4. Падение ангелов

Первоначальное состояние ангелов

Бог сотворил всех ангелов безгрешными. Мы знаем это через сочетание двух концепций. Во-первых, как отмечено ранее, ангелы были сотворены в течение шести дней творения, что описано в 1-ой главе книги Бытие. Во-вторых, в конце этих шести дней Бог оценил все созданное и «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Эта оценка говорит о том, что до того времени грех не существовал ни в какой части Его творения, включая и ангелов.

Следует все же отметить, что ангелы не были закреплены или заключены в это безгрешное первоначальное состояние. Мы увидели, что Бог сотворил ангелов как личностей с интеллектом, эмоциями и волей. Они могли принимать решения по своей воле. Однако, лишь приняв решение по доброй воле остаться верными Богу, они могли закрепить себя в безгрешности.

Если бы они выбрали восстание против Бога, то тем самым потеряли бы свою безгрешность и были бы закреплены или заключены в грех.

Первоначальное состояние превознесенного ангела

Ис.14 и Иез.28 говорят о гордых правителях древнего Вавилона и Тира.

Однако, некоторые фрагменты изобразительной лексики, которые используются в этих местах, не могут относиться к людям. Давайте изучим примеры этой лексики. Иез.28 в средине этой главы, говорящей о гордом властителе древнего Тира, в ст.12 утверждает: «…ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты».

Еврейское слово, которое переводится как «печать совершенства», несет в себе значение «совершенный образец» [Holladay, «Concise Hebrew and Aramaic Lexicon»: quoted by Ralph H. Alexander «Ezekiel», in The Expositor's Bible Commentary, Vol. 6, ed. by Frank E. Gaebelin, p. 885].

Этот стих описывает личность, которая была совершенным образцом или моделью творения, наполненного мудростью и красотою. Другими словами он был самым великолепным творением Божиим. Так как смертные люди стоят ниже по градации личности, чем ангелы, то, как отмечено в предыдущей главе, ни один из грешных и смертных людей, включая и правителей древнего Тира, не может быть самым великолепным творением Божиим. Стих 13 гласит: «…ты находился в Едеме, саду Божием».

Так как Едемский сад был запечатан задолго до основания Тира, то ни один человеческий правитель этого государства никогда не мог быть в Едеме.

В ст.13 упоминается «день», в который это существо было сотворено.

Человеческие правители Тира были рождены через человеческих родителей, а не созданы. Лишь два человека были сотворены — Адам и Ева. Стих 14 гласит о том, что он «был помазанным херувимом, чтоб осенять». В предыдущих разделах мы видели, что херувимы — это ангелы, возможно, относящиеся к наивысшему чину, выполняющему функцию осязания уникального присутствия Божия, что продемонстрировано ковчегом Завета.

Название «помазанный херувим», похоже, означает, что это существо было самым превознесенным из наивысшего чина ангелов. Так как смертные люди стоят ниже по градации личности, чем ангелы, то (как отмечено в предыдущем разделе) каким образом это название может относиться к человеческому правителю древнего Тира?

В ст.15 делается следующее утверждение относительно этого существа: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония».

Слово, которое переводится как «совершен», означает «праведный» [J. Barton Payne, «tamim», 'Theological Workbook of the Old Testament». Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr. and Bruce K. Waltke, p. 974]. Слово «беззаконие» означает «поведение противоположное Божьему характеру» [G. Herbert Livingston, «awel, awla», «Theological Workbook of the Old Testament». Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr. and Bruce K. Waltke, p. 653]. В свете этих значений, ст.15 утверждает, что был такой период времени после создания этого существа, когда он не был виновен в противоположности Божьему характеру. Иными словами, в начале своего существования это существо было безгрешным, но позднее по какой-то причине осквернило себя поведением, противоположным Божьему характеру.

Так как все потомки Адама зачаты и рождены естественным образом, они находятся в грешном состоянии от времени их зачатия (Пс.50:7).

Поэтому в их смертном существовании на земле нет такого периода, когда они безгрешны. Таким образом, ст.15 не может говорить о языческих правителях Тира. Стих 14 указывает на то, что когда это существо было безгрешным, он «был на святой горе Божией» и «ходил среди огнистых камней».

Некоторые исследователи Ветхого Завета утверждают, что в этом конкретном месте Евангелия выражение «святая гора Божия» означает место пребывания Бога на небесах [Gerhard von Rad, «ouranos», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. V, ed. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley p. 505, текст и пРим.63].

Таким образом, когда это существо было безгрешным, оно жило вместе с Богом на небесах. Это объяснение подтверждается последующей фразой — «ходил среди огнистых камней». В Библейские времена Бог использовал огонь, для того чтобы открывать Свое присутствие людям [Friendrich Lang, «pur», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. VI, cd. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 936]. Огонь ассоциировался с Его присутствием на небесах. Даниилу было дано видение Бога, сидящего на Своем престоле в небесах (Дан.7:9-10). Этот престол-колесница и его колеса имели огненный вид. Поток огня протекал также посреди великого множества ангелов, стоящих перед ним. Очевидно, что ангелы стояли на потоке огненном в присутствии Божием. Следует отметить, что херувимы так же, как и присутствие Божие, очень близко ассоциируются с огнем.

В видении Своего славного присутствия, которое Бог дал Иезекиилю (Иез.1), пророк видел четырех животных (определяемых как херувимы в Иез.10), выходящих из огня (ст.1,4-5). Эти херувимы имели вид горящих углей; огонь ходил между ними (ст.13), и горящие угли находились непосредственно под ними (10:2, 6-7). Четыре херувима составляли быстро двигающуюся колесницу для Бога и Его престола (1:15-28). Бог имел видимый образ человека, имеющего пылающий внешний облик и окруженного огнем (ст.26-27).

Мы увидели, что огонь ассоциировался с Божиим присутствием в небесах, и что херувимы, также как и присутствие Божие ассоциировались с огнем. Существо, о котором говорится в Иез.28:41, будучи в своем безгрешном первоначальном состоянии, ходило среди огнистых камней как херувим. Это, похоже, указывает на то, что в самом начале своего существования он жил в присутствии Божьем в небесах. Ни один из человеческих правителей древнего Тира не жил в присутствии Божием в небесах.

Текст Ис.14:12, находящийся посредине этой главы, говорящей о гордом человеческом правителе древнего Вавилона, заявляет: «…как упал ты с неба».

Лексика этого заявления подразумевает, что объект этого стиха первоначально жил в небесах, но потом испытал падение оттуда.

Ни один из человеческих правителей древнего Вавилона первоначально не жил в небесах. Стих 12 говорит об этом существе так: «…денница, сын зари!» Имя «денница» не появляется в еврейском тексте. Это латинский перевод латинского слова «хелоу», находящегося в тексте. Это еврейское слово означает «светящийся» [Francis Brown, S. R. Driver, and Charles A. Briggs, «A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament», p. 237]. Корень этого слова «представляет излучение света звездными телами» [Leonard J. Coppes, «helel», «Theological Workbook of the Old Testament». Vol. I, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr. and Bruce K. Waltke, p. 217]. Название «сын зари» — это еврейский способ названия этого существа «утренняя звезда» [Francis Brown, S. R. Driver, and Charles A. Briggs, «A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament», p. 237]. Слово, которое переводится как «утренняя», означает «рассвет» и относится к «началу дня, времени, предшествующему восходу солнца» [Victor P. Hamilton, «shahar», «Theological Workbook of the Old Testament». Vol. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr. and Bruce K. Waltke, p. 917].

Утренняя звезда настолько ярче всех остальных, что когда рассвет заставляет все остальные звезды исчезать с небосвода, то утреннюю звезду все еще можно видеть. Значение этого названия заключается в том, что предмет ст.12 — это светящееся существо света.

Так же, как утренняя звезда ярче всех остальных звезд, так и это существо — самое яркое из всех святящихся существ света, созданных Богом. Важность этого подтверждают несколько фактов. Как отмечено ранее, Бог назвал ангелов «звезды» (Иов.38:27). Библия изображает ангелов, а не смертных существ, яркими светящимися существами (Мат.28:2, 3; Отк.10:1).

Апостол Павел назвал сатану как имеющего «вид ангела света» (2Кор.11:14).

В свете всего рассмотренного можно сделать вывод о том, что Ис.14:12 не говорит о человеческом правителе древнего Вавилона. Наоборот, предмет этого места — самый яркий или великий из всех ангелов, дом которого первоначально находился в небесах.

Вывод

Большая часть содержания Иез.28 и Ис.14 относится к гордым человеческим правителям древнего Тира и Вавилона, но мы изучили некоторые фрагменты изобразительной лексики обоих мест, которые не могут быть применены к человеческим существам. Эти места говорят о самом ярком, самом великолепном существе, созданном Богом. Бог создал его самым ярким из ангельского чина херувимов, безгрешным по своей природе и совершенным образцом творения, полным мудрости и красоты.

Ему принадлежала привилегия осязания Божьего присутствия в небесах.

Таким было первоначальное состояние этого превознесенного ангела. К несчастью, он не сохранил себя в этом состоянии.

Падение превознесенного ангела

Как отмечено ранее, в соответствии с Иез.28:15, этот превознесенный ангел был безгрешен на самом начальном этапе своего существования, но позднее осквернил себя поведением, противоположным Божьему характеру.

Два Библейских места проливают свет на причину этого коренного изменения.

Иез.28:17 — «от красоты твоей возгордилось сердце твое».

