Февраль

1 февраля

Закон жизни для вселенной

«В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук» (Пс. 101:26).

От начала Бог явил Себя в деле Творения. Христос распростер небеса и положил основание земли. Он же сотворил и звездные миры во Вселенной, и полевые цветы. «В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же. Его — море, и Он создал его» (Пс. 94:4, 5). Он наполнил землю красотой и воздух — пением. И каждое Его творение на земле, в воздухе и на небесах несет на себе отпечаток любви Отца,

Грех исказил совершенство Божьего творения, но рука Создателя по-прежнему видна во всем. Даже сегодня все сотворенное возвещает о Его совершенстве. Никто и ничто, кроме эгоистичного человека, не живет для самого себя: и птица, парящая в небе, и зверь, ходящий по земле, — все живут для пользы другого. И нет листа в лесу или самой незаметной былинки, которые не выполняли бы своего назначения. Каждое дерево, каждый куст и лист выделяют те вещества, без которых не могут существовать люди и животные. А человек и животное, в свою очередь, способствуют жизни растений. Прекрасные цветы благоухают, служа благословением для мира. Солнце изливает свой свет на радость всему живому. Океан, наполняющий живительные источники, вбирает в себя воды всей земли, чтобы снова их отдать. Влага, испаряющаяся с его поверхности, дождями возвращается на землю, чтобы она цвела и плодоносила.

Ангелы — вестники славы небесной — дарят свою любовь людям и неустанно заботятся о падших и грешных душах. Небесные существа стремятся привлечь наши сердца, они приносят в этот мрачный мир свет небесных обителей. Чутко и терпеливо они стараются побудить человеческий дух для того, чтобы вернуть падшим утраченную связь со Христом, более тесную, чем те могут себе представить.

Все в природе свидетельствует о Боге, но наиболее полно мы видим Его в Иисусе. Глядя на Иисуса, мы понимаем, что слава нашего Бога заключается в том, чтобы даровать. «Я. ничего не делаю от Себя, — сказал Христос. — Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем», «Я не ищу Моей славы. а славы Пославшему Меня» (Ин. 8:28; 6:57; 8:50; 7:18), В этих словах утвержден великий принцип -закон жизни во Вселенной. Все, что Христос получил от Бога, Он получил, чтобы отдать. Этот же принцип действует и в Царстве Небесном — в служении Бога сотворенным существам: через Возлюбленного Сына Отец изливает на всех жизненную энергию, и через Сына она возвращается в потоках хвалы и радостного служения к великому Источнику всего сущего. Таким образом, во Христе получает завершение круг благодеяний, раскрывающих сущность великого Подателя жизни, и закон жизни, действующий во Вселенной.

2 февраля

Сотворение мира

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

Отец и Сын приступили к осуществлению Своего великого и удивительного замысла — сотворению нашего мира. Созданная Творцом земля была необычайно прекрасной. Горы, холмы и равнины перемежались реками и прекрасными озерами. Поверхность земли не была одной обширной равниной, ее разнообразили горы, не такие высокие и скалистые, как сейчас, но имеющие красивые и плавные очертания. Не было обнаженных высоких скал. Было достаточно влаги, равномерно распределенной в почве. Повсюду земля была украшена прекрасными растениями и цветами, а также величественными высокими деревьями, какие только можно представить себе. Они были во много раз больше и прекраснее нынешних. Воздух был чистым и здоровым, весь наш мир напоминая великолепный дворец. Ангелы созерцали землю и радовались, видя это чудное и прекрасное творение рук Божьих.

После того, как была создана земля и все животные, Отец и Сын осуществили Свое намерение, задуманное еще до падения сатаны, — сотворить человека по Своему образу и подобию. Они все делали вместе, творя нашу землю и все живое на ней. И теперь Бог сказал Своему Сыну: «Сотворим человека по образу Нашему». Адам вышел совершенным из рук Создателя. Его отличали благородная осанка и пропорциональность прекрасного телосложения. Он был более чем в два раза выше нынешних обитателей земли. Черты лица его были совершенны и великолепны. Ева была немного ниже Адама — чуть выше его плеча. Она также была стройна, безупречно сложена и прекрасна.

Эта безгрешная супружеская пара не носила никаких искусственных одежд. Они были одеты в неосязаемую одежду из света Божьей славы, какую носят ангелы. До тех пор, пока они жили в послушании Богу, их окутывало это сияние света. Несмотря на то, что все творение Божье являло совершенство красоты и казалось, что на земле, которую Бог сотворил для счастья Адама и Евы, нет ни в чем недостатка, Он проявил к Адаму и Еве Свою великую любовь, насадив специально для них сад. Часть своего времени люди должны были посвящать приятным занятиям по уходу за садом, а часть времени отводилась для общения с ангелами, которые навещали их и давали им различные наставления. Все остальное время они могли проводить в спокойных и счастливых размышлениях.

Человек вышел из рук Творца совершенным умом и телом, а значит, обладающим идеальным здоровьем.

3 февраля

Сотворенные по образу Божьему

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1:26).

Необходимо открывать жизнь Христа в человеческом естестве. Человек был венцом творения Божьего. Он был сотворен по образу Божьему и предназначен быть подобием Бога, однако сатана постарался стереть образ Божий с человека и запечатлеть на нем свой образ, Человек очень дорог Богу, потому что был создан по Его образу. Этот факт должен внушить нам, сколь важно доказать на словах и на деле, что осквернять тело посредством невоздержания в еде или других вредных привычек греховно. Ведь тело предназначено открывать Бога миру.

Чтобы понять, сколь сильно Бог ценит человека, нам нужно уяснить план спасения, осознать все величие жертвы, которую принес наш Спаситель, дабы избавить человечество от вечной гибели, Иисус умер, чтобы вернуть Себе жемчужину великой ценности. Жизнь Божьих детей — это жизнь самоотвержения, самопожертвования, смирения. Тот, кто не является причастником Его страданий, не может надеяться на участие в Его славе. Мы будем судимы в соответствии с тем, каким образом мы используем познание истины, которое было даровано нам.

Господь отдал Своего Возлюбленного Сына, чтобы искупить нас от греха. Мы являемся соработниками Бога и Его представителями в этом мире; и Он ожидает, что мы откроем истинную ценность человека посредством чистоты нашей жизни и ревностных усилий для восстановления жемчужины великой ценности. Наш характер должен быть сформирован по Божественному подобию и преобразован верой, которая действует любовью и очищает душу. Благодать Божья будет украшать, облагораживать и освящать характер. Слуга Господень, действующий разумно, будет иметь успех. Наш Спаситель сказал: «И больше сих сотворит; потому что я к Отцу Моему иду».

Что это за «большие дела»? Если наши уста тронуты горящим углем с жертвенника, мы откроем миру дивную любовь, явленную Богом в том, что Он отдал миру Иисуса, Своего Единородного Сына, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Тайна воплощения Христа, Его страдания, Его распятие, Его воскресение и Его г внесение открывают всему человечеству дивную любовь Божью. Это придает силу истине. Качества, присущие Богу, стали известны благодаря жизни и деяниям Христа. Он открыл Божественный характер.

Божье творение — это только хранилище средств, приготовленных для использования Им по Своему благоволению.

4 февраля

Замысел Творца предназначался для нашего счастья

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8).

Несмотря на то. что было много сказано и написано о преимуществах физического труда, создается впечатление, что он находится в пренебрежении. Бытует популярное мнение, изменившее порядок вещей; и многие склонны думать, что человеку, работающему своими руками, нет места среди уважаемых членов общества. Люди тяжело работают ради приобретения денег и, накопив богатство, полагают, что деньги принесут их сыновьям почет и уважение. Однако многие из этих людей не приучают своих сыновей к тяжелому, полезному труду, как были приучены они сами. Их сыновья расточают деньги, заработанные чужим трудом, не сознавая их ценности. Следовательно, они злоупотребляют талантом, который, по замыслу Господа, был предназначен для совершения добрых дел.

