4. Религии людей: 1000 различных путей

4.1 Проблема человека

Нашей самой большой проблемой перед Творцом, Чье существование мы осознали на основе предыдущих высказываний, является наша вина перед этим Богом и перед людьми. Со времени грехопадения человек живет вдали от Бога, и совесть со всей определенностью указывает ему на это состояние: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую » (Рим. 2,14-15).

В Доброй Вести (1982) эти в дальнейшем важные стихи переведены еще доступнее для понимания: «У других народов нет закона Божьего; но среди них есть люди, которые, будучи чувствительными от природы, делают именно то, чего требует закон. Хотя им ничего не было сказано о нем, они все-таки носят его в себе. Их поступки показывают, что требования закона записаны в их сердцах, и об этом свидетельствует их совесть, голос которой то обвиняет, то защищает их».

Вложив в человека совесть, Творец дал не только христианам, но и всем язычникам индикатор, указывающий на то, что существует добро и зло. Греческое слово для понятия «совесть» в Новом Завете — «syn-eidesis», и дословно оно обозначает «тоже знающий, осведомленный». Таким образом, это авторитет, который сопереживает все, что делает или думает человек. Создавая нас, Бог облагородил нас этой составной частью Божьего подобия.

Наряду со многим другим Бог, этим самым, провел явное различие между человеком и животным, которое не может иметь морального суждения о своих действиях.

Ошибочное поведение, которое Библия называет грехом, тяготит нас и, тем самым, указывает на разрыв между Богом и человеком. Эта ситуация во все времена признавалась проблемой, поэтому изобретательный дух человека взялся за то, чтобы

— наладить отношения с Богом

— успокоить совесть.

Для достижения этих целей человек предпринимал множество попыток. При этом было придумано много разнообразных представлений о Боге, нашедших свое выражение в тысячах религий. Приводим лишь несколько примеров:

Политеизм (греч. полис = много; многобожие): люди поклоняются нескольким или многим богам.

Монотеизм (греч. монос = один, единый; единобожие): здесь в основе лежит представление о только одном боге как высшем существе. (При более точном дифференцировании следовало бы различать между монистическим и триединым монотеизмом). Представители эволюционного учения рассматривают монотеизм как высшую ступень развития религии.

Пантеизм (греч. пан = все, вместе, общее; всебожие): отождествление Бога с природой, рассматривание природы как воплощение божества. Шопенгауэр назвал пантеизм благородной формой атеизма.

Теизм (греч. теос = Бог; вера в Бога): он признает существование единого Бога в виде личности, стоящей вне и над миром, которая есть все во всем и всем управляет, но не требует особого отношения к себе со стороны людей и не ищет с ними общения.

Деизм (лат. деус = Бог; учение о Боге): это возникшее в Англии учение хотя и исходит из идеи существования Бога как первопричины мира, Который привел в движение колесный механизм вселенной, ничего общего с Ним теперь не имеет. Известными представителями его были Вольтер, Руссо и Лессинг.

Атеизм (греч. атеос = без бога, безбожный): это мировоззрение (а, следовательно, и вид религии), отрицающее существование Бога. Религиозная наука различает теистические и атеистические религии (например, хинаяна-буддизм и более древний таоизм). В «христианских» странах атеизм часто понимался как движение, противостоящее христианству: «Потустороннего мира не существует, встреча не может быть». Марксист Август Бебель, однако, заметил: «Если же Бог все-таки существует, то мы остаемся в дураках».

Нетрадиционные религии (англ. Нью эйдж = новый мир, новый век): Это попытка скомбинировать дальневосточную религиозность с современной верой в прогресс. Мышление представителей нетрадиционных религий обещает ликвидацию всех противоположностей, являющихся причиной современных кризисов, в некоем высшем единстве, которое объединит человека, природу и Бога в царстве рая.

Синкретизм (новогреч. синкретисмос = объединение двух спорящих против третьего): смешение различных религий, мировоззрений и философских учений в одно новое учение.