В Св. Писании слово «сердце» обычно означает внутренний центр контроля личности. Это вместилище чувств (1Цар.2:1), ума (Пр.23:7) и воли (Дан.1:8). Таким образом, все решения принимаются в сердце. Когда Библия говорит о возгордившемся сердце в злом смысле этого слова, как, например, в Иез.28, то это означает наполнение внутреннего центра контроля предрасположением к гордости (2Пар.26:16; 32:25-26). Будучи самым великолепным Божиим творением, этот превознесенный ангел умышленно позволил гордости наполнить свое сердце. Посредством этого грех начал расти в нем, и этот ангел перешел от безгрешного состояния в состояние греха. Таким образом, гордость была причиной коренного изменения в этом превознесенном ангеле.

Во втором месте Св. Писания, параллельном Иез.28:17, Ап. Павел, говоря о сатане, указывает: 1Тим.3:6 — «чтобы не возгордился».

Этот превознесенный ангел, позволив гордости наполнить свой внутренний центр контроля, испортил свою мудрость (Иез.28:17). В Библии мудрость в конечном смысле — это то же, что и конечная реальность.

Конечная реальность состоит из следующих истин: существует лишь один Бог. Он — личный Создатель и единственный Владыка вселенной и всего, что в нем. Во время сотворения Он установил неизменный порядок законов природы и нравственных законов, а также подчинил целую вселенную этому порядку (Пр.1:9). Действительно мудрые люди приводят себя в гармонию с конечной реальностью, изучая эти истины, на деле принимая их как имеющие силу и позволяя им определять их жизненную философию, ценности и образ действий.

В своем первоначальном безгрешном состоянии этот превознесенный ангел был совершенным образцом творения, полного мудрости. Он был действительно мудрым, так как знал истинную конечную реальность, принимал ее как силу и позволял ей определять свою жизненную философию, ценности и область действия. Он, таким образом, был в совершенной гармонии с конечной реальностью. Но когда ангел позволил гордости наполнить свое сердце, то перестал быть действительно мудрым, и его отношение к конечной реальности коренным образом изменилось.

Заявление Павла о том, что сатана «возгордился», помогает нам определить это изменение (1Тим.3:6). Корень слова, переводимого, как «гордость», означает «дым» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament»]. Так же, как и дым закрывает людей от всего окружающего, так и гордость делает их слепыми к видению реальности. Гордость заставляет людей верить в то, что они более значительны, чем это есть на самом деле. Когда этот превознесенный ангел возгордился своим великолепием, то его гордость закрыла от него конечную реальность.

Из-за гордости ангел начал верить в то, что может быть подобен Богу, что подтверждается его утверждением: «буду подобен Всевышнему». (Ис.14:14).

Гордость закрыла от него реальность того, что существует лишь один Бог, и что Он — единственный Владыка вселенной и всего, что в ней. Ни одно творение не может стать подобным Богу. В результате этой коренной перемены Бог сбросил превознесенного ангела со Своих небес (Ис.14:13; Иез.28:16) [третье небо упоминается Павлом в 2 Кор.12:2-4] на первое небо, над землей, где он действует и сейчас в роли «князя, господствующего в воздухе» (Еф.2:2). Видимо Иисус имел в виду это событие, когда говорил: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук.10:18).

Генри Олфорд заявил, что Иисус говорил о «первоначальном падении сатаны, когда тот потерял свое место ангела света, не сохранив данного ему первоначального положения» [Henry Alford, «The Greek Testament», p. 540].

Апостол Павел также говорил о том, что диавол подпал под осуждение из-за гордости (1Тим.3:6).

Еще одно последствие этого коренного изменения заключается в том, что Бог переименовал превознесенного ангела и дал ему имя «сатана», которое означает «противник» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», p. 752]. Это было очень подходящим изменением имени, так как с этого момента ангел окончательно стал врагом Бога.

Время падения сатаны

Когда сатана отпал от Бога? Ранее мы отметили, что по истечении шести дней или последнего дня творения грех не существовал ни в какой части сотворенного Богом, включая и ангелов (Быт.1:31). Таким образом, падение сатаны имело место где-то после творения.

Однако, сатана уже был наполнен злом, когда спустился на землю, чтобы искусить человека отпасть от Бога (Быт.3). Это подсказывает нам заключение о том, что падение сатаны имело место в интервале времени между концом творения и падением человека.

Насколько долгим был этого интервал? Должно быть, он был достаточно коротким, потому что когда Бог сотворил мужчину и женщину, то Он повелел им плодиться и размножаться посредством произведения потомства (Быт.1:27-28), но до падения человека (Быт.4:1).

Объяснение

Ранее мы заметили, что большая часть содержания Иез.28 и Ис.14 относится к гордым правителям Тира и Вавилона, но некоторые фрагменты обоих мест описывают превознесенного ангела. Почему же эти места Св. Писания содержат смешанное описание гордых человеческих правителей с описанием когда-то превознесенного, но теперь уже злого гордого ангела? Св. Писание делает это, потому что сатана имеет важное отношение к определенным главным человеческим правителям на протяжении всей всемирной истории.

В предыдущем разделе мы увидели, что Еф.6:12 говорит об особенном классе злых ангелов как о «мироправителях тьмы века сего». Первоначальное слово означает «правитель мира» [Ibid., p. 446]. Оно означает существо, «которое домогается всемирного контроля» [A. Skevington Wood, «Ephesians», «The Expositor's Bible Commentary», Vol. II, ed. by Frank E. Gaebelin, p. 86]. Они отождествляются с «невидимыми духовными властителями, которые используют человеческих деспотов и ложные философии в качестве орудий власти» [E. K. Simpson, «Commentary on the Epistle to the Ephesians» in «The New International Commentary on the New Testament», ed. by F. F. Bruce, p. 143]. Это слово относится к невидимым могущественным, злым ангелам, которые влияют и управляют могущественными человеческими правителями и движениями зла на земле.

Сатана — это главный злой мироправитель. Фактически, он глава всех злых ангельских мироправителей.

Для того чтобы понять значение этого, мы должны рассмотреть несколько важных событий, происшедших в начале истории мира. Когда Бог сотворил человека, Он отдал в его власть всю землю и все, что на ней (Быт.1:26).

Посредством этого действия Бог установил теократию как первоначальную форму правления для планеты земля. Термин «теократия» буквально означает «правление Бога» и относится к форме управления, при которой управление Бога осуществляется Его представителем. Бог назначил первого человека Адама Своим представителем, осуществляющим правление Божье от Его имени над земной провинцией Божьего вселенского царства.

Таким образом, Бог правил всей землей через одного человека. Мы ранее заметили, что из-за своей гордости сатана начал верить в то, что он может быть подобен Богу и стал утверждать: » …буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14). Так как Бог правил землей через одного человека, то сатана также должен был править землей через одного человека. Это стало и продолжало быть одной из основных целей сатаны на протяжении большей части истории планеты земля. Сатана знал, что для достижения этой цели ему было необходимо каким-то образом похитить у Бога власть над мировой системой (Быт.3:1; Отк.20:2).

Сатана сказал первым людям, что если они отвергнут Бога и Его правила, то станут подобны Богу (Быт.3:5). Эта мысль равна той, которую он принял, когда впервые согрешил против Бога. И посредством этого он преуспел в убеждении Адама отпасть от Бога. Из-за грехопадения Адама Бог утратил Своего представителя, через которого Он правил землей. В результате, утратилась теократия, и сатана узурпировал власть над мировой системой.

Несколько фактов указывает на это коренное изменение.

Сатана показал Иисусу все царства земные и имел власть дать правление над этой системой любому из людей по своему желанию, а также заявил, что власть над мировой системой принадлежит ему (Лук.4:5-6). Слово, которое переводится как «она предана мне», находится в совершенном времени. Это важно, так как означает, что власть над мировой системой была отдана сатане в прошлом (Адамом), и что он и его силы продолжают управлять мировой системой на протяжении истории. Поэтому Иисус назвал сатану «князь мира сего»; буквальный перевод — «правитель мира сего» (Иоан.14:30); Павел назвал его «бог века сего» (2Кор.4:4); Иаков предупреждал о том, что кто друг существующей мировой системы, тот «враг Богу» (Иак. 4:4).

Ап. Иоанн утверждал, что «весь мир лежит во зле» (это можно также перевести, как «в злом» — 1Иоан.5:19). Похищение у Бога власти над мировой системой посредством падения человека было первым шагом навстречу исполнения цели сатаны — правление целой землей через одного человека.

На протяжении всей истории со времени грехопадения человека сатана активно пытался придвинуть мир ближе к всемирному правлению через одного человека. Посредством использования сверхъестественного влияния, делая это самостоятельно (Ис.14, Иез.28) или же через своих злых ангелов-мироправителей (Дан.10:13-20), диавол побуждает человеческих правителей, таких как правителей Тира и Вавилона, пытаться построить расширяющееся царство или империю и таким образом постепенно все больше территории мира подчинять власти одного человека.

Последняя и самая большая работа сатаны в этом направлении будет совершаться в будущем с антихристом (2Фес.2:3-10; Отк.13:1-8). На основании Ис.14 и Иез.28, 2Фес.2 и Отк.13, сатана, по-видимому, побуждает этих правителей добиваться всемирного правления, наполняя их сердца гордостью до такой степени, что они начинают верить в то, что подобны Богу. Так как Бог изначально правит целым миром посредством одного человека, то они также пытаются распространить свою власть на всю землю.

Таким образом, из-за того, что сатана побуждает этих правителей наполняться той же гордостью и убеждениями, которыми он когда-то наполнился, когда отпал от Бога, то Ис.14 и Иез.28 подают смешанное описание гордых человеческих правителей древнего Вавилона и Тира с описаниями когда-то превознесенного, а теперь злого гордого ангела.

