Глава 11

Слово Божие не возвращается тщетным — Не заботьтесь ни о чем — Бог Илии — наш Бог — Посещение городов — Помощь Пославшего

Наступили осенние холода. Ночные морозы не позволяли нам больше оставаться на ночь в палатке. Дожди и ветры также начали все больше и больше мешать работе. Поэтому, посетив еще несколько селений, нам пришлось закончить работу и сложить палатку на зиму.

Во время работы в некоторых местностях приходилось замечать, что люди слушали Слово, но не было видно никакого плода в смысле обращения. С болью в сердцах приходилось покидать такие селения, давая вопрос: где же причина — в нас или в слушателях? Пришлось испытывать самих себя.

В селении Андреевка была совершена чудная работа. При нашем отъезде большинство жителей, как взрослые, так и дети, знали много духовных гимнов, пели их нам на прощание, но ни одна душа не обратилась.

Прошло около пяти месяцев. Приближалась весна. Поднявшись после тяжелой перенесенной за зиму болезни, я в первый раз ходил по комнате. Вдруг в квартиру вошел незнакомый человек.

«Что вы хотите, мой друг?» — обратился я к вошедшему крестьянину, предложив ему сесть.

«Вы меня, вероятно, не помните», — проговорил вошедший, — но я вам теперь расскажу о причине моего приезда к вам. Я вас хорошо помню и знаю. Вы были у нас в Андреевке прошлой осенью в палатке и проповедовали о Христе. Тогда я неоднократно посещал ваши собрания».

Не припоминая личности вошедшего, я вспомнил, однако, что там не обратилась ни одна душа. Поэтому я жаждал узнать, чего хочет от меня прибывший крестьянин.

«Узнав, что вы живете недалеко от нас, я приехал к вам с большою просьбою. Вот уже несколько месяцев мы никак не можем достать Библию, в которой так нуждаемся. Когда вы уехали из нашего селения, после вас у нам произошел большой спор. Жители разделились на два лагеря, одни говорили, что проповедовали истину, другие же, и в том числе и я, доказывали, что вы обманщики, лжепророки.

Чтобы доказать свою правоту, мы начали собираться по вечерам вместе. У одного человека оказалась Библия, и мы проводили иногда целые ночи в спорах и исследовании Святого Писания.

В одну из таких зимних ночей спор происходил в моей хате. Когда все ушли домой, и я остался один с женою, я сказал ей: «Все, что эти люди говорили, есть правда, об этом говорит Библия. Что же теперь делать, ведь если эти люди и Библия говорят правду, тогда мы погибли, ибо мы самые последние грешники». Жена сидела, опустив голову, она плакала…

«Да, я давно чувствую это, — ответила она сквозь слезы, — но что же делать? Помнишь, те люди говорили, что нужно раскаяться и молиться. Теперь здесь никого нет, мы одни, давай молиться, как молились они в палатке».

Мы преклонили колени, слезы раскаяния и молитвы продолжались около часа. С колен мы встали радостные, счастливые, как дети.

Всю эту ночь мы не ложились спать. Читали Библию, пели песни, молились. А на утро оба пошли по соседям и начали беседовать.

Теперь у нас есть община, человек в двадцать. Имеем каждое воскресенье собрания, какие мы видели у вас в палатке. Вот потеплеет, и мы все хотим принять крещение, так как мы нашли в Библии, что каждый верующий должен креститься. Только вот одна беда: человек, который имеет Библию, не обратился к Богу. Ему священник запретил давать Библию, и мы остались теперь совершенно без Слова Божия».

Выслушав этот простой рассказ, я преклонил колени вместе с новым братом во Христе и благодарил Бога за то, что Его Слово не возвращается тщетным, хотя и не видно, как и когда растет оно в сердцах человеческих.

Снабженный несколькими экземплярами Библии, новый брат радостно возвратился в свое село, прославляя Бога.

В продолжение всей работы мы переживали великие духовные благословения и видели Его руку и в материальной заботе о нас.

Приходилось все больше и больше утверждаться в истине, что чем больше мы всецело заботились о Его деле, тем больше Он заботился обо всех наших, даже самых маленьких, нуждах.

Этот год был очень тяжел. Голод усилился до самых крайних пределов. Наша группа — иногда в пять, иногда в девять человек, — совершенно не имея денежных средств для приобретения самых необходимых продуктов питания, никогда не переживала острой нужды.

Правда, питание было скудное, но голодать не приходилось. Господь посылал продукты иногда через совершенно не знакомых и необращенных людей. Был один-единственный случай, когда возник вопрос о покупке хлеба.