По представлениям примитивных религий в природе есть существа и силы, которые человек может расположить к себе жертвоприношениями и ритуальными обычаями или держать их на расстоянии заговариваниями. К таким представлениям относятся:

Анимизм (лат. анима = душа; вера в душу): одухотворение сил и явлений природы, анимизм выражается в представлении беcчисленных привидений и духов. Он такжe представлен и в монотеистических религиях.

Фетишизм (португ. фетичо = средства волшебства): поклонение безжизненным вещам на основе веры в то, что они обладают таинственными силами. Сюда же относится вера современного человека в амулет и талисман.

Тотемизм (из языка индейцев): вера в сверхъестественную связь родовой группы (или одного человека) с каким-либо предметом природы. Согласно этому, группы людей происходят от животного, растения, созвездия или орудия труда и находятся с ним в кровной близости.

«Тотем» является олицетворением, служащим предметом поклонения, поскольку cчитается великим покровителем рода и символом внутренней связи.

4.2 Что такое религия?

Так как мы в дальнейшем будем еще часто пользоваться понятием религия, нам следует точно установить, что мы под ним подразумеваем. Это нужно потому, что существуют различные определения понятия религии.

Многочисленные обозначения феномена религии отражают различные аспекты этого сложного понятия: Цицерон понимает образованное римлянами латинское слово религио, как тщательное проявление внимания к чему-то важному, как сознательное соблюдение обязанностей по отношению к богам. В греческом языке выражение еусебея (богобоязнь, святость) играет подобную же роль. В арабском и новоперсидском дин на первый план выступает правовой аспект. В индийском слове дхарма (санскрит) или дхамма (пали) подразумевается «то, чего следует придерживаться», а именно, закон. Китайское цьяо, японское кио и корейское хак, в противоположность этому, указывают на «учение».

Определение понятия «религия» согласно сегодняшней науке о религии: В своей книге «Марксизм — опиум для народа?» Томас Ширмахер занимается вопросом различных определений религии, какие произвела религиозная наука. По Ширмахеру, в рамках этого предмета нет однородных и связных положений; наоборот, ученый-религиовед Кристоф Эльзас собрал сотни определений и сопоставил их. Сравнивая религии, невозможно выбрать хотя бы одну из многих, которая служила бы примером описания для всех других. Спектр религий настолько широк, что между ними можно обнаружить лишь очень мало общих характерных черт. Мы приводим здесь четыре определения, отражающие сущность большинства остальных:

(1) «Специфическая функция религии заключается в предоставлении окончательных основополагающих превращений, которые переводят неопределенность и невозможность определения сферы мировоззрения в определенность или возможность определения ее границ» (Никлас Луман).

(2) «Под религиозной системой подразумевается всякая взаимосвязь мыслительных элементов (и вытекающих отсюда действий, представлений и предметов), выполняющая функцию предоставления человеку окончательного объяснения окружающего его мира и неизменяемых норм его поведения» (Ульрих Бернер).

(3) «Каждая религия сводит жизнь и всемирную историю к центральным вопросам. Именно эти вышеназванные понятия и ценности, которые могут быть признаны только верой, происхождение которых невозможно проследить, составляют суть религии» (Томас Ширмахер).

(4) «Религия есть форма человеческого бытия, вытекающая из отношения к некоему Разуму, причем, в различных религиях этот Разум понимается либо как нечто внемировое, либо как часть самой природы» (Г. Шлетте, Г. Беллингер).

Из этих широких обобщений, в значительной степени выходящих за рамки представлений, названных в разделе 4.1, следует основополагающий вывод:

Религия является основной необходимостью каждого человека!

Русский религиозный критик Николай Бердяев свел это к следующей формулировке: «Человек неизлечимо религиозен.» Допущение высшего начала или практикование молитв и ритуалов, согласно определениям с (1) по (4), еще не является необходимой предпосылкой для религии. Их наличие, однако, достаточно для того, чтобы говорить о соответствующей системе как о религии.

