чтении вслух — хоть дома, хоть в церкви.

Исследователи до сей поры ломают головы, почему этот яркий образец любовной лирики оказался в священном каноне. Новозаветные авторы цитируют до половины ветхозаветных книг, а из Песни Песней в христианских Писаниях нет ни единой цитаты, и даже намека на нее нет. Более того, раввины в Ямне тоже спорили, насколько уместно ее присутствие в Священном Писании. Чтобы как-то оправдать ее включение в библейский канон, некоторые толкователи — как иудейские, так и христианские — предлагают считать ее аллегорией. Иудеи видят в ней аллегорическое описание взаимоотношений Яхве с Израилем, Его избранным народом, Его невестой. В свою очередь христианские толкователи (и первым из них стал Ипполит [ок. 200 г. н. э.]) воспринимают ее как описание взаимоотношений Иисуса Христа с Церковью, Его невестой. Как в еврейских, так и в христианских Писаниях и вправду присутствует образ Божьего брака с Его народом, однако содержание Песни Песней Соломона в этот образный ряд, увы, не вписывается.

Аллегорический подход к толкованию Песни Песней сопряжен с определенными проблемами, и одна из них заключается в несовпадении некоторых деталей. К примеру, Иисус вроде как должен выступать в роли мужчины, а Церковь — в роли Его сексуальной партнерши. Женские груди («мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает» (Песн. П. 1:12)), согласно аллегорической концепции, представляют собой Ветхий и Новый Заветы. Но если это так, то не будет ли уместнее приписать данные органы Христу — Тому, Кто вдохновил Священное Писание? Нужно дать немалую волю своей фантазии, чтобы вообразить Церковь с двумя Заветами и приникшего к ним Христа, как предлагают некоторые сторонники аллегорического толкования.

Лучше всего подходить к этой необычной библейской книге с той точки зрения, что это еще один яркий образец древней любовной лирики, весьма популярной, скажем, в древнем Египте. Эта поэзия с ее эротическими образами, может, и вгоняет в краску современного читателя, но в ней воспеваются радости любви между мужчиной и женщиной, и она имела широкое хождение среди жителей библейского мира.

25 мая

Любовные утехи

Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (Песн. П. 2:6).

Некоторые протестантские богословы евангелического толка настаивают на том, что Песня Песней — это руководство по любовным ласкам. Следовательно, консервативные христианские пары могут смело использовать в своих интимных отношениях любые приемы, упомянутые в этой книге. Считать Песню Песней руководством по занятиям любовью согласны далеко не все, и тем не менее те, кто придерживается этой точки зрения, пожалуй, недалеки от истины, поскольку они открыто признают сексуальную сущность этой книги. В общем-то, в этой канонической книге наличествуют целых три уровня эротических образов: 1) образы однозначно сексуального характера; 2) неоднозначные образы, которые все-таки можно истолковать подобным образом по некотором размышлении; и, наконец, 3) метафоры, недоступные современным читателям, но воспринимавшиеся вполне однозначно древней аудиторией.

Образы однозначно сексуального характера. Не нужно быть особо понятливым, чтобы усмотреть в некоторых отрывках Песни Песней явный сексуальных подтекст. Подходящим примером служит наш сегодняшний памятный текст: «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня». Речь явно идет о чем-то более интимном, чем приветственные объятья. «Два сосца твои как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями» (Песн. П. 4:5). А эта «картинка для взрослых» вообще не нуждается в каких-то дополнительных пояснениях.

Образы с неявным сексуальным подтекстом. Обратите внимание на следующий отрывок: «Этот стан твой похож на пальму, и груди твои — на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее» (Песн. П. 7:8, 9). Суть этого образа приглушена, она не бросается в глаза.

Образы, недоступные современному человеку. «Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра… на ручки замка» (Песн. П. 5:4, 5). При первом прочтении создается впечатление, что речь идет о замочной скважине, о скважине достаточно большой, чтобы туда пролезла рука, ведь ключи в древности зачастую были весьма внушительных размеров. Однако когда знаешь, что в древнееврейском языке слово «рука» могло означать мужской половой орган, то текст этот наполняется новым смыслом, то есть речь в нем идет о готовности обоих партнеров к соитию.

Возможно, столь откровенное описание интимных отношений в Слове Божьем должно побуждать тех из нас, кто воспитывался в сугубо консервативной среде, преодолевать наши пуританские запреты и в браке в полной мере наслаждаться сексуальностью, которой наделил нас Творец.

26 мая

Есть ли надежда для глупых упрямцев?