Параллельно этому, Джеффри В. Гроган написал следующее относительно смешивания описаний правителей Вавилона с описаниями сатаны в Ис.14: «Ничто не может быть более адекватным, так как гордость царя Вавилона была действительно сатанинской. Когда сатана вершит свою пагубную волю через правителей этого мира, он воспроизводит свои собственные плохие качества в них, и они в сущности становятся образом того, что представляет собой он… Все правители международного значения, высокомерная гордость и надменность которых способствуют их гибели от руки Божьей, — пример выполнения, как сатанинских принципов, так и принципов антихриста, так как эти принципы в действительности едины» [Geoffrey W. Grogan, «Isaiah», «The Expositor's Bible Commentary». Vol. VI, ed. by Frank E. Gaebelin, p. 105].

Падение остальных ангелов

В бесконечно далеком прошлом Бог решил установить царство, которым Он мог бы править как Царь и Владыка. Это царство должно было быть известно как Царство Божье. Для того чтобы иметь Царство, Бог нуждался в личных подчиненных, которые бы служили Ему. Бог решил создать два вида подчиненных: ангелов, для того чтобы они служили Ему непосредственно в небесной части Его вселенского Царства; и людей, которые бы служили Ему в земной части Его Царства.

Как отмечалось в предыдущем разделе, Бог создал огромный сонм святых или находящихся в безгрешном состоянии ангелов. Так как сатана желал быть подобным Богу, и так как Бог имел вселенское Царство, которым правил как Царь и Владыка, то сатана решил, что он также должен иметь вселенское царство, которым он мог бы править как владыка и царь.

Так как у Бога были ангелы, служащие Ему в Его Царстве, то сатана решил, что он также должен иметь служащих ему ангелов. Однако перед ним возникла проблема. Так как он был лишь созданием, а не создателем, то у него не было способности создавать ангелов. Самое большее, на что он мог рассчитывать, — это убедить Божьих ангелов присоединиться к нему в восстании против Бога.

Сатана преуспел в этом, убедив значительное количество ангелов присоединиться к нему. Это мы знаем, так как Св. Писание говорит о сатане — «и ангелам его» (Мат.25:41; Отк.12:7-9) и указывает на то, что он — правитель над злыми ангелами (Мат.12:24-26). Библия не дает нам точного числа ангелов, которые отошли от Бога, но похоже, что Отк.12:4 называет пропорцию тех, кто последовал за сатаною. Это место утверждает, что он забрал «с неба третью часть звезд и поверг их на землю». Ранее мы обратили внимание на то, что в Иов. 38:7 Бог назвал ангелов «звезды».

Роберт Л. Томас написал следующее об Отк.12:4 — «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю». Слово «звезды» должно относиться к ангелам, которые в прошлом отошли вместе с сатаной от Бога.

Это подтверждается сходством этого стиха с Дан.8:10, где слова «воинство небесное» представляют собой явное указание на ангелов. Ранее в книге Откровение звезда уже символизировала ангела (9:1). Этот факт вместе с упоминанием об ангелах сатаны в 12:8-9 придает тайному объяснению большей убедительности. Сатана и его ангелы были сброшены на землю вследствие войны в небесах… изгнанные звезды-ангелы под его руководством брошенные в бой, в котором они стали еще хуже, тогда как и он сам был сброшен вниз с небесного местопребывания на землю [Robert L. Thomas Revelation 8-22, p. 124].

Поэтому можно сделать вывод, что одна третья часть ангелов последовала за сатаной и отошла от Бога. Вследствие того, что они сами избрали восстание против Бога, то тем самым утратили свое безгрешное состояние и стали навсегда закрепленными в падшее злое состояние.

Значение Отк.12:4, как отмечалось, вместе со значением Быт.1:31, обсуждавшимся ранее, подсказывают вывод о том, что данное падение ангелов имело место в промежутке времени между концом шести дней творения и падением человека. Сатана стал правителем этого воинства падших ангелов.

Так же как Бог имел ангельских существ в Своем подчинении в Царстве, так и сатана теперь имел ангельских существ в подчинении в своей империи.

Вместе с этим интересно обратить внимание на то, что когда сатана восстал против Бога и предположил: «Буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14), он также хвалился: «взойду на небо выше звезд Божьих» (Ис.14:13).

Два основных вида ангелов

Очевидно то, что когда сатана попытался убедить всех Божьих ангелов присоединиться к его восстанию, две трети их решили остаться верными Богу. Библия называет их святыми (Дан.4:10) или избранными (Дан.4:10,14; Мр.8:38; 1Тим.5:21). Вследствие их личного выбора остаться верными Богу, эти ангелы были закреплены или неизменно заключены в свое безгрешное состояние. Падение одной трети ангелов стало причиной разделения великого воинства ангелов, сотворенных Богом, на два главных вида: святые ангелы в Божьем Царстве и падшие злые ангелы в империи сатаны.

Два подразделения падших злых ангелов

Со временем в основном виде падших злых ангелов выделились два подразделения.

Падшие свободные ангелы

Падшие свободные ангелы пребывают с сатаной в первом небе над землей и находятся в его подчинении (Еф.2:2; 6:12; Отк.12:7-9). Они могут свободно перемещаться даже по земле для того, чтобы исполнять нечестивую работу сатаны. Библия называет их «бесы» (Мат.12:22-26) [Werner Foerster, «daimon», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. II, ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed., by Geofrey W. Bromiley, p. 18].

Падшие заключенные ангелы

Второе подразделение состоит из злых ангелов, которые были падшими свободными ангелами, подчинявшимися власти сатаны в продолжении времени после падения. Однако несколько позднее падшие ангелы совершили еще один грех, настолько тяжкий, что Бог отобрал у них свободу и лишил сатану власти над ними, заключив этих ангелов в ужасную тюрьму.

Два места Нового Завета конкретно говорят об этой группе ангелов: 2Пет.2:4 и Иуд.6-7. 2Пет.2:4 — «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».

Относительно этого места нужно отметить следующее:

Во-первых, Петр говорит об особой группе ангелов, которых Бог в прошлом уже заточил и связал узами в месте ужасной тьмы до того, как Петр написал свое послание.

Во-вторых, Петр назвал место заключения. Наш перевод называет его местом «адского мрака» Но мы должны обратить внимание на то, что Петр не использовал Новозаветное слово для обозначения ада (слово «хадес»).

Вместо этого он использовал слово «тартарус». Древний мир понимал слова «хадес» и «тартарус» как различные. Как греческие, так и еврейские писатели, писавшие о конце мира, говорят о «тартарусе» как о «подземном месте, находящемся ниже, чем хадес, предназначенном для выполнения Божьего наказания» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», p. 813]. В еврейском тексте книги Еноха (xx. 2) Тартарус называется местом наказания падших ангелов [R. H. Strachan, «The Second Epistle General of Peter» in «The Expositor's Greek Testament», Vol. V, ed. by Robertson Nicoll, pp. 134-35]. Петр указывал на то, что эти злые духи заключены в самой глубокой пропасти проклятия.

2Пет.2:4 — единственный текст в Новом Завете, где место наказания называется соответствующим именем «тартарус». Однако, несколько других мест говорят о нем, используя описательный термин: «бездонная пропасть» (буквально «бездна»). Слово «бездна» заключает в себе понятие о неизмеримой глубине, и еврейские писатели, писавшие о конце мира, говорили о ней как о «месте, где заключены блуждающие духи» (книга Юбилеев 5:6; книга Еноха 10:4, 11, 18:11; Иуд.6; 2Пет.2:4) [Joachim Jeremias, «abussos», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. II, ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed., by Geofrey W. Bromiley, p. 9].

Когда Иисус встретил бесноватого в земле Гадаринской, то бесы просили Его не изгонять их в бездну (Лук.10:31). Тот факт, что эти бесы сделали подобное прошение, указывает на то, что падшие свободные ангелы знали, что бездна существует, что Бог уже поместил некоторых из них туда в наказание, и что это ужасное место предназначено для изгнания злых ангелов.

Бесы, вселившиеся в этого человека, пришли в ужас от перспективы того, что Христос мог заключить их в бездну.

В-третьих, тартарус — лишь временное место наказания злых ангелов, заключенных там. Петр указывал, что они содержатся там лишь до времени их окончательного наказания. В конце земной истории они вместе с сатаной и всеми падшими ангелами будут помещены в другое место наказания — в огонь вечный (Мат.25:41; Отк.20:10).

В-четвертых, Петр ясно сказал, что эти ангелы уже заключены в тартарусе вследствие какого-то греха, совершенного ими до того, как он написал свое послание. Мы вынуждены заключить, что этот грех не был грехом первоначального восстания ангелов против Бога. Если бы это было так, то все падшие ангелы, включая и сатану, были бы заключены в место суда. Это должен быть грех лишь этой отдельной группы падших ангелов, который они совершили уже после восстания всех остальных падших ангелы против Бога. Более того, он должен был быть намного ужаснее греха первоначального восстания ангелов против Бога, так как вызвал более строгое наказание.

В связи с этим Меррил Ф. Ангер пишет: «Падшие ангелы, связанные узами, о которых говорят Петр и Иуда, явно виновны в таком огромном грехе, что им уже не позволялось странствовать по небесам с их вождем и остальными злыми ангелами, но они были брошены в самое строгое и ужасное заключение в тартарусе» [Merrill F. Unger, «Biblical Demonology»].

Какая природа этого греха?

