11. Унитарии-универсалисты

«Я соглашусь назваться христианином только при условии, что мне будет при этом позволено тут же сказать, что я в определенной степени еще и иудей, индуист, мусульманин, буддист, стоик и поклонник Эхнатона, Заратустры, Конфуция, Лао-цзы и Сократа».

Эти слова, сказанные пользующимся большим уважением пастором движения унитариев-универсалистов Джеком Мендельсоном, показывают, как эта группа смотрит на христианство и другие религии. Она явно принижает значение христианства, чуть ли не извиняясь за него.

Это заявление свидетельствует также о крайне либеральных взглядах унитариев-универсалистов. Они считают себя «мостом», соединяющим все религии мира. В своей книге «Почему я — унитарий-универсалист» Мендельсон говорит: «Мы открыты для всего лучшего, что есть в религиях всего мира, и благодаря свободе, разуму и терпимости чувствуем, что способны прикоснуться к каждому из великих верований и соединить воедино их этические заряды». Члены группы утверждают, что у них нет своего вероучения. К ним может присоединиться любой человек, независимо от его религиозных убеждений. Однако, многие члены группы не хотят, чтобы их называли христианами. Другие не возражают против того, чтобы их так называли, хотя и не верят в библейское христианство.

Предыстория

История Ассоциации унитариев-универсалистов — это история двух отдельных религиозных групп — Американской унитаристской ассоциации и Универсалистской церкви Америки. Обе эти группы слились в 1961 году, образовав Ассоциацию унитариев-универсалистов.

И та, и другая группы утверждают, что они зародилось еще в первые годы христианства. Они ссылаются на Оригена, Ария и других, выступавших в те времена против догмата о Троице и осуждения на вечные муки, как на предшественников своего движения. Следует однако отметить, что, как признают в своих работах сами унитарии-универсалисты, движение это обрело конкретные формы только во времена Реформации.

В 1531 году Мигель Сервет опубликовал книгу «Заблуждение о Троице». Она произвела такой фурор, что автор был вынужден провести 20 лет в бегах. В конце концов его все-таки поймали, заключили в тюрьму и 27 октября 1553 г. сожгли на костре. Но после его смерти антитринитарные секты появились в Польше и Трансильвании (в настоящее время — часть Румынии), где их возглавили Фауст Социн и Франциск Давид.

Влияние доктрин унитарианства и универсализма вскоре распространилось на Англию, где эти движения быстро набрали силу и приобрели более организованный характер. В числе тех, кто возглавлял их в 17-м и 18-м веках, можно назвать унитариев Джона Бидла, Теофила Линдсея и Джозефа Пристли и универсалистов Джеймса Релли и Джона Мюррея. Примерно в середине 18-го века Джеймс Релли основал в Лондоне универсалистский центр. В 1759 году он опубликовал свою книгу «Союз», в которой изложил догматы универсализма. Она стала одной из ключевых работ этой религиозной группы. В 1774 году бывший священник англиканской церкви Теофил Линдсей основал первое в Великобритании общество унитариев.

Одним из первых членов его церкви стал ученый Джозеф Пристли. После того, как толпа сожгла его дом и лабораторию, Пристли эмигрировал в Америку, где приобрел популярность как видный деятель америкапского унитаристского движения. Под его руководством в 1796 году в Филадельфии была заложена первая унитаристская церковь в Америке.

В 19-м веке церковь унитариев пережила период величайшего расцвета. Число ее сторонников бурно росло, влияние крепло и расширялось. Основанная в 1620 году в Плимуте старейшая в стране церковь пилигримов стала в 1802 году унитаристской. В 1825 году была создана Американская унитаристская ассоциация.