Каждый человек нуждается в законченном объяснении мира, в котором он живет, ему нужны нормы, по которым он мог бы равняться. Это исходный пункт религии: «В тот момент, когда люди из какого-то мировоззрения делают выводы для своего образа жизни, когда они из общих ценностных и целевых представлений, имеющих для них смысловой характер, создают норматив своей жизни, — тогда начинается религия». В этом смысле к религии относится не только христианство, но и марксизм является ее специфической формой.

И марксист верит в не подлежащие сомнению положения, а именно, что для него материя вечна, что для него труд создал человека и что, согласно его вере, диалектическое развитие истории приведет к коммунистическому обществу. Подобные убеждения были свойственны и национал-социализму, так что и эта система представляет собой религию. Гитлер неоднократно говорил о «провидении» как о некоей высшей сути. В свидетельстве рейхсфюрера молодежи Балдура фон Шираха о Гитлере легко проглядывает молитвенная форма:

Мы часто слышали звучание твоей речи

И, сложив руки, слушали, как каждое слово проникало в наши души.

Все мы знаем: придет конец, который освободит нас от скорбей.

Великий год, поворотный момент судьбы!

Разве есть что-нибудь, могущее воспрепятствовать?

Чистая вера, которую ты нам дал, пульсирует в нас, молодых.

Мой фюрер, только ты есть путь и цель!

Искусство тоже может стать религией. Так, например, Рихард Вагнер (1813-1883) написал следующий символ веры, который лишь чисто внешне напоминает христианские формулировки, но по содержанию не имеет с ним ничего общего:

Верую в Бога, Моцарта и Бетховена, а также в их учеников и апостолов;

верую во Святого Духа и истину единого, неделимого искусства;

верую, что это искусство исходит от Бога и живет в сердцах всех просвещенных людей;

верую, что, кто хотя бы раз вкусил возвышенное наслаждение этого высокого искусства, тот навечно должен остаться преданным ему и никогда не может ему изменить;

верую, что все освящаются этим искусством, а поэтому всякому дозволено умереть за него;

верую, что смерть глубоко оcчастливит меня;

верую, что здесь на земле а был диссонирующим аккордом, который может разрешиться благородно и чисто только через мою смерть.

Верую в судный день, когда прокляты будут все те, которые осмелились в этом мире заниматься ростовщичеством высокого чистого искусства, которое они беcчестили и развенчивали вследствие испорченности своих сердец и низкой похоти чувств;

верую, что в вечности участь таковых будет слушать свою музыку.

Верую, что, напротив, приверженцы высокого искусства будут покоиться в небесном сиянии солнца, будут преображенными в благом звучании облаков и в вечности соединятся с божественным источником всякой гармонии.

Да будет ко мне проявлена милость! Аминь.

Определение религии, выведенное на основе Библии: При последующем исследовании вопроса мы будем возвращаться не к одному из многих определений различных сравниваемых религиозных учений, но предпочтем определение, сделанное на основе Библии. Мы сделаем это на том основании, что хотим судить о религиях не с собственной, субъективной, но с библейской точки зрения (смотрите главу 5.3). Слово «религия», как таковое, не встречается в Библии, и все же тема религии описывается в ней удивительно точно. Важное высказывание на эту тему мы находим в Псалме 95,5: «Все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил».

Принимая во внимание последующие используемые нами библейские высказывания, мы даем следующее определение религии:

Определение религии (данное на основе Библии) (Д1): «Всякое какое бы то ни было представление о Боге у разных народов земли, или же всякая мыслительная система с не подлежащими сомнению вероисповеданием и нормами поведения, сознательно или бессознательно выступающими вместо названного в Библии Творца, являются религией».

Согласно этому нашему определению Д1, из которого мы будем исходить при рассмотрении дальнейших проблем, вера в библейского Бога и вера в Иисуса Христа не попадает, таким образом, под рубрику «религия». После этого Евангелие Иисуса Христа ни в коем случае не должно, таким образом, смешиваться с религией. Следует заметить, что в ходе истории христианство непременно выступало как религия. Поэтому 95 тезисов Лютера являются призывом порвать с религией и обратиться к Евангелию.