Намерения Господа не совпадают с намерениями людей. Он не планировал, что люди будут жить в праздности. Бог сотворил человека, наделив его достоинством, однако, одаренный всем, что только Владыка Вселенной мог дать, Адам не проводил дни в праздности. Как только он был сотворен, ему была поручена работа. Он должен был найти призвание и счастье в том. чтобы хранить сотворенное Богом, а в награду за труды его нужды щедро удовлетворялись плодами Едемского сада.

Пока наши прародители повиновались Богу, труд был для них удовольствием и земля обильно плодоносила для удовлетворения их нужд. Но когда человек перестал повиноваться, он был обречен бороться с семенами сатанинского посева и в поте лица зарабатывать свой хлеб. С тех пор он вынужден был в трудах и лишениях бороться против силы, которой он подчинил свою волю.

Божье намерение было таково, чтобы посредством труда сводилось на нет зло, * принесенное в мир непослушанием человека. Благодаря труду искушения сатаны могли быть ослаблены, а поток зла остановлен. И хотя труд сопряжен с беспокойством, утомлением и болью, он по-прежнему является источником счастья, прогресса и защиты от искушений. Необходимость дисциплины берет под контроль самоугождение и развивает трудолюбие, чистоту и стойкость. Следовательно, труд является частью Божьего великого плана избавления нас от греха.

Творец человека создал живой механизм нашего тела. Каждый закон, управляющий этим механизмом, должен считаться таким же Божественным по происхождению, характеру и важности, каким является Слово Божье. Любой беспечный, необдуманный поступок или злоупотребление по отношению к замечательному Господнему механизму, игнорирование Его особых законов, действующих в организме человека, являются нарушением Божьего Закона, Мы можем видеть дела Божьи в природе и восхищаться ими, однако нет ничего удивительнее человеческого организма

5 февраля

Божья любовь, выраженная в творении

«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16). Его сущностью, Его законом является любовь. Всякое проявление Его творческой силы является выражением безграничной любви. Владычество Божье содержит в себе полноту благословений для всех сотворенных существ.

История великой борьбы между добром и злом, начиная с того времени, как она разгорелась на небе, и до окончательного подавления восстания и полного искоренения греха, также является свидетельством Божьей неизменной любви.

Владыка Вселенной не был одинок в Своих благодеяниях. Рядом с Ним был Тот, Кто понимал Его намерения и мог разделять с Ним радость давать счастье всем сотворенным существам. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1,2). Христос, Слово, Единородный Божий, един с Вечным Отцом — един в природе, характере и намерениях. Только Он один мог постичь все советы и замыслы Божьи. «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий. Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).

Через Сына Своего Отец создал все небесные существа. «Ибо Им создано все. престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Ангелы — служебные духи Божьи, окруженные сияющим светом, исходящим от присутствия Господа, спешат на быстрых крыльях исполнить Его волю. А повелевает ими — Сын, Помазанник Божий, «будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей» (Евр. 1:3).

Правление Божье зиждется на законе любви, поэтому счастье всех разумных существ зависит от полного согласия с великим принципом справедливости. Бог желает, чтобы все сотворенные Им существа служили Ему из любви, чтобы это служение было обусловлено пониманием Его сущности. Он не испытывает никакой радости от вынужденного повиновения Себе. Каждому предоставлена свобода воли, чтобы люди могли добровольно служить Ему.

До тех пор, пока все сотворенные существа признавали справедливость закона любви, во всей Вселенной царила совершенная гармония. Исполнение воли Творца приносило радость небесному воинству. В отражении Его славы и прославлении Его имени они находили высшее удовольствие. И поскольку Бога они любили превыше всего, то и друг к другу относились с искренним дружелюбием и бескорыстием. Ни один фальшивый звук не нарушал небесной гармонии.

6 февраля

Поклонение Творцу

«Поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7).

Мы должны поклоняться Богу, потому что Он — Творец и Ему обязано своим существованием все сотворенное Им. И там, где в Библии говорится о том, что Господь требует от человека поклонения и почитания, там же приводятся и доказательства Его творческой силы: «Все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» Щс. 95:5). «Кому же вы уподобите Меня, и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их?» «Так ,_ говорит Господь, сотворивший небеса, Он — Бог, образовавший землю и создавший ее. Я — Господь, и нет иного» (Ис. 40:25,26; 45:18).

Псалмопевец говорит: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы ~ Его», «Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего» (Пс. 99:3; 94:6). И святые существа, поклоняющиеся Ему на небесах, в таких словах выражают причину своего поклонения: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все» (Откр. 4:11).

В 14-й главе Книги Откровение звучит призыв поклониться Творцу, и в пророчестве показаны люди, которые, восприняв предостережения трех ангелов, соблюдают заповеди Божьи, Одна из этих заповедей прямо указывает на Бога как на Творца. Четвертая заповедь гласит: «День седьмый — суббота Господу Богу твоему. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а вдень седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:10, 11). Относительно субботы Господь говорит: «Дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (Иез. 20:20). А основанием для этого является следующее: «Потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился» (Исх. 31:17).

До тех пор, пока мы будем поклоняться Господу как нашему Создателю, суббота будет оставаться знамением и памятным днем. Если бы все соблюдали субботу, тогда мысли и чувства людей были бы обращены к их Творцу, к Нему было устремлено всеобщее почитание и поклонение, и тогда не существовало бы ни одного идолопоклонника, атеиста и безбожника. Соблюдение субботы — знак верности истинному Богу, «Сотворившему небо и землю, и море и источники вод». Следовательно, весть, призывающая людей поклониться Богу и соблюдать Его заповеди, особо напоминает о необходимости соблюдать четвертую заповедь.

7 февраля

Первая неделя на земле

«Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:11).

Недельный цикл, состоящий из семи буквальных дней, — шесть дней из которых предназначены для труда, а седьмой день — для отдыха, — цикл, который был сохранен и поддерживался на протяжении всей библейской истории, берет свое начало в великом факте сотворения первых семи дней.

Когда Бог Сам произнес Свой Закон с Синая, Он установил субботу, говоря: «Помни день субботний, чтобы святить его». Затем Он ясно провозгласил, что необходимо делать в шесть дней и что не следует делать в седьмой. Далее, объясняя существование недели, Он указал людям на сотворение первых семи дней. «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Это объяснение кажется вполне убедительным, когда мы поймем, что в повествовании о Творении подразумеваются буквальные дни. Первые шесть дней каждой недели даны человеку для труда, потому что Бог в тот же период первой недели занимался делом сотворения. Седьмой день Бог сохранил как день покоя в память о Своем покое, длившемся в течение такого же промежутка времени, после того как Он закончил дело сотворения в шесть дней.

Однако ошибочное предположение, что события первой недели потребовали семи долгих неопределенных периодов времени для своего осуществления, ударяет прямо в основание субботы четвертой заповеди. Это предположение делает расплывчатым то, что Бог выразил очень ясно.

Геологи, отвергающие Бога, заявляют, что мир намного старше, чем это следует из библейского повествования. Они игнорируют сказанное в Библии, потому что в самой земле они находят доказательства того, что мир существовал десятки тысяч лет. И многие из тех, кто верит в библейское повествование о том, что творческая неделя состояла из семи буквальных дней и что теперь миру всего лишь 6000 лет, чувствуют растерянность из-за удивительных находок, обнаруженных в земле.

Без Библии ни история, ни геология не могут доказать ничего. Геологические находки дают представление о состоянии вещей, во многом отличающихся от настоящих. Но время их существования и то, сколько эти вещи пробыли в земле, понятно только в свете библейской истории. Когда люди оставляют Слово Божье, повествующее об истории Творения, и хотят объяснить Божьи творческие дела на основании имеющихся научных данных, они погружаются в безбрежный океан неопределенности. То, как Бог совершал дело Творения в шесть буквальных дней, никогда не будет открыто смертным. Его творческие дела столь же непостижимы, как и Его существование.

8 февраля

Суббота указывает на Творца

«Субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13).

Суббота была дана всему человечеству в память о Творении. Великий Иегова, положивший основания земли, дивно украсивший весь мир, сотворивший чудеса на земле и на море, учредил субботний день и освятил его. Суббота была отделена как Божий памятник при ликовании утренних звезд, когда все сыны Божьи восклицали от радости. Бог освятил и благословил день, в который Он покоился от всех Своих чудных дел. И эта освященная Богом суббота должна была соблюдаться как вечный завет. Этот памятник должен был стоять из века в век до завершения земной истории.

