1. Библейское христианство

Какое впечатление производит на вас тот, кто в ходе интервью, даваемом им по радио или телевидению, заявляет, что верит в Бога?

Ну, а если кто-то говорит, что он верит в Христа, да еще добавляет, что Христос — в нем? Это еще точнее. Как вы после этого отнесетесь к тому, что он проповедует и во что верит?

Если кто-то заявляет, что считает Иисуса Христа величайшим учителем, который когда-либо жил на земле, будете ли вы считать его христианином, братом по вере?

Нельзя быть подозрительным и заведомо отвергать любую, не совпадающую с вашей точку зрения, но не надо быть и наивным и легковерным. Слишком много людей, даже в кругу проповедников, делают поспешные и неправильные выводы, услышав, что кто-то использует в разговоре такие слова, как «христианин», «рожденный свыше», «Бог» и «Христос».

Слово «Бог» у большинства из нас привычно ассоциируется с библейским Богом. Так, например, по правилам масонской ложи, те, кто не верит в Бога, в нее не принимаются. Казалось бы, что же здесь плохого? Однако вопрос в том, какой именно Бог имеется в виду — бог индуистов, бог «Христианской науки», Бог Библии, или какой-то неопределенный бог вообще? Изучение публикуемой масонами литературы показывает, что понятие Бога у них очень расплывчато и крайне далеко от того, которому нас учит Библия.

Ну, а как быть с теми, кто говорит о «Христе»? Только Священное Писание дает истинное знание о Господе Иисусе Христе, однако, есть люди, которые, говоря о «Христе», имеют в виду нечто совсем другое. Такие группы, как «Христианская наука», «Новый Век» и «Объединенная школа христианства», не воспринимают Христа как Личность, обладающую интеллектом, эмоциями и волей. Они используют это имя для обозначения некоего «принципа», который, по их убеждению, существует в мироздании. Таким образом, те, которые говорят о «Христе внутри них», возможно, всего лишь хотят сказать, что они имеют в себе «принцип Христа».

Есть и такие, которые считают Христа Личностью, имеющей интеллект, эмоции и волю, но убеждены, что Он был только человеком, а не Богом. Такие группы, как «Свидетели Иеговы», «Церковь Объединения», «Унитарии-универсалисты» и «Международный путь» согласны с тем, что Иисус Христос был великим человеком и великим учителем, но отрицают, что Он был и есть Бог.

Значит ли это, что мы безнадежно дрейфуем в безбрежном море теологической неопределенности? Кто прав? Как определить, что можно действительно считать библейским христианством?

Какой только смысл ни вкладывали в термин «христианство» за долгую историю его существования. Насмешники-язычники впервые назвали учеников Христовых христианами в городе Антиохии (Деян. 11:26). Это слово относилось к тем, кто принадлежал Христу или следовал за Ним.

В наше время многие люди употребляют это слово в самом различном значении. Если вы спросите кого-нибудь: «Вы — христианин?», он может ответить примерно так: «Конечно, а кто же еще — буддист, что ли?» В данном случае этот термин используется для того, чтобы выделить христианство из числа других мировых религий, таких как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм или синтоизм.

В мире сегодня приблизительно 1,6 миллиарда христиан в широком смысле этого слова. Их, в свою очередь, можно подразделить на римских католиков (926,2 млн), протестантов (332 млн), православных (160 млн), англикан (70 млн) и других (156 млн). Однако многие из этих конфессий не придерживаются того, что мы будем называть дальше «библейским христианством».

В более узком смысле термин «христианство» используется для того, чтобы отличить евангельских христиан от неевангельских. «Евангельскими» называют тех, которые «подчеркивают необходимость следования основным догматам веры и миссионерскому служению, сочетающему сострадательную любовь к ближнему с конкретными делами». В целом, основными догматами веры является то, что говорится в Библии о ней самой, о Боге, Иисусе Христе, Святом Духе, грехе, спасении и будущей жизни. Мы еще вернемся ко всему этому более детально. А пока отметим только, что в соответствии с этим определением в 1986 году евангельских христиан в мире насчитывалось более 245 миллионов человек. Около 40 миллионов американцев считают, что они родились свыше. Это также позволяет отнести их к категории евангельских христиан.