И «христианские» секты, в зависимости от особенностей, все больше и больше вступают на путь религии.

Какие же системы, таким образом, мы cчитаем религиями?

Облегчить эту классификацию нам поможет подразделение на следующие три группы:

1. Религии в более узком смысле этого слова: Системы, которые мы обозначим как религии, исходя из общепринятого мнения, поскольку в них официально имеются боги или духи, священники и храмы. Молитвы и ритуалы играют важную роль (напр. ислам, индуизм).

2. Философские системы, в которых, в общем, не существует поклонения богам, но которые явно претендуют на роль библейского Творца (напр. марксизм, национал-социализм (фашизм), антропософия). И эволюционное учение, согласно определению Д1, явно относится к религии, так как Творец не рассматривается в нем как первопричина жизни, но подменяется другим объяснением.

Так, биолог сэр Джулиан Хаксли говорит: «Лично я испытываю огромное духовное облегчение, вытекающее из отрицания идеи Бога, как сверхъестественного существа… Дарвинизм удалил идею Бога-Творца из сферы рационального обсуждения».

В этом смысле Эдуард Остерман на основе многочисленных цитат представителей эволюционного учения сформулировал символ веры этой религии. В эволюционном учении мутация и селекция, случай и необходимость, неограниченность периода времени являются богами-заменителями личности Творца. В Иеремии 10,11 говорится про таких богов: «Боги, которые не сотворили неба и земли, иcчезнут с земли и из-под небес».

3. Незаметные религии, которые вначале вовсе не кажутся нам религией, а, скорее, индивидуальным укладом жизни. К ним относится, например, маммона.

Маммона является понятием из арамейского языка, означающим богатство и роскошь.

В Ев. от Луки 16,13 Иисус говорит: «Не можете служить Богу и маммоне». Здесь маммона выступает альтернативой Богу. Любовь к деньгам и материализм занимают место веры в библейского Бога. Вот почему и эту систему, согласно нашему вышеприведенному определению Д1, следует отнести в разряд религии. Иными словами, религией является все то, что выступает конкурентом библейской веры: На что а полностью полагаюсь? Что является источником смысла моей жизни? К чему привязано мое сердце? Чем а руководствуюсь, принимая основополагающие решения в моей жизни? Что а люблю более всего? Откуда а черпаю основные принципы своего поведения? Иисус говорит: «Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мат. 6,21).

О религии маммоны ми читаем уже в Ветхом Завете.

Иов ставит следующие вопросы: «Полагал ли я в золоте опору мою, и говорил ли сокровищу: «ты надежда моя»? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много?» (Иова 31,24-25).

И он cчитает маммону подменой живого Бога, когда справедливо заключает: «Потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего» (Иов. 31,28б).

4.3 Происхождение религий

Мы не знаем ни одной культуры или цивилизации, в которой бы в той или иной форме не было религии.

Напрашивается вопрос: «Каково происхождение религии?» Чтобы объяснить ее происхождение, необходимо различать два подхода к рассмотрению этого вопроса:

1. Рассмотрение с точки зрения эволюционного учения: Исходя из него, происхождение множества религий, так же как и происхождение жизни, понимается как процесс развития, причем за верой в духов и силы стоял простой политеизм, который со временем перешел в монотеизм (иудейство, христианство, ислам). Перенос исторически развивающегося мышления на происхождение религий вытекает из принципов эволюционной концепции, согласно которой эволюция принимается за универсально действительный принцип. Эта ложная предпосылка, однако, не обоснована исторически, поскольку политеистические религии выступают не только в примитивных культурах, но — независимо от господствующего в каждом случае культурного уровня — чередовались в истории многих народов с политическими и монотеистическими культами (например: Египет, Ниневия).

2. Рассмотрение с точки зрения Библии: Согласно Библии все люди располагают тремя основными видами информации, полученными ими при сотворении:

— По творениям мы можем познать их Творца (Рим. 1,19-21).

