7. Молитвы, на которые долго или никогда не бывает ответа

Молитва — это радиосвязь человека с Богом. Возбужденная Духом Святым, истекая из сердца человека, и передаваемая человеком через свой разум, она постоянно достигает до престола Всевышнего. Бог не только воспринимает, слышит молитвы взывающих к Нему сынов человеческих, но и отвечает на них, дает просимое у Него.

Однако, как свидетельствует Священное Писание Ветхого и Нового Завета, не на все молитвы Бог отвечает одинаково. Иногда ответы приходят немедленно, иногда через долгое время, а иногда Бог не дает просимого от Него, вообще.

Эту же истину приходится наблюдать и в наши дни из переживаний различных людей, взывающих к Богу. Мы привели уже многие примеры немедленного ответа на молитвы, как из личной жизни, а так же и из переживаний других людей, известных автору. В этой главе отметим случаи, когда Бог долго или совсем не отвечает на молитвы.

Много лет я возносил просьбы к Богу о своем брате. Но ответа пришлось ожидать пятнадцать лет. Он принадлежал к православной церкви, а его жена была ревностной католичкой. Однако, ни православие, ни католицизм не спасали их от полного рабства греху.

Свидетельство перед ними о Христе, распятом за наши грехи и воскресшем для нашего оправдания, не имело никакого влияния на их сердца и разум. Не было никакой надежды на их обращение. С человеческой точки зрения они были совершенно недоступны для Слова Божия. Но Бог знает и имеет пути к достижению человеческого сердца. И наша молитва продолжала возноситься к Его престолу об их обращении.

Несколько лет тому назад, находясь во Флориде, мы получили письмо, в котором жена брата сообщала о его смерти. Он умер от туберкулеза после трехлетних страданий. «Его физическое состояние в последние годы было очень тяжелым, — писала его жена, — но это было самое благословенное время в нашей семейной жизни, ибо за 2 года до смерти, будучи больным, он обратился ко Христу и стал совершенно новым, неузнаваемым человеком».

Известие о смерти последнего из моих братьев было тяжелым для нас, но оно принесло и необыкновенную радость: мы знали теперь, что Бог ответил на наши долголетние моления. Он достиг сердца людей, за которых воссылались молитвы, достиг через болезнь, в последние дни их жизни. Жена брата умерла вскоре после мужа. Они умерли для временной земной жизни, но были воскрешены для жизни вечной в последний момент. Молитвы не пропадают даром, хотя Бог с ответом иногда медлит долгие годы.

* * *

Лена Гардер была самой здоровой женщиной из всех наших сотрудниц во время работы в России. Это было воплощение здоровья. Она была женой заведующего приютом Миссии, матерью нескольких своих детей и матерью всего приюта.

В годы отрочества у нее были необыкновенные переживания. Ни один врач не ожидал, чтобы она могла когда-нибудь встать с одра необыкновенно суровой болезни. Когда ей было 12 лет, у нее начались страшные боли во всем теле, кости сделались мягкими, она не могла сидеть, поднять рук, двинуть ногой, повернуть голову. Шея сделалась необыкновенно длинной. Она превратилась в беспомощное существо. День и ночь кто-либо должен был сидеть около нее, чтобы оказывать помощь.

Родители были довольно богатыми людьми и средств для лечения дочери не жалели. Все медицинские средства, доступные человеку, были испробованы, но облегчение не наступало, болезнь продолжалась. В то время, неподалеку от Мелитополя, жил некто Вибе, самый знаменитый человек по лечению костей. Он излечивал переломы, вывихи, раздробление костей. Множество пациентов стекалось к нему из самых отдаленных мест страны.

Испытав все другие средства, родители Лены решили отвезти дочь из Крыма к Вибе. Но знаменитый лекарь, осмотрев больную, заявил, что не сможет помочь несчастной. Родители стали упрашивать, чтобы он не отказывался от лечения. И тогда он согласился оставить больную под своим наблюдением на некоторое время.

Янцены поселились недалеко от доктора. Прошло несколько месяцев. Вибе делал все, что мог, наконец, сказал: «Я не Бог, чтобы исцелить вашу дочь, больше я не могу сделать абсолютно ничего, мертвых может воскрешать только Господь». Для родителей всякая надежда на исцеление дочери была потеряна.

