17. Введение в Новый Завет (5)

Введение в книгу «Деяния святых апостолов» /2/

Первое путешествие ап.Павла с проповедью Евангелия

Первым местом проповеди о Христе Павел и Варнава избрали Кипр, родину Варнавы (4,36). Особый интерес к этому острову был вызван тем, что среди первых учеников Антиохии «были кипряне» (11,20); следует учитывать также и желание Варнавы в первую очередь сообщить радостную весть о спасении своему народу.

После Кипра группа ап.Павла направилась в Малую Азию, а Иоанн-Марк не захотел сопровождать их и вернулся в Иерусалим. В чем была причина разногласий, сказать трудно. Во всяком случае, это расхождение внесло элемент горечи в отношения между Павлом и Марком на некоторое время.

Антиохия Писидийская

Лука подробно излагает выступление Павла в синагоге Антиохии Писидийской (13,16-43). Его проповедь схожа с проповедью Стефана. Главная тема выражена в стихе 23: «Из его-то потомства (Давида) Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса». Но затем он высказывает новые мысли: «Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Его возвещается вам прощение грехов, и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (13,38-39).

Хотя прощение грехов ради Христа было провозглашено Петром (2,32.36.38; 3,15.19; 5,30-31; 10,40-43), но до этого времени никто не учил так определенно о спасении человека и оправдании его перед Богом только через веру. Быть оправданным, значит быть признанным правым. Имея веру в Бога и Господа Иисуса Христа, принимая верой Его жертву на Голгофском кресте, всякий верующий обретает уверенность в спасении, независимо от дел закона. Это было углублением и развитием истины Иисуса Христа, раскрытием тайны Его жертвы.

Результатом проповеди были два последствия. Первое — «В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие», и второе — «Иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому что говорил Павел» (13,44-45). И конечным результатом было решение Павла обратиться с проповедью к язычникам (13,46-48). Поэтому церковь в Антиохии Писидийской состояла, в основном, из обращенных язычников.

Икония, Листра и Дервия

Подобное же положение сложилось и в другом городе — Иконии, расположенном южнее Антиохии. Рождение церкви в этом городе было связано с синагогой. Однако разделение мнений в народе было так сильно, что апостолы, опасаясь за жизнь, вынуждены были удалиться в города Листру и Дервию.

В Листре ап. Павел встретился с ярким проявлением язычества. Жрец идола Зевса (14,13), увидев исцеление Павлом хромого, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение перед Варнавой и Павлом, сочтя их за богов, сошедших в образе человеческом. Но апостолы, «услышавши об этом, разодрали свои одежды и, бросившись в народ… едва убедили их не приносить им жертвы» (14,14-18).

Пребывание в Листре омрачилось и другим событием. Иудеи из Иконии и Антиохии, пришедши в город, взбудоражили невежественный народ против Павла. Возбужденная толпа учинила физическую расправу над благовестниками. Но господь восстановил силы ап. Павла.

Утверждая учеников и церкви в вере, апостол, возвратившись в Антиохию Сирийскую, рассказал церкви о своем путешествии и о том, что сотворил Бог с ними, и как он открыл дверь веры язычникам (14,27).

Значение этого путешествия трудно переоценить. Во-первых, оно утвердило ап. Павла как руководителя церкви язычников и, во-вторых, он был признан апостолами как равный. Оно послужило началом служения двух великих мужей — Иоанна-Марка и Тимофея. Во 2-ом послании к Тимофею 3,10-11, много лет спустя, апостол вспоминает об этом событии. И самое главное, во время путешествия было провозглашено и воспринято учение об оправдании через веру.

Разногласия по вопросу исполнения для обращенных язычников закона

Быстрый рост церквей среди язычников поставил для решения новую проблему. Если язычники становятся верующими в Иисуса как Мессию и если они принимают Его как Своего Спасителя и Господа, то в какой степени на них распространяется закон Моисеев, и как они должны исполнять его?