Суть христианства, о чем свидетельствует сам этот термин, — в Господе Иисусе Христе. Однако, чтобы правильно и глубоко понять, что же оно собой представляет — как, собственно, и любая другая религия, — необходимо знать историю его появления и развития.

Исторические корни христианства

Предыстория появления и развития христианства рассказана в 39 книгах Ветхого Завета. В них описывается, как Бог подготовил приход в мир Христа. Первые 11 глав Книги Бытия повествуют о том, как Бог создавал и совершенствовал мир. Он создал Землю и человека (Быт. 1,2), но человек отвернулся от Бога и стал смертен (гл. 3), как духовно (см. Еф. 2:1), так и физически (см. Рим. 5:12). Увидев, что сердца людей переполнились злом, Бог низвел на Землю потоп, который уничтожил все, кроме Ноя, его семьи и всего/ что они взяли с собой в ковчег (см. Быт. 6-8).

В начале в Книге Бытия рассказывается, как Бог управлял миром, потом — как Он начал действовать через одного человека. Бог вызвал Авраама (носившего до заключения завета с Богом имя Аврам) из халдейского города Ура, расположенного в районе древнего Шумера в нынешнем юго-восточном Ираке. В Бытие 12:1-3 рассказывается о конкретных обетованиях, данных ему Богом. Бог обещал Аврааму и его потомству землю (12:1); семя, или потомство (12:2); и благословение (12:2-3). Это называется «Завет с Авраамом».

Через весь Ветхий Завет проходит повествование о том, как Бог передавал через людей Свои обетования дать спасение потомкам Авраама и всему миру.

Обещанным Богом Искупитель должен был произойти из потомков Авраама, называемых в Ветхом Завете «евреями» (см. Быт. 14.13; 40:15). Внук Авраама Иаков получил новое имя — Израиль. А 12 его сыновей и их потомки стали называться ‘дети Израиля» или «израильтяне». Одного из сыновей Иакова звали Иуда, от его потомков произошло слово «иудеи». Причем потомок Иуды был не только иудеем, но также израильтянином и евреем, ведь он был в то же время потомком Иакова и Авраама.

«И благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3), — обещал Господь Аврааму. Новый Завет еще более детализировал благословение «завета с Авраамом», обещав израильтянам спасение, «…все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомя ну более» (Иер. 31:34).

Позднее откровение открыло, что спасение для еврейского народа и всех народов на Земле стало возможным благодаря тому, что Иисус Христос пришел в мир во плоти, как потомок Авраама. Вот почему Иисус сказал женшине-самарянке, пришедшей набрать воды к колодцу Иакова: «Спасение от Иудеев» (Иоан. 4:22).

Иисус Христос принял смерть на кресте, даровав тем самым спасение не только еврейскому народу, но и всему человечеству. «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира», — писал апостол Иоанн (1 Иоан. 2:2).

Итак, Ветхий Завет говорит об истории христианства. Что же касается 24 книг Нового Завета, то в них прослежены его первые шаги и развитие. Новый Завет повествует о рождении Христа, Его жизни, смерти и воскресении. И снова Бог пишет Свою историю руками людей. Эти люди рассказывают нам, как Иисус Христос исполнил пророчества Ветхого Завета и принес спасение всему миру. Авторы книг Нового Завета запечатлели также рассказы очевидцев о делах учеников Христа, проповедовавших повсюду, как можно спастись через веру в Христа.

А теперь, познакомившись с условиями возникновения и предысторией христианства, рассмотрим поближе его догматы.

Вероучение

Во времена апостолов — непосредственных представителей Господа Иисуса Христа — они, получая от Бога откровения, передавали полученные истины следующему поколению. Однако вскоре возникли споры о том, чему, на самом деле, учит Библия о себе самой, о Боге, Иисусе Христе, Святом Духе, грехе и спасении.

