2. Совет, чины и предназначение ангелов

Совет ангелов

В Пс.88:6,8 говорится о «собрании святых» и «сонме святых» (ст.5,7).

Так как Псалмы состоят из еврейской поэзии, которая характеризуется параллелизмом, то эти два предложения относятся к одной и той же группе.

Еврейское слово, которое переводится как «собрание, сонм» означает также «совет». Его основное значение было «конфиденциальная речь», но это значение было расширено таким образом, чтобы означать «круг надежных, близких друзей», с которыми человек говорит в доверии [R. D. Patterson «sode», «Theological Handbook of the Old Testament». Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr., and Bruce K. Waltke, p. 619].

Джозеф Эддисон Александер утверждал, что это слово «полностью отличается от необычно трактуемого слова «святые». Последнее всегда относится к людям, первое — обычно к сверхсуществам, т.е. к ангелам [Joseph Addison Alexander, «The Psalms», p. 370]. Поэтому он указывал на то, что собрание или сонм святых в Пс.88:6-7 состоит из святых ангелов, а не из человеческих существ.

Другие исследователи Ветхого Завета соглашаются с тем, что слово «святые» относится к ангелам. Франц Делитч утверждал, что в Пс.88:6-8 дела Божии «восхваляются в собрании святых, т.е. духов из иного мира — ангелов, т.к. они несравненно выше небес и ангелов» [Franz Delitzsch, «Biblical Commentary on the Psalms», Vol. Ill, trans. by Francis Bolton, p.36].

Мы можем найти в Библейском тексте еще три указания на то, что это слово относится к ангелам.

Во-первых, еврейский текст стихов 6-7 указывает на то, что это собрание святых расположено на небесах. Александер писал: «параллелизм небес и святых показывает нам, что первое здесь в качестве жилища» [Joseph Addison Alexander, «The Psalms», p. 370]. Иными словами, еврейский параллелизм использует слово «небеса», которые прославляют Бога, как синоним святых, которые живут в небесном царстве. Таким образом, небеса славят Бога через святых, живущих на небесах и славящих Его.

Во-вторых, еврейское выражение в ст.7, которое относится к святым и переводится как «сыны могущественного», имеет буквальное значение «сыны Божии» [Willem A. VanGemeren, «Psalms. The Expositor's Bible Commentary», Vol. 5, ed. by Frank E. Gabelein, p. 576]. Еврейский параллелизм в ст.7 говорит о том, что эти сыны Божии находятся в Небесном Царстве. В ранее пройденном тексте — Иов.38:7 — было отмечено, что выражение «сыны Божии» означает ангелов. Относительно этого выражения, используемого в Пс.88:7, Делитч утверждал, что оно относится не к «могущественным земли», но к ангелам [Franz Delitzsch, «Biblical Commentary on the Psalms» Vol. Ill, trans. by Francis Bollon, p.36].

В-третьих, еврейский параллелизм в ст.8 указывает на то, что святые расположены «вокруг всех окружающих Его». Слово, переведенное как «вокруг», означает «делать круг» или «окружать» [R. D. Patterson, «sabiyb», «Theological Handbook of the Old Testament». Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr., and Bruce K. Waltke, p. 615]. Таким образом, эти святые окружают или делают круг вокруг уникального присутствия Бога в Его небесах.

Когда Ап. Иоанн получил откровение о Божьих небесах и Его престоле (Отк.4:1-2), он увидел двадцать четыре старца и четыре животных, находящихся вокруг Божьего престола (ст.4,6), «и слышал голос многих ангелов вокруг престола», славящих Бога и Христа (Отк.5:11-13), и видел что «все ангелы» стояли «вокруг престола», поклоняясь и славя Бога (Отк.7:11-12; Неем.9:6; Пс.102:19-21).

В свете того, что наблюдал Иоанн и того факта, что святые, о которых говорится в Пс.88:6-8, также окружают Бога в небесах и славят, почитают Его, мы можем заключить, что они также ангелы. Относительно этого Дж. Александер написал: «Те, кто находится вокруг Него, т.е. те, кто непосредственно окружает Его, Его небесные служители — ангелы» [Joseph Addison Alexander, The Psalms, p. 371].

На основе всего сказанного о Пс.88:6-8, можно сделать следующие выводы: святые ангелы в Божьих небесах окружают Его неповторимое присутствие и престол, а также составляют большой совет доверенных близких друзей, которым Бог открывает Свои конфиденциальные планы и намерения.

Комментируя ст.8, Дж. Александер сказал: «Здесь ангелы снова названы святыми, но далее описываются как посвященный совет, доверенные друзья самого Бога» [Ibid]. Какая высокая честь!

Нет ничего удивительного в том, что в Библейские времена святые ангелы могли делиться с людьми знаниями о некоторых Божьих планах и намерениях.

В Пс.88 указывается также, что святые ангелы признавали, что Бог неповторим, и что даже они не в состоянии сравниться с Ним.

Чины и назначение ангелов

Мы знаем, что Бог сотворил ангелов с различной степенью разума и силы, установил различные чины ангелов на основе этих различий и организовал их в соответствии с чинами подобно тому, как организованы военные силы. Одно из указаний на это — тот факт, что Бог множество раз в Новом Завете назван «Господь Саваоф». Еврейское слово, которое переводится как «Саваоф», означает «армия»; таким образом, Бог — «Господь армии» [John F. Hartley, «sebaoth», «Theological Handbook of the Old Testament». Vol. II. cd. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr., and Bruce K. Waltke, p. 750].