Бог вывел евреев из египетского рабства и повелел им хранить Его субботу и соблюдать закон, данный в Едеме, Каждую неделю Он совершал чудо, чтобы запечатлеть в их разуме тот факт, что Он учредил субботу в начале мира.

Некоторые утверждают, что суббота была дана только для иудеев, однако Бог никогда этого не говорил. Он доверил субботу Своему народу — Израилю, но сам факт, что Бог предпочел провозгласить Свой Закон именно в Синайской пустыне, а не в Палестине, свидетельствует о том, что Он предназначал Свой Закон для всего человечества. Закон Десяти Заповедей был известен от сотворения мира. Поэтому установление субботы не предназначалось исключительно для иудеев без учета остальных сотворенных существ. Бог сделал обязательным соблюдение субботы для всех людей. Ведь ясно сказано: «Суббота для человека». Поэтому пусть всякий, кому грозит опасность быть обманутым в этом вопросе, обращается к Слову Божьему, а не к вымыслам человеческим.

В Едеме Бог сказал Маму относительно дерева познания: «В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь», «И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Адам послушался голоса сатаны, говорящего через его жену. Он поверил другому голосу, а не голосу, провозгласившему закон в Едеме.

Как дерево познания было средством испытания послушания Адама, так и четвертая заповедь является испытанием, которое дал Бог, чтобы проверить верность Своего народа. Опыт Адама должен служить для нас предостережением до тех пор, пока будет длиться время. Он предупреждает нас не прислушиваться ни к каким уверениям людей или ангелов, которые умаляют даже малую йоту или черту из святого Закона Иеговы.

9 февраля

Небеса проповедуют славу Божию

«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).

Творец дал множество доказательств того, что Его сила безгранична, что Он может учреждать и низвергать царства. Он содержит миры словом Своей силы. Он сотворил ночь со сверкающими звездами на небосводе. Он называет их всех по имени. Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь, показывая людям, что этот маленький мир — лишь крошечная пылинка в Божьем творении.

Жители непавших миров с сожалением и укором смотрят на гордыню и самодовольство человека. Себя прославляют не только богатые и знатные. Многие, называющие себя благоговеющими перед Богом, твердят о своей мудрости и силе. Они поступают так, будто Бог чем-то обязан им, будто Он не может совершить Своего дела без их помощи. Пусть таковые пристально вглядятся в звездное небо и с восхищением и благоговением начнут исследовать дивные дела Божьи. Пусть они подумают о мудрости, с которой Он поддерживает совершенный порядок в необъятной Вселенной, и о том, сколь неразумно для человека хвалиться своими достижениями.

Все, что имеет человек, — жизнь, средства к существованию, счастье и другие бесчисленные благословения, которые изливаются на него день за днем, — все это дается Небесным Отцом. Человек — вечный должник пред Богом за все то, что он высокомерно присваивает себе. Бог посылает Свои драгоценные дары, чтобы они могли быть использованы в Его служении. Каждая крупица славы, которую приносит людской успех, принадлежит Богу. Его многогранная мудрость проявляется в делах людей, и Ему принадлежит хвала.

Вскоре откроются небесные врата для Божьих детей, и из уст Царя, как самую прекрасную музыку славы, они услышат слова благословения: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Тогда искупленные будут радушно приняты в обителях, которые Иисус приготовил для них. Их новые сограждане будут отличаться от тех, которые окружали их на грешной земле. Там не будет порока, нечестия, обмана, идолослужения. Спасенные будут общаться с теми, кто победил дьявола и силой Божественной благодати достиг совершенства характера. Каждая греховная наклонность, всякое несовершенство, которое теперь причиняет им страдания, будут удалены Кровью Христа. Они окажутся наделенными Его славным сиянием, превосходящим яркость солнца.

10 февраля

Мы принадлежим Ему, потому что Он сотворил и искупил нас

«Руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Пс. 118:73).

Давайте поразмышляем о преимуществах, которыми мы обладаем. Многие, столкнувшись с трудностями, впадают в искушение и теряют терпение. Они забывают о многочисленных Божьих приглашениях и начинают искать помощи людей и рассчитывать на нее, Они идут за помощью к людям и поэтому слабеют и приходят в смущение. Нам дано указание во всех наших испытаниях самым ревностным образом искать Господа, помня, что мы являемся Его собственностью, Его усыновленными детьми. Ни один человек не в состоянии понять наши нужды так, как Господь. Мы получим помощь, если с верой будем просить о ней. Мы принадлежим Ему, потому что Он сотворил и искупил нас. Мы связаны с Источником всякой власти и силы узами Божественной любви. Если мы только положимся на Бога, прося Его помощи в наших нуждах, как малое дитя просит у отца того, в чем оно нуждается, наш опыт обогатится. Мы узнаем, что Бог является источником всякой власти и силы.

Если во время молитвы вы не ощущаете особенного прилива чувств, не думайте, что ваши молитвы не услышаны. Тот, Кто сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», услышит вас и ответит вам. Доверьтесь Его Слову, и вы почувствуете, как Христос ободрит вас: «Приидите ко Мне, все труждаюшиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя» — иго воздержания и послушания — «и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».

Мы найдем покой, неся Его иго и Его бремя. Трудясь вместе с Христом в великом деле, за которое Он отдал жизнь, мы найдем истинный покой. Он отдал Свою жизнь за нас, когда мы были грешниками. Он хочет, чтобы мы пришли к Нему и научились у Него. Тогда мы обретем покой. Он говорит, что даст нам покой. Так не возлагайте свое бремя ни на какого человека. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Поступая так, вы обретете покой, который дает Христос, покой, который приходит от несения Его ига и Его бремени.

Божий народ сильно бесчестит Бога, возлагая свое упование на людей. Он не повелевал нам делать это. Бог сказал нам, что Он научит нас и поведет нас. Подумайте, как много дал Он нам обетовании, за которые мы можем ухватиться рукою веры. Он хочет, чтобы мы узнали Его, говорили с Ним, поведали Ему о наших трудностях и приобрели опыт, обращаясь с просьбами к Тому, Кто все оценивает по справедливости и никогда не ошибается.

11 февраля

Душа пересотворённая по образу Божьему

«Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).

Центральной темой Библии, вокруг которой сгруппированы все другие, является план искупления, восстановления в человеческой душе образа Божьего. С первой вести надежды, прозвучавшей в Едеме, до финального славного обетования Откровения: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22:4) сутью каждой книги и каждого стиха Библии является раскрытие чудесной вести: человек может духовно возрастать силой Бога, «даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом».

Тот, кто проникся этой мыслью, имеет пред собой множество тем для изучения. Такой человек нашел ключ, который откроет ему сокровищницу Слова Божьего.

Созидательная сила, вызвавшая к существованию миры, таится и в Слове Божьем. Это Слово дает силу, оно рождает жизнь. Каждое повеление взаимосвязано с обетованием и, принятое добровольно, проникает в душу, неся в себе жизнь Вечносущего. Оно преобразует и обновляет человека по образу Божьему.

Жизнь, дарованная этим Словом, им же и поддерживается. «Всяким словом, исходящим из уст Божиих», будет жить человек.

Наш разум и душевные качества формируются в зависимости от того, что их питает, и мы вправе определить, чем питать свою душу. Каждый выбирает интересующие его темы, которые, в конечном счете, сформируют характер.

Читая Слово Божье, каждый человек, куда бы ни забросила его судьба, имеет возможность избирать общение, которое ему по душе. На страницах Библии он может вести беседу с благороднейшими, выдающимися людьми, жившими прежде, и слушать голос Всевышнего, обращающегося к людям. Изучая и размышляя над темами, з которые «желают проникнуть Ангелы», он может общаться с ними. Ищущий человек всегда найдет путь, чтобы следовать по стопам Небесного Учителя и слушать Его, проповедующего на склоне горы, на равнине или на море.