Второе место Нового Завета, говорящее об этой группе заключенных ангелов, проливает больше света на этот вопрос.

Иуд.6-7 — «…и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример».

В этих стихах Ап. Иуда указывает на то, что грех указанной группы заключенных ангелов состоял из четырех действий.

Во-первых, они представляют собой «ангелов, не сохранивших своего достоинства» — ст.6. Слово, переводимое, как «достоинство», означает «владение, сфера влияния» [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», p. 112]. Эти ангелы не остались во владении или сфере влияния, которую Бог предназначил для ангелов, а оставили ее и стали частью владения или сферы влияния, которую Бог не предназначал для ангелов.

Во-вторых, это ангелы, «оставившие свое жилище» — стих 6. Слово, переводимое как «жилище», означает «место пребывания» или «место жительства» и относится особенно к местожительству ангелов в небесах [Otto Michel, «oiketerion», «Theological Dictionary of the New Testament». Vol. V, ed. by Gerhard Friedrich, trans. and ed. by Geoffrey W. Bromiley, p. 155].

Эти ангелы покинули свои места пребывания в первом небе и поселились в другом месте.

В-третьих, они — «блудодействовавшие» (ст.7). В начале 7-го стиха говорится: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию…». Некоторые толкователи утверждают, что ст.7 не относится к ангелам, упоминаемым в 6-ом стихе [Walter C. Kaiser, Jr., «More Hard Sayings of the Old Testament», p. 35]. Они настаивают на том, что слово «им» (в греческом тексте) ст.7 относится к городам Содому и Гоморре, а не к ангелам 6-го стиха, и что поэтому Ап. Иуда говорит, что города вокруг Содома и Гоморры наполнили себя блудодеяниями подобно Содому и Гоморре.

Но, однако, нужно обратить внимание на то, что греческое слово для обозначения городов имеет женский род. В противоположность этому, греческое слово, переводимое в ст.7, как «им», и слово, которым называются ангелы в ст.6, имеют мужской род. Это означает, что слово «им» в ст.7 относится к ангелам, о которых идет речь в ст.6, а не к городам Содому и Гоморре [Edwin A. Blum, «Jude», «The Expositor's Bible Commentary». Vol. 12, p. 390].

Таким образом, Ап. Иуда в ст.7 говорит, что Содом и Гоморра и города, находящиеся вокруг их, грешили так же, как и ангелы, о которых говорится в стихе 6. Одним из совершаемых ими грехов был блуд. Это не означает, что ангелы имели между собой гомосексуальные отношения, подобно мужчинам Содома, Гоморры и близлежащих городов.

Термин «блудодеяние» иногда означает любой вид половых отношений, запрещенных Богом (Еф.5:3; Кол.3:5) [William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich, «A Greek-English Lexicon of the New Testament», p. 669]. Мысль, которую хотел передать нам Ап. Иуда, заключается в том, что мужчины Содома и Гоморры и близлежащих городов имели половые отношения, запрещенные Богом (мужчины с мужчинами) так же, как и ангелы, о которых говорится в стихе 6, и которые имели половые отношения, запрещенные Богом (ангелы с земными женщинами).

В-четвертых, они «ходившие за иною плотью» (ст.7). Они ходили за плотью, предназначенной Богом бытьдля них чужеродной. «Ходить за иною плотью» означает потакать неестественной похоти [Ibid., p. 578]. Мужчины Содома и Гоморры, а также близлежащих городов ходили за иной плотью, предназначенной быть для них чужеродной. Их гомосексуальные отношения были неестественными.

Бог создал людей мужского рода, для того чтобы они имели половые отношения с людьми женского рода (Быт.2:18, 21-24; Мат.19:4-6). Этим Он указал на предназначение людей мужского рода быть чуждыми друг другу в половом отношении (Лев.18:22; 20:13; Втор.23:17). Но ангелы, о которых говорится в ст.6, пошли за иною плотью, предназначенной Богом быть для них чужеродной.

Как отмечалось в предыдущей главе, Бог создал ангелов как духов без физического тела из плоти и костей. В результате этого, половые отношения с физической плотью противоречат природе ангелов. Это указывает на то, что Бог предназначил, чтобы физическая плоть была чужеродной ангелам в половом отношении. Ангелы, о которых говорится в ст.6, в противоречие своей природе и предназначению Божьему, имели половые отношения с физической плотью.

В конце 6-го стиха Ап. Иуда говорит о последствиях этого четырехкратного греха, совершенного данными ангелами. Бог связал их узами в мрачном месте тьмы, где будет содержать до окончательного наказания в конце земной истории.

Вывод

Сравнение 2Пет.2:4 и Иуд.6-7 подсказывает вывод о том, что оба этих места говорят об одной и той же группе ангелов и их грехе. Большинство исследователей Библии соглашается с таким выводом.

Ранее мы привели причину, вследствие которой был сделан вывод о том, что грех и заточение этой группы ангелов произошло в определеный момент после первоначального восстания ангелов против Бога. Тот факт, что Петр и Иуда указывают на грех и заточение в прошедшем времени, говорит о том, что это произошло до написания их посланий. Интервал времени между первоначальным восстанием ангелов и написанием этих Новозаветных посланий большой.

Возможно ли более конкретно определить время и другие факторы, относящиеся к данному греху ангелов и их заключению? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, мы должны изучить следующую тему.

Тема 6-ой главы Книги Бытие

В Быт.6:1-2,4 Моисей писал: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».

В этом месте Моисей говорит о событиях, происходивших на земле до всемирного потопа. Исследователи Библии не пришли к согласию относительно толкования этого места. Основные вопросы касаются значения названий «сыны Божие» и «дочери человеческие». Предлагаются три основных мнения.

1. «Высокородные и низкородные»

Это очень старая точка зрения, которая говорит о том, что «сыны Божьи» были человеческими сынами аристократов, обладавших властью (царей, феодалов, дворян), а «дочери человеческие» были человеческими дочерями простолюдинов, людей низших классов. В соответствии с данным объяснением, Быт.6:2 говорит о браках, имевших место до всемирного потопа, между различными классами людей: аристократами и простолюдинами. Два аргумента, приводимые сторонниками этой точки зрения, заключаются в следующем:

Во-первых, древние арамейские «таргумы» (переводы еврейского Ветхого Завета на арамейский язык) переводят фразу «сыны Божии» как «сыны благородных», а греческий перевод «Симахус» гласит «сыны царей или князей».

Во-вторых, еврейские тексты время от времени называют правящих судей «богами» (елохим) [Исх.21:6], поэтому сыны этих судей могут быть названы «сыны богов» [Walter C. Kaiser, Jr., «More Hard Sayings of the Old Testament», p. 37].

Существущэют причины для неприятия этой точки зрения

1. Эта точка зрения подразумевает различие относительно терминов «дочери человеческие» в 1-ом и 2-ом стихах. Слово «человеческие» в ст.1 представляет собой общий термин. Оно относится ко всем мужчинам в общем, поэтому «дочери человеческие» в ст.1 — это дочери всех людей в общем. В противоположность этому, в соответствии с идеей «высокородные-низкородные», «дочери человеческие», о которых говорится в ст.2, не были дочерьми людей в общем. Вместо этого, они были дочерьми людей из низших простых классов, а не высших аристократических классов. Стиль ст.1-2 не допускает таких различий.

2. Быт.6:1-13 говорит о развращенности людей мира до потопа и таким образом объясняет, для чего нужен был потоп. Тот факт, что о браках между сынами Божьими и дочерьми человеческими упоминается в начале этого места, ясно указывает на то, что подобные браки в значительной степени относились к развращенности рода человеческого, вследствие чего возникла необходимость ужасного наводнения. Почему браки между сынами аристократов и дочерьми простолюдинов должны были в такой степени способствовать развращению человеческой расы? Что же порочного присуще бракам между людьми различных классов? Идея о «высокородных-низкородных» похоже, указывает на то, что подобные браки более порочны, чем браки между аристократами или простолюдинками.

3. Библейский текст говорит о том, что развращение было результатом того, что сыны Божьи женились на дочерях человеческих. Текст говорит исключительно об одном типе брака. В соответствии с этим, идея о «высокородных-низкородных» указывает на то, что развращение произошло в результате того, что сыновья аристократов женились на простолюдинках.

Означает ли это, что браки между дочерьми аристократов и сыновьями простолюдинов также порочны? Если браки между этими различными классами людей так значительно способствовали развращению, то почему же оба вида браков между этими классами не имеют одного и того же порочного влияния?

2. Идея о линии Сифа и линии Каина

Вторая предлагаемая точка зрения утверждает, что «сыны Божьи», о которых говорит Быт.6, были потомками Сифа, а «дочери человеческие» — потомками женского рода Каина. В соответствии с этой точкой зрения, Быт.6:2 говорит о браках до потопа между двумя различными линиями потомков людей: праведными потомками Сифа, о которых говорится в Быт.4:25-5:32, и неправедными потомками Каина, о которых говорится в Быт.4:1-24.

Большинство аргументов, приводимых сторонниками этой точки зрения, не представляются позитивными аргументами в пользу их идеи. Вместо этого они подтверждают третью точку зрения, которую мы рассмотрим позднее [For an example of this, see C.F. Keil and Franz Delitzsch, «The Pentateuch». Vol. I. in «Biblical Commentary on the Old Testament», pp. 127-35].

Самый важный позитивный аргумент, приводимый некоторыми сторонниками, заключается в том, что, так как о потомках Сифа и Каина написано сразу же перед Быт.6, где говорится о браках между сынами Божьими и дочерями человеческими, то кажется очевидным, что как линия потомков Сифа, так и Каина имеют прямое отношение к бракам, упоминаемых в Быт.6.