Библия указывает на то, что святые ангелы составляют мощную небесную армию или армии, которые выполняют Божии повеления (3Цар.22:19; Пс.102:20-21), служат в качестве колесниц Божиих (Пс.67:18) и разделены на легионы (Мат.26:53). В свете этого, имя Бога «Господь армий» говорит о том, что Он — Вождь воинства ангелов в небесах.

Еще одно указание на то, что святые ангелы имеют положение, соответствующее их чину, как в армии, — это тот факт, что некоторые ангелы находятся под командованием других ангелов. Например, ангел Михаил имеет в своем распоряжении ангелов для ведения войны (Отк.12:7).

Когда мы изучаем термины, которыми Библия называет ангелов, то, пожалуйста, помните, что в некоторых случаях трудно определить, относится ли термин к чину или это просто название, не относящееся к чинам.

Херувимы

Самое полное описание херувимов дано в Иез.1:5-24 и 10:1-22. Четыре херувима, описанных здесь, — по внешнему виду частично люди, а частично животные. Каждый из них имеет тело и руки, подобно человеческим (1:5,8), но каждый из них имеет также четыре лица, повернутых в четыре различные стороны (лица человека, льва, тельца и орла; 1:6,10) и четыре крыла (1:6,11).

Их ноги были подобны ногам тельца (1:7). У них был сияющий вид полированной меди, горящих углей или светящихся лампад (1:7, 15). Все тело, спины, руки и крылья было покрыто глазами (10:12). Они могли быстро двигаться в любом направлении (1:19-21). Когда они двигались, то их крылья производили очень громкий шум (1:24).

Херувимы со всей очевидностью составляют наивысший чин ангелов.

Два факта подсказывают такой вывод:

1. Похоже, что они из всех ангелов имеют самые близкие взаимоотношения с Богом.

2. Библия говорит о них больше, чем о каком-либо другом чине ангелов.

После того, как Бог вывел Адама и Еву из Едемского сада, Он поставил херувимов в качестве стражей на востоке сада (Быт.3:24). Основную часть Божьего движущегося престола-колесницы составляют четыре херувима, описанных выше (Иез.1:5-28; 10:1-22; 11:22). Вместе с этим, крышка ковчега Завета, над которой уникальным образом обитал Бог, названа «колесницы с золотыми херувимами» (1Пар.28:18). Два херувима были сделаны из золота и поставлены на краях крышки Ковчега Завета в Святая Святых скинии и в храме Соломона (Исх.25:17-22). Бог уникальным образом пребывал между херувимами над крышкой (Чис.7:89; 3Цар.19:15; Пс.79:1). Так как Бог хотел, чтобы земная скиния и храм были подобны «образу и тени небесного» (Евр.8:5), то мы можем заключить, что в небесах Бог, восседая на Своем престоле, пребывает между херувимами.

Видимое представление херувимов обширно использовалось в скинии и храме Соломона. В придачу к херувимам на краях крышки фигуры херувимов были также вплетены в 10 завес скинии и в завесу, которая разделяла Святая Святых от Святилища (Исх.26:1,31). Два больших херувима (примерно 4 с половиной метра в высоту и с крыльями примерно 2 метра) были сделаны из оливкового дерева, отделаны золотом и помещены в Святая Святых храма Соломона (3Цар.6:23-28). Эти фигуры полностью осеняли ковчег Завета, расположенный между ними (3Цар.8:6-7).

Соломон велел высечь фигуры херувимов на стенах и дверях храма (3Цар.6:29-35), а также на стенках и на дощечках десяти медных подстав для переносных умывальниц (3Цар.7:19-38). Он также велел вплести изображения херувимов в завесу, которая разделяла Святая Святых храма от Святого (2Пар.3:14).

В будущем храме Тысячелетнего Царства фигуры херувимы будут высечены на всех стенах и дверях (Иез.31:18-25). Ясно, что не все херувимы имеют вид, как те четыре, которые составляют часть Божьей колесницы-престола. Храм Тысячелетнего Царства будет отображать херувимов лишь с двумя лицами (человека и молодого льва, Иез.41:18-19). Это может означать, что чин херувимов состоит из нескольких различных групп.

Серафимы

Ис.6:1-7 — единственное место в Библии, где название «серафим» используется для обозначения ангелов. Это, пожалуй, единственное Библейское откровение по этой группе ангелов. Серафимы имеют лица, ноги, руки, а также каждый из низ имеет шесть крыльев (ст.2,6). Два крыла покрывают лицо, два покрывают ноги (возможно, это выражение покорности и благоговения в присутствии Божием) [William Owen Carver, «seraphim», «The International Standard Bible Enсус1орeadia». Vol. IV, ed. by James Orr, p. 2732], а с помощью других двух серафим летает (ст.2).

Важны место нахождения и деятельность серафимов. Исаия видел их, стоящих возле престола Божия (ст.1-2). Таким образом, они осеняли уникальное присутствие Божие и Его престол. Первоначально эта обязанность принадлежала высокопоставленному святому ангелу, к которому Бог обращается как к «помазанным херувимам, чтобы осенять» и «херувим осеняющий» (Иез.28:14-16).

В конце концов, этот высокопоставленный ангел очень возгордился своим величественным именем и в результате восстал против Бога (Иез.28:12, 15, 17). Восстав, этот высокопоставленный ангел хвалился: «Буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14). Так как Бог — единственный Господин всей вселенной и Вождь небесного воинства ангелов, то этот восставший херувим заявил, что он сделает себя этим единственным господином. В сущности, он говорил: «Бог, ты не единственный в своем роде. Я могу стать таким же, как Ты»). Так как неповторимость Бога составляет сущность святости (Исх.15:11; 2Цар.2:2; Ис.40:17,25; свойство святости присуще лишь Богу), то это заявление было нападением на святость Бога. Поэтому Бог выгнал этого восставшего херувима из Своего царства (Иез.28:16) и изменил его имя на имя «сатана» (буквально «противник» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», p. 752]), потому что он стал большим врагом Бога.