Этот впечатляющий успех был достигнут в значительной степени, благодаря усилиям трех человек: Уильяма Эллери Чанинга (1780-1842), Ралфа Уолдо Эмерсона (1803-1882) и Теодора Паркера (1810-1860). В своих выступлениях и печатных работах они критиковали многие фундаментальные доктрины христианства. Благодаря их влиянию унитариаство в Америке «выступило против учения Кальвина, которое подчеркивало человеческую греховность, а также против догмата о Троице. Унитарии утверждали, что все это не соответствует Библии и противоречит разуму».

Дейвид Робинсон считает Уильяма Эллери Чаннинга наиболее заметной фигурой в истории американского унитарианства. «Еще мальчишкой он наблюдал, как его мать боролась с нищетой, стараясь одеть и прокормить свою большую семью. Будучи сам жилистым и мускулистым, способным постоять за себя, он всем своим молодым существом восставал против жестокости учителей по отношению к ученикам и старших учеников — к младшим. Британские оккупационные войска превратили значительную часть его родного Ньюпорта в руины».

В 1819 году Чаннинг выступил с посланием под названием «Унитарное христианство», ставшим основополагающим манифестом движения, на основе которого была образована в 1825 году Американская унитаристская ассоциация.

Эссеист и поэт Ралф Уолдо Эмерсон также был важной фигурой в унитарианском движении. Он был сыном унитарианского пастора. Его детство было отмечено бедностью и болезнью. Отец умер, когда он был совсем юным, оставив мать одну растить и воспитывать пятерых детей. В 1829 году Ралф Уолдо Эмерсон был назначен пастором второй унитарианской церкви Бостона.

Взгляды Эмерсона, однако, были слишком радикальными — даже для унитариев того времени — и в 1832 году он ушел в отставку, посвятив себя карьере писателя и лектора. В 1838 году он выступил на богословском факультете Гарвардского университета со своим знаменитым обращением. В нем он «раскритиковал историческое христианство Эндрюса Нортона и других унитариев, чем вызвал бурю дискуссий». До этого события библейское христианство еще сохраняло среди унитариев определенное влияние. Лекция Эмерсона послужила дальнейшей либерализации унитарианских взглядов и стала для унитариев «крупнейшим событием в истории религиозного либерализма».

К усилиям Эмерсона, направленным на либерализацию христианства, присоединился унитарианский пастор Теодор Паркер. Он приобрел широкую известность после своего выступления в 1841 году, озаглавленного «Размышления о преходящем и постоянном в христианстве». В нем он заявил, что «многие из традиционных подпорок христианской веры, такие, как библейские чудеса, богодухновенность Писания, божественность Иисуса, являются скорее преходящими, чем постоянными элементами религии». Как и в случае с Эмерсоном, взгляды Паркера оказались в то время даже для унитариев слишком смелыми, и его отвергли. Однако его радикальные взгляды дали толчок дальнейшему развитию и укреплению либерализма в унитарианском движении.

В этот же период в Америке под руководством Джона Мюррея (1741-1815), Хосеа Баллоу (1771-1852) и других усиливало свое влияние и универсалистское движение.

Как и многие другие лидеры унитарианского и универсалистского движений, Джон Мюррей родился и вырос в Англии. Воспитывался он в семье строгих приверженцев кальвинизма. Еще в молодости Мюррей выступил против учения Кальвина о предопределенности судьбы и осуждении на вечные муки. Он стал страстным поклонником Джеймса Релли. Как свидетельствует Дейвид Робинсон, «ключом к развитию Мюррея стало его знакомство с книгой Джеймса Релли «Союз» (1759 г.) и последовавшие за этим посещения его выступлений. Релли утверждал, что все человечество уже воссоединилось с Христом в Его смерти, а поэтому уже уплатило цену греха».

Высказывания Мюррея по религиозным вопросам привели к тому, что в Англии от него отшатнулись многие из его друзей. Пережив несколько личных трагедий, в том числе — смерть жены и ребенка, Мюррей уехал в 1770 году в Америку. В 1779 году с его помощью в Глочестере (штат Массачусетс) была открыта первая универсалистская церковь.