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис. 1:3).

Трудно поверить, но долготерпеливый Яхве заявил, что с Него достаточно! Его дети с презрением отвернулись от Него. Как же так, даже бессловесные животные вроде ослов и волов и те с благодарностью принимают заботу, которой окружают их хозяева. Но только не Израиль! Они вели себя хуже ослов! Они занимались идолопоклонством. Они творили зло и попирали справедливость, умножая скорби гонимых. Они обижали сирот, пользовались несчастьем вдов. И при этом им хватало наглости совершать жертвоприношения в храме, полагая, что тем самым они доставляют удовольствие Богу. Но Бог дает ясно понять: «Я пресыщен всесожжениями… крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу» (Ис. 1:11).

Как известно, отцы в древности не очень-то церемонились со своими отпрысками. Однако наказания, которые Яхве обрушивал на Своих мятежных детей были жестокими даже по драконовским меркам древнего Ближнего Востока. Вот как Бог описывает их состояние после ударов, которыми Он их осыпал: «Вся голова в язвах… От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные, и необвязанные, и не смягченные елеем» (Ис. 1:5, 6). Его непокорные дети стенали и жаловались: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (стих 9).

Бог сказал даже, что Он больше не станет внимать их мольбам: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу» (стих 15). Полнейшая безнадежность!

Однако затем резкие нотки в голосе Яхве чуть смягчаются. «Тогда придите — и рассудим» (стих 18). По мнению некоторых богословов, это означает, что Бог хотел пойти с ними на мировую, чтобы предотвратить для них еще большие страдания. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как во`лну убелю» (стих 18). Бог предлагает надежду тем из нас, кто ведет себя, как упрямый осел! Когда мы оставим злые пути свои (см. стих 16) и начнем творить добро, Бог, если мы позволим Ему помочь нам (см. стих 19), совершит Свое чудо благодати, очистив нас от пятен греха, и мы засияем белизной, словно чистый снег.

27 мая

Еммануил

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14).

Молодой Ахаз, царь иудейский, опасался за собственную жизнь, и не без оснований. Рецин, царь Сирии, и Факей, царь Израиля, собрали большое войско в противовес Ассирии. К несчастью (для них, а позднее и для Иудеи), царь Ахаз отказался присоединиться к их оборонительной коалиции и обратился к ассирийскому царю Феглаффелласару Третьему за помощью. В отместку Рецин и Факей разграбили некоторые области Иудейского царства и даже возвели осадные сооружения вокруг Иерусалима, столицы Иудеи. Они вознамерились убить Ахаза, положив конец династии Давида, и посадить на трон свою марионетку, сына Тавеилова (см. Ис. 7:6).

И тут на передний план выходит пророк Исаия. Его имя, означающее «Яхве спасет», и имена двух его сыновей, Шеарясув («остаток вернется») и Магершелалхашбаз («вот спешит грабеж»), служили богодухновенными «указаниями и предзнаменованиями в Израиле» (Ис. 8:18). Несмотря на отступничество Ахаза, Бог послал Исаию и маленького Шеарясува (а возможно, и жену Исаии) ободрить и успокоить царя.

Несмотря на явную угрозу со стороны Рецина и Факея, Бог заверил царя Ахаза, что их гнусным замыслам не суждено сбыться и дом Давидов не погибнет от их рук. Исаия указал на стоявшую рядом молодую жену и сказал: «Вот, эта молодая женщина скоро зачнет и родит сына». А затем, обратившись к ней, повелел: «Ты, молодая женщина, дашь ему имя — Еммануил». Как и у самого Исаии, это имя было «говорящим». Оно означало «с нами Бог». Более того, к тому времени, когда этому «знаковому» ребенку исполнится два года, оба царя — и Рецин, и Факей — больше не будут угрожать Иудее, потому что их уже не будет в живых.

В восьмой главе, которая синтаксически продолжает седьмую, Исаия разъясняет, откуда взялся этот «ребенок-предзнаменование». Он провел ночь со своей женой. Спустя девять месяцев она родила Магершелалхашбаза («вот спешит грабеж»), известного также под именем Еммануил («с нами Бог»). Впоследствии этим именем называли Иисуса, еще одного «знакового» ребенка, Который был призван заверить смущенный народ, что Бог неизменно остается с ними.

Когда мы переживаем какой-нибудь серьезный кризис, нам совсем не трудно забыть, что мы не одиноки. Какие бы трудности ни выпали на нашу долю, нам нужно всегда помнить: с нами Бог — Еммануил!