В Ис.6 ясно говорится, что Бог заменил восставшего херувима серафимами. Сейчас они стоят там, где раньше стоял херувим, осеняя уникальное присутствие Бога и его престол в небесах, и выполняют ту задачу, которую раньше выполнял херувим. Херувим подверг нападению единственность и святость Бога, но серафимы делают противоположное.

Они восклицают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3) и, таким образом, доказывают, что Бог — неповторимый, единственный Господин вселенной и Вождь небесного воинства ангелов.

Слово «серафим» происходит от корня «гореть» [R. Laird Harris, «sarap», «Theological Handbook of the Old Testament». Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr., and Bruce K. Waltke, p. 615]. В результате слова «серафимы» означает «горящие». Может быть, это название дано было этим ангелам из-за их внешнего вида, но также может быть, что в противоположность восставшему херувиму, они горят желанием служить Богу и Его святости.

Представляют ли серафимы чин, отдельный от херувимов? Возможно, это так, поскольку они отличаются по внешнему виду, местонахождению и обязанностями от тех четырех херувимов, которые составляют часть Божьего престола-колесницы. Многие исследователи Библии убеждены в этом. Но в свете двух других фактов можно предположить, что они другой вид и род херувимов.

Во-первых, как отмечалось ранее, очевидно, не все херувимы имеют точно такой же внешний вид, как и те четыре, которые составляют часть Божьего престола-колесницы.

Во-вторых, серафимы осеняют уникальное Божие присутствие и Его престол в небесах.

Золотые херувимы крышки ковчега Завета и большие фигуры херувимов, между которыми стоял ковчег в храме Соломона, также осязали своими крыльями уникальное Божие присутствие и Его престол (Исх.25:17-22; 3Цар.6:23-28; 8:6-7). Так как Бог хотел, чтобы земная скиния и храм были примерным отражением того, что на небесах, то из отмеченного ранее мы видим, что Он также хотел показать, что херувимы осязают Его уникальное присутствие и престол на небесах.

Так как сатана был изгнан с должности осязания и заменен серафимами задолго до того, как были построены земная скиния и храм, то возможно Бог хотел показать, что херувимы осязают Его уникальное присутствие и престол в небесах с того самого времени, как Он заменил восставшего херувима серафимами. Поэтому возможно, что серафимы — это херувимы, которые сейчас выполняют задачу осязания.

Четыре животных

В Отк.4:6-9 Ап. Иоанн видел «четырех животных» посреди и вокруг престола Божьего на небесах. По виду первое животное было похоже на льва, второе на — тельца, третье имело лицо подобно человеку, а четвертое было подобно орлу летящему (ст.7). Каждое животное имело шесть крыльев (ст.8), и все их тело было покрыто глазами (ст.6,8).

Основной задачей этих животных на протяжении всего дня и всей ночи было превозносить Бога. Они непрестанно провозглашали Его святость, исключительность, всемогущество и вечность (ст.8). Но это не единственная их обязанность. Также видно, что в придачу к своему личному поклонению Богу, они служат также как руководящие поклонением на небесах. Каждый раз, когда они воздают славу, честь и благодарность Богу, двадцать четыре старца падают перед Богом, поклоняются Ему и полагают перед Ним свои венцы (ст.9-11).

Четыре животных будут принимать участие в важных событиях будущего.

Когда Христос возьмет запечатанную книгу из руки Божьей перед началом Великой Скорби, четыре животных и двадцать четыре старца падут перед Ним. Они будут поклоняться Ему и петь новую песню, воздавая честь Христу как единственному достойному взять книгу и снять с нее печати, так как Он искупил людей и сделал их царями и священниками (Отк.5:7-10).

Поклонение четырех животных и двадцати четырех старцев Христу побудит великое множество ангелов на небесах поклониться Ему (5:11-12), и потом каждое создание во всей вселенной поклонится Богу и Христу (5:13).

В заключение всего поклонения четыре животных выразят свою сердечную поддержку этого. За ними последуют двадцать четыре старца, которые упадут перед Богом и поклонятся Ему (5:14). После снятия Христом каждой из четырех печатей запечатанной книги во время первой половины Великой Скорби одно из четырех животных повелит коню и всаднику каждой печати выйти, чтобы подвергнуть этот мир имеющемуся у него гневу Божию. (Отк.6:1-7).

Четыре животных будут присутствовать при том, как великий сонм ангелов на небесах падут перед Богом и поклонятся Ему вслед за великим множеством святых Великой Скорби, которые придут от Великой Скорби на небеса через смерть (Отк.7:9-15). Они также будут слышать новую песнь в небесах, которую смогут выучить лишь 144 тысячи евреев, пришедших от Великой Скорби (Отк.14:1-5).

В последней части Великой Скорби одно из четырех животных даст семи ангелам семь золотых чаш, содержащих семь последних бед, которые завершат излитие Божьего гнева во времена Скорби (Отк.15:1, 7).

Четыре животные и двадцать четыре старца падут перед Богом и поклонятся Ему, когда Он уничтожит великую блудницу — будущий Вавилон — после излития седьмой чаши гнева (Отк.19:1-4).