Если Джон Мюррей считается основателем американского универсализма, Хосеа Баллоу — один из крупнейших лидеров в истории этой деноминации. Его книга «Трактат об искуплении» была оценена как серьезный теологический труд. Ассоциация унитариев-универсалистов считает ее «первой опубликованной в Америке книгой, открыто отвергающей доктрину Троицы». Кроме того, Баллоу попытался «подорвать то, что считается основой всей кальвинистской системы — идею об искуплении Христом грехов человечества».

Хотя в течение длительного времени американские унитарии и универсалисты не ладили друг с другом, в конце концов они пришли к выводу, что сходства между ними больше, чем различий. В результате обе деноминации в 1961 году слились в единую организацию, что в свою очередь, вызвало дальнейшую либерализацию их взглядов. Как отмечалось в посвященной этому статье в журнале «Тайм», «выкованный в результате слияния компромисс полностью исключил имя Христа из заявления Ассоциации о ее принципах, о которых было сказано, что они «с незапамятных времен суммированы в иудео-христианском наследии как любовь к Богу и ближнему. В 1970-х слово «ближнему» было заменено словом «человечеству».

Перед этим слиянием унитарии заявили, что их церковь насчитывает 109 508 членов, а универсалистская церковь полагала, что у нее 70 542 приверженца. После того, как они объединили свои силы, количество приверженцев выросло в 1975 году до 210 648, но к 1987 году уменьшилось до 171 838. Однако, многие американцы, не являясь формально членами Ассоциации унитариев-универсалистов, тем не менее разделяют взгляды этой либеральной религиозной группы.

Вероучение

История унитариев-универсалистов, конечно, довольно любопытна, но нам гораздо интересней их теология. Если говорить о взглядах этой группы, то пожалуй, слово «вероучение» было бы здесь слишком сильным, поскольку одним из неписаных кредо Ассоциации унитариев-универсалистов является то, что они не имеют никаких кредо. Несмотря на определенную трансформацию, которую претерпело это движение, оно по-прежнему придерживается декларации Национальной конференции унитариев 1894 года, заявившей, что «ничто в этом документе не должно истолковываться как авторитетный критерий». По сути дела, это было заявление, что деноминация будет «непреклонна в своем неприятии каких бы то ни было кредо».

Это заявление характеризует образ мышления группы, считающей, что любая истина относительна и что никакая догма не должна быть обязательна для всех. Однако, из их книг ясно, что у унитариев-универсалистов все-таки есть определенные догмы, хотя они и облечены в форму отрицания других догм.

Авторитетный источник

Как и многие другие нехристианские группы, унитарии-универсалисты отрицают богодухновенность и авторитет Библии. Джек Мендельсон выразил точку зрения всей группы, написав: «Церкви, Библии и кредо — все это творения человека, который в свое время использовал таким образом свою свободу творчества». К этому утверждению он добавил: «Библия изобилует неточностями, несоответствиями и ошибками».

В своей книге «Вызов либеральной веры» Джордж Маршалл присоединился к этой точке зрения. Отвечая на вопрос, что унитарии и универсалисты думают о Библии, он сказал: «Как источник божественного авторитета она не нужна и не рассматривается нами как богодухновеиная книга. Некоторые ее части заслуживают, конечно, определенного внимания, и мы не прочь напрячь свой интеллект, чтобы высказать свое суждение и дать толкование ее содержанию. Хотя мы и цитируем Библию на службах, ее зачастую читают вместе с другими книгами, в том числе представляющими иные религиозные традиции и даже откровенно светскими».

Многие бросали Писанию аналогичные обвинения. Однако, и после многих веков нападок, Библия остается не только исторически достоверным документом, но и Божьим откровением о спасении человека через веру в Иисуса Христа. И хотя некоторые ее части кажутся противоречивыми, при более внимательном изучении становится ясно, что в Писании все согласуется, составляя единое целое без малейших неточностей. Те события, которые были предсказаны много лет назад, исполнились в точности. Этого не случилось бы, если бы Библия была творением человека, а не словом Божьим.