Был уже конец летней работы. Палатка стояла в селении Куркулак. Однажды утром нужно было приготовить завтрак, но сестры заявили, что у нас не одной крошки хлеба. Я просил сотрудников пойти купить, но один из группы предложил лучше голодать, чем пойти купить хлеба. Он считал это маловерием.

Все согласились ожидать, пока Господь пошлет продукты без покупки. Начался разбор Слова и молитвенный час. Во время разбора брат, высказавший, что пойти купить хлеба будет маловерием, задал вопрос: «Покупал ли Иисус когда-либо хлеб во время Своей земной жизни, путешествуя по селениям со Своими учениками?» Были прочитаны места, где Иисус посылал учеников купить пищи.

«Тогда я пойду первый купить пищу для нас! — воскликнул протестовавший прежде. — Если Иисус покупал, то и мы можем это сделать». По окончании молитвенного часа брат отправился в селение.

Однако он получил бесплатно продуктов более, нежели требовалось на один раз для всех нас. Давшие продукты не хотели взять от нас платы.

Летняя работа была окончена, палатка сложена на зиму до будущей зимы. Сотрудники, имеющие родителей и собственные хозяйства, разъехались по домам. Мы с женой и одной сотрудницей избрали для себя местожительством селение Барвенково, недалеко от района летней работы. Предполагалось зимою посещать те места, где проповедовали летом Евангелие, чтобы укреплять новообращенных в Евангельской истине. Но Господь предвидел совершенно иной путь.

Уже в ноябре месяце, наняв небольшую квартиру, я должен был поехать по делам Миссии в Харьков. Нужно было получить разрешение на приобретение миссионерской печати. Разрешение было получено, но я заразился в дороге тифом и приехал обратно совершенно больной. Болезнь продолжалась около двух месяцев. Это была моя третья тяжелая болезнь. Перенеся уже раньше воспаление легких и сыпной тиф, ослабленный прежними болезнями и истощением во время работы, организм был совершенно бессилен бороться с этой тяжкой болезнью. Кризис продолжался около недели. Уставшая от недавней работы жена теперь проводила целые дни и ночи у моей постели.

В это время местные верующие непрестанно возносили к Господу молитвы о моем выздоровлении. На восьмой день кризиса я в первый раз пришел в себя, узнал мою жену и окружающих. Молитвы жены и верующих были услышаны, жизнь медленно начала возвращаться ко мне. К наступившей весне Господь укрепил меня настолько, что я мог снова продолжать работу для Него.

Время моей болезни было временем испытания веры моей жены и находящейся с нами сотрудницы З.Э. Это было время самого сильного голода на юге России.

Еще осенью, когда мы работали в палатке, многие с насмешкой делали нам замечания: «Посмотрим, как вы будете проповедовать зимой! Какой Бог принесет вам пищу, когда ее нет даже у нас, хотя мы и заботимся запастись на зиму всем необходимым. Быть может, будете жить только верою, без пищи?» С человеческой точки зрения нас, действительно, ожидала зимой голодная смерть. Но наш Господь, на Которого мы уповали, был с нами, и нам нечего было бояться за будущее.

Не имея ни должного запаса продуктов, ни топлива, ни теплой одежды и обуви, ни средств для приобретения всего необходимого, мы сняли на зиму небольшую квартиру, за которую договорились платить продуктами. Сверх всего этого я вскоре серьезно заболел.

Мы ничего не имели и уповали лишь на обетование Божие пропитать нас и во время голода.

Голод свирепствовал, люди умирали иногда на улицах, но в это время Бог Илии был и нашим Богом. Он показал нам Свою силу, прокормил нас, как прокормил пророка в доме вдовы Сарептской во время голода в Израильской земле.

Изо дня в день Он посылал нам все необходимое, как для жены и сотрудников, так и для больного. Не было средств, чтобы пригласить врача, но Он послал к нам трех лучших в этой местности врачей.

Один за 50 верст от Барвенкова присылал лекарства, которых не было возможности достать на месте. Не на что было купить молока, но два месяца, пока пришлось лежать в болезни, молоко прибывало каждый день в нужном количестве. Между прочим, в это время было трудно достать молоко даже за деньги.

Однажды утром с некоторой тревогой жена сообщила сестре Э.: «Сегодня у нас ничего нет из продуктов, что можно было бы дать больному. Будем молить Господа, чтобы Он послал нам все необходимое. Он говорит Сам: «Просите, и дано будет вам». Неоднократно Он посылал нам все необходимое, не оставит же Он, Милостивый, и на этот раз».