В свете всего этого становится очевидным, что четыре животных играют ключевую роль в поклонении Богу и Христу, и они будут иметь важное отношение к наказаниям, которые приготовил Бог для мира на время Великой Скорби.

Кто же эти четыре животных? Существуют причины для того, чтобы считать их ангелами.

Во-первых, их местонахождение на небесах показывает, что они ближе всех находятся к уникальному присутствию Бога и Его престолу. Они непосредственно окружают Бога и Его престол. Должно быть, Бог подразумевал, что существа, стоящие ближе всего к Его присутствию и престолу на небесах, также ангелы, так как ковчег Завета, которому Бог отвел роль отображения небесного, содержит изображение ангелов херувимов, стоящих ближе всего к уникальному присутствию Бога и Его престолу.

Во-вторых, четыре животных имеют общие черты, как с херувимами, так и с серафимами. О четырех животных из книги Откровения и о херувимах, о которых пишет Иезекииль, говорится как о животных, а также упоминается, что их было четыре (Отк.4:6; Иез.1:5). Обе группы имеют внешний вид, напоминающий льва, тельца, человека и орла, хотя эти сравнения и не тождественны (Отк.4:7; Иез.1:6,10). Тела обоих покрыты глазами (Отк.4:6,8; Иез.10:12). Каждое из четырех животных из книги Откровения и каждый из серафимов в Ис.6 имеют шесть крыльев (Отк.4:8; Ис.6:2). Более того, как четыре животных, так и серафимы подчеркивают и провозглашают святость или уникальность Бога (Отк.4:8; Ис.6:3).

Так как четыре животных имеют общие черты с серафимами и херувимами, а херувимы и серафимы — это ангелы, то очевиден вывод, что четыре животных — это вид ангелов.

Возможно, что четыре животных из Откровения — это херувимы другого вида и рода, чем херувимы, о которых говорит Иезекииля. Это возможно в свете общих черт херувимов из книги Иезекииля и серафимов из книги Исаии.

Предшествующие наблюдения о том, что не все херувимы идентичны, и что серафимы могут быть херувимами, отличающимися видом и родом от херувимов в книге Иезекииля, а также что четыре животных из книги Откровения и херувимы ковчега Завета ближе всех к уникальному присутствию Божию, также указывают на такую возможность.

Архангел

Термин «архангел» лишь дважды появляется в Библии (1Фес.4:16; Иуд.9). Он означат «главный посланник» или «руководящий посланник». 1Фес.4:16 говорит об архангеле, который громким голосом объявит пришествие Христа для взятия Церкви. Лишь архангел Михаил назван в Библии по имени (Иуд.9). В древние времена Михаил спорил с сатаной о теле Моисея. Ближе к средине Великой Скорби Михаил и святые ангелы под его руководством будут сражаться в небесах с сатаной и находящимися под его руководством злыми ангелами.

Михаил и его ангелы сбросят сатану и его ангелов с небес на землю (Отк.12:7-9). Михаил служит как ангел-хранитель израильского народа (Дан.10:21; 12:1). Когда посреди Великой Скорби сатана и его ангелы начнут мстить Израилю, то Михаил должен будет сделать все возможное, чтобы предотвратить полное уничтожение народа (Отк.12:13-17; Дан.9:27; 12:1).

Все это указывает на то, что Михаил действительно руководящий ангел, имеющий в своем распоряжении других ангелов.

Хотя ангел Гавриил не назван в Библии архангелом, все же многие богословы уверены, что он таковой [Например, William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», p. 148]. Очевидно, он был главным посланником Божиим, потому что доставил несколько очень важных посланий от Него людям. Он передал Даниилу имеющую огромное значение информацию о будущем Израиля и Мессии (Дан.8:15-27; 9:21-27).

Он объявил священнику Захарии, что тот станет отцом Иоанна Крестителя — предвестника Мессии (Лук.1:5-20). Ангел Гавриил открыл непорочной Марии, что через нее родится Мессия (Лук.1:26-38).

Интересно отметить, что раввинские утверждения в еврейском Талмуде учат, что Бог создал четырех архангелов для того, чтобы они возглавляли всех других ангелов и окружали Его престол. Согласно этой традиции имена четырех ангелов были Михаил, Гавриил, Уриэль и Рафаэль [Abraham Cohen, Everyman's Talmud, p.50]. Однако, в богодухновенных книгах Библии ни один ангел не называется именами Уриэль и Рафаэль.

Князь

Это название относится к могущественным ангелам: как святым, так и злым, которые поставлены либо Богом, либо сатаной на положение власти над нациями, для того чтобы влиять на их решения и действия (Дан.10:13, 20, 21; 12:1).

Бог назначил архангела Михаила на место князя над Израилем (Дан.10:21; 12:1). Святые и злые князья воюют между собой в отношении дел наций.

Название «князь» дано также и сатане относительно его главенства над злыми ангелами (Мат.9:34; Еф.2:2) и системой этого мира (Иоан.12:31; 14:30; 16:11).

Ангелы

Этот термин фактически означает «посланники» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», p. 7]. Он относится к тому, кто послан кем-то другим с поручением [Gerhard von Rad, «aggelos», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. I., ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 77]. Как Бог, так и сатана посылают ангелов с поручениями.

Хотя термин «ангелы» и используется в общем смысле, означая все чины ангелов (Мат.24:36; 25:31; Евр.1:6), но, похоже, что он используется и в особенном смысле, означая ангелов самого низшего чина (Рим.8:38; 1Пет.3:22, где ангелы упоминаются как отдельная группа от высших ангельских властей).

