6. Грехи, требующие наказания

Какие же грехи церковь должна считать достойными наказания? Я не знаю ни одной деноминации и ни одного вероисповедания, которое перечислило бы грехи, заслуживающие церковного наказания. В Библии, однако, приведены несколько списков грехов, которые могут послужить основанием для нахождения ответа на этот вопрос. Некоторые верующие считают, что составление подобного списка грехов напоминает «охоту на ведьм». С другой стороны, обращение к указаниям, данным в Св. Писании, должно побудить тех, кто заинтересован в вопросе поддерживания церковной дисциплины, обратить внимание на конкретные случаи, а не на различие чисто личностного характера. Касаясь вопроса церковной дисциплины, Ап. Павел пишет: 1 Кор. 5:11 — «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».

Немного дальше апостол Павел снова перечисляет некоторые из грехов и добавляет: 1 Кор. 6:9-10 — «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые — Царства Божия не наследуют».

Подобные поступки характерны для тех, кто не знает Господа Иисуса Христа. Верующие в Христа, допускающие такие поступки, должны подвергнуться обличению и церковному наказанию. В Гал. 5:19-21 Ап. Павел приводит список «дел плоти», уверяя, что таковые «не наследуют Царствия Божия».

Гал. 5:19-21 — «Дела плоти известны; они суть: прелюбодение, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».

Выражение «и тому подобное» указывает на то, что этот список не полон. Вполне понятно, что такие поступки у верующих достойны церковного наказания. Подобный список грехов привёл и Иисус Христос: Марк 7:21-22 — «Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство».

Во 2-ом Послании к Тимофею Ап. Павел перечисляет основные характеристики людей, которые будут жить в последнее время. Вот они: 2 Тим. 3:2-4 — «Ибо будут люди самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, злоречивы, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы».

В Послании к Титу апостол говорит о еретиках (Тит. 3:10), от которых, если они не желают исправиться, нужно удаляться. В Послании к Римлянам он также пишет: Рим. 16:17 — «Умоляю вас. братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них».

Должна ли церковь на основании вышеперечисленных мест составить список грехов, требующих дисциплинарного взыскания? Должны ли такие меры применяться ко всем или только к некоторым? На эти вопросы отвечает Ап. Павел: Гал. 7:1 — «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».

Обратите особое внимание на слова «в какое согрешение». Ясно, что он не выделяет какие-то особенные грехи. Ту же самую мысль, по-видимому, выразил и Иисус Христос в Матф. 5:23-24, где Он повелевает Своим слушателям примириться со своим братом прежде, чем обращаться к Богу. Говоря о грехе, Он употребил слово «что-нибудь».

Из Гал 6:1 и Матф. 5:23-24 ясно вытекает, что любое согрешение должно привести к обличению и последующему исправлению. Дениэл Урей, пастор и автор книги «Библейская церковная дисциплина» пишет: «Библейские доктрины, определяющие поведение верующих, требуют определённой дисциплины». Дисциплинарные меры могут быть различными, в зависимости от конкретного согрешения, однако, любой известный грех должен повлечь за собою какое-то взыскание. Конечно, оно не означает, что верующие должны надеть на себя форму гестапо и внимательно следить друг за другом. Но, как члены семьи Христовой, они должны, руководствуясь любовью, исправлять друг друга.

Грехи, требующие церковного наказания можно разделить на четыре категории: нарушения Христовой любви, единства, законов истины. Нарушение любви — это личное согрешение против брата или сестры (см. Матф. 5:23-24). Нарушение христианского единства — это такие действия, которые нарушают мир в церкви (Рим. 16:17; Тит. 3:10). Нарушение христианского закона или христианской морали — это нарушение этических правил, установленных в Ветхом и Новом Заветах, и в данном случае перечисления грехов, которые мы находим в Св. Писании, помогают нам установить те действия и поступки, которые представляют собой грехи данной категории. Нарушение христианской истины — это отвержение важных Библейских доктрин, и Библия называет это ересями (1 Тим. 6:3-5; Тит. 3:10; 2 Иоан. 7-10).

Церковь нашего 20-го столетия должна обратить внимание на христианскую дисциплину. Она ключ к эффективным взаимоотношениям в семьях, в церквях и в мире, поскольку церковное дисциплинирование направлено на исправление, а не на осуждение. Дисциплинарное взыскание должно следовать сразу же после согрешения и тогда оно будет иметь самое сильное влияние на будущее поведение. Оно способствует тому, чтобы верующие имели истинную любовь (см. Ефес. 4:15).

Проявляет ли современная церковь заботу о соблюдении дисциплины? Иисус Христос заботился об этом. И Его последователи, как Его Невеста, должны заботиться о своей чистоте и готовности встретить Его, когда Он снова придёт на землю.