К престолу Господа вознеслась просьба о насущной нужде. Здесь еще раз оправдалось Его Слово: «Прежде чем они воззовут, Я отвечу».

Только что окончилась молитва, как в коридоре послышался шум.

Дверь отворилась, и в квартиру вошел незнакомый человек. В его руках был небольшой узелок.

«Простите, что я так неожиданно вошел к вам, — начал извиняться крестьянин. — Меня вы, наверно, не знаете, но мы вас очень хорошо помним с прошлой осени, тогда вы стояли у нас несколько дней с палаткой. Теперь я собирался поехать в Барвенково на базар, и моя жена хотела послать вам маленький подарочек». При этом крестьянин развернул узел и поставил на стол кувшин молока, положил с десяток яиц и большой белый хлеб.

Это было сверх всякой надежды и ожиданий, мы имели теперь сразу столько яиц, молока и хлеба! Со слезами на глазах смотрели все теперь на так неожиданно появившиеся продукты. Это был чудный ответ Господа на нашу молитву.

«Где же ваш муж? — обратился к моей жене крестьянин. — Мне так хотелось его видеть, побеседовать с ним. Мы только недавно услышали, что вы остановились на зиму в Барвенкове.

«Он уже несколько недель лежит в тяжелой болезни, но войдите в комнату», — пригласила крестьянина моя жена. Вошедший остановил свой пристальный взор на моем исхудалом лице.

«Да поднимет тебя Господь от этой болезни, чтобы ты снова мог приехать к нам и снова говорить об Иисусе», — произнес крестьянин со слезами на глазах. — Но есть ли у вас что-либо кушать, что можно давать больному? Ведь ему нельзя давать всего, а нужно что-либо получше» — посоветовал моей жене крестьянин.

«Да, мы только что просили Господа, чтобы Он послал нам все необходимое, и Он ответил, послав вас с этими продуктами. Мы очень благодарны Господу и вам за всю вашу доброту и заботу. Передайте и вашей жене наше искреннее спасибо, да воздаст вам за все Господь!»

«Ах, вот оно что! — протянул взволнованным голосом крестьянин. — Теперь я все больше вижу и верю, что Бог действительно заботится о тех, которые верны Ему. Когда я собирался ехать в Барвенково, жена начала меня упрашивать, чтобы я взял все это для вас. Я, признаться, не хотел взять, не знал, где вы живете, думал, что не будет времени искать. Да и как-то неудобно было мне пойти к вам.

Только один раз в жизни я видел вас. Но она все время настаивала, упрашивала взять. Она сказала, что уже давно что-то побуждало ее послать вам хоть что-либо из продуктов, но сегодня это побуждение было особенно сильным. Видно, Сам Господь побуждал ее сердце, — заметил в заключение говоривший. — Ну, слава Господу, что все прибыло вовремя».

Так заботится о нас Господь из дня в день.

В начале моей болезни зашел к нам однажды верующий брат. Он принес с собою пуд хорошей белой муки. Это было целое состояние.

Имея паровую мельницу и сделав еще прежде кое-какие запасы, он помогал теперь иногда нуждающимся. Это было для нас неожиданной и большой помощью. Не имея в нашей квартире, состоявшей всего из двух небольших комнат, никакой кладовой, жена должна была поставить принесенную муку под диван. Все время жена употребляла эту муку как для себя с сестрой Э., так и для меня, когда я начал выздоравливать.

Прошло три месяца, я начал уже вставать и ходить по комнате.

Однажды сестры Э. не было дома. Прохаживаясь по комнате, я поинтересовался, как Господь хранил жену и сестру все это время, и есть ли еще что-нибудь из продуктов.

«О, мы не только не голодали сами, но господь дал нам возможность помогать другим. Не имея хлеба в избытке, мы каждый день варили котелок каши из пшена и кормили приходящих голодных.

Господь послал нам много пшена. Теперь еще есть немного, но вот насчет муки не знаю. Я как-то совершенно не обратила внимания, есть ли у нас еще мука. Ведь уже так давно брат В. принес нам пуд муки. Впрочем, я пойду сейчас посмотрю». С этими словами она подошла к дивану, вынула из-под него мешок с мукою и поставила его посреди комнаты.

«Ах, Господи, что же это такое? Смотри, ведь муки в мешке осталось еще больше половины. Как же это случилось? Ведь мы же брали ее постоянно, а времени прошло так много! Это просто чудо!» Жена показала мне небольшую мисочку, которой они почти каждый день брали муку. В мисочку вмещалось не меньше фунта муки.