Сыны Божии

Эти названия (Иов.1:6; 38:7; Пс.88:7) указывают на два факта относительно ангелов. Во-первых, их источник — Бог. Он сотворил их. Во-вторых, Бог сотворил их по Своему подобию [Franz Deitzsch, «Biblical Commentary on the Book of Job». Vol. I, p. 53].

[Все] Ангелы Его, крепкие силою

Это название подчеркивает сверхъестественную силу, которой обладают ангелы (Иоил.3:11; ср. Пс.102:20).

Бодрствующий

Этот термин применятся к ангелам в Дан.4:13,17 и 23 и означает «ходящий, бдительный» [Charles D. Isbell, «ir», «Theological Handbook of the Old Testament». Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr., and Bruce K. Waltke, p. 1055]. Так как ангелы не имеют физического тела, то они также не имеют нужды в сне. В результате, эти ангелы могут неустанно трудиться, день и ночь охраняя дела Божии, наблюдая за тем, чтобы Его повеления воплощались в жизнь. Глисон Л. Арчер написал об этих ангелах: «Из ст.17 мы делаем вывод, что этот отдельный класс ангелов (конечно же, если здесь имеется в виду особый класс) некоторым образом связан с выполнением Божьих указаний, включая их формальное возвещение человечеству» [Gleason L. Archer, Jr. «Daniel», «The Expositor's Bible Commentary». Vol. 7, p. 61. 22].

Святые; избранные ангелы

Это название (Дан.4:13,17; 1Тим.5:21; ср. Мр.8:38) относится к добрым ангелам, которые никогда не восставали против Бога. Оно подчеркивает их внутреннюю природу как безгрешных существ и не склонных к греху.

Бог сотворил всех ангелов безгрешными (Быт.1:31), и в своем первоначальном состоянии они не были закреплены или заключены в безгрешность. Лишь оставшись верными Богу, они могли быть закреплены в безгрешность. Если бы они избрали восстание против Бога, то потеряли бы свою безгрешность и были закреплены или заключены в зло.

Как отмечалось ранее, помазанный херувим (которого теперь зовут «сатана») избрал восстание против Бога (Иез.28:14-15). Он захотел быть «подобно Всевышнему» (Ис.14:14); так как Бог имеет ангелов в Своем распоряжении, то и сатана захотел иметь тоже. Но, будучи сам всего лишь созданием, а не создателем, он не имел возможности создать других ангелов.

Самое большее, на что он мог рассчитывать, это убедить Божьих ангелов присоединиться к нему в восстании против Бога.

Сатана преуспел в этом, и значительная часть Божьих ангелов присоединилась к нему, как это подтверждается Библейской сноской на сатану и «его ангелов» (Отк.12:7-9; Мат.25:41). Те ангелы, которые избрали восстание против Бога, своим решением навсегда закрепили или заключили себя в зло. Те же, которые встретили предложение сатаны решимостью остаться верными Богу, тем самым закрепили себя в безгрешности. Их и называют «святыми» и «избранными Ангелами».

Начальства, силы, власти, господства, мироправители тьмы века сего, духи злобы поднебесной, власти, начальства, престолы

Эти названия представляют собой перевод семи греческих терминов в следующих местах Нового Завета: Рим.8:38; 1Кор.15:24; Еф.1:21; 2:2; 3:10; 6:12; Кол.1:16; 2:10, 15; 1Пет.3:22. Трудно определить две вещи в отношении этих семи греческих терминов.

Во-первых, относятся ли они к семи различным чинам ангелов? Многие исследователи Библии убеждены, что, по меньшей мере, некоторые из терминов относятся к различным классам ангелов [For example, see William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «kuriotes», «A Greek-English Lexicon of the New Testament», pp. 365, 461], но не обязательно к семи. Ф. Брюс написал: «В общем, в Новом Завете, похоже, различаются пять классов ангелов-князей: престолы, начальства, власти, силы и господства». Возможно, они представляют собой наивысшие чины в мире ангелов; но разнообразие, с которым комбинируются эти названия в Новом Завете, предупреждает нас отказаться от попытки точно восстановить их иерархию [F. F. Bruce, «Commentary on the Epistle to the Colossians» in «The New International Commentary on the New Testament», ed. by F. F. Bruce, p. 198].

Во-вторых, какие различия между этими различными классами? Все семь греческих терминов означают существ, имеющих силу проявлять власть, но они не определяют различные уровни власти или сферы власти, по которым можно было бы различить эти категории. Возможно, что термин, который более всего подходит для определения уровня или сферы власти ангелов определенной категории, это тот, который переводится как «мироправители тьмы века сего» в Еф.6:12. Этот термин означает «правитель мира» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «kuriotes», «A Greek-English Lexicon of the New Testament», p. 446] и означает существо «стремящееся управлять миром» [A. Skevington Wood, «Ephesians», «The Expositor's Bible Commentary». Vol. 11, p. 85].

Е. К. Симпсон указал, что в Еф.6:12 речь идет о «невидимых духовных властителях, которые используют человеческих деспотов и ложные идеологии в качестве орудий власти» [E.K. Simpson, «Commentary on the Epistle to the Ephesians» in «The New International Comentarv on the New Testament», ed. by F. F. Bruce, p. 143]. Иными словами, это место указывает на невидимых могущественных злых ангелов, которые руководят и воздействуют на могущественных человеческих правителей и движения для достижения целей зла на земле. Этот термин, очень возможно, относится к злым ангелам, которые, как отмечено раньше, названы словом «князь» и назначены сатаной господствовать над народами (Дан.10:13, 20-21; 12:1).