Но будучи верующими людьми, обращаясь с самого начала к врачам, они прибегали и к молитве, прося Бога употребить врачей, как орудия для исцеления. Немало молитв было вознесено Творцу и о том, чтобыОн Сам исцелил их несчастную, любимую дочь. Когда все надежды на врачей были утрачены, они усилили мольбы о помощи к Богу. Молились и многие верующие во всей окрестности, знавшие о невероятных страданиях больной. Призванные пресвитеры церкви совершили помазание елеем и молились с возложением рук. И после этого исцеления не последовало. Наконец, после долгого времени, видя, что страдания дочери не прекращаются, родители стали просить Бога, чтобы Он взял ее из мира, прекратив страдания через смерть.

В одно из воскресений в церкви той местности, где находилась больная, был назначен районный праздник жатвы. Этот район считался самым богатым районом России в сельскохозяйственном отношении и верующие люди обычно, собрав урожай, назначают один день для благодарственных собраний. В эти дни съезжаются многие со всего района, привозят образцы собранных ими плодов земли и украшают ими церкви. Благодаря Бога за дарованный урожай, многие делают щедрые пожертвования для Миссии и для распространения Евангелия в языческих странах.

В это воскресенье собрание было очень многолюдным, люди съехались за десятки верст. Родители больной девочки решили просить в собрании всех членов, всех друзей и верующих -прекратить молитвы об ее исцелении, а вознести мольбы об ее отозвании из мира. С этим намерением отец пришел в церковь. Больная осталась дома одна. Вдруг она услышала голос: «Лена, встань». — Что это значит? — подумала она. «Встань сейчас или никогда», — повторил тот же голос.

Уже давно она не могла шевельнуть хотя бы одним из своих членов, но теперь, без всякого сомнения и замедления, сбросив одеяло, выпрыгнула из постели. Осмотрев свои руки и ноги, она нашла их совершенно здоровыми. Длинная до этого шея стала совершенно нормальной. Лене стало казаться, что она никогда не была больной.

Весть об исцелении девочки быстро распространилась от одного к другому. Не разъехавшиеся после собрания люди, не веря слуху, спешили убедиться сами в совершившемся чуде. Было назначено второе собрание. Верующие благодарили Бога за это необыкновенное исцеление. Доктор Вибе будучи до того необращенным скептиком, обратился к Господу при виде совершенно здоровой девочки.

Исцеление Лены произошло необыкновенным, чудесным образом в ответ на молитву. В продолжение нескольких лет ее болезни непрестанные молитвы об ее исцелении возносились к престолу Всевышнего.

Ответ на молитвы медлил и пришел только тогда, когда молящиеся согласились прекратить мольбы об исцелении и воззвать к Творцу о смерти больной. Господь исцелил больную всего за несколько минут до начала молитвы о смерти.

Причина замедления ответа известна только Богу, но ответ был полным и своевременным. После этого, в продолжение долгих лет, она была совершенно здоровой, вышла замуж и работала, не покладая рук, для своей семьи и для приюта.

* * *

В одно зимнее утро, во время пребывания в России, к нам приехал пастор одной из больших церквей отдаленного района. Он сообщил, что их церковь решила в течение нескольких зимних месяцев провести курсы для проповедников. Его уполномочили просить нас взять на себя руководство и преподавание на курсах.

Это было самое тревожное время в России. Библейские курсы были запрещены и происходили по разным местам только нелегальным образом. Взять на себя руководство, значит подвергнуться аресту со всеми его последствиями. При этом церковь, где должны были проходить курсы, находилась всего в пятнадцати километрах от окружного центра. Значит, нужно было работать нелегально на глазах у власти. Но нужда в подготовке проповедников и усиленные просьбы братьев заставили согласиться.

Предполагалось, что соберется человек 50 из разных церквей. Занятия должны были происходить в молитвенном доме под видом обыкновенных собраний, а жить приехавшие должны были в домах членов общины.

Перед этим несколько месяцев я провел в поездках. Чувствовалось переутомление. А тут началась усиленная работа по подготовке лекций. Главными предметами программы курсов были: Гомилетика, Экзегетика, Церковная история, пророчества, краткая Всемирная История. Все эти предметы должен был преподавать один человек.