Авторитетный источник

Библейское христианство признает Библию — и только Библию — своим высшим авторитетом. Это — эталон, с которым сверяются все доктрины и практические дела. Считается, что Сам Бог вдохновил авторов оригиналов 39 книг Ветхого и 27 книг Нового Заветов (см. Мат. 5:18; 2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21). Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке (то есть на том языке, на котором тогда говорили евреи) и частично на арамейском, а Новый Завет — на греческом, который был универсальным средством общения во времена земной жизни Христа.

Здесь необходимо уточнить, что именно библейское христианство не считает богодухновенным. Так, не считаются богодухновенными люди, которых Бог избрал для написания Священного Писания, Будучи Богом чудес, Он мог водить рукой любого грешника и получить безошибочное изложение Своего Слова с сохранением персональных особенностей стиля каждого автора.

Также не считаются богодухновенными копии или переводы оригинальных рукописей. Правда, оригинальные манускрипты утрачены, но есть достоверные копии, помогающие воссоздать их тексты. Это примерно то же самое, как если бы кто-то продиктовал текст одного и того же письма нескольким переписчикам, а оригинал этого письма потом потерял. Собрав и сравнив сделанные копии, можно достаточно точно воспроизвести оригинальный текст.

Ни одно толкование, данное каким-либо человеком или какой-либо церковной группой, не считается окончательным. В противном случае именно толкование, а не сама Библия, стало бы источником вероучения. С точки зрения библейского христианства это просто недопустимо. Это нужно обязательно иметь в виду, рассматривая вероучения различных религиозных групп. Знакомясь на страницах этой книги с доктринами некоторых из них, вы еще не раз поймаете себя на мысли, что толкование того или иного лидера кажется порой более авторитетным, чем то, чему учит Священное Писание.

Что касается определения источников вероучения, то во времена раннего христианства были приняты стандарты, позволившие составить «канон» Священного Писания. Так, в число канонических вошли лишь те книги Нового Завета, которые были написаны апостолами или их непосредственными учениками. «Составление канона шло медленно и в основном завершилось лишь к 175 году от Р.Х., хотя авторство нескольких книг так и осталось спорным». К 367 году Отцы Церкви признали богодухновенными 66 книг. Это и есть те самые книги, из которых состоит сегодня наша Библия. И все, отвергающие любую из них или сомневающиеся в ее авторитетности, вступают в противоречие с библейским христианством.

Со времен реформации римско-католическая церковь наравне с Писанием признает авторитетными так называемые апокрифы, которые до этого не считались равными 66 каноническим книгам Библии. Ища аргументов в ожесточенной полемике с реформаторами по таким догматическим вопросам, как учение о чистилище, римско-католическая церковь на состоявшемся в Тренте в 1548 году соборе признала эти книги в качестве канонических. Те же, кто подвергал авторитет апокрифов сомнению, предавались анафеме.

Бог

Многие, находящиеся вне библейского христианства и придерживающиеся иных взглядов на мир, даже не считают Бога Личностью. Другие признают Его Личностью, но не верят, что Он — Троица.

Личность Бога

Когда кто-нибудь в западном мире заявляет, что верит в Бога, то первое, что приходит в голову, это то, что он имеет в виду Бога, о котором говорится в Библии. Этот Бог — Личность и у Него есть разум, эмоции и воля. Однако далеко не все имеют в виду именно Его. Индуизм, например, рассматривает Бога только как обезличенный философский абсолют, отрицая Его как Личность, обладающую разумом, эмоциями и волей. В Америке это вероучение оказало определенное влияние на многие религиозные группы, такие, например, как «Христианская наука», «Новый век», «Трансцендентальная медитация» и «Школа христианского единства».

В библейском христианстве практически мало кто оспаривал то, что Бог — Личность. Этот догмат, как правило, не вызывал сомнений. Деяния Божьи со всей очевидностью свидетельствуют о том, что Он — Личность, обладающая разумом, эмоциями и волей. Если бы это было не так, библейское повествование просто потеряло бы смысл.