Уже здесь, на этой земле, человек может жить в небесной атмосфере, неся искушаемым и опечаленным весть надежды и жажду святости, тем самым углубляя, подобно Еноху в глубокой древности, свое общение с Невидимым и приближаясь к порогу вечности, пока ворота не откроются и он не войдет туда. Он не будет чувствовать себя чужим на небесах. Голоса, которые будут приветствовать его, — это голоса святых, которые, невидимо для него, были его друзьями, их голоса он научился различать и любить здесь. Кто посредством Слова Божьего живет на земле . в общении с Небом, тот найдет там свой дом.

12 февраля

Власть над бурей

«И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы ? как у вас нет веры ?» (Мк. 4:39, 40).

Прошедший день в жизни Иисуса был насыщен событиями, У берегов Галилейского моря Он впервые говорил с народом притчами, знакомыми образами, вновь объясняя людям природу Своего Царства.

Весь день Он учил и исцелял, и вечером множество людей по-прежнему толпились вокруг Него. И теперь к концу дня Он настолько устал, что решил отдохнуть где-нибудь в уединенном месте на противоположном берегу озера.

Наконец-то Спаситель, одолеваемый усталостью и голодом, мог отдохнуть от постоянно теснившегося вокруг Него народа. Он лег на корме лодки и вскоре заснул. Вечер был тихий и приятный, на озере царила тишина. Но неожиданно небо потемнело, из-за горных вершин с восточной стороны подул яростный ветер, и на озере разразилась сильная буря.

Вздымаемые ветром волны с силой ударяли в лодку учеников, угрожая потопить ее. Бывалые рыбаки, проведшие всю свою жизнь на озере, пережили много бурь. Но теперь их сила и опыт не помогали. Беспомощные, оказавшись во власти стихии, они потеряли всякую надежду, когда увидели, что лодка дала течь.

Поглощенные мыслями о спасении, они забыли о том, что в лодке находился Иисус. Теперь же, увидев, что все усилия напрасны и смерть неминуема, они вспомнили о Том, Кто повелел им переплыть море. Иисус был их единственной надеждой. В беспомощности и отчаянии они воскликнули: «Учитель, Учитель!» Но густая тьма скрывала Его от их глаз. Голоса тонули в реве ветра.

Внезапно вспышка молнии пронзает тьму, и они видят Иисуса — Он безмятежно спит среди всеобщего смятения. С удивлением и отчаянием они кричат: «Учитель! неужели Тебе нужды нет , что мы погибаем?». В свете молнии они видят небесный мир на Его лице. Они читают в Его взоре самозабвенную, нежную любовь и, обратившись к Нему, вопиют: «Господи! спаси нас: погибаем». Не было случая, чтобы такой вопль души не был услышан. Когда ученики из последних сил налегают на весла, Иисус встает. Он стоит среди Своих учеников, освещаемый вспышками молнии, и разъяренные волны обрушиваются на лодку. Иисус поднимает Свою руку, совершившую так много дел милосердия, и говорит разбушевавшемуся морю: «Умолкни, перестань». Как Иисус сохранял уверенность в заботе Отца, так и мы должны покоиться в заботливых руках нашего Спасителя.

13 февраля

Сотворенные заново

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная.» (Рим. 12:2).

Христос умер на кресте, чтобы спасти мир, гибнущий во грехе. Он просит вашего участия в этой работе. Вы должны стать Его помощником. Вы должны искать спасения погибших с ревностным, неустанным усилием. Помните, что крест стал неизбежным и из-за ваших грехов. Когда вы приняли Христа как своего Спасителя, вы обещали нести крест вместе с Ним. Как в жизни, так и в смерти вы связаны с Ним, участвуя в великом плане спасения.

Человека, который посвящает себя Божьему служению, изменяет преобразующая сила благодати Божьей. Наделенный даром Искупителя, он готов отречься от себя, взять свой крест и пойти на любую жертву ради Господа. Он больше не может быть равнодушным к душам, погибающим вокруг него. Он поднимается над самоугожлением. Он заново сотворен во Христе, и в его жизни уже нет места служению себе. Он понимает, что всем своим существом он принадлежит Христу, Который искупил его от рабства греха, что каждое мгновение его будущего было куплено драгоценной Кровью Единородного Сына Божьего.

Ценители вы жертву, принесенную на Голгофе, настолько сильно, что все ваши иные интересы подчиняются работе по спасению душ? Горячее желание спасать грешников, присущее Спасителю, отмечает также жизнь Его истинного последователя. Христианин не стремится жить для самого себя. Он хочет посвятить всего себя и все. что он имеет, служению Господу. Им движет непреодолимое желание спасать души для Христа.

Как я могу наилучшим образом прославить Того, Кому я принадлежу, будучи сотворен и искуплен Им? Этот вопрос мы должны задавать себе. С беспокойством и озабоченностью воистину обращенный человек стремится избавить тех, кто находится во власти сатаны. Он отказывается от всего, что может помешать ему в его служении.-Если у него есть дети, то он понимает, что должен начать эту работу с собственной семьи. Дети чрезвычайно дороги ему. Помня, что они являются молодыми членами Божьей семьи, он всеми силами стремится помочь им встать на сторону Бога. Он обещал служить Христу, повиноваться Ему и почитать Его. Он прилагает терпеливые, неустанные усилия научить своих детей, чтобы они никогда не были врагами Спасителя.

На отцов и матерей Бог возложил обязанность по спасению детей от власти врага. Это их труд — труд, которым они ни в коем случае не должны пренебрегать. Родители, имеющие живую связь со Христом, не успокоятся до тех пор, пока не увидят своих детей в безопасности — в Церкви. Это станет делом всей их жизни.

14 февраля

Творение утверждает в вере

«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29).

Слово Божье дано, чтобы служить светильником для нашей ноги и освещать наш путь. Те, кто отбрасывает Слово Божье и пытается с помощью своей слепой философии объяснить чудесные тайны Иеговы, будут спотыкаться в темноте. Смертным был дан путеводитель, с помощью которого они могут видеть Бога и Его дела в той мере, в какой это служит для их блага. Откровение, поведавшее нам историю потопа, раскрыло замечательные тайны; без него геология никогда не смогла бы их раскрыть.

Сатана поставил перед собой особую цель — толкнуть падшего человека к восстанию против Божьего правления; и он немало преуспел в своих попытках. Он попытался навести тень на Божий Закон, который сам по себе очень ясен. Особую ненависть дьявол питает к четвертой заповеди Десятисловия, потому что она говорит о живом Боге, Творце неба и земли. Самые ясные принципы Иеговы отвергаются, а принимаются немыслимые басни.

Человеку трудно будет оправдаться. Бог дал достаточно доказательств, на которых можно основывать веру, если только человек желает верить. В последние дни на земле почти не останется истинной веры. Без всякого на то основания Слово Божье будет считаться ненадежным, во внимание будут приниматься людские домыслы, хотя они противоречат ясным библейским истинам. Люди постараются объяснить естественными причинами дело Творения, которое Бог никогда не разъяснял. Однако наука не может постичь тайны Бога Небесного и объяснить изумительные творческие дела, которые являются чудом силы Всемогущего. Постичь, их означало бы объяснить само существование Бога.

«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века». Божьи пути — не наши пути, и Его мысли — не наши мысли. Человеческая наука никогда не сможет объяснить Его дивные дела. Бог так распорядился, что люди, животные, деревья, во много раз превышающие размерами тех, кто сейчас живет на земле, и все другое было погребено в земле во время потопа и сохранено для человека в качестве доказательства, что обитатели древнего мира погибли от вод потопа. Бог определил, чтобы эти находки, сокрытые в земле, утвердили веру людей в богодухновенное повествование. Но люди с их пустыми рассуждениями неверно используют средства, предназначенные Богом для того, чтобы пробудить в их сознании желание, прославить Его.

15 февраля

Библейская истина и наука не противоречат друг другу

«Господь небеса сотворил. Воздайте Господу славу имени Его» (1 Пар. 16:26,29).