О том факте, что Библия является богодухновенным откровением, говорится во 2 Послании к Тимофею 3:16: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». О ниспослании вдохновения говорится и во 2 Послании Петра 1:21: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». О степени вдохновения свидетельствует следующий стих Евангелия от Матфея: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мат. 5:18).

У большинства унитариев-универсалистов человеческий разум и опыт вытеснили Библию. Мендельсон писал: «Разум занимает у нас то место, которое в традиционных религиях обычно отводится откровению». Однако, и разум для них недостаточно авторитетен. «Это не означает, — говорит Мендельсон, — что мы не отдаем себе отчета в ограниченности человеческого разума. Да, мы не считаем его непогрешимым. При нашем образе жизни ничего непогрешимого нет».

Троица

Слово «унитарный» подразумевает, что Бог существует в одном лице а не в трех. Таким образом, одной из ключевых доктрин унитариев-универсалистов является отрицание Троицы. Они утверждают, что доктрина о Троице взята не из Библии, а добавлена решением Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Никее. В своей проповеди «Унитарное христианство», которую он прочитал в 1819 году в Балтиморе, Уильям Эллери Чаннинг поставил «Иисуса значительно выше людей, но значительно ниже Бога», придерживаясь, как он выразился, «наиболее возвышенных взглядов на Иисуса Христа, сочетающихся с признанием главенства Отца». Унитарии-универсалисты считают проповедь Чаннинга «краеугольным камнем унитарианских принципов».

Унитарии-универсалисты так и не поняли, что те, кто верит в Троицу, не отрицают единства Бога. Само слово «троица» означает «трое в одном». Это слово подразумевает, что в рамках одной и той же Божественной Сущности нужно различать три «лица», которые являются не тремя богами и не тремя частями или формами одного Бога, а Единосущными Предвечному Богу.

«Слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» — воскликнул Моисей (Марк. 12:29) Да, Моисей и Иисус подчеркивают единство Бога, но не отрицают Троицы.

Вопреки утверждению унитариев, что догмат о Святой Троице был добавлен позже, в самой Библии имеются неоднократные ссылки на Троицу, хотя слово «Троица» при этом не используется. Бог часто использует личные местоимения во множественном числе «Нас», «Наш», когда говорит о Себе (см. Быт. 1:26; 11:7). В Новом Завете о том, что Бог — Троица говорится более откровенно (см. Мф. 28:19). Каждое лицо единого Божества — Отец, Сын и Дух Святой — является Личностью, потому что обладает разумом, эмоциями и волей. Каждое лицо обладает всеми атрибутами Бога, потому что все они всемогущи, всеведущи и вездесущи. Конечно, учение Библии относительно Личности Бога и лиц Святой Троицы находится за пределами нашего ограниченного понимания и должно приниматься на веру. Отрицание учения о Троице унитариями-универсалистами свидетельствует лишь о том, что они ставят человеческий разум выше Божьего откровения, данного в Его Слове.

Бог

В прошлом унитарии-универсалисты признавали могущество, природу и личностность Бога. Однако, в последние годы их либерализм зашел так далеко, что теперь они не только отрицают личностность Бога, но и ставят под вопрос само Его существование.