Усталые нервы не выдержали. В одну ночь я проснулся со страшными головными болями и шумом в ушах, как будто я находился у водопада. Началось время страшной, невыносимой болезни. Днем клонило в дремоту, а ночью сон уходил от глаз. Пришлось все время находиться в полулежачем состоянии.Медицинская помощь и советы врачей не помогали. Много молитв возносилось к Богу о моем исцелении, но ответа на них не было. Болезнь продолжалась полных четыре года, вплоть до нашего отъезда из России. Только в Канаде появилось чувство освобождения от болезни, силы восстановились и возвратилась способность к труду в полной мере.

Задержка с ответом на молитвы была продолжительной, но Бог медлил с ответом только ради нашего блага. Если бы Он ответил на молитвы об исцелении, как отвечал прежде на другие просьбы, мы бы никогда не оставили России и не уехали за границу. Начавшиеся же вскоре после нашего отъезда гонения, унесшие многих из верующих, прекратили бы прежде времени и нашу земную жизнь. Через задержку ответа об исцелении на несколько лет, Бог вывел нас из России и сохранил жизнь еще на некоторое время.

В то время нам были непонятны Его пути, но они стали ясными, когда всякая опасность миновала и Он вывел нас на пространное место.

* * *

Книга Бытие, в 18-й главе, в стихах с 23 по 33 содержит молитву Авраама за Содом и Гоморру. Бог открывает Аврааму, что он пришел для уничтожения этих городов со всеми их жителями. Авраам начинает умолять Бога — пощадить города. Но Содом и Гоморра были уничтожены, молитва Авраама осталась без ответа, хотя Бог услышал ее.

В Библии мы читаем и о молитве Моисея, дабы Бог дал ему возможность войти в Палестину вместе с народом Израильским. Бог выслушивает его молитву, но говорит следующее: «Полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей». (Втор. 3:25-27).

Моисей, по молитвам которого Бог разделял море, изводил воду из скалы, защищал народ от врагов, посылал манну в пустыне, останавливал поражение народа язвою, в ответ на молитву которого творил множество сверхъестественных чудес, этот Моисей не получил просимого, кажется совершенно маловажного по сравнению с тем, что получал прежде? Бог не удовлетворил его просьбы и советует Моисею не напоминать больше о том, чего Он не хочет дать.

Пророк Илия, преследуемый правителем Израиля Ахавом и его женой Иезавелью, скитаясь из одного места в другое в поисках убежища, просит себе смерти: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих». (3 Цар. 19:3-4).

Бог слышит молитву Илии о смерти, но Он не только не берет душу Илии, как тот просит, но переселят Илию живым на небо, так что он не видит смерти, вообще. Молитва Илии о смерти осталась неисполненной до сего дня.

Апостол Павел, будучи поражен болезнью, трижды взывает к Богу об исцелении, но не получает просимого. Об этом он свидетельствует в следующих словах: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». (2Кор. 12:7-9).

Страницы Библии полны свидетельств о молитвах исполненных Богом, а также и о молитвах, на которые молящиеся не получали просимого ответа. Факты наших дней так же свидетельствуют о многих случаях безрезультатных молитв.

Причины не отвеченных молитв не всегда бывают по вине молящихся. Хотя есть люди, пробующие безрезультатно разменять чек обетовании Бога, написанный на имя других личностей, но об этих душах мы в данный момент не говорим. Главные причины не отвеченных молитв кроются в свойствах Бога, упомянутых во второй главе этой книги. Там мы отметили, что Бог не только всемогущ и всевидящ, но что Он в то же время свят и справедлив.

В силу Своей святости Он не может помогать человеку, находящемуся на чужой для Него территории, являющемуся подданным другого господина, до тех пор, пока человек не начнет добровольно взывать к Нему о помощи. Только молитва дает Ему моральное право вмешиваться в дела нашего мира.

Те же самые Божьи свойства, то есть, Его святость и справедливость удерживают Его во многих случаях — отвечать на молитву взывающих. В молитве за Содом и Гоморру Авраам напоминает Богу об этих Его свойствах и этим уже сам исключает исполнение своей молитвы. Он говорит: «Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым… Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:23-25).Мы можем представить себе обыкновенного судию, призванного стоять на страже законов. Представим себе, что будучи блюстителем законов, он по тем или иным причинам оставляет преступников без наказания, или, зная их вину, оправдывает. Конечно, подобный судия был бы в наших глазах сообщником преступников или одним из их среды.