28 мая

Бог с разбитым сердцем

Оттого внутренность моя стонет о Моаве, как гусли, и сердце мое — о Кирхарешете (Ис. 16:11).

Народ земли моавитской вел свое происхождение от Лота, племянника Авраамова. Как вы помните, после уничтожения Содома Лот и две его дочери поселились в пещере неподалеку от Мертвого моря. Подходящих женихов в той пустынной местности не было, поэтому дочери напоили своего отца и забеременели от него. Старшая дочь назвала своего сына Моавом, который и стал родоначальником моавитян, поселившись в этой самой глуши.

Этот родственный евреям народ далеко не всегда был с ними дружелюбен. Моисей во время исхода хотел провести израильтян через моавитскую территорию, но тогдашний царь Моава отказал ему в этой просьбе. Впоследствии Валак, другой моавитский царь, нанял Валаама, чтобы тот проклял евреев. В конце концов моавитяне вовлекли своих дальних родственников в отступничество. (Главным моавитским божеством был Хамос.) Взаимоотношения между моавитянами и израильтянами то улучшались, то портились на протяжении всей истории этих двух народов.

Бог дал Исаии предсказание о незавидной участи высокомерного и надменного Моава (см. Ис. 16:6). Трудные времена настали для моавитян. «Трава выгорела, не стало зелени» (Ис. 15:6). Сам народ стал изгнанником, с плачем и воплями бежавшим из родных мест (см. стихи 5, 8). «Блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава» (Ис. 16:2).

Хотя народ Иудеи и считал, что их соседи получают по заслугам, Бог велел иудеям поступить с моавитянами так, как те в свое время отказались поступить с израильтянами, — предоставить им безопасный проход и оказать необходимую помощь. «Укрой изгнанных, не выдай скитающихся. Пусть поживут у тебя мои изгнанные Моавитяне; будь им покровом от грабителя» (стихи 3, 4).

Суд, свершившийся над Моавом, не должен стать поводом для злорадства. «Поэтому возрыдает Моав о Моаве, — все будут рыдать» (стих 7). В это страшное время «душа его [Моава] возмущена в нем» (Ис. 15:4), но они были не одиноки в своих страхах. Богу было больно видеть их страдания, и Он страдал вместе с ними, хотя они и не были Его избранным народом. «Рыдает сердце мое о Моаве» (стих 5). «Внутренность моя стонет о Моаве, как гусли» (Ис. 16:11). Вот как Бог относится к человеческому горю. «Во всякой скорби их Он не оставлял их» (Ис. 63:9). Чем бы ни были вызваны наши муки, Бог страдает вместе с нами. Наша боль — это и Его боль тоже.

29 мая

Бог как Искупитель

Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святой Израилев (Ис. 41:14).

Еще со времен Моисея у евреев вошло в обиход существительное go’el. Происходило оно от глагола, означавшего «выкупать обратно». Экономическое положение древних жителей Ближнего Востока было весьма уязвимым. Их благополучие строилось не на денежных сбережениях, а на животноводстве и земледелии. Порой достаточно было не выпасть одному или двум дождям, и начинался повсеместный голод. Ростовщичество было в порядке вещей, и многие люди были постоянно в долгах. Крестьянам приходилось отдавать в залог свою одежду и землю. Если должнику было нечем отдавать долги, заемщик мог отобрать у него землю, а его самого бросить в темницу и держать его там, пока он не выплатит все, что задолжал. Некоторые отчаявшиеся крестьяне даже продавали в рабство себя или своих детей, лишь бы покрыть свои финансовые обязательства.

Тяжелее всего приходилось вдовам, особенно если мужья оставляли их бездетными. Без детей, которые помогали бы им по хозяйству, в поле или с выпасом скота, им было не выбраться из нищеты. К несчастью, всегда находились бессовестные люди, которые без стеснения пользовались их отчаянным положением.

На помощь, однако, мог прийти ближайший родственник мужского пола, которого называли go’el. Перевести это слово на современный язык можно по-разному — «искупитель», «избавитель», «мститель» или просто «родственник». Его роль заключалась в том, чтобы выручить из беды бедствующую родню. Сделать это можно было одним из перечисленных ниже способов: 1) отомстить за кровь убитого родственника по принципу «душа за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу» (Исх. 21:23, 24); 2) выкупить утраченный земельный надел и вернуть его первоначальному владельцу (см. Лев. 25:25); 3) выкупить бедствующего родственника, который был вынужден продать себя в рабство (стих 48); или 4) жениться на вдове покойного брата и таким образом «восстановить семя» брату своему (см. Втор. 25:5).