Второй предлагаемый аргумент — это тот факт, что некоторые места Ветхого Завета иногда применяют название «сыны Божие» к благочестивым людям.

К. Ф. Кейл и Франц Делитч писали: «Этот термин относится не только к ангелам. «Сыны Елохима» или «сыны Елима» в Пс.72:15 — по отношению к Елохиму благочестивые люди названы «родом «сынов Твоих», то есть сынами Елохима. Во Вт.32:5 израильтяне названы Его (Божьими) детьми, а в Ос.1:10 — «вы сыны Бога Живаго». В Пс 79:18 об Израиле говорится как о сыне человеческом, которого «Елохим укрепил в Себе» [Ibid., p. 128].

Существуют причины для неприятия этой точки зрения

Во-первых, слово «человеческие», которое используется в Быт.6:1-2 — это общий термин. Доказательство этого можно найти в том факте, что еврейское прилагательное «человеческие», которое используется в этих стихах, имеет единственное число (буквальный перевод «человеческий»), а местоимение «них», которое используется в конце ст.1 и относится к данному прилагательному, стоит во множественном числе. Это указывает на то, что в этих стихах прилагательные «человеческие» относится ко всему человечеству в общем. Таким образом, «дочери человеческие», о которых говорится в этих стихах, были потомками женского рода всего человечества, а не какой-либо отдельной линии, отличающейся от остального человечества.

Это означает, что «дочери человеческие», на которых «сыны Божие» женились (ст.2 и 4), были потомками женского рода всего человечества, а не исключительно линии Каина. В противоположность этому, идея о «линии Сифа и линии Каина» определяет их как потомков женского рода лишь линии Каина.

Во-вторых, как отмечалось относительно первой точки зрения, Библейский текст 6-ой главы Бытия подразумевает, что развращение произошло вследствие браков между сынами Божьими и дочерями человеческими. Здесь говорится исключительно об одном типе брака. В соответствии с этим, идея о «линии Сифа и линии Каина» указывает на то, что развращение произошло вследствие того, что потомки мужского рода по линии Сифа женились на дочерях из линии Каина. Означает ли это, что браки между дочерями линии Сифа и сыновьями линии Каина имели бы такие же порочные последствия? Если причиной развращения были браки между этими двумя линиями, то почему же оба типа браков между этими двумя линиями не имеют одинакового порочного эффекта? Маловероятно, что имели место браки лишь между мужчинами из рода Сифа и женщинами из рода Каина, но не между женщинами из рода Сифа и мужчинами из рода Каина.

В-третьих, интересно отметить, что идея о «линии Сифа и линии Каина» возникла не ранее 4-го века Р.Х. Таким образом, она самая молодая из трех основных идей. «Новая католическая энциклопедия» утверждает, что идея, «которая видит в этих сынах Божьих потомков Сифа, а в дочерях человеческих потомков Каина датируется четвертым столетием и возникла вследствие влияния теологов в поддержку учения об ангелах как о духах» [«Sons of God», «New Catholic Encyclopedia». Vol. XIII, p. 435]. Это, похоже, означает, что основной причиной возникновения этой идеи было не толкование Св. Писания, а противопоставление идей о ангелах, которые мы рассмотрим далее.

3. Идея о падших ангелах и земных женщинах

Третья предлагаемая точка зрения утверждает, что «сыны Божьи», о которых говорится в 6-ой главе Бытия, были падшими ангелами, а «дочери человеческие» — человеческими женщинами в общем. В соответствии с этой точкой зрения Быт 6:1-2, 4 отражает следующую ситуацию: Группа падших ангелов оставила пределы обитания в первом небе, покинув свои жилища, чтобы стать частью человечества и сделать своим жилищем землю. Потом они женились на человеческих женщинах, вступив с ними в половые отношения и, таким образом, зачали детей, которые были сильными, издревле славными людьми допотопного мира. Еврейское слово, которым называются эти дети (ст.4), означает, что они были «героями или чемпионами», успешными воинами, известными своей «силой и жизнеспособностью» [John N. Oswalt, «gibbor», «Theological Workbook of the Old Testament». Vo. I, by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr. and Bruce K. Waltke, pp. 148-49].

Проблемы и ответы

Противники этой точки зрения указывают на ее недостатки.

Прежде всего, как мы рассматривали в предыдущем разделе, вследствие того, что ангелы — это духи и по своей природе не имеют физических тел из плоти и костей, а также пола. Каким же образом они могли иметь половые взаимоотношения с земными женщинами и зачать детей? Возможно, этот недостаток — наибольший недостаток идеи об ангелах.

Однако в том же предыдущем разделе мы также видели, что хотя ангелы в действительности по своей природе не имеют физических тел и пола, имели место случаи, когда некоторые из них временно обретали физические тела, которые можно было видеть и осязать. Мы рассмотрели подобный пример в Быт.18-19. Два ангела, появившиеся в облике мужчин, имели физические тела. Они могли употреблять пищу, имели физические ноги, которые могли быть омыты; и физические руки, которые можно было осязать. Мужчины Содома и Гоморры распознали в них мужчин. В свете этого Библейского случая и того факта, что Библия не говорит, как или откуда эти ангелы взяли свои тела, мы должны остерегаться немедленных выводов о том, что если ангелы по своей природе не имеют физических тел и пола, то идея об ангелах предлагает что-то нереальное. В связи с этим Меррил Ф. Ангер писал: «Отвергнуть такую возможность… значит заявить о таком уровне знаний о природе падших ангелов, которым человек не обладает» [Merrill F. Unger, «Biblical Demonology», p. 50].

Второй недостаток идеи об ангелах, на который указывают оппоненты, это учение Иисуса о том, что ангелы не женятся (Мр.12:25). В противоположность этому, идея об ангелах утверждает, что падшие ангелы женились на земных женщинах. Не противоречит ли это ясному учению Иисуса? Относительно этого недостатка нужно обратить внимание на то, что Иисус говорил, что ангелы «на небесах» (буквально «в небесах») не женятся. В противоположность этому, идея об ангелах не утверждает, что женились ангелы, находящиеся в небесах. Наоборот, она говорит о том, что женились ангелы, покинувшие небеса и спустившиеся на землю.

Третья проблема заключается в том, что существа, о которых говорится в Иуд.7, совершали блудодеяния, а сыны Божьи, о которых говорится в Быт.6, вступали в браки. Оппоненты идеи об ангелах утверждают, что блудодеяние и брак — это не одно и то же. Таким образом, сыны Божие, о которых говорится в Быт.6, не могут быть существами, о которых говорится в Иуд.7.

На данный аргумент есть три ответа. Во-первых, как отмечалось ранее, термин «блудодеяние» иногда означает любой вид половых отношений, запрещенных Богом. Так как ангелы по своей природе бесполы, то очевидно, что Бог никогда не предназначал половые отношения для ангелов. Поэтому любые половые отношения ангелов с человеческими женщинами были бы запрещены Богом и могут быть названы блудодеянием. Во-вторых, хотя браки между ангелами и человеческими женщинами могли быть признаны законными древним миром, это еще не было гарантией одобрения их Богом.

Так как Бог был против половых отношений между ангелами и земными женщинами, то Он конечно же рассматривал эти браки как незаконные или запрещенные. Иными словами, относительно Божьих ценностей, эти ангелы и земные женщины не состояли в подлинном браке. Наоборот, они жили вместе в блуде. Третий аргумент, приводимый критиками, заключается в том, что идея о «падших ангелах — человеческих женщинах» основана на языческой мифологии, а не на Библейских откровениях. В соответствии с вавилонской и греческой мифологией, в древние времена боги спустились на землю в облике мужчин, имели половые отношения с земными женщинами и таким образом зачали детей, имевших наполовину божественную, наполовину человеческую природу и стали героями вследствие своих сверхъестественных подвигов [William Foxwell Albright, «From the Stone Age to Christianity», p. 226]. Критики утверждают, что идея о «падших ангелах и земных женщинах» возникла в результате того, что ее сторонники позволили языческой мифологии определять их толкование 6-ой главы книги Бытие.

Ответом на данный аргумент о том, что идея о «падших ангелах и земных женщинах» — это искаженное толкование 6-ой главы Бытия, основанное на языческой мифологии, будет то, что скорее всего языческая мифология — это искажение действительных событий, описанных в 6-ой главе книги Бытие [Franz Delitzsch, «Genesis», in Lange's «A Commentary on the Holy Scriptures», p. 284]. Вавилонское повествование о Гельгамеше и остальные языческие истории о великом потопе, который уничтожил древний мир, — это примеры искаженных сообщений о реальном потопе, описанном в Быт.6-8.

Причины для принятия

Существуют веские причины для принятия идеи о «падших ангелах и земных женщинах» как правильной точки зрения.

Во-первых, места Нового Завета, такие как 2Пет.2:4 и Иуд.6-7, рассмотренные нами ранее, предусматривают как раз такое понимание 6-ой главы Бытия.

Если «сыны Божии», которые женились на «дочерях человеческих» не были падшими ангелами, то когда же ангелы, о которых говорится во 2Пет.2:4 и Иуд.6-7, покинули пределы обитания ангелов и стали частью другой сферы, не предназначенной Богом для ангелов? Когда они покинули свои жилища в первом небе, чтобы поселиться в другом месте? Когда эти ангелы предали себя запрещенным половым отношения? Когда они последовали за плотью, которую Бог предназначил быть чужеродной для них? Когда эти ангелы совершили грех, который был настолько серьезным, что Бог заключил их в тартарусе, связав узами до последнего наказания в конце истории мира?