— Наша совесть указывает нам на то, что мы виновны пред Богом (Рим. 2,14-15).

— У всех нас есть предчувствие вечности, потому что Бог заложил его в наше сердце (Пр. 3,11).

Три небиблейских источника информации

Языческие указания (источнник: человек)

Библейские высказывания (источнник: Бог)

1. Творение: существование Бога

Аристотель: «Бог, невидимый всякому смертному, становится видимым в своих делах». Цицерон: «Небо и созвездия яснее всего доказывают, что движутся Божеством».

Рим. 1,19: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них». Пс. 19,2-3: «Небеса проповедуют славу Божию… день дню передает речь».

2. Совесть: существование закона Божьего

Многочисленные религии людей

Рим. 2,15: «Они показывают, что дело закона для них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».

3. Сердце: существование вечности

Индейцы: место вечной охоты
греки: остров святых
вавилоняне: страна серебристого неба магометане: роскошная жизнь

Еккл. 3,11: «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир [в оригинале: вечность. — Прим. ред.] в сердце их».

Это всеобщее знание необыкновенно активизировало изобретательский дух человека и привело к тысячам собственных путей в форме религий. Уже у Каина и Авеля четко просматривается разница между человеческим путем религии и Божьим путем. Каин был первым, кто хотел служить Богу по своему собственному усмотрению; этим самым он становится основателем первой религии. Каин ни в коем случае не исповедовал политеизм, который ложно приписывается ему в виде исходной формы эволюционизма. Его брат действовал по воле Божией и потому приводится, как пример веры, угодной Богу (Евр. 11,4). Наша цепочка образцов веры восходит, таким образом, через Авраама, Ноя и Еноха к первым людям. Этим доказывается: вера, угодная Богу, была уже в самом начале . монотеизм, следовательно, не является результатом эволюции, и параллельно этому возникали религии в виде человеческих идей. Хотя свою жертву Каин принес описанному в Библии Богу, Бог не призрел на нее (Быт. 4,5). Согласно Евреям 11,4 ему, в противоположность Авелю, не хватало веры. В связи с этим мы можем различать два пути возникновения религий:

2А. Возникновение в коллективе: После потопа человечество размножилось на основе семьи Ноя и распространилось по всей земле. Благодаря разложению, социально-культурному упадку и коллективному преобразованию первоначальных отношений с Богом, а также благодаря собственным добавлениям и изобретениям, народы, возникшие в изоляции вследствие большой отдаленности друг от друга, создавали каждый свою собственную религию (религию народа, племени). В Ветхом Завете приводится убедительное описание многочисленных языческих религий и их особенностей. Жители Ханаана (да и не только они) развили такую отвратительную религию, что сжигали детей, принося их в жертву своим богам (Втор. 12,31).

2Б. Возникновение посредством основателя религии: Другие религии возникают с помощью основателя, как например, ислам или буддизм, которые, однако, внесли в свое учение элементы своей исходной религии. И христианские секты с их широким спектром заблуждений и искажений библейской истины, как правило, восходят к какому-то отдельному основателю (религия основателей).

Примитивные религии (религии племен) не имеют ни основателей, ни основополагающей книги, а следовательно, не имеют и письменно изложенного учения.

Религиозная жизнь сосредотачивается вокруг врачевателя, волшебника, шаманов или священников и устных легенд, частично передающихся дальше в виде тайны. В религиях народностей (религиях племен) признается поклонение других народов своим богам и исповедование другой религии. Религии основателей, напротив, претендуют на всеобщее признание.

4.4 Признаки религий

Итак, во все времена и повсюду на земле люди пускали в ход свою силу воображения и исследовательский дар для развития религии. В результате этого сейчас существует не только одна, но множество религий. До сих пор мы приписывали происхождение религий, в первую очередь, изобретательности людей. Однако, здесь обязательно следует учесть и другой аспект: в этом падшем мире ни в коем случае не следует недооценивать влияние сатаны, в чьи планы входит обмануть и соблазнить людей. Так, его ложь «Подлинно ли сказал Бог?» (Быт. 3,1) «Будете, как боги» (Быт. 3,5) привела к грехопадению.