Авраам называет Бога Судией всей земли и этот Судия свят и справедлив. Бог делает все, чтобы спасти грешника от его грехов и от суда, как последствия греха. Ибо вечный закон говорит: «Возмездие за грех смерть». Он долго терпит, принимает все меры для спасения, но всему есть свой предел, есть предел и долготерпению Бога. Тот, Который Сына Своего не пощадил, но отдал Его на мучения за грехи мира, должен будет однажды справедливо судить мир, не принявший Божьих средств для своего спасения.

Содом и Гоморра перешли всякую границу греха, чтобы заслужить Божье милосердие и долготерпение. Если б Господь ответил на молитву Авраама и пощадил эти города, он оказался бы сообщником грешников и не был бы больше святым и справедливым.

Новый Завет, обращающий внимание верующих на важность молитвы, так же свидетельствует о пределах, где молитва может быть не услышана Богом. Эта истина выражена в следующих словах: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти». (1Иоан.5:16-17).

В приведенном случае с Моисеем перед нами наличие греха, за который Моисей должен был понести наказание и его молитва не была удовлетворена Богом, ибо Моисей согрешил и согрешил сознательно. Бог приказал ему собрать народ, привести к скале и на глазах всего народа сказать скале, чтобы она дала воду для народа.

Моисей собрал народ, но сделал совершенно другое, а не то, что было приказано Богом. Писание повествует об этом так:

«И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис. 20:7-12).

Моисей должен был показать пред народом святость Бога, но он показал свою силу или же свою праведность. И приговор Бога, как святого и справедливого, моментально был вынесен над Моисеем согласно с его сознательным поступком или грехом. Моисей не погиб духовно, но он был наказан лишением радости — войти в Палестину вместе с народом. И его молитва об этой радости была отвергнута.

Верующие люди призваны молиться за всех человеков. Бог слышит их взывания, но в силу Своей справедливости и святости Он не может отвечать на те молитвы, которые возносятся за переступивших предел долготерпения Бога, предел, до которого может снизойти святость и справедливость Божья, не нарушая своей сущности.

Молящийся человек не сердцевидец, он не знает, кто из живущих на земле достиг той или иной степени согрешений, поэтому он должен молиться за всех, Бог же, чье око проникает во все глубины земли и во все помышления сердец человеческих, видит состояние каждого, знает, можно ли ответить на ту или иную просьбу.

Таким образом молящийся человек не всегда должен искать причины в себе, если его молитвы в том или ином случае остались безрезультатными. Бог нуждается в молитвах сынов человеческих, чтобы помогать и спасать тех, за которых молитвы возносятся, но всему существует предел. Бывает состояние, когда молитвы самых великих мужей не могут помочь. Бог говорит:

«…сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог». (Иез. 14:12-20).

Когда приговор Божий произнесен над личностью или страной, то молитвы Ноя, Даниила, Иова, Моисея, Илии и никого другого из живущих на земле или во всей вселенной о спасении не могут быть услышаны. Ибо вечная справедливость и святость Бога нерушимы!

БОГ ВСЕВИДЯЩ, и в силу этого некоторые молитвы остаются без ответа. Апостол Павел трижды молит Бога об исцелении, но молитвы остаются неудовлетворенными. Единственное, что Бог говорит Павлу в ответ на молитвы, это Его Божественное «нет».

Бог милосерден, Он не желает, чтобы Его творение и особенно Его свидетели страдали на земле. Он дает жизнь, здоровье и всякие блага сынам человеческим, а тем более, просящим у Него. Но существуютстрадания еще более страшные, чем временные болезни и лишения, страдания вечные вместе с диаволом и ангелами его. И для того, чтобы спасти душу от страданий вечных, Бог допускает страдания временные.

Павел, получивший от Бога величайшие откровения, был на опасном пути: ему угрожала гордость. Он этого не сознавал и не видел, но Бог всевидящ, он знает будущее человека и чтобы предотвратить Павла от этого страшного греха, Бог допускает ангела сатаны — подвергать его ударам болезни.

Если бы Бог ответил на молитву Павла об исцелении его физического недуга, этим Он подверг бы его опасности вечной гибели. Ибо тот же Павел говорит Духом Святым о грехе гордости следующее:»., епископ… не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом». (1 Тим. 3:2-6).