Сторонники других версий толкования 6-ой главы Бытия утверждают, что 2Пет.2:4 и Иуд.6 говорят о первоначальном грехе в стане ангелов [Walter C. Kaiser, Jr., «More Hard Sayings of the Old Testament», p. 35]. Однако, как отмечалось ранее, если бы это было правдой, то все падшие ангелы, включая и сатану, были бы еще в древние времена заключены в тартарусе. Вместо этого Св. Писание ясно указывает на то, что сатана и его бесовское воинство все еще свободны и могут действовать во вселенной.

Во-вторых, как отмечалось ранее, слово «человеческие» в Быт.6:1-2,4 — это общий термин, относящийся ко всему человечеству в общем, а не к отдельному классу или родовой линии людей. Таким образом, «дочери человеческие» были потомками женского рода всего человечества в общем, а не отдельного класса или родовой линии людей. Идея о «падших ангелах — земных женщинах» — это единственная точка зрения, соглашающаяся с этим.

Другие точки зрения утверждают, что «дочери человеческие» — это потомки женского рода одного отдельного класса или родовой линии людей.

В-третьих, историческое понимание иудеев, если отправиться по меньшей мере во 2-ое столетие до Р.Х., и возможно ранее, заключалось в том, что «сыны Божии» в Быт.6 были ангелами, пришедшими с небес на землю, женившимися на женщинах и зачавшими необычных детей, которые развратили мир настолько, что для того, чтобы уничтожить развращенность человечества Бог вынужден был вызвать потоп. Бог связал узами этих ангелов в глубинах земли, отделив от остальных живых существ. Они будут содержаться там до их последнего наказания в конце истории мира. Несколько сочинений древней еврейской литературы выражают данное понимание.

Датировка этих сочинений показывает тот факт, что идея о «падших ангелах и земных женщинах» была самым старым пониманием 6-ой главы книги Бытие.

«Септуагинта» — греческий перевод еврейского Ветхого Завета, составленный еврейскими учеными, начиная с 3-го или 2-го века до Р.Х., говорит о том, что «сыны Божьи», о которых говорится в Быт.6, были ангелами [«Sons of God», «New Catholic Encyclopedia». Vol. XIII, p. 435].

Книга Еноха и книга Юбилеев (сочинения еврейской литературы, созданные в 3-м или 2-м веке до Р.Х.) дают такую же точку зрения. В книге Еноха утверждается: «…а ангелы, дети неба, видя их, пылали похотью и сказали друг другу: «Пойдемте, выберем себе жен из детей человеческих и зачнем детей». И они спустились к дочерям человеческим на землю и спали с женщинами, и осквернили их, и открыли им всякого рода грехи. А женщины родили гигантов и таким образом вся земля наполнилась кровью и нечестием» [R. H. Charles, «The Book of Enoch», pp. 14-15, 21]. Книга Юбилеев относительно этих ангелов говорит: «А после этого они были связаны узами в глубинах земли навсегда, до великого дня проклятия, когда наказание исполнится для всех, кто развратил свои пути и дела перед Господом. За эти три вещи пришел потоп на землю, а именно, за совершение блудодеяния, в котором бодрствующие, вопреки закону заповеди, пошли в разврате за дочерьми человеческими и взяли себе жен, которых избрали, и дали начало нечистоте. Они зачали сынов Нафедима, они были совершенно не похожи и пожирали друг друга» [R. H. Charles, 'The Book of Jubilees», pp. 57-58, 68].

Иосиф Флавий, известный еврейский историк 1-го столетия Р.Х., писал:

«Ибо многие ангелы Божии сошлись с женщинами и зачали сынов, поддерживающих несправедливость и презирающих все хорошее в счет уверенности в своих собственных силах; ибо существует традиция о том, что дела этих людей напоминают поступки тех, кого греки назвали титанами» [Flavius Josephus, «Antiquities of the Jews». Vol. I, Chpt. 3, in «The Complete Works of Flavius Josephus». trans. by William Whiston, p.32].

Интересно обратить внимание на то, что Ап. Иуда, который в стихах 6-7 писал об ангелах, имевших половые отношения с человеческими женщинами, далее в своем послании цитировал книгу Еноха (Иуд.14-15).

В-четвертых, историческое мнение раннехристианской Церкви, существовавшее до 4-го столетия Р.Х., заключалось в том, что «сыны Божии», о которых говорится в Быт., 6 были падшими ангелами, женившимися на человеческих женщинах и посредством них зачавшими особенных детей.

Несколько заявлений, высказанных служителями раннехристианской Церкви, говорят об этом.

Иустин Мученик (114-165 г.г. Р.Х.) — значительный апологет раннехристианской Церкви, выступавший за христианство против язычества и иудаизма — писал: «Но ангелы переступили это назначение и были увлечены любовью женщин и зачали детей». Он утверждал, что древние поэты и мифологи ошибочно приписывали этот поступок ангелов богам [Justin Martyr, «The Second Аpology of Justin», Chpt. V, in Ante-Nicene Fathers. Vol. I, ed. by Alexander Roberts and James Donaldson, p. 190].

Ириней (120-202 г.г. Р.Х.) — епископ Лиона и ученик Поликарпа, наученный апостолом Иоанном, говорил: «И во дни Ноя Он справедливо наслал потоп для уничтожения самого бесчестного рода людей, тогда существовавшего, который не мог приносить плоды Божьи, так как согрешившие ангелы смешались с ними» [Irenaeus, «Against Heresies», Book IV, Chpt. XXXVI, Sect. 4, in the «Ante-Nicene Fathers», Vol. I, p.516].

Тертуллиан (145-220 г.г. Р.Х.) — служитель и апологет латинской церкви — говорил о тех ангелах, а именно устремившихся с небес к «дочерям человеческим», о «женщинах, которые имели ангелов (как мужей)» и об ангелах, отрекшихся неба и вступивших в плотской брак» [Quintus Septimus Florens Tertullian, «On the Apparel of Women», Book I, chpts II an IV, in «Ante-Nicene Fathers». Vol. IV, pp. 14-16].

Лактантиус (240-320 г.г. Р.Х.) — христианский апологет и весьма эрудированный учитель сына императора Константина — говорил о том, что ангелы с небес имели половые отношения с женщинами на земле и зачали детей, имевших смешанную ангельскую и человеческую природу [Lucius Caecilius Firmianus Lactantius, «The Divine Institutes. Book II», Chpt. XV, in «Ante-Nicene Fathers». Vol. 7, p. 64].

В-пятых, согласно вавилонской, греческой и других мифологий, в древние времена боги спустились на землю с небес в образе людей мужского пола, женились на земных женщинах и зачали сверхчеловеков, ставших славными. Мы, конечно же, не основываем богословие на языческой мифологии, но должны задаваться вопросом о том, что было причиной появления подобной концепции. Конечно же браки между обычными мужчинами и женщинами, рожденными на земле, не были бы причиной возникновения идеи о сверхъестественных существах, пришедших с небес в облике людей мужского пола, женившихся на земных женщинах и зачавших сверхчеловеческих детей.

Сочетание содержания 2Пет. и Иуд.6-7, общего термина «человеческие» в Быт.6:1-2,4 и твердого понимания иудаизма, а также раннехристианской Церкви подсказывают вывод о том, что идея о «падших ангелах и земных женщинах», упоминаемых в Быт.6, дает объяснение реальных событий, имевших место до потопа. Со временем язычники извратили точность происшедшего. Например, они истолковали ангелов как богов. Эта языческая мифологическая концепция — искаженное отражение того, что действительно произошло, и таким образом составляет указание в пользу объяснения Быт.6 с точки зрения идеи о «падших ангелах — земных женщинах».

В-шестых, Быт.6:9-10 утверждает: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета». Слово, которое приводится «в роде своем», по существу означает потомство. Оно происходит от термина, который «в самом узком смысле описывает акт рождения ребенка женщиной, но иногда используется для обозначения отцовской части процесса становления родителем» [Paul R. Gilchrist, «toledot», «Theological Workbook of the Old Testament». Vol. I, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr. and Bruce K. Waltke, p. 378].

Значение этого слова, а также утверждение в ст.10, что Ной родил трех сыновей, указывает на то, что данное место говорит о физических потомках Ноя.

Стих 9 заявляет, что Ной был «непорочным» в своих потомках. Это не может означать, что его физические потомки были безгрешно совершенными, так как ни один человек, рожденный естественным образом со времени грехопадения, не может быть совершенно безгрешным. Слово, переводимое как «непорочный», означает «не испорченный, здоровый, не затронутый» [Brown, Driver, and Briggs, «A Hebrew and English Lexicon of the New Testament», p. 1071]. Оно иногда используется для описания животных без изъяна [J. Barton Payne, «tarnim», «Theological Workbook of the Old Testament». Vo. II, ed. by R. Laird Harris, Gleason L. Archer, Jr. and Bruce K. Waltke, p. 974].

Таким образом, это место говорит о том, что физические потомки Ноя были неиспорченными, здоровыми или без изъяна. Потомки «сынов Божьих» (Быт.6), напротив, были испорчены наследственными свойствами падших ангелов. Потомки Ноя не были испорчены этим изъяном. Они полностью были людьми, как и предполагалось Богом.

В-седьмых, запись, содержащаяся в Быт.6, означает, что браки между сынами Божьими и дочерьми человеческими в значительной мере содействовали развращению рода человеческого, что сделало необходимым применение радикального, всемирного наказания потопом.