В связи со «свободой», существующей в церкви унитариев-универсалистов, в ней нет какой-либо одной специфической точки зрения на Бога. Суммируя различные позиции по этому вопросу, Джорж Маршалл писал: «У нас существует широкий спектр различных верований, поскольку мы не исповедуем какой-либо догмы или доктрины. Возможно, что среди унитариев-универеалистов есть такие, которые верят в подозрительного, националистически настроенного ветхозаветного Бога, и такие, которые верят в концепцию любящего Отца. Некоторые соглашаются с Иисусом, что «Бог есть любовь». Другие присоединяются к Ганди, утверждая, что «Бог есть истина». Одни вместе с учеными говорят, что Бог есть «первопричина», а есть и такие, которые вместе с философами называют Бога «центром фокуса вселенной». Некоторые определяют Бога как интегрирующую силу, придающую смысл нашему опыту и нашей жизни, как силу добра» и т.д. Суммируя все это, можно сказать, что унитарии-универсалисты находят Бога внутри, а не вне природы, и что Бог является не сверхъестественной, а естественной силой.

Все унитарии-универсалисты сходятся в одном: верить в Бога необязательно. Некоторые из нас являются гуманистами и считают, что гораздо полезней решать общечеловеческие и социальные проблемы и быть внимательными к этическим аспектам жизни, нежели попусту расходовать ее в теологических и философских размышлениях. Многие уверены, что дело не в отрицании идеи Бога, а в том, что эта идея для разных людей означает разные веши».

Иисус Христос

После отрицания Троицы и довольно вольной трактовки понятия о Боге, нас уже не удивляет, что унитарии-универсалисты отрицают божественность Христа. Они считают, что Иисус был просто очень хорошим человеком и учителем. Они не верят, что Он — Бог и, наш Спаситель.

Унитарии-универсалисты считают, что последователи Христа ставят Его на более высокое место, чем то, на которое претендовал Он Сам. Мендельсон писал: «Большинство из нас считает, что судя по имеющимся у нас свидетельствам, Иисус думал о Себе только как об обетованном иудеям Мессии. И только позже последователи и толкователи превратили Иисуса в христианского Спасителя, искупившего грехи человечества».

Чтобы оправдать свое неверие в учение Библии об Иисусе Христе, унитарии-универсалисты утверждают, что места Библии, говорящие о божественности Христа и Его искупительной жертве, были вставлены позднее апостолами и другими христианскими писателями. Такое заявление говорит не только о том, что они отрицают авторитетность и богодухновенность Библии, но и о том, что они не поняли и собственное учение Христа о Самом Себе. Иисус не только считал Себя иудейским Мессией, но и ясно дал понять, что Он и Отец — едины (см. Иоан. 5:19-24). Иудейские лидеры поняли, что Христос претендует на божественность, поэтому-то они и хотели Его распять: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5:18).

Иисус говорил также, что Он пришел на землю для того, чтобы обеспечить человечеству спасение: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мат. 18:11). И еще: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Иоан. 6:37).

Когда приблизилось время Его смерти и воскресения, Христос просто разъяснил людям Божий план спасения: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня: как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец… Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан. 10:14-18). Иисус объявил также, что спасение возможно только через Него: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан. 14:6).

Спасение

Поскольку унитарии-универсалисты отрицают и божественность Христа, и Его роль как Спасителя, естественно предположить, что они отрицают также учение Библии о спасении через веру в Него. В Деяниях рассказывается про филиппийского тюремного стража, который спросил апостола Павла и Силу: «…что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:30), на что они ответили: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31).

Из реакции Мендельсона на этот ответ можно судить в целом об отношении унитариев-универсалистов к спасению через веру в Христа: «Вот это и есть та дорога авторитаризма, по которой идет историческое христианство со времен апостола Павла до наших дней. Павлу и в голову не пришло, что у тюремного стража могли быть какие-то свои мысли или интуитивные догадки, которые стоило бы обдумать. Он не видел никакого смысла побуждать этого человека самостоятельно поработать головой, напрячь ум, поразмыслить над теми ответами, которые подсказывают ему сердце и совесть. Апостол Павел не произнес ни единого слова, способного подвинуть христианство в направлении свободы и личной ответственности. Вместо этого он сформулировал догму. Он заявил, что она не подлежит обсуждению, взвешиванию, проверке опытным путем. Ее надлежит просто исполнять. У унитариев-универсалистов ничего подобного быть не может». Действительно, унитарии-универсалисты не принимают Христа как своего личного Спасителя. В их представлении спасение — в развитии личности человека. «Мы считаем, — говорит Мендельсон, — что у религии нет более высокой цели, чем научить нас как прожить очередной отрезок жизни от воскресенья до понедельника, как начать с понедельника выполнение того обета, который мы даем в воскресенье. Короче говоря, когда речь идет о спасении, мы имеем в виду превращение религии в действенную силу в нашей повседневной жизни».