Встречаются люди, претендующие на удивительные открытия в науке. Они цитируют мнения ученых, как если бы те были безошибочными, и представляют научные предположения как неопровержимые истины. А Слово Божье, которому предназначено служить светильником для ноги утомленного миром путника, они оценивают своими критериями и провозглашают его несостоятельным. Научное исследование, в которое погружены эти люди, является своего рода сетью. Оно затуманивает их разум, и они попадают в сети скептицизма. Они обладают способностью познавать, но, вместо того чтобы взирать на Источник всякой мудрости, удовлетворяются поверхностными знаниями. Они возвысили свою человеческую мудрость над мудростью Великого и Всемогущего Бога и осмелились вступить в борьбу с Ним.

Бог позволил потоку света излиться на мир в достижениях науки и искусства. Но если люди, называющие себя учеными, говорят и пишут об этих открытиях только с человеческой точки зрения, они неизбежно придут к неверным выводам. Величайшие умы, не руководимые в своих исследованиях Словом Божьим, заходят в тупик в попытках определить взаимоотношения между наукой и откровением. Творец и Его дела выше их понимания; и, поскольку они не могут дать объяснение естественными законами, библейская история кажется им ненадежной. Те, кто сомневается в достоверности повествований Ветхого и Нового Завета, сделают еще один шаг и усомнятся в существовании Бога. И если они укоренятся в этом мнении, то разобьются о скалы неверия. Моисей писал под водительством Святого Духа, и правильно выстроенная теория геологии никогда не притязает на открытия, которые нельзя примирить с его утверждениями. Идея, о которую многие запинаются, а именно — что Бог не сотворил материю, когда вызвал к существованию миры, ограничивает силу Святого Израилева.

Многие, оказавшись не в состоянии уместить Творца и Его дела в рамки своего несовершенного научного познания, сомневаются в существовании Бога и приписывают безграничную силу природе. Эти люди утратили простоту веры и далеко ушли от Бога духом и умом. Необходимо иметь твердую веру в Божественность святого Божьего Слова. Не Библия должна проверяться научными идеями, но наука должна быть испытана этим безошибочным Божественным мерилом. Когда Библия делает определенные утверждения относительно фактов в природе, науку можно сравнить с написанным Словом, и правильное понимание обоих всегда докажет, что они находятся в гармонии. Все истины в природе и откровении согласуются между собой.

16 февраля

Безграничный в силе

«Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9).

Благодаря научным исследованиям разуму истинно мудрых людей откроется широкое поле для размышлений и получения знаний. Они увидят Бога в Его делах и прославят Его. Он будет для них первым и самым лучшим, и их ум сосредоточится на Нем. Скептики, читающие Библию ради того, чтобы выдвигать против нее необоснованные возражения, по своему невежеству заявляют, что находят явные противоречия между наукой и откровением. Человеческое представление о Боге никогда не будет правильным. Разум, не просвещенный Божьим Духом, не сможет ясно представить себе Его силу.

Духовное различается духовным. Люди, не имеющие живого общения с Богом, колеблются то в одну, то в другую сторону. Они ставят люде кое мнение выше Слова Божьего. Они цепляются за утверждение о том, что суд над грехом противоречит милосердному характеру Бога: но. постоянно рассуждая о безграничной благости, они стараются забыть, что существует такая вещь, как безграничная справедливость.

Имея правильное представление о силе, могуществе и величии Бога и о слабости человека, мы отметём предположения, сделанные так называемыми мудрыми и великими мира сего, характер которых абсолютно лишен небесного благородства. Человека не за что ни хвалить, ни возвышать. Нет причины, по которой мы должны доверять мнению ученых, склонных оценивать Божественное своим искаженным мерилом. Можно прислушиваться к мнению и безопасно следовать примеру только тех, сто служит Богу. Освященное сердце оживляет и приводит в действие умственные способности. Живая вера в Бога наделяет энергией. Она дает отдых и покой душе, силу и благородство — характеру.

Ученые считают, что, обладая более широким кругозором, они в состоянии понимать мудрость Божью и Его дела. Повсеместно бытует мнение, будто Бог связан и ограничен Своими законами. Люди либо отрицают, либо игнорируют Его существование или же надеются объяснить все, даже воздействие Святого Духа на человеческое сердце, естественными законами; и они уже не благоговеют перед Его именем и не страшатся Его силы. Думая, что приобретают все, они в действительности гоняются за миражами и теряют драгоценную возможность познать Бога. Они не верят в сверхъестественное, не сознавая, что Творец законов природы может действовать вне этих законов. Они отрицают требования Божьи и пренебрегают интересами собственной души, однако Его существование, Его характер, Его законы — это факты, которые не могут опровергнуть высокие интеллектуалы.

Природа — это сила, но Бог природы — это беспредельная сила. Его дела открывают Его характер.

17 февраля

Сила, способная умножать

«И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам ? И сказал он: отдай людям, пусть едят; ибо так говорит Господь: «насытятся и останется»» (4 Цар. 4:42,43).

«Пришел некто из Ваалшалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят; ибо так говорит Господь: насытятся и останется». Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню» (4Цар. 4:42-44).

Совершивший это чудо в ветхозаветные времена ради ста человек совершил подобное чудо для пяти тысяч, когда, воплотившись в Человека, Он проповедовал Евангелие людям. В пустыне Христос питал Свой народ не только хлебом, но и кристально чистой водой.

Божья благодать делает малое достаточным для всех. Божья рука может умножить это малое в сотни раз. Из Своих сокровищ Бог может накрыть стол в пустыне для миллиона человек и более. Прикоснувшись Своей рукой, Он может увеличить скудные запасы и сделать их достаточными для всех. Это Его сила умножила хлебцы и зерна в руках сыновей пророков.

Господь дает Свою жизнь деревьям и виноградным лозам, Им сотворенным. Его Словом может быть увеличено или уменьшено плодоношение земли. Если бы люди открыли свой разум, чтобы понять отношения между природой и Богом природы, они признали бы силу Творца. Без жизни, даруемой Богом, природа бы умерла. Все творение зависит от Него. Он наделяет животворными силами всё, что создает природа. Деревья, гнущиеся под тяжестью плодов, мы должны воспринимать как Божий дар, как если бы Он Сам дал плод в наши руки.

Насытив пять тысяч человек, Иисус приоткрыл тайну природы, продемонстрировал ту силу, что постоянно действует для нашего блага. Взращивая на земле урожай, Господь творит чудо каждый день. В природе совершается то же, что и при насыщении тысяч людей малой толикой. Бог каждый день насыщает миллионы людей плодами земли. Выращивая злаки и приготовляя хлеба, люди призваны сотрудничать с Богом. Упуская из виду фактор Божественного вмешательства, они не воздают Богу славу. Он желает, чтобы мы увидели Его в получаемых дарах — тогда они станут благословением для нас. Именно ради этого и совершал чудеса Христос.

18 февраля

Иосиф почтил Творца

«Послал царь, и разрешил его, владетель народов, и освободил его. Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости» (Пс. 104:20-22).

Из темницы Иосиф был вознесен на пост управителя всей земли Египетской. Это была очень почетная должность, однако и тут его подстерегали трудности и опасности. Тот. кто находится на высоком посту, не в состоянии избежать ловушек. Подобное тому, когда буря не причиняет никакого вреда скромным цветам долины, но в то же время с корнем вырывает величественные деревья на вершинах гор. происходит иногда с теми, кто сохранял верность Господу, занимая скромное положение, однако, достигнув славы и земного успеха, стал жертвой искушений. Но Иосиф и в дни благоденствия был такой же, как во времена несчастья. Он был так же верен Богу во дворце фараона, как и в темнице. Оставаясь все же чужеземцем в языческой земле, разлученный со своими родными — приверженцами Господа, он искренно верил, что Божественная рука направляет его, и, всегда полагаясь на Бога, исправно выполнял свои обязанности.

С самых ранних лет он научился повиноваться более голосу долга, нежели своим желаниям. Честность, детская вера, благородство натуры юноши принесли достойные плоды в зрелом возрасте. Непорочная и незатейливая жизнь способствует развитию и физических, и умственных сил. Общение с Богом через общение с Его творением, размышления над величественными истинами, данными наследникам веры, возвышали и облагораживали его духовную природу, расширив и укрепив разум, как никакое другое образование не могло бы этого сделать. Честное отношение к обязанностям в любом положении, начиная с самого низкого и до самого высокого, сделало Иосифа способным осуществить свое величайшее предназначение. Тот, кто живет в гармонии с волей Творца, разовьет в себе честный, благородный характер.