Итак, те, кто отрицают Личность Бога, не являются христианами с точки зрения библейского христианства. Вместе с тем, хотя в рамках библейского христианства Личность Бога и не подвергалась сомнению, однако, не обошлось без дебатов об отношениях между различными лицами Божества.

Троица

«Господь един» — говорится во Второзаконии 6:4. Как же в таком случае соотносятся между Собой три лица Святой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух? Является ли только одно из них Богом, а остальные подчинены Ему? Споры об этом возникли еще в ранний период становления Церкви.

Для того, чтобы выразить веру в то, что эти три Личности — Одно, хотя и являются отдельными лицами, стали применять слово «Троица». «Оно означает, — поясняет Дж. У. Бромилей, — что каждое Божественное лицо имеет в полноте ту же сущность, составляющую содержание Личности Божества, причем эти единосущные лица Божьи не являются ни тремя богами, ни тремя частями или видами Бога, но являют собой Одного Предвечного Триединого Бога». Упоминание о Триедином Боге мы встречаем в одном из древнейших дошедших до нас документов, так называемом апостольском символе, датируемом 150 годом от Р.Х. «В наше время этот символ веры остается наиболее широко признанным и исповедуемым среди христиан.

«Этот символ веры, — говорит церковный историк Эрл Кэрнз, — обращает внимание на Личность и деяния каждого из трех лиц Святой Троицы».

Триединую природу Бога отрицают сегодня несколько религиозных групп. Среди них — «Свидетели Иеговы», «Унитарии-универсалисты», «Международный путь» и «Всемирная церковь Бога». Поэтому все они находятся вне библейского христианства.

Иисус Христос

Некоторые отрицают Личность Бога, другие — Личность Иисуса Христа. Они заявляют, что Христос — это не Личность, а всего лишь принцип. Есть и такие, которые, признавая Христа Личностью, не верят в то, что Он — Бог. Во что же верует библейское христианство?

Его Личность

Некоторые группы делают акцент на различии имен «Иисус» и «Христос». Имя «Иисус», говорят они, относится к Иисусу-человеку, а «Христос» означает принцип Христа, присущий каждому из людей. Таково, например, убеждение розенкрейцеров. «Христианская наука» заявляет, что слово «Христос» относится к «божественной идее». «Школа христианского единства» утверждает, что «Христос» — это «Божественный Разум». Библейское христианство никогда не разделяло ни одной из этих точек зрения, а имевшие место в его рамках дискуссии касались лишь вопроса о том, является ли Иисус Христос Богом.

Его Божественность

Споры о божественности Христа начались на самых ранних этапах становления Церкви. Был ли Он действительно Богом, или только человеком? Так, Арий (прибл. 250-336) «начал распространять точку зрения, что хотя Иисус и был Сыном Бога, Он не мог быть совечен со Своим Отцом; а посему Он отличен по существу от Божественного и есть Сам всего лишь тварь Божья».

Историк Эрл Кэрнз поясняет: «Свои разногласия по догматическим вопросам Церковь решала с помощью Вселенских соборов. Обычно их созывал и председательствовал на них Римский император. За всю историю Церкви состоялось семь Вселенских соборов, на которых был представлен весь христианский мир».

Первый Вселенский собор был созван императором Константином. Он состоялся в 325 году в городе Никее, в Вифинии (в настоящее время — Исник, Турция), и рассмотрел мнение Ария. Собор осудил точку зрения Ария как ересь и хотя его мнение еще некоторое время имело определенное влияние, к 381 году «церковь окончательно решила этот вопрос».

Позднее в церковных кругах появились разногласия по вопросу о том, как следует понимать два естества Христа. Некоторые подчеркивали Его Божественную сущность и приуменьшали Его человеческую природу, другие, наоборот, обращали особое внимание на Его человеческое естество, приуменьшая Его Божественность. IV Вселенский собор в Халкидоне в 451 году признал Его «истинным Богом и истинным человеком».