Такие места, как Кол.1:6 и Иоан.1:3 ясно указывают, что ангелы, принадлежащие ко всем этим категориям могущественной власти, были сотворены Христом. Это означает, что все ангелы изначально были святыми.

Другие места, такие как Еф.6:12 и Кол.2:15 делают очевидным то, что некоторые из этих ангелов сейчас злые. Они — те ангелы, которые избрали восстание против Бога. В результате этого восстания категории могущественных духов власти разделены между святыми и злыми ангелами [Ibid., footnote, p. 75].

Утренние звезды

Как отмечалось ранее, Бог говорил, что ангелы как утренние звезды воспевали Ему хвалу, созерцая сотворение земли Богом в первый день творения. Почему Бог назвал этих ангелов «утренние звезды»? Библия не объясняет значения этого названия; поэтому все, что мы можем сделать — это предполагать. Существует несколько возможных объяснений.

Прежде всего, греческое слово, которое переводится как «утренние» в выражении «утренние звезды» (Отк.2:28), означает «ранние» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «kuriotes», «A Greek-English Lexicon of the New Testament», p.732]. Возможно, ангелы названы утренними звездами, потому что Бог создал их очень рано перед сотворением земли, когда Он сотворил вселенную.

Во-вторых, небесное тело, которое исторически было названо «утренняя звезда», очень яркое; настолько яркое, что его можно увидеть даже на рассвете. Возможно, Бог назвал ангелов утренними звездами, чтобы подчеркнуть яркость их внешности (Иез.1:7, 13-14; Мат.28:2,3; Деян.10:3,30; 12:7).

Двадцать четыре старца

Много искренних исследователей Библии имеют разногласия относительно 24 старцев, которых Иоанн видел в небесах (Отк.4:4).

Некоторые утверждают, что это люди, которые служат в небесах в качестве представителей Израиля или Церкви, а может, сочетания Израиля и Церкви.

Эта точка зрения имеет хорошие доводы. Самым веским представляется тот факт, что греческие тексты, а также переводы имеют места, где 24 старца заявляют о том, что Христос искупил их Своей Кровью: «ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». (Отк.5:8-10). Поскольку Бог (как будет показано далее) не искупает ангелов, и так как именно святые люди будут царствовать на земле во время Тысячелетнего Царства (Дан.7:18, 22, 27; Отк.20:4), то эти доводы очень веско свидетельствуюьт в пользу того, что 24 старца — это люди, а не ангелы.

Другие исследователи считают, что 24 старца — это ангелы. Один исследователь зашел настолько далеко, что сказал, что 24 старца из книги Откровения «несомненно должны рассматриваться как ангельские власти» [Otto Schmitz, «thronos», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. III., A. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 167].

Отстаивающие эту точку зрения также имеют аргументы в свою поддержку.

1. Некоторые утверждают, что самая достоверная греческая рукопись, содержащая книгу Откровение, указывает, что заявление 24 старцев в Отк.5:8-10 относится не к ним, а к другой группе существ. В соответствии с этим текстом, старцы не составляют часть группы искупленных, соделанных царями и священниками и которые будут царствовать на земле [Robert L. Thomas, «Revelation 1-7» (Chicago: Moody Press, 1992), p. 410]. Иными словами, они могут и не быть людьми.

2. Нужно отметить, что слова в Отк.5:8-10 произносятся не только 24 старцами. Четыре животных (которые, как отмечено ранее, — это ангелы), произносят эти слова вместе со старцами. Из того, что они могут делать те же заявления, не будучи людьми, нам совсем не обязательно делать вывод лишь на основе этих заявления, что 24 — это люди [Ibid].

3. Книга Откровение представляет искупленных людей и 24 старцев как отдельно отличающиеся группы (Отк.7:9-17; 1:16-18; 14:1-5) [Gunther Bornkamm, «presbuteros:, «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VI., ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley Grand Rapids: Wm. B., p. 668].

4. Двадцать четыре старца и их престолы расположены вокруг престола Бога (Отк.4:4). В противоположность этому книга Откровение изображает искупленных людей в небесах под алтарем (Отк.6:9) или же перед престолом Бога (7:9,15).

5. Двадцать четыре старца восседают в уникальном присутствии Божием в небесах (Отк.4:4; 11:16). В древнем мире, а также в Библии такое месторасположение часто было «знаком особенного отличия» [Carl Schneider, «kathernai». «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. III, ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 441].

Например, правители сидели на своих тронах, в то время как их подчиненные стояли перед ними. Это и отличало правителя от подчиненных (Исх.11:5).

Обычно, единственные подчиненные, которым предоставлялась привилегия сидеть в присутствии царя, были его особые фавориты (Неем.2:6) [lbid.,p. 442]. Тот факт, что Бог, Который восседает вечно как Царь вселенной (Пс.28:10; 46:8-9; 98:1; Ис.6:1,5), дарует 24 старцам привилегию сидеть в Его присутствии, указывает на то, что они имеют с Ним особенные отношения.

В противоположность этому, искупленные люди в Откровении не сидят в присутствии Бога Царя (6:9-11; 7:9-15; 5:2-4).

6. Двадцать четыре старца восседают на престолах (Отк.4:4). В Библии престолы служат «символом власти» (Ис.14:13) [Otto Shmitz, «thronos», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. III., ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 162]. Видно, что «престолы 24 старцев в Отк.4:4 представляют собой судейские места старейшин, которые имеют власть в небесах» [Ibid., p. 166]. Тот факт, что старцы славят и почитают Бога, падая перед Ним и снимая свои венцы перед Его престолом, указывает на то, что к какой бы сфере управления властью они ни принадлежали, они пользуются этой властью в подчинении Ему (Отк.4:10-11) [Ibid]. Во всем своем поклонении они признают, что Он превосходит их, и что они не могут с Ним сравниться. 24 старца — это единственные создания Бога, изображенные как сидящие на престолах в небесах перед событиями Великой Скорби и пришествием Христа.