Церковь слагалась из членов — иудеев, знающих и исполняющих ветхозаветный закон, и — язычников, чужих закону и вступающих в христианские общины только через веру. Это обстоятельство порождало разногласие. Обращение сотника Корнилия ставит ап.Петра в положение ответчика перед иудействующими христианами Иерусалима. И только, когда он засвидетельствовал о том, что Дух Святой сошел на дом Корнилия так же, как и на них в день Пятидесятницы, иудеи-христиане допустили возможность спасения язычников (11,18). Иерусалимская церковь имела среди своих членов поборников исполнения Моисеева закона. Павел и Варнава возвратились из первого путешествия, рассказали об успехах проповеди Евангелия и обращении многих язычников. Но «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (15,1).

Разногласие стало настолько острым, что церковь Антиохии решила послать своих представителей к апостолам и старшим братьям в Иерусалим для решения этого вопроса. 15 глава Деяний подробно повествует об этом событии: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (15,6). После длительного обсуждения слово взял ап.Петр, который первый соприкоснулся с практической стороной рассматриваемого вопроса при обращении Корнилия. Ап.Петр указал:

1. Благая весть о Христе для язычников есть Божие повеление (15,7).

2. Они получают дар Святого Духа без какого-либо различия (15,8-9).

3. Что исполнение закона непосильно и для иудеев (15,10).

4. И что спасение как для иудеев, так и для язычников даровано только через благодать (15,11).

Это звучало весьма убедительно и своевременно. Павел и Варнава сообщили о своем евангельском служении среди язычников, особенно обращая внимание на «знамение и чудеса», сопровождавшие их служение (15,12). Они доказывали этим видимое одобрение Богом их труда.

Заключительное слово было предоставлено Иакову, главному защитнику старого соблюдения закона (Гал.2,12).

Словами Священного Писания Иаков подтвердил, что Бог жаждет спасения язычников, и не следует обременять ищущих спасения, но написать им воздерживаться от оскверненного идолами, от блуда, удавлины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

Апостольский собор в Иерусалиме одобрил предложения Иакова и направил письма братьям из язычников. Решение Иерусалимской церкви и апостолов было принято в церквах Антиохии, Сирии и Киликии с одобрением. Павел и Варнава возобновили проповедь благой вести, и мир воцарился в церквах.

Второе путешествие ап.Павла с проповедью Евангелия

После апостольского собора Павел и Варнава возвратились в Антиохию (15,35). Сравнивая 15,36 с 13,1-2 становится очевидным, что второе путешествие было организовано Павлом. «Пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут» (15,36). Труд их должен продолжаться утверждением обращенных в вере и содействии им в духовном росте.

Варнава хотел взять с собой Марка, своего племянника, чтобы он загладил свою вину перед ними в том, что проявил малодушие и оставил их при первом путешествии. Ап. Павел предвидел трудности нового путешествия и не хотел рисковать, полагаясь на ненадежного попутчика. Оба они были правы.

Разногласие было разрешено лучшим путем для дела Божьего: Варнава с Марком отправились на Кипр, Павел с Силой — в Малую Азию. После этого в Деян.Ап. не упоминается о Варнаве, хотя ап.Павел имел с ним общение (1 Кор.9,6).

Это происшествие показывает, что разномыслия могут быть между добрыми служителями Христовой церкви. Что касается Марка, то впоследствии он стал самоотверженным служителем Христа и верным другом ап.Павла (Колос.4,10-11).

Путь апостола проходит через знакомые места: Сирию, Киликюо, Дервию, Листру, Иконшо, Фригию, Галатию. Павел хотел пойти дальше, вглубь Малой Азии, но незримая рука закрыла ему путь (16,6-7) и привела его в Троаду, город на берегу моря. А за морем лежала культурнейшая страна мира — Греция, а дальше Рим. Кто понесет им весть о Христе?

Ночью апостол видит видение: перед ним стоит македонянин и просит: «Приди в Македонию и помоги нам» (16,9). Это был зов Европы.

Павел и Сила направились в Грецию, которая состояла в то время из двух частей: Македонии и Ахаии. Город Филиппы был первым европейским городом, где было возвещено Евангелие. Здесь, в Македонии, образовались две самые любимые церкви ап.Павла: Филиппинская и Фессалоникийская. Послания к ним дышат особой любовью. О церквах Македонии ап.Павел писал во 2-ом Послании к Коринфянам (8,1-5).