Джорж Маршалл добавляет: «Нас интересуют этические отношения и понимание жизни, и не волнует проблема спасения душ. Мы видим спасение в воспитании характера, религию — в делах, а не в догмах и в этом мире природы- — центр нашей жизни».

Верующие в библейского Христа тоже интересуются чистотой и целостностью личности во всех жизненных областях, но это — результат спасения, а не средство его получения. В Послании к Ефесянам 2:8,9 подчеркивается, что спасение нельзя заработать добрыми делами; оно — Божий дар тем, кто верит в Христа-Спасителя. В этом послании говорится, что ‘должно характеризовать жизнь верующего после спасения: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять* (Еф. 2:10).

Ад

Слово «универсалист», входящее в состав состав официального названия организации (Ассоциация унитариев-универсалистов) говорит о вере ее членов в нечто универсальное, во всеобщее спасение человечества, подразумевающее, что, никто не будет подвергнут вечному осуждению. Считая разум высшим авторитетом, и не расценивая как разумное решение любящего Дога послать кого-нибудь на вечные муки, они отвергают/: учение Библии об аде.

Хосеа Баллоу — ключевая фигура в истории универсалистского движения — отверг идею вечных мук в своем «Трактате об искуплении» (1805), Фактически, как утверждает Дейвид Робинсон, позиция Баллоу, ставшая известной как «ультра-универсалистская», состояла в том, что последствия греха проявляются только в этой жизни».

Однако, для библейского христианства авторитетом является не разум человека, а Божье откровение. Тот факт, что Господь послал Сына Своего на смерть за грехи наши, не укладывается в рамки человеческой логики и разума, но именно это Он и сделал. То, что мы можем быть освобождены от, осуждения за грехи только потому, что веруем в Иисуса Христа, также может показаться кому-нибудь неразумным , однако апостол Иоанн подтверждает, что это именно так (Иоан. 31648). Иисус Христос «-.есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иран. 22}. Любовь, а не логика, лежала в основе решения Господа отдать Свою жизнь, чтобы мы получили то, что нам нужно — неоплачиваемый и незаслуженный Божий дар спасения.

Люди, отрицающие Бога-Сына, отрицают и дар Божьей любви. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет Отца» (1 Иоан.

Библия учит, что те, кто веруют в Него, не будут осуждены (см. Иоан. 3:16-18). Иисус Сам будет сузить тех, кто отвергает Его, потому что Отец «весь суд отдал Сыну» (Иоан. 5-22).

Все неверующие тоже предстанут однажды на суд перед великим белым престолом (см. Отк. 20:11-15). Но поскольку их имена не будут вписаны в Книгу жизни, их бросят в огненное озеро. Из Писания ясно видно, что они не подвергнутся при этом немедленному уничтожению, а будут испытывать вечные муки. В Откровении рассказывается о том, что перед тем, как на земле утвердится 1000-летнее царство Христа, зверь и лжепророк будут брошены в озеро огненное (см. Отк. 19:20,21). В конце этого тысячелетия сатана тоже будет брошен в огненное озеро, где он присоединится к зверю и лжепророку, которые и через 1000 лет не погибнут, а будут продолжать мучиться в огне (см. Отк. 20:10).