Только немногие понимают влияние мелочей на становление личности. Все, что мы делаем, имеет значение. Различные обстоятельства, в которых мы ежедневно оказываемся, посланы нам для того, чтобы испытать нашу верность и подготовить к выполнению больших задач. Принципиальность, проявленная в обыденной жизни, приучает человека ставить требование долга выше собственных желаний и склонностей.

Ничто не может сравниться с влиянием, которое оказывает на человека чувство Божьего присутствия, являющееся шитом от искушения и побудительным мотивом к чистоте и истине. «Все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет». «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь». Эта мысль спасла Иосифа среди разврата Египта. Он подвергался различным искушениям, но его ответ был всегда тверд: «Как же сделаю я еж великое зло и согрешу пред Богом?» Такая твердая вера оградит всякую душу.

19 февраля

Наша жизненная сила

«Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:5).

Книга Бытие очень ясно повествует о социальной и личной жизни обитателей тогдашнего мира, однако нигде не сказано о младенце, который бы родился слепым, глухим, парализованным, уродливым или слабоумным. Не говорится в ней о естественной смерти в младенчестве, детстве или отрочестве. Ничего не сказано и о мужчинах и женщинах, умирающих от болезни. Некролог в Книге Бытие выглядит следующим образом: «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер». «Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер». Относительно других говорится так: он дожил до старости доброй и умер. Сын столь редко умирал раньше отца, что такое событие считалось достойным особой записи: «умер Аран при Фарре, отце своем». Но у Арана были дети.

Бог наделил человека такой могучей жизненной силой, что он противостоит множеству болезней, которым подвержено человечество из-за вредных привычек, приобретенных людьми на протяжении шести тысяч лет. Сам по себе этот факт является для нас убедительным доказательством силы и удивительной энергии, данной Богом человеку при его сотворении. Потребовалось более двух тысяч лет преступной жизни в потворстве страстям, чтобы основательно подточить организм человека. Если бы Адам при сотворении не был наделен жизненной энергией, в двадцать раз превышающей жизненную энергию, которую люди имеют сейчас, то человечество с его теперешним образом жизни, нарушающим естественный закон, исчезло бы совсем. Во время Первого пришествия Христа человечество деградировало столь стремительно, что масса болезней навалилась на живущих в те времена людей, неся с собой потоки страданий и невыразимого несчастья.

Бог не сотворил человечество в его теперешнем слабом состоянии. Такое положение вещей было делом рук не Провидения, но человека, с его вредными привычками и злоупотреблениями, нарушением законов, установленных Богом, чтобы управлять существованием человека. Из-за потворства аппетиту Адам и Ева прежде утратили свое высокое, святое и счастливое состояние. И через то же искушение человечество постепенно ослабло. Люди позволили аппетиту и страсти возобладать над ними, подчинив им интеллект.

Странная беспринципность, которая характеризует это поколение и является плодом пренебрежения законами жизни и здоровья, поразительна. Повсюду царит невежество по этому вопросу, хотя вокруг людей сияет свет. У многих основная забота — что нам есть9 что пить? во что одеться?. Как велик контраст между этим поколением и теми, кто жил в течение первых двух тысячелетий!

20 февраля

Покоряясь мастеру-горшечнику

«Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей» (Ис. 64:8).

Когда человек изобретает и планирует для себя что-то, чему противодействует Бог, для него наступают трудные времена. Он жалуется, беспокоится, а трудности все растут. Но когда он покорится, как глина покоряется рукам горшечника, Бог делает из человека ценный сосуд. Глина покоряется обработке. Если Бог применит Свой метод, сотни будут обработаны и сделаны наилучшими, с Божьей точки зрения, сосудами.

Пусть же рука Божья формирует глину для Его служения. Он знает, какого рода сосуд Он желает получить. Каждому человеку Он дал свое дело. Бог знает, какое место соответствует этому человеку лучше всего. Многие противодействуют воле Божьей и тем самым портят все дело. Господь желает, чтобы каждый подчинился Его Божественному руководству. Он помещает людей там, где они покорятся Его преобразующему воздействию и придут в единство со Христом, примут Его Божественное подобие. Если ваше «я» покорится преобразованию, если вы будете сотрудничать с Богом, если вы будете в единстве молиться и трудиться, каждый заняв свое место, как нити в едином сплетении жизни, то станете прекрасной тканью на радость всей Божьей Вселенной.

Горшечник не может вылепить сосуд, который никогда не был в его руках. Христианская жизнь — это жизнь каждодневного подчинения, постоянной покорно- сти и преодоления. Каждый день нужно одерживать новые победы. Следует забыть свое «я» и постоянно взращивать Божью любовь. Так мы возрастаем во Христе. Таким образом жизнь формируется по Божественной модели.

Каждое дитя Божье должно делать все, от него зависящее, чтобы возвысить Божий идеал. Каждый должен трудиться, как повелевает Господь. Если возвышается свое «я», Христос не возвеличивается. В Своем Слове Бог сравнивает Себя с горшечником, а Свой народ — с глиной. Он формирует Своих детей по Своему подобию. Покорность — это урок, который необходимо усвоить каждому. Свое «я» не должно возвеличиваться. Если Божественному наставлению будет уделено должное внимание, если собственное «я» покорится Божественной воле, рука Горшечника сформирует красивый сосуд.

Горшечник берет в руки глину и формирует ее по своему желанию. Он месит и обрабатывает ее. Он разделяет ее на куски, а затем спрессовывает их вместе. Таким образом глина становится сосудом, годным для использования. Точно так же великий Мастер желает сформировать нас. Как глина находится в руках горшечника, так и мы должны находиться в Его руках. Нам не следует пытаться выполнять работу горшечника. Наше дело — покориться работе великого Мастера.

21 февраля

Бог творил Своим словом

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6).

Материальный мир управляется Богом. Вся природа повинуется законам, управляющим ею. Все вещает и действует по воле Творца. Облака, дождь, роса, солнечный свет, ливень, ветер, буря — все находится под контролем Божьим и полностью повинуется Тому, Кто их использует. Вначале сквозь землю пробивается крошечная былинка, потом появляется стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе. Господь использует их, Своих послушных слуг, дабы исполнить Свою волю. Плод вначале появляется в виде почки, которая постепенно развивается в персик, грушу или яблоко, и Господь доводит их до созревания в соответствующее время, . потому что они не сопротивляются Его действию. Они не противостоят порядку, установленному Им. Его дела, зримые з естественном мире, не поняты и не оценены и наполовину. Эти молчаливые учителя научат людей своим урокам, если только те будут внимательными слушателями».

Неужели человек, сотворенный по образу Божьему, наделенный способностью мыслить и говорить, не сиенит дары, которыми Бог наделил его и которые, если их развивать, могут быть умножены? Неужели те, кто может быть возвышен и облагорожен, кто может стать соработником у самого великого Учителя из всех, когда-либо известных миру, будут довольствоваться несовершенством характера, внося дисгармонию, в то время как они могли бы стать ценными сосудами? Неужели тела и души искупленного Божьего наследия будут так привязаны к мирским обычаям и нечестивым делам, что не смогут отразить красоту характера Того, Кто делает все хорошо, чтобы несовершенный человек через благодать Христа тоже мог делать все хорошо и в конце концов услышать благословение Спасителя: «Хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего»?

Бог сказал — и по Его слову было сотворено все в окружающем мире. Божье творение — это только хранилище средств, подготовленных для немедленного использования Им по Своему благоволению. Нет ничего бесполезного, однако вследствие проклятия появились тернии, посеянные врагом. Неужели только разумные существа будут вызывать смущение в нашем мире? Неужели мы не будем жить для Бога? Неужели мы не почтим Его? Наш Господь и Спаситель — всемудрый и совершенный. Он пришел в наш мир, чтобы Его совершенство открылось в нас.

Наша вера должна возрастать. Нам нужно стремиться уподобиться Иисусу в своем характере и поведении. Свет, сияющий на нашем пути, истина, взывающая к нашему разуму, если ей будет оказано повиновение, освятят и преобразуют душу. Познание истины, небесная мудрость, духовные дары — это небесные блага, переданные нам для мудрого использования.