Насколько же больше пытается он повлиять на людей с тем, чтобы они пошли своими религиозными путями, ведущими не к Богу, а в погибель.

Число 1000 религий, встречающееся в нашем заглавии, является еще далеко не полным. При таком положении вещей напрашивается вопрос: при всем разнообразии религий существует ли среди них хотя бы одна правильная, или все они ошибочны? Позднее мы вернемся к этому вопросу.

А теперь рассмотрим существенные признаки религии.

Известный евангелист Вильгельм Паалс называет три важных признака, характерных для большинства религий.

В религии мы имеем дело:

— с людьми;

— с человеческими предписаниями;

— с изделиями рук человеческих.

Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности:

1. С людьми: Основатели религии так же, как и ее выдающиеся представители, пользуются признанием и авторитетом. Им оказывается всевозможное поклонение:

через портреты, статуи и распространение их сочинений сторонниками их религии. Это относится как к Мухаммеду и Будде, так и, например, к Джозефу Смиту, основателю мормонства. В религиях племен тоже признается эта главенствующая роль врачевателей и жрецов.

2. С человеческими предписаниями: Правила, ритуалы и церемонии, придуманные людьми для того, чтобы понравиться Богу, многочисленны и разнообразны. В культах богов плодородия жертвоприношения детей являлись обычной религиозной практикой.

Так, по подсчетам археологов США, между 400 и 200 годами до Р.Х. в Карфагене было принесено в жертву Ваалу более 20 000 детей. Израильские фарисеи установили так много собственных предписаний, что они поработили и связали человека, а не освободили и не защитили его, как это предусматривалось в простых синайских заповедях Божиих. Поэтому Иисус укоряет их: «Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Map. 7,13). Другие придумали бесчеловечные штрафные упражнения, лишь порабощающие и унижающие человека. Существует даже религиозная практика, когда в качестве наказания заставляют людей определенное число раз произносить молитву «Отче наш», лишь отчуждая их тем самым от Библии. Мы можем лишь отклонить все это, ибо Библия связывает молитву Богу-Отцу с поклонением, восхвалением, просьбой, молитвой о ближнем и благодарением, но никогда — с наказанием или ритуальным предписанием.

3. С предметами: Во имя религии люди воздвигли строения, которые и сегодня еще относятся к самым выдающимся мире. В Киото и Наре (Япония) огромные человеческие усилия никого не могут оставить равнодушным. В Наре (в 710-784 гг. — главный город Японии) находится храм Тодайджи; длиной в 58 метров, шириной в 51 метр и высотой в 49 метров, он представляет собой самое большое деревянное строение в мире. В этом здании находится самая большая в мире бронзовая статуя (16,2 м высотой, вылита из 437 тонн бронзы, 130 кг золота и 75 кг ртути). Таким образом, она является самой большой когда-либо вылитой буддистской фигурой. В храме Хорюджи в Киото находится «тысячеручная скульптура», которой поклоняются, как и 1000 других буддистских статуй.

В Японии имеется 220 000 религиозных заведений (синто-святынь, буддистских пагод), и около двух миллионов людей заняты исключительно религиозными действиями. Религиозный культ играет в Японии исключительную роль и охватил большую часть населения. Можно наблюдать, как перед многочисленными культовыми местами люди зажигают кадильные палочки или свечи и склоняются перед статуями и другими предметами поклонения.

И в нашем так называемом христианском Западе предметы играют в религии большую роль. Так, совесть успокаивается тем, что человек пробует раздобыть щепку от креста или едет к местам захоронения мощей выдающихся людей. (Если собрать воедино все эти щепки от креста, то их набралось бы столько, сколько дров можно получить с целого участка леса.)