Человек видит обстоятельства, окружающие его и состояние, в котором он находится. Бог же видит истинные причины того или иного обстоятельства или того или иного состояния. И поэтому, будучи всевидящим, Он не отвечает на те или иные молитвы. Если бы он отвечал на них, Он причинял бы вред тому, кто молится за себя или тем, за которых молитвы возносятся.

В продолжение жизни автора Бог спасал его и помогал ему неоднократно. Дважды меч в буквальном смысле был поднят над головою, дважды был исцелен от сыпного тифа, один раз от воспаления легких. Несколько раз от тюрьмы. Однажды палка толщиной в полтора дюйма, которая должна была раздробить голову, переломилась на голове, как перегорелая нить и этим была спасена жизнь. Трижды Бог спасал от отравления газом, один раз от неизвестного яда.

В продолжение сорока пяти лет служения после обращения, в разных странах, при различных обстоятельствах, Бог пополнял все материальные нужды от дома и автомобиля до самых ничтожных мелочей, как например, денег на один обед. Ибо только в течение двух лет за долгие годы автор получал определенное жалованье. И вся эта помощь, защита, исцеления приходили в последний момент в ответ на личные молитвы или в ответ на молитвы других.

Кажется, нет столько волос на голове, сколько раз Бог отвечал и помогал в ответ на молитвы. Но иногда Бог не слышал наших молитв и молитв наших друзей верующих об исцелении от болезней.

Когда первый раз постигла болезнь в России и в течение шести месяцев продолжались боли головы, шум в ушах, отсутствие сна, в этом отчаянном положении я повторял молитву Илии, дабы Господь взял меня от мира. В те времена молчание Бога было непонятным. Теперь же, издали приходится благодарить Его за то, что Он не ответил на просьбы об исцелении.

Если бы Он исцелил в те дни, мы никогда бы не покинули России, а, оставаясь там, не могли бы сохранить свою жизнь, не могли бы свидетельствовать о Нем до сего дня.

Бог видел дальше и глубже, Он видел лежавшую на нашем пути опасность, Он хотел сохранить нас от нее. Других путей не существовало и Он допустил тяжелую болезнь. Через болезнь Он достиг Своей цели, мы начали взывать к Нему, дабы Он вывел нас в другие страны и Он послал все необходимое для выезда сверхъестественным путем.

Он не ответил на молитвы об исцелении, ибо это исцеление было бы не для нашего блага, а для вреда. Оно не было бы также и для Его славы, ибо прошло бы в те времена незамеченным.

Припоминается один случай, происшедший в Крыму. Однажды, стоя на горе, путешественник наблюдал за спускающимся с горы стадом овец. Пастух со своим длинным посохом медленно шел впереди. Пощипывая травку по сторонам дороги, овцы мирно следовали за ним.

Наблюдая за этой мирной картиной, путешественник представлял себе другую картину, картину Пастыря душ человеческих, идущего впереди Своих овец и ведущего их ко вратам вечной обители. Ему вспомнились слова Давида: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою»… Вспомнил и слова сказанные Христом: «Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Вдруг размышления наблюдателя были прерваны резко сменившейся картиной. Быстро собирая попадавшиеся под руку камни, пастух начал бросать в идущих за ним овец. Испуганные овцы бросались с дороги в разные стороны.

Удивление и негодование наполнило сердце наблюдателя. «Жестокий, грубый человек», — пронеслось в его уме. Но через минуту картина изменилась снова. Дорога шла вокруг горы. Из-за поворота показался тяжелый экипаж, запряженный четверкой лошадей и наполненный пассажирами. Экипаж быстро промчался между разбежавшимися в разные стороны овцами.

Еще минуту или две и пастух снова медленно шагал впереди овец, которые по-прежнему следовали за ним, как бы ничего не случилось. Наблюдавший смотрел на все с затаенным дыханием. Его мнение о пастухе быстро изменилось и гнев сменился уважением. Он понял, что не жестокость, а любовь к овцам и забота о них заставили его взять камни и бросить их в следовавших за ним кротких животных.Овцы беспечно шли дорогой, не подозревая об угрожающей опасности, но привычный слух пастуха предупредил его о быстро приближавшемся экипаже. Он знал, что еще несколько минут и некоторые из его овец могут быть растоптаны копытами коней и раздавлены колесами, если не принять скорых и необходимых мер. Ударами камней он причинил овцам некоторую боль, но разогнав их таким образом по сторонам, спас овец от гибели.