Если бы эти браки заключались между двумя различными классами или линиями людей, то почему Бог послал всемирное наказание за тысячи лет до последнего всемирного наказания в конце истории земли? С самого времени наказания потопом совершались браки между различными классами и линиями людей, но Бог удерживает другое всемирное наказание для конца мира. Данное несоответствие явным образом говорит о том, что браки между сыновьями Божьими и дочерьми человеческими, о которых говорится в Быт.6, заключались не между двумя различными классами или родами людей. Эти браки должны были быть браками между людьми и существами иного порядка, смешанными браками двух совершенно различных природ и, таким образом, бывших причиной полного развращения того, что создал Бог. Так что наказание мирового масштаба стало необходимым для того, чтобы предотвратить распространение данного развращения на все человечество.

Согласно данному выводу, Мерилл Ф. Ангер писал относительно браков, упоминаемых в Быт.6: «События, записанные в Ветхом Завете и богодухновенные комментарии в Новом Завете, единогласно представляют собой цельный эпизод как уникальную и удивительную аномалию нарушения всех Богом назначенных законов, как для физического, так и духовного мира, и вызвало огромное возмущение в обоих, так что полное заключение в самых далеких глубинах тартаруса — это наказание ангелам-нарушителям, с одной стороны, а с другой стороны, потоп, заливший весь мир, — наказание за человеческое безрассудство» [Merrill F. Unger, «Biblical Demonology». p. 51].

Время и радикальная природа всемирного потопа подтверждают обоснованность идеи о падших ангелах и земных женщинах.

Возможная стратегия сатаны

Сразу же после грехопадения человека Бог сказал сатане, что семя жены будет поражать его (Быт.3:15). Посредством дальнейших откровений Бог показал, что Он имел в виду под этими словами. На протяжении истории мира ожидалось рождение через женщину Младенца, Искупителя. Во время Своего пребывания в мире Искупителю предстояло совершить труд избавления, посредством которого сатана понес поражение. Таким образом, Искупитель должен был быть ключом к Божьей победе над сатаной до того, как мир придет к концу.

Так как Искупителю предстояло быть ключом к Божьей победе над сатаной, то сатана сделал следующее заключение: если он сможет помешать рождению Искупителя в мир, то Бог никогда его не победит. В результате этого вывода, целью сатаны на протяжении всей истории после грехопадения и Ветхозаветной истории было предотвратить рождение Искупителя в мир.

Сатана испробовал множество различных способов, чтобы добиться своей цели. Возможно, одним из таких способов были браки между падшими ангелами и земными женщинами. Труд искупления, который должен был совершить Искупитель, и посредством которого будет поражен сатана, обеспечивает спасение для падшего человечества, но не обеспечивает спасения для падших ангелов. Так как Бог не предусмотрел спасения для падших ангелов, то если бы сатана мог ввести наследственные свойства падших ангелов в род человеческий, а затем дать им полностью пропитать этот род до рождения Искупителя, то это бы разрушило весь искупительный план Бога. Рождение Искупителя в мир представлялось бы бесполезным, так как в мире не осталось бы ни одного существа, которое по своей природе было бы полностью человеком, и которое можно было бы искупить.

Предположение, что именно в этом состояла стратегия сатаны, подсказывает вывод о том, что распространение наследственных свойств падших ангелов поколение за поколением через цепочку браков и воспроизведение должно было быть остановленным ради искупительного плана Божьего. Поэтому пока еще оставался по крайней мере один человек, чьи потомки были полностью людьми, не испорченные наследственными свойствами ангелов, Бог с помощью всемирного потопа уничтожил народ со смешанной природой, но сохранил в ковчеге Ноя и его семью.

1-ое Послание Петра 3:18-20

Это место Библии, которое со всей очевидностью имеет отношение к данной концепции о возможной стратегии сатаны.

1Пет.3:18-20 — «…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды».

Предлагается три основных версии толкования этого места:

Во-первых, во времена Ноя, до потопа, Христос проповедовал через него неспасенным, непослушным людям мира, которые позднее погибли в потопе, и чьи бестелесные духи теперь заключены в аду.

Во-вторых, после Своей смерти на кресте, Христос спустился в ад для того, чтобы проповедовать заточенным бестелесным духам неспасенных, непослушных людей, живших в дни Ноя и погибших в потопе.

В-третьих, после Своей смерти на кресте, Христос сошел в преисподнюю для того, чтобы возвестить заключенным сынам Божьим, о которых говорится в Быт.6, падшим ангелам, взявших себе в жены земных женщин в дни Ноя до потопа [Edwin A. Blum, «I Peter», in «The Expositor's Bible Commentary», Vol. XII, ed. by Frank E. Gaebelin, p. 241].

Сегодня большинство исследователей Библии поддерживает третью версию или идею о падших ангелах [Gerhard Friedrich, «kerusso», «Theological Dictionary of the New Testament», Vol. II, ed. by Gerhard Kittle, trans. and ed., by Geofrey W. Bromiley, p. 241].

Прежде всего, стиль ст.19 и 20, похоже, указывает на то, что проповедь Христа и непослушание в дни Ноя произошли в разное время [Ibid]. Это свидетельствует против первого толкования о том, что Христос проповедовал через Ноя в допотопные времена.

Далее, когда слово «дух» используется без определяющей фразы, как в 1Пет.3:19, то обычно оно относится к сверхъестественному духовному существу, а не к людям или духу людей [Roger M. Rayrner, «I Peter», «The Bible Knowledge Commentary». New Testament edition, ed. by F. Walvoord and Roy B. Zuck, p.851]. Например, Сидни Х. Т. Пэйдж говорит о том, что когда это слово используется для обозначения духа человека, то ему сопутствует определяющая фраза и таким образом «о личности говорится как о имеющей дух, а не как о духе» [Sydney H. T. Page, «Powers of Evil», p. 231]. Сидни Пэйдж далее утверждает: «Это правило выполняется в Евр.12:23, где упоминается о духах «праведников, достигших совершенства». Здесь определяющая фраза, указывающая на то, что духи принадлежат к человеческим существам, — это «праведников, достигших совершенства».

Если бы Петр подразумевал людей в 1Пет.3:19, то, следуя Новозаветному стилю, он, скорее всего, написал бы фразу, такую как «духом тех, кто был непокорен» [Ibid]. Этот факт опровергает первое и второе толкование, утверждающие, что Христос проповедовал людям или духам людей.

Сидни Пэйдж представляет третий аргумент в поддержку идеи о падших ангелах, а именно во взаимосвязи между 1Пет.3:19-20 и 2Пет.2:4. Последнее место говорит о Божьем наказании для падших ангелов и проявляет ряд сходств с первым. В 1-ом Послании Петра речь идет о непослушных духах, а во 2-ом Послании Петра говорится о согрешивших ангелах, но эти два случая настолько похожи, что они, скорее всего, один и тот же эпизод. В обоих случаях мы находим идею о согрешивших нарушителях, которые были заключены в заточение, и в обоих случаях об этом говорится в контексте упоминания о Ное и потопе. Трудно поверить в то, что это сходство просто случайно [Ibid. p. 232]. Утверждение Сидни Пэйдж означает, что так как 2Пет.2:4 говорит о падших ангелах, то непокорные духи, о которых говорится в 1Пет.3:19-20 — это также упоминание о падших ангелах. Более того, так как оба места представляют данные утверждения в контексте упоминания о Ное и потопе, то они должны говорить о ангелах, бывших непокорными во времена Ноя до потопа.

И, наконец, идея об ангелах дает прекрасное понимание того, почему Петр написал текст 3:18-20 как раз в этом месте своего послания.

Непосредственно перед этим местом он говорил о преследованиях, которым подвергались его читатели (3:13-17), а позднее он прояснил, что силы сатаны были основными подстрекателями данного гонения (5:8-9). Имея такое понимание, Петр написал 3:18-20 для того, чтобы поддержать своим посланием читателей, подвергающихся гонениям, сообщив им тот факт, что Христос одержал убедительную победу над силами сатаны посредством Своего искупительного труда на Кресте. Поэтому в 3:22 Петр написал, что Христос, » …восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» [Ibid., pp. 232-33].

В соответствии с приведенными фактами, мы считаем, что идея о падших ангелах — это правильное толкование 1Пет.3:18-20. Но если данное понимание правильно, почему же Христос отправился к отдельной группе падших ангелов для того, чтобы принести им весть после Своей смерти на кресте? И что Он им возвестил?

Возможно, Христос отправился к этой отдельной группе падших ангелов из-за того, что они совершили в дни Ноя до потопа. Они женились на земных женщинах, для того чтобы привить роду человеческому наследственные свойства падших ангелов, которые, как они надеялись, в конце концов пропитают все человечество и таким образом сделают невозможным пришествие Искупителя в мир и совершение труда искупления, вследствие которого сатана потерпит поражение. После того, как Христос умер на кресте, Он отправился к этой группе ангелов, заключенных в преисподней, для того чтобы возвестить им о том, что Он — Искупитель; о том, что Он только что совершил труд искупления посредством Своей смерти на кресте, о том, что их план вследствие этого провалился, а их будущее наказание неизбежно. Подобным образом, Сидни Пэйдж утверждал, что проповедью Христа было Его «провозглашение, обращенное к злым ангелам о Его триумфе над ними» [Ibid., p.235], а Блум сказал, что это было «объявление Христа о Своей победе и их проклятии» [Edwin A. Blum, «I Peter», in «The Expositor's Bible Commentary». Vol. XII, ed. by Frank E. Gaebelin, p. 242].