Путешествие в Ахаию, Афины и Коринф

Павел направился в Афины — центр мировой культуры, где было много ученых и философов. В Афинах было множество языческих храмов. Павел «возмутился духом при виде города, полного идолов» (17,16) и начал говорить о Христе. Афиняне были любителями слушать и рассуждать о новом. Слова Павла их заинтересовали, и они привели его в ареопаг, чтобы его выслушали ученые и философы, историки и эпикурейцы. Это был ответственный момент в жизни ап.Павла. Слушателями были знатоки ораторского искусства, любители глубоких мыслей и новых теорий. Замечательную проповедь сказал ап.Павел (17,22-31). Из слушающих уверовали член ареопага Дионисий, женщина Дамарь и некоторые другие. В Афинах родилась церковь Христова.

Следующий город — Коринф. В отличие от «набожных» афинян, коринфяне были очень распущены. Культ Венеры был культом страшного разврата. Павел знал, что встретит там, и поэтому решил не проповедовать там ничего, кроме Христа распятого (1 Кор.2,2).

В Коринфе апостол встретился с Акилой и Прискиллой, поселился в их доме и совместно с ними делал палатки. Полтора года провел он в доме своих друзей (Римл.16,3-4). Каждую субботу проповедовал в синагоге (18,4), но иудеи «противились» и «злословили». Павел перенес свои собрания в дом чтущего Бога Иуста. Господь укрепил ап.Павла видением (18,9-11), но ненависть иудеев росла и выразилась в гонении на него.

В Коринфе образовалась большая община, сложная и трудная. В ней встречались грубые грехи, большие споры и разногласия. Ап.Павел стремился дать людям правильное воспитание и о вечере Господней, и в отношении «иных языков», и в отношении поведения сестер. Как видно из посланий, эта церковь и в дальнейшем причиняла много забот ап. Павлу.

Из Коринфа Павел решил вернуться в свою Антиохийскую церковь, которая послала его в это путешествие. Акила и Прискилла поехали вместе с Павлом и по пути решили остаться в Ефесе. Павел еще раз посетил Иерусалимскую церковь, а затем отправился в Антиохию.

Третье путешествие ап.Павла с проповедью Евангелия

После недолгого пребывания в Антиохии, Павел отправился в свое третье путешествие с проповедью Евангелия. До прихода апостола в Ефес там произошло важное событие. Красноречивый иудей Аполлос пришел в Ефес и стал пламенно проповедовать о Боге в синагоге. Он учил о Господе, но не знал учения Христа, зная только Иоанново крещение. Акила и Прискилла пригласили его к себе и объясняй значение Христа. Аполлос всем сердцем принял Иисуса Христа как своего Спасителя и после этого отправился в Коринф, где Господь благословил его служение.

Ап.Павел три года провел в Ефесе. В этом городе был храм Артемиды, почитаемый язычниками всего мира. Миниатюрные изображения храма приносили огромный доход ремесленникам города. В городе было много волхвов и чародеев. Но при всем этом успех проповеди Павла был благословенным (19,10-20).

Однажды, против апостола поднялся мятеж почитателей Артемиды. Павла изгнали из синагоги, и он перенес свои беседы в здание школы некоего Тиранна (19,9).

За время пребывания в Ефесе апостол благовествовал в близлежащих городах: Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии, Лаодикии. Тогда же ап.Павел написал свое первое послание к Коринфянам. Из Ефеса ап.Павел отправился в Македонию. Его сопровождали Тихик и Трофим. В Троаде апостол надеялся встретиь Тита (2 Кор.2,12-13), но встретился с Лукой, автором книги Деян.Ап. Об этом мы можем судить по внезапно появившемуся местоимению: «мы» (20,6).

В Македонии было написано второе послание к Коринфянам, которое было им передано с Титом. Затем ап.Павел отправился в Ахаию и в г.Коринфе написал послания к Римлянам и Галатам.

Из Коринфа ап.Павел через Македонию и города Малой Азии отправляется в Иерусалим. Везде он прощался со своими духовными детьми, давая им последние наставления. Трогательна и величественна прощальная проповедь ап.Павла в Милите перед пресвитерами Ефесской церкви (20,18-36).