Добрый Пастырь душ человеческих — Господь, положивший душу Свою за овец, купивший их Своей кровью, пролитой на Голгофском кресте, идет впереди в продолжение всей их жизненной дороги. Его овцы, сыны человческие, часто не подозревают, какие угрожающие опасности на их пути расставил князь мира сего, они не видят их своими глазами. Но всевидящий и всезнающий Пастырь видит всевозможные сатанинские колесницы, готовые раздавить Его овец. Его око проницает глубины веков и бездны ада. Нет ничего сокрытого от Его очей.

Очень часто, чтобы удалить Своих овец из опасных зон, Он посылает им неожиданные и жестокие удары, в виде болезней, потерь, гонений и так далее. Причиняя временные физические страдания. Он спасает их от вечной гибели.

Правда, зачастую в своем неведении, с ограниченным духовным зрением, верующий человек впадает в уныние, ищет причин своей неудачной жизни, терзается мыслью, что быть может эти удары следуют, как наказание за грех, за его неправильное отношение к Богу. Но не всегда удары следуют, как наказание за грех, очень часто они являются предостережением от падения. В таких случаях души начинают взывать к Богу и, не получив облегчения, приходят в отчаяние, допуская, что их молитвы не услышаны Богом, что Он не отвечает на их просьбы, как Он перестал однажды отвечать Саулу.

Но что было бы с апостолом Павлом если бы Бог исцелил его от болезни в ответ на его молитвы об исцелении? Конечно, Павел был бы здоров физически, но мог бы погибнуть духовно. Молитва Павла, оставшаяся без отклика, послужила вечным благословением для него лично и благословением для миллионов живших и живущих на земле до наших дней.

Иногда Бог не отвечает на молитвы об исцелении с другой целью. Он нуждается в мужах и женах молитвы. Занятые различной деятельностью, люди часто не находят ни времени, ни сил для молитвенного ходатайства, все их время и силы уходят на другую деятельность. Через допущение болезни Бог устраняет некоторых от суетной деятельности, чтобы создать для них обстоятельства для молитвенного ходатайства за других. Он не отвечает на молитвы об их собственном исцелении, чтобы слышать их молитвенный голос за многих и отвечать на их просьбы.

Как непостижимы пути Его, премудрость Его неисследима, и как велика милость Его к сынам человеческим!

Все, что Он делает, Он делает во благо для жителей земли. Да будет имя Его благословенно отныне и вовеки!

Напрасные разочарования переживают иногда верующие люди, не получая ответа на свои молитвы о больных, которые вместо исцеления умирают, несмотря на усиленные молитвы об их исцелении.

Недавно мне пришлось присутствовать при смерти одного из одареннейших свидетелей Бога в Штатах брата Гелифельд. Талантливый, наделенный физической силой он должен был уйти из мира всего тридцати трех лет от роду, уйти в самом расцвете своей деятельности.

Во время необыкновенно быстрой болезни десятки сотрудников и друзей часами проводили время в молитве о его исцелении. В молитвах слышалась не только просьба, но некоторые с уверенностью заявляли, что брат должен быть исцелен. Бог не должен брать его так рано, он еще нужен для страны, для большого дела на ниве Христовой. Несмотря на все это брат умер на пятый день болезни. Многие молившиеся за него были в недоумении: как, почему Бог не ответил на их молитвы, ведь все были так уверены в ответе. И ведь Бог обещал слышать, если двое или трое собраны в молитве. А в данном случае молились сотни людей. Почему же Бог не услышал их молитв?

Тринадцать из моих сотрудников в России умерли насильственной смертью в самом расцвете их сил и деятельности. Однажды были убиты семь человек одновременно шайкой Махно. Некоторые из этих тринадцати были одаренными свидетелями Бога. Казалось, что они незаменимы для нас, при этом умерли они во время самой большой духовной нужды. В стране, охваченной хаосом гражданской войны, каждый день умирали сотни людей, не знавших Бога. Как нужны были Божьи чада для свидетельства о Нем!

За сохранение их жизни в те дни молились близкие, друзья, молились церкви, к которым они принадлежали, ибо все сознавали постоянную опасность, угрожавшую путешествующим свидетелям Бога. О Божьей охране ежедневно молились они сами и их сотрудники. Некоторые из них были зарублены шашками, когда стояли на коленях в молитве перед Богом. Но все эти мольбы оказались тщетными и неполучили Божьего отклика. Жизнь нужных работников не была сохранена для славного труда на ниве Христовой.