В Книге Руфь Вооз, ближайший родственник Ноемини, выполнил две из четырех функций go’el. Он выкупил проданную когда то землю и женился на бездетной Руфи (Руфь 4). Иеремия в свое время тоже исполнил роль go’el. Но что всего удивительнее, Бог тоже выступает в качестве go’el для Своего народа, как гласит наш сегодняшний памятный текст. Он и наш Искупитель (go’el) тоже.

30 мая

Бог как Творец

Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо… ты Мой (Ис. 43:1).

Творение — одна из главенствующих тем во всем Писании. Библия описывает Бога как Творца, начиная с первого своего стиха, с чем соглашаются даже либеральные богословы. Ко времени появления Книги Исаии в этом отношении ничего не изменилось. В ее пророческих вестях неоднократно упоминается о Божьей творческой силе.

И вот лишь несколько примеров. «Господи Саваоф, Боже Израилев… Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» (Ис. 37:16). «Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает» (Ис. 40:28). «Я образовал тебя» (Ис. 44:21). «Я — Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю» (стих 24). «Так говорит Господь, Святой Израиля и Создатель его… Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис. 45:11, 12). «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства» (стих 18).

Обратите внимание, творческая сила Божья проявляет себя двояко: 1) в сотворении земли и 2) в сотворении народа, Израиля. Эти два аспекта Божественной творческой деятельности упоминаются в вестях Исаии почти как взаимозаменяемые понятия. Эти два творения вышли из рук одного и того же Бога — Яхве. Создается впечатление, что оба этих творческих события произошли чуть ли не одновременно. Яхве создал планету Земля с намерением ее заселить. Как раз для этого Он и образовал Израиль, вверив ему землю, обетованную землю. Еврейский народ выступал в роли земледельцев-арендаторов. Их земля была в Его собственности, и когда они продавали ее, чтобы хоть как-то выжить, Он становился их go’el и выкупал для них землю, как мы уже отмечали во вчерашнем чтении.

Мы, современные читатели, склонны воспринимать библейские отрывки, посвященные творению, как параграфы из учебника геологии. Мы выискиваем в этих описаниях хоть какие-то намеки на возраст земли. Мы пытаемся понять, как и когда она была сотворена. Тогда как эти отрывки прежде всего призваны показать, что земля была образована с определенной целью: стать жилищем для сотворенного народа. Именно поэтому Бог мог с полным правом называть их «Мой народ». А напоминанием об этом должна была служить суббота Господня.

31 мая

Бог, как мать

Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49:15).

На протяжении всей многовековой истории у Божьего народа было немало поводов прийти в отчаяние от мысли, что Яхве напрочь о нем позабыл. Во время своего пребывания в Египте их принуждали к труду на фараона. В эпоху судей их то и дело одолевали филистимляне. В эпоху царей на них обрушивались беды с самых разных сторон: они страдали от рук хананеев, египтян, ассирийцев, вавилонян. Более того, Бог неоднократно обращался к ним с суровыми обличениями, и это еще больше утверждало их в мысли о том, что Бог их оставил.

Ничего удивительно, что «Сион говорил: „оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!“» (Ис. 49:14).

Бог ответил на этот их скептицизм, сравнив Себя с матерью. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).

Каждый май жители многих стран отмечают день материнской любви. Бо лее ста пятидесяти миллионов открыток на День матери продаются в одних только Соединенных Штатах. В этих поздравительных открытках люди в самых изысканных словах воздают должное высоте, глубине и широте материнских чувств. И самозабвенная материнская любовь вполне этого достойна. Однако Бог говорит, что в этом мире случаются немыслимые вещи: мать может отвергнуть своего ребенка, а Его любовь, несмотря ни на что, пребывает вечно.

У этих представлений о Боге как о любящей матери есть еще один аспект, скрытый от наших глаз. Моисей познал, что Бог милосерден (см. Втор. 30:3), а псалмопевец написал, что «милостив и щедр Господь» (Пс. 110:4). Мы воспринимаем подобные утверждения как само собой разумеющееся. Но большинству из нас невдомек, что еврейский термин, от которого образованы слова «милосердие» и «милость», означает «чрево». От того же корня образовано и слово «пожалеть» в сегодняшнем памятном тексте. Между матерью и младенцем, которого она вынашивает девять месяцев, образуется глубокая эмоциональная связь. Так и Бог, «выносивший» Свой народ, питает самые глубокие чувства к Своим «детям».

Да, Божья любовь сильнее и глубже той любви, которой мы воздаем почести в День матери.