Библейское христианство верует в то, что Иисус Христос — Бог. В Евангелии от Иоанна (1:1) говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Из текста этой главы, особенно из 14 стиха, ясно, что «Слово» означает «Христос». Евреи того времени ясно понимали, что, назвав Бога своим Отцом, Он сделал Себя «равным Богу» (Иоан. 5:18). Вот почему Иисус мог сказать: «Я и Отец — одно» (10:30).

Тот, кто отрицает, что Иисус Христос — Бог, вступает в противоречие с точкой зрения исторического христианства, которая не изменилась с 325 года. Надо сказать, что подобные догматические отклонения — не новость. И сегодня «Свидетели Иеговы» и «Международный путь», утверждая, что Иисус Христос — не Бог, всего лишь повторяют ересь Ария, заклейменную I Вселенским собором. На нем было решено (и об этом мы всегда должны помнить), что если бы Иисус Христос не был Богом, Он не мог бы спасти людей.

Святой Дух

Некоторые религиозные группы наших дней, например «Всемирная Церковь Бога» (армстронгизм) и «Международный путь», утверждают, что Святой Дух не является Личностью. Дух есть как у человека, так и у Бога, говорят они, но поскольку Бог свят, то и Дух у Него Святой. Логика таких рассуждений ведет к отрицанию Личности Святого Духа, но и в этом нет ничего нового. Арий тоже утверждал, что Святой Дух — не Личность.

Константинопольский епископ (с 341 по 360 гг ) Македонии отрицал божественность Святого Духа (хотя вроде бы и признавал Его Личность). Его ересь была осуждена в 381 году на Вселенском соборе в Константинополе. Библейское христианство верит и в личностность, и в божественность Святого Духа.

В Библии о Святом Духе говорится как о Личности. Он делает то, что может делать только Личность: осуждает, направляет, открывает будущие события и прославляет Христа (см. Иоан. 16:7-15). Он проницает глубины и промыслы Божьи (см. 1 Кор. 2:10,11). Святого Духа можно огорчить (см. Еф. 4:30). Наконец, Святой Дух называется «Богом» (Деян. 5:3,4). То, что Он делает, посильно только Богу. Тот, кто отрицает личностность или божественность Святого Духа, противоречит тому, что говорится в Библии, и тому, во что верует библейское христианство.

Грех

Нуждается ли человечество в искуплении? И вообще, существует ли грех? Такие группы, как «Христианская наука», «Школа христианского единства» и появившееся относительно недавно движение «Новый век», отрицают библейское понимание греха. Любые «слабости» или «ошибки», утверждают они, могут быть преодолены мудростью и правильным их осмыслением, а не личными отношениями с Иисусом Христом.

Монах Пелагий, родом из Британии, живший в пятом веке, заявил, что человек способен по своему собственному разумению поступать так, как нужно, поскольку он создан таким же свободным, как и Адам, но не заражен его грехом. Блаженный Августин вступил с ним в полемику. «Грех делает человека неспособным творить добро, — утверждал Августин, — Поскольку мы рождаемся грешниками, мы не можем творить добро. Более того, поскольку мы сознательно предпочитаем плохое хорошему, мы должны отвечать за наш грех». Блаженный Августин утверждал, что «все наследуют грех от Адама и поэтому никто не может избежать первородного греха».

На Вселенском соборе, состоявшемся в 431 году в Эфесе, взгляды Августина были приняты с оговорками. Что касается воззрений Пелагия, то они были полностью отвергнуты. Библейское христианство считает, что человек по природе своей греховен и нуждается для спасения в благодати Божьей. Самостоятельно, рассчитывая только на собственные силы, человек преодолеть грех не в состоянии.

В Библии ясно говорится, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Дело в том, что грех достался нам в наследство от Адама. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Но мы — грешники не только по своей природе; мы грешники и по своим делам. Все мы нуждаемся в прощении, и даровать нам вечную жизнь может лишь Божья благодать.