Правда, все религии (в узком смысле) признали основную проблему — разделение человека с Богом — и ищут человеческий ответ. Ответ этот называется: религия! Это путь, предложенный человеком. Когда религия пускает глубокий корень в народе, тогда ее моральные требования часто развиваются в традицию этого народа. Генрих Кемнер, известный пастор, евангелист и основатель «Духовного центра» в Крелинген, говорит: «Религия и традиция обладают хотя и охраняющей, но не спасающей силой». Религиозная традиция в разных странах очень различна:

— У японцев традиция буддистская и синтоистская

— У индийцев традиция индуистская

— У мусульман исламская традиция

— У анимистов традиция религии их племени

— На так называемом христианском Западе мы имеем христианскую традицию.

Существует, таким образом, христианская религия, в которой также развились ритуалы и механизмы для успокоения совести. Когда кто-нибудь, например, в карнавальное время сознательно переступает заповеди Божии, а затем в среду на первой неделе великого поста принесет из церкви крест, то тем самым он успокоил обвиняющую его совесть религией (к тому же, христианской!). Для Бога же это действие остается грехом со святым приукрашиванием без искреннего сердечного сокрушения.

4.5 От Бога ли религии или от людей?

В качестве примера рассмотрим нескольких религий с целью ознакомления с их особенностями.

Япония: В японских семьях имеется домашний алтарь, у которого чтят мертвых и поклоняются им. Существует вера в то, что в день смерти духи мертвых приходят и пребывают в доме. Тогда на алтарь кладутся рисовые зерна, ибо в аду мертвым приходится плохо. Возвращаться им разрешено только в день смерти. После празднества поджигаются соломенные лодки и отправляются в море. Тогда духи мертвых снова покидают этот мир и возвращаются в ад.

Индия: Из почти 600 миллионов индийцев 500 миллионов исповедуют индуизм. В этой религии поклоняются многим богам, духам и демонам. Индуист верит в странствование души, то есть, что в следующей жизни он придет на землю в другом виде. Кто не сохранил себя в этой жизни, тот явится в следующей жизни только в виде паука, мухи, жабы, крысы или коровы. Один миссионер, работавший в Индии, рассказал мне о бедных людях, которые пытались провести ночь в больших городах со своими маленькими детьми на островках безопасности для пешеходов. Почему эти люди ищут именно такое негостеприимное место? Может быть, им нравится рев машин и выхлопные газы? Конечно, нет! На островках безопасности нет крыс. Если они заночуют в других местах, во время сна их покусают крысы. В Индии число крыс в восемь раз превышает численность людей. Этих прожорливых тварей, однако, не разрешается уничтожать, поскольку в них ведь могут перевоплотиться люди. Для удовлетворения своего неудержимого голода крысы особенно часто нападают на маленьких детей и во сне отгрызают у них конечности. Ужасно, что такое возможно в рамках религии. Самое большое количество скота в стране мы находим не где-то в Аргентине, а в Индии, которая держит мировой рекорд по наличию крупного рогатого скота — 30 миллионов голов! Но и скот, который был бы так необходим для пропитания перенаселенной страны, где люди умирают от голода, не разрешается умертвлять из религиозных соображений.

Северный Камерун: Чтобы успокоить злых духов, детей «поят» горячей водой. Крепко ухватив детей, в их рот и глотку заливают горячую воду. Эта мучительная процедура кончается болезненным обвариванием, а нередко и смертью ребенка.

Даже эти немногочисленные примеры вскрывают ужасную суть некоторых религий; при этом встает вопрос:

могут ли такие предписания исходить от Бога? Конечно, такие идеи никогда и ни в коем случае не могут исходить от библейского Бога, Отца Иисуса Христа, «ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5,11) и «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4,16).

Точно так же, при более близком рассмотрении других религий с точки зрения нашего определения Д1 (смотрите главу 4.2) оказывается, что и они не от Бога. Таким образом, мы приходим к выводу:

Все религии являются изобретением людей!

Из четырех видов изобретений, упомянутых во вступлении, мы уже познакомились с тремя видами. Два вида имеют явно человеческое происхождение (технические открытия и религии), а следующий также явно имеет своим основанием Божий источник (дела творения). В следующих главах подробно рассмотрим четвертое изобретение: Евангелие.