После смерти целой группы в течение нескольких дней мы также находились в недоумении: почему Бог взял их от нас, почему не было ответа на молитвы? Ведь Он видимым образом сохранил жизнь других сотрудников, находившихся в таких же обстоятельствах и в той же местности.

Над головой некоторых уже был занесен меч, но они были спасены в последнее мгновение. В ответ на молитвы Бог спасал чудесным образом целые селения, но почему же не были спасены эти семеро?

Быть может они не были угодны Богу? Быть может их жизнь была не чиста, не права перед Ним? Нет, они были одними из лучших, идеальнейших служителей Бога. Они отдали все для служения Богу, для привлечения грешников к Нему.

Ответ на вопросы человека в данном случае дает Дух Божий через написанное Слово и это Слово говорит:

«Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф. 2:10).

Прежде нашего появления в мир, прежде обращения ко Христу, Бог проникающий Своим оком глубины веков, видящий прошлое, настоящее и будущее всего существующего во вселенной, предвидит каждую душу, которая будет обращена к Нему, которая будет Его свидетелем на земле, и согласно этого предвидения Он предназначил для каждого известные добрые дела в этом мире, которые каждый член церкви должен выполнить живя на земле.

До тех пор, пока предназначенная миссия не выполнена человеком, ни один волос не может пасть с головы его, в каких бы обстоятельствах он ни находился. Во рве ли львином, в раскаленной ли печи, среди летящих пуль и шрапнели, под поднятым мечом, среди бушующих волн океана, среди эпидемических болезней, среди вражды и голода — Бог находит средства чтобы охранять человека. Он возбуждает Духом Святым молитвы о помощи и защите этого человека в сердцах или, когда возможно, в собственном сердце об ограждении от опасности и в ответ на молитвы всегда спасает.

Но если назначенная для отдельной личности миссия выполнена на земле, добрые дела завершены — он становится ненужным среди живущих и Бог отзывает такую душу к Себе. Ибо мы смотрим только на временное, видимое, Бог же смотрит на вечное и невидимое для нас и более важное, чем жизнь на земле. И никакие личные молитвы, молитвы других душ или молитвы целых групп не могут быть услышаны. Ибо в таких случаях, ответив на молитвы и сохранив жизнь временную на земле еще на несколько лет, Бог допустил бы погибнуть душе для вечной жизни.

Каким образом Бог берет человека от земли, в. этом нет разницы для переходящего в вечность. Употреблен ли меч или пуля на войне, заразная ли болезнь или еще какой случай, ибо все это лишь средства, отворяющие дверь перед жителями земли для их перехода в вечные, приготовленные Богом, обители для них.

Многие пророки Ветхого Завета, великое число святых Нового Завета умирали и умирают насильственной смертью, умирают во цвете лет, сил и здоровья и Бог, сильный, чтобы сохранить их, не защитил от насильственной смерти, ибо они окончили назначенное для них дело и были взяты от земли. Молитвы об их исцелении остались без ответа.

Самый величайший из рожденных женами, пророк Иоанн Креститель, умер в расцвете сил и деятельности, умер по капризу порочной женщины. Почему Бог не защитил величайшего из людей? Неужели прихоть грешницы была сильнее руки Всемогущего Бога? Ответ найдем в той же истине: для Иоанна Крестителя было в мире известное дело, для которого он был предназначен, которое он должен был исполнить. Этим делом для Иоанна было — явление Иисуса Христа перед народом Израильским, как ожидаемого Мессии-Царя.

Огненные проповеди Иоанна раздавались на берегах Иордана, они жгли сердца слушателей. Массы народа в раскаянии принимали крещение от Иоанна, исповедуя свои грехи. Наконец, настал день, когда вместе с другими к нему пришел Иисус из Назарета. Во время крещения отверзлись небеса и Иоанн услышал голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мат. 3:17).

Иоанн получив свидетельство от Пославшего его моментально провозглашает перед народом и своими учениками:

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира… Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (Иоанн. 1:29-31).