22 февраля

Божья творческая сила поддерживает вселенную

«Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» (Пс. 146:8, 9).

Если Библии должно уделяться первостепенное внимание в воспитании детей и юношества, то книга природы по важности является второй. Божьи творческие дела свидетельствуют о Его любви и силе. Он вызвал к существованию мир и все, что в нем. Бог любит прекрасное, и в мире, который Он предназначил для нас, Он не только предусмотрел все необходимое для нашего удобства, но и наполнил небеса и землю красотой. Мы видим Его любовь и заботу на урожайных осенних полях, мы ощущаем Его улыбку з радостном солнечном луче. Его рука сотворила скалы, похожие на замки, и вздымающиеся горы. По Его повелению растут величественные деревья. Он распростер зеленый бархатный ковер и усеял его кустами и цветами.

Почему же Он окрасил землю и деревья живой зеленью, а не темными, мрачными тонами? Не для того ли. чтобы они были более приятны для глаз? И неужели наши сердца не наполнятся благодарностью, когда мы увидим доказательства Его мудрости и любви в чудесах Его творения?

Та же самая творческая энергия, вызвавшая миры к существованию, по-прежнему проявляет себя, поддерживая Вселенную и продолжая действовать в природе. Рука Божья руководит планетами в их стройном шествии по небесам. Земля год за годом совершает свое движение вокруг Солнца и щедро приносит плоды благодаря силе, ей не присущей. Слово Божье управляет стихиями природы. Он . покрывает небеса облаками и приуготовляет дождь для земли. Он заставляет долины плодоносить и «произращает на горах траву» (Пс. 146:8). Это Его силой появляется растительность, распускаются листья и цветут цветы.

Весь естественный мир предназначен служить откровением дел Божьих. Для Адама и Евы в их Едемском доме природа изобиловала познанием Бога, Его Божественным наставлением. Для внимательного слуха это было вокальное исполнение, где солировал голос мудрости. Мудрость говорила глазам и принималась в сердце, потому что первые люди общались с Богом в Его делах творения. Как только святая пара нарушила Закон Всевышнего, сияние, исходившее от лица Божьего, исчезло с лица природы. Ныне природа омрачена и осквернена грехом. Но наглядные Божьи уроки не стерлись. Даже теперь природа, правильно изученная и понятая, говорит о своем Творце. Дети, молодежь, все учащиеся нуждаются в уроках, почерпнутых из этого источника. Сама по себе красота природы ведет душу от греха и мирских соблазнов к чистоте, миру и Богу.

23 февраля

Божья сила в природе и в нас

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20).

Возделывая почву, рачительный труженик обнаружит, что перед ним открываются сокровища, о которых он и не мечтал. Никто не достигнет успеха в сельском хозяйстве или садоводстве, если не будет принимать во внимание законы природы. Важно знать специфику каждого вида растений, Различные растения требуют различной почвы и специальных методов возделывания. Только учитывая эти законы выращивания каждого растения, можно добиться успеха.

Внимание, требуемое при пересадке, — чтобы даже корневые волоски не были прижаты или положены не на место. — забота о молодых растениях: обрезка и полив, устройство укрытий от ночных холодов и палящих лучей солнца, прополка сорняков, защита от болезней и насекомых-вредителей, регулирование правильного роста растений — все это не только учит нас важным урокам, касающимся усовершенствования характера, но и сам этот труд является средством развития. В старательности и терпении, внимательности и следовании закону заключается смысл воспитания.

Постоянное общение с тайной жизни и красотой природы, а также нежность, пробуждающаяся у детей при соприкосновении с прекрасными Божьими творениями, утончают ум, очищают и возвышают характер. Все эти уроки подготавливают труженика к тому, чтобы он так же внимательно относился к людям.

Та же сила, которая управляет природой, действует и в человеке. Те же великие законы, которые руководят звездами и атомами, управляют и человеческой жизнью. Законы, по которым бьется сердце и регулируется движение крови в организме, являются законами всемогущего Разума, имеющего право судить человека. От Него исходит жизнь. Все творения Божьи существуют при одном непреложном условии — если их существование поддерживается Его силой. Только в гармонии с волей Творца возможна настоящая, полноценная жизнь. Нарушение Его закона — физического, умственного или нравственного — означает разрыв с гармонией Вселенной и приводит к разногласиям, анархии и гибели.

Тому, кто поймет это, откроются тайны природы; мир — это учебник, жизнь — школа. Единство человека с природой, с Богом и вселенским законом, результаты нарушения закона — все это не может не оказывать влияния на разум и формирование характера человека.

У природы учились обитатели Едема, Моисей различал Божий почерк в аравийских горах и долинах, а Иисус, будучи Ребенком, слушал Божий глас на склонах гор, окружавших Назарет. Наши дети тоже могут общаться с Богом. Видимое открывает невидимое. От безграничного океана до мельчайшей раковины на морском берегу — во всем виден Божий образ и почерк Творца.

24 февраля

Небесным Сеятель

«Вот, вышел сеятель сеять» (Мф. 13:3).

В то время на Востоке жизнь была тревожной и неустойчивой, постоянная угроза вражеских нападений была столь велика, что люди селились в основном за городскими стенами. Земледельцы выходили трудиться на полях за городом. Христос, Небесный Сеятель, вышел сеять, оставив Свой дом покоя и мира, оставив славу, которую Он имел у Отца еще до сотворения мира, оставив Свое место на. троне Вселенной; Он вышел как Человек, подверженный страданиям и искушениям, вышел в одиночестве, чтобы сеять в слезах и Своей Кровью полить семя жизни для потерянного мира.

Слугам Его надлежит точно так же выходить сеять. Когда Авраам был призван сеять семена истины, ему было сказано: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в. землю, которую Я укажу тебе» (Быт, 12:1). «И пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8). В трудах и слезах, в одиночестве и через жертвы должно сеяться это семя великой истины.

«Сеятель слово сеет» (Мк. 4:14), Христос пришел посеять истину в мире. С самого момента грехопадения человека сатана не устает сеять семена заблуждения. С помощью лжи смог он некогда овладеть человеком, и с тех пор все силится воспрепятствовать торжеству Царства Божьего на земле, подчинить человека своей воле. Всевышний же Сеятель, Христос, пришел, чтобы посеять семена истины. Он, состоявший в совете с Богом, Он, пребывавший в сокровеннейшем святилище Вечного, был способен принести человеку чистые основы животворящей истины. Христос был Тем, Кто открыл истину миру уже с момента грехопадения человека. Через Него передается человеку нетленное семя «слова Божия, живого и пребывающего в век» (1 Петр. 1:23). Уже в первом Своем обетовании, данном нашему падшему человечеству в Едеме, Христос сеял семена Благой вести. Но самое прямое отношение притча о сеятеле имеет к Его личному служению среди людей и учрежденной Им работе благовествования, которую продолжили Его ученики.

Слово Бога есть семя, В каждом семени заложены силы прорастания. В нем заключена жизнь будущего растения. Так и в Божьем Слове есть жизнь. Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). В каждом повелении и в каждом обетовании Слова Божьего заключена сила, сама жизнь Бога, благодаря которой любая заповедь может быть выполнена и любое обетование сбудется. Тот, кто принимает Слово верою, обретает саму жизнь Бога, Его силу.

Любое семя приносит плод по роду своему. Посейте семя в благоприятных условиях, и оно естественно разовьется в растение. Примите в свою душу с верою нетленное семя Слова, и оно непременно проявится в вашем характере и жизни подобием характеру и жизни Бога.

25 февраля

Рост дается Богом

«Расширятся ветви его, — и будет красота его, как маслины» (Ос. 14:7).

Внутреннее изменение, благодаря которому мы становимся детьми Божьими, названо в Библии рождением свыше. Оно также сравнивается с прорастанием доброго семени, посеянного сеятелем. Подобным же образом люди, только что обратившиеся ко Христу, должны, как «новорожденные младенцы», возрастать «в меру полного возраста Христова» (1 Петр. 2:2; Еф. 4:13). Как доброе семя, посеянное на поле, они должны расти и приносить плод. Пророк Исайя говорит, что их назовут «сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61:3). Эти примеры, взятые из мира природы, помогают нам лучше понять загадочные явления духовной жизни.