Искупленные люди так не изображаются. Они не будут сидеть на престолах, до тех пор, пока Христос не вернется на землю в Свое Второе Пришествие для Своего Тысячелетнего Царства (Мат.19:28; Отк.20:4) [F.F. Bruce, «Commentary on the Epistle to the Colossians» in «The New International Comentary on the New Testament», ed. by F.F. Bruce, p. 198, сноска 84]. Это противопоставление относительно престола указывает на то, что 24 старца отличаются от искупленных людей. Тот факт, что 24 старца восседают на престолах в небесах и отличаются от искупленных людей, возможно, указывает на то, что они ангелы, которых, как ранее было отмечено, Павел назвал «престолы» в Кол.1:16 [Robert L. Thomas, Revelation 1-7. p. 348].

7. Двадцать четыре старца постоянно сгруппированы с ангелами (Отк.4:4,6,9-10; 5:6,8,11; 14:3; 19:4) [Gunther Bornkamm, «presbuteros:, «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VI., ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 668] Фактически, Отк.5:5 похоже, говорит, что они — средняя группа ангелов между четырьмя животными и великим множеством ангелов. Видно, что четыре животных находятся ближе всего к престолу Бога, 24 старца непосредственно за ними, и великое множество ангелов непосредственно за старцами.

8. Один из 24 старцев служил посланцем и толкователем Божественного откровения для Ап. Иоанна (Отк.5:5; 7:13-15) [Ibid]. Библия постоянно указывает на то, что эти обязанности выполняют ангелы по отношению к избранному Богом представителю людей (Дан.8:16-26; 9:21-27; Отк.1:1; 17:1-3; 22:6-8).

9. Иоанн назвал старца, который переводил для него Божественные откровения, господином (слово переводимое как «господин» в Отк.7:14 по-гречески звучит как «куриос», что означает «господин») [Ibid]. Этот термин используется говорящим по отношению к личности чином выше, чем он сам [Wener Foerster, «kurios», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. III., ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 1045]. Тот факт, что Иоанн назвал одного из старцев господином, указывает на то, что он осознавал, что посланник был выше него чином. В свете того факта, что Иоанн был апостолом Иисуса Христа и поэтому принадлежал к высшему чину церковного руководства, осознание им превосходства старца имеет важный смысл. Так как 24 старца были чином выше, чем апостол Иисуса Христа, апостолы не могли входить в состав старцев. Более того, ни один искупленный человек не может быть чином выше, чем апостол Иисуса Христа. Понимая это и тот факт, что старцы были чином выше, чем апостол, можно сделать вывод, что 24 старца были чином выше, чем искупленные. Это и отличает их от искупленных людей.

Очевидно то, что Иоанн обращался не к Богу, когда назвал одного из старцев господином. Это говорит о том, что 24 старца принадлежали к роду существ чином выше, чем люди, но ниже, чем Бог. В свете этого, интересно заметить, что другой человек назвал тем же именем «господин» ангела, когда тот явился перед ним (Деян.10:1-4) [Ibid., p. 1086].

10. Двадцать четыре старца имеют отношение к молитвам святых так же или приблизительно так же, как и ангелы (Отк.5:8; 8:3-4; ср. Пс.140:2) [Robert L. Thomas, «Revelation 1-7». p. 348].

11. Двадцать четыре старца носят белые одежды (Отк.4:4). Хотя и правда то, что искупленные люди в небесах носят белые одежды (Отк.6:9-11; 7:9-14), но Библия ясно говорит о том, что ангелы также носят белые одежды (Мат.28:3; Марк 16:5; Иоан.20:12; Деян.1:10).

12. Книга Откровение нигде не указывает на 24 старцев как на представителей какой-то большей группы [Ibid., p.347].

13. Двадцать четыре старца расположены вокруг престола Божия, имеют особое отношение с Ним и Его фаворитами, славят и почитают Его, в то время как четыре животных подчеркивают уникальность или святость Бога и признают, что они не могут сравниться с Ним. Видно, что они важная часть большого сонма ангелов небесных, ранее отмеченных в Пс.88:6-8.

Святые ангелы этого сонма окружают уникальное присутствие и престол Божий в небесах. Они также имеют особые отношения с Богом, так как они — доверенные близкие друзья, которым Бог открывает Свои тайные планы и намерения. Они также славят и чтут Его, признавая, что Он свят или уникален, и что они не могут с Ним сравниться.

Отношение ангелов к людям

Библия рассказывает о нескольких интересных фактах отношения ангелов к людям.

Первое. Ангелы превосходят смертных людей в силе. Ап. Петр писал о непокорных лжеучителях, которые намеренно, на свой страх и риск, говорили то, что даже ангелы «превосходя их крепостью и силою, не произносят» (2Пет.2:10-11). Ап. Павел учил, что в продолжение этой жизни христианам для эффективного отражения атак злых ангелов нужно полагаться на всеоружие Божие, а не на собственную человеческую силу (Еф.6:10-18). Через эти представления оба Апостола утверждали, что ангелы более могущественны, чем смертные люди.

Второе. Ангелы как личности на ступень выше смертных людей. Во вселенной существует три различных вида личностей: Бог, ангелы, люди.