Спасение

Нет ничего более важного, чем то, как человек примиряется с Богом. Если какая-то религиозная группа не принимает библейскую истину, гласящую, что все мы — грешники, она, естественно, не видит необходимости в спасении. Библейское христианство согласно с тем, что все люди — грешники. Однако и в нем нет полного единомыслия относительно того, как именно может человек примириться с Богом. Именно в этом вопросе разошлись римские католики и протестанты, выбрав во времена реформации разные пути.

Еще в начале 1500-х годов Мартин Лютер начал сомневаться в истинности утверждения римско-католической церкви, священником которой он был, что человек может заслужить милость Божью добродетельной жизнью и хорошими делами. Сомнения Лютера еще более возросли, когда он обратился к исследованию Посланий к Римлянам и Галатам. Особо потрясла его истина Писания: «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17; Гал. З:11).

Кроме того, Лютера приводила в негодование практикуемая римско-католической церковью продажа индульгенций. Продавец индульгенций Тецель заверял, что они «не только даруют прощение и освобождают от наказания за самые тяжкие грехи, но и распространяют эти свои свойства на умерших, находящихся в чистилище». Церковь учила, что каждый человек, пригодный для неба, должен, чтобы искупить свои грехи, провести некоторое время после смерти в месте, именуемом чистилищем. Индульгенцией назывался документ, который продавался за деньги и, якобы, освобождал человека от наказания за грехи. «Считалось, что Христос и святые во время своей земной жизни накопили столько заслуг, что лишние заслуги складываются в небесной сокровищнице, и папа может заимствовать их оттуда и раздавать живым верным .

Лютер, напротив, утверждал, что верующий получит прощение грехов без индульгенций, и выражал сомнение относительно полномочий папы влиять на судьбу душ в чистилище. В 1517 году Лютер прибил к дверям Виттенбергского храма свои девяносто пять тезисов. Так началась реформация. В ее основу были положены три великих принципа:

«1) — Только вера оправдывает человека; 2) — Все верующие имеют прямой доступ к Богу; и 3) — Библия является единственным авторитетным источником для веры и жизни».

Это противоречило римско-католическому учению, что: 1) — Человек может быть спасен только через церковь, 2) — Прощение грехов можно получить только через католического священника и 3) — Постановления и указы папы столь же авторитетны, как и Библия.

Через четыре года после начала реформации Лютер был отлучен от римско-католической церкви.

С начала реформации одним из определяющих признаков евангельского христианства стало особое значение, придаваемое им оправданию через веру. Другими словами, евангельские верующие считают, что человек может примириться с Богом только через веру в Иисуса Христа. Это утверждение ярко контрастирует с точкой зрения тех, кто полагает, что, помимо веры для спасения необходимы какие-то конкретные дела.

О том, что человек оправдан только верой, говорится в Послании к Римлянам (4:5): «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность», и в Послании к Ефесянам (2:8,9): «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

О том, что все верующие имеют прямой доступ к Богу через Иисуса Христа, говорится в 1 Послании к Тимофею 2:5: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

О том, что авторитетом является только Библия, говорится в нескольких местах Писания. Иисус сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мат. 4:4). Кроме того, Он сказал: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мат. 5:18). Ничего подобного никогда и нигде не говорилось о словах какого-либо человека или церковной иерархии.

Будущая жизнь

Библейское христианство учит, что все умершие воскреснут, что все, принявшие Божье спасение, будут наслаждаться вечным блаженством, тех же, кто его отвергает, ждут вечные муки.

Последователи восточных религий верят в перевоплощение. Эту веру восприняли и некоторые западные религиозные группы. Библейское христианство это полностью отрицает. Соглашаясь с тем, что Библия является единственным истинным авторитетом, мы должны согласиться и с тем, что говорится в Послании к Евреям 9:27: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд». Умерев, человек не получает второго шанса на спасение.

Каждый, кто верит в Иисуса Христа как Спасителя, получает прощение грехов и вечную жизнь. «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Иоан. 3:18). Сам Господь Иисус Христос обещал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24).

Те же, кто отвергают предложенное Богом спасение через веру в Иисуса Христа, будут навечно осуждены. В Евангелии от Матфея 25:46 говорится, что неверующие пойдут «в муку вечную», а в Откровении — что тот, «кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (20:15). Но никому из тех, кто уверует в Иисуса Христа как своего Спасителя, не придется испытать это ужасное осуждение.