Как бы ни казалось это противоречащим разуму, но, как говорит Библия, верующие в Иисуса Христа и спасение получат вечную жизнь. Те же, кто не восстановит правильные взаимоотношения с Богом через веру в Христа, обрекут себя на вечные муки. Обе эти истины излагаются в Писании. Евангелие от Матфея 25:46 свидетельствует. «И пойдут сии (осужденные) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Бессмысленно отрицать вечные муки, не отрицая вечной жизни. Как сказал христианский теолог Леон Моррис, «наказание столь же вечно, как и жизнь. И первое также неограниченно, как и второе».

Унитариям-универсалистам следовало бы согласиться с тем, что говорится об аде в Библии. Как сказал Моррис, «если Иисус имел в виду не вечное возмездие, а что-то другое, то странно, что Он не оставил после Себя ни одного высказывания, где бы об этом говорилось. В Новом Завете нет подтверждений предположению, что наказание за грех когда-либо оканчивается».

Заключение

Унитарии-универсалисты проявляют интерес к жизни и занимаются решением насущных проблем общества, в чем многим христианам стоило бы брать с них пример. Они достойны похвалы за их постоянную готовность выступить с открытым протестом против любой социальной несправедливости (хотя, следует отметить, что мы не согласны с некоторыми их позициями в отношении морали).

В своем стремлении к «вольнодумству» и нелюбви к догматизму они стали столь либеральными, что отрицают чуть ли не все доктрины христианской веры. Поклонение Богу они заменили самопоклонением. Они утверждают, что человеческий разум и опыт имеют преимущество перед Словом Божьим. Они отвергли Божий план спасения через веру в Христа и заменили его спасением через личное самосовершенствование и добрые дела. Их вера позволяет любому делать все, что угодно, если только он считает это правильным и искренне верит в это.

Тот факт, что с течением времени Ассоциация унитариев-универсалистов становится все более либеральной, показывает, что может случиться, если не иметь абсолютного критерия истины, на котором мы можем основывать нашу жизнь. Для христианина таким критерием является Библия. Каждый из нас должен тщательно выбрать себе авторитеты, понимая, что этот выбор будет иметь последствия в вечности.

Резюме

Название организации: Ассоциация унитариев-

универсалистов

Штаб-квартира: Бостон, штат Массачусетс

Количество членов: В США 173 167 (1988 г.)

Вероучение

Авторитетный источник

Отрицают богодухновенность и абсолютный авторитет Библии

Утверждают, что Библия создана человеком

Считают, что в Библии много «неточностей, несовпадений и ошибок»

Заменяют Божье откровение человеческим разумом

Считают, что нет ничего абсолютного или непогрешимого, причем это относится и к разуму

Троица

Отвергают, что единый Бог существует в трех лицах

Утверждают, что доктрина о Троице была добавлена в 325 году Вселенским Собором в Никее

Бог

Придерживаются широкого спектра либеральных взглядов на Бога: некоторые не верят, что Он — Личность, и утверждают, что Бог — безличный дух, природная сила, или принцип

Некоторые вообще полностью отрицают существование Бога

Иисус Христос

Отрицают божественность Христа — что Он есть Бог и Спаситель

Утверждают, что апостолы и другие христианские авторы приписали учение об искуплении греха Христом позднее

Спасение

Проповедуют, что спасение подразумевает самосовершенствование, а не веру в Иисуса Христа

Ад

Отстаивают универсалистское мнение о том, что никто и никогда не будет осужден на вечные муки

Отрицают существование ада; заявляют, что любящий Бог не может послать людей на вечные муки

Считают, что мы страдаем от греха только в этой жизни

Рекомендуемая литература

Martin, Walter R. The Kingdom of the Cults. Minneapolis: Bethany House Publishers, 1965,1977,1985.

Ridenour, Fritz. So What’s the Difference? Ventura, CA: Regal Boob, 1967,1979.

Уод Baalen, J. K. The Chaos of Cults. Rev. ed. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1962.