1. Что говорит Библия о церковной дисциплине

Чему Библия учит в вопросе церковной дисциплины? Нам нужно исследовать, что говорит Библия о дисциплине в обществе святых людей. Этот вопрос нужно внимательно изучить, имея в виду то, что он весьма деликатный, и что ответственность за сохранение дисциплины возложена исключительно на пасторов церквей. Эта истина изложена следующими словами: Евр. 12:12-13 — «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена… дабы хромающее не совратилось, а лучше исправилось».

Цель Бога заключается не в том, чтобы уничтожить, но чтобы исправить согрешающих верующих и сделать их плодоносными на Его ниве.

Евангелизация призвана для того, чтобы церковь служила внешнему миру, т.е. тем, кто находится в грехах. Церковная дисциплина — это служение для тех, кто уже находится в церкви, но связаны грехом. Осуществляемое с любовью поддержание церковной дисциплины поможет святым. находящимся в грехах, осознать греховность их поведения и несовместимость такого поведения с их верою в Христа. Церковная дисциплина предназначена для того, чтобы люди осознали свои грехи и покаялись в них.

Для того, чтобы лучше понять проблемы, которые возникают в церквях, не поддерживающих церковную дисциплину, рассмотрим некоторые Библейские примеры.

Коринф

Апостол Павел упрекает коринфян в отсутствии церковной дисциплины, указывая на известный всей церкви случай аморального поведения её члена: 1 Кор. 5:1 — «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего».

Греческое слово «порнея», переведенное как «блудодеяние», выражает общую идею супружеской неверности, а в данном случае — кровосмешение, когда молодой человек вступил в половую связь со своей сводной матерью (жену отца своего). Сравнивая это место с Матф. 14:4, 22:28, а также 1 Кор. 7:2, 29, можно заключить, что речь шла именно о кровосмесительной связи. В Ветхом Завете были строго запрещены кровосмесительные браки (Лев. 18:6-18; Втор. 22:30). Случаи кровосмесительных браков не были особой редкостью среди язычников; однако, они не были распространённым явлением и не одобрялись обществом.

Как же коринфская церковь отнеслась к такому постыдному случаю?

Коринфские верующие столкнулись с другою серьёзною проблемою — они возгордились собою (1 Кор. 4:6-7; 18-19). Они гордились своими руководителями, своей мудростью и своей свободой. Они считали, что их церковь намного лучше, чем другие церкви в Македонии и Ахаие.

Ослеплённые гордостью, они просто не заметили, что в их церкви произошло такое мерзкое событие. Апостол Павел, когда говорил: «И вы возгордились» (ст. 2), не имел в виду, что они возгордились этим случаем блудодеяния (как проявлением их духовной свободы в Христе), но что они допустили гордость, несмотря на этот случай. Они считали себя настолько совершенными христианами, что просто обратили мало внимания на этот постыдный случай. Грех, который должен был бы погрузить их в великую печаль, на самом деле, не смог даже поколебать их самодовольство.

В своё оправдание они не могли сослаться на незнание. В 9-ом стихе апостол напоминает им: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками». Послание, о котором упоминается здесь, было написано раньше 1-го Послания к Коринфянам, и в нём говорилось о церковной дисциплине и об отношении церкви к согрешающим членам, но оно не дошло до наших дней. В ст. 11 апостол Павел приводит более подробное напоминание о содержании этого несохранившегося послания: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником, с таким даже и не есть вместе».

И поскольку церковь не поступила так, как она должна была поступить, апостол Павел, пользуясь данной ему апостольской властью, предписывает, какое дисциплинарное взыскание должно быть наложено на согрешившего.

Коринфская церковь пренебрегла своею ответственностью в вопросах церковной дисциплины и должна была пожать соответствующие плоды.

Упущения в вопросах, относящихся к церковной дисциплине, неизбежно приведут к компромиссам и в других вопросах. Коринфяне стали судиться между собою, злоупотреблять своей свободой, пренебрегать святостью Вечери Господней, преуменьшать значение любви, неправильно пользоваться своими дарами и даже допустили сомнение в воскресении умерших. Церковная дисциплина стала своеобразным водоразделом в Коринфской церкви. Пренебрежение вопросами дисциплины послужило отправной точкой для скольжения вниз по наклонной плоскости.

Фиатира

В Откр. 2:19 мы читаем: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твоё, и то, что последние дела твои больше первых».

Однако, подобно Коринфской церкви, церковь в Фиатире, одолеваемая самодовольством, пренебрежительно отнеслась к проявлению безнравственности в её среде. Такое самодовольство подогревалось лжеучением исходившим от «Иезавели». Это имя очевидно выбрано иносказательно с целью напомнить о жене царя Ахава, который благодаря ей стал поклоняться Ваалу и ввёл в этот грех всё Северное Израильское Царство (3 Цар. 16:31; 18:19). Служение Ваалу было не только идолопоклонством, но оно также поощряло ритуальную проституцию. Поклонники Ваала вступали в храме Ваала в половое сношение со жрицами, служившими при храме, с тем, чтобы возбудить жажду в Ваале и склонить его к совокуплению с богинями и, таким образом, повысить урожай земли. Подобно тому, как под влиянием Иезавели израильтяне впали в безнравственность, верующие в Фиатире под влиянием ложного пророчества тоже склонились к безнравственному поведению.

В Фиатире существовал особый моральный климат, толкавший к безнравственному поведению. Поскольку экономика города была основана на торговле, и всеми делами в городе управляли торговые гильдии, которые были тесно связаны с языческими религиями, то отказ от членства в такой гильдии означал социальную изоляцию и потерю работы. Ссылаясь на слова «…идол в мире ничто…» (1 Кор. 8:4), «Иезавель» учила, что верующие не должны впадать в нищету из-за того, что они отказываются подчиняться правилам торговых гильдий, а для этого они должны подчиняться им. То, что религиозные праздники требовали половой распущенности, по-видимому, нисколько не тревожило ни «Иезавель», ни её последователей (Откр. 2:20-21).

Это учение можно вкратце свести к следующему: духовность верующего человека не зависит от того, как он живёт в теле, и, по учению Иезавели, фиатирским верующим следовало участвовать в языческих религиозных обрядах (даже, если они были тесно связаны со служением диаволу) и тем показать миру, что зло теряет всякую силу перед лицом Божьей благодати.

Поскольку церковь не приняла никаких дисциплинарных мер, Господь пообещал, что Он Сам сделает это (Откр. 2:22-23). Причём Он пообещал не только показать виновных, но также сдвинуть светильник церкви.

Ничто не говорит о себе так громко, как духовный мрак.