Судя по времени, мука должна была быть израсходована вся и даже дважды. Однако имелось еще больше половины.

Глядя на стоящий перед нами мешок с мукою, мы опустились на колени с глубокой благодарностью Богу. Теперь мы ясно видели, что Бог Илии был и нашим Богом.

Жив Господь, невидимая рука Которого дополняла муку в кадке у вдовы в Сарепте Сидонской приблизительно 2800 лет тому назад.

Теперь Он сделал то же самое и у нас в Барвенкове, в бедной квартире Его служителей.

«Во время голода Он пропитает их», — говорит Его Слово (Пс. 32:19). Это сбылось теперь наглядным образом и в нашей жизни.

Оглянувшись назад, мы могли сказать: только Он пропитал нас эту зиму во время голода. Это Он давал нам пищу естественным путем через того или другого из людей. Он сотворил и чудо, увеличив количество нашей муки.

Читая о случившемся некогда в Египте, человеческий разум с трудом мог воспринимать верою это чудо. Это казалось противоестественным, но Господь показал нам, что Он, Создавший вселенную и давший всему законы, стоит гораздо выше этих законов и наших понятий о них.

Нам показалось странным еще и то обстоятельство, что, убирая почти каждый день комнату и переставляя мешок с мукой или беря из него муку, жена ни разу не обратила внимания на то, много ли еще оставалось в мешке муки.

Мы еще продолжали рассуждать о случившемся. Мешок с мукой все еще стоял посреди комнаты, когда вошла сестра З.Э. Узнав причину нашего удивления, она была изумлена еще больше нас. Еще раз мы все трое поблагодарили Бога за Его дивные дела.

Настала весна 1922 года. Работать группами было совершенно немыслимо. Достать продукты для работников не было никакой возможности. Зима съела последние запасы. При этом почва для духовной работы в народе была абсолютно не подходящей: мысли всех были направлены к одному: «Хлеба, хлеба, дайте хлеба!» Не имея возможности работать с группой, мы с женой направились вдвоем по городам, которые уже давно намеревались посетить с целью работы. Мы посетили Москву, Петроград, Витебск, Смоленск, Орел, Харьков и многие селения, села и деревни. В каждом из них приходилось провести от 10 до 20 дней, имея ежедневные собрания при большом стечении народа. Господь посылал во всем Свою мощь.

Верующие радовались и укреплялись в Слове Божием. Многие грешники находили прощение у подножия креста и мир с Богом во время этих собраний.

Отправляясь в эту поездку, мы встречали на станциях массы народа, умирающего от голода. Заглянув в стоящие на путях пустые вагоны, мы видели, что они наполнены трупами голодных. Иногда невольно приходила жуткая мысль: «А что, если за неимением средств для дальнейшего передвижения и продуктов питания, нам также придется умереть на одной из станций среди многих других?

«Во время голода Он пропитает их», — раздавался в такие минуты какой-то внутренний голос.

Полагаясь во всем на Господа, будучи не зависимы ни от кого из людей, мы совершили большую работу за время этой длительной поездки. При этом ни разу за все время не приходилось встречать ни малейшей задержки из-за материальных средств.

«Уповающие на Господа не постыдятся», — говорит Слово Божие.

Был всего один случай, когда мы возложили было наши надежды на людей. Однако мы были постыжены в тот момент, что и сочли наказанием за наше маловерие.

Во время работы в Москве, имея не особенно хорошее питание, мы, по совету верующего, решили обратиться за помощью к американским представителям, снабжавшим некоторых верующих продуктами.

Получив адрес, мы поехали в канцелярию господина Портера, заведующего американской помощью.

В стороне от улицы, в тени небольшого парка стоял старинный деревянный особнячок, в котором расположился представитель помощи. После короткого знакомства, узнав причину нашего посещения, Портер вместе с Павловым, представителем русских верующих, ответили следующими словами: «Мы не отказываем в помощи людям, занимающимся религиозной пропагандой». С глубоким раскаянием мы вместе с другими, давшими нам такой совет, упали на колени перед Господом, прося Его простить этот неправильный поступок. Молитва была услышана, и помощь пришла на этот раз от неимущей бедной вдовы, которой Господь дал прямое указание заботиться о служителях Бога до конца всей их работы в Москве.

Этот случай научил нас во всем уповать на одного лишь Господа и меньше открывать свои нужды людям.

Во время работы в Москве Господь посылал нам обильные благословения. Две недели подряд происходили многолюдные собрания.