Так как эти три вида личностей различны между собою по своей природе и возможностям, то мы можем по праву сказать, что все вместе они образуют градацию существ. Как ангелы, так и люди поклоняются Божественной сущности (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух) и поэтому признают, что эта Сущность безгранично превосходит их (Пс.89:5-8; 148; Фил.2:9-11; Отк.4:8-11; 5-14). Это говорит о том, что Божественная сущность находится на вершине градации личностей. Царь Давид обращался к Богу со следующими словами: Пс.8:4-6 (ср. Евр.2:6-7) — «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его пред Ангелами: славой и честью увенчал его».

Давид ясно заявил, что ангелы, живущие в сверхъестественной области, по градации личностных существ выше людей, живущих в естественной области. Из всех этих комментариев можно сделать вывод, что порядок в градации личностных существ следующий: на вершине находится Бог, внизу — люди, между ними ангелы.

Третье. Святые ангелы — соработники людей в служении Богу. В двух различных случаях ангелы сказали Ап. Иоанну, что они «сослужители» ему, Новозаветным пророкам, и всем искренне верующим в Иисуса (Отк.19:10; 22:8-9). Тот факт, что могущественные святые ангелы и верующие служат единому Божественному Повелителю, означает, что верующие не одиноки в своем служении. Эта истина должна быть источником утешения и поддержки всем Божиим святым на земле.

Четвертое. Люди никогда не должны поклонятся ангелам. Апостол Иоанн дважды пытался поклониться ангелу (Отк.19:10; 22:8-9). Греческое построение предложения в Отк.19:10 показывает, что Иоанн намеревался поклониться ангелу, как Богу [Robert L. Thomas, «Revelation 8-22», p. 380].

Очевидно, что в обоих случаях Иоанн был настолько восхищен сверхъестественной природой этих существ, что ошибочно воспринял их за Божественную сущность. Оба ангела сразу же отказались принять поклонение и сделали Иоанну выговор за то, что он хотел это сделать.

Структура греческого текста «Смотри, не делай сего» указывает на то, что они были твердо убеждены в том, что ангелам не нужно поклонятся [Ibid., p. 375]. Оба ангела поспешно повелели Иоанну поклоняться Богу [Ibid., p. 377]. Они имели побуждение напомнить о том, что лишь Богу можно поклоняться. Их реакция означает то, что ангелы не божества.

Для того чтобы ясно показать, что они не принадлежат к Божеству, оба ангела назвали причину, по которой им не нужно поклоняться. Они всего лишь слуги Бога так же, как Иоанн, Новозаветные пророки и все, искренне верующие в Иисуса Христа. Это говорит о том, что Бог превосходит ангелов.

Он их Владыка, Господь или Повелитель. Это означает также, что ангелы не самые значительные существа во Вселенной.

Почему Иоанн записал этот унизительный для себя случай в книге Откровение и послал обращение к семи церквям Азии, которые так хорошо его знали (Отк.1:11)? Роберт Л. Томас, комментируя Отк.19:10, дает следующий ответ на этот вопрос: «Склонность к поклонению ангелам на некоторое время увлекла церкви Азии (Кол.2:18), а также продолжила свое существование в этой местности в Новозаветные времена. Таким образом, писатель решительно выступает против подобного опыта, показывая себя в качестве примера в ст.22:8, хотя и не в самом лучшем свете. Он стремился помочь другим противиться этой склонности» [Ibid., p. 375].

Ап. Павел также ясно говорит читающим, что они не должны поклоняться ангелам. Заявление Павла в Кол.2:18 — «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» — указывает на то, что одна из церквей в Азии, церковь города Колоссы, была наводнена лжеучителями, создавшими культ, включающий поклонение ангелам [F. F. Bruce. «Commentary on the Epistle to the Colossians» in «The New Testament International Commentary» on the New Testament, ed. by F. F. Bruce, p. 247].

Пятое. В будущем верующие будут судить ангелов. В 1Кор.6:3 Ап. Павел сказал: «Разве не знаете, что вы будете судить ангелов?» Слово «судить» может иметь два значения: приговорить к наказанию или же властвовать над ними. Относительно последнего Иисус в Мат.19:28 указал на то, что во время Его тысячелетнего царствования на земле апостолы Христовы будут восседать на 12 престолах, «судя» (управляя) 12 коленами Израиля [Charles Hodges, «The first Epistle to the Corinthians», pp. 95-96]. Библия ясно говорит, что в будущем злые ангелы будут приговорены к понесению наказания за их неправильные поступки (2Пет.2:4; Иуд.6; Отк.20:1-3,10).

Если Павел использовал первое возможное значение слова «судить» в этом предложении, тогда он говорил, что верующие будут помогать в будущем приговоре злых ангелов к ужасному наказанию. Возможно, мы будем судить злых ангелов, которые ведут войну против нас во время нашей смертной жизни на этой земле (Еф.6:11-12).

Если Павел использовал второе возможное значение, тогда он говорил, что в будущем верующие как прославленные существа будут править или руководить святыми ангелами [Ibid]. Так как в будущем прославленная человеческая природа верующих в Иисуса Христа будет подобна Его прославленной человеческой природе (1Иоан.3:2), и так как прославленная человеческая природа Иисуса Христа была превознесена на положение власти над ангелами (Еф.1:20-21; Фил.2:8-11; Кол.2:10), то прославленная человеческая природа верующих также будет вознесена на положение власти над ангелами. Это может означать, что в будущем своем прославленном состоянии верующие будут поставлены выше ангелов по градации.