Заключение

Когда мы слышим такие слова, как «христианин», «рождение свыше», «Бог» и «Христос», нужно иметь в виду, что далеко не все вкладывают в них то же значение, которое принято библейским христианством. Нам необходимо четко понимать, что подразумевает под этими терминами каждый, кто их употребляет.

Для того, чтобы определить, верит ли данное лицо или группа в библейское христианство, надо уточнить взгляды этих людей на такие понятия, как источник авторитета, Бог, Иисус Христос, Святой Дух, грех, спасение и будущая жизнь. Библия четко определяет каждое из них, и мы должны точно знать, чему именно учит Библия, и верить в ее истины.

От этого зависит наша вечная судьба.

Резюме

Название религии: Библейское христианство

Количество верующих: в США — около 40 миллионов человек (данные 1986 г.); во всем мире — больше 245 млн. человек

Вероучение

Авторитетный источник

Признает Библию единственным истинным авторитетом

Считает оригинальные тексты библейских книг богодухновенными

Не считает людей, записавших оригинальные тексты, а также копии, переводы и толкования текстов Писания, богодухновенными

Признает канон Священного Писания, в основном определившийся к 175 году

66 книг Библии считает каноническими с 367 г. по настоящее время

Со времен реформации римско-католическая церковь считает апокрифы не менее авторитетным источником, чем 66 канонических книг Священного Писания

Бог

Считает Бога Личностью, обладающей разумом, эмоциями и волей

Придерживается веры в Триединого Бога, выраженной еше в апостольском символе веры, датируемом 150 годом от Р.Х.

Считает, что три лица Божества едины, хотя и различны, причем все они единосущны и предвечны

Иисус Христос

Считает, что Иисус Христос — Личность, а не принцип

Утверждает, что имена «Иисус» и «Христос» относятся к одному и тому же лицу, являющемуся одновременно истинным Богом и истинным человеком

Вселенским собором в Никее (325 г.) осуждена ересь Ария, утверждавшего, что Иисус Христос — не Бог

Будущая жизнь

Считает, что все умершие воскреснут

Верит, что все, принявшие Божье спасение, будут наслаждаться вечным блаженством, а тех, кто его отвергает, ждут вечные муки

Отвергает идею перевоплощения или второго шанса на спасение после смерти

Святой Дух

Считает, что Святой Дух — Личность

Считает, что Святой Дух — Бог

Вселенский собор в Константинополе в 381 году осудил ересь Македония, утверждавшего, что Святой Дух — не Бог

Грех

Верит в грешную природу человека Вселенский собор в Эфесе в 431 г. осудил учение Пелагия, утверждавшего, что человек способен сам совершать то, что правильно

Спасение

Протестантизм считает, что человек оправдывается только через веру, что каждый верующий имеет прямой доступ к Богу и что Библия — единственный авторитетный источник

Римские католики считают, что спасение человека возможно только через церковь, что только от католического священника можно получить отпущение грехов, и что предание и указы папы столь же непогрешимы, как и Библия

Рекомендуемая литература

Cairns, Earle E. Christianity Through the Centuries. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1954, 1981.

Elwell, Walter A., ed. Evangelical Dictionary of Theology. Grand Rapids: Baker Book House, 1984.

Gerstner, John H. «Table Showing Traditional Christian Doctrines,» in The Theology of the Major Sects. Grand Rapids: Baker Book House, 1960, 1979.

McDowell, Josh, and Stewart, Don. «The Beliefs of Orthodox Christianity,» in Handbook of Today’s Religions. San Bernardino, CA: Here’s Life Publishers, Inc., 1983.

Robertson, Irvine. «Major Doctrines of Orthodox Christianity,» in What the Cults Believe. 4th ed. Chicago: Moody Press, 1983.

Ryrie, Charles C. Basic Theology. Wheaton, IL: Victor Books, 1986.