Человеческой мудрости и знаний недостаточно, чтобы дать жизнь самому крошечному существу. Растения и животные существуют лишь благодаря силе, которую вложил в них Бог. И духовная жизнь может зародиться в людях только от Бога. Если человек «не родится свыше» (Ин. 3:3), он не сможет приобщиться к той жизни, ради которой приходил в наш мир Христос.

То же можно сказать и о росте. Растения расцветают и плодоносят силой Божьей. Бог дает семени произвести «сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» [Мк. 4:28). Пророк Осия говорит, что Израиль «расцветет, как лилия», там будут «изобиловать хлебом — и расцветут, как виноградная лоза» (Ос. 14:6, 8). А Иисус предлагает нам: «Посмотрите на лилии, как они растут» (Як. 12:27). Растения и цветы растр не собственной силой, не сами по себе, но потому, что получают от Бога все необходимое для жизни. Ребенок, как бы он ни старался, не может прибавить себе росту Так и вы не можете своими силами или хлопотами добиться духовного роста. И растения, и ребенок растут благодаря тому, что получают из окружающей среды все необходимое для жизни — воздух, солнечный свет и питание. Эти дары природы так же нужны животным и растениям, как и Христос нужен тем, кто на Него уповает.

Послав миру бесподобный дар в лице Своего Сына, Бог окружил всю землю атмосферой благодати, такой же реальной, как воздушная атмосфера. Все, кто стремится пребывать в этой животворной атмосфере, будут жить и возрастать до полного возраста во Христе Иисусе.

26 февраля

Полностью зависимые от Творца

«Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иисус Христос, понесший наши грехи, ясно определил здесь условие. Если вы сознательно решили действовать вразрез со словами Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», можно ли ожидать, что вы будете настроены по духовному?

Чтобы расширить наше представление о Его снисхождении и благости, Христос показывает картину суда — отделение праведных от нечестивых — и открывает, насколько Он близок к страдающему человечеству. Он учит на свежем воздухе, где можно наслаждаться красотами природы и творческими делами Создателя. «Посмотрите на воронов: они не сеют, ни жнут. сколько же вы лучше птиц? Дай кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?» (Лк. 12:24-26).

Здесь ясно показано, что человек каждым вздохом обязан Богу. Биение сердца, трепет пульса, каждый нерв и мускул в живом организме — все содержится в порядке и функционирует посредством силы Безграничного Бога. «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:28-33).

Здесь, на лоне природы, Христос заставляет человека задуматься. Своей силой Он воздействует на его зрение и чувства, чтобы открылись дивные деяния Божественной силы. Вначале Он сосредоточивает внимание на природе, а затем — на Боге, Который содержит миры Своей силой. Он показывает распускающуюся почку. Он не упускает из виду малых птиц. И воробей не упадет на землю не замеченным вашим Небесным Отцом.

Христос показывает, что Бог проявляет заботу о самых малых и, казалось бы, незначительных Своих творениях, о всей созданной Им природе. Каждое величественное дерево, каждый куст, каждый распускающийся цветок, лилия на поле и вся земля, одетая живым зеленым ковром, — все сохраняется в порядке, всему свое место и время, и все свидетельствует о том, что Бог любит человека.

27 февраля

Один пульс жизни во всем творении

«Посмотрите на полевые лилии, как они растут» (Мф. 6:28).

Холмы и луга красовались множеством всевозможных цветов, на которых еще блестели капли росы. Указывая на них. Христос сказал: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут*. Если человеческому умению и под силу скопировать формы и нежную окраску цветов и растений, то ему все же никогда не удастся дать жизнь ни. одному цветку или малейшей пылинке. Каждый крошечный цветок у дороги получил свое рождение от той же силы, которая создала звездные миры, и во всем творении бьется один пульс жизни от великого сердца Бога. Полевые цветы одеты Им прекраснее, чем когда-либо одевались пари земные.

Он, создавший цветы и научивший малую птицу ее незатейливой песне, говорит: «Посмотрите на лилии! Взгляните на птиц!» Из красоты природы мы можем узнать о Божественной мудрости больше, чем знают ученые мира сего. На распустившихся лепестках полевой лилии Господь написал для нас особую весть на языке, который понятен лишь сердцу, забывающему о недоверии, корысти и гнетущих заботах. Не для того ли Господь окружил нас поющими птицами и прекрасными цветами, чтобы украсить наш жизненный путь и сделать его как можно более привлекательным? Он наполнил небо и землю красотами, которые говорят о том, как Он любит нас и заботится о нас. Красота всего сотворенного Им есть только слабое отражение Его славы. Если Бог с таким безграничным мастерством украсил природу, чтобы порадовать вас и сделать вас счастливыми, неужели у вас могут возникнуть сомнения относительно того, что Он даст вам все необходимое для жизни?

«Посмотрите на полевые лилии». Каждый цветок, раскрывающий чашечку солнечному свету, подчиняется тому же великому закону, который управляет небесными светилами. И как проста, как мила и прекрасна их жизнь! Господь через них направляет наше внимание на красоту характера, подобного характеру Христа. Он, давший столь дивную красоту цветам, гораздо в большей мере желает, чтобы наши души были украшены красотой Его характера.

Кто бы мог представить себе такую красоту, рассматривая шершавую коричневую луковицу лилии? Но когда по зову Божьему и под влиянием дождя и солнечных лучей проявляется скрытая в ней жизнь, люди не перестают удивляться ее прелести и красоте. Подобным же образом проявляется жизнь Божья в каждой человеческой душе, открывшейся действию Его благодати, нисходящей на каждого, как дождь и солнечные лучи несут благословение всем. Словом Божьим созданы цветы, и это же слово сотворит в вас благословенные качества Его Духа.

28 февраля

Он обеспечивает наши нужды

«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:25).

Бог, даровавший тебе жизнь, знает, что тебе необходима пища для поддержания жизни; Образовавший твое тело знает также, что тебе необходима одежда. Даровавши й тебе большее не даст ли тебе и меньшее, необходимое для жизни?

Иисус обратил внимание Своих слушателей на птиц, которые пели хвалебные песни Творцу, не проявляя ни малейшего беспокойства; «они не сеют, ни жнут», и все же Отец Небесный заботится о них. «А вы, — говорит Христос, — вы не гораздо ли лучше их?»

Воробей не упадет на землю,

Если Иисус о том не знает.

Птицей спетую любую песню

Он без ведома не оставляет.

Знает Он, когда порою

Унываю, радуюсь, спешу.

И с любовью отереть готов Он

Каждую пролитую слезу.

Если я протягиваю руки.

Ожидая помощь от Него,

Никогда меня Он не забудет,

Сделав все, чтоб стало мне легко.

Закон Божий есть закон любви. Бог окружил нас красотами природы, чтобы показать нам: мы живем на земле не только для того, чтобы работать, строить и созидать, но и для того, чтобы сделать жизнь прекрасной, радостной и приятной, как цветок, чтобы через служение любви приносить радость другим.

Отцы и матери! Дайте вашим детям возможность учиться у цветов. Поведите их в сады, в поля и леса; научите их читать в природе весть о Божьей любви. Свяжите их представления о Творце с мыслями о птицах, деревьях и цветах; научите детей видеть во всем прекрасном проявление Божьей любви к человеку; представьте им вашу религию привлекательной, и пусть закон добра всегда будет на ваших устах. Научите своих детей понимать, что великая Божья любовь может изменить их природу и привести ее в согласие с Божественной; скажите им, что Господь хочет видеть их жизнь такой же чистой и прекрасной, как цветы; расскажите им, что Создавший цветы прекраснее самых лучших из них. Благодаря этому нежные детские сердца откроются перед Ним. Тот, Кто «весь любезность», станет тогда их ежедневным собеседником, преданным Другом и сделает их жизнь подобной Своей чистой жизни.

Бог украсит наш характер Своими благословенными качествами. Наши слова будут, словно благоухание полевых цветов.