Путешествием в Иерусалим заканчивается самая ревностная и благословенная часть известного нам служения Павла. Десять лет… как много сделано! Распространение благой вести, насаждение и утверждение церквей Христовых во многих городах, подготовка благословенных служителей таких, как Лука, Тимофей, Сила, Аристарх, Тит и другие, которым он мог всецело доверить попечение о церквах и душах спасенных грешников. Его письма-послания изучаются во многих церквах для назидания и утверждения в вере.

Узы апостола Павла и его путешествие в Рим

Описание путешествия апостола Павла и его свидетельство пред многими иудеями, членами синедриона и римскими правителями подробно изложены в 21-27 гл. Деян.Ап.

В 63 году ап.Павел, наконец, предстал пред высшим римским кесаревым судом. Сам император не принимал личного участия в разборе дел, но все решения суда утверждались им. До нас не дошло выступление апостола Павла в римском суде, но известно, что он был оправдан и освобожден из-под стражи.

В Послании к Тимофею апостол Павел пишет: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестив, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей» (2 Тим.4,14-17).

После освобождения апостол Павел посетил Македонию (1 Тим.1,3) и остров Крит, где он оставил Тита (Тит.1,5). А затем он опять вернулся в Рим. Послания к Титу, Тимофею и Евреям написаны им уже после освобождения.

Но вот наступил страшный 64 год. До 64 года в Риме жестоких гонений на христиан не было, хотя римляне и смотрели на них косо. Из произведений писателей, философов и историков того времени мы видим, что христиан упрекали в том, что они превозносили не римского императора, а Иисуса Христа, к тому же еще еврея по национальности и позорно распятого римлянами на кресте. Неодобрительно к христианам римляне относились и потому, что среди христиан были люди всех национальностей. Римляне же стремились разобщать все народности, сеяли вражду между ними на религиозной почве. «Разделяй и властвуй» — такой был метод римлян, а тут вдруг появилась новая религия, которая в свои ряды привлекает людей разных национальностей и объединяет их вместе.

Христианским вопросом решил заняться сам Нерон. У него созрел план. Он решил поджечь беднейшие кварталы Рима. При этом у него были три цели. Во-первых, уничтожить беднейшие лачуги, источники непрекращающихся эпидемий, и на месте сгоревших лачуг построить новые здания. Во-вторых, с балкона своего дворца, стоявшего на высоком холме, насладиться зрелищем грандиозного пожара, которого ему еще не доводилось видеть. В-третьих, в поджоге обвинить христиан и одним ударом покончить с ними.

Пожар получился даже более грандиозным, чем ожидал Нерон: огонь перекинулся и на другие кварталы, пострадали языческие храмы, и самому Нерону пришлось во время пожара для безопасности выехать на свою загородную виллу. А императорские гонцы уже скакали из Рима во все концы с потрясающей вестью о том, что христиане подожгли Рим. По приказу Нерона начались аресты христиан и массовые казни их. Как пишет римский историк Тацит, христиан распинали на крестах, сжигали на кострах, обезглавливали мечом, на арене цирка бросали на растерзание львам. Предание говорит, что был арестован и апостол Павел, оказавшийся в это время в Риме. Казнями христиан Нерон успокоил народный гнев, вызванный пожаром Рима. Народ слепо верил, что христиане действительно подожгли Рим.

Апостолы Петр и Павел не сразу были казнены, а продолжительное время находились в строгом заключении. В 67 году Петр был распят на кресте вниз головой, а Павел обезглавлен мечом. Ему уготовили более легкую казнь, чем апостолу Петру, принимая во внимание, что он был римским гражданином; распинать на крестах римских граждан не полагалось, распинали только преступников, не имевших римского гражданства.

Апостолы Павел и Петр встретили смерть, как добрые воины Христа. Великий апостол Павел просиял ярким светом Христовым не только в своей земной жизни но и в смерти.

Говорить о распространении христианства в первом веке — это значит говорить об апостоле Павле. Но взирая на жизнь и служение апостола Павла, мы воздадим славу Христу, ибо без помощи и силы Христа служение апостола Павла не имело бы никакого успеха.

Контрольные вопросы

1. Первое благовестническое путешествие ап.Павла.

2. Второе благовестническое путешествие ап.Павла.

3. Третье благовестническое путешествие ап.Павла.

4. Последние годы жизни ап.Павла.

5. Роль ап.Павла в истории христианства.