После этого момента, момента явления Иисуса Христа, деятельность Иоанна становится ненужной и лишней. Каприз женщины является лишь видимым предлогом для его отозвания к Пославшему его.Молитвы Иоанна, заключенного в темницу и молитвы его учеников об освобождении, если они возносились, не могли быть приняты Богом для ответа.

Пришедший во плоти Сын Божий оставил эту плоть так же во время самого расцвета сил и деятельности. Только что им было совершено величайшее из чудес: смердящий труп мертвеца ожил и вышел из гроба. Только что массы учеников и постороннего народа, сопровождая Его в Иерусалим, кричали: «Осанна в вышних Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне».

Христу было только 33 года, нужда Его присутствия здесь на земле для Его учеников и для народа казалась необыкновенно насущной. Казалось, что было бы гораздо лучше, если бы Он остался на земле еще хотя бы несколько лет. Но Он ушел, ушел всего лишь после трехлетней деятельности.

Когда Петр узнал, что Иисус вскоре должен умереть, он отзывает Его в сторону и наедине начинает молить Его: «…будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!». В ответ на молитву Петра Господь говорит: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». (Мат. 16:21-23).

Где причина Его раннего оставления этого мира, Своей деятельности, где причина строгого ответа на молитву одного из первых Его учеников? — задает вопрос человеческий разум. Ответ в той же Божественной истине, истине предназначения каждого для известного дела на земле. И Господь подтверждает эту истину в словах: «Я прославил Тебя на земле, СОВЕРШИЛ ДЕЛО, которое Ты поручил Мне исполнить… Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду». (Иоанн. 17:4-1 1).

Прежде пришествия Господа на землю Отцом было поручено Ему известное дело и это дело было выполнено Им в продолжение трех лет. В последней молитве Он говорит: «Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».

Миссия Господа на земле была закончена, дальнейшее Его пребывание на земле становится лишним, ненужным. Горе учеников не задерживает Его, молитва их, высказанная устами Петра, отвергается. Он оставляет мир и уходит к Отцу.

Правда путь перехода был тяжелый и тернистый: Гефсимания, судилище, Голгофский крест, но это был назначенный для Него путь и никто и ничто не могло изменить его.

Как во дни Ветхого Завета, во дни Иоанна Крестителя и во дни нашего Господа, так и до наших дней истина перехода в вечность верующего человека остается одной и той же. Для всех назначено известное время сеяния и жатвы. Когда же семена засеяны или созревшая нива сжата, делатели отзываются с земли. Молитвы о продлении их жизни, исцелении или охране от того или иного случая, грозящего смертью, не могут быть услышаны.

Дело и призвание верующего человека — взывать в молитвах к Богу постоянно, во всякое время, за всех человеков. Это его священническая обязанность на земле. Бог слышит все молитвы без исключения. На одни просьбы Он посылает ответ немедленно, иногда во мгновение ока. Ответы на другие просьбы приходят иногда через долгие годы, а третьи просьбы остаются без всякого ответа.

Господь говорит: «Просите, и дано будет вам;… Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». (Матф. 7:7-11).

Сыны человеческие должны просить и Бог готов дать просимое от Него, но при условии: если это просимое является благом для просящего. Иногда в своей духовной близорукости человек просит у Бога вещи, о которых он думает, что это будет для него хлебом или рыбой. Но Бог, видящий дальше и глубже сынов человеческих, знает, что если Он даст просимое Его детям, то это будет для него камнем или ядовитой змеей. И Он, всевидящий и всезнающий, отвергает просьбу в своей великой любви и милости к просящему, ибо только Он дает блага просящим у Него.

Молитва имеет величайшее значение в плане спасения Богом нашего земного мира. Без молитвы человека Бог, приготовивший все для спасения, не может употребить спасительные средства над погибающими грешниками. Он спасает сынов человеческих только в ответ на молитву.

Отдавший Своего Сына Единородного для спасения души человека, Бог дает все просимое у Него спасенным людям, что служит для их блага или для блага тех, о которых Его дети возносят молитвы. И если Он не отвечает на некоторые из молитв, не посылает просимого, то лишь ради вечного блага просящего.

Миллионы спасенных Богом будут благодарить Господа в продолжение всей вечности, что их молитвы были услышаны и что они спасены Им в ответ на молитвы личные и на молитвы других людей, возносившихся ради их спасения.

Но многие из святых Господних будут благодарить Его в продолжение всей вечности и за то, что на их просьбы не было ответа от Бога.