Для падших ангелов нет спасения

Отношение спасения к святым ангелам

Так как святые ангелы никогда не грешили и так как ранее отмечалось, что они сейчас закреплены или заключены в неизменное, безгрешное состояние, то мы можем заключить, что они не нуждаются в спасения.

Тема Евр.1:14, где говорится о том, что святые ангелы «все… они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», доказывает данный вывод. Это значит, что святые ангелы отличаются от тех, кто должен наследовать спасение.

Отношения спасения к падшим ангелам

Два места Библии говорят о том, что Бог не предусмотрел спасения для падших ангелов.

Евр.2:14-16

После того, как было сделано заявление, что Христос как Вождь спасения людей был соделан немного ниже ангелов через Свое воплощение (2:9-10), в Послании к Евреям читаем о Нем следующее:

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово».

Посредством данных утверждений в Послании к Евреям написано, что для обеспечения спасения падшего человечества Христос через воплощение воспринял на Себя человеческую природу и умер заместительной смертью за людей. Поэтому единственный способ обеспечения спасения для человечества заключался в том, чтобы Христос стал Человеком.

Данные утверждения в Послании к Евреям означают, что единственный способ обеспечения спасения для падших ангелов заключается в том, чтобы Спаситель взял на Себя природу этих существ. Он должен был стать таким же существом, как и они. В свете данного понимания, утверждение о том, что Христос не облекся в природу ангелов (ст.16), очень важно. Оно означает, что Христос не стал ангелом, и таким образом, спасение для падших ангелов не предусмотрено.

1Пет.1:12

Упомянув о спасении человеческих душ (ст.9) и о том, что относится к этому спасению (ст.10-12), Петр сделал следующее утверждение в конце 12-го стиха: «во что желают проникнуть Ангелы».

Эдвин А. Блум утверждает, что слово, переводимое как «проникнуть», указывает на расположенность приложить силы или причинить себе личные неудобства для получения лучшего понимания. Здесь наличие настоящего времени придает этому слову продолжительное значение» [Edwin A. Blum, «1 Peter», «The Expositor's Bible Commentary», Vol. XII, ed. by Frank E. Gaebelein, p. 222].

Из этого определения мы можем заключить, что Петр говорил, что ангелы имеют такое сильное желание узнать о спасении падших человеческих существ, что постоянно прилагают усилия или причиняют себе неудобства, изучая его смысл. Спасение падших людей — это интригующая загадка для них, так как они сами лично никогда не смогут достичь спасения. Утверждение Петра побудило Генри Олфорда написать:

«То, что ангелы, для которых это не предназначено так, как для нас (Евр.2:16), желают вникнуть в его тайны, еще более расширяет превосходство спасения, открытого нам» [Henry Alford, «1 Peter», in the «Greek Testament», Vol. IV, p. 338].

Олфорд также приводит слова Хоффмана [Shriftb. I 313], сказавшего, что ангелы лишь различают зло и добро, не имея силы обратиться от греха к праведности; наблюдая подобные обращения к Богу, они желают проникнуть в знания о способах его…; они сами исключены из плана спасения: поэтому и говорится, что они желают заглянуть в факты апостольской науки [Ibid].

Большая противоположность

Бог предусмотрел спасение для падшего человечества, но не для падших ангелов. Лишь Он сам знает причину такого большого различия. Возможно, вследствие того, что ангелы были созданы с большим интеллектом, и им было открыто больше, чем людям до падения, они согрешили в большей степени.

Независимо от причины, мы люди, принявшие Божий дар спасения через веру в Его Сына Иисуса Христа, должны обильно благодарить Бога за Его благодать, которая побудила Его предусмотреть спасение для нас, несмотря на тот факт, что мы также восстали против Него.

Места пребывания ангелов

Место пребывания святых ангелов

Бог сотворил всех ангелов безгрешными святыми существами. Их местом жительства было небо, в котором Бог пребывает особым образом, и которое апостол Павел назвал «третьим небом» (2Кор.12:2). Ангелы, которые позднее решили остаться верными Богу и, в результате, были закреплены в своем святом состоянии, продолжают жить в этом небе. Несколько фактов указывают на то, что третье небо — это место пребывания святых ангелов.

Примеры

o Ап. Иоанн видел огромное воинство ангелов вокруг престола Бога в этом небе (Отк.5:11-13).

o Иисус говорил об ангелах в небе, которые видят там лицо Бога (Мат.18:10).

o Ангел Гавриил находился в присутствии Божием, и был послан к деве Марии в город Назарет (Лук.1:19-26).

o Святой ангел спустился с неба для того, чтобы укреплять Иисуса во время Его борений в Гефсимании (Лук.22:43).

o Иоанн видел семь ангелов, стоящих перед Богом (Отк.8:2).

o В связи с Вторым Пришествием Христа святой ангел спустится с неба, чтобы заключить сатану в бездну (Отк.20:1-3).

Несколько примеров указывают на то, что хотя святые ангелы и пребывают с Богом в третьем небе, они не закреплены там. Святые ангелы имеют доступ на землю для выполнения Богом назначенных задач.

Место пребывания и наказания падших злых ангелов

Когда сатана и остальные злые ангелы восстали против Бога и таким образом отошли от Него и своего первоначального святого состояния, они были изгнаны из Божьего третьего неба в первое небо, в окрестности земли.

Таким было первоначальное наказание вследствие их первого восстания, изменившего место пребывания с Божьего третьего неба на первое небо.

Падшие злые ангелы сейчас разделены на две группы: падшие заточенные ангелы и падшие свободные ангелы. Мы увидели, что падшие заточенные ангелы были подвергнуты дополнительному наказанию, так как покинули место своего пребывания в первом небе, чтобы жить на земле и жениться на земных женщинах во времена Ноя до потопа. Бог наказал их, заточив в преисподней (бездна) до великого дня Суда. В результате, преисподня — до сих пор место пребывания этих злых ангелов. Они не могут покинуть бездну.

Падшие свободные ангелы не покинули свои жилища в первом небе для того, чтобы жить на земле и жениться на человеческих женщинах. В результате, первое небо — до сих пор их место пребывания. Поэтому Павел назвал их господствующими в воздухе (Еф.2:2), а Герхард Деллинг утверждал, что «их жилище теперь… наинизшая из различных небесных сфер» [Gerhard Delling, «arche», «Theological Dictionary of the New Testament», Vol. I, ed. by Gerhard Kittle, Trans. and ed. by Geoffry W. Bromiley, p. 483]. В предыдущем разделе мы обратили внимание на то, что хотя первое небо — место пребывания указанных падших ангелов, они вольны спускаться на землю как бесы для того, чтобы совершать работу сатаны. Сатана как их правитель также пребывает в первом небе (Еф.2:2), но он также имеет доступ в Божье третье небо и к земле (Иов.1:6,7).

Дополнительная стадия наказания для сатаны и падших свободных ангелов произойдет посреди семилетнего периода Великой Скорби. Тогда они будут сброшены с первого неба на землю (Отк.12:7-11). В результате этого земля станет их местом пребывания на три с половиной года (вторая половина периода Великой Скорби; Отк.12:13-17; ср. ст.4-6).

Сатана и падшие свободные ангелы будут изгнаны с земли и заключены в бездну вследствие второго пришествия Христа после Великой Скорби (Отк.20:1-3; Ис.20:21-23). Глава 20 книги Откровение говорит о заключения в узы и заточение сатаны в бездну вследствие прихода Христа, а Ис.24:21-23 гласит:

«И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава».

Франц Делитч относительно этого места утверждал, что воинство на высоте относится к ангелам; что Бог будет судить их, поместив «с высоты в бездну и темницу»; что бездна — это то же место, что и место заточения ангелов, о котором упоминается во 2Пет.2:4 и Иуд.6; а также, что это место параллельно Отк.20:3 [Franz Delitzsch, «Biblical Commentary on the Prophecies of Isaiah», Vol. I, trans. by James Martin, pp. 434-435].

Посредством этого дополнительного наказания сатана и падшие свободные ангелы попадут в ту же бездну мрака, что и ангелы, о которых говорится в Быт.6, женившиеся на человеческих женщинах до потопа. Таким образом, сатана и все падшие ангелы получат преисподню в качестве места пребывания, и будут заключены там на протяжении тысячелетнего царствования Христа и Его святых на земле (Отк.20:2-6). В согласии с этим, в Ис.24:22-23 указывается, что падшие ангелы будут находиться в этой темнице на протяжении «многих дней», в то время как Господь будет царствовать на земле.

После Тысячелетнего Царства сатана будет выпущен из своей темницы в преисподней (Отк.20:7). Он возвратится на землю для того, чтобы возглавить последнее восстание против власти Христа и святых, но Бог быстро сокрушит это восстание (Отк.20:8-9). Тогда все падшие ангелы будут навсегда брошены в огненное озеро. Относительно падших ангелов Ис.24:22 утверждает, что после многих дней (дней Тысячелетнего Царства) пребывания в бездне (преисподней) они «будут посещены». Франц Делитч указывает на то, что это относится к посещению Божьего гнева «исполнению последнего суда» над падшими ангелами, описанного как «суд великого дня» в Иуд.6 (также 2Пет.2:4) [Ibid., p. 435]. Таким образом, посредством этого последнего наказания сатана и все падшие ангелы получат в качестве вечного места пребывания озеро огня и серы. Так они будут мучаться «день и ночь во веки веков» (Отк.20:10). Согласно этому, Христос также упоминал «огонь вечный, уготованный дияволу и ангелам его» (Мат.25:41).