13. Заключительное примечание

В данной книге мы рассмотрели тематику, которая как раз в наши дни все чаще и чаще является предметом оживленных дискуссий. Возможность путешествий в различные страны, а также сильный поток информации приводят к тому, что мы постоянно сталкиваемся с различными религиями. Таким образом, возникает насущный вопрос: Не ведут ли все религии ко спасению, не вливаются ли автоматически все они в вечность Божию? Не признает ли Бог, что, в конце концов, все они были в поисках? Разве у истины одно лицо?

Лессинг открыл круговое иносказание (Натан-мудрец) и, тем самым, подверг критике Евангелие, как единственно ведущий к Богу путь. Многие выдающиеся представители церкви тоже часто акцептировали этот ошибочный способ объяснения. Так, недавно в «idea-spektrum», известной информационной службе Евангелического Союза, появилось сообщение под заголовком «Примирился ли Бог со всеми религиями?» В нем говорилось:

«Директор Евангелической Академии Ханс Мей пришел к выводу о решительной необходимости отказаться от понятия «претензия на абсолютизм» (христианства), поскольку он стоит за империалистическую и колониальную категорию: «Кто мы такие, чтобы претендовать на абсолютную истину?» Вместо этого следует говорить о «конкуренции истин» в религиях, считает он… По мнению профессора теологии Тео Зундермайера из Гейдельберга, все религии свидетельствуют о том, что «Бог трудится над этим миром». Приведенная тут же по поводу этой «идеи» карикатура очень удачно среагировала на столь антибиблейское утверждение: четверо детей окружили отца и спрашивают его: «Папа, почему мы твои дети? Откажись от своей претензии на абсолютизм!»

Более того, некоторыми «христианскими» учителями вновь и вновь придумываются особые пути спасения, некоторые из которых мы обсудили в главе 10. Трагичность человеческих предложений спасения — независимо от того, подносятся таковые в религиях или только в однозначных христианских формулировках — мы видим в ужасном разочаровании: человек верит, что идет в жизнь, и все-таки погибает вследствие обольстившего его учения (напр., Иуд. 4,11).

Мы попытались ответить на все очередные вопросы в свете откровения Слова Божия. Книга была построена так, что обращается как к ищущим, так и к уже стоящим в вере. Мы приводим множество цитат верных свидетелей Слова; но еще важнее то, что Сам Бог обращается к нам через Свое Слово. Мы пытаемся подчеркнуть то, что открыл нам Бог; а где Он молчит, мы тоже предпочли воздержаться. Лишь из свидетельства Писания мы узнаем, что ошибка имеет много лиц, а истина — только одно. Существует много путей в погибель, но только один ведет ко спасению. Из беседы Иисуса с Пилатом (Иоан. 18,33-38) становится ясно, что истина не является ни многоступенчатой, ни недоступной. Но ее можно либо принять, либо отвергнуть в Личности Сына Божия.

Известный канадский евангелист Лео Янц во время своих многочисленных и обширных евангелизаций в Германии настойчиво указывал на разницу между религией и Евангелием:

Существуют тысячи религий, но только одно Евангелие.

Религии придуманы людьми, Евангелие же является откровением мыслей Бога.

Религии созданы людьми, Евангелие же есть дар Божий.

Религия является мнением людей, Евангелие является сообщением Божиим.

Религия, в общем целом, является историей грешного человека, пытавшегося что-то сделать для святого Бога; Евангелие, напротив, рассказывает нам, что сделал святой Бог для грешных людей. Религия является поиском Бога, Евангелие, напротив, является Благой Вестью о том, что Иисус ищет людей: Сын Человеческий пришел найти и спасти погибшее.

Самая лучшая религия подчеркивает необходимость внешних ритуалов, тогда как Евангелие начинает с внутренних преобразований.

Мы подробно и последовательно изложили, как совершается спасение человека через Евангелие. Мы не достойны помилования; помилование — в Евангелии. Поэтому нам не надлежит судить Божьи суды своими мерками, ибо «непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11,33). Слово же Его стоит к нашим услугам, как нерушимый документ. Пусть же читатель проверит наше изложение с помощью Святого Писания и поступает соответственным образом.