В эти дни Москва была охвачена религиозным движением и исканиями. Тихоновцы, живоцерковники, апостольская церковь — все имели свои диспуты и собеседования. Устраивались диспуты Луначарским и другими. Народ искал истины, прислушивался. С этим временем совпало как раз и мое посещение Москвы.

Число слушателей возрастало с каждым днем. Два смежных зала, бывших когда-то бальными, не вмещали слушателей. Несколько дней подряд по вечерам шел проливной дождь. Однако, несмотря на это, люди, совершенно измокшие, приходили слушать весть о Христе.

Верующие члены Московской общины укреплялись в вере, воспламенялись большим желанием служить Господу, неверующие раскаивались и обращались к Христу.

После одной беседы на тему: «Антихрист и его время», к кафедре подошла интеллигентная женщина средних лет.

«Все, что говорили о Боге и об антихристе, все это истинно, — обратилась она ко мне. — Каждый день я посещала ваши лекции и убедилась в истине. Что мне делать, чтобы принять эту истину, принять Христа как своего личного Спасителя?» «Если вы верите во Христа как Сына Божия и Спасителя грешников и чувствуете, что вы нуждаетесь в спасении, вам остается лишь одно: преклонить свои колени и молить Его, чтобы Он простил ваши грехи. Другого пути нет. Писание говорит: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13), — ответил я собеседнице.

«Да, это я знаю, но я не могу призвать имени Христа, — ответила женщина. — Я не могу молиться! Я погибла, совершенно погибла! Выслушайте меня до конца, и, быть может, вы поймете и поможете мне.

Еще в молодости, во время моей студенческой жизни я стремилась к высшим идеалам. Хотела жить для других, бороться со злом и помогать обессиленным и обездоленным. Я стремилась найти правильный путь жизни в социальных идеях, стремилась указать его многим другим. Я перебывала членом почти всех партий, включая антихристов. Но везде получала разочарование, везде видела зло и неправду.

Наконец, я попала в общество поклонников дьявола, членом которого состою и теперь. Вы удивляетесь и не доверяете мне, — добавила она, заметив удивление на моем лице. — Но слушайте дальше. Да, я попала в общество поклонников дьявола. Как вы верите в Бога, так мы верим в дьявола; как вы молитесь Богу, так и мы молимся сатане.

Как вас Бог отвечает на молитвы, так отвечает и нам дьявол. Когда вы собираетесь, Христос присутствует посреди вас; посреди нас присутствует дьявол; мы чувствуем его почти осязаемую близость.

И вот он не допускает теперь меня, чтобы я молилась Иисусу Христу.

Теперь я вижу, знаю истину, знаю, что погибла без Христа, но не могу принять эту истину, не могу молиться. Помогите мне, укажите выход!

Наше общество основано недавно, и в него входят только избранные члены. Мы связаны страшной клятвой. Все это я говорю вам как тайну, надеясь, что вы не выдадите меня. Мне грозит смерть, если я кому-либо открою нашу тайну или выйду из этого общества.

Мы имеем страшную цель: искоренить всякую религию, искоренить веру в Бога в России и во всем мире. Мы задались целью уничтожить все Св. Писание и духовную литературу. Это мы проводим теперь в жизнь. В России печатать не разрешаем, а приходящую из-за границы уничтожаем, не допускаем ее до вас. Вот смотрите, я захватила с собою несколько брошюр, которые присылаются из других стран, и которые мы уничтожаем». При этом она передала мне несколько брошюр.

«О, не выдавайте меня и помогите выбраться из этих страшных сетей!» — простонала несчастная.

Было жутко слушать этот рассказ, эту исповедь. «Что это? Бред больного человека или страшная действительность?» — задавал я себе вопрос. Если это действительность, то Россию ожидает нечто ужасное, ибо эта женщина намеками давала понять, что членами общества поклонников сатаны являются люди, возглавляющие нынешнюю власть в России.

Дальнейшая судьба этой женщины осталась для нас неизвестной, но многое из сказанного ею подтверждается снова и снова в последнее время.

Оставив Москву, мы поехали в другие города, неся повсюду Евангелие Христово.

Поездка закончилась под осень. С начала 1917-го года мы не имели постоянного местожительства. Беспрерывная работа, третья по счету тяжелая болезнь, перенесенная мною зимою, подорвали мои силы. Из этой последней поездки я возвратился совершенно разбитым от усталости и больным. Последние собрания в Харькове, о которых уже было объявлено, не могли состояться. По пути в собрание я упал на улице от сильного переутомления, и помогавшая мне в работе жена должна была увезти меня